Изучение учебной мотивации у студентов-психологов

∑расч=16(16+1)=136


Анализ полученных результатов показал, что наиболее значимыми мотивами обучения для студентов-психологов группы УП-3 СГГУ являются следующие мотивы:

·                   Мотив № 1- Стать высококвалифицированным специалистом.

·                   Мотив № 2- Получить диплом.

·                   Мотив № 4- Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».

·                   Мотив № 6-Приобрести глубокие и прочные знания.

·                   Мотив № 10- Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

Наименее значимыми мотивами обучения для данной выборочной совокупности явились:

·                   Мотив № 7- Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

·                   Мотив № 8- Не запускать предметы учебного цикла.

·                   Мотив № 11- Выполнять педагогические требования.

·                   Мотив № 13- Быть примером сокурсникам.

·                   Мотив № 15- Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

Рисунок 2.1 Уровень значимости мотивов

Результаты методики изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной представлены в виде таблицы №2.


Таблица № 2

Количественная выраженность мотивов обучения в вузе

Ф.И.О. исп.

Шкалы

Приобретение знаний

Овладение профессией

Получение диплома

1

Г.В.В.

4,2

6

8,5

2

П.Е.А.

2,4

4

7,5

3

З.А.В.

6

4

8,5

4

Елена Е.

6

1

8,5

5

К.В.Е.

6

3

7,5

6

Н.В.

3,6

4

7,4

7

Б.Н.В.

3,6

3

8,5

8

Ж.А.К.

11,4

6

8,5

9

Ю.Н.

4,2

0

7,5

10

С.Л.С.

3,6

5

6

11

Т.А.В.

1,2

4

7,5

12

Ф.С.

2,4

1

9

13

Т.Т.С.

7,2

7

2,5

14

А.В.Т.

6

6

6

15

К.В.В.

6

3

7,5



∑=73,8


∑=57


∑=110,9



Для обработки результатов использовался Z-критерий знаков для связанных выборок. Сравнивались шкалы приобретение знаний и получение диплома (табл. № 3), овладение профессией и получение диплома (табл. № 4) с целью выявить ведущие мотивы учебной деятельности студнетов-психологов и их специфику.


Таблица № 3

Сравнение шкал «Приобретение знаний» и «Получение диплома.

N=15

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Приобретение

знаний

4,2

2,4

6

6

6

3,6

3,6

11,4

4,2

3,6

1,2

2,4

7,2

6

6

Получение

диплома

8,5

7,5

8,5

8,5

7,5

7,4

8,5

8,5

7,5

6

7,5

9

2,5

6

7,5

Знак

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

0

+


«0» - 1 => n’=14

«+» - 12

«-» - 2 => Zэмп.= 2


По таблице «Граничные значения для критерия знаков Z» ищем значение для n’=14. Строим ось значимости.


                             Н1 (5%)


 Н1 (1%)                                                 Н0

        

                 Z 0,01 Z 0,05


По таблице Zэмп.=Z0,01, соответственно, принимается гипотеза Н1 (1%), что свидетельствует о наличии достоверных статистически значимых различий в мотивах учебной деятельности студентов.

Таким образом, мотив получения диплома преобладает над мотивом приобретения знаний у студентов-психологов группы УП-3.


Таблица № 4

Сравнение шкал «Овладение профессией» и «Получение диплома»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Овладение профессией

6

4

4

1

3

4

3

6

0

5

4

1

7

6

3

Получение

диплома

8,5

7,5

8,5

8,5

7,5

7,4

8,5

8,5

7,5

6

7,5

9

2,5

6

7,5

Знак

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

0

+


«0» - 1 => n’=14

«+» - 13

«-» - 1 => Zэмп.= 1


По таблице «Граничные значения для критерия знаков Z» ищем значение для n’=14. Строим ось значимости.


                             Н1 (5%)


 Н1 (1%)                                                 Н0

 


                  Z 0,01 Z 0,05


По таблице Zэмп.<Z0,01, соответственно, принимается гипотеза Н1 (1%), что свидетельствует о наличии достоверных статистически значимых различий в мотивах учебной деятельности студентов.

Таким образом, мотив получения диплома преобладает над мотивом овладения профессией у студентов-психологов группы УП-3.

Подсчитывалась так же средняя выраженность мотивов по каждой из шкал:

·                   Приобретение знаний ∑= 4,92

15

·                   Овладение профессией ∑= 3,8

15


·                   Получение диплома ∑= 7,4

15


Средняя выраженность мотивов представлена в диаграмме (рис. 2.2).

Рисунок 2.2 Средняя выраженность мотивов


Таким образом, средняя выраженность мотива получения диплома в группе УП-3 составляет 46%, в то время, как мотив приобретение знаний охватывает 30%, а мотив овладение профессией всего 24%.

Выводы по второй главе

В результате проведенного нами исследования были выявлены доминирующие мотивы учебной деятельности студентов. К ним относятся:

·                   Желание стать высококвалифицированным специалистом

·                   Получение диплома

·                   Успешное обучение на «хорошо» и «отлично».

·                   Приобретение глубоких и прочных знаний.

·                   Обеспечение успешности будущей профессиональной деятельности.

Так же в результате исследования была выявлена специфика учебной мотивации студентов-психологов группы УП-3. Так, согласно исследованию, мотив получения диплома преобладает надо мотивами приобретения знаний и овладения профессией.

Проводя периодический замер мотивации (1-2 раза в год), можно зарегистрировать динамику развития мотивации, как у отдельного студента, так и у коллектива. Такое шкалирование позволяет регистрировать не только уровень мотивации, но и внутриуровневую динамику развития.

На этой основе можно предложить:

·                   процесс профессионального обучения студентов университета должен подкрепляться интенсивной, околопрофессиональной деятельностью на всех этапах обучения (исследовательские группы, профессиональные общества и т.д.);

·                   студентам с низким уровнем мотивации учения должно уделяться повышенное внимание со стороны академического руководства с целью создания условий повышения мотивации;


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, целью нашего исследования было исследование учебной мотивации у студентов-психологов. Предметом исследования являлся мотивационный комплекс личности, под которым личности мы понимали соотношение внутренней, внешней положительной и внешней отрицательной мотивации в структуре учебной деятельности студентов.

В ходе денного исследования перед нами стоял ряд задач: анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования; выявление специфики учебной мотивации у студентов; экспериментальное изучение особенностей учебной мотивационной сферы студентов-психологов.

Данные задачи реализовывались в несколько этапов, первым из которых был анализ научной литературы по теме исследования. Следует обратить внимание на то, что мотивация учебной деятельности – это соотнесение целей, стоящих перед студентом, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности личности. В обучении мотивация выражается в принятии студентом целей и задач обучения как личностно значимых и необходимых. Учебная деятельность всегда полимотивирована. Мотивы учебной деятельности не существуют в изолированном виде. Чаще всего они выступают в сложном взаимопереплетении и взаимосвязи. Одни из них имеют основное значение в стимулировании учебной деятельности, другие - дополнительное.

Следующим этапом был подбор диагностического инструментария и проведение констатирующего эксперимента. В качестве экспериментальных методов использовались следующие диагностические средства: Методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А. А. Реана, В. А. Якунина), методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной. Обе методики направлены на определение ведущих мотивов обучения студентов в вузе, выявление специфики мотивационной сферы студентов.

Третьим этапом был сбор информации (тестирование), с использованием выбранных нами методик, в котором принимали участие 15 студентов Севастопольского гуманитарного университета специальности «Педагогика и методика образования. Украинский язык и литература. Практическая психология» группы УП-3.

В ходе исследования нами было выявлено, что ведущими мотивами учебной деятельности студентов являются стать высококвалифицированным специалистом, получить диплом, успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично», приобрести глубокие и прочные знания, обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. Наименее значимыми мотивами, согласно исследованию, явились следующие: быть постоянно готовым к очередным занятиям, не запускать предметы учебного цикла, выполнять педагогические требования, быть примером сокурсникам, избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

Так же в результате исследования была выявлена специфика учебной мотивации студентов-психологов группы УП-3. Так, мотив получения диплома преобладает надо мотивами приобретения знаний и овладения профессией.

На основе результатов анализа, можно констатировать, что изучение учебной мотивации необходимо для выявления реального уровня и возможных перспектив, а также зоны ее ближайшего влияния на развитие каждого студента. В связи с этим результаты проведенного исследования учебной мотивации, показали новые процессы взаимосвязи общественного устройства и формирования у студентов новых целей и потребностей.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.                       Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психологические проблемы высшей школы. – Л., 1974. - Выпуск 2. – электронный ресурс сайта #"#">http://www.koob.ru/age_psychology/

28.                   Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. [Уч. пособие для пед. ин-тов]. – М., 1976. – 175 с. – электронный ресурс сайта http://www.koob.ru/age_psychology/

29.                    Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. - Л., 1991.

30.                    Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977. – 304 с. – электронный ресурс сайта http://www.koob.ru/age_psychology/

31.                    Леонтьев А.Н. Лекция как общение. - М., 1974. - С.22. – электронный ресурс сайта http://www.koob.ru/age_psychology/

32.                    Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1989. - С.225.

33.                    Леонтьев А.Н. Психология общения. - Тартую, 1974. - С.178. – электронный ресурс сайта http://www.koob.ru/age_psychology/

34.             Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.

35.              Маркова А.К. Формирование интереса к учению у учащихся.-С.17. – электронный ресурс сайта http://www.koob.ru/age_psychology/

36.                    Маслоу А. Мотивация и личность. - М., 1954. – электронный ресурс сайта http://www.koob.ru/age_psychology/

37.              Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 432 с.

38.              Нестерова Н.Б. «Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности» - М., 1989

39.              Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа: Автореф. …д-ра психол. н. - М.,1984.– электронный ресурс сайта http://www.koob.ru/age_psychology/

40.              Платонов К. К. Структуры и развитие личности/ Отв. ред. Глаточкин А. Д., АН СССР, Ин-т психологии. - М., 1986. – 254 с. – электронный ресурс сайта http://www.koob.ru/age_psychology/

41.              «Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах» Под ред. Н. В. Кузьминой. - Л., 1970. – электронный ресурс сайта http://www.koob.ru/age_psychology/

42.              Рамуль К.А. О психологии ученого и в частности о психологии ученого-психолога // Вопр. психол. - 1965. - № 6. - С. 126-135. – электронный ресурс сайта http://www.koob.ru/age_psychology/

43.              Рубинштейн С.П. Основы общий психологии. - СПб Питер., 1999.

44.              Рудик П. А. Мотивы поведения деятельности. - М., 1988. – 136 с.

45.              Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л., 1990.-256 с.

46.              Серый А. В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. дис. канд. псих. наук. – Иркутск, 1996. – 25 с.

47.             Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д., 2000.

48.              Якунин В.А. Педагогическая психология. – М., 1998

49.              Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. - М., 1996. С.14.

50.              Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. – М., 1986. – 392 с.

51.              Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – М., 1989. – 95 с.

52.              Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998.

53.             Шорохова Е.В., Бобнева М.И. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1996.

54.              Юпитов А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в ВУЗе. // Вопр. психол. - 1995. - № 4. - С. 50-56.

55.              Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М., 1992.

56.              Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М.-С.-Пет., 1994.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты