Изучение теории личности и межличностных отношений

Теория личности З.Фрейда и концепция неофрейдистов неоднократно подверглись критике и в нашей и в зарубежной литературе.  Эта критика касалась крайней биологизации человека, отождествления мотивов его социального поведения с биологическими потребностями животных и принижения роли сознания в управлении его действиями.



ГЛАВА 2.  АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К.Г.ЮНГА


2.1.  Архетип коллективного бессознательного.


Как известно, глубинная психология есть общее название для обозначения психологических явлений, выдвигающих среди прочего идею о независимости психики от сознания и стремления обосновать фактическое существование этой независимой от сознания психики и выявить ее содержание.  Условно глубинную психологию разделяют на классическую и современную.

Классическая глубинная психология представлена уже выше описанной концепцией Зигмунда Фрейда, а так же концепцией Карла Юнга - соответственно психоанализом, индивидуальной психологией и аналитической психологией.


Аналитическая психология - одна из школ глубинной психологии, базирующаяся на понятиях и открытиях человеческой психики, сделанных швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом.

Исследовательская карьера Юнга началась в клинике для душевнобольных в Буфгхельцле, неподалеку от Цюриха, в то время Юнг находился под сильным влиянием Пьера Жане и Зигмунда Фрейда.  Изучение в тот период шизофрении как раз привело Юнга к созданию иного, чем у Фрейда, более широкого взгляда на природу психической энергии.  Фрейд полагал, что шизофрения на ряду с другими психическими расстройствами развивалась из-за подавления сексуальности и перемещения эротического интереса с объектов внешнего мира во внутренний мир больного.


Юнг же считал, что контакт с внешним миром поддерживаемая и иными способами, помимо сексуального, а потерю контакта с реальностью, характерную для шизофрении, нельзя связывать лишь с сексуальным перемещением.  Так что принципиальной линией размежевания З.Фрейда и К.Юнга является толкование “либидо”, или психической энергии.

Теория либидо Юнга тесно связанна с такими понятиями, как прогрессия и регрессия, а так же законом противоположностей (Прогрессия - движение вперед, регрессия - возвращение в прежнее состояние, к более ранней стадии развития).


Юнг определяет прогрессию как ежедневный успех процесса психологической адаптации.  Соответственно адаптация осуществляется в два этапа:

1)Получение установки;

2)Завершение адаптации средствами установки.

В процессе регрессии несовместимые и отвергнутые пережитки повседневной жизни, всякого рода предосудительные животные проявления выходят на поверхность.  Регрессия - вовсе не обязательный ретроградный шаг в жизни субъекта, а скорее необходимая фаза его дальнейшего развития.


Юнг предложил достаточно обширную и впечатляющую систему взглядов на природу человеческой психики.  Его труды включают глубоко разработанную теорию структуры и динамики психическо-сознательного и бессознательного, обстоятельную теорию психических типов и, что еще важнее, детальное описание универсальных и психических образов, берущих свое начало в глубинных пластах бессознательной психики.  Юнг называл эти изначальные образы архетипами коллективного бессознательного.

Понятие архетипов коллективного бессознательного придает аналитической психологии дополнительное измерение по сравнению с другими школами психологии и психотерапии, связывая ее учение со всей историей эволюции человеческой психики во всех ее культурных проявлениях.  Аналитическую психологию следует отличать от физиологической экспериментальной психологии, стремящихся свести целостные психические явления к их составным элементам, равно как и от поведенческой психологии, интерес которой сосредоточен на поведении субъекта как совокупности реакций организма на стимулы внешней Среды.  Задача аналитической психологии - раскрыть психический мир человека как естественное целое явление, не ограничивается лишь терапией неврозов или изучением его интеллекта или патологических особенностей.  Вместе с тем, как неоднократно подчеркивал сам Юнг, аналитическая психология есть практическая дисциплина в том смысле, что наряду с познанием целостной природы психики она оказывается и техникой психического развития, применимой к обычным людям, является вспомогательным средством в области медицинской и педагогической, религиозной и культурной деятельности.


Юнг разработал свою психотерапевтическую теорию, метод и технику.  Центральным понятием его психотерапии является “индивидуация”.  Оно используется Юнгом в несколько ином значении, нежели в средневековой теологии.  Речь идет о движении от фрагментарности к целостности души, о переходе от “Я“, центра сознания, к “Самости” как центру всей психической системы.  Такое движение начинается, как правило, во второй половине жизни.



2.2.  Психологические типы личности.



Юнг считал исследование психики наукой будущего.  Для него актуальная проблема человечества заключалась не столько в угрозе перенаселения или атомной катастрофе, сколько в опасности психической эпидемии.  Таким образом, в судьбе человечества решающим фактором оказывается сам человек, его психика.  Для Юнга этот “решающий фактор” сфокусирован в бессознательной психике, являющейся реальной угрозой; “мир висит на тонкой нити и эта нить - психика человека”.

Идея психической энергии, саморегуляции, компенсации тесно связана в аналитической психологии с классификацией “психологических типов”.  Различаются несколько таких типов.  Они относятся к врожденной разнице в темпераменте, интегральном сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом.  Прежде всего следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.


Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром.  Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание объекту - другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству.  Экстраверт ощущает себя наилучшим образом - что называется “в своей тарелке”, - когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми.  И делается беспокойным и даже больным, оказываясь в одиночестве, монотонной однообразной среде.  Поддерживая слабую связь с субъективным внутренним миром, экстраверт будет остерегаться встречи с ним, будет стремиться недооценить, умалить и даже опорочить любые субъективные запросы как эгоистические.


Интроверт же характеризуется тенденцией своего либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства.  Такой тип уделяет значительный интерес и внимание субъекту, а именно его внутренним реакциям и образам.  Наиболее успешно интроверт взаимодействует сам с собой и в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам.  Интроверт свою собственную компанию, свой “тесный мирок” и немедленно замыкается в больших группах.


Как экстраверт, так и интроверт обнаруживают те или иные свои недостатки в зависимости от выраженности типа, но каждый невольно стремится недооценить другого.  Экстраверту интроверт кажется самоцентричным, так сказать, “зацикленным на себе”.  Интроверту экстраверт кажется мелким пустым приспособленцем или лицемером.

Любой реальный человек несет в себе обе тенденции, но обычно одна развита несколько больше, нежели другая.  Как противоположная пара они следуют закону противоположностей.  То есть чрезмерное проявление одной установки неизбежно ведет к возникновению другой, ей противоположной.  Но противоположная в силу ее недифферинцированности, более слабого проявления, будет осуществляться в неадоптированной - грубой, не зрелой, негативной форме.  Так например, выраженный экстраверт может стать жертвой подчиненной сосредоточенности на самом себе, проявляющейся в негативной форме, в виде депрессий.  Крайний интроверт иногда переживает эпизоды вынужденной экстравертности, то есть сосредоточенности на других.  Но эта сосредоточенность будет выглядеть грубой, неэффективной и неприспособленной к внешней реальности.


Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из многих особенностей человеческого поведения.  В дополнение к ним Юнг выделял четыре функциональных типа, четыре основные психологические функции: мышление, чувство, ощущение, интуиция.

Мышление есть рациональная способность структуировать и синтезировать дискретные данные путем концептуального обобщения.  В своей простейшей форме мышление говорит субъекту, что есть присутствующая вещь.  Оно дает имя вещи и вводит понятие.

Чувство - функция, определяющая ценность вещей, измеряющая и определяющая человеческие взаимоотношения.  Мышление и чувство - функции рациональные, поскольку мышление оценивает вещи под углом зрения “истина - ложь”, а чувство - “приемлемо - неприемлемо”.  Эти функции образуют пару противоположностей, и если человек более совершенен в мышлении, то ему явно не достает чувственности.  Каждый член пары стремится замаскировать другого и затормозить.  Скажем, вы желаете размышлять бесстрастным образом - научно или философски - что ж, необходимо отбросить все чувства.  Объект, рассмотренный с чувственной позиции, будет отличаться в целостном отношении от рассмотрения под углом зрения мыслительной установки.  Вечная тема борьбы между чувством и разумом в истории человеческой культуры - очевидное тому подтверждение.


Ощущение - функция, которая говорит человеку, что нечто есть, она не говорит, что это, но лишь свидетельствует, что это нечто присутствует.  В ощущении предметы воспринимаются так, как они существуют сами по себе в действительности.

Интуиция определяется как восприятие через бессознательное, то есть понижение картин и сюжетов действительности, происхождение, которых неясно, смутно, плохо объяснимо.  Функции ощущения и интуиции являются иррациональными - внешним и внутренним восприятием, независимым от каких либо оценок.


В свою очередь, рациональные и иррациональные функции действуют взаимоисключающим образом.  Все четыре функции представленны двумя парами противоположностей: мышление - чувство, ощущение - интуиция.

Хотя каждый индивид потенциально располагает всеми четырьмя функциями, на поверку одна из них обычно оказывается наиболее развитой, нежели остальные.  Ее называют ведущей.  Функция же, которая развита меньше остальных, как правило, пребывает в бессознательном состоянии и оказывается подчиненной.


Зачастую еще одна функция может быть достаточно развита, приближаясь по степени активности к ведущей функции.  Очевидно, что она представлена другой  парой противоположностей.  Эта функция вспомогательная.  В соответствии с ведущей функцией мы будем иметь четыре функциональных типа: мыслительный, чувственный, сенсорный, интуитивный.

Мыслительный тип в большей степени соответствует мужчинам.  Ментальная жизнь данного типа сводится к созданию интеллектуальных формул и последующей подгонке наличного жизненного опыта под эти формулы.  В той степени, в какой этот тип идентифицирует себя с мыслительными процессами и не осознаёт в себе наличия других функций, а попросту подавляет их, его мышление носит автократический характер, интеллектуальные же формулы оказываются своего рода прокрустовым ложем, постоянно сковывающим целостное проявление жизни.  В данном случае чувство оказывается функцией подчиненной, следовательно, чувственные оценки субъекта неизбежно пребывают в пренебрежительном запустении.  Человеческие взаимоотношения сохраняются и поддерживаются лишь до тех пор, пока они служат и следуют управляющим интеллектуальным формулам, во всех иных случаях они легко приносятся в жертву.


Чувственный тип соответственно больше распространен у женщин.  Утверждение и развитие межличностных взаимодействий и отношений партнерства являются здесь главной целью.  Чувствительность и отзывчивость к нуждам других являются показательной чертой, основным качеством данного типа.  Самое большое удовлетворение здесь встречает переживание эмоционального контакта с другими людьми.  В своем крайнем проявлении этот функциональный тип может вызывать неприязнь своим чрезмерным интересом, нездоровым любопытством по поводу личных дел других.  О таких людях часто говорят: “Вечно он суется не в свои дела.”


Поскольку в данном случае мышление оказывается функцией подчиненной, то и способность к абстрактному безличному суждению у таких людей подвергается известному сомнению.  Мышление как таковое принимается лишь в той степени (или до той поры), в какой (или пока) оно обслуживает интересы чувственных взаимоотношений.  Носами взаимоотношения, как правило, очень неустойчивы, противоречивы, оценки постоянно колеблются, занимают крайние позиции.  Мышление же служит стабилизирующим фактором.


Сенсорный (ощущающий) - типе характеризуется приспособленностью к обычной сиюминутной реальности, к “здесь и сейчас”.  Он охотно довольствуется жизнью в ее простейших незамысловатых проявлениях, бесхитростных формах, без каких-либо тонкостей, сложного размышления или туманного воображения.  Ощущающий тип выглядит устойчивым и земным, реальным и настоящим в смысле готовности “жить” в данную минуту, но одновременно он выглядит довольно глупым.  Глубинное зрение и воображение, способное приглушать это заземленное состояние, - продукты интуиции, выступающей в нашем случае как функция подчиненная.  Ощущающий тип фактически подавляет все интуитивные проявления как нереалистические фантазии и таким образом избавляется от обременительных дрожжей внутренней неуклюжести, инертности.


Интуитивный тип мотивируется главным образом постоянным потоком новых ведений и предчувствий, проистекающих от его внутреннего  активного  восприятия.  Все новое и возможное, непонятное и другое, отличное являются приманкой для данного типа.  Интуиция есть некое свидетельство о прошлом и будущем вещей.  данная функция позволяет видеть круглые углы: живя в четырех стенах и выполняя рутинную работу, к интуиции прибегают редко, но она очень нужна, скажем, при охоте в тайге на медведя.  Интуитивный тип чаще ухватывает слабые связи между вещами, которые для других кажутся несвязанными и чуждыми.  Его разум работает скачкообразно и быстро, трудно проследить его действие.  Если попросить его действовать более медленно, он может раздражаться и посчитать своих собеседников тугодумами и тупицами.  Ощущение как психическое свойство у него подчинено и подавленно.  В реальной жизни зачастую такой человек остается непонятым окружающими, и его прозрения, если в результате они оказываются конструктивными, должны терпеливо разрабатываться другими людьми.


Обычно развитие вспомогательной функции смягчает и модифицирует остроту проявления описанных выше характеристик.  Но и это еще не все, поскольку согласно установленному типу каждая из функций может быть ориентирована либо интровертно, либо экстравертно.  В результате мы имеем восемь возможных типов, впечатляюще описанных в шестом томе собрания сочинений К.Г.Юнга “Психологические типы”.

В идеале индивид должен полноценно владеть всеми четырьмя функциями (в расширенном виде восемью) с тем, чтобы давать соответствующий адекватный ответ на любые жизненные запросы.  К сожалению в действительности что недостижимо, хотя и остается желанной целью, идеалом, определяя таким образом одну из главных задач аналитической психотерапии: привести к сознанию данное положение вещей и помочь в развитии подчиненных, угнетаемых, неразвитых функций с тем чтобы достичь психической целостности.





ГЛАВА 3.  ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ Э.БЕРНА.



3.1.  Структурный анализ.



Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью, обнаруживают, что время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, разговорный словарь и т.п.) заметно меняются.  Поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциями.  У каждого человека некий набор поведенческих схем соотношения с определенным состоянием его сознания.  А с другим психическим состоянием, часто несовместимым с первым бывает связан уже другой набор схем.  Эти различия и изменения приводят нас к мысли о существовании состояний “Я”.


На языке психологии состояния “Я” можно описать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем.  По-видимому, каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром своего “Я”, которого суть не роли, а психологическая реальность.  Репертуар этих состояний разбит на следующие категории:

1) состояния “Я”, сходные с образами родителей;

2) состояния “Я”, автономно направленные на объективную оценку реальности;

3) состояния “Я”, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаистические пережитки.


При использовании трансакционного анализа люди достигают как эмоционального, так и  интеллектуального инсайта, но этот метод скорее сосредоточен на последнем.  Этот процесс понимания, оптимистичен, при котором человек обычно заключает: ”Да, именно так это и происходит!”  Согласно доктору Берну, его теория возникла, когда он наблюдая изменения в поведении, центром его внимания стали стимулы, такие, как: слова, жест, звук.  Эти изменения включали выражение лица, интонация голоса, структура речи, телодвижения, мимика, поза и манеру держать себя.  Это происходило так, словно внутри личности было несколько различных людей.  Временами та или другая из этих внутренних личностей, повидимому, управляла всей личностью пациента.  Он заметил, что эти различные внутренние “Я“ по-разному взаимодействуют с другими людьми и что эти взаимодействия (трансакции) могут быть проанализированы.  Доктор Берн понял, что некоторые трансакции имеют скрытые мотивы, и личность использует их как способ манипулирования другими в психологических играх и при вымогательствах.


Он также обнаружил, что люди ведут себя предопределенным образом, поступая так, как будто они читают театральный сценарий.  Эти наблюдения привели Берна к развитию его замечательной теории, названной трансакционным анализом, сокращенно ТА.

Трансакция - единица общения.  Люди, находясь в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или иным путем покажут свою осведомленность о присутствии друг друга.  Это называется трансакционным стимулом.  Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает.  Это называется трансакционной реакцией.


Как правило, трансакции следуют друг за другом в определенной последовательности.  Эта последовательность не является случайной, а планируется обществом, реальной ситуацией или личностными особенностями.

Простейшими формами общественной деятельности являются процедуры и ритуалы.  Процедура - это серия простых дополнительных взрослых трансакций, направленных на взаимодействие с деятельностью.  В рамках этого анализа, ритуалом называется стереотипная серия простых дополнительных трансакций, заданными внешними социальными факторами.  Неформальный ритуал (например, прощание) в разных местностях может отличаться рядом деталей, однако в основе своей он не изменен.  Формальные ритуалы (например, католическая литургия) характеризуется гораздо меньшей свободой.


В некоторых случаях очень трудно провести границу между процедурой и ритуалом.

Существенной особенностью и процедур, и ритуалов считается, что они стереотипны.

Процедура и ритуал различаются в зависимости от того, что предопределяет их ход: процедуры планируются Взрослыми, а ритуалы следуют схемам заданным Родителем.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты