Исследование особенностей базисных компонентов личности у детей с задержкой психического развития

Исследование особенностей базисных компонентов личности у детей с задержкой психического развития

КУРСОВАЯ РАБОТА

Исследование особенностей базисных компонентов личности у детей с задержкой психического развития


Содержание


Введение

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ БАЗИСНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТИ

1.1   Базисные компоненты личности

1.1.1 Целостный подход в изучении личности

1.1.2 Понятие ценностности

1.1.3 Область взаимоотношений как базовое основание личности

1.1.4 Бесконечность человека

1.1.5 Сознание

1.2        Деятельность как базовое основание

1.3        Особенности деятельности детей с ЗПР

1.4 Проблема диагностики развития деятельности

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

2.1        Этапы исследования

2.2        Описание методик

2.3        Полученные результаты

Выводы

Заключение

Список литературы

Приложения



Введение

В 50 —60-х гг. проблема изучения специфических особенностей детей, которые плохо усваивали программу общеобразовательной школы, приобрела особую значимость. В результате под руководством М.С.Певзнер, ученицы Л.С.Выготского, специалиста в области клиники умственной отсталости, было начато разностороннее исследование причин неуспеваемости [13, 27]. Комплексные психолого-педагогические исследования детей с диагностированной ЗПР в течение последующих 15 лет позволили накопить большое количество данных, характеризующих своеобразное развитие психического развития детей данной категории.

Известно также, что в современной психологической литературе существует значительное число исследований, позволяющих описать строение мыслительной деятельности, ее генезис, возрастные и индивидуальные отличия. Особое направление образуют работы, в которых выявляется взаимосвязь особенностей мышления с разными сторонами личности ребенка.

Казалось бы, в арсенале современного психолога нет недостатка в тестах, предназначенных для выявления тех или иных сторон психического развития ребенка. Но, выявив с их помощью трудности, которые испытывает ребенок в процессе обучения, педагог, психолог или родители пытаются преодолеть их, направляя усилия на отработку обнаруженных недостатков: ребенок не знает правил — учим наизусть, не понимает, как решается задача — решим десять похожих, чтобы запомнил способ решения и т.д. Все мы хорошо знаем, что результаты, полученные таким способом, приводят к небольшим и локальным улучшениям, но это "симптоматическое лечение", которое не затрагивает сути, упуская из виду личность ребенка. При таком подходе все функции существуют как бы сами по себе, не связываясь в единое целое.

Известно также, что вопрос о взаимосвязи аффекта и интеллекта ставился еще в ранних, классических на сегодняшний день, работах.

Л.С.Выготского, а в дальнейшем его учениками и последователями. Л.С.Выготский указывал на то, что нельзя понять мышление, особенно его развитие у ребенка, вне связи с эмоциями, ибо в ходе развития интеллектуальных функций изменяется их взаимоотношение с эмоциями [13]. Наиболее полное отражение принцип единства аффективной и интеллектуальной сфер получил в работах С.Л.Рубинштейна [32].

В настоящее время имеются оригинальные исследования, направленные на выявление взаимосвязи особенностей мышления с отдельными эмоционально-волевыми чертами. В этих работах зафиксирована связь между особенностями мышления и отдельными проявлениями личностной сферы ребенка. Проблема же изучения мышления детей с ЗПР в личностном плане, как мыслительной деятельности, характер и протекание которой определяются личностной организацией субъекта, является актуальной и сегодня, и решение ее возможно только на основе теории личности.

Такую возможность дает системный подход, применявшийся в работах Непомнящей Н.И [25].

Цель исследования: наше исследование направлено на то, чтобы исследовать и описать особенности деятельности как базисного основания личности у детей с ЗПР.

Это позволило нам сформулировать следующую гипотезу исследования: мы предположили, что своеобразие в деятельности как базисного основания личности у детей с ЗПР в значительной степени определяет их возможности.

Объект исследования: базисные основания личности ребенка с ЗПР.

Предмет исследования: особенности деятельности как базисного компонента личности.

Проверка выдвинутой гипотезы предполагает решение следующих задач:

1.                              Подбор блока методик, позволяющего провести эмпирическую проверку сформулированной гипотезы;

2.                              изучение особенностей деятельности, характерных для названной группы испытуемых;

3.                              сопоставление полученных данных, составление выводов.

На решение данных задач направлен следующий комплекс методик:

Методика «Елочные игрушки». Цель: диагностирование типа структуры деятельности по совокупности всех параметров, определение типа общей структуры деятельности.

Методика «Вертушки». Цель: выявление факторов, влияющих на протекание деятельности и их соотношения с общей структурой деятельности [25].

В работе использовались следующие методы:

1)          теоретический анализ источников и специальной литературы;

2)       эмпирические методы исследования, включающие в себя наблюдение, тестовые;

3)          методы качественного анализа эмпирических данных. Практическая значимость исследования состоит в том, что решение

обозначенных вопросов может послужить основой для организации исследования особенностей развития детей с ЗПР на основе целостного подхода в изучении личности в образовательных учреждениях. Методики, результаты исследований могут быть использованы в практической деятельности психологами образовательных учреждений, что будет способствовать коррекции и развитию детей с ЗПР.

Наше исследование проводилось на базе СОШ №18 г.Нерюнгри в течение 3 четверти 2004-2005 учебного года. В качестве экспериментальной группы выступили учащиеся 4 класса выравнивания в количестве 9 человек. Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, включающий 45 наименований, приложения.


ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ БАЗИСНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТИ

1.1 Базисные компоненты личности

Рассматривая проблему исследования базисных компонентов личности, следует отметить, что в настоящее время существуют разнообразные представления о личности. Наиболее теоретически обоснованным подходом к личности и методу ее анализа остается учение Зигмунда Фрейда. Основными категориями объяснения личностных механизмов в классическом психоанализе и у неофрейдистов являются: вытеснение, защита, борьба с фрустрацией и т. д. [38]

В гуманистической психологии понятия личность, свобода, ответственность и др. — являются исходными. Развитие личности (и специальная организация такого развития, воздействия на личность различными методами психотренинга, занимающего важное место в гуманистической психологии) должно происходить в направлении самоактуализации личности (А. Марлоу), становлении «хорошо функционирующей личности (К. Роджерс), поиска человеком смысла жизни (В. Франкл)[25, 37].

Существенным шагом в разработке проблемы личности явилось обращение к определяющему, так называемому конституирующему началу личности. В качестве последнего разные исследователи выделяют разное. Например, это направленность — у Л.И. Божович, отношение — у В.Н. Мясищева, общение — у А.А. Бодалева, иерархия деятельности и мотивов — у А.Н. Леонтьева, значимость, избирательность — у Н.Ф. Добрынина, установка—у Д.Н. Узнадзе, эмоциональная направленность — у Б.И. Додонова, избирательность — у А.Г. Ковалева и т. д.[11, 12, 19 и др.]. Эти и другие исследователи действительно выделяют существенные для понимания личности факторы, но в то же время рассмотрение личности в контексте реальной многосторонней жизни субъекта позволяет говорить о неправомерности ограничения ведущих оснований личности каким-либо одним из них. И этим отчасти объясняется, почему «.. .различные направления изучения личности, представленные научными школами Б.Г.Ананьева и В. Н. Мясищева, Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Д. Н. Узнадзе, практически не пересекаются между собой».

И такое положение характерно для многих ведущих направлений исследования личности в зарубежной психологии. Так, например, тревожность, инверсия — экстраверсия — темы работ Айзенка и др., К. Юнг останавливается на стремлении к превосходству, К. Хорни — на врожденном чувстве беспокойства, у Э. Фромма — борьба с фрустрацией, у А. Маслоу — самоактуализация, о самооценке мы прочтем у К. Роджерса, о «черте-мотиве — у Г. Олпорта. К. Ясперс основным показателем развития личности считает создание своего «феноменального мира» и т. д. [25]

Каждое познание, относящееся к человеку, должно начинаться с ответа на вопрос о его сущности. В ином случае любые знания о человеке будут лишены своей основы. Это во многом относится и к психологии. Психологические искания довольно часто не имеют своей основы: знаний о сущности человека, его способностях и возможностях. Преобладающим в психологическом мире является признание социальной его сущности, представляющее человека как продукта присвоения социального опыта, знаний, способов и т. д.

Признание социальной природы человека, его психики получило развитие в отечественной науке в трудах Л. С. Выготского и его последователей. В этих работах складывается представление о личности как об особом качестве, приобретаемом индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений, что характеризует индивида со стороны его связей с другими индивидами, общения с другими людьми[13]. При этом вопрос о том, какие особенности позволяют человеку осуществлять подобное присвоение социального содержания, вообще не ставится (среди исключений труды С. Л. Рубинштейна).

В психологии пребывает и преобладает методология естественных наук, и одним из основополагающих методологических принципов данных наук является правило так называемой «бритвы Оккама», которое гласит: «Сущности не следует умножать без необходимости». Т.е.: «Если получаешь знания о предмете на его уровне, не следует переходить к другим сущностям»[25].

Однако, по мнению Непомнящей, правило «бритвы Оккама» неприменимо сегодня не только в подходе к человеку. Понимание сущности человека и более конкретно — его специфических свойств, позволяющих ему быть социальным и духовным существом, должно быть основой любых психологических исканий и обусловленных ими практических методов.

Таким образом, личность (или ее предпосылки) представлена как первейшая основа всей психики и ее развития. Результаты исследований М.И.Лисиной показывают, что самые разные психические свойства: восприятие, память, мышление и др. — с раннего возраста формируются на основе механизмов отношения ребенок — взрослый (в процессе общения), особенности которых обусловливают становление и специфику психических функций. Иными словами: психика человека личностна[21].

Вопрос о сущности человека вообще ставился в психологии в концепциях трех подходов: биологизаторский, социальный и биосоциальный.

Следует выделить специфические сущностные свойства (потенциальные способности) человека[25].

1. Потенциальная универсальность человека, позволяющая ему присваивать во всем многообразии социальное содержание, меняющееся исторически, онтогенетически, этнографически и т. д.

2.Потенциальная бесконечность (неконечность) человека, позволяющая и в процессе присвоения, и в процессе функционирования выходить за пределы знаемого, усвоенного, в том числе и за пределы самого себя, создавать новое, творить[32].

3. Особая взаимосвязь с другими людьми (в частности, как условие присвоения человеческого опыта), которая характеризуется способностью отождествления себя с другими (позволяющей брать новое содержание от других), родство человека с человеческим родом и обособление себя, своего «Я» (что позволяет делать данное содержание своим). Способность отождествления и обособления мы обозначаем, как способность быть собой и другим.

Универсальность, бесконечность, способность «быть собой и другим» — специфические сущностные свойства, отличающие человека от животных (условием жизни последних являются прямо противоположные свойства — однозначность, конечность, отсутствие идентификации и обособления). Эти свойства человека являются условием и одновременно выражением духовности, свободы, творческой способности, стремления к совершенству. Если мы признаем наличие указанных свойств у человека - то возникает вопрос о природе таких свойств.

Позиция Непомнящей заключается в том, что никаким иным способом не объяснить природы сущностных свойств человека (универсальности, неконечности, особой связи с человеческим родом, а иными словами, всеобщности, творческости, любви), кроме как признания их Высшей Духовной Природы. Но в данное время Истинная Духовная Сущность человека в психологической науке не учитывается, не принимаются во внимание главные, специфические, определяющие его свойства при изучении личности.

Тем самым реально возводится непреодолимая преграда к истинному развитию личности, т. е. максимальной реализации высших сущностных свойств человека. Сложившиеся условия воспитания не только не способствуют реализации и развитию этих свойств, а напротив, приводят в меньшей или, часто, в большей степени к «атрофии», «отмиранию», т. е. к обесчеловечиванию («овеществлению») психики, личности[25].

Таким образом, подход, который мы выбрали для исследования деятельности младших школьников с ЗПР, можно определить как сущностный подход к личности.

Все указанные выше сущностные свойства находят свое проявление у ребенка. Наиболее яркий пример- это игра. Научные исследования игры позволили сделать вывод о том, что игра является такой формой жизни ребенка, в которой он реализует сущностные способности и потребности. Игра является универсальной формой функционирования (в ней имеют место и деятельность» и познание, и личностные отношения); незавершенность результата игры отличают ее как открытую, «неконечную» форму активности, В игре реализуется отождествление себя с другим (ролью) и в то же время выделения себя, - то, что называется «способностью быть собой и другим».


1.1.1 Целостный подход в изучении личности

Целостный подход предполагает изучение явлений как в их включенности в систему (системы) всеобщей взаимосвязи, так и реализацию этого во внутренних взаимосвязях, воплощенных в специфических механизмах.

Рассматривая целостный подход к изучению личности следует учитывать, что все многообразие психических особенностей человека нельзя вывести из одного основания (так называемый монистический подход), что оно обусловлено совокупностью детерминирующих, ведущих механизмов. Таким образом, следует рассматривать систему базовых оснований личности. В этом случае следует говорить о полифоническом подходе. Базовые основания относятся к следующим сферам жизнедеятельности человека: 1) ценностной;

2) отношений с другими людьми; 3) творческой; 4) сознания; 5) деятельности.


1.1.2 Понятие ценностности

Ценностность является центральным, системообразующим фактором. Ценностность характеризуется единством определенной внешней направленности личности и ее представлением о себе (представленность собственного «Я»). Когда оба эти содержания связаны друг с другом так, что каждое из них реализуется через другое, т. е. когда они оказываются двумя сторонами одного и того же, следует говорить о личностной ценностности. Ценностность — это те отраженные субъектом области его существование, через которые происходит выделение им самого себя, своей личности, собственного «Я». Ценностность можно охарактеризовать одновременно и как объективное «видение» личности (личность выделяет и осознает себя через отношение к определенной стороне действительности, определенным объектам), и как личностное «видение» объектов (те или иные стороны действительности приобретают для субъекта личностный смысл; становятся личностно значимыми).

Ценностность как устойчивое и определяющее личностное основание складывается в 6—7 лет и сохраняется в дальнейшем, вплоть до взрослого возраста. До этого ребенок, конечно, выделяет те или иные конкретные формы внешнего содержания, наиболее предпочтительные для него. Но это именно конкретные формы, которые не достигают уровня обобщенности. С другой стороны, ребенок выделяет свое «Я» (например, «Я сам» трехлеток), но такое «Я» не отражает целостности личности, оно относится к отдельным конкретным действиям, Б 6 — 7 лет реализуется двойной процесс (обе стороны которого взаимосвязаны). С одной стороны, происходит обобщение разных конкретных значимых содержаний в трех формах (планах): деятельности, личностных отношений, сознания и познания[2]. С другой стороны, именно по отношению к этим обобщенным формам внешнего содержания выделяется осознание своего «Я», «Я — образа», как относящегося теперь к целостной личности.

Структура ценностности может быть представлена следующим образом:


ОбобщенноеЯ

содержание


Эти особенности отличают понятие ценностности от понятий направленности, ценностных ориентации.

Ценностность является ведущим основанием личности, определяет целостность личности, особенности психического развития и их конкретные проявления. Тип ценностности обусловливает особенности и других базовых оснований личности (отношения «Я — другой», «способности преодоления привычных представлений о мире и о себе», сознания, деятельности), особенности умственного развития, памяти, учебной деятельности, рефлексии.

Тип ценностности, оформляющийся в период 6 — 7 (6 — 8) лет, оказывается устойчивым индивидуальным образованием, которое на фоне возрастных особенностей (а иногда и вопреки им), во-первых, сохраняется в дальнейшем, даже и во взрослом состоянии и, во-вторых (как и другие базовые основания личности), является универсальным, т. е. действует в разных сферах функционирования субъекта.

Типизация ценностности отражает основные обобщенные планы функционирования субъекта: деятельности, плана отношений и плана сознания, познания. Выделение соответствующего этим планам содержания и сознания, утверждения себя, своей личности, своего «Я» определяет три основных типа ценностности: деятельности, отношений, сознания и познания и их сочетание. Другие типы ценностности (ценностность общения, ценностность требований и норм и в том числе учебная ценностность, ценностность реально-привычного функционирования, ценностность плана познания, осознания действительности). Творческая направленность характерна для людей с универсальной ценностностью.

1.1.3 Область взаимоотношений как базовое основание личности

Учеными выделены следующие показатели как базовые, определяющие особенности конкретных проявлений отношений: «Я — другой».

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты