Индивидуальные особенности личности при зависимом поведении

4. Цветовой тест Люшера.

Это проективная методика исследования личности. Тест основан на предположении, что выбор цвета отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние. Стимульный материал состоит из 8 цветных квадратов. Основными цветами считаются синий, зеленый, красный, желтый, а дополнительными – фиолетовый, коричневый, черный и серый (нулевой). Процедура обследования сводится к одновременному предъявлению всех цветных квадратов на белом фоне и просьба выбрать один наиболее понравившийся. Затем один цвет выбирается из оставшихся семи, затем шести и так до конца. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого. Первые два цвета считаются явно предпочтительными, пятый и шестой – нейтральными, а седьмой и восьмой – вызывающими антипатию, негативное отношение. Через 2-3 минуты вся процедура повторяется. Первый выбор характеризует желаемое состояние, второй – действительное.

5. Проективная методика «Несуществующее животное».

Респонденту дается задание придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим названием. Исходя из изображения, можно дать интерпретацию личностных особенностей респондента.


3.2 Результаты, полученные по опроснику Леонгарда-Шмишека


Результаты исследования показали, что большинство испытуемых (89%) набрали высокие баллы по гипертимному типу акцентуации (Приложение 5, таблица 1). Это говорит о присутствии в характере испытуемых таких черт, как подвижность, общительность, выразительность жестов и мимики, разговорчивость, чрезмерная самостоятельность, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Они любят компании, отличаются стремлением к лидерству. Почти всегда имеют хорошее настроение; хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, несколько поверхностные и, вместе с тем, изобретательные, блестящие собеседники. Чертами, способствующими конфликтам с окружающими, являются раздражительность, вспышки гнева, склонность к аморальным поступкам, недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям, отсутствие способности доводить начатое дело до конца. Они трудно переносят ситуации вынужденного одиночества, условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность.

Многим испытуемым присущ демонстративный тип акцентуации (50%). Люди этого типа отличаются повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Они склонны к фантазерству и притворству, направленными на приукрашивание своей персоны, к авантюризму, артистизму и позерству. Ими движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда похвалы и восхищения. Для них характерна высокая лабильность, легкая смена настроения при отсутствии действительно глубоких чувств и переживаний. Они склонны к интригам при внешней мягкости манеры поведения и общения, отличаются беспредельным эгоцентризмом, жаждой сочувствия, почитания, удивления. В семье и в кругу знакомых они нередко претендуют на роль кумира, всеобщего баловня.

Достаточно выражен застревающий тип акцентуации (50% испытуемых). Люди этого типа характеризуются умеренной общительностью, склонностью к нравоучениям, несговорчивостью. Отличаются настороженностью и недоверчивостью по отношению к людям, подозрительностью, мнительностью, чувствительностью к обидам и огорчениям, долго переживают происшедшее. Они склонны к мстительности, ревнивости, проявляют непомерную требовательность к окружающим, особенно близким и подчиненным. Им свойственна самонадеянность, жесткость взглядов и установок, сильно выраженное честолюбие, которые приводят к настойчивому и весьма энергичному утверждению своих интересов. По отношению к себе они проявляют высокую требовательность, стремятся добиться высоких показателей в любом деле и проявляют большое упорство в достижении своих целей.

Более половины испытуемых (56%) имеют высокие показатели по циклоидному типу акцентуации (Приложение 5, таблица 1). Для таких людей характерна смена гипертимических и дистимических состояний. Радостные события вызывают у них не только положительные эмоции, но и сопровождаются жаждой деятельности, повышенной контактностью, говорливостью. Печальные события вызывают подавленность, замедленность реакций и мышления, снижение коммуникабельности. Настроение и жизненный цикл оказывают влияние и на работоспособность, и на творческую активность, и на самооценку.

Большая часть респондентов (78%) имеет высокие баллы по шкале экзальтированного типа. Такие люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Темп нарастания реакций, их внешние проявления отличаются большой интенсивностью. Они одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние – от печальных.

Таким образом, можно сделать вывод, что для людей, зависимых от азартных игр, наиболее характерны гипертимный, демонстративный, застревающий, экзальтированный психологические типы.


3.3 Результаты, полученные по индивидуально-типологическому опроснику (ИТО)


Результаты исследования показали, что наблюдаются высокие показатели по шкале экстраверсии (83% испытуемых). Это говорит о социальной активности – склонность к широким контактам с людьми, разговорчивость, и двигательная раскрепощенность, но при этом ослаблена склонность к самосовершенствованию и тенденция к самонаблюдению (Приложение 5, таблица 2).

Наблюдается демонстративность и поиски признания в сочетании с высокой социальной активностью экстраверта. Весьма выражен инфантилизм.

Высокие баллы (6-9) по шкалам агрессивности (94%), тревожности (67%) и лабильности (94%) свидетельствуют о наличии тревожной мнительности, подозрительности, панических реакциях, страхах. Тревога за свое здоровье, повышенное внимание к функционированию своих органов.

Выражена эмоциональная неустойчивость, навязчивое расширение контактов, отрицание проблем. Соперничество, стремление к реализации своих идей любыми средствами, одержимость, преступность, авантюризм, а также конфликтность, эпилептоидная слащавость, обидчивость, мстительность.

Обобщая полученные данные, можно сделать вывод, что испытуемые стремятся к социальной активности, большинство из них социально активны. Возможно, это связано со стремлением выглядеть социально желательно, или же это компенсаторное стремление. Наблюдаются признаки тревожности, неустойчивости, подозрительности, обидчивости, различные страхи.


3.4 Результаты, полученные по методикам «Ценностные ориентации» (М. Рокича) и оценка выбора нравственных ценностей (Матусевич)


Данные, полученные по методике «Ценностные ориентации» показали (Приложение 5, таблицы 3-4), что среди терминальных ценностей наиболее значимыми для испытуемых являются здоровье (физическое и психическое), материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) и наличие хороших и верных друзей. Наименее значимы жизненная мудрость, красота природы и искусства, познание, развитие, счастье других и творчество.

Среди инструментальных ценностей наиболее значимы независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) и жизнерадостность (чувство юмора). Наименее значимы такие ценности, как непримиримость к недостаткам в себе и других, самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) и чуткость (заботливость).

Результаты оценки выбора нравственных ценностей» не противоречат этим данным. Так, наиболее значимыми ценностями (стилями жизни) для испытуемых являются ценность удобства жизни (100%), ценность любви, дружбы (100%), ценность семейной жизни (94%), ценность профессионализма (89%), ценность действования (77%), ценность власти, доминирования (72%), ценность социальной активности (67%) и ценность гедонизма (56%).

Наименее значимы такие ценности, как ценность мизантропии и недоверия к людям (94%), ценность снобизма (89%), ценность плутовства, мошенничества (89%), ценность пассивного наблюдения (83%) и ценность эсхатологическая (религиозная) (78%).

Таким образом, полученные результаты показали, что испытуемые больше всего ценят здоровье, независимость, доминирование, жизнерадостность, социальную активность, гедонизм, профессионализм, они стремятся к материально обеспеченной жизни, ценят верных друзей и семью. Но у большинства испытуемых не сформирована целостная система ценностей, что говорит о личностной незрелости, инфантилизме.


3.5 Результаты, полученные по цветовому тесту Люшера и по методике «Несуществующее животное»


Данные свидетельствуют о том, что большинство испытуемых (56%) находятся в состоянии стресса, они весьма импульсивны и раздражительны (50%). Половина испытуемых находятся в состоянии тревожности, беспокойства, нетерпения (50%), напряженности (28%). Также многие находятся в состоянии эмоциональной неудовлетворенности, недовольства, неудовлетворенности имеющимися отношениями (39%). 33% испытуемых считают, что их недооценивают, они нуждаются в признании. Они хотят производить хорошее впечатление, ищут популярности и восхищения, стремятся ликвидировать разрыв, который отделяет их от других. Весьма распространено стремление к успеху (28%).

Треть испытуемых (28%) желают обрести независимость и самостоятельность. 17% испытуемых ощущают себя одинокими, изолированными от окружающих.

Исходя из анализа рисунков испытуемых, можно сказать следующее. У большинства испытуемых адекватная самооценка (61%), у остальных (39%) самооценка завышенная, наблюдается недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих, претензии на продвижение и признание, тенденции к самоутверждению.

Большей части испытуемых (78%) присущ эгоцентризм. 66% испытуемых заинтересованы в информации, для них них важно мнение окружающих о себе. У половины испытуемых выражена защитная вербальная агрессия (50%).

У 44% наблюдается легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления.

В описаниях часто прослеживается тема одиночества и интровертированности.

Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что испытуемые не удовлетворены наличной ситуацией (стрессовой), они находятся в состоянии напряженности, нуждаются в признании, желают обрести независимость.

Таким образом, проведенное исследование лиц, подверженных зависимому поведению, подтвердило выдвинутую гипотезу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Аддиктивное, зависимое поведение в данной работе понималось как одна из форм деструктивного поведения, выражающаяся в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния. Аддиктивным поведением называется глубокая зависимость от некой непреодолимой силы.

Основным в поведении аддиктивной личности является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, наполненной обязательствами жизнью, неспособность быть ответственным за свои поступки и склонность к поиску эмоциональных запредельных переживаний даже ценой риска для жизни.

Для аддиктов характерно стремление к контролю, эгоцентризм, желание произвести ложное впечатление отсутствия проблем и благополучия, ригидность, задержка духовного развития. Им свойственны подозрительность и обидчивость, тревожность, в основе которой лежат глубокие комплексы и страхи, и желание получить поддержку.

Различают химические и нехимические формы аддикций. К химическим относятся алкоголизм, наркомания и табакокурение. К нехимическим аддикциям – компьютерные аддикции, азартные игры (гэмблинг), сексуальные аддикции, работоголизм, аддикции к еде и др.

Данное исследование было направлено на изучение зависимости от азартных игр. Эта зависимость относится к нехимическим видам аддикции и известна как гэмблинг. Она проявляется в безудержном желании постоянно участвовать в бесконечных эпизодах азартной игры, превращаясь в потребностную доминанту, подавляя все другие проявления потребностей. В процессе игры возникают расслабление, снятие эмоционального напряжения, отвлечение от неприятных проблем и игра рассматривается как приятное проведение времени. По этому механизму постепенно развивается зависимость. Анализ литературы показал, что люди, принимающие участие в азартных играх, до развития аддикции страдают нарушениями функции Я. Им свойственна низкая самооценка, плохая переносимость фрустрации, слабый контроль над эмоциями.

В результате эмпирического исследования были сформулированы следующие выводы:

1. Для лиц, подверженных зависимости от азартных игр, наиболее характерны гипертимный и демонстративный типы акцентуаций. Как оказалось, лица с застревающим типом акцентуации также подвержены игровой зависимости.

2. Лица, подверженные игромании, стремятся к социальной активности. У них наблюдаются признаки тревожности, неустойчивости, подозрительности, обидчивости, присутствуют различные страхи. Выражена эмоциональная неустойчивость, инфантилизм, навязчивое расширение контактов, отрицание проблем. Соперничество, стремление к реализации своих идей любыми средствами, одержимость, преступность, авантюризм, а также конфликтность и мстительность.

3. В ценностной сфере испытуемые больше всего ценят здоровье, независимость, доминирование, жизнерадостность, социальную активность, гедонизм, профессионализм, они стремятся к материально обеспеченной жизни, ценят верных друзей и семью. Но у большинства испытуемых не сформирована целостная система ценностей, что свидетельствует об инфантильности.

4. Испытуемые не удовлетворены наличной ситуацией, они находятся в состоянии стресса, напряженности, нуждаются в признании, желают обрести независимость и самостоятельность.

Полученные данные подтверждают правомерность выдвинутой гипотезы. Результаты дипломной работы, дающие представление о психологических особенностях личности при зависимом поведении могут быть использованы в психокоррекционной и консультативной сфере.

ЛИТЕРАТУРА


1. Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании. Москва-Самара, 2000.

2. Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости. Монография. – М.: МПА, 2001.

3. Бухановский А.О., Андреев А.С., Дони Е.В. Патологический гэмблинг, как частный вариант болезни зависимого поведения. // http://www.narcom.ru/cabinet/online/46.html

4. Бухановский А.О. и др. Болезнь зависимого поведения / Методические рекомендации. — Ростов-на-Дону, 2001.

5. Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология: Пособие для врачей. Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. – 416 с.

6. Вёрмсер Л. Компульсивность и конфликт. Различие между описанием и объяснением при лечении аддиктивного поведения. // Психология и лечение зависимого поведения. / Под ред. С. Даулинга. М.: “Класс”, 2000. – 240 с.

7. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета. // Психологический журнал. 2004, № 1. С. 90-100.

8. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика. Н.Новгород: Изд-во НГМД, 1998. – 128 с.

9. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М.: МПСИ, Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. – 240 с.

10. Даренский И. Д., Акопян B.C. Болезненное пристрастие к азартным играм / Аддиктология. 2005, № 1.

11. Даренский И. Д., Акопян B.C. Психотерапия при болезненном пристрастии к азартным играм / Наркология. 2005, № 5. С. 58-61.

12. Еникеева Д. Почему подростки начинают выпивать и употреблять наркотики. / http:

13. Завьялов В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. – Новосибирск: Наука, 1988.

14. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Якина А.С. Психологическая характеристика личности подростка с отклоняющимся поведением. // Вопросы психологии. 1990, № 4. С. 83-90.

15. Зайцев В.В., Шайдулина А.Ф. Как избавиться от пристрастия к азартным играм. – СПб.: Нева, 2003.

16. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.

17. Зорин Н. Игромания (гемблинг, или лудомания) Часть I. // Психиатрия и психофармакотерапия. 2006, Т.8, № 4. С. 64-67.

18. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека. Кемерово, 1999.

19. Иванов М.С. Психология компьютерной игры как проблема интегральной психологии личности.

20 Игромания. Реальные истории анонимных игроков. М.: «Рокада», 2006 – 70 с.

21. Коваль Н.А., Мильруд Р.П. Игромания как психологический феномен. // Мир психологии. 2006, № 4. С. 230-238.

22. Коркина М. В., Лакосина И. Д., Личко А. Е. Психиатрия. М.: Медицина, 1995. – 608 с.

23. Комер Р. Патопсихология поведения, нарушения и патологии психики. 2002.

24. Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 1991, N 1. С. 8-15.

25. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. М.: “Академический проект”, Екатеринбург: “Деловая книга”, 2000.

26. Короленко Ц. П., Донских А.П. Семь путей к катастрофе. Деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск: Наука, 1990.

27. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999.

28. Красильников Г.Т., Гирич Я.П. Существует ли предрасположенность к аддикциям (факторы риска) // Консилиум. 1999, № 2 (5). С. 21-22.

29. Кузнецова Е.В. Методическое пособие по изучению курса «Экспериментальные исследования в психологии: личность». Ростов н/Д, 2000.

30. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М.: Фолиум, 1996. – 70 с.

31. Курек Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор аддиктивного поведения // Вопросы психологии. 1997, № 2.

32. Кучеренко В. В., Петренко В. Ф., Россохин А. В. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. 1998, N 3. С. 70-78.

33. Лаврова Н.М. Сравнительный анализ клинических и психологических особенностей пациентов с сочетанной алкогольно-невротической патологией // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 2005, № 4.

34. Леонова Л.Г., Бочкарева Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. НГУ: Новосибирск, 1998.

35. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология: руководство. – Л. 1991.

36. Личко А.Е., Иванов Н.Я. Словарь современной американской психиатрической терминологии с ее отличиями от принятой в России. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 1992, N 4. С. 63-84.

37. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. – М.: Эксмо, 2006. – 1008 с.

38. Менделевич В.Д. Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты). – М.: МЕДпресс-информ, 2003. – 328 с.

39. Менделевич В.Д. Поведенческие расстройства или девиации поведения? // Психиатрия и психофармакотерапия. 2000, Т. 2, № 6.

40. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.: Медпресс, 2001.

41. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.

42. Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. – Минск: Харвест, 2004. – 592 с.

43. Пятницкая И.Н. Наркомании. – Л.: Медицина, 1994.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты