Исследование влияния акцентуации характера на девиантное поведение подростков

Поскольку у 37% младших  подростков отмечается парциальное присутствие психической ригидности в структуре личности, это ведет к резкому ограничению вариантов поведения, поведенческим срывам,  трудностям осознания собственных психологических проблем, актуального состояния мотивов и потребностей.

В происхождении отклоняющегося поведения младших подростков влияние группы сверстников иногда больше, чем влияние особенностей личности. Однако исследователи отмечают, что определенные  качества в структуре личности подростка предрасполагают к девиациям, а определенные ситуации развития (фрустрирующие ситуации) и особое стечение обстоятельств  способствуют их проявлению. Не случайно Х.Ремшмидт, считая регулятором поведения человека его личностные качества, отмечает, что отклоняющееся поведение подростков часто сопряжено с определенным окружением и типом ситуаций.

Г.В.Уварова, рассматривая личностные особенности криминальных подростков, как  мальчиков, так и девочек, отмечает у них отрицательное отношение  к школе и одноклассникам, с которыми они если и общаются, то больше негативно, чем хорошо; ненависть к отличникам; негативную установку к другим людям, чести и достоинству. Для подростков с асоциальным и антисоциальным поведением характерно отчуждение от общепринятых правил социального общежития; отторжение от позитивных социальных ценностей. Им не трудно ударить незнакомого человека, а «врага» или «чужака» могут ударить до 80% правонарушителей, причем как юноши, так и девушки; для достижения собственной цели более половины  готовы нанести другому имущественный ущерб.

Поскольку у несовершеннолетних самооценка еще не определилась, ценностные ориентации не сложились в систему,  все же можно говорить о их специфике у подростков-правонарушителей. Во-первых, они оценивают себя значительно ниже законопослушных по самооценочным категориям внешней привлекательности, ума, успешности в учебе, доброты и честности. Во-вторых, свои неудачи они приписывают чему-то внешнему - везет меньше, на их долю выпало больше несчастья, негде себя показать, производят на других неблагоприятное впечатление и пр. В-третьих, у них возрастает значимость объектов, удовлетворяющих потребность престижа. На фоне преобладания у делинквентов потребительских тенденций ценностные ориентации имеют прямую связь со структурой их досуга: приобретение спиртного, посещение баров и дискотек, просмотр кинофильмов и телепередач,  отсутствие интереса к чтению книг. Среди современных подростков с отклоняющимся поведением популярны фильмы с уголовной тематикой.

Группа грузинских исследователей установила, что у несовершеннолетних правонарушителей потребность социального престижа теряет свою направленность, перерастая в низшую форму самоутверждения, когда индивид удовлетворяется тем, что становится объектом внимания других людей. Подростку-делинквенту свойственна гипертрофированная потребность в свободе, независимости: ему уже в 12-13 лет невыносима ситуация, когда он должен получать разрешение от других на каждый свой поступок.

Особенности деформации ряда существенных для развития личности в подростковом возрасте психологических характеристик, обусловленность отклоняющегося поведения характерологическими особенностями личности, дисгармоничностью развития характера рассматривались также в работах Александрова А. А.; Заики Е.В., Крейдун Н.П., Ячиной А.С., Личко А.Е.; Реана А.А. Зафиксированы следующие параметры развития личности подростков с отклоняющимся поведением: отношение к будущему является крайне неопределенным, вплоть до отсутствия содержательной ориентации; будущее выступает как прямое отражение примитивных желаний настоящего; общечеловеческие ценности чаще всего отвергаются; отсутствует интерес к учебе и познанию.  Подростки – делинквенты фактически игнорируются сверстниками, выпадают из круга нормального подросткового общения. Большинство этих подростков живут в семьях с неблагоприятным психологическим климатом. Имеют сочетание не менее трех грубых криминогенных качеств,  акцентуации характера, наиболее частые из которых – эпилептоидная, неустойчивая, гипертимная. По данным Реана А.А., во всех случаях имеется не один,  а два-три пика дисгармоничности в профиле характера подростка. Подавляющее большинство подростков с отклоняющимся поведением – мальчики, среди которых у 50% выражена склонность к алкоголизации; социальные отношения этих подростков имеют высокую конфликтность.

Е.В.Заика, Н.П.Крейдун, А.С.Ячина выделяют личностные особенности делинквентных подростков,  свидетельствующие о деформации их характера криминогенный комплекс личности  несовершеннолетнего правонарушителя: наличие конфликтов с окружающими, неприязненное отношение к позиции взрослого; заниженная у 56% подростков потребность в общении, которая выступает средством самоутверждения и компенсации неудовлетворенности своим положением; принятие подростков, состоящих на учете в ИДН, и их групповых норм (от 77 до 99% случаев). Игнорирование девиантов сверстниками с нормативным поведением говорит об их выпадении из круга нормального подросткового общения.

Следует заметить, что отклоняющееся поведение в форме безнравственного, аморального, неэстетичного поведения практически не имеет гендерных различий. Ю.М.Антонян, Л.В.Перцова, Л.С.Саблина отмечают, что причины делинквентного поведения девочек заключены в семье, которая не контролирует их сексуальную активность, не формирует у них стиль жизни, манеры держаться, присущих традиционно женщине черт пассивности, заботливости, чувствительности. В гендерном аспекте подростковая делинквентность в статистике представлена крайне редко и только в общем виде. Однако отмечается, что усилия социальных учреждений должны быть направлены на воспроизведение такой идеологии семьи, которая бы выполняла функции контроля и справлялась с задачами социализации



2.3.        Акцентуации характера, как фактор девиантного поведения подростков

За счет индивидуально-психологических особенностей как акцентуации характера, неадекватная самооценка, нарушение эмоцианально-волевой и эмоционально-коммукативной сферы, могут возникнуть устойчивые формы психосоциальной дезадаптации. Подростки с акцентуациями характера составляют группу повышенного риска развития расстройств психического здоровья в связи с их уязвимостью к определенным пагубным влияниям среды или психических травм. Являясь крайними вариантами нормы акцентуации характера, выступают как фактор, повышающий риск развития психогенных нервно-психических расстройств или расстройств поведения.

Результатом неблагоприятной социализации таких подростков может стать  отклоняющееся поведение. В большинстве случаев ребенок воспитывается в духе соблюдения норм и правил поведения. Однако, когда имеет место отклоняющееся поведение, ребенок, как показывает практика, находится в неблагоприятной жизненной ситуации, и формирование его личности складывается противоречиво. Статистика свидетельствует, что каждый третий подросток - правонарушитель рос без отца, а в тех случаях, когда были оба родителя, у каждого четвертого отец страдал алкоголизмом.

Часто подростки не удовлетворены взаимоотношениями с родителями. В современном обществе налицо нерешенность проблемы «отцов и детей», которая проявляется в нестабильности положения подростка в семье, отсутствии благоприятного микроклимата, препятствующем возникновению отклоняющегося поведения, в самых разнообразных формах.

Поведение родителей влияет на поведение ребенка, прослеживаются устойчивые закономерности: родители являются для ребенка значимыми людьми, тип их поведения является моделью для подражания (даже если ребенок в душе осуждает родителя, его манеру поведения, он поневоле подражает ему, т.к. репертуар уже знаком).


























3. Исследование влияния акцентуаций характера на девиантное поведение подростков

3.1. Постановка задачи и методы исследования

Деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы, повлекли за собой рост преступности не только среди взрослого населения, но и среди молодежи. По данным статистики, более 50% правонарушений совершаются подростками и юношами. Задачей исследования является выявление и диагностика акцентуаций характера у подростков с отклоняющимся поведением. Проблема отклоняющегося поведения школьников – одна из актуальных социально-психологических проблем.

Цель эмпирического исследование является выявление влияния акцентуаций характера на формирование девиантного поведения подростков.

Для достижения цели были поставлены гипотезы:

Гипотеза 1: акцентуации характера влияют на формирование девиантного поведения подростка.

Гипотеза 2: высокая встречаемость девиантного поведения наблюдается среди подростков с эпилептоидным и лабильным типами акцентуаций характера.

Определив тип мы можем выявить, предупредить и определить метод коррекции отклоняющегося поведения.

Исследование проводилось на базе МОУСОШ №73 Ленинского района г. Владивостока в несколько этапов. На первом этапе формировалась выборка в соответствии с целью исследования. На втором этапе исследования выявляли акцентуации характера при помощи использования методики патохарактерологический диагностический опросник А.Е.Личко (ПДО)  [Приложение 2]. Данная методика позволяет увидеть личностные особенности подростка. Так же был проведен опрос, методом анкетирования.  Испытуемым предлагалось ответить на вопросы с готовыми вариантами ответов. Данная методика по продолжительности составила 15 минут.  Это позволило нам при сопоставлении результатов обоих методик,  составить более полную психологическую картину о каждом респонденте. На третьем этапе была использована заключительная методика – метод экспертной оценки. Экспертами в данной методике выступали: психолог, работающей в школе более трех лет – И.В.Корольчук, заместитель директора школы по воспитательной части – Е.К.Нестерова, классные руководители обоих классов.

Заключительный этап включал в себя обработку и сопоставление полученных результатов исследования.

Выборка была составлена в соответствии с целью и задачами исследования. В состав выборки вошли ученики 9-10 классов в количестве 50 человек. В 9 классе 26 человек из них 16 девочек и 10 мальчиков. В 10 классе 24 человека из них 11 девочек и 13 мальчиков. Возраст учащихся от 13 до 16 лет. Исследование проводилось в период с марта 2004г. по апрель 2004г.

Для достижения цели исследования были использованы метод анкетного опроса, методика ПДО и метод экспертной оценки.


3.1.1. Методика анкетирования

         Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

         Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:

- анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: «Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?»;

- анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос  анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: «Какой из учебных предметов - самый интересный?». А в качестве возможных ответов можно предложить перечень учебных предметов: «алгебра», «химия», «география», «физика» и т.д.;

- анкеты шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый  должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например, вместо ответов «да» или «нет» испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов:

5 - уверено да;

4 - больше да, чем нет;

3 - не уверен, не знаю;

2 - больше нет, чем да;

1 - уверенно нет.

         Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т.п. Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии. Анкетирование - это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т. д.       

         Для выявления подростков, склонных к девиантному поведению была разработана анкета состоящая из 11 вопросов [Приложение 1]. Все вопросы в данной анкете распределены по следующим категориям. Состав семьи. Не полная семья дает нам право определить подростка в группу риска. Поэтому, вопросы №1,2 в данной анкете были обязательно включены.

Одним из критериев девиантного поведения подростков являются систематические пропуски занятий в школе без уважительной причины - прогулы. Именно из этих соображений вопрос №3, сформулированный следующим образом «Случалось ли так, что вы пропускали школу не по уважительной причине», был включен в анкету.  Склонность подростка к употреблению спиртных напитков, табака и наркотических веществ является одним из основных факторов девиантного поведения. Такие вопросы нельзя было не включить при разработке анкеты. Поэтому вопросы под №4,5,6 были посвящены именно этим темам.

         Одним из показателей девиантности подростка говорят сексуальные отношения. Логично думать, что подросток вряд ли откровенно расскажет нам о своем сексуальном опыте. Именно поэтому, вопрос был сформулирован следующим образом: «Со скольки лет, на ваш взгляд, должны начинаться сексуальные отношения?» Подростку предлагается написать свой вариант ответа. Этот ответ дает нам возможность считать, что именно с этого возраста начались его сексуальные отношения.

         Конфликтная личность также определяется как девиантная личность. В данной анкете, вопросы №8,9,10 посвящены именно этой проблематике. Выяснив частоту конфликтов подростка с родителями, друзьями и учителями, мы можем говорить о девиации.

         На последний, одиннадцатый вопрос предлагается ответить в свободной форме. Написав «мини-сочинение», подросток раскрывает о себе, как о человеке, который должен попробовать в этой жизни все и объясняет почему.

В заключении, подросток сообщает краткую информацию о себе. Это поможет в исследовании сопоставить результаты методики анкетирования и методики предложенной А.Е.Личко (ПДО).


3.1.2. Патохарактерологический диагностический опросник А.Е.Личко (ПДО)

При помощи указанный методики мы выявляем  тип акцентуации характера, присущий подростку. Данная методика имеет ряд дополнительных шкал, которые помогают выявить психологические особенности личности подростка – риск социальной дезадаптации, склонность к депрессии, риск начала употребления наркотических средств, возможность  и характер суицида, алкоголизацию и т.д. Сопоставив эти результаты, с результатами полученными в ходе анкетирования, мы можем  определить, относится ли данный подросток к девиантному.

Исследование проводилось на уроках в школе, где непосредственно учатся подростки исследуемых групп. Продолжительность урока составляет 1 академический час.

Методика состоит из множества суждений, соединенных в 25 подшкал. В ходе проведения исследования испытуемые получают соответствующие 25 списков суждений. Из каждого из них они должны выбрать такие три, которые относятся к ним в наибольшей степени, и три такие, которые относятся в наименьшей степени. По характеру выборов судят о том типе акцентуированного характера, к которому относится испытуемый.

Выборы, которые производятся испытуемыми, заносятся ими в специальный регистрационный лист. [Приложение 2]

С помощью данной методики определяются следующие типы акцентуации характера.

Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим, слегка повышенным настроением. Имеет высокий тонус энергичен, активен. Проявляет стремление быть лидером. Общителен и неустойчив по интересам, недостаточно разборчив в знакомствах.  Плохо переносит одиночество. Легко адаптируется в незнакомой обстановке. Не любит однообразие, дисциплину, вынужденное бездействие, монотонную работу. Оптимистичен и несколько переоценивает свои возможности. Нередко бурно реагирует на события, раздражителен.

Циклоидный тип. Часто меняет настроение. У него падает работоспособность, утрачивается интерес к работе и к окружающим людям, причем это происходит периодически. Тяжело переживает неудачи, часто думает о собственных недостатках, ненужности, испытывает чувство одиночества. Периоды депрессии время от времени перемежаются активностью, свойственной гипертимному типу.

Лабильный тип. Характеризуется крайней, непредсказуемой изменчивостью настроения. Сон, аппетит, работоспособность и общительность зависит от настроения. Испытывает глубокое чувство личной привязанности к тем людям, которые к нему относятся с симпатией и любовью. Избегает лидерства. Имеет адекватную самооценку.

Астеноневротический тип. Характеризуется повышенной утомляемостью, раздражительностью, склонностью к ипохондрии – преувеличенному вниманию к состоянию здоровья. Тревожно мнителен. Боится ситуаций соревнования и экзаменационных испытаний. Имеются частые аффективные вспышки в состоянии утомления.

Сензитивный тип. Характеризуется повышенной впечатлительностью, обостренным чувством собственной неполноценности, особенно в самооценках качеств морального и волевого характера. Замкнутость, робость и застенчивость – типичные черты, проявляемые в незнакомой обстановке и среди незнакомых людей. Открытость, общительность и откровенность появляются только в кругу достаточно близких людей.

Психастенический тип. Нерешителен, склонен к пространным рассуждениям, испытывает повышенную боязнь за будущее и судьбу и судьбу своих близких и себя самого. Склонен к углубленному самоанализу и появлению навязчивых состояний (мыслей, переживаний и т.п.). Неспособен отвечать за себя, за свои поступки.

Шизоидный тип. Характеризуется замкнутостью и неумением понимать состояния других людей. Испытывает трудности в установлении нормальных отношений с людьми. Часто уходит в себя, в свой замкнутый, недоступный окружающим людям внутренний мир, в сферу фантазий и грез. Имеет сильные, устойчивые увлечений чем-либо.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты