Исследование профессионально важных качеств работников МЧС

В настоящем исследовании была использована только шкала эмоциональной стабильности и шкала правдивости.

Текст опросника и ключи находятся в Приложении 2.

3. Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова).

Методика предназначена для диагностики уровня тревоги испытуемого. Шкала лживости, введенная В. Г. Норакидзе в 1975 г., позволяет судить о демонстративности и неискренности.

Опросник состоит из 60 утверждений. Для удобства использования каждое утверждение предлагается испытуемому на отдельной карточке. Время тестирования - 20-25 минут.

Вначале следует обработать результаты по шкале лжи. Она диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то это свидетельствует о неискренности испытуемого.

Затем подсчитывается суммарная оценка по шкале тревоги:

40 – 50 - баллов рассматривается как показа (ель очень высокого уровня тревоги;

25 – 40 - баллов - свидетельствует о высоком уровне тревоги;

15 – 25 - баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровню;

5 – 15 - баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровню;

0 – 5 - баллов - о низком уровне тревоги.

Текст опросника и ключи находятся в Приложении 3.

4.      Тест механической понятливости Беннета

Данная методика ориентирована на выявление технических способностей испытуемых, как подростков, так и взрослых.

Стимульный материал представлен 70 несложными физико-техническими заданиями, большая часть которых представлена в виде рисунков. После текста вопроса (рисунка) следует три варианта ответа на него, причем только один из них является правильным. Испытуемому необходимо выбрать и указать правильный ответ, написав на отдельном листе номер задания и номер избранного ответа. Методика относится к т.н. тестам скорости. На общее выполнение всех заданий отводится 25 мин.

Допускается выполнение заданий в любой последовательности. Процедура подсчета полученных результатов достаточно проста и заключается в начислении 1 балла за каждое правильно выполненное задание. Перевод в стандартные шкалы не производится.

Стимульный материал и ключи находятся в Приложении 4.

5. Методика определения скорости переключения внимания (ПВ) (на красно-черных таблицах Шульте-Платонова)

Условия проведения обследования - изолированная комната.

Содержание обследования.

Испытуемому предъявляется квадрат, разделенный на определенное число мелких квадратов, в которых помещены в случайном порядке арабские числа от 1 до 25 черного и от 1 до 24 красного цвета. Испытуемый должен последовательно осуществлять поиск чисел: сначала только черного цвета, потом только красного. При этом поиск черных чисел осуществляется в восходящем порядке, а красных в нисходящем. Затем осуществляется смешанный поиск черных и красных чисел, в ходе которого испытуемый оказывается перед необходимостью переключать внимание с одной последовательности на другую. По времени, затраченному на выполнение каждого из заданий, можно судить о скорости переключения внимания.

Алгоритм проведения методики, расчеты и интерпретация результатов — Приложение 5.

Таким образом, диагностика профессионально важных качеств пожарных-спасателей МЧС проводилась по пяти методикам, изучающих различные стороны личности. Специальная аппаратура в исследовании не применялась.

Диагностика проводилась в индивидуальной форме в рамках аттестации сотрудников МЧС. Образец индивидуальной карточки диагностики находится в Приложении 6.

При выявления уровня выраженности профессионально важных качеств пожарных-спасателей МЧС принята система оценок согласно результатов каждой методики. (Аналогичная система оценок принята в МЧС для аттестации сотрудников).

1. Слуховая и зрительная память:

80% - 100% - 5;

60% - 79% - 4;

50% - 59% - 3

40% - 49% - 2

ниже 40% - 1

2.      Эмоциональная стабильность по тесту Айзенка:

1 — 8 баллов — 5;

9 — 11 баллов — 4;

12 — 15 баллов — 3;

выше 15 баллов — 2.

3.      Тревожность по тесту Тейлора

1 — 6 баллов — 5;

7 — 11 баллов — 4;

12 и выше — 3.

4.      Механическая понятливость по тесту Беннета

80% - 100% - 5;

60% - 79% - 4;

50% - 59% - 3

40% - 49% - 2

ниже 40% - 1

5.      Скорость переключения внимания (ПВ)

менее 100 сек. — 5;

100 — 115 сек. — 4;

115 — 130 сек. — 3;

130  более сек — 2;

2.3 Результаты исследования и их психологический анализ


Результаты диагностики по всем пяти методикам оценивались по пятибальной шкале оценок. В сводной таблице (Приложение 7) представлены сырые баллы или проценты, а так же оценки от 1 до 5.

Для изучения выраженности профессионально важных качеств пожарных-спасателей МЧС было проведено вычисление средних оценок (табл. 1).


Таблица 1

Средние показатели оценок пожарных-спасателей МЧС по всем методикам

Зрительная память

Слуховая память

Тест Айзенка

эмоц. стабильность

Тест Тейлора

Тест Беннета

Скорость переключения внимания

3,9

3,5

4,7

4,5

4,9

3,8


Средняя оценка зрительной памяти у пожарных-спасателей — 3,9, средняя оценка слуховой памяти — 3,5. Средний показатель эмоциональной стабильности — 4,7, тревожности — 4,5. Средняя оценка механической понятливости — 4,9 и средняя оценка скорости переключения внимания — 3,8. Для наглядного сравнения уровня развития изучаемых качеств представим средние показатели на рис. 1.

В данной выборке пожарных-спасателей наиболее развита механическая понятливость, т. е. работники технически грамотны, хорошо понимают технические инструкции, разбираются в технических вопросах во время пожарно-спасательных действий.

Так же выявлен очень высокий уровень эмоциональной стабильности. Это говорит о том, что в целом пожарные-спасатели не подвержены импульсивности, суетливости. Работники эмоционально зрелы, эмоции адекватны ситуации, последовательны.

Уровень тревожности тоже достаточно низкий, что соответствует профессии пожарного-спасателя.

В отличии от этого, процессы внимания и памяти развиты на недостаточно высоком уровне и требуют коррекции и дальнейшего развития. Для выявления пожарных-спасателей, нуждающихся в коррекции и развитии тех или иных профессионально важных качеств был проведен расчет количества и процента испытуемых с различными оценками выраженности изучаемых ПВК.

Одним из профессионально важных качеств пожарных-спасателей является развитая зрительная и слуховая память. Она необходима им для запоминания различных ситуаций во время проведения пожарно-спасательных работ и в связи с этим принятия правильных решений.

Число и процент пожарных-спасателей с различными оценками за результат исследования зрительной памяти представлены в табл. 2.


Таблица 2

Число и процент пожарных-спасателей с различными оценками зрительной памяти

Оценки

5

4

3

2

1

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

5

16,7

20

66,7

3

10

2

6,6

0

0


Оценку 5 за результат диагностики зрительной памяти получили 5 чел. (16,7 %), оценку 4 — 20 чел. (66,7 %), оценку 3 — 3 чел. (10 %) и оценку 2 — 2 чел. (6,6 %).

Наибольший процент пожарных-спасателей получили оценки «отлично» и «хорошо» за результат диагностики зрительной памяти. Это говорит о том, что зрительная память в целом у большинства пожарных-спасателей развита на достаточно высоком уровне.

Но здесь необходимо отметить, что среди пожарных-спасателей выявлен небольшой процент испытуемых с оценками «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Недостаточное развитие зрительной памяти может приводить к тому, что при выполнении спасательных работ сотрудники могут зрительно не запоминать необходимую информацию. В связи с этим их зрительная память нуждается в развитии.

В табл. 3. представлено количество человек и процент пожарных-спасателей с различными оценками слуховой памяти.


Таблица 3

Число и процент пожарных-спасателей с различными оценками слуховой памяти

Оценки

5

4

3

2

1

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

4

13,3

8

26,7

17

56,7

1

3,3

0

0


За результат диагностики слуховой памяти оценку 5 получили 4 чел. (13,3 %), оценку 4 — 8 чел. (26,7 %), оценку 3 — 17 чел. (56,7 %), оценку 2 — 1 чел. (3,3 %).

Оценки «хорошо» и «удовлетворительно» поставлены меньшему проценту испытуемых, в сравнении с процентом работников, получившим оценку «удовлетворительно». Эти работники хорошо воспринимают на слух и запоминают необходимую информацию.

Большинство пожарных-спасателей получили оценку «удовлетворительно» за развитие слуховой памяти. Незначительная часть пожарных-спасателей получила оценку «неудовлетворительно».

Следующим профессионально важным качеством, изучаемым в данной работе была эмоциональная стабильность. Оценки за эмоциональную стабильность представлены в табл. 4.

 

Таблица 4

Число и процент пожарных-спасателей с различными оценками эмоциональной стабильности

Оценки

5

4

3

2

1

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

24

80

3

10

3

10

0

0

0

0


Эмоциональная стабильность оценена оценкой 5 у 24 чел. (80 %), оценкой 4 — у 3 чел. (10 %) и оценкой 3 — у 3 чел. (10 %). Оценка 2 и 1 по результатам диагностики никому не поставлена.

Процент работников с различными оценками за эмоциональную стабильность представлен на рис. 4.

Подавляющее большинство пожарных-спасателей можно считать эмоционально стабильными, лишь невысокий процент работников выявили средние показатели эмоциональной стабильности.

Таким образом в целом пожарные-спасатели отличаются выраженной эмоциональной стабильностью.

Уровень тревожности, как профессионально важное качество пожарных-спасателей, оценивался в оценках от 1 до 5 (чем выше уровень тревожности, тем ниже оценка).

Процент и число испытуемых с различными оценками тревожности представлен в табл. 5.


Таблица 5

Число и процент пожарных-спасателей с различными оценками тревожности

Оценки

5

4

3

2

1

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

20

66,7

4

13,3

6

20

0

0

0

0


Самая высокая оценка уровня тревожности, как профессионально важного качества - 5, поставлена 20 испытуемым (66,7 %), оценка 4 — 13,3 %), оценка 3 — 6 чел. (20 %). Оценка 2 и 1 никому не поставлена согласно полученных результатов диагностики.

Процентное соотношение пожарных-спасателей с различными оценками тревожности, как профессионально важного качества представлено на рис. 5.

Большинству пожарных-спасателей характерен очень низкий уровень тревожности, что соответствует самой высокой оценке за тревожность, как профессионально важное качество. Этим работникам не свойственно тревожиться при выполнении пожарно-спасательных работ. Они уверенно выполняют свою работу.

Для небольшой части пожарных-спасателей характерен чуть повышенный уровень тревожности (оценка «удовлетворительно»). Их может иногда беспокоить состояние тревоги и наблюдаться неблагоприятный эмоциональный фон чаще в состоянии ожидания вызова. Это может быть связано как с особенностями характера, уровня постоянной личностной тревожности, так и с недавно перенесенными стрессовыми ситуациями на работе.

Следующее профессионально важное качество, которое изучалось в настоящем исследовании — механическая (техническая) понятливость. Оценки, полученные за результат диагностики по методике механической понятливости Беннета представлены в табл. 6.


Таблица 6

Число и процент пожарных-спасателей с различными оценками механической понятливости

Оценки

5

4

3

2

1

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

29

96,7

0

0

1

3,3

0

0

0

0


Самая высокая оценка — 5 за механическую понятливость в соответствии с результатами диагностики поставлена 29 пожарным-спасателям (96,7 %), оценка 3 поставлена 1 чел. (3,3 %). Оценки 4, 2, 1 по результатам диагностики не поставлены никому.

Процентное соотношение пожарных-спасателей с различными оценками за механическую понятливость представлено на рис. 6.

Практически все пожарные-спасатели (за исключением одного человека) показали отличные результаты в механической понятливости. Это означает, что они технически грамотны, разбираются и хорошо ориентируются в технических средствах, необходимых для профессиональной деятельности. Во время проведения пожарно-спасательных работ хорошо ориентируются и быстро принимают правильные решения в технических вопросах.

Результат одного человека оказался на недостаточно высоком уровне. Это может быть связано как с общей усталостью, так и с тем, что это ПВК развито на недостаточно высоком уровне. Здесь необходима дополнительная диагностика, а при недостаточном развитии — коррекционная и развивающая работа.

И последней проводилась методика диагностики скорости переключения внимания, т. к. переключение внимания так же является одним из самых важных качеств для эффективной профессиональной деятельности пожарных-спасателей. Здесь чем большее время затрачено человеком на выполнение задания, тем ниже его оценка.

Количество пожарных-спасателей и их процент с различными оценками за результат диагностики по этой методике представлен в табл. 7.


Таблица 7

Число и процент пожарных-спасателей с различными оценками скорости переключения внимания

Оценки

5

4

3

2

1

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

9

30

10

33,3

8

26,8

2

6,6

1

3,3


Оценка 5 за скорость переключения внимания поставлена 9 чел. (30 %), оценка 4 — 10 чел. (33,3 %), оценка 3 — 8 чел. (26,8 %), оценка 2 — 2 чел. (6,6 %) и оценка 1 — 1 чел. (3,3 %).

Процент испытуемых с различными оценками за скорость переключения внимания представлен на рис. 7.

По показателям скорости переключения внимания поставлены оценки от «отлично» до «совершенно неудовлетворительно» (такого разнообразия оценок не выявлено ни в одном из изучаемых ПВК).

Не смотря на разнообразие оценок, большинство пожарных-спасателей обладают высокой скоростью переключения внимания, что сказывается на эффективности их работы.

Снижение скорости переключения внимания, выявленное у некоторых сотрудников, может быть связано как с их индивидуальными особенностями, так и с усталостью и стрессовыми перегрузками и недостаточным отдыхом. Здесь так же необходима дополнительная диагностика, по результатам которой можно будет определить причину увеличения времени переключения внимания.

Таким образом, проведено исследование профессионально важных качеств пожарных-спасателей МЧС. В целом на достаточно высоком уровне развиты личностные качества, необходимые для эффективной работы при пожарно-спасательных работах. Выявлен низкий уровень тревожности и высокая эмоциональная стабильность. Мнемические процессы: внимание и память, развиты на более низком уровне.

По результатам диагностики разработаны и предложены следующие рекомендации.


2.4 Рекомендации психологу МЧС по развитию профессионально важных качеств пожарным-спасателям


Профессионально важные психологические качества сотрудников пожарно-спасательных частей МЧС отличаются специфической системой отношений, которая направленно формируется, корректируется и совершенствуется в ходе специального психолого-педагогического процесса с использованием методов воздействия на осознаваемые и неосознаваемые компоненты психики.

В связи с тем, что в исследовании выявлен недостаточно высокий уровень развития зрительной и слуховой памяти, необходимо ее развитие. Здесь можно использовать различные групповые коррекционные упражнения и игры для тренировки памяти. Так же для некоторых сотрудников, результаты которых оказались низкими, необходима индивидуальная работа по развитию памяти. Так же можно порекомендовать самостоятельную работу пожарным-спасателям для развития памяти, для этого существует великое множество различных программ и отдельных упражнений.

То же самое касается развития внимания, но здесь необходима дополнительная диагностика, т. к. внимание может быть рассеянно по разным причинам. Может быть испытуемые не успели отдохнуть после работы, может быть сказались стрессовые ситуации на работе и т. д. В связи с этим дополнительная диагностика поможет выявить причины низких результатов. И только после этого необходимо приступать к коррекционной и развивающей работе. Если причина в стрессовой ситуации, необходимо стабилизировать эмоциональный фон, снять тревожность, возможно дать работнику отдохнуть. Если причина в индивидуальных особенностях внимания, необходимо его развитие. В этом направлении так же можно предложить как групповую, так и индивидуальную и самостоятельную работу.

Повышенный уровень тревожности у некоторых испытуемых может быть связан с эмоциональным напряжением, стрессом, недостаточным отдыхом, а может оказаться постоянным уровнем личностной тревожности, характерным для человека. Для выяснения причин тревожности так же необходима дополнительная диагностика и только потом на основании ее результатов разработка и проведение в случае необходимости коррекционных мероприятий.

Эмоциональная стабильность является (по Айзенку) врожденной динамической характеристикой личности. Но как известно даже врожден7ные качества личности в связи с особенностями деятельности человека могут меняться. Возможно, что стаж пожарных-спасателей, обнаруживших низкий уровень эмоциональной стабильности, т. е. Некоторую тенденцию к нейротизму, невелик. Возможно с приобретением опыта работы они будут более эмоционально стабильны, их эмоции будут адекватны ситуациям.

В диагностике механической понятливости один сотруджник выявил сниженный уровень. Это может быть связано как с общей усталостью и невнимательностью, так и с особенностями мышления. После дополнительной диагностики, позволяющей выявить причины низкого результата, при необходимости можно разрабатывать индивидуальную программу коррекции.

В заключении надо сказать, что в связи с тем, что профессиональная деятельность пожарных-спасателей связана с постоянными стрессовыми ситуациями и эмоциональным напряжением, необходимо постоянно проводить мероприятия (тренинги, групповые занятия, релаксационные мероприятия) для стабилизации эмоционального фона, снижения тревожности.

Выводы по главе 2

Экспериментальное исследование проводилось в пожарно-спасательной службе МЧС г. Кирова. В ходе проведения экспериментальной работы были выявлены следующие особенности выраженности профессионально важных качеств у пожарных-спасателей.

1.      Зрительная и слуховая память у пожарных-спасателей развиты у некоторых сотрудников на очень высоком уровне, но в исследовании выявлены такие сотрудники, уровень развития зрительной и слуховой памяти которых развит недостаточно. Это может сказываться на недостаточной эффективности их профессиональной деятельности, т. к. во время проведения пожарно-спасательных работ бывает необходимо зрительно и на слух запоминать информацию, чтобы принимать правильные решения в экстренных ситуациях.

2.      Эмоциональная стабильность необходима в профессиональной деятельности пожарного-спасателя. В исследовании выявлено, что подавляющее большинство работников обладают очень высоким уровнем эмоциональной стабильности. Они трезво смотрят на различные ситуации, безэмоционально, полагаясь на логический разум, оценивают их, что облегчает процесс принятия решений и выполнения пожарно-спасательных работ.

3.      У большинства пожарных-спасателей выявлен очень низкий уровень тревожности, что так же помогает им в их профессиональной деятельности, как в ситуациях ожидания вызова, так и в проведении пожарно-спасательных работ.

4.      Механическая понятливость у пожарных-спасателей так же на очень высоком уровне, т. е. Они технически грамотны, хорошо разбираются в технических вопросах при выполнении пожарно-спасательных работ.

5.      Скорость переключения внимания в целом развита на недостаточно высоком уровне. Здесь результаты очень разнообразны: есть пожарные-спасатели т очень высокой скоростью, а есть, наоборот, с очень низкой скоростью переключения внимания. Зачастую проведение пожарно-спасательных работ может быть связано с необходимостью быстрого переключения внимания с одного объекта на другой, потому недостаточный уровень развития этого ПВК может снижать эффективность работ.

6.      В связи с выявленными результатами для психолога МЧС разработаны рекомендации по дополнительной диагностике, выявлению причин недостаточного развития изучаемых ПВК и коррекционно-развивающей работе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проделана работа, целью которой было изучение профессионально важных качеств работников МЧС. В ходе работы были решены все задачи.

1.      Проведен анализ литературы, который показал, что профессионально важные качества в целом понимаются как совокупность психологических качеств личности, а так же целый ряд физических и физиологических качеств человека, которые определяют успешность профессиональной деятельности. Для каждой деятельности комплекс профессионально важных качеств специфичен по составу, по необходимой степени выраженности, по характеру взаимосвязи между ними.

Профессиональная деятельность работников МЧС связана с постоянным риском, эмоциональным напряжением, большими физическими и психическими нагрузками. В связи с особенностями профессиональной деятельности пожарный-спасатель должен обладать целым комплексом ПВК: эмоциональная стабильность, низкий уровень тревожности, адекватная самооценка, готовность к риску. Кроме этого для эффективной работы должны быть на достаточно высоком уровне развиты умственные способности, техническое мышление, память, внимание.

2.      Проведена диагностика профессионально важных качеств пожарных-спасателей МЧС. Выявлены следующие особенности их развития. В данной выборке испытуемых наиболее развиты личностные профессионально важные качества, необходимые в профессиональной деятельности пожарных-спасателей. Выявлено, что в целом для испытуемых характерен очень низкий уровень тревожности и достаточно выраженная эмоциональная стабильность. Но мнемические процессы (память и внимание) развиты на недостаточно высоком уровне, в целом не очень высок уровень развития зрительной памяти, еще ниже уровень слуховой памяти. Очень разнородны результаты скорости переключения внимания (от очень высокой скорости до крайне низкой.

3.      В связи с результатами диагностики профессионально важных качеств пожарных-спасателей для психолога МЧС разработаны рекомендации, в которых учтено каждое изучаемое качество в отдельности, т. к. низкий уровень развития того или иного качества может быть связан как с индивидуальными особенностями пожарного-спасателя, так и с недостаточным отдыхом и эмоциональным напряжением.

Таким образом, задачи, поставленные в курсовой работе, выполнены, цель достигнута. Гипотеза подтвердилась, действительно среди профессионально важных качеств работникам МЧС необходима эмоциональная стабильность, низкий уровень тревожности, развитое техническое мышление, высокий уровень памяти и внимания.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Арапов, Е.Д. Программа тактической подготовки начальствующего состава пожарной охраны / Е.Д. Арапов. - М.: ВНИИПО, 1972. - 110 с

2.Бодров, В.А. Диагностика и прогнозирование профессиональнойj мотивации» в процессе психологического отбора / В.А. Бодров; Л.Д. Спиркин;// Психологический «журнал, 2003. - №1. - 73. 13.

3.Бондаренко Л.Ю. Подготовка пожарных и спасателей. - М.: Медицинская подготовка, 2008

4.Брушлинский, Н.Н. Системный анализ деятельности Государственной противопожарной службы: учебник / Н.Н. Брушлинский. - Mi: МИПБ, 1998.

5.Грачев В.А., Поповский Д.В. Газодымозащитная служба. Учебник / под ред. В.В. Мешалкина. - М.: Пожкнига, 2004. - 384 с.

6.Дежкина Ю.А. Развитие профессионально важных качеств сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России в процессе профессионализации. Автореферат дисс. На соиск. Ученой степени кандидата псих. Наук. - С-Пб.: РГПУ, 2008.

7.Диагностика, профилактика и коррекция стрессовых расстройств среди сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России»: Методические рекомендации. Изд. 2-е. - М.: 2001. - 256 с.

8.Дмитриева М.А., Крылов А.А.. Психология труда и инженерная психология. - Л.: Ленинград, 1979.

9.Дружинин, В.Н. Психодиагностика общих способностей / В.Н. Дружинин. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 224 с.

10.Дутов, В.И., О воздействии на людей опасных факторов пожара / В.И. Дутов, В.Н. Тимошенко // Безопасность людей на пожарах: сб. науч. тр. - М.: ВНИИПО, 1980

11.Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной информационной и организационной деятельности / Под ред. Б.А. Душкова. - М., 2005.

12.Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - С-Пб.: Питер, 2006.

13.Карпов А.В. Понятие профессионально важных качеств деятельности. // Психология труда. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 — 352 с.

14.Кафидов, В;В: Социология пожарной) безопасности / В.В. Кафидов, В.М; Севастьянов. - М.: ВНИИПО, 2003. - 364'с.

15.Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996

16.Клищевская М.В., Солнцева Г.Н. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. - 1999. - № 4.

17.Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. - М.: МГУ, 1986.

18.Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.

19.Марьин М.Н. и др. Профессиография основных видов деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России. – М.: ВНИИПО, 1998. - 114с.

20.Марьин, М.И. Исследование влияния условий труда на функциональное состояние пожарных / М.И. Марьин, Е.С. Соболев // Психологический журнал. - 1990. - Т.11. - № 1. - 102-108.

21.Марьин М.И., Ловчан С.И., Иванихина И.В. и др. Оценка и оптимизация психологического климата, стиля руководства в органах управления и подразделениях Государственной противопожарной службы»: Методическое пособие / Под ред. Мешалкина Е.А.. – 2-е изд. – М.: ВНИИПО, 1998. – 101с.

22.Медикаментозная коррекция состояний психической дезадаптации у сотрудников пожарной охраны в напряженных и экстремальных условиях деятельности»: Методические рекомендации. – М.: ВНИИПО МВД СССР, 1992. – 16с.

23.Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 - 688 с.

24.Осипов А.В. Профессионально важные качества сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становления. Автореферат дисс. На соиск. Ученой степени кандидата психологических наук. - Ростов-на-Дону, 2009

25.Профессиографическое описание основных видов деятельности сотрудников ГПС МВД России: пособие / ред. М.И. Марьин, И.Н. Ефанова, М.Н. Поляков и др.. - Mi: ВНИИПО, 1998. - 132 с.

26.Психологический отбор кандидатов на службу в ГПС МЧС России. – М.: ВНИИПО, 2003. – 148с.

27.Практическая психодиагностика. Методики и тесты» / под ред. Д.Я. Райгородского. -Учеб. пособие. – Самара: изд. Дом «Бахрах – М», 2003.

28.Черникова О.А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 104 с.

29.Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация "Логос", 1996.

30.Шелепова Е.С. В проблеме профессионально важных качеств субъекта трудовой деятельности. - Тверь: ТГУ, 2007

31.Шленков А. В. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России. Дисс. На соиск. Ученой степени доктора псих. Наук. - С-Пб.: 2009.

32.Шувалов М.Г. Основы пожарного дела: Учеб. для рядового и мл. нач. состава противопожар. Службы. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Стройиздат, 1998. – 472 с.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты