Исследование образов мужчин и женщин у подростков

Перелом в сторону формирования позитивной половой идентичности происходит с VIII по IX класс. Именно здесь мы сталкиваемся с резким поворотом к маскулинной идентификации у мальчиков. Вряд ли случайно и то, что этот перелом происходит на фоне переживания феминизации своих сверстниц-девочек. Для понимания этого явления важной может оказаться закономерность, выявленная на образно-эмоциональном уровне репрезентации половой идентичности: маскулинная идентификация мальчика прямо связана со степенью субъективной близости у него образов девочек и женщин.

Таким образом, половая идентичность является основополагающей для ориентации личности в пространстве (социуме) и которая определяет их стиль поведения и деятельности в половом аспекте, и которая помогает формировать образы мужчин и женщин в сознании подростков.




ГЛАВА  II.   МЕТОДЫ  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ.

С целью решения исследовательских задач нами было проведено обследование группы школьников. Исследование проводилось на базе ОСФМШ I – III ступени №17 г.Донецка. Группа испытуемых состояла из 30 подростков (15 девочек и 15 мальчиков), учащихся 9-В класса, возраст которых в среднем составляет 15 лет.

Основная трудность при изучении образов мужчин и женщин у подростков состоит в отсутствии соответствующих формализованных методик. Поэтому для исследования нами были использованы следующие методики:

1)   Метод свободных описаний (сочинение на тему: «Каким я представляю себе современного мужчину и женщину»).

2)    Цветовой тест отношений (ЦТО).

3)    Экспресс анкета («Усвоение половых ролей подростками»).


Метод свободных описаний представляет собой проективную методику. Она направлена на выяснение представлений подростков об  образах мужчин и женщин.

Этот метод был предложен в форме сочинения на тему: «Каким я представляю себе современного мужчину и женщину».

В инструкции специально обращалось внимание на то, что описывать следует обыкновенных людей.

         Все описания распределяются на три группы:

1)     полные, отражающие представления подростков об особенно их личности мужчин и женщин.

2)     Неопределенные, в которых описывался некий бесполый человек, или не выявляющие представлений учащихся.

3)      Неполные, содержащие описание только одного из образов. 

Анализ суждений об образах мужчин и женщин позволил установить следующие 8 тем, в которых в той или иной степени проявились значимые, привлекательные или негативные, с точки зрения подростков, качества личности или формы поведения мужчин и женщин:

1)          особенности внешнего облика (красота, элегантность, аккуратность).

2)          черты характера, отражающие отношение к людям (чуткость, внимательность, отзывчивость).

3)          особенности отношения к женщине или мужчине (рыцарство, галантность, нежность);

4)          деловые качества, связанные с трудовой деятельностью;

5)          интеллектуальные особенности, интересы;

6)          традиционное понимание мужественности или женственности (сила, смелость, воля, нежность, мягкость, уступчивость);

7)          качества, связанные с супружеско-родительскими ролями мужчин и женщин;

8)       любовно-сексуальная сторона взаимоотношений между полами.

Степень представленности той или иной темы в описаниях подростков определяется как числом учащихся (в % к общему числу подростков данной половозрастной группы), использовавших ее, так и тем рангом, который она получала в ряду других тем. Представленность той или иной темы, отражает, во-первых, сферы жизнедеятельности человека и качества его личности, в которых, по мнению подростка, наиболее ярко проявляются психологические особенности мужчин и женщин, а во-вторых, те критерии, с помощью которых они пытаются оценить мужественность и женственность современных им людей. Поэтому анализ экспериментального материала идет в отношении как содержания того или иного критерия, так и сравнительной значимости его в ряду других критериев.


Методика Цветовой тест отношений (ЦТО) – компактный невербальный диагностический метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений человека. Его использование опирается на концепцию отношений В.Н. Мясищева, идеи Б.Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и представления А.Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности.

Методической основой данного метода является цветоассоциативный эксперимент, идея и процедуры которого были разработаны авторами. Он базируется на предложении о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе отражаются в цветовых ассоциаций к ним.

Проведение ЦТО включает следующие процедуры:

1.          Психолог составляет список лиц, понятий имеющее для испытуемого существенное значение. Конкретная форма списка зависит от особенностей проблемы. Так же можно получить список значимых лиц и от самого испытуемого.

Нами был предъявлен испытуемым список понятий, который представлен в Приложении 1.

2.       Перед тестируемым раскладываются на белом фоне в случайном порядке цвета. Затем экспериментатор задает инструкцию подобрать к каждому из лиц и понятий, которые последовательно им зачитываются, подходящие цвета. Выбранные цвета могут повторяться.

          В случае возникновения вопросов экспериментатор разъясняет, что цвета должны подбираться в соответствии с характером людей, а не по внешнему виду (например, цвету одежды).

          ЦТО имеет два варианта поведения, различающихся по способу извлечения цветовых ассоциаций. В кратком варианте ЦТО требуется подобрать к каждому понятию какой-нибудь один подходящий цвет. В полном варианте ранжируются все 8 цветов в порядке соответствия понятию, от «самого похожего, подходящего» до «самого неподходящего». Краткий вариант ЦТО предназначен для задач экспресс-диагностики, полный вариант – для более глубокого обследования и для исследовательских целей.

Нами был использован краткий вариант ЦТО.


3.       После завершения ассоциативной процедуры цвета ранжируются в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого, приятного для глаза» и кончая «самым некрасивым, неприятным».

Интерпретация результатов основывается на следующих процедурах:

А) качественный анализ цветоассоциативных ответов.   Этот этап интерпретации основывается на предположении о том. Что эмоциональное значение цвета, ассоциируемого с определенным социальным стимулом, соответствует эмоциональному значению последнего и, следовательно, по значению цвета можно судить об отношении испытуемого к данному стимулу (человеку, понятию и т.д.). Важно отметить, что цветоассоциативные ответы следует расшифровать целостно, в их взаимной связи друг с другом. Существенное диагностическое значение имеют пересечения ассоциаций, при которых разные стимулы соотносятся с одним и тем же цветом. Это позволяет сделать предположение об их идентификации (например, аутоидентификации ребенка с одним из родителей);

Б) формализованный анализ цветоассоциативных ответов. В целях экономичного и наглядного описания цветоэмоциональных ассоциаций, допускающего статистическую обработку, предлагается двумерное параметрическое пространство, образованное характеристиками валентности (В) и нормативности (Н).


 Экспресс анкета «Усвоение половых ролей подростками».

Эта экспресс анкета была разработана нами в связи с отсутствием методического аппарата, касающегося данной темы исследования.

 Бланк анкеты представлен в Прил. 3.

Она направлена на выявление представлений у подростков о половых ролях мужчины и женщины.

Анкета состоит из 11 вопросов.


Результаты обрабатываются по двум параметрам:

1. Сформированость образов мужчины и женщины (вопросы 1-4).

2. Система половых ролей подростков (вопросы 5-11).


По результатам этой анкеты можно будет сделать вывод о системе полоролевых отношений подростков и их взаимоотношений с противоположным полом. А также о влиянии образов мужчин и женщин на эти взаимоотношения.
















ГЛАВА III.  АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В соответствии с поставленной целью входе проведенного исследования были обработаны данные, полученные с помощью ряда методик.

Анализ результатов по методике свободных описаний позволяет нам судить о сформированости образов мужчин и женщин у подростков.

Проанализируем содержание нашего экспериментального материала. Все названные выше 8 тем можно объединить в 3 группы, соответствующие 3 типам общих критериев в описаний людей традиционно используемых подростками вне зависимости от их пола и возраста: общие (темы 2, 4, 5), отражающие качества, связанные с общение трудом, а также интеллектуальные особенностями; специфические, характеризующие человека именно с точки  зрения его половой принадлежности (темы 3, 7, 8), в которых представлены качества мужчины как мужа, отца, женщины как жены, матери, а также качества, проявляющиеся во взаимном общении), амбивалентные (качества формы поведения, которые используются подростками преимущественно при описании своих сверстников с учетом без учета пола человека (темы 1, 6).

Из выделенных нами общих критериев тема 2 получает высокие ранги. Содержание качеств, представлений в теме 2, существенно не меняется с категорией описываемого образа и не зависит от их пола: («добрый, честный, отзывчивый, порядочный:», т. е. характеристика образов мужчин и женщин» по этому критерию отражает особую возрастную закономерность, известную в психологии подростка).

Представленность в описаниях испытуемых критерия «особенности интеллекта, широта и разнообразие интересов» (тема 5) Содержание этой темы также отражает общую возрастную закономерность: от выделения отдельных умений, интересов (спорт, искусство, шитье) до обобщенной характеристики умный, образованная). Особое место среди этих общих критериев занимает тема 4. По сравнению с предыдущими темами она оказалась сильно представленной в сочинениях подростков. По мнению, подростков, современная женщина должна быть не просто трудолюбивой, но энергичным, активным членом общества, занимающим руководящие должности. Характеризуя современную женщину, мальчики пишут: «не должна уделять, много времени работе», «не должна все время  думать о работе». Характер употребления и содержание общих критериев не выявили существенных различий между мальчиками и девочками при описании ими образа мужчины. Он выступает для них, в основном, как субъект и объект общения.

Рассмотрим теперь, как используется вторая группа тем, и прежде всего темы, охватывающие супружеско-родительские роли мужчин и женщин (тема 7). Обращает на себя внимание полное совпадение представлений мальчиков и девочек об образе мужчины и практически одинаковый характер использования критерия «семьянин» мальчиками при описании, как мужчин, так и женщин.

       Какое же конкретное содержание вкладывают они в свои представления о роли мужчин и женщин в семье?

Подростки описывают мужчин и женщин понятиями: «хороший

семьянин», «любящая жена и мать». Практически отсутствуют негативные

определения. Испытуемые, больше проконстатировали обязанности

мужчин и женщин в семье, чем выражали свое отношение к этому. Таким

образом, критерий оценки особенностей  личности мужчин и женщин в

сфере семейно-бытовых отношений претерпевает значительные изменения.

 Речь идет о тех качествах, которых характеризуют отношение мужчины к

женщине и наоборот. Отметим, что он достаточно значим для девочек.

Мужчины, по мнению девочек, должны «ухаживать за девушкой и

защищать ее», «уважать женский пол», «быть снисходительными,

внимательными, благородными по отношению к женщине», «ценить ее

слабость».

В полном согласии с этими представлениями находятся и традиционные

представления девочек о мужественности: мужчина должен быть «сильный,

смелый, настойчивый, гордый, рыцарь». Именно к характеру отношения

мужчин к женщинам относится и наибольшее число отрицательных

суждений: «забыли свой долг перед нами, женщинами»,  «не хватает

джентельменства»,  «мало рыцарей».

Отношение женщины к мужчине испытуемые девочки обозначили так:

«понимать мужчину», «быть верной женой» или «не унижаться перед

 мужчиной».

     Однако женственность в традиционном понимании, т. е. такие качества,

как «ласковая, нежная, мягкая»,  высоко оценили большинство девочек.

Анализ высказываний школьниц выявляет у них своеобразную

централизацию: они достаточно точно представляют отношение к себе,

эти представления соответствуют их идеалу мужественности, однако

обратной закономерности не наблюдается.

Последний из специфических критериев оценки качеств личности и

формы поведения мужчин и женщин — любовно-сексуальная сторона их

взаимоотношений — оказался наименее представленным во всех описаниях.

          Третья группа критериев, которую мы обозначили как амбивалентная,

включает суждения школьников, связанные с описанием ими внешнего

облика людей (тема 1), а также традиционным пониманием мужественности

— женственности (тема 6). Использование девочками темы 1 для

описания образов обоих полов: в образе мужчин данная тема получает

наименьший ранг. У мальчиков эта тенденция сохраняется только в

отношении внешнего облика мужчин, в описаниях же образа женщин

критерий «внешность» имеет высокую значимость

Проведенная методика показала, что практически единственной сферой жизнедеятельности, в которой формируются представления подростков об образах мужчин и женщин, является сфера взаимоотношений с противоположным полом.

У подростков непосредственный жизненный опыт связан только лишь с позицией ребенка, и поэтому их представления о мужественности и женственности — это, по-видимому, просто соответствующие взгляды взрослых. Между тем известно, что в этом возрасте интенсивно формируется система межполовых взаимоотношений. Однако, как показывают данные, представления подростков об идеальных качествах мужчин и женщин для этих взаимоотношений преимущественно связаны с понятием товарищества без учета половой принадлежности. Поэтому идеальные представления о мужчинах и женщинах и реальное поведение подростков мальчиков и девочек находится как бы в разных планах. Соответственно, идеал  не выполняет своей регулирующей функции в качестве образца поведения.



На следующем этапе нашего исследования мы решили изучить эмоциональное отношение подростков к своему и противоположному полу разного возраста при помощи Цветового теста отношений (ЦТО).

          Так по результатам у обоих полов наблюдается негативное отношение к дошкольному возрасту независимо от пола (@ 95% от общей выборки).

          У 80 % мальчиков выявлено негативное отношение к сверстникам своего пола, и к старшему возрасту независимо от половой принадлежности. Также у 65% мальчиков было выявлено положительное отношение к противоположному полу своего возраста.

Все это, может быть результатом их кризисного пути перехода от детской инфантильной половой идентичности к взрослым, зрелым ее формам.

          Для девочек же характерно неприятие лиц противоположного пола только мужчин (85 %). А к женщинам и сверстникам обоих полов в отличии от мальчиков наблюдается положительное эмоциональное отношение (90 %).

          Наиболее показательнее данные представлены в табл. 2.

Мальчики

Табл. 2.1 Данные ЦТО по мальчикам.


 Девочки

Табл. 2.2  Данные ЦТО по девочкам.


          Таким образом, можно судить об остроте отношений среди подростков и их конфликтности с лицами разного возраста вне зависимости от половой принадлежности.



          Далее была проведена экспресс-анкета «Усвоение половых ролей подростками».

          Анализ результатов показал:

1)     Мальчики, называя самые важные качества мужчин, делают акцент на физических и деловых качествах в отличие от девушек, которые главным выделяют в мужчине интеллект и семейность. Это объясняется тем, что девушки больше ориентированны на брачно-семейные отношения, чем мальчики.

В качествах женщин такие различия не обнаружены, так как мальчики и девушки выделяют одинаковые качества, такие как «ласковая, любящая детей» и т.д.

2)     При перечислении профессий, в которых должны работать мужчина и женщина у подростков  расхождений не выявлено, так как были названы  одинаковые профессии для обоих полов, что может говорить о размытости границ между мужскими и женскими профессиями.

3)     В обязанностях по дому взгляды мальчиков и девочек не различаются.

Подростки считают, что всю тяжелую и трудоемкую работу по дому должен выполнять мужчина (уборка, ремонт ходить за покупками), а женщина должна заботится о семье (готовить, стирать, воспитывать детей).

4)     В системе половых ролей  подростков, существенных различий не выявлено, так как подростки обоих полов считают, что главную роль в отношениях играют мужчины (заводить знакомство, приглашать на свидание, первым должен мужчина), то есть ему отводится главная роль, а женщине вторая (пассивная) роль.

 

























Выводы

Результаты проведенного исследования позволяют нам сделать следующие выводы.

Сегодня социальный прогресс и демократизация отношений полов,

стирание границ между «мужскими» и «женскими» профессиями, совместное обучение и работа изменяют и нормативные представления о мужских и женских половых ролях. Изменения эти происходят довольно быстро и вызывают у многих людей адаптивное напряжение, сопровождающееся психологическим дискомфортом.

          В данной работе  исследовались образы мужчин и женщин у подростков.

Так, гипотеза о том, что представления о мужественности и женственности у подростков обусловлены наличием в обществе полоролевых стереотипов и связанны с традиционными эталонами мужественности и женственности подтвердилась частично.

Проведенное нами экс­периментальное исследование показало, что практически единственной сферой жизнедеятельности, в которой форми­руются представления подростков об образах мужчин и женщин, является сфера взаимоотношений с противопо­ложным полом.

У подростков непосредственный жиз­ненный опыт связан только лишь с по­зицией ребенка, и поэтому их представления о мужественности и женственности — это, по-видимому, просто устаревшие взгляды взрослых. Между тем известно, что в этом возрасте интенсивно формируется система межполовых взаимоотношений. Однако представления подростков об идеальных качествах мужчин и женщин для этих взаимоотношений преимущественно связаны с понятием товарищества без учета половой принадлежности. Поэтому идеальные представления о мужчинах и женщинах и реальное поведение подростков   мальчиков и девочек находится как бы в разных планах. Соответственно, идеал  не выполняет своей регулирующей функции в качестве образца поведения.

У старших школьников основа  формирования идеальных представлений о мужественности и женственности — значимая для них сфера взаимоотношений с ровесниками противоположного пола. Она включает актуальные потребности, связанные с сексуальным развитием, осознание себя человека определенного пола (в   сфере  межполовых  взаимоотношений идеальные образы мужчин и женщин) как субъектов и объектов общения,  представления о себе и о других сверяются на практике, в непосредственной деятельности общения.

Таким образом, происходящая в нашем обществе ломка традиционной системы половых ролей и стереотипов серьезно влияет на психику и поведения подростков. Жесткая нормативность и поляризация деятельности и установок постепенно уступает место принципу индивидуальной вариабельности, которая зависит от половой принадлежности индивида, но отнюдь не сводится к ней. В условиях, когда мужчины и женщины взаимодействуют друг с другом в небывало широком спектре социальных ролей, которые не организованы иерархически и принципиально сменяемы, такая психологическая гибкость, безусловно, является более адаптивной, нежели жесткая приверженность традицией» полодиморфическим стандартам. Однако здесь очень много спорного проблематичного, неясного.

Все это свидетельствует о настоятельной необходимости более глубокого изучения образов, половых ролей у подростков  и «реабилитации» категории пола в отечественной психологии.

ЛИТЕРАТУРА

1.          Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины.// Вопросы психологии, 1991, №4, с.74-81.

2.          Бреслав Г.М., Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное образование.// Вопросы психологии, 1989, №3, с. 64-69.

3.            Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей. - Л.: Медицина, 1986.

4.            Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. – Л.: Медицина, 1988.

5.            Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. - М.: Педагогика,1991.

6.            Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. - М.: Педагогика,1994.

7.            Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Педагогика, 1989.

8.            Кон И.С. Введение в сексологию. - М.: Медицина, 1990.

9.            Кон И.С. Психология половых различий.//Вопросы психологии,  1981, №2, с. 47-57.

10.        Краткий психологический словарь./ Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985.

11.         Общая сексопатология./ Под ред. Г.С. Васильченко.- М.: Медицина, 1977.

12.         Романов И.В. Особенности половой идентичности подростков.// Вопросы психологии, 1997, №4, с. 39-47.

13.         Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. Т.1. Теория: Пер. с англ./Общ. Ред. А.В. Казанской. – М.: Литера, 1996. – 576 с.

14.        Фрейд З. Очерки психологии сексуальности. – М., 1998.

15.        Юферева Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании  подростков.//Вопросы психологии №3, 1985, с. 84-90.


16.        Юферева Т.И. Формирование психологического пола.//    Формирование личности в переходный период: От подросткового к Юношескому возрасту./ Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. С. 130-146.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты