Индивидуальные особенности памяти младшего школьника, их проявление и совершенствование в процессе обучения

1.                Методика «Диагностика опосредованной слуховой памяти».

3) Диагностический:

Для исследования было использовано две методики.

Первой была предложена методика «10 слов», предназначенная для диагностики кратковременной слуховой памяти у учащихся младшего школьного возраста. Для нее были предоставлены чистые листы бумаги и карандаши.

Далее методика «Диагностика опосредованной слуховой памяти», предназначенная для определения уровня развития опосредованной слуховой памяти у учащихся младшего школьного возраста.. Для проведения методики также были предоставлены чистые листы бумаги и карандаши.

Этап исследования:

Исследование проводилось с 01.11.10 по 07.11.10 года на базе МОУ «АСШ №2» п.г.т. Алексеевское, Алексеевского муниципального района Республики Татарстан. Выборка состоит из 20 человека в возрасте от 8 до 9 лет, из них 12 девочек и 8 мальчиков.

2.2 Описание методик, используемых для исследования памяти в младшем школьном возрасте


С помощью диагностических методик психолог может с большей уверенностью подойти к работе, к исправлению обнаруженных пробелов и недочетов, играя роль обратной связи, как важного компонента процесса обучения.

Память человека еще более многоаспектна, чем его внимание, и с помощью одной или двух методических проб, одного или двух частных показателей удовлетворительно оценить ее практически невозможно. Для успешности обучения ребенка в младших классах необходимо знать, как минимум, следующие виды памяти и их показатели:

1. Кратковременную слуховую, включая их объем и способность удерживать информацию в соответствующих видах оперативной памяти. Без наличия хорошей кратковременной и оперативной слуховой памяти любая информация, воспринимаемая с помощью основных органов чувств, -- учебная, трудовая, социальная и другая, не будет попадать в долговременную память и там надолго сохраняться.

2. Опосредованную память, которая характеризуется наличием и самостоятельным, инициативным использованием ребенком различных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации.

3. Важно также правильно и точно оценить динамические особенности процесса запоминания и припоминания, включая такие показатели, как динамичность заучивания и его продуктивность, количество повторений, необходимых для безошибочного припоминания определенного набора единиц информации.

Память ребенка младшего школьного возраста должна оцениваться не в целом, а дифференцированно, по отдельным показателям, и по каждому из них необходимо делать о памяти ребенка независимое заключение. Что же касается общих выводов о состоянии мнемических процессов у ребенка, то они имеют условное значение и только в общем характеризуют то, в какой степени развитой является его память.

Если большинство отдельных показателей, относящихся к частным видам памяти, сравнительно высоки, а остальные находятся на среднем уровне, то это не позволяет с достаточной уверенностью судить о том, что память ребенка хорошая или средняя. Те виды памяти, которые в данном случае не изучались, могут оказаться иными и как раз такими, которые важны в некоторых видах деятельности. Так что правильнее будет, если в выводах о состоянии памяти ребенка опираться на частные показатели.

Методика 1.Оценка объёма кратковременной слуховой памяти: «10 слов»

Оценка объёма кратковременной слуховой памяти детей младшего школьного возраста и детей всех последующих школьных возрастов, а также взрослых людей. В связи с тем, что средний объём кратковременной памяти взрослого человека составляет 7 плюс-минус 2 единицы, т.е находится в пределах от5 до 9 единиц, то, пользуясь этими данными и учитывая то обстоятельство, что в дошкольном возрасте средний объём кратковременной памяти ребёнка приблизительно равен его возрасту в годах, по аналогии с вниманием можно предложить следующий способ перевода абсолютных показателей кратковременной памяти в стандартные показатели по 10 – ти бальной шкале.

Оценка результатов:

10 баллов получает ребёнок, имеющий объём кратковременной памяти, равный 8 и более единиц. Это касается детей в возрасте 10-12 лет. Аналогичное количество баллов -10, получают дети в возрасте от 6 до 9 лет, если объём их кратковременной памяти составляет 7-8 единиц.

В 8 баллов оценивается объём кратковременной памяти в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам. Такое же количество баллов -8-получает ребёнок в возрасте от 10 до 12 лет, имеющий объём кратковременной памяти, равный 6-7 единицам.

4 балла получает 6-9-летний ребёнок, имеющий объём кратковременной памяти, составляющий 3-4 единицы. Таким же количеством баллов оценивается объём кратковременной памяти ребёнка в 10-12 лет, если он равен 4-5 единицам. 4 балла ставится ребёнку 6-9-летнего возраста в том случае, если его объём кратковременной памяти составляет 1-2 единицы. Столько же баллов получает ребёнок в возрасте от 10 до 12 лет в случае, когда объём его кратковременной памяти равняется 2-3 единицы.

В 0 баллов оценивается память 6-9-летнего ребёнка, имеющая показатель, равный нулю. Столько же баллов получает 10-12-летний ребёнок с объёмом кратковременной памяти, равным 0-1 единице.

Выводы об уровне развития

Выводы о готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе на основании оценок объёма их кратковременной памяти производятся следующим образом. Полностью готовыми к обучению в школе и имеющими хорошо развитую по объёму кратковременной памяти считаются дети, получившие 10 баллов. В общем, к обучению в школе и имеющими среднеразвитую по объёму кратковременную память считаются дети, получившие по описанной методике 8 баллов. Не вполне готовыми к обучению являются дети, чей объём кратковременной памяти был оценен в 4 балла. Не готовыми ещё к обучению считаются дети с объёмом кратковременной памяти, оценённым в 2 балла. Наконец, совершенно не готовыми к обучению в школе являются дети с 0-й оценкой объёма кратковременной памяти.

Объём слуховой памяти младших школьников определяется с помощью методики «10 слов». Слова зачитываются учителем громко, чётко, выразительно.

Инструкция. После произнесения 10 слов запиши все слова, которые запомнил.

Слова: лапа, яблоко, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок, карандаш, девочка.

Оценка результата. После первого предъявления дети должны воспроизвести 6 слов.

Методика 2. «Диагностика опосредованной слуховой памяти».

Этот вид памяти проверяется способом, близким к ранее описанным. Материалом, необходимым для проведения методики, служит лист бумаги и ручка.

Перед началом обследования ребёнку говорят следующие слова: «Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложения и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнесла. Постарайся рисунки или записи делать как можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задание». Ребёнку последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения: дом, палка, дерево, прыгать высоко, солнце светит, весёлый человек, дети играют в мяч, часы стоят, лодка плывёт по реке, кошка ест рыбу. После прочтения ребёнку каждого слова или словосочетания экспериментатор делает паузу на 20 сек. В это время ребёнок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова. Если за отведённое время ребёнок не успел сделать записи или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или выражение. Как только эксперимент закончен, экспериментатор просит ребёнка, пользуясь сделанными им записями или рисунками, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны.

Оценка результатов: за каждое правильно воспроизведённое по собственному рисунку или записи слово или словосочетание ребёнок получает 1 балл. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное – в 0 баллов. Максимальная общая оценка, которую ребёнок может получить в этой методике, равна 10 баллам. Такую оценку ребёнок получит тогда, когда правильно вспомнит все без исключения слова и выражения. Минимально возможна оценка – 0 баллов. Она соответствует тому случаю, если ребёнок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи.

Выводы об уровне развития

10 баллов –очень высоко развитая опосредованная слуховая память.

8-9 баллов - высоко развитая опосредованная слуховая память.

4-7 баллов – средне развитая опосредованная память.

2-3 балла - низко развитая опосредованная слуховая память.

0-1 балл – слабо развитая опосредованная слуховая память.


2.3 Качественный анализ и интерпретация результатов исследования


На основе методик оценки объёма кратковременной слуховой памяти: «10 слов» и «Диагностика опосредованной слуховой памяти» нами было проведено исследование. Участники исследования: учащиеся 2 класса в возрасте 8-9 лет.

Таблица 1.

Результаты исследования по методике ««10 слов».

Ф.И.О.

Кол-во единиц

Общий результат (балл)

Уровень развития объёма кратковременной слуховой памяти

1

Ш.А.А.

7

10

Очень высокий

2

Т. Д.И

4

5

Средний

3

Щ. Ю.П.

4

7

Высокий

4

С. Е.А.

6

8

Средний

5

С.А.А.

2

3

Низкий

6

М.Д.Р.

4

5

Средний

7

Е. Ю.С.

5

9

Высокий

8

Г. Л.М.

2

3

низкий

9

Е. О.А.

2

2

Низкий

10

Г.Д.С.

4

7

Средний

11

Ж.М.А.

7

10

Очень высокий

12

К. И.Н.

4

5

Средний

13

К. Ю.А.

5

8

Высокий

14

К. К.А.

4

7

Средний

15

Ф. Е.А.

8

10

Очень высокий

16

И. Ю.Н.

1

3

Низкий

17

Д. О.В.

6

9

Высокий

18

Б. Ф.З.

5

8

Высокий

19

У.А.К.

7

10

Очень высокий

20

Ф.И.Д.

4

7

Средний

Средние показатели

4,55

6,8


Рис. 4. Результаты по методике «10 слов» учащихся 2 класса.


Ответы на задания по методике «10 слов», позволили отнести испытуемых к соответствующим уровням объёма кратковременной слуховой памяти (см. Рис. 4).

Из таблицы видно, что большая часть детей: 7 человек имеет средний уровень объёма кратковременной слуховой памяти, 5 человек имеют высокий уровень развития,4 человека низкий уровень,4 человека имеют очень высокий уровень объёма кратковременной слуховой памяти.

Таблица 2.

Результаты исследования по методике «Диагностика опосредованной слуховой памяти».

Ф.И.О.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общий результат (балл)

Уровень развития опосредованной слуховой памяти

1

Ш.А.А.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Очень высокий

2

Т. Д.И

1

0,5

1

0

1

0

0,5

0

0,5

0,5

5

Средний

3

Щ. Ю.П.

1

0,5

1

0,5

1

1

1

0,5

0,5

1

8

Выс.

4

С. Е.А.

1

1

1

0

1

1

1

1

0,5

1

8,5

Выс.

5

С.А.А.

1

0,5

0,5

0

0,5

0

0,5

0,5

0

0

3,5

Низкий

6

М.Д.Р.

1

0,5

1

0,5

1

0

0,5

0

0,5

0,5

5,5

Средний

7

Е. Ю.С.

1

1

1

0,5

1

0,5

1

1

1

0,5

8,5

Выс.

8

Г. Л.М.

1

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

6

Средний

9

Е. О.А.

0,5

0,5

0,5

0

0,5

0

0

0,5

0

0

2,5

Низкий

10

Г.Д.С.

1

1

1

0,5

1

1

1

0,5

1

1

9

Выс.

11

Ж.М.А.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Очень высокий

12

К. И.Н.

1

0,5

1

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

6,5

Средний

13

К. Ю.А.

1

1

1

0,5

1

0,5

1

0,5

0,5

1

8

Выс.

14

К. К.А.

1

1

1

0,5

1

1

1

0,5

0,5

0,5

8

Выс.

15

Ф. Е.А.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Очень высокий

16

И. Ю.Н.

1

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

6,5

Средний

17

Д. О.В.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Очень высокий

18

Б. Ф.З.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Очень высокий

19

У.А.К.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Очень высокий

20

Ф.И.Д.

1

0,5

1

0,5

1

1

1

0,5

0,5

1

8

Выс.

Средние показатели

0,98

0,78

0,95

0,55

0,90

0,68

0,80

0,65

0,68

0,73

7,68


Рис. 5.Результаты по методике «Диагностика опосредованной слуховой памяти» среди учащихся 2 класса.


Как видно из таблицы 7 учащихся имеют высокий уровень развития опосредованной слуховой памяти, 6 учащихся – очень высокий уровень развития опосредованной слуховой памяти, 5 учащихся средний уровень опосредованной слуховой памяти и 2 учащихся имеют низкий уровень развития опосредованной слуховой памяти (см. Рис. 5).

На основе результатов исследования был сделан качественный анализ и интерпретация результатов исследования.

Таблица 3.

Сводные результаты исследования по методикам:

1) «10 слов»;

2) «Диагностика опосредованной слуховой памяти».

Ф.И.О.

Уровень развития объёма кратковременной слуховой памяти

Уровень развития опосредованной слуховой памяти

1

Ш.А.А.

Очень высокий

Очень высокий

2

Т. Д.И

Средний

Средний

3

Щ. Ю.П.

Высокий

Высокий

4

С. Е.А.

Средний

Высокий

5

С.А.А.

Низкий

Низкий

6

М.Д.Р.

Средний

Средний

7

Е. Ю.С.

Высокий

Высокий

8

Г. Л.М.

низкий

Средний

9

Е. О.А.

Низкий

Низкий

10

Г.Д.С.

Средний

Высокий

11

Ж.М.А.

Очень высокий

Очень высокий

12

К. И.Н.

Средний

Средний

13

К. Ю.А.

Высокий

Высокий

14

К. К.А.

Средний

Высокий

15

Ф. Е.А.

Очень высокий

Очень высокий

16

И. Ю.Н.

Низкий

Средний

17

Д. О.В.

Высокий

Очень высокий

18

Б. Ф.З.

Высокий

Очень высокий

19

У.А.К.

Очень высокий

Очень высокий

20

Ф.И.Д.

Средний

Высокий

Рис. 6. Результаты взаимосвязи уровня развития объёма кратковременной слуховой памяти и опосредованной слуховой памяти учащихся 2 класса


В результате исследования, получено следующие процентное соотношение, подтверждающие взаимосвязь уровня развития объёма кратковременной слуховой памяти и опосредованной слуховой памяти учащихся 2 класса. Как показывают результаты исследования, уровень опосредованной слуховой памяти у испытуемых выше уровня развития объёма кратковременной слуховой памяти.

В первой главе нашей курсовой работы мы раскрыли теоретические аспекты исследования памяти у младших школьников.

В практической части курсовой работы нами было сделано следующее:

- определен объект исследования – учащиеся 2 Б класса в возрасте 8-9 лет в количестве 20 человек;

- произведен выбор методики для определения у младших школьников уровня развития объёма кратковременной слуховой памяти и опосредованной слуховой памяти;

- проведено тестирование группы испытуемых(Методика оценка объёма кратковременной слуховой памяти: «10 слов»; Методика «Диагностика опосредованной слуховой памяти» ;

- произведена обработка данных, полученных при тестировании;

- проведен качественный анализ и интерпретация результатов исследования.

В соответствии с полученными результатами можно сделать вывод, что задачи психологического исследования выполнены и гипотеза о том, что у учащихся начальных классов уровень опосредованной слуховой памяти у испытуемых выше уровня развития объёма кратковременной слуховой памяти подтвердилась.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память - это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. То, что нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени.
Не все люди быстро запоминают материал, длительно помнят и точно воспроизводят или вспоминают именно в тот самый момент, когда это нужно. Да и проявляется это различно, по отношению к разному материалу, в зависимости от интересов человека, его профессии, личностных особенностей. Кто-то хорошо запоминает лица, но плохо помнит математический материал, у других хорошая музыкальная память, но плохая на литературные тексты. У школьников запоминание материала часто зависит не от плохой памяти, а от плохого внимания, от отсутствия интереса к данному предмету.
Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти, и сама память не мыслима вне других психических процессов. И.М. Сеченов отмечал, что «без памяти, наши ощущения и восприятия исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».
Память - сложнейший психический процесс, поэтому, несмотря на многочисленные её исследование, все еще не создано единой теории механизмов памяти. Новые научные данные показывают, что процессы памяти связаны со сложными электрическими и химическими изменениями мозга.
Итак, по проблеме развития памяти младших школьников, автором были решены поставленные задачи и достигнута цель данной работы. Проведенное исследование является подтверждением гипотезы.

Список использованной литературы

1.                Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с.

2.                Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В., М., Просвещение, 1973-211с.

3.                Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. - Ч.2. От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; / под. ред. Б.С. Волкова. - М.: Гуманитар. изд центр ВЛАДОС, 2008. - 343 с.

4.                Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Лекции по психологии. - М.: Владос, 1999. - 234 с.

5.                Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: АСТ, 2001. - 976 с.

6.                Иванов М.М. Техника эффективного запоминания в бизнесе, учебе, деловом общении и повседневной жизни. - 2-е изд., доп. - М.: АО "МЕНАТЕП - ИНФОРМ", 1996. - 224 с.

7.                Крысько В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии. - М.: Владос - пресс, 2001. - 378 с.

8.                Кулагина, И.Ю. Возрастная психология; Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ "Сфера", 2001. - 464 с.

9.                Лапп Д. Искусство помнить и забывать. - СПб.: Питер, 2003. - 224 с.

10.           Мещерякова, Б.Г. Большой энциклопедический словарь. / Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с.

11.           Нартова – Бочавер, С.К. Введение в психологию развития: учеб. пособие / С.К. Нартова - Бочавер, А.В. Потапова. - М.: Флинта: МПСИ, 2005. - 216 с.

12.           Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед учеб. заведений: В 3 кн. - Кн 2. Психология образования. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 608 с.

13.           Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 2 книгах: Книга 2: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – Москва: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-647с.

14.           Никитина Т.Б. Как развить хорошую память. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 320 с.

15.           Никитина, Т.Б. Самоучитель по развитию памяти. (Техника скоростного запоминания). - М.: Международное агентство “A. D. & T”. 1999. - 296 с.

16.           Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Российское педагогическое агентство, 2002. - 374 с.

17.           Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 448 с.

18.           Рогов, И.С. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - Москва: ВЛАДОС, 1996.-321с.

19.           Смирнов А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти. - М.: АПН, 1999. - 221 с.

20.           Смирнова Е.О. Психология ребенка: От рождения до семи лет: Учеб. для пед. вузов и училищ. - М.: Школа - пресс, 1997. - 383 с.

21.           Столяренко, Л.Д. Основы психологии. - 8-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 672 с.


 


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты