Исследование межличностных отношений учащихся старших классов

Таблица 2.3.

Респондент

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

№1






·                      

№2

·                      

№3

·                      

№4

·                      

№5

·                      

№6

·                      

№7

·                      

№8

·                      

№9

·                      

№10



·                      




№11






·                      

№12





·                      


№13




·                      



№14





·                      


№15




·                      



№16




·                      




По приведенным выше таблицам следует:

1. Дружба – шкала Д:

·                   11 респондентов рассматривают свой класс, как дружный коллектив.

·                   Трое респондентов не считают класс конфликтным, но говорят о том, что ссоры иногда бывают.

·                   Двое респондентов видят классный коллектив не конфликтным, но считают, что каждый член класса живет обособленной жизнью.

2. Альтруизм – шкала А:

·                   12 респондентов рассматривают класс, как коллектив готовый бескорыстно помогать друг другу, при проявлении чьей-нибудь инициативы.

·                   4 респондента полагают, что члены классного коллектива готовы помогать только своим друзьям.

3. Ответственность – шкала О:

·                   1 респондент считает, что в классе нет взаимной ответственности

·                   1 респондент полагает, что ответственно к делам класса относятся только некоторые ученики.

·                   3 респондента видят класс, как коллектив готовый отвечать только за себя

·                   6 респондентов считает, что ответственно к делам класса относятся большинство учеников

·                   2 респондента считают, что в классе ответственны все ученики.

Из полученных данных можно сделать вывод о том, что проблема ответственности, в данном коллективе, стоит довольно остро. По данному вопросу у респондентов возникло резкое расхождение во мнениях.

Респондент под номером 2 дал самую крайнею негативную оценку ответственности в классе. В то время, как респондент под номер 11, наоборот, крайнею положительную. Ответы остальных респондентов колеблются в районах средних показателей.

При обработке шкалы дружбы и альтруизма у респондентов более схожее мнение. По шкале дружбы большинство респондентов находят свой классный коллектив дружным.

Респонденты под номером 7 и 14 полагают, что в классе каждый живет обособленно от всей группы. А респонденты под номерами 3, 10 и 13, указывают на возникновение периодических ссор в коллективе.

Результаты исследования по шкале социальной дистанции представлены в табл. 2.4.


Таблица 2.4.

№ утверждения

Кi

1

0,4%

2

0,24%

3

0,5%

4

0,3%

5

0,3%

6

0,06%

7

0,05%


Соотношение коэффициентов К показывает соотношение типов взаимоотношений в классе:

Ø    позитивные

Ø    нейтральные

Ø    негативные

По полученным данным можно говорить о том, что в данном классе преобладает позитивный тип взаимоотношений. Но при этом необходимо учитывать, что во время проведения опроса в классе присутствовали не все учащиеся.

Как видно из таблицы 2.4, наибольший показатель коэффициента К приходится на утверждении 3 (я не дружу с ними, но они меня очень интересую и мне хочется сблизиться с ними). Наименьший коэффициент К приходится на утверждения 6 (мне не симпатичны эти люди, общения с ними избегаю) и 7 (мне очень не приятны эти люди, я не хочу иметь с ними ничего общего).

Каждый из респондентов отметил, наличие у них близких людей в классе, число которых варьируется от 3 до 11 человек.

Респонденты под номерами 1, 2, 4, 15 указали большое количество людей, с которыми они не дружат, но хотели бы сблизиться. Это может говорить о том, что данные респонденты не чувствуют близкого общения с членами класса, но хотели бы лучше узнавать друг друга. В тоже время респонденты ответили на вопрос о дружности класса положительно.

Наблюдается, что мальчики в классе имеют большее желание сблизиться с членами коллектива, чем девочки. Это может объясняться тем, что уровень развития девочек превышает уровень развития мальчиков, в данном возрасте, в связи с чем, девочкам интереснее общаться с лицами старшего возраста, чем со сверстниками.

Респонденты под номерами 8, 14 и 15 отметили большое количество одноклассников, с которыми они общаются только в деловой обстановке, но общаться в свободное время с ними не желают. Несмотря на это респонденты под номерами 8 и 15 считают класс дружным и готовым помогать друг другу. Это может указывать на негативное отношение лишь к некоторым членам класса, по личностным или иным причинам. Респондент под номером 14, наоборот, отмечает обособленность каждого учащегося в классе, что вполне объясняет наличие большого числа одноклассников в списке нежелательного общения. Так же респондент под номером 14 определил большое число учащихся, с которыми у него нет никаких личных и деловых отношений.

Респонденты под номерами 3, 7, 8, 9 и 10 выделили нескольких людей, с которыми они избегают общения или с которыми не хотят иметь ничего общего. Преимущественно к данным категориям отнесли одноклассников девочки.

Результаты второй методики «Оценки отношений учащегося с классом» были занесены в табл. 2.5.


Таблица 2.5.

№ респондента

Индивидуалистический

тип

Коллективный

тип

Прагматический

тип

№ 1


·                      


№ 2


·                      


№3

·                      



№4


·                      

·                      

№5

·                      


·                      

№6



·                      

№7

·                      



№8


·                      


№9


·                      


№10

·                      



№11


·                      


№12


·                      


№13


·                      


№14

·                      



№15

·                      

·                      


№16


·                      



Математически данные представленные в таблице имеют следующий вид:

Респондент под номером 1 – 2И+7К+5П – «коллективистский тип»

Респондент под номером 2 – 2И+8К+4П – «коллективистский тип»

Респондент под номером 3 – 7И+5К+2П – «индивидуалистический тип»

Респондент под номером 4 – И1+6К+6П – «коллективистский тип» и «прагматический тип»

Респондент под номером 5 – 6И+2К+6П – «индивидуалистический тип» и «прагматический тип»

Респондент под номером 6 – 5И+3К+6П – «прагматический тип»

Респондент под номером 7 – 9И+5П – «индивидуалистический тип»

Респондент под номером 8 – 2И+11К+1П – «коллективистский тип»

Респондент под номером 9 – 1И+9К+4П – «коллективистский тип»

Респондент под номером 10 – 6И+3К+5П – «индивидуалистический тип»

Респондент под номером 11 – 14К – «коллективистский тип»

Респондент под номером 12 – 1И+11К+2П – «коллективистский тип»

Респондент под номером 13 – 2И+9К+3П – «коллективистский тип»

Респондент под номером 14 – 9И+4К+1П – «индивидуалистический тип»

Респондент под номером 15 – 7И+7К – «индивидуалистический тип» и «коллективистский тип»

Респондент под номером 16 – 2И+10К+2П – «коллективистский тип»

По результатам полученных данных видно, что для некоторых респондентов характерно сочетание двух типов восприятия группы.

У респондента под номером 4 были выявлены коллективистский тип восприятия и прагматический. Можно судить о том, что индивид может воспринимать группу как средство достижения личных целей, в тоже время он рассматривает ее как самостоятельную ценность, для него характерны стремления к коллективным формам работы.

У респондента под номером 15 были выявлены индивидуалистический и коллективистский типы восприятия группы. Можно говорить о том, что для данного респондента личные и групповые интересы колеблются.

Для большинства респондентов характерен коллективистский тип отношения к группе, что благоприятно влияет на отношения в классе. Основная масса старшеклассников нацелена на достижение общих целей, заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Можно говорить о том, что при такой организации работы классного коллектива в нем развиты понятия о дружбе и взаимопомощи, что подтверждает результаты предыдущего исследования.

Респондент под номером 11, на все вопросы анкеты дал ответы коллективистского типа отношений с классом, это наиболее яркое проявление заинтересованности в судьбе коллектива. Это подтверждает результаты анализа первого исследования.

Респонденты под номерами 7 и 10, помимо преобладающего индивидуалистического типа отношения к классу, дали большое количество ответов близких к прагматическому отношению. Это подтверждает их довольно негативную оценку взаимоотношений с классом по результатам первого исследования.

Для респондента под номером 6 наряду с преобладанием прагматического типа отношения, близок и индивидуалистический тип отношений, что по некоторым показателям подтверждает результаты первого исследования.

На основании полученных данных были сделаны следующие выводы:

Для школьников данного возраста имеет высокое значение роль коллектива, большинство старшеклассников нацелены на построение дружеских отношений с другими членами класса.

Выделяются гендерные различия в стремлении к сближению с группой одноклассников.

То есть, гипотеза исследования подтвердилась, так как эксперимент выявил, что для данного возраста наиболее характерно тесное взаимодействие с коллективом и заинтересованность в группе одноклассников.




Заключение


Межличностные отношения вносят новый смысл в описание взаимоотношений между людьми.

Межличностное отношение – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения.

Для правильного понимания данного вопроса необходимо учитывать некоторые факторы формирования отношений, к таким факторам можно отнести межличностную аттракцию.

Межличностная аттракция – это процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии.

В рамках изучения аттракции необходимо помнить о составных частях этого понятия: степень выраженности у человека потребности в аффилиации; эмоциональное состояние партнеров по общению; пространственная близость; физическая привлекательность партнера по общению; демонстрируемый стиль общения; фактор сходства между партнерами по общению; выражение личного отношения к партнеру в процессе общения.

Говоря о межличностных отношения старших школьников необходимо развивать у них чувство коллективного начала, сотрудничества и дружбы. Обращать особое внимание на специфику возраста и поощрять стремление учеников к совместной деятельности, способствовать их взаимодействию между друг другом. Необходимо понимать значимость автономности групп сверстников от взрослых. Создавать в коллективе чувство значимости каждого его члена и способствовать стремлению учеников достигать значимых целей для коллектива. Важно понимать влияние статуса каждого учащегося в классе. Неблагоприятное положение в классном коллективе является одной из главных причин преждевременного ухода старшеклассников из школы.

В эмпирическом исследовании было выдвинуто предположение о том, что для учеников старших классов характерно тесное взаимодействие с коллективом и заинтересованность в общении с группой одноклассников.

В данной работе использовались две методики: «Исследование взаимоотношений в группе учащихся» и «Оценка отношений учащегося с классом».

Нам удалось достичь основной цели нашего исследования: выявить особенности отношений в старшем школьном возрасте.

Таким образом, при составлении данной работы, были достигнуты цели и задачи, поставленные ранее, а именно: мы рассмотрели общее представление о межличностных отношениях; выявили общую характеристику межличностных отношений учащихся старших классов; изучили особенности межличностных отношений учащихся старших классов.

Проведенное исследование позволяет нам утверждать, что для старшеклассников характерно тесное взаимодействие с коллективом и заинтересованность в группе одноклассников.

Дальнейшее изучение межличностных отношений старших школьников является одной из неотложных задач современной психологии и педагогики.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты