Анализ результатов исследования характеристик самоактуализации показал, что среди подростков 60% по шкале «Ориентация во времени» имеют низкий балл, что говорит об ориентации данных подростков на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути.
28% (14 чел.) подростков имеют средние показатели по данной шкале.
12% (6 чел.) подростков имеют высокие показатели по шкале «Ориентация во времени», что говорит об их способности жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни», ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной.
По шкале «Поддержка» 56% (28 чел.) подростков имеют низкие показатели, что говорит о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности данных подростков, внешнем локусе контроля.
У 32% (16 чел.) подростков по данной шкале средние показатели.
12% (6 чел.) подростков имеют высокие показатели по шкале «Поддержка», что характеризует их как относительно независимых в своих поступках, стремящихся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами.
По шкале «Ценностные ориентации» 52% (26 чел.) подростков имеют низкие показатели, что говорит о не соответствии ценностей данных подростков, ценностям самоактуализирующейся личности
У 36% (18 чел.) подростков часть ценностей соответствуют ценностям самоактуализирующейся личности, и лишь у 12% (6 чел.) подростков ценностные ориентации соответствуют самоактуализирующейся личности.
По шкале «Гибкости поведения» 56% (28 чел.) подростков имеют низкие показатели, то есть они не способны быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, у 24% (12 чел.) данные способности выражены на среднем уровне и только у 20% (10 чел.) высокие баллы по данной шкале, говорящие об умении адаптироваться к ситуации, адекватно реагировать на нее.
По шкале «Сензитивность» 62% (31 чел.) подростков имеют низкие показатели, что говорит о неразвитой рефлексии, способности к определению своих чувств, потребностей.
24% (12 чел.) имеют по данной шкале средине показатели, у оставшихся 14% (7 чел.) рефлексия развита на высоком уровне.
По шкале «Спонтанность» 58% (29 чел.) подростков имеют низкие показатели, говорящие о невозможности адекватно реагировать в новой ситуации, у 32% (16 чел.) средние значения по данной шкале, 10% (5 чел.) подростков имеют высокие баллы по данной шкале, что свидетельствует о возможности демонстрировать не рассчитанного заранее способов поведения, о том, что данные подростки не боятся вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.
По шкале «Самоуважение» 56% (28 чел.) подростков имеют низкие показатели, говорящие о невозможности подростков оценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них, у 30% (15 чел.) средние значения по данной шкале, 14% (7 чел.) подростков способны оценить свои достоинства, положительные черты, уважают себя за них.
По шкале «Самопринятие» 58% (29 чел.) подростков имеют низкие показатели, что говорит о непринятии себя .
28% (14 чел.) имеют по данной шкале средине показатели, оставшиеся 14% (7 чел.) принимают себя таким, какие они есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, вопреки последним.
60% (30 чел.) подростков по шкале «Представлений о природе человека» низкие баллы, то есть они воспринимают природу человека как отрицательную, у 26% (13 чел.) средние оценки природы человека, и только у 14% (4 чел.) высокие баллы по данной шкале, свидетельствующие о склонности воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей скорее добры») и не считать дихотомии мужественности – женственности, рациональности – эмоциональности и т.д. антагонистическими и непреодолимыми.
Результаты по шкале «Синергия» показали, что 62% (31 чел.) подростков имеют низкие баллы, говорящие о неспособности к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др., у 28% (14 чел), данные способности выражены на среднем уровне и лишь у 14% (7 чел) высокий уровень способностей к целостному восприятию мира и людей.
У 52% (26 чел) подростков низкие баллы по шкале «Принятие агрессии» что свидетельствует о неспособности их принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы, у 36% (19 чел), данные способности выражены на среднем уровне, у оставшихся 10% (5 чел) высокий уровень способностей к принятию собственной агрессии.
Низкие баллы у большинства (60%, 30 чел) подростков говорят о их неспособности к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми к субъект-субъектному общению, данные способности на высоком уровне развиты лишь у 12% (6 чел) подростков, у 28% (14 чел.) средний уровень контактности.
Низкие баллы у большинства подростков по шкалам «Познавательные потребности» (60%, 30 чел) и «Креативность» (58%, 29 чел.) говорят об отсутвии интереса к познанию, творчества, 30%(15 чел.) подростков имеют средине баллы по данным шкалам, около 11% (5-6 чел) имеют высокие баллы, говорящие о положительном отношении к познанию и творчеству, стремлении к приобретению знании об окружающем мире, выраженной творческой направленности личности.
Таким образом, по всем показателям самоактуализации у большинства подростков низкие значения, подобные данные могут быть следствием того, что самоактуализация еще только начала развиваться у подростков находящихся как раз в возрасте когда этот процесс становится возможным.
Последней задачей исследования является выявление взаимосвязи между самоактуализицией и уровнем притязания. Для этого сопоставим результаты, полученные по двум методикам и представим их в виде таблицы 3.
Таблица 3 - Результаты исследования характера самоактуализации у подростков с разным уровнем притязания
САТ |
Уровень притязаний |
|||
Шкалы |
Уровень выраженности |
высокий |
средний |
низкий |
Ориентации во времени: |
высокий |
100% |
17% |
0% |
средний |
0% |
83% |
11% |
|
низкий |
0% |
0% |
89% |
|
Поддержки |
высокий |
100% |
17% |
0% |
средний |
0% |
83% |
18% |
|
низкий |
0% |
0% |
82% |
|
Ценностной ориентации |
высокий |
100% |
17% |
0% |
средний |
0% |
83% |
20% |
|
низкий |
0% |
0% |
80% |
|
Гибкости поведения |
высокий |
100% |
42% |
3% |
средний |
0% |
58% |
15% |
|
низкий |
0% |
0% |
80% |
|
САТ |
Уровень притязаний |
|||
Шкалы |
Уровень выраженности |
высокий |
средний |
низкий |
Сензитивности |
высокий |
75% |
33% |
0% |
средний |
25% |
58% |
12% |
|
низкий |
0% |
9% |
88% |
|
Спонтанности |
высокий |
100% |
9% |
0% |
средний |
0% |
82% |
18% |
|
низкий |
0% |
9% |
82% |
|
Самоуважения |
высокий |
75% |
33% |
0% |
средний |
25% |
58% |
21% |
|
низкий |
0% |
9% |
79% |
|
Самопринятия: |
высокий |
100% |
25% |
0% |
средний |
0% |
67% |
21% |
|
низкий |
0% |
8% |
79% |
|
Представлений о природе человека |
высокий |
75% |
25% |
3% |
средний |
25% |
75% |
7% |
|
низкий |
0% |
0% |
90% |
|
Синергии |
высокий |
75% |
17% |
0% |
средний |
25% |
75% |
12% |
|
низкий |
0% |
8% |
88% |
|
Принятия агрессии |
высокий |
100% |
17% |
0% |
средний |
0% |
83% |
24% |
|
низкий |
0% |
0% |
76% |
|
Контактности |
высокий |
75% |
25% |
0% |
средний |
25% |
75% |
12% |
|
низкий |
0% |
0% |
88% |
|
Познавательных потребностей |
высокий |
75% |
17% |
0% |
средний |
25% |
83% |
12% |
|
низкий |
0% |
0% |
88% |
|
Креативности |
высокий |
100% |
17% |
0% |
средний |
0% |
83% |
15% |
|
низкий |
0% |
0% |
85% |
Анализ самоактуализации у подростков с разном уровнем притязания показал, что большинству подросткам с высоким уровнем притязания характерны высокие показатели по уровню ориентации во времени, поддержке, ценностным ориентациям, гибкости поведения, спонтанности, сензитивности, самоуважения, самопринятия, представления о природе человека, синергии, принятии агрессии, контактности, познавательных потребностей, креативности. То есть, подростки стремящиеся к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к решению все более и более сложных задач, к достижению трудных целей живут настоящим, но при этом ощущают неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видят свою жизнь целостной. Также данные подростки относительно независимы в своих поступках, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, они свободны в выборе, не подвержены внешнему влиянию, гибки в реализации своих ценностей в поведении, обладают высокой саморегуляцией и рефлексией, способны естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции, положительно природу человека в целом как положительную, принимают свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы, при этом способны к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми, стремятся к приобретению знании об окружающем мире и творчеству.
У большинства подростов с умеренным уровнем притязания ориентация во времени, поддержка и ценностные ориентации выражены на среднем (83%) у 17% на высоком уровне, уровне.
Гибкость поведения у 42% подростов с умеренным уровнем притязания является высокой и у 58% средней, 82% этих подростков спонтанность средневыражена, у 9% она высокая и у стольких же низкая.
Также было установлено, что у трети подростов с умеренным уровнем притязания сензитивность развита на высоком уровне, у 58%- на среднем уровне, и лишь у 9% этих подростков на низком.
У 33% подростов с умеренным уровнем притязания самоуважение выражено на высоком уровне, у 58% на среднем и у 95 на низком уровне, самопринятие в высоковыраженным является у 25% в подростов с умеренным уровнем притязания, средневыраженным у 67% подростков и низковыраженным у 8%.
Представление о природе человека и синергии контактность, средневыраженными являются у 75% подростов с умеренным уровнем притязания
У 83% подростов с умеренным уровнем притязания принятии агрессии, познавательных потребностей, креативности также являются средневыраженными.
Таким образом, у подростов с умеренным уровнем притязания характеристики самоактуализации чаще всего выражены на среднем уровне, наиболее выраженной является гибкость поведения (у 42%), способность к рефлексии (у 33%), а также способность ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них (у 33%).
Среди подростков с низким уровнем притязаний показатели по уровню ориентации во времени низковыражены у 89% испытуемых, показатели поддержки у 82%, ценностных ориентации и гибкости поведения у 80%, спонтанности у 82%, сензитивности у 88%, самоуважения и самопринятия у 79%, представления о природе человека у 90%, синергии у 88%, принятии агрессии у 76%, контактности и познавательных потребностей у 88%, креативности у 85%; у остальных подростов с низким уровнем притязания средний уровень выраженности характеристик самоактуализации.
Таким образом, подростки, которые выбирают слишком легкие и простые цели в целом имеют низкие показатели самоактуализации. Они зависимы, конформны, несамостоятельны, ориентированы и на конкретный промежуток времени, имеют низкую осознанность своих потребностей и чувств, не гибки в реализации своих ценностей в поведении, во взаимодействии с окружающими людьми, у них отсутствует способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, они как правило низко себя ценят, не сознают свои способности и возможности, у них низкая мотивация к познанию и творчеству.
И так, в ходе анализа результатов исследования мы установили, что чем выше уровень притязания, тем выше уровень самоактуализации. Определим статистическую достоверность данного положения. Для этого мы используем метод линейной корреляции К. Пирсона.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8