История становления и развития социальной психологии

История становления и развития социальной психологии















Контрольная работа

История становления и развития социальной психологии



Введение


Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей в условиях их социального взаимодействия.

Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания формировалась на стыке социологии и психологии. Интегрируя две научные дисциплины, которые стали её своеобразным теоретическим фундаментом, социальная психология активно вбирает в себя всё новое, что накапливается в смежных гуманитарных науках.

По своей природе она наука интегративная. Однако в ней выделяют как бы две основные (мировые) школы. Это психологическая-социальная психология и социологическая-социальная психология.

Психологическую-социальную психологию - интересуют в основном психологические проблемы поведения личности в группе и ориентирована на традиционные для психологии методы.

Социологическую-социальную психологию – интересует социальная проблематика, опирается она на методы социологии.

Г.М. Андреева отмечает, что социальная психология первоначально существовала в лоне философии, а после выделения из философии психологии и социологии произошел новый синтез, что и дало непосредственную жизнь социальной психологии.

Социальную психологию можно считать, с одной стороны, самой древней областью знаний, а с другой-ультрасовременной научной дисциплиной. Ультрасовременной её можно считать из-за быстро растущего влияния её в обществе, углубляющегося осознания роли “человеческого фактора” во всех сферах современной жизни.



1.     Теоретические и эмпирические источники социальной психологии


В истории социальной психологии можно выделить 3 периода:

1)период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (6в.до н.э.-до 19в.);

2)период выделения описательной социальной психологии из философии в самостоятельную область знания (50-60е г.19в.-20е г.20в.)

3)период оформления социальной психологии в экспериментальную науку (20е г. 20в.) и её современного развития.

По такой периодизации трудно судить о том, как возникло и накоплялось социально-психологическое знание, каковы его исторические предпосылки. Вместе с тем большинство исследователей исторического развития социальной психологии справляются с этими трудностями. Так, немецкие социальные психологи Г.Гибш и М.Форверг в книге “Введение в марксистскую социальную психологию” в качестве источников социальной психологии называли следующие:

·                   Теорию психологии народов (развиваемую преимущественно в Германии);

·                   Теорию психологии масс (развиваемую в романских странах-Италии,Франции);

·                   Различные теории о социальных инстинктах (сформулированные в Англии и США в нач.20в.);

Г.М. Андреева отмечает, что социальная психология изначально скуществовала в лоне философии, а после выделения из философии психологии и социологии произошел новый синтез, что дало непосредственную жизнь социальной психологии.

Б.Д. Парыгин рассматривая историю возникновения социально-психологической теории, выделяет

1.                 эмпирические предпосылки социальной психологии, к которым относит:

·                   стихийно сложившийся опыт использования законов общественной психологии для достижения определенных практических результатов;

·                   ораторское искусство Древней Греции, сформировавшее приемы и технику управления вниманием, эмоционально-психологическим состоянием больших и малых групп;

·                   опыт использования средств искусства в обыденной и праздничной жизни для формирования социально приемлемых установок и ценностных ориентаций;

·                   опыт действ жрецов, шаманов, ведунов, в которых отрабатывались приемы суггестивного воздействия на аудиторию;

·                   культурно-психологические традиции чань-буддизма, сформировавшие приемы психотехники, психотренинга, психорегуляции;

На этом основании можно сделать вывод, что возникновение социальной психологии есть результат не только стихийного, а то и неосознанного опыта людей, но и сознательной духовно-практической их деятельности;

2. философские истоки и предпосылки социально-психологической теории:

·                   идеи Платона (который, по мнению американского социального психолога Г. Олпорта, как раз и был родоначальником социальной психологии) об иррациональности поведения масс, присущем демократии (эти идеи легли в основу теории массовых социальных движений);

·                   идеи Аристотеля об общественных инстинктах, интегрирующих социум;

·                   социально-психологические объяснения процессов общественно-политической жизни, содержащиеся, а работах Аристотеля, Гоббса, Спинозы, Локка, Руссо;

·                   концепция социальной детерминации развития личности, развитая в работах Гельвеция;

·                   философско-антропологическое объяснение роли и сущности социально-психологического общения как единственного способа проявления человеческой сущности, данное Фейербахом;

·                   теория исторического развития, развернутая в работах Гегеля;

·                   научный анализ социально-психологических явлений (социальных настроений, общественного мнения, нравов, обычаев и т.д.), данный в трудах русских философов- В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева;

·                   социально-психологический анализ положения русского крестьянства, содержащийся в работах социолога Н.К. Михайловского;

А также другие философские идеи, теории, концепции.

3. предпосылки социально-психологической теории в системе наук о человеке.[1]

Э. Холландер выделил 3 основные стадии в эволюции социальной психологии, взяв за основание преобладание на стадии определенных методологических принципов.

Стадия социальной философии(6в.до н.э.-до 19в.) в течение которой мыслители и ученые обычно стремились строить глобальные теории, которые включали в себя суждения о человеке и его душе, об обществе и его социальном и политическом устройстве и о мироздании в целом.

Социально-психологические воззрения от античных времен до конца Средневековья можно объединить в большую группу концепций, которые Г.Олпорт назвал простыми теориями с“суверенным фактором”Для них характерна тенденция найти простое объяснение сложным проявлениям человеческой психики, выделив при этом какой-то главный, определяющий, суверенный фактор. Здесь следует выделить ряд теорий, уверенным фактором в которых было избрано стремление человека получать как можно больше удовольствия (счастья) и избежать боли(гедонизм).

Основу других простых теорий с суверенным фактором составляет так называемая “большая тройка”. В качестве суверенных факторов берется положительное начало в виде симпатии и любви к другим людям и производных от них – подражания и внушения.

Стадия социального эмпиризма (19в.). Для обоснования теоретических соображений используют уже не просто рациональные умозаключения, а набор эмпирических данных, собранных по какому-то признаку и как-то обработанных, хотя бы упрощенным способом.

Стадия социального анализа(с нач.20в.)означает современный подход, включающий в себя установление не только внешних связей между явлениями, но и выявление причинных взаимозависимостей раскрытие закономерностей, проверку и перепроверку получаемых данных, и построение теории с учетом всех требований современной науки.[2]

Социальная психология, по мнению амер.социопсихолога С. Серожента, была подготовлена четырьмя школами:

·                   школой социальной философии (Платон, Монтескье, Гоббс, Локк, Руссо);

·                   школой социальной антропологии (Вундт, Штейнталь);

·                   школой английского эволюционизма (Ч. Дарвин, Г. Спенсер и т.д.);

·                   школой ранней социологии.

Признавая значимость названных областей научного знания в развитии социальной психологии, нельзя, однако, не назвать ряд других наук о человеке, внесших свой вклад в становление социальной психологии, а именно:

-антропологию

-археологию

-этнографию

-общую психологию

-психиатрию

-биологию[1]


2. История отечественной социальной психологии


Выделяют 5 периодов:

1период-60-е годы 19в. - нач.20в.;

2период-20-е годы - первая половина 30-х годов 20в.;

3период-вторая половина 30-х – первая половина 50-х годов;

4период-вторая половина 50-х – вторая половина 70-х годов 20в.

5период – с 80-х годов 20 века

·                   Первый период (60-е годы 19в. - нач.20в.)

В этот период развитие российской социальной психологии обусловливалось особенностями общественно-исторического развития общества, состоянием и спецификой развития общественных и естественных наук, особенностями развития общей психологии, спецификой научных традиций, культуры, менталитета общества.

Развитие социально-психологических идей происходило главным образом внутри прикладных психологических дисциплин. Обращалось внимание на психологические особенности людей, проявляющиеся в их взаимодействии, совместной деятельности и общении.

Основной эмпирический источник социальной психологии был вне психологии. Знания о поведении личности в группе, групповых процессах накапливались в военной и юридической практике, в медицине, в изучении национальных особенностей поведения, при изучении верований и обычаев. Эти исследования в смежных областях знания, в разных сферах практики отличали богатство поставленных социально-психологических вопросов, своеобразие принимаемых решений, уникальность социально-психологического материала, собранного исследованиями, наблюдениями, экспериментами.

Социально-психологические идеи в этот период успешно развивались представителями общественных наук, прежде всего социологами. Наиболее разработанная социально-психологическая концепция содержится в трудах Н.К.Михайловского. По его мнению, социально-психологическому фактору принадлежит решающая роль в ходе исторического процесса. Законы, действующие в социальной жизни, надо искать в социальной психологии. Михайловскому принадлежит разработка психологии массовых социальных движений, одной из разновидностей которых являются революционные движения.

Действующими силами социального развития являются герои и толпа. Сложные психологические процессы возникают при их взаимодействии. Толпа в концепции Н.К. Михайловского выступает как самостоятельное социально-психологическое явление. Социально-психологическая проблематика особенно отчетливо проявилась в научных представлениях Н.К.Михайловского о психологических особенностях вожака, героя, о психологии толпы, о механизмах взаимодействия людей в толпе. Исследуя проблему общения между героем и толпой, межличностное общение людей в толпе, он в качестве механизмов общения выделяет внушение, подражание, заражение, противопоставление. Главный из них – подражание людей в толпе. Основой подражательности является гипнотизм. В толпе нередко осуществляется автоматическое подражание.

Итоговый вывод Н.К. Михайловского состоит в том, что психологическими факторами развития общества являются подражание, общественное настроение и социальное поведение.

Особое место в предреволюционной истории развития российской социальной психологии занимает В.М. Бехтерев. Свои занятия социальной психологией он начинает в конце 19 века. В 1908 г. публикуется текст его речи на торжественном актовом собрании Петербургской Военно-медицинской академии. Эта речь была посвящена роли внушения в общественной жизни. Социально-психологической является его работа “Личность и условия её развития”(1905). В специальной социально-психологической работе “Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки”(1911) содержится развернутое изложение его взглядов на сущность социально-психологических явлений, на предмет социальной психологии, методы этой отрасли знания. Через 10 лет В.М.Бехтерев публикует свой фундаментальный труд “Коллективная рефлексология” (1921), который может рассматриваться как первый в России учебник по социальной психологии. Эта работа явилась логическим развитием его общепсихологической теории, составлявшей специфическое российское направление психологической науки – рефлексологию. Принципы рефлексологического объяснения сущности индивидуальной психологии были распространены на понимание коллективной психологии.

Главная заслуга Бехтерева заключается в том, что ему принадлежит разработка системы социально-психологических знаний. Его “коллективная рефлексология” представляет собой синтетический труд по социальной психологии в России того времени. Бехтереву принадлежит развернутое определение предмета социальной психологии. Таким предметом является изучение психологической деятельности собраний и сборищ, составляемых из массы лиц, проявляющих свою нервно-психическую деятельность как целое. В.М.Бехтерев выделяет системообразующие признаки коллектива: общность интересов и задач, побуждающих коллектив к единству действий. Органическое включение личности в общность, в деятельность привело В.М.Бехтерева к пониманию коллектива как собирательной личности. В качестве социально-психологических феноменов В.М. Бехтерев выделяет взаимодействие, взаимоотношения, общение, коллективные наследственные рефлексы, коллективное настроение, коллективное сосредоточение и наблюдение, коллективное творчество, согласованные коллективные действия. Объединяющими людей в коллективе факторами являются: механизмы взаимовнушения, взаимоподражания, взаимоиндукции. Особое место как объединяющему фактору принадлежит языку. Важным представляется положение В.М. Бехтерева о том, что коллектив как целостное единство представляет собой развивающееся образование.

В.М.Бехтерев рассматривал вопрос о методах этой новой отрасли науки. В его работах содержится описание большого эмпирического материала, полученного при применении объективного наблюдения, анкет, опросов. Уникальным является включение эксперимента в социально-психологические методы. Эксперимент, поставленный Бехтеревым вместе с М.В.Ланге, показал, социально-психологические явления – общение, совместная деятельность – влияют на формирование процессов восприятия, представлений, памяти. Этой работой положено начало экспериментальной социальной психологии в России. Эти исследования послужили истоком особого направления в отечественной психологии – изучения роли общения в формировании психических процессов[1].

·                   Второй период (20-е годы - первая половина 30-х годов 20в.)

После Октябрьской революции 1917 года, особенно после завершения гражданской войны, в восстановительный период, в стране резко возрос интерес к социальной психологии. Необходимость осмысления революционных преобразований в обществе, оживление интеллектуальной деятельности, острая идеологическая борьба, необходимость решать ряд неотложных практических задач были причинами развертывания социально-психологических исследований. Характерной особенностью этого периода был поиск своего пути в развитии мировой социально-психологической мысли. Этот поиск осуществлялся двумя способами: 1) в дискуссиях с основными школами зарубежной социальной психологии; 2)путем освоения марксистских идей и применения их к пониманию сути социально-психологичеких явлений.

Содержанием поиска своего пути было создание направления марксистской психологии. Наблюдались две тенденции: 1)критическое отношение к зарубежным социальным психологам и отечественным ученым, воспринявшим ряд их основных идей; 2)тенденция соединения марксизма с рядом течений зарубежной психологии. Эта “объединительная” тенденция шла как со стороны естественнонаучно-ориентированных ученых, так и ученых- обществоведов, философов, правоведов.

Построение марксистской социальной психологии опиралось на солидную материалистическую традицию в русской философии. Особое место в период 20-30-х годов заняли труды Н.И.Бухарина и Г.В. Плеханова. Работы Плеханова, опубликованные до революции, вошли в арсенал психологической науки. Эти произведения были востребованы социальными психологами, использовались ими для марксистского понимания социально-психологических явлений.

Освоение марксизма в 20-30-х годах осуществлялось совместно в социальной и общей психологии. Представителями этих наук обсуждался ряд кардинальных методологических проблем: соотношение социальной и индивидуальной психологии, соотношение социальной психологии и социологии, природа коллектива как основного объекта социальной психологии.

При рассмотрении вопроса о соотношении социальной психологии и индивидуальной психологии существовали две точки зрения. Ряд авторов утверждал, что если сущность человека, согласно марксизму, есть совокупность всех общественных отношений, то и вся психология, изучающая людей, есть социальная психология. Никакой социальной психологии наряду с общей быть не должно. Противоположную точку зрения представляли взгляды тех, кто утверждал, что должна существовать только социальная психология. Преобладающими становились взгляды, что между социальной и индивидуальной психологией должно существовать равноправное взаимодействие.

Вопрос о взаимоотношении социальной и индивидуальной психологии трансформировался в вопрос о соотношении экспериментальной и социальной психологии. Особое место в дискуссиях по вопросу о перестройке психологии на основе марксизма занимал Г.И.Челпанов. Он утверждал необходимость самостоятельного существования социальной психологии наряду с индивидуальной психологией, экспериментальной. Социальная психология изучает общественно детерминированные психические явления. Она тесно связана с идеологией. Её связь с марксизмом органична. Чтобы эта связь была продуктивной,

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты