Инсайтно-креативное мышление в процессе творчества

Однако лишь в воздухе во время свободного падения можно было выяснить, почему не раскрывается парашют новой, перспективной, но недоработанной системы, тогда испытания в воздухе поручали В.И. Головину. Во время таких испытаний, когда в распоряжении были секунды (до возможной гибели), В. И Головин можно сказать, был гениален. Он всегда видел и устранял причины неисправности катапультно-парашютных систем, незаметные и непонятные в наземных условиях. В последующем моделируя на ЭВМ действия В.И. Головина в падении еще до раскрытия парашюта, инженеры обнаруживали, что он избирал оптимальный, а иногда единственно верный способ спасения. Ему обязаны жизнью военные летчики, спасшиеся, катапультируясь из боевых самолетов при их разрушениях. Конечно же такие удивительно эффективные действия - это не только реализация навыков и умений, это творчество, параксимозально сконцентрированное в кратких мгновениях, в долях секунды.

Почему В.И. Головин и другие люди такого типа лишь в моменты смертельной опасности как бы прозревают и видят, как ее избежать, проявляя свой творческий потенциал?

В процессе проведения психоаналитического сеанса у В.И. Головина обнаружилась давняя тяжелая психологическая травма из-за его происхождения, побуждавшая к социальной апатии, к отказу сначала от высшего образования, потом от карьерного роста. Это проявление латентного (скрытого) невротического состояния. Способность к повседневному креативному творчеству, которой, несомненно обладал В.И. Головин, проявлялась лишь как вспышки в момент смертельных угроз. Бывают и иные причины такого подавления уравнивания способности к инсайту, да и просто к радости труда (на время, а то и на всю жизнь) [13].

Таким образом инсайтно-креативное творчество в результате мобилизации глубинных адаптационных резервов человека (интеллектуальных и физических) может рассматриваться в соответствии с предложенной нами схемой ранжирования интенсификации стресса ([10], [12]) как продукт стрессового кризиса второго ранга, реализующийся в основном в когнитивной сфере.

Инсайтные вспышки креативного творчества в критических ситуациях сладостны, приятны. Потому люди, способные к нему и жаждущие его, нередко провоцируют экстремальные ситуации, пробуждающие креатив. Они становятся летчиками-испытателями, солдатами-наемниками, журналистами-стрингерами или авантюристами. Существуют специальные методы тренировки для усиления в человеке способности к состоянию напряженно-спокойной готовности к мгновенным действиям в опасных ситуациях [1].

Известны базирующиеся на обширной практике методологические подходы к объяснению сущности способностей человека к инсайтным озарениям [26]. Анализ стрессового инсайтного мышления выявляет в нем феномен "взаимной экспансии" сознания и неосознанных психических процессов [10]. Именно в этом ракурсе мы предполагали рассматривать феномены субсенсорной чувствительности, "замедления" времени и др., многочисленные описания которых известны [3]. Возможно с подобного рода "экспансией" связано возникновение разнообразных иллюзий, таких как кажущееся искажение визуального пространства [11], его сдвиг [9]. Подверженность таким иллюзиям при стрессе индивидуальна или может по ряду признаков прогнозироваться для определенного типа людей [14], [15].

Заметим еще раз: главное, что нужно для креативного творческого вдохновения, - это эмоциональное напряжение, стресс, побуждающий (но не убивающий!) талант человека [13].

 


2.2 Инсайтно-креативное мышление в процессе творчества


На начальном этапе творец всегда испытывает нарастание внутреннего психического напряжения. Это предтворческая ступень стресса творчества. Схематизируя чувства, переживания и состояния предтворчества, выделим три основных их вида.

Первый проявляется как душевные мучения и даже приступы отчаяния из-за якобы бесплодного напряжения в поисках творческих достижений. Мучения, метания жаждущего их могут мешать переходу к акту творения [13].

Мучительное предтворческое состояние может повторятся, прерывая процесс вдохновенного творчества. В ходе многолетних обширных исследований неординарной работоспособности при дистрессе, проводившихся в 1960-1970-х гг., было обнаружено, что "развитие стрессовых трансформаций мышления может привести либо к уходу от решения стрессовой проблемы (вплоть до возникновения психопатологических состояний или асоциальных устремлений личности), либо к возникновению инсайтных форм решения. В последнем случае переход от дискурсивно-логического мышления к инсайтному часто опосредуется стадией мыслительной растерянности, эмоциональной подавленности, иногда переживаниями горя, безысходности и т.п., что можно рассматривать как стадию псевдоухода от решения стресогенной проблемы. Такая стадия обыкновенно необходима для возникновения мыслительного озарения, инсайтного решения задачи, казавшейся неразрешимой" [10; 205].

Во втором виде предтворчества в мыслях и чувствах возникает пустота при первых же попытках творить "великое" и "вечное". Человек говорит: "Все забыл, в голове - пусто. А надо ли делать что-либо?" Если после этого появляется вдохновение, то такую невольную пустоту мыслей и чувств можно расценивать как проявление стрессовой психической релаксации, спонтанно возникающей на предтворческой ступени возникающей на предтворческой ступени стресса творчества. Она, снимая эмоциональные перегрузки, готовит мышление к продуктивному творчеству.

Третий вид предтворчества проявляется как эустресс (приятное психологическое напряжение) у некоторых счастливцев. Безотчетная радость, легкость и беспечность, как волна, подхватывает таких людей и несет к началу акта творения [13].

Наиболее полно предтворческие состояния рассмотрел известный художник-дизайнер А.Н. Цыбин. Изложим его суждения (личное сообщение 2006 г.), уточненные автором этой статьи.

1. Главное условие обеспечивающее вхождение в творческое состояние, - одиночество творца. Хотя бы на время создания творений их автор должен жить в условиях социальной депривации. Однако отделятся от людей нужно лишь как от раздражителя, отвлекающего на себя слишком много душевной энергии. Необходимо, чтобы сохранялся тонизирующий творца социальный его окружения как легкий раздражитель, напоминающий ему о теме нужности его творчества.

Именно таким был Парижский период творчества Э. Хемингуэя. Он работал - писал - в малолюдном кафе за отдельным столиком. Беда, если кто-нибудь подходил к нему с навязчивым вниманием - его творческий процесс ломался [13].

2. Предтворческому состоянию может быть полезен легкий конфронтационный фон, т.е. легкая сердитость творца на окружающих близких ему людей.Л.Н. Толстой перед погружением в творчество гневался на жену, будто неверно переписавшую его рукопись. Переводчик древних стихов А.Г. Нейман, как мы узнали во время сеанса психоанализа с ним, сердился на жену, "сам не зная зачем и почему", и чем острее бывало его раздражение, тем лиричнее получались переведенные им стихи.

3. Из работ З. Фрейда известно, что сексуальный стресс может стать мощной преднастройкой творчества, сублимируясь в него [25]. Сексуальное напряжение, сублимируясь в творчестве, приносит наряду с воодушевлением, одухотворенностью, вожделением еще и агрессию эгоизма.

4. Предтворческим состоянием и побудителем к творчеству может стать эйфория автора благодаря его оптимальному телесному состоянию. Тренированное тело (но не чрезмерно, не для рекордов) и общее здоровье создают ощущение легкого восторга у автора. Однако перерасход физических сил блокирует стресс творчества.

И.П. Павлов сообщал, что его творческому настрою способствовала игра в городки, в которой есть визуальная цель, физическое напряжение, реализующееся в ловкости и точности движений, удовлетворение победой.А. Миллер находил предтворческий стресс в профессиональной физической работе - он делал массивную мебель для своей виллы.

В.В. Маяковский отмечал объединенную сублимацию в творчестве сексуальной силы и физической силы. Происходит это "играючи", т.е. без максимального расхода сил. В стихах отражено и творческое одиночество, куда требуется "вбежать", надо полагать, активно прорываясь и порывая с чем-то. Творческий процесс сопряжен с трансцендентностью ночной тьмы и с особым звучанием пространства, и с победной, сокрушающей агрессивностью поэта [13].

5. Отличной настройкой на творчество может быть эустресс человека в природной среде с красотой ее ландшафтов, парков, девственных лесов, со сложнейшим разнообразием облаков, струй воды рек, ручьев и водопадов, с ревом и видом морского прибоя. Так И.П. Павлов, основываясь на представлении двух сигнальных систем у людей, разработал для себя способ настройки на научное творчество. Вечером, после суеты рабочего дня, долго рассматривая художественные шедевры на стенах своей квартиры, но, во-первых, "стирал" в сознании дневные впечатления, во-вторых, напрягая первую сигнальную систему (образно-художественную), давал отдых второй сигнальной системе - вербальной, дискурсивно-логической. После этого он приступал к научному творчеству, напрягая преимущественно свою вторую сигнальную систему.

6. Тонизировать творческое состояние могут умеренные экстремальные внешние воздействия (слабые стрессоры): холод, шум, и даже такие как не всегда удобная поза: Э. Хемингуэй писал, стоя за конторкой (но редактировал написанное, сидя в мягком кресле). Даже легкий голод способствует творчеству. Эти умеренные стрессоры "подкачивают" творчество как квазиборьбу с неким противником.

7. Для ряда авторов предтворческими стимулами становились симптомы их хронических болезней (например, туберкулез): преодоление недомоганий обостряло стресс творчества [13].

8. Известны случаи, когда интенсивному творчеству предшествовало, казалось бы, беспричинно хорошее настроение, ощущение радости, бодрости. Такой эустресс поднимает эмоциональное напряжение автора до уровня, необходимого для включения процесса творения.

9. Преддверием к пароксизму, взрыву творчества могут стать внезапно возникшее у автора ощущение, что нет никаких толковых идей в голове, мучительное представление о самом себе как о бездарности и желание "бросить все". Этот творческий дистресс следует рассматривать как "квазиуход" от решения стрессогенной проблемы. В действительности - это невольная релаксация. В таких случаях требуется упорство в труде, раньше или позже он может вновь пробудить вдохновение.

10. Пробуждающая креативность релаксация может быть преднамеренной, например, при трансцедальной медитации.

11. Наконец, известно множество авторских причуд, магических действий, настраивающих на творчество.В. Гюго всю жизнь работал за маленьким столиком, за которым написал свое первое получившее признание произведение. Писал он только вороньими перьями, так как гусиными талантливо творить ему не удавалось.М. Шагинян, когда ей не писалось, надевала на голову черный чулок, как колпак, и писала, примостившись на уголке кухонного стола среди ароматов готовящейся армянской пищи.

Вслед за предтворческими стрессовыми состояниями, описанными выше, включается (не всегда!) стресс творчества. Кратко рассмотрим его уровни. Еще Шакья Муни (Будда) в "Сутре золотого лотоса" изложил свои воззрения на интеллект, описав три его уровня [13].

Используя современную терминологию можно сказать, что на первом - уровне компилятивного творчества - происходит собирание, классификация, рубрикация, ранжирование известных разрозненных знаний и фактов.

Второй уровень - это проективное творчество; здесь имеет место создание обобщенных новых суждений, истин, на основании собранных знаний. Как и во всяком труде, в таком творчестве могут быть радостные находки и мучительные поиски, неудачи. Многие психологи изучают лишь два этих уровня творчества [13].

На третьем уровне творчества, который принято называть инсайтно-креативным, у размышляющего человека вдруг возникает озарение (инсайт) - и он понимает нечто очень значимое, казалось бы, не относящееся непосредственно к предмету его трудных размышлений. Я.А. Пономарев рассматривал этот результат как двойственный результат напряженной умственной деятельности, когда помимо основного продукта проективного мышления интуитивно возникает побочный продукт интеллектуальных напряжений [18]. Будучи результатом инсайтно-креативного творчества, такой продукт создается не целевым осмысленным первоначально не замеченных закономерностей и свойств изучаемых объектов. Человек непроизвольно концентрирует на них свои умственнее усилия.

Не стоит огорчатся из-за того, что кто-то не попадает в число "инсайтных творцов", наделенных даром прозревать истины, делать открытия, создавать творения, озаренные новизной. Немало "компилятивных творцов" были выдающимися властителями, администраторами, полководцами. Сами неспособные к творческим озарениям они отчетливо разбирались в людях и ставили на ответственные посты, посылали на ответственные участки сражений профессионалов, способных к инсайтным решениям в критических ситуациях.

Очень часто проективные творцы, наделенные разумом и упорством, становятся блестящими профессорами, педагогами, создателями замечательных учебных программ, фундаментальных учебников. Этого не смогли бы сделать инсайтные творцы, увлеченные поиском неясного знания и мало склонные к методологическому классификаторству. Некоторые из них не способны к оптимизации своих социальных контактно. Они слывут неуживчивыми людьми с дурным характером. Не умея организовать свой быт (не тратя силы на него), они живут в запустении, а при отсутствии рационального покровителя (спонсора), финансирующего их творческие причуды, подчас погибают в нищете позабытыми.

К.С. Станиславский, создавая на репетициях мощное психическое напряжение (стресс), побуждал актеров к высшему уровню творчества, к сверхсознанию [21], неконтролируемом разумом и волей. Позднее П.В. Симонов интерпретировал "сверхсознание" как механизм творческой интуиции [22]. Ее пробуждает стресс творчества, стресс вдохновения. При этом "…перевод эмоций в план представлений совершается чаще всего… в отсроченном режиме, т.е. после переживания эмоций" [5; 163], а не как одномоментный процесс. Только почувствовав инсайт как стрессовый пароксизм, субъект осознает открывшийся ему смысл, истину, решение. Бывает, что в экстазе радости от своего открытия человек забывает открывшееся и потом воссоздает его мучительным припоминанием [13].

Инсайтно-креативное прозрение локализуется вне сознания. Неведомость его рождения позволила Н.Н. Моисееву говорить о нем как о "бифуркации" потоков эволюции системы [16]. Внезапность осознания продукта озарения формулируется как качественный скачек в изменении интеллектуальной системы. Эустресс прозрения может иногда смешиваться с дистрессом горя, если перед прозревшим открылись печальные горизонты его прошлого и будущего.А. Маслоу полагал, что способность к креативному творчеству имеет врожденный характер, но теряется большинством людей под воздействием неблагоприятной среды.

Надо признать неоднозначность взаимоотношений когнитивного и эмоционального компонентов творчества, хотя первый не становится при этом ведущим [4], [7]. Однобокость представлений о непременном доминировании когниций над эмоциями проистекала из представлений о предметности эмоций и о знании как о решающем факторе для понимания поведения человека. Обширные теоретические и эмпирические исследования В.С. Мерлина и Л.Я. Дорфмана показали, что "в действительности фундаментальным является положение о многозначности связей эмоций и когнитивных образов. Данное положение возвращает эмоциям способность в равной мере как обслуживать когнитивные образы (предметность эмоций), так и, наоборот, инициировать ряд когнитивных трансформаций" [5; 159-160].

Несомненно, многозначность связей эмоций и когниций и инициирующая роль стрессово-эмоционального напряжения создают механизмы и силы процессов инсайтно-креативного творчества. И все же непременным его резервом должен быть талант творца, а лучше гениальность [13].


Заключение


Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Отличие мышления от других психологических процессов состоит, в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которой эта задача задана.

Мышление - это движение идей раскрывающая суть вещей.

Мышление делится на виды: теоретическое понятийное, теоретическое образное, наглядно-образное, наглядно-действенное. Перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Хотя логические операции органически входят в состав мышления, оно не всегда выступает как процесс, в котором действует только логика и разум. В процесс мышления зачастую вмешиваются изменяя его эмоции. Эмоции, однако, способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно что чувство придает мысли придает большую страстность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна как без логики, знаний, умений, навыков.

Кроме обычных нормальных видов мышления, приводящих к правильным выводам, есть особые мыслительные процессы, дающие ложное представление о действительности. Один из необычных видов мышления получил название аутизма. Во многих отношения аутистическое мышление противоположно, реалистическому. Реалистическое мышление правильно отражает действительность, делает поведение человека разумным, в то время как аутистическое мышление представляет в основном то, что соответствует не объекту, а аффекту.

Психологами было затрачено много усилий на выяснение того, как человек решает новые, необычные, творческие задачи. Однако до сих пор ясного ответа на вопрос о психологической природе творчества нет.

У творческих людей нередко удивительным образом сочетаются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные "детские" черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках.

В процессе напряженного мышления у человека могут возникать озарения (инсайты) при возникновении которого человек понимает нечто очень значимое, казалось бы, не относящееся непосредственно к предмету его трудных размышлений. Алгоритм инсайта непостижим, как тайна философского камня, ради которого жертвовали всем, ибо все остальное дарит меньшее счастье. И все же на путях изучения дивиргентного (ширящегося, расходящегося) мышления, прорывающегося на неясные просторы бытия, приоткрываются тайны ресурсов креативности.


Список литературы


1. Абаев Н.В. Психологические аспекты буддизма. Новосибирск: Наука. Сибирское отд., 1991.

2. Блейлер Э. Аутистическое мышление // Христоматия по общей психологии: Психология мышления. - М., 1981. - С.113.

3. Береговой Г.Т. Роль человеческого фактора в космических полетах // Психологические проблемы космических полетов / под ред. Б.Ф. Ломова М.: Наука, 1979. С.17 - 24.

4. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М: Прогресс, 1987.

5. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве. М.: Смысл, 1997.

6. Дорфман Л.Я. Дивиргентное мышление и дивиргентная личность: ресурс креативности // Личность, креативность, исскуство / Под. Ред.Л.Я. Дорфмана. Пермь: ПГИИК; Пермский соц. Ин-т, 2002. С.89-120

7. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоритические проблемы. М.: Смысл, 1993.

8. Дункер К. Походы к исследованию продуктивного мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. - М., 1981. - С.37.

9. Китаев-Смык Л.А. О механизме окулогравической иллюзии // Вопр. Психол. 1986. № 4. С.54 - 59.

10. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983г.

11. Китаев-Смык Л.А. Зрительные иллюзии у людей в невесомости и при комбинированном действии невесомости, угловых и кориолисовых ускорений // Проблемы космической биологии. Т.7/под ред.В. В. Парина. М.: Наука, 1967. С.180 - 186.

12. Китаев-Смык Л.А. Стресс войны. Фронтовые наблюдения врача психолога. М.: РИК, 2001.

13. Китаев-Смык Л.А. Факторы напряженности творческого процесса // Вопросы психологии № 3.2007.

14. Китаев-Смык Л.А. Некоторые сенсорные нарушения у людей в невесомости // Авиационная и космическая медицина. М.: Медицина, 1963. С.264 - 247.

15. Китаев-Смык Л.А. Человек в невесомости: (Психологические опыты) // Наука и жизнь. 1964. № 9. С.16 - 21.

16. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987.

17. Немов Р.С. Психология: В 3 т. - Т.1. - М., 1995. - С.232 - 258

18. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1981.

19. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе // Христоматия по общей психологии: Психология мышления.М., 1981. - С.73.

20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - Т.1. - М., 1989. - С.369-370

21. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: Искусство, 1985.

22. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.

23. Теплов Б.М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М., 1981. - С.147.

24. Шулер Д. Если бы Моцарт вел дневник… Будапешт, 1965.

25. Freud S. Die culturelle Sexualmoral und die moderne Nerisiat // S. Freud. Gesamm. Werke. Bd.7. Berlin, 1908. S.143-178.

26. Suzuki D. T. Zen buddism. N. Y.: Acad. Press, 1956.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты