При работе по коррекции тревожности важен принцип комплексного подхода. Коррекционно-развивающая работа будет эффективной лишь при совместной работе психолога, педагога и родителей.
Положительные результаты проведенной коррекционно-развивающей работы показали эффективность целенаправленного психологического воздействия на личность младшего школьника. Именно в этом возрасте возможна коррекция отклонений в личностном росте, т.к. тревожность является одним из тормозов успешности гармоничного развития личности младшего школьника, поэтому так важна работа психолога именно в этом направлении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. //Психологический журнал, 2002,№2, с.34-38.
2. Бассет Л. Только без паники! - СПб., 1997.
3. Безруких М.М., Ефимов СП. Ребенок идет в школу. Знаете ли вы своего ученика? - М., 2004.
4. Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции. Авт. канд. дис. - Томск, 1999.
5. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб., 2000.
6. Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте., Тбилиси, 2003.
7. Кисловская В.Р. Школьники в среде сверстников и взрослых. - Алма-Ата, 2004.
8. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль, 2005.
9. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М., 2004.
10. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М, 1998.
11. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1997.
12. Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. Практическая психология для воспитателя (Выпуск 2). - Киев, 1992.
13. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. - М., 2003.
14. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.-СПб., 2001.
15. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. - М., 2000.
16. Неймарк М.З. Аффекты у детей и пути их преодоления., 1999, №5.
17. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Книга 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М., 2000.
18. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ, Сфера, 2001.
19. Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. - М., 2001.
20. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.- М.,2003.
21.Практикум по социально-психологическому тренингу. /Под ред. Б.Д. Парыгина, СПб., 2004.
22. Прихожан A.M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. - М.,2001.
23. Психогимнастика в тренинге. / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб., 2002.
24.Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.-М., 2001.
25. Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. - М., 1999.
26. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология.-СПб., 1999.
27. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996.
28. Роджерс К.К. Наука о личности./История зарубежной психологии. М.,2001.
29. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2000.
30. Руководство по детской неврологии./Под ред.В.И. Гузеевой, СПб., 2002.
31. Сидоренко Л.В.Методы математической статистики в психологии.-СПб.,2002.
32.Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М.,2003.
33.Словарь-справочник по психодиагностике. / Л. Бурлачук, С.Морозов.- СПб.,2003.
34.Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. - М., 1974.
35.Теплов Б.М. Избр. тр.: В 2 т.М.,2004.
36.Фрейд 3. Психология бессознательного. - М., 2002.
37.Фролова Н.В. Влияние рассогласованности когнитивного стиля и технологии обучения на развитие тревожности у дошкольников. Авт. канд. дис. - Бийск, 2004.
38.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 2001.
39.К.Хорни Невротическая личность нашего времени. М.,2000.
40.Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 2005.
41.Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. - М., 2005.
42.Spielberger CD., Gorsuch D.L., Lushene R.E. Manual for the state - Irait Anxiety Inventory. - Palo Alto: Consulting Psychologists Press,2001
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Протокол индивидуальных значений тревожности по тесту «Несуществующее животное»
№ |
Ф.И. |
Показатель наличия тревожности |
№ |
Ф.И. |
Показатель наличия тревожности |
1 |
Асилов Тимур |
- |
24 |
Нургалеева Алсу |
+ |
2 |
Абрамов Дима |
+ |
25 |
Садыков Ансель |
+ |
3 |
Афанасьева Надя |
+ |
26 |
Содорова Света |
+ |
4 |
Ахмеева Гузель |
- |
27 |
Павлов Данил |
+ |
5 |
Багманова Алина |
+ |
28 |
Пошва Ярослав |
+ |
6 |
Басырова Элиза |
+ |
29 |
Хабиров Алмаз |
+ |
7 |
Безенова Таня |
+ |
30 |
Саитгареева Э. |
+ |
8 |
Гараева Аделя |
+ |
31 |
Хайрутдинова А. |
- |
9 |
Гайдуллин Артур |
+ |
32 |
Шавалеев Динар |
+ |
10 |
Галимова Айгуль |
+ |
33 |
Шилова Ксения |
+ |
11 |
Гатиева Диля |
+ |
34 |
Тухватуллина Д. |
+ |
12 |
Геворгян Симбат |
+ |
35 |
Фархутдинова А. |
+ |
13 |
Иванова Катя |
+ |
36 |
Ярыгин Кирилл |
+ |
14 |
Иванов Максим |
+ |
37 |
Сидоров Антон |
+ |
15 |
ИсмагиловаАлия |
+ |
38 |
Гумеров Ильшат |
+ |
16 |
Латыпов Ильшат |
+ |
39 |
Кулагин Радик |
+ |
17 |
Леонтьев Глеб |
+ |
40 |
Рудаков Саша |
+ |
18 |
Маскина Женя |
+ |
41 |
Яковлев Рома |
+ |
19 |
МинязоваГуля |
+ |
42 |
Миронова Света |
+ |
20 |
Морозов Денис |
+ |
43 |
Муртазин Рустам |
+ |
21 |
Мурсалимов М. |
+ |
44 |
Талипов Дамир |
+ |
22 |
Мурсалимов А. |
- |
45 |
Люлин Игорь |
+ |
23 |
Нефедов И. |
- |
46 |
Потапов Саша |
+ |
Тревожные дети - 41 учащихся;
нетревожные дети – 5 учащихся.
Таблица показателей тревожности учащихся младшего школьного возраста по тесту тревожности А. Варга и В.В. Столина
№ |
Ф.И. |
Показатели (в %) |
Выводы |
1 |
Асилов Т. |
21 |
средний |
2 |
Абрамов Д. |
36 |
средний |
3 |
Афанасьева Н. |
36 |
средний |
4 |
Ахмеева Г. |
21 |
средний |
5 |
Багманова А. |
29 |
средний |
6 |
Басырова Э. |
50 |
средний |
7 |
Безенова Т. |
36 |
средний |
8 |
Гараева А. |
50 |
средний |
9 |
Гайдуллин А. |
50 |
средний |
10 |
Галимова А. |
43 |
средний |
11 |
Гатиева Д. |
29 |
средний |
12 |
Геворгян С. |
36 |
средний |
13 |
Иванова К. |
29 |
средний |
14 |
Иванов М. |
43 |
средний |
15 |
Исмагилова А |
50 |
средний |
16 |
Латыпов И. |
50 |
средний |
17 |
Леотьев Г. |
50 |
средний |
18 |
Маскина Ж. |
57 |
высокий |
19 |
Минязова Г. |
71 |
высокий |
20 |
Морозов Д. |
57 |
высокий |
21 |
Мурсалимов М. |
64 |
высокий |
22 |
Мурсалимов А. |
14 |
низкий |
23 |
Нефедов И. |
21 |
низкий |
24 |
Нургалеева А. |
57 |
высокий |
25 |
Садыков А. |
43 |
средний |
26 |
Содорова С. |
57 |
высокий |
27 |
Павлов Д. |
64 |
высокий |
28 |
Пошва Я. |
50 |
средний |
29 |
Хабиров А. |
50 |
средний |
30 |
Саитгареева Э. |
43 |
средний |
31 |
Хайрутдинова А. |
7 |
низкий |
32 |
Шавалеев Д. |
57 |
высокий |
33 |
Шилова К. |
64 |
высокий |
34 |
Тухватуллина Д. |
50 |
высокий |
35 |
Фархутдинова А. |
86 |
высокий |
36 |
Ярыгин К. |
57 |
высокий |
37 |
Сидоров А. |
43 |
средний |
38 |
Гумеров И. |
43 |
средний |
39 |
Кулагин Р. |
50 |
средний |
40 |
Рудаков С. |
64 |
высокий |
41 |
Яковлев Р. |
57 |
высокий |
42 |
Миронова С. |
50 |
средний |
43 |
Муртазин Р. |
64 |
высокий |
44 |
Талипов Д. |
43 |
средний |
45 |
Люлин И. |
64 |
высокий |
46 |
Потапов С. |
57 |
высокий |
Приложение №3
Протокол показателей опросника родительского отношения
№ |
код |
I |
II |
III |
IV |
V |
|||||
баллы |
% |
баллы |
% |
баллы |
% |
баллы |
% |
баллы |
% |
||
1 |
А.Т. |
21 |
98,10 |
6 |
19,22 |
3 |
57,96 |
4 |
69,30 |
4 |
93,04 |
2 |
А.Б. |
23 |
98,73 |
8 |
48,82 |
1 |
19,53 |
0 |
4,41 |
2 |
70,25 |
3 |
А.Н. |
21 |
98,10 |
9 |
80,33 |
1 |
19,53 |
0 |
4,41 |
1 |
45,57 |
4 |
А.Г. |
20 |
97,46 |
8 |
48,82 |
1 |
19,53 |
1 |
53,87 |
3 |
84,81 |
5 |
Б.А. |
20 |
97,46 |
9 |
80,33 |
4 |
74,97 |
3 |
53,87 |
2 |
70,25 |
б |
Б.Э. |
20 |
97,46 |
9 |
80,33 |
5 |
86,63 |
0 |
4,41 |
0 |
14,55 |
7 |
Б.Т. |
20 |
97,46 |
9 |
80,33 |
3 |
57,96 |
3 |
53,87 |
1 |
45,57 |
8 |
Г.А. |
21 |
98,10 |
9 |
80,33 |
2 |
39,06 |
2 |
32,13 |
2 |
70,25 |
9 |
Г.А. |
21 |
28,10 |
9 |
80,33 |
2 |
39,06 |
2 |
32,13 |
2 |
70,25 |
10 |
Г.А. |
20 |
97,46 |
9 |
80,33 |
4 |
74,97 |
3 |
53,87 |
1 |
45,57 |
11 |
Г.Д. |
20 |
97,46 |
9 |
80,33 |
1 |
19,53 |
2 |
32,13 |
2 |
70,25 |
12 |
Г.С. |
22 |
98,73 |
6 |
19,22 |
6 |
92,93 |
4 |
69,30 |
2 |
70,25 |
13 |
И.К. |
22 |
98,73 |
6 |
19,22 |
5 |
86,63 |
3 |
53,87 |
1 |
45,57 |
14 |
И.М. |
23 |
98,73 |
8 |
48,82 |
3 |
57,96 |
2 |
32,13 |
0 |
14,55 |
15 |
И.А. |
23 |
98,73 |
8 |
48,82 |
3 |
57,96 |
2 |
32,13 |
1 |
45,57 |
16 |
Л.И. |
21 |
98,10 |
9 |
80,33 |
1 |
19,53 |
4 |
69,30 |
0 |
14,55 |
17 |
Л.Г. |
20 |
97,46 |
8 |
48,82 |
7 |
96,65 |
1 |
13,86 |
0 |
14,55 |
18 |
М.Ж. |
20 |
97,46 |
7 |
31,19 |
0 |
4,72 |
0 |
4,41 |
0 |
14,55 |
19 |
М.Г. |
20 |
97,46 |
9 |
80,33 |
0 |
4,72 |
4 |
69,30 |
0 |
14,55 |
20 |
М.Д. |
26 |
100 |
7 |
31,19 |
4 |
74,97 |
6 |
95,76 |
2 |
70,25 |
21 |
М.М. |
21 |
98,10 |
9 |
80,33 |
1 |
57,96 |
1 |
13,86 |
1 |
45,57 |
22 |
М.А. |
20 |
97,46 |
9 |
80,33 |
6 |
92,93 |
0 |
4,41 |
0 |
14,55 |
23 |
Н.И. |
20 |
97 |
9 |
80,33 |
0 |
4,72 |
0 |
4,41 |
0 |
14,55 |
24 |
Н.А. |
20 |
97 |
9 |
80,33 |
7 |
96,65 |
2 |
32,15 |
1 |
45,57 |
25 |
С.А. |
21 |
98,10 |
8 |
48,82 |
6 |
92,93 |
3 |
53,88 |
3 |
34,81 |
26 |
С.С. |
20 |
97 |
9 |
80,33 |
7 |
96,65 |
0 |
4,41 |
2 |
70,25 |
27 |
П.Д. |
20 |
97 |
9 |
80,33 |
6 |
92,93 |
2 |
32,13 |
3 |
84,81 |
28 |
П.Я. |
20 |
97 |
8 |
48,82 |
5 |
86,63 |
3 |
32,13 |
2 |
70,25 |
29 |
Х.А. |
26 |
100 |
6 |
19,22 |
2 |
5,67 |
4 |
69,30 |
2 |
70,25 |
30 |
С.Э. |
20 |
97 |
9 |
80,33 |
6 |
92,93 |
2 |
32,13 |
3 |
84,81 |
31 |
Х.А. |
20 |
97 |
9 |
80,33 |
7 |
96,65 |
6 |
95,76 |
7 |
99,37 |
32 |
Ш.Д. |
20 |
97,46 |
9 |
80,33 |
7 |
96,65 |
2 |
32,13 |
0 |
14,55 |
33 |
Ш.К. |
20 |
97 |
9 |
80,33 |
7 |
96,65 |
0 |
4,41 |
0 |
14,55 |
34 |
Т.Д. |
22 |
98,73 |
7 |
31,19 |
7 |
96,65 |
1 |
13,86 |
1 |
45,57 |
35 |
Ф.А. |
20 |
97 |
6 |
19,22 |
3 |
57,96 |
3 |
53,87 |
0 |
14,55 |
36 |
Я.К. |
20 |
97 |
9 |
80,33 |
7 |
96,65 |
1 |
13,86 |
1 |
45,57 |
37 |
С.А. |
20 |
97 |
9 |
80,33 |
7 |
96,65 |
1 |
13,86 |
1 |
45,57 |
38 |
Г.И. |
20 |
97 |
9 |
80,33 |
6 |
92,93 |
0 |
4,41 |
0 |
14,55 |
39 |
К.Р. |
20 |
97 |
8 |
48,82 |
7 |
96,65 |
1 |
13,86 |
2 |
70,25 |
40 |
Р.С. |
20 |
97 |
9 |
80,33 |
7 |
96,65 |
6 |
95,76 |
0 |
14,55 |
41 |
Я.Р. |
20 |
97 |
9 |
80,33 |
2 |
39,06 |
1 |
13,86 |
0 |
14,55 |
42 |
М.С. |
20 |
97 |
9 |
80,33 |
7 |
96,65 |
1 |
13,86 |
1 |
45,57 |
43 |
М.Р. |
20 |
97 |
9 |
80,33 |
7 |
96,65 |
0 |
4,41 |
1 |
14,55 |
44 |
Т.Д. |
21 |
98,10 |
8 |
48,82 |
6 |
92,93 |
3 |
53,87 |
0 |
14,55 |
45 |
Л.И. |
20 |
97 |
9 |
80,33 |
7 |
96,65 |
0 |
4,41 |
7 |
99,37 |
Σ |
890 |
410 |
201 |
82 |
64 |
||||||
х |
20 |
9 |
4 |
2 |
1,4 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8