Изучение взаимосвязи компонентов самоотношения и особенностей межличностной сферы руководителей среднего и нижнего звена управления

Из таблицы видно, что статистически значимые различия существуют по следующим шкалам: «Ожидание положительного отношения других», «Самоинтерес» и «Отношение других».

Так, по шкалам «Ожидание положительного отношения других» и «Отношение других» средние значения группы руководителей среднего звена выше, чем в группе руководителей нижнего звена, т.е. для руководителей среднего звена более значимо положительное мнение о них окружающих, одобрение их взглядов, поступков и т.п. Возможно это связано с тем, что ситуация принятия важных решений, а следовательно и большая ответственность, является для них фрустрирующей и поэтому для поддержания уверенности в себе и высокой самооценки эти руководители нуждаются в одобрении и дополнительных свидетельствах своей правоты. Вместе с тем, одобрение и поддержка окружающих, в частности подчинённых и коллег, может являться одним из факторов дальнейшего карьерного роста, что делает его значимым для руководителя среднего звена.

По шкале «Самоинтерес» среднее значение группы руководителей среднего звена также выше, чем в группе руководителей нижнего звена, т.е. управленцы более близки к своему внутреннему миру, им в большей степени интересно собственное Я. Можно предположить, что у руководителей нижнего звена, поглощенных решением большего количества производственных задач, просто не хватает времени на самопознание, изучение своего Я. С другой стороны, руководители среднего звена, уже имеющие опыт руководящей работы, поняли, что для дальнейшего карьерного роста необходимо не только совершенствование профессиональных навыков, но и саморазвитие, самоактуализация, которая начинается с интереса к себе, к своему Я.


Таблица 4 - Результаты сравнительного анализа по методике «Якорь карьеры» Э. Шейна

Шкалы

M 1

M 2

t

df

p

σ 1

σ 2

Р

1

Профессиональная компетентность

6,23

5,74

1,03

58

0,3069

1,90

1,78

0,72

2

Менеджмент

6,51

5,09

2,38

58

0,0203

2,48

2,12

0,41

3

Автономия

6,40

7,10

-1,35

58

0,1816

2,03

1,98

0,91

4

Стабильность места работы

8,92

9,41

-1,63

58

0,1077

1,23

1,07

0,46

5

Стабильность места жительства

5,40

5,75

-0,45

58

0,6503

2,64

3,28

0,25

6

Служение

8,26

7,33

2,01

58

0,0496

1,50

2,06

0,09

7

Вызов

6,56

6,13

0,87

58

0,3872

1,81

2,03

0,55

8

Интеграция стилей жизни

8,33

7,73

1,82

58

0,0731

1,15

1,38

0,33

9

Предпринимательство

3,99

3,55

0,89

58

0,3788

2,06

1,77

0,43


Как видно из таблицы, существенные различия выявлены по шкалам «Менеджмент» и «Служение». Так по шкале «Менеджмент» среднее значение группы руководителей среднего звена выше, чем в группе руководителей нижнего звена. Это говорит о том, что для руководителей среднего звена в своей профессиональной деятельности важно интегрировать усилия сотрудников, нести ответственность за результат, соединять различные функции организации, т.е. управлять различными сторонами деятельности предприятия. Данное различие связано с тем, что успешное выполнение таких функций требует хорошо развитых аналитических навыков, навыков межличностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности, глубоких знаний и т.д., которые приобретаются и совершенствуются с возрастом и опытом работы.

В то же время у управленцев имеется больше возможностей для реализации этой ориентации, вследствие того, что они в большей мере могут участвовать в деятельности всей организации. А руководители нижнего звена, как правило, связаны только с одной из сфер производства и, следовательно, не имеют таких широких возможностей для разностороннего управления.

По шкале «Служение» средние значения группы руководителей среднего звена выше, чем в группе руководителей нижнего звена, что характеризует управленцев как ориентированных на работу с людьми, служение человечеству, желающих улучшить мир. С одной стороны, это может объясняться тем, что, занимая более высокие посты, они имеют больше возможностей для реализации таких идей. С другой стороны, демонстрация альтруистических ценностей может являться тактически – продуманным имиджевым решением, т.к. руководители среднего звена являются более публичными и известными лицами.

Руководители же нижнего звена в большей степени вовлечены в детали и непосредственное участие в производственном процессе, а значит, испытывают дефицит времени и возможностей. Поэтому отсутствие выраженных альтруистических стремлений может объясняться, скорее всего, нехваткой сил и свободного времени.


Таблица 5 - Результаты сравнительного анализа по методике «Стиль межличностного отношения» Т. Лири

Шкалы

M 1

M 2

t

df

p

σ 1

σ 2

Р

1

Авторитарный

7,73

8,70

-1,18

58

0,2437

2,50

3,73

0,04

2

Эгоистичный

4,70

6,67

-3,59

58

0,0006

1,84

2,37

0,18

3

Агрессивный

6,00

7,90

-3,09

58

0,0030

1,74

2,88

0,01

4

Подозрительный

5,00

6,57

-2,16

58

0,0348

2,26

3,27

0,05

5

Подчиняющийся

7,53

6,40

1,49

58

0,1429

2,86

3,05

0,74

6

Зависимый

6,40

6,63

-0,39

58

0,7010

2,70

1,92

0,07

7

Сотрудничающий

7,90

9,17

-1,80

58

0,0777

2,38

3,04

0,20

8

Альтруистичный

8,07

10,27

-2,51

58

0,0148

3,46

3,32

0,82

Из таблицы видно, что существенные различия обнаружены по следующим шкалам методики: «Эгоистический стиль межличностных отношений», «Агрессивный стиль межличностных отношений», «Подозрительный стиль межличностных отношений» и «Альтруистический стиль межличностных отношений».

Итак, по шкале «Эгоистический стиль межличностных отношений» среднее значение группы руководителей среднего звена ниже, чем в группе руководителей нижнего звена, т.е. последним в большей степени присущи доминантность, эгоцентричность, обособленность, самодовольство, низкая подчиняемость и конформность. Предположительно, это обусловлено изменением статуса рядового сотрудника на статус руководителя, которое в свою очередь отразилось на самооценке испытуемых и следовательно, на поведении.

По шкале «Агрессивный стиль межличностных отношений» средние значения группы руководителей нижнего звена выше, чем в группе руководителей среднего звена. Таким образом управленцы нижнего звена более ригидные, прямолинейны и непосредственны, обидчивы, враждебны по отношению к окружающим. Это может объясняться тем, что они ежедневно должны вникать во все детали процесса, разрешать мелкие производственные проблемы, отвечать за сырьё, оборудование и т.п. Такая ежедневная напряженность приводит к накоплению раздражительности, которая, в свою очередь, и выливается в агрессию. А руководители среднего звена, являясь буфером между низовым и высшими звеньями управления, для успешного выполнения своих функций должны быть лабильными, адаптивными и уметь сдерживать свои эмоции, в том числе и отрицательные.

По шкале «Подозрительный стиль межличностных отношений» средние значения у группы руководителей среднего звена ниже, чем у группы руководителей нижнего звена. Таким образом, для руководителей нижнего звена более характерны замкнутость, неудовлетворённость своей позицией, неконформность, убеждённость в недоброжелательности окружающих, высокая конфликтность. Возможно, наличие таких характеристик связано с неудовлетворённостью потребности в дальнейшем продвижении по службе.

По шкале «Альтруистический стиль межличностных отношений» средние значения в группе руководителей нижнего звена выше, чем в группе руководителей среднего звена. Это говорит о том, что руководителям нижнего звена в большей степени присущи гибкость в контактах, коммуникабельность, доброжелательность, альтруизм, стремление соответствовать социальным нормам. Этот факт связан с тем, что они, в отличии от руководителей среднего звена, непосредственно взаимодействуют с подчинёнными, общаются с ними, осведомлены об их личной жизни.

Данные сравнительного анализа по методике «Стиль межличностных отношений» Т. Лири являются несколько противоречивыми и требуют дальнейшего уточнения.


Таблица 6 - Результаты сравнительного анализа по методике «Деловые ситуации» Н.Г. Хитровой в исследуемых группах

Шкалы

Эмпирическое χ²

Критическое χ²

Уровень достоверности

Степень свободы (ν)

1

Е’

44,44

42,56

≤ 0,05

29

2

I’

23,82

42,56

≥ 0,05

29

3

М’

63,62

49,59

≤ 0,01

29

4

Е

46,46

42,56

≤ 0,05

29

5

Е

83,45

49,59

≤ 0,01

29

6

I

30,11

42,56

≥ 0,05

29

7

I

33,59

42,56

≥ 0,05

29

8

M

34,48

42,56

≥ 0,05

29

9

e

37,11

42,56

≥ 0,05

29

10

i

27,74

42,56

≥ 0,05

29

11

m

39,82

42,56

≥ 0,05

29

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты