Интеллектуальные способности, самосознание, общение и социализация личности

Интеллектуальные способности, самосознание, общение и социализация личности

ФГОУ ВПО

«Ярославская государственная сельскохозяйственная академия»


Кафедра Управления и права





Контрольная работа

по дисциплине «Психология и педагогика»

Интеллектуальные способности, самосознание, общение и социализация личности

Выполнил: студент

агрономического факультета

специальность «Агрономия»

учебный шифр 09137

Борисов Антон Евгеньевич

Проверила:

Леванова Ольга Павловна







Ярославль

2011


СОДЕРЖАНИЕ

1. Интеллектуальные способности, их значение в жизнедеятельности человека

1.1 Составляющие интеллекта и его роль

1.2 Интеллектуальные процессы: воображение

1.3 Виды воображения: пассивное, активное, воссоздающее, творческое

1.4 Различные взгляды на интеллект

1.5 Недостаточность интеллекта

2. Субъективный мир психики человека

2.1 Развитие самосознания

2.2 Компоненты самосознания

2.3 Функции самосознания

2.4 Значение самосознания

2.5 Самоидентификация

3. Общение, его особенности, виды и средств

3.1 Составные элементы общения

3.2 Виды общения

3.3 Формы коммуникационного действия

4. Социализация личности в современных условиях

5. Оценка качества образования

5.1 Воспитательные функции семьи

5.2 Педагогические основы взаимодействия школы и семьи

5.3 Формы взаимодействия педагогов и родителей

Список литературы



1.                Интеллектуальные способности, их значение в жизнедеятельности человека


«Интеллект – это способность планировать, организовывать и контролировать свои действия по достижению цели с учетом совладения истины и блага» ( Мигашкин Н.В.)

Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение .

1.1 Составляющие интеллекта и его роль


Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Например, по отношению к задаче выживания: выживание — основная задача человека, остальные для него — лишь вытекающие из основной, или к задачам в какой-либо области деятельности. Согласно академику Н. Н. Моисееву, интеллект — это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели.


1.2 Интеллектуальные процессы: воображение


Воображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности.

Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение. Оно выступает как необходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной, вообще творческой деятельности.

Воображение- это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению оно позволяет предвидеть будущее.

Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний которые необходимы для мышления.

1.3 Виды воображения: пассивное, активное, воссоздающее, творческое


Бесплодная мечтательность, как удобная возможность уйти от деятельности называется пассивным воображением. Если пассивное воображение может быть подразделено на преднамеренное и непреднамеренное, то активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Воображение имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называется воссоздающим.

Многие школьники пропускают или бегло просматривают в книгах описание природы, интерьера или городского пейзажа. В результате они не дают пищу воссоздающему воображению и крайне обедняют художественное восприятие и эмоциональное развитие своей личности.

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. Если у подростка и юноши творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной пустой мечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности.

Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной и т. д.

Существенными качествами человеческого интеллекта являются:

-                   любопытство — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности;

-                   глубина ума — способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;

-                   гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления;

-                   логичность мышления — способность соблюдения строгой последовательности рассуждений, с учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей;

-                   доказательность мышления — способность к использованию в нужный момент факты и закономерности, подтверждающие правильность суждений и выводов;

-                   критичность мышления — способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений (способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи);

-                   широта мышления — способность к всестороннему охвату объекта мыслительной деятельности с учётом исходных данных задачи и многовариантности её решений.

1.4 Различные взгляды на интеллект

интеллект самосознание общение социализация личность

Согласно Линде Готтфредсон интеллект — это весьма общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта. Это не просто изучение книг, узкие академические знания или навыки проходить тесты. Напротив, по мнению учёного, интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации.

По И. Г. Виноградову (Украина) интеллект — это способность человека к поиску, восприятию, анализу, систематизации и эффективному использованию информации для достижения поставленной цели. Только недалекий, ограниченный человек, накопленную индивидуумом, несистематизированную, не анализируемую и не применяемую информацию, может воспринять как интеллект индивидуума.

В начале XX века Чарльз Спирман показал, что если человек хорошо решает одни задачи, то он успешен и в решении других, то есть, что все интеллектуальные способности статистически связаны. Спирман ввёл «фактор g» общего интеллекта, показывающий эффективность выполнения всех познавательных задач. На практике оказалось, что «фактор g» трудно измерить напрямую. Однако на его основе удалось сформулировать величины, которые измерить возможно и которые представляют собой приблизительные меры g. Одним из таких параметров является коэффициент интеллекта (IQ). Психолог Джеймс Флинн первый провел обширные исследования в области динамики IQ в разных странах мира за длительный период и показал, что этот коэффициент непрерывно возрастал в течение 50 лет (Эффект Флинна).

Православные отцы церкви термин ум (греч. νους), близкий по значению к интеллекту, иногда заменяли термином дух (греч. πνευμα).

1.5 Недостаточность интеллекта


Уровнем Интеллекта называют уровень развития интеллектуальных способностей относительно возраста. Люди с недостаточным уровнем интеллекта больны олигофренией — врожденным слабоумием. Помимо этого, существует и приобретенное слабоумие — деменция.

Хотя развитие способностей зависит от природных предпосылок, которые далеко не одинаковы у разных людей, однако способности не столько дар природы, сколько продукт человеческой истории.


2.                Субъективный мир психики человека


Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я». Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.


2.1 Развитие самосознания


Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.

К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.

К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

Ø    Оценки окружающих и статус в группе сверстников.

Ø    Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».

Ø    Оценка результатов своей деятельности.

2.2 Компоненты самосознания.


Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:

·                   сознание своей тождественности;

·                   сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;

·                   осознание своих психических свойств и качеств;

·                   определенная система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно

2.3 Функции самосознания

v    Самопознание — получение информации о себе.

v    Эмоционально-ценностное отношение к себе.

v    Саморегуляция поведения.


2.4 Значение самосознания


Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.

Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

2.5 Самоидентификация


Самоидентификация - процесс соотнесения себя с собой, в результате которого формируются представления о себе как о самотождественной, цельной и уникальной личности. Самоидентификация, рассматриваемая применительно к государству, свидетельствует о процессах интеграции внутри общества, связанных с политико-экономическим и национально-культурным самоопределением того или иного народа или нации.


3. Общение, его особенности, виды и средства

Проведите тест и сделайте анализ (тест. Задание №3). Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.


3.1 Составные элементы общения

ü    Сообщение

ü    Разговор

ü    Раппорт

ü    Точка зрения

ü    Комплименты

ü    Интересы

Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован как коммуникативная сторона общения.

Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями.

Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

3.2 Виды общения


Контакт масок - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

Светское общение – его суть в беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.

Формально-ролевое общение – когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение – это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. Т.е. это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Духовное межличностное общение (интимно-личностное) – раскрываются глубинные структуры личности.

3.3 Формы коммуникационного действия

§     подражание;

§     диалог;

§     управление.

Знание закономерностей общения и развития навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить учащихся в совместную с ним деятельность.

Итак, необходимым условием успешности процесса общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга.

Спосбность и умение человека безошибочно точно приписывать другим ожидания того, что они готовы от него услышать или в нем увидеть и учет этих ожиданий называется тактом. Однако в повседневных жизненных ситуациях ошибочное приписывание ожиданий или их игнорирование является бестактностью.

Полноценное общение становится возможным, только если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. «При общении вы прежде всего ищете в человеке душу, его внутренний мир»,- писал К.С. Станиславский.

Тестовое задание №3. Тест общительность.

Ответы (в баллах) на вопросы:

2+1+1+0+1+1+2+1+0+0+1+0+0+1+1+1=13


4. Социализация личности в современных условиях.


Сельская школа — особый тип образовательного учреждения. Условно можно выделить три основных варианта функционирования сельской школы.

В первом случае — это обычная полная школа, она расположена в сельской местности и учащиеся живут в расположенных рядом населенных пунктах.

Второй вариант — сельская школа-интернат, однако данный тип школы не получил широкого распространения. Это связано прежде всего с тем, что в народной педагогике большое внимание придают семейному воспитанию, и проживание детей долгое время без родителей противоречит нашим традициям. Кроме того, для школы-интерната необходимо специальное здание, хорошая материальная база, что не всегда возможно в сельской местности.

Третий вариант — малочисленная школа. Данный тип учебного заведения наиболее распространен в сельской местности. Сельская малочисленная школа — это образовательное учреждение, удаленное от культурных и научных центров, в ней обучаются менее ста учащихся, один учитель преподает несколько предметов, в классе от 2 до 15 учащихся, отсутствуют параллели. На организацию воспитательного процесса в сельской школе влияет специфика сельского социума, которая проявляется в следующем.

Социокультурная среда села более консервативна, устойчива и традиционна. Вследствие этого родители, односельчане имеют большое влияние на воспитание детей, не учитывать этого было бы ошибочно.

На селе в большей степени, чем в городе, сохранилась целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и природе. Сельская нравственно-этическая среда относительно устойчива. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты