Игра как форма развития личности ребенка

В дошкольный период появляются сюжетные игры, начальной формой которых выступают ролевые игры детей. Здесь избыточная активность детского возраста проявляет себя через принятия на себя (с помощью такой формы фантазии, как эмпатия, вживание) активных ролей не только взрослого человека, но и животного, машины и др. Игрушкам при этом отводится пассивная роль.

Подвижные игры детей младшего дошкольного возраста имеют свои правила («салочки», «прятки»), а некоторые и сюжет («гуси-лебеди», «сыщики-разбойники» и др.). С 4–5 лет подвижные игры детей начинают приобретать спортивный характер: дети соревнуются в беге, прыжках, броске и т.п.

Ролевым играм присущ двойственный символический характер. Например, играющий мальчик одновременно и «шофер автомобиля» и ребенок на стуле. При этом не только ребенок символизирует деятельность взрослого шофера, но и сам стул становится символом, заменяющим автомобиль из мира взрослого. Ребенок, хотя и относится к своей роли вполне серьезно, в то же время одновременно и верит, что он шофер, и не верит, понимая, что это не «взаправду», а «понарошку».

Ролевые игры связаны не только с отдыхом и тренировкой. Они способны воссоздавать конфликтные отношения взрослых, решение которых в практической сфере или затруднено или невозможно. Игра выступает как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.

Если в дошкольном возрасте игра охватывает почти все поведение ребенка, то в школьном возрасте игра и труд (учеба), разъединяясь, образуют два основных русла, по которым течет деятельность школьника. В переходном возрасте труд выдвигается на первый план, отводя игре подчиненное и второстепенное место.

Макаренко в своей статье «Детская игра» выделял следующие стадии развития игры: «Детская игра проходит несколько стадий развития, и в каждой стадии требуется особый метод руководства. Первая стадия - это время комнатной игры, время игрушки. Она начинает переходить во вторую стадию в возрасте пяти-шести лет. Первая стадия характеризуется тем, что ребенок предпочитает играть один, редко допускает участие одного, двух товарищей. В эти годы ребенок любит играть своими игрушками и неохотно играет игрушками чужими. В этой стадии как раз развиваются личные способности ребенка. Не нужно бояться, что, играя один, ребенок вырастет эгоистом, нужно предоставить ему возможность играть в одиночестве, но нужно следить, чтобы эта первая стадия не затянулась, чтобы она вовремя перешла во вторую стадию. В первой стадии ребенок не способен играть в группе, он часто ссорится с товарищами, не умеет найти с ними коллективный интерес. Нужно дать ему свободу в этой индивидуальной игре, не нужно навязывать ему компаньонов, потому что такое навязывание приводит только к разрушению игрового настроения, к привычкам нервничать и скандалить. Можно прямо утверждать: чем лучше ребенок играет в младшем возрасте в одиночку, тем лучшим товарищем он будет в дальнейшем. В этом возрасте ребенок отличается очень большой агрессивностью, он в известном смысле "собственник". Самый лучший метод заключается в том, что не нужно давать ребенку упражняться в этой агрессивности и в развитии "собственнических" побуждений. Если ребенок играет один, он развивает свои способности: воображение, конструктивные навыки, навыки материальной организации. Это полезно. Если же вы против его воли посадите его играть в группе, то этим самым не избавите его от агрессивности, себялюбия.

У некоторых детей раньше, у других позже это предпочтение одинокой игры начинает перерастать в интерес к товарищам, к групповой игре. Надо помочь ребенку с наибольшей выгодой совершить этот довольно трудный переход. Нужно, чтобы расширение круга товарищей происходило в обстановке наиболее благоприятной. Обыкновенно этот переход происходит в виде повышения интереса ребенка к подвижным играм на свежем воздухе, к играм во дворе. Мы считаем наиболее выгодным такое положение, когда в группе детей во дворе есть один более старший, который пользуется общим авторитетом и выступает как организатор более молодых.

Вторая стадия детской игры труднее для руководства, так как в этой стадии дети уже не играют на глазах у родителей, а выходят на более широкую общественную арену. Вторая стадия продолжается до 11-12 лет, захватывая часть школьного времени.

Школа приносит более широкую компанию товарищей, более широкий круг интересов и более трудную арену, в частности для игровой деятельности, но зато она приносит и готовую, более четкую организацию, определенный и более точный режим и, самое главное, помощь квалифицированных педагогов. Во второй стадии ребенок выступает уже как член общества, но общества еще детского, не обладающего ни строгой дисциплиной, ни общественным контролем. Школа приносит и то и другое, школа и является формой перехода к третьей стадии игры.

На этой третьей стадии ребенок уже выступает как член коллектива, при этом коллектива не только игрового, но и делового, учебного. Поэтому и игра в этом возрасте принимает более строгие коллективные формы и постепенно становится игрой спортивной, то есть связанной с определенными физкультурными целями, правилами, а самое главное - с понятиями коллективного интереса и коллективной дисциплины.

На всех трех стадиях развития игры влияние родителей имеет огромное значение. Конечно, на первом месте по значению этого влияния нужно поставить первую стадию, когда ребенок не состоит еще членом другого коллектива, кроме семейного, когда, кроме родителей, часто и нет других руководителей. Но и на других стадиях влияние родителей может быть очень велико и полезно.

Ученые из Института психологии РАН считают, что компьютерные игры не вызывают опасных психических расстройств у детей и подростков.

Проблема влияния компьютерных игр на подростков приобрела широкий общественный резонанс. При чем информация об этой проблеме поступает преимущественно из двух источников - средств массовой информации и эмпирических исследований, каждый из которых обладает своей спецификой.

Кандидат психологических наук, научный сотрудник Института психологии РАН собрал и обобщил многочисленные психологические исследования, отечественные и зарубежные (преимущественно немецких и американских авторов), которые были посвящены этой проблеме.

С 80-х годов в средствах массовой информации появляется много сообщений, предупреждающих об опасном влиянии компьютера в целом и компьютерных игр в частности на психику подростков. Среди основных обвинений - зависимость, которая выражается в психопатологических симптомах (неспособность подростка переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими, oскудение эмоциональной сферы и т.д.). Некоторые компьютерные игры провоцируют, по мнению авторов статей, агрессивное поведение, возвеличивание войн и насилия, правого экстремизма. В качестве негативных последствий указывают сужение круга интересов подростка, стремление к созданию собственного мира, уход от реальности. Занятия с компьютером один на один, часто в ущерб общению со сверстниками, приводят к социальной изоляции и трудностям в межличностных контактах. Негативную картину дополняют соматические нарушения (снижение остроты зрения, быстрая утомляемость и др.), которые, как полагают, - прямое следствие "компьютеризации" свободного времени подростков.

Приведенные выше мнения высказывают не только в СМИ, но и находят поддержку в научном сообществе. Названные проблемы сделали необходимым исследования, которые могли бы выявить особенности подростков, проводящих большое количество времени за компьютерными играми.

Исследование пользователей 9-16 лет в течение 5 месяцев показало, что введение компьютерных игр в структуру увлечений изменяет предпочтения других видов досуговой активности и их интенсивность лишь на несколько недель; в течение трех месяцев у большинства пользователей восстанавливается прежняя структура хобби. Интересен и другой результат, который опровергает расхожее мнение: у игроков в компьютерные игры, по сравнению с их сверстниками, наблюдается более адаптивное социальное поведение. У подростков не обнаружили и серьезных нарушений психической деятельности или симптомов "компьютерной" зависимости. Есть лишь данные о переутомлении, боли в ногах (у игроков с компьютерными автоматами), боли в кистях рук (от судорожного сжимания джойстика), рези в глазах, общей возбужденности, трудности с засыпанием.

В западном обществе одна из центральных тем психологических исследований - проблема агрессивности несовершеннолетних и связанных с ней правонарушений. Однако данные многочисленных работ на эту тему свидетельствуют о том, что игры с агрессивным содержанием способны стимулировать агрессивность только у детей младшего школьного возраста (6-9 лет). Так же влияют на детей телепрограммы и рекламные ролики с элементами насилия.

Тем не менее, накопленные эмпирические данные и результаты проведенного исследования не позволяют говорить об однозначно негативных влияниях компьютерных игр на психику детей и подростков. Неумеренное использование компьютерных игр (как и любого досуга) может приводить к психопатологическим симптомам. Однако подобные феномены наблюдаются лишь у одной десятой части исследуемых. Очевидно, что в группе патологических игроков налицо явная "передозировка" игры как терапевтического средства. Логично предположить, что использование ее в разумных пределах может дать положительный эффект.

Пока педагоги и психологи по всему миру ломают копья в жарких спорах о том, насколько вредны компьютерные игры, Национальным Институтом по делам Семьи и Медиа-ресурсам (США) был выпущен ежегодный - девятый - отчет с рейтингом "хороших" и "плохих" компьютерных игр, в основном предназначенный для родителей подрастающего поколения.

 Помимо определения игр, попавших в список, комиссия занималась вопросами влияния игр на психику ребенка, развития мозга и прочими подобными насущными проблемами. Джордан Петерсон (Jordan Peterson), профессор психологии из Торонто, также обратил внимание на то, что полный запрет на компьютерные игры, несущие в себе насилие, только больше подхлестнет интерес молодежи к ним. Особенности переходного возраста таковы, что запрет еще больше раззадоривает подростка и последствия могут оказаться более тяжкими. Родителям профессор Петерсон советует выбирать игры вместе с детьми, чтобы не только контролировать, во что они играют, но и прививать им вкус к хорошим играм.

Разумеется, не факт, что игра типа Halo2 приведет к возросшей агрессии и изменение психики у любого ребенка, но родителям не стоит забывать о том, что ни одна компьютерная "стрелялка" не сможет заменить игру "в войнушку" с приятелями - живыми людьми. А именно недостаток общения с ровесниками и неумение адаптироваться в социуме считается в последнее время одной из причин повышенной агрессивности у детей и подростков в Северной Америке и некоторых странах Европы. В большей степени с этой проблемой столкнулись Соединенные Штаты, но это не значит, что родителям другой части мира можно глубоко вздохнуть и расслабиться.

 Комиссия Института считает, что родители должны сами активно интересоваться компьютерными новинками, чтобы быть в курсе последних веяний игрового мира. Как говорится, врага надо знать в лицо. Grand Theft Auto, внесенная в список "плохих" игр, с каждым разом становится все более реалистичной - к вящей радости игроков и к ужасу специалистов от медицины и педагогики.

Руководитель института, Дэвид Уолш (David Walsh) считает, что такие игры следует перенести из категории "М" (для детей с 17 лет) в категорию "АО" (adults only; видимо, для тех, кто старше 21 года) - только для взрослых. Не могу с ним не согласиться - детская психика не всегда в состоянии разделить фантазию и реальную жизнь, легко перескакивая из одного состояния в другое. Зачем доставлять психике дополнительный стресс, если можно избежать этого?

Из приведенного материала можно сделать вывод о главенствующей роли игры в развитии личности ребенка и ее влиянии на усвоение им социального опыта».


Глава 2. Исследование уровня развития игровой деятельности ребенка


2.1 Описание методики исследования

Участники: Андрей Л. (7 лет),Рома К. (7 лет).

Цель: выявить возможность формулирования правил игры и, как следствие, овладение детьми сюжетно – ролевой игры.

Задачи:

1. пронаблюдать игру детей;

2. на основании наблюдения сделать вывод об уровне развития игровой деятельности.

Описание методики:

Экспериментатор наблюдает игру детей в солдатики, задавая наводящие и уточняющие вопросы. Дети формулируют правила игры. В процессе наблюдения за игрой детей экспериментатор записывает диалог наблюдаемых. В случае затруднений в ходе игры оказывает помощь, стараясь не повлиять на развитие сюжета игры.

Оборудование:

набор фигурок солдат синего цвета;

набор фигурок солдат красного цвета;

два небольших мячика аналогичных цветов.


2.2 Протокол исследования и анализ полученных данных


Экспериментатор выдает детям фигурки солдатиков.

Андрей: «Какие же правила придумать? »

Рома: «Ну, это очень просто. Как они будут стрелять: вместе или отдельно, или как кому ходить».

Андрей: «Их нужно выстроить, а потом ходить. Я в два ряда их строю. У меня красные».

Рома: «Синих больше, нужно всех поровну».

Андрей: «Нет, пусть синих больше, а красных меньше».

Рома: «Так не бывает. Всегда поровну».

Андрей: «Ну, по восемь и по три». (Выстраивают пехоту, а впереди конницу)

Андрей: «Первые ходят красные».

Рома: «Нет, синие. Синие - враги, они нападают».

Андрей: «Нет, когда война, и они могут начинать».

Рома: «О чем стрелять? Нужно бы чего – нибудь кинуть и во что попадешь? »

Андрей: «В кого попал – убит». (Экспериментатор предлагает два небольших мячика).

Рома: «Еще лучше, его катить можно. Мне красный».

Андрей: «Мне синий». (Рома катит и сбивает двух).

Андрей: «Теперь я». (Катит, сбил одного).

Рома: «Я сейчас двух синих собью». (Сбивает двух).

Андрей: «Нужно говорить, за кого, и с того места стрелять. Не кидай, а катите».

Рома: «Вот есть парочка, есть! »

Андрей (показывает на конных): «А этих так и не убить. Я если попаду в бок или вперед, то он убит».

Рома: «Ладно».

После нескольких ходов Рома замечает, что это хорошая игра, только нужно, чтобы мячики не падали.

Экспериментатор просит повторить правила, чтобы их записать.

Андрей: «Нужно их поровну. Потом строить».

Рома: «В два ряда. Впереди разведка. Потом стрелять».

Андрей: «Катить нужно. Если верховой, то чтобы только попал, а этих – чтоб упали».

Рома: «Еще тот выигрывает чьи победили».

Экспериментатор задает вопрос о правилах стрельбы.

Андрей: «Нужно стрелять от своего во врага. Или вместе, или в очередь – это все равно».

Анализ проведенного исследования: на основании проведенного исследования можно сделать вывод об овладении детьми сюжетно – ролевой игрой, так как дети способны формулировать правила игры и соблюдать их самостоятельно, без вмешательства экспериментатора.


Заключение


В заключении можно отметить, что задачи поставленные в курсовой работе раскрыты:

игра - ведущая деятельность ребенка и основа всего последующего его развития, так как именно в игре он первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы и способности, которые ему для этого необходимы. Для ребенка игра - своеобразный театр, в котором он выступает одновременно и как «актер», как «режиссер», организующий действия своих сверстников и участвующих в игре вещей, и как «драматург», импровизирующий сюжетное действие и словесный текст за себя и за куклу.

игра теснейшим образом связана с развитием личности, периодом ее особенно интенсивного развития считается детство, как период в котором она приобретает особое значение. В дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания.

существуют теории происхождения и развития игры следующих авторов: Шиллера и Спенсера, Фрейда, Пиаже, Штерна, Дьюи, Фромма, Хейзинга, а также теории отечественных психологов и педагогов: С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.С. Макаренко.

Были изучены различные виды игрушки, такие как: готовая игрушка, (изготовленная фабричным путем), самодельная, полуготовая (требующая частичной доделки).

при проведении исследования был установлен факт овладения детьми сюжетно – ролевой игрой.


Список использованной литературы


1. Аникеева Н.П., "Воспитание игрой", Москва, 1987

2. Аникеева Н.П., "Педагогика и психология игры", Москва, 1986

3. Богомолова Н.Н., "Ситуационно – ролевая игра, как активный метод социально – психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии", Москва – МГУ, 1977

4. Вуарен Н., "Что такое игра? // Культура", 1982, №4.

5. Давыдов В.В., Зинченко В.П., "Принцип развития в психологии // Вопросы философии", 1980, №12,

6. Запорожец А.В., Маркова Т.А., "Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста", Москва, "Педагогика и психология игры", Межвузовский сборник научной трактовки, Новосибирск: НГПИ – 1985

7. Рубинштейн С.Л., "Основа общей психологии", Т.2., Москва, изд-во "Педагогика", 1989  

8. Терский В.Н., "Игра. Творчество. Жизнь", Москва, 1966  

9. Усова А.П., "Игра", Москва, 1962

10. Устименко В.Ф., "Место и роль игрового феномена в культуре. Филосовские науки", 1980, №2  

11. Шмаков С.А., Игры учащихся – феномен культуры, Москва изд-во "Новая школа", 1994

12. Эльконин Д.Б., Психология игры. - 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.



Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты