Идея развития личности в истории психологии

5. Суждение. Мы учимся доверять собственному суждению и нашим инстинктам и действовать соответственно. Маслоу уверен, что следование нашим инстинктам ведет к более точным решениям о том, что наиболее правильно для каждого из нас — лучшие произведения живописи, лучшее в музыке, лучшая пища, а также что лучше в крупных жизненных решениях, таких как женитьба и карьера.

6. Саморазвитие. Самоактуализация является также непрекращающимся процессом развития потенциальных возможностей человека. Это значит, что человеку следует использовать свои способности и интеллект и «хорошо делать то избранное дело, которое хочется делать» Самоактуализация заключается в том, что, приняв решение посвятить свою жизнь духовному росту и полному развитию своих способностей, индивид стремится к цели и придерживается соответствующего поведения. В работу по самоактуализации входит способность выбрать достойную, требующую творческих усилий цель.

7. Вершинные переживания. Особенно радостные и волнующие моменты в жизни каждого человека. Это моменты, когда  мы наиболее увлечены , взволнованы и захвачены жизнью (чувство прекрасного, чувство сильной любви, чувство восторга…)

8. Отсутствие защиты для собственного «я». Дальнейшим шагом в самоактуализации будет необходимость распознать защиты нашего «я» и бороться с ними в соответствующий момент. Для этого нам надо лучше знать пути, по которым происходит искажение представления о самих себе и образах внешнего мира — путем подавления, проецирования и других средств такой защиты.[18]

Говоря о влиянии возраста на самоактуализацию имндивида А.Маслоу утверждал: «Разработанные мною критерии самоактуализации позволяют мне с большой долей уверенности утверждать, что феномен самоактуализации не встречается у молодежи. Молодые люди, по крайней мере в нашей культуре, не успевают вполне сформировать представление о себе и обрести самостоятельность: в силу недостатка опыта они не в состоянии постичь тихую постромантическую любовь и преданность; они, как правило, еще не нашли свое место в этой жизни, не нашли свое призвание, не выстроили тот алтарь, на который могли бы положить все свои способности и таланты. У них нет пока собственной системы ценностей, нет жизненного опыта, который предполагает не только переживание успеха, но и переживание неудачи, трагедии, поражения, равно как и чувство ответственности за близких людей; они не освободились от перфекционистских иллюзий и не стали реалистами, они не примирились со смертью, не научились терпению: они не успели познать свои пороки и потому не умеют сострадать порокам других; они пока не умеют быть снисходительными к родителям и взрослым, уважать власть и авторитеты; они не получили достаточного образования и не открыли для себя пути, ведущие к мудрости; им недостает мужества, чтобы достойно принять безвестность, отсутствие признания, они стесняются быть хорошими, добродетельными людьми, и т.д. и т.п.»[19]

 

2.1.2 Факторы, препятствующие психологическому развитию.

«Хотя, в принципе, самоактуализация легка, на практике она случается редко (по моим подсчетам, самоактуализируется меньше 1% взрослого населения)» [20]

Поскольку самоактуализация находится на вершине иерархии потребностей, она является слабейшей потребностью, и на нее почти неизбежно воздействуют ситуации фрустрации основных потребностей. Кроме того, многие люди не стремятся к. самопознанию, занимающему центральное место в процессе самоактуализации. Они боятся изменений в привычном уровне самоуважения и в оценке собственного имиджа, которые приносит самопознание.

«Приходится признать, что многие люди предпочитают хорошему плохое, что личностный рост, часто будучи болезненным процессом, пугает человека, что мы не обязательно любим то лучшее, что даровала нам природа, нередко мы просто боимся его; приходится признать, что большинство из нас испытывает двойственное чувство к таким ценностям как правда, красота, добродетель, восхищаясь ими, и, в то же самое время, остерегаясь их проявлений»[21]

Процессу самоактуализации могут препятствовать:

1) негативное влияние прошлого опыта и возникшие в результате этого опыта вредные привычки, мешающие нам изменить непродуктивное поведение;

Вредные привычки часто препятствуют личностному росту. Согласно Маслоу, в список таких привычек входит привыкание к наркотикам или алкоголю, неправильное питание и тому подобные особенности поведения, отрицательно влияющие на здоровье и работоспособность. Неблагополучное окружение или слишком жесткое, авторитарное воспитание также способствуют появлению непродуктивных привычек, в основе которых лежит неправильная жизненная ориентация. Кроме того, любые глубоко внедрившиеся вредные привычки со временем начинают препятствовать личностному росту, уменьшая эмоциональную гибкость и способность воспринимать все новое, то есть качества, необходимые индивиду для того, чтобы он мог эффективно действовать в различных ситуациях.

2) влияние социума и давление группы, которые зачастую противоречат нашим собственным вкусам и суждениям;

Давление группы и социальная пропаганда, как правило, тоже ограничивают возможности развития личности. Они мешают индивиду проявлять самостоятельность, душат способность к независимым суждениям, принуждая человека заменить собственные суждения и вкусы на общепринятые стандарты. Общество может внушать индивиду искаженные представления о человеческой природе. Например, по западным представлениям, многие наши инстинкты изначально греховны и должны находиться под постоянным контролем или вообще подавляться. Маслоу доказывал, что это негативное отношение может препятствовать развитию и что как раз противоположное мнение является правильным, то есть наши инстинкты в основном хороши, а присущее человеку стремление к развитию является основным источником мотивации его действий.

«Человеческая природа чрезвычайно податлива, податлива в том смысле, что культура и среда с легкой небрежностью угнетают или даже убивают в нас присущий нам генетический потенциал, но они не в состоянии породить его или усилить плохое общество угнетает развитие врожденных возможностей человека.»[22]

3) внутренние «защиты», мешающие человеку понять самого себя.

«Защита эго», по мнению Маслоу, является внутренним препятствием развитию личности. Для того чтобы разрешить проблемы с «защитами», прежде всего необходимо понять их сущность, против чего они направлены, и механизм их действия. Затем индивид должен попытаться свести к минимуму деформации, создаваемые «защитами» в собственной психике. Маслоу добавляет к традиционному психоаналитическому списку защиты еще две — десакрализацию и комплекс Ионы.

Десакрализация

Термин десакрализация (desacralization) относится к акту обеднения психической жизни из-за того, что индивид отказывается серьезно и заинтересованно относиться к жизни. Сегодня лишь немногие культурные и религиозные символы удостаиваются того внимания и уважения, которым некогда пользовались, и, соответственно, они потеряли власть потрясать, вдохновлять и даже мотивировать наши поступки. Маслоу часто обращал внимание на то, как изменилось отношение к основным человеческим ценностям. Он рассматривал отношение к любви и сексу как характерный пример десакрализации. Конечно, более легкое отношение к сексу облегчает душевные страдания, вызванные неудачами на этом фронте. Но при этом, по мнению Маслоу, любовные переживания потеряли былую власть, уже не вдохновляют художников и писателей, и вряд ли в наши дни появятся новые Ромео и Джульетта.

Комплекс Ионы

Комплексом Ионы (Jonah complex) Маслоу называет нежелание индивида реализовать свои природные способности. Подобно тому как библейский персонаж Иона пытался избежать ответственности пророка, многие люди тоже избегают ответственности, опасаясь в полную меру использовать свои возможности. Они предпочитают ставить перед собой незначительные цели, не стремятся добиться успеха в карьере и проявить себя. Такое отношение к жизни распространено среди студентов, которые живут себе помаленьку, используя только часть своих талантов.

Этот «страх величия», возможно, является наиболее опасным барьером для самоактуализации. Насыщенная, деятельная жизнь многим представляется невыносимо трудной. В моменты большого счастья и радости люди часто говорят: «Это слишком много для меня» или «Мне этого не выдержать». Корни комплекса Ионы можно увидеть в том, что люди боятся изменить свое неинтересное, ограниченное, но налаженное существование, боятся оторваться от всего привычного, потерять контроль над тем, что уже есть.

 

2.2 Карл Роджерс


Тенденция к самоактуализации присуща любому живому организму. Самоактуализация — это стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма

Роджерс считает, что стремление к полной самореализации является врожденным для каждого из нас. Так же, как растения развиваются, чтобы вырасти здоровыми, как семя содержит в себе стремление стать деревом, так и человек склоняется к тому, чтобы обрести целостность и наиболее полно реализовать себя. Хотя Роджерс не включал в свои формулировки никаких религиозных или духовных аспектов, другие ученые развили его теории и внесли в них понятия о трансцендентных.

Стремление к здоровому развитию не является подавляющей силой, которая сметает в сторону любые препятствия на своем пути. К.Роджерс видит ее просто как преобладающую и мотивирующую силу в человеке, действующем свободно, силу, которая не ослаблена ни событиями прошлого, ни установками настоящего. Утверждение о том, что рост возможен и является главной целью организма — один из главных постулатов Роджерса.

Для Роджерса тенденция к самоактуализации является не просто каким-то одним побуждением среди множества других, а центром, на котором сфокусированы все остальные стремления.[23]

 

2.2.1 Факторы, препятствующие психологическому развитию.

Помехи появляются у человека уже в раннем детстве, они присутствуют и на нормальных стадиях развития. Уроки, полезные в одном возрасте, могут принести вред на более поздней стадии. Роджерс не останавливается на специфических препятствиях в развитии личности, а рассматривает паттерны, потенциально ограничивающие личность ребенка.

«Когда ребенок взрослеет и его личность развивается, проблема может оставаться. Развитие личности осложняется отрицанием фактов, противоречащих искусственно созданной «хорошей» «я»-концепции. Для того чтобы сохранить ложный образ «я», ребенок продолжает искажать собственные переживания. Чем больше искажение, тем больше шансов у ребенка совершить ошибку и столкнуться с дополнительными проблемами. Первоначальные искажения в результате могут проявиться в спутанности поведения, ошибках и смущении.»[24]

Существует и обратная связь. Каждый пример несоответствия между «я» и реальностью усиливает дисбаланс личности, который, в свою очередь, вызывает защитные реакции, неспособность человека воспринимать новый опыт и создает условия для новых проявлений несоответствия.

Иногда защитные механизмы не срабатывают. Человек начинает осознавать очевидное несоответствие между своим поведением и убеждениями. В результате он может испытывать хронический страх, тревожность, стремление уйти и даже психоз. Роджерс пишет о том, что психотическое поведение, по-видимому, возникает из-за отрицания какого-то аспекта предыдущего опыта человека.

 

Глава 3: Самостоятельные теории личности

 

3.1 Джордж Келли


Д.Келли полагал, что любой человек, в независимости от того является ли он учёным-теоретиком или простым человеком,  подвержен процессу постоянного изменения и роста.

Основным понятием в работах Д. Келли является понятие «конструкта», с помощью которого человек воспринимает себя, события и создаёт картину мира. Конструкт – это своего рода призма, через которую человек воспринимает реальность. По мнению, Д. Келли не существует абсолютных понятий и истин. Каждый человек видит реальность по-своему, субъективно, интерпретируя её на основе своей системы конструктов. Конструирование событий – попытка предвосхитить будущее событие на основе прошлого опыта и приобретённых знаний.

Посредством конструктов, люди устанавливают связь с внешним миром, и некоторые конструкты, в этом смысле могут оказаться более  эффективны, чем другие (эффективные конструкты работают во благо человека).

В любой конкретный момент времени индивидуум может быть понят как система, имеющая более или менее определенные размеры. Однако это вовсе не обязательно что-либо говорит о том, чем способен стать данный индивидуум в будущем.

По мнению Д.Келли, человеческие конструкты довольно гибки, поскольку люди способны видоизменять и заменять их. А так же имеется неограниченный выбор возможностей для построения конструктов ситуаций и собственной личности, что обеспечивает возможность изменения и роста.

В любой конкретный момент времени индивидуум может быть понят как система, имеющая более или менее определенные размеры. Однако это вовсе не обязательно что-либо говорит о том, чем способен стать данный индивидуум в будущем.[25]

 

3.1.1 Факторы, способствующие и препятствующие личностному развитию.

Теория личных конструктов рассматривает человеческую личность, как текучую и способную к изменению и росту путём преодоления самой себя и того, что сконструировано в качестве её нынешних возможностей. Агрессивные и творческие силы внутри человека, которые заставляют его исследовать, конструировать, и реконструировать свой мир, естественным образом способствуют человеческому росту, в то время, как угроза, страх и тревога могут стать помехой для роста. По д.Келли, значение агрессивности, а так же угрозы, страха и тревоги находится в тесной связи с личными конструктами. Это единый динамичный процесс, в котором конструкты сталкиваются между собой, меняются и становятся более жёсткими и громоздкими, что тоже бывает.

Люди, которые всегда используют только фиксированные конструкты, могут быть продуктивны, но не способны к творчеству.

Творчество наполняет любое развитие человека, так как это процесс,  посредством которого люди освобождать себя от узких, жёстких способов конструирования и открывать для себя новые формы и горизонты бытия в мире.


3.2 Курт Левин


К.Левин является автором и основателем психологической теории поля. Теория психологического поля – метод анализа жизненного пространства отдельного человека или группы людей, описывающий закономерности поведения и взаимодействия индивидов, а так же раскрывающий различные психологические явления.



«Лучше всего теорию поля охарактеризовать, как метод, а именно метод анализа причинных соотношений и построения научных конструкций»[26]


Основы теории поля заключены в следующих понятиях: Жизненное пространство является ключевым понятием в теории поля Курта Левина. Содержание этого термина включает в себя все множество реальных и нереальных, актуальных, прошлых и будущих событий, которые находятся в психологическом пространстве индивида в данный момент времени. Это могут быть ожидания, цели, образы притягательных (или отталкивающих) объектов, реальные или воображаемые преграды на пути достижения желаемого, деятельность человека и т. д. В общем, все, что может обусловить поведение личности. Исходя из этого, поведение — это функция личности и ее жизненного пространства в данный момент времени.

Психологическое пространство состоит из разных секторов, регионов, которые графически изображаются разделенными границами. Границы обладают свойством проницаемости. Чем «жестче» граница, барьер, тем толще линия, ее изображающая. Факт жизненного пространства — все, что может быть осознано человеком. Событие — результат взаимодействия нескольких фактов. Количество секторов, регионов определяется количеством фактов, находящихся в данный момент в жизненном пространстве.[27]

Связь между регионами осуществляется посредством локомоций. Локомоции (действия) могут происходить как в реальном физическом пространстве, так и в нереальном, воображаемом. Функция локомоций заключается в регуляции напряжения в жизненном пространстве человека. Уровень напряжения одного сектора может регулироваться за счет осуществления локомоций в другом секторе.

Притягательный регион имеет положительную валентность, а отталкивающий — отрицательную.  Под валентностью понимается свойство объекта притягивать или отталкивать. То есть речь идет о ценности региона для человека. Есть регионы, которые имеют для человека нейтральную валентность.

 

3.2.1 Факторы, способствующие  личностному развитию.

Развитие личности Курт Левин описывал как движение от одного региона к другому, являющемуся новым для индивида, то есть включение в жизненное пространство какой-то новой неизвестной зоны, движение к которой реорганизует все пространство в целом. Еще один конструкт, который использует Левин для описания развития личности, — это дифференцированность личностного пространства. Чем больше дифференциация, тем на более высокой ступени развития находится личность. Дифференциация характеризуется широтой и степенью. Поэтому развитие можно описать как:

·        увеличение широты жизненного пространства в отношении

а) того, что является частью психологического настоящего;

б) временной перспективы в направлении психологического прошлого и психологического будущего;

в) измерения реальность—ирреальность;

·        растущую дифференциацию каждого уровня жизненного пространства на множество социальных связей и областей деятельности;

·        растущую организацию жизненного пространства;

·        изменение общей подвижности или жесткости жизненного пространства.

 

3.2.2 Факторы, препятствующие личностному развитию.

Видимо, невозможность достичь равновесия на другом, новом уровне жизненного пространства может быть препятствием на пути к развитию человека. К.Левин отмечает:

1. Любая фиксация достаточно большой части целого в неизмененном состоянии должна вести к регрессии. Насыщение может возникать в ситуации, в которой одна и та же деятельность повторяется снова и снова, то есть когда определенные области человека удерживаются в более или менее неизмененном состоянии.

2. Мы должны ожидать регрессию, если уменьшается прочность границ.

3. Ограничение вариантов паттернов вызвано двумя группами факторов. Одна группа имеет отношение к степени дифференциации, диаметру целого и прочности границ секторов. Вторая группа касается диапазона состояний, которые может иметь регион, не исчезая Левин полагал, что в отношении первой группы факторов изменения происходят у взрослых, а в отношении второй — у детей.

Таким образом, препятствиями личностного роста являются фиксация на отдельном регионе, насыщение, низкая прочность границ и недифференцированность жизненного пространства.[28]



Глава 4: Сравнительная характеристика

Школа

Учёный

Представление о развитии личности

Критерии здоровой (в достаточной мере развитой ) личности

Факторы, способствующие личностному развитию и движущие силы развития

Факторы, препятствующие личностному развитию и возможные трудности на пути личностного роста

Психоанализ

З.Фрейд

Приспособление, адаптация к окружающей среде.

Здоровая (развитая) личность способна любить другого человека «ради него самого» и работать, стремясь создать нечто полезное и ценное.

Движущими силами психического развития служат врожденные и бессознательные влечения. Основа развития личности – энергия Либидо. Успешное прохождение всех стадий психо-сексуального развития, использование в качестве психологической защиты сублимацию.

Фиксация (своего рода, застревание) на определённых стадиях психосексуального развития.

К.Юнг

Индивидуация.

Психика имеет врожденное стремление к целостности, к достижению единства сознания и бессознательного

Имеющая баланс и порядок в душе, реализующая индивидуальные уникальные паттерны собственного развития, познающая себя, развивающая свою самость

Раскрытие, познание и интеграция различных частей психики, развитие самости.

На пути индивидуации возможны следующие препятствия: идентификация с одной из частей психики (персона), игнорирование, непризнание своей неприятной стороны (тени), опасность быть поглощённым коллективным бессознательным, раздувание эго,  Возможная потеря контроля

А.Адлер

Сущность психологического развития: в движении от эгоцентричной цели достичь личного превосходства к позиции конструктивного воздействия на окружающую среду и на развитие общества.

Черты здоровой личности: Конструктивное стремление к превосходству, плюс сильный социальный интерес и кооперация. Реализуется через работу, дружбу и любовь.

Главная движущая сила личности — стремление к совершенству или к превосходству. Самосознание и контроль над своей судьбой  (Свобода).

Обстоятельства, связанные с детством: органическую неполноценность, избалованность и заброшенность, которые порождают в итоге искажённый взгляд на мир и пагубный стиль жизни

Э.Эриксон

Каждый человек, в течение всей жизни, проходит 8 стадий развития, на каждой из которых возможен, как положительный, так и отрицательный результат.

Успешный выход из каждой стадии, характеризующийся балансом и равновесием. (индивидуален для каждого из 8 этапов развития.)

Каждая стадия характеризуется специфической задачей развития, или кризисом, который должен разрешиться для того, чтобы человек перешел к следующей стадии. Переход осуществляется  или не осуществляется автоматически, в зависимости от успешности прохождения предыдущей стадии.

Несбалансированность, негибкость, чрезмерность на выходе стадий развития

Гуманистическая школа

А.Маслоу

Развитие – это процесс становления человека человеком через движение вверх по иерархии потребностей  к самоактуализации (полному и творческому применению своих способностей), развитие каждого человека в своём индивидуальном и неповторимом стиле.

Основные характерные черты самоактуализирующихся людей: креативность, свободный взгляд на жизнь, непосредственность, смелость и упорная работа


Восемь способов, ведущих к самоактуализации:

1.Выбор роста

2.Самопознание (познание своей истинной природы, своей сути) 

3. Честность и ответственность за свои действия

4. Концентрация

5. Суждение (понимание что наиболее правильно для себя)

6. Саморазвитие

7. Вершинные переживания 8. Отсутствие защит

Фрустрации физиологических и психологических потребностей, а так же:

негативное влияние прошлого опыта и возникшие в результате этого опыта вредные привычки, мешающие нам изменить непродуктивное поведение

 давление группы, которые зачастую противоречат нашим собственным вкусам и суждениям

внутренние «защиты», мешающие человеку понять самого себя.

К.Роджерс

Врождённое стремление к полной самоактуализации. Самоактуализация — это стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению. Рост возможен и является главной целью любого организма.

Обладает здоровой «Я-концепцией», в центре которой гибкая и адекватная самооценка

Отсутствие, умение справляться с препятствиями, встающими на пути развития.

Искажение восприятия из-за «ложного образа я», растущее несоответствие между видением себя и реальностью


К.Левин

Расширение зоны личностного пространства путём включения в неё новых регионов. Развитие- это не прекращающаяся жизненная динамика.

К.Левин не формулирует понятия здоровой личности. Тем не менее, осмелюсь предположить, что здоровой личностью в рамках теории поля можно считать человека с широким, подвижным и высоко дифференцированным жизненным пространством, способным к дальнейшему развитию.

Увеличение широты жизненного пространства

растущую дифференциацию каждого уровня жизненного пространства

растущую организацию жизненного пространства

изменение общей подвижности или жесткости жизненного пространства.

Препятствиями на пути  личностного роста являются фиксация на отдельном регионе, насыщение, низкая прочность границ и недифференцированность жизненного пространства

Д.Келли

Естественный процесс для каждого человека, преодоление себя, путём  изменения конструктов и, вытекающих из них нынешних возможностей.

Д.Келли не рассматривает такого понятия. Однако можно предположить, что здоровая личность имеет эффективные, гибкие конструкты, проявляется творчески в формировании новых конструктов, посредством чего открывает для себя новые горизонты бытия в мире.

Агрессивные и творческие силы внутри человека, которые заставляют его исследовать, конструировать, и реконструировать свой мир.

Угроза, страх и тревога. А так же чрезмерная жёсткость, фиксированность, негибкость уже имеющихся конструктов, которая подавляет творческие проявления.




Заключение.


В результате проделанной работы, были получены ответы на вопросы поставленные в рамках задачи.

Резюмируя проведённое исследование, и находя общее  в изученных теориях личности, можно сделать ряд выводов:

1.                 Развитие личности носит преимущественно позитивный характер.

2.                 По мнению большинства представленных авторов, развитие является органичным и естественным жизненным процессом.

3.                 Развитие движимо внутренними силами личности  или природными силами.

4.                 Ограничения в развитии, как правило, связываются  в равной степени, как с неблагоприятными условиями среды, преградами внешнего мира, так и  с внутренними трудностями.

Если обобщить определения понятия «развитие  личности», существующие в рамках  различных психологических теорий и школ (К.Юнг,  К.Левин,  К Роджерс, А.Адлер, З.Фрейд, А.Маслоу и других), то можно сказать, что развитие личности традиционно понимается как: процесс изменения качества личности, в результате которого:

·                                происходит расширение зоны возможностей, сферы проявления;

·                                достигается внутренний баланс и  целостность;

·                                устанавливается гармоничное и эффективное взаимодействие в социо-культурной среде.


Литература:


1.       Хьелл Л., Зиглер Д. Основные положения, исследования и применения теории личности. – СПб.: Питер , 2003.

2.       Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 544 с.

3.       Р Фрейджер, Д.Фейдмен Личность: теории, упражнения, эксперименты. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – 864 с .

4.       Абрахам Маслоу Мотивация и личность; СПб.: Евразия, 1999, перевод А.М. Татлыбаевой

5.       В.В.Мироненко, А.В.Петровский Хрестоматия по психологии; Москва «Просвещение», 1987

6.       Б. Мещеряков, В. Зинченко –Большой психологический словарь – СПб.: Питер , 1999.

7.       А.Адлер Понять природу человека Гуманитарное агентство «Академический проект, Санкт-Петербург, 1999

8.       Л.Я. Аверьянов Хрестоматия по психологии М., 1997

9.       Фрейд 3. "Я" и "ОНО". В 2-х т. Тбилиси, 1991.

10.   Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991

11.   Юнг К. Проблемы души нашего времени..

12.   Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1996.

13.   Карл Рождерс Теория личности, М., "Ваклер", 1997

14.   Э.Эриксон Детство и общество -  СПб., 1996.

15.   Левин К. Теория поля в социальных науках. - СПб., 2000


[1] Марцинковская Т.Д. «История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений». - М.: Издательский центр «Академия», 2001, стр 338-339

[2] Марцинковская Т.Д. «История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений». - М.: Издательский центр «Академия», 2001, стр 347- 349

[3] Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., 1993 – 146 стр

[4] Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., 1993 – стр 201

[5] Р Фрейджер, Д.Фейдмен «Личность: теории, упражнения, эксперименты». – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002.стр 101-103

[6] Р Фрейджер, Д.Фейдмен «Личность: теории, упражнения, эксперименты». – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – 97

[7] Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., 1993 – стр 224

[8] А.Адлер «Понять природу человека» Гуманитарное агентство «Академический проект, Санкт-Петербург, 1999 – стр 56

[9] Р Фрейджер, Д.Фейдмен «Личность: теории, упражнения, эксперименты». – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – стр 124.

[10] А.Адлер «Понять природу человека» Гуманитарное агентство «Академический проект, Санкт-Петербург, 1999 – стр 142

[11] Э.Эриксон «Детство и общество» -  СПб., 1996 – стр 97

[12] Э.Эриксон «Детство и общество» -  СПб., 1996 – стр 84

[13] Э.Эриксон «Детство и общество» -  СПб., 1996 – стр 131

[14] Э.Эриксон «Детство и общество» -  СПб., 1996 – стр 152

[15] Марцинковская Т.Д. «История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений». - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 544

[16] Абрахам Маслоу «Мотивация и личность»; СПб.: Евразия, 1999, стр 293

[17] Хьелл Л., Зиглер Д. Основные положения, исследования и применения теории личности. – СПб.: Питер , 2003 – стр 115

[18] Р Фрейджер, Д.Фейдмен «Личность: теории, упражнения, эксперименты». – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – стр501

[19] Абрахам Маслоу «Мотивация и личность»; СПб.: Евразия, 1999, стр 301

[20] Абрахам Маслоу «Мотивация и личность»; СПб.: Евразия, 1999, стр 234

[21] Абрахам Маслоу «Мотивация и личность»; СПб.: Евразия, 1999, стр 242

[22] Абрахам Маслоу «Мотивация и личность»; СПб.: Евразия, 1999, стр 133

[23] Р Фрейджер, Д.Фейдмен «Личность: теории, упражнения, эксперименты». – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – 452 стр.

[24] Карл Рождерс «Теория личности», М., "Ваклер", 1997 – 234 стр.

[25] Р Фрейджер, Д.Фейдмен «Личность: теории, упражнения, эксперименты». – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. –410 стр

[26] Левин К. Теория поля в социальных науках. - СПб., 2000, стр73

[27] Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1996 – 245 стр.

[28] Р Фрейджер, Д.Фейдмен «Личность: теории, упражнения, эксперименты». – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – 727 стр


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты