Измененные состояния сознания в системе религиозного опыта

        Концепция сна как особого активного состояния  сознания (БДГ-сон),  исследование шизофрении и маниакально-депрессивного психоза подготовили почву для всевозможных  исследований различных  состояний  сознания и способов перехода из одного состояния в другое.

        Ч. Тарт называет  термином  "дискретное состояние сознания" (ДСС) совокупность психических структур,  активную систему,  элементами  которой  являются психические подсистемы, которые могут отчасти варьировать в пределах одного  и  того же  ДСС,  но  совокупность  свойств системы в целом остается примерно одной и той же. Примерами ДСС могут служить обычное бодрствование,  сон со сновидениями или без них, гипнотическое состояние, опьянение алкоголем, состояние депрессии, интоксикация марихуаной и др.  Существуют процессы, стабилизирующие и разрушающие определенное ДСС.  Например,  некоторые ДСС могут разрушаться из-за перегруженности раздражителями (один из методов наведения транса), или из-за их полного отсутствия  (в  условиях  сенсорной изоляции) либо из-за какого-то аномального раздражителя, выходящего за рамки обычного восприятия.

        Феномен измененного сознания трудно вписывается в современные модели психологии. Главная проблема изучения измененных состояний сознания заключается в том, что исследования психической деятельности обычно проводятся на уровне наблюдаемого поведения, или нейрофизиологии, и обычно не затрагивают субъективные аспекты опыта.  А как можно воспроизвести субъективные ощущения?

       Стэн Грофф – один из немногих, кто совершил фундаментальные исследования в области измененных  состояний сознания, основываясь на собственном опыте. Он выявил  роли измененных состояний при психических болезнях, возможностей использования этих состояний для терапии.


       Итак,  религиозный опыт – субъективные религиозные феномены в различных формах — мистические видения, экстатические состояния, экзальтированные созерцания, галлюцинации и прочее. Исследование религиозного опыта осуществляется при помощи анализа материалов самонаблюдения  верующих — дневники, автобиографические записки.

Измененное состояние сознания – это любое психическое состояние, вызванное разнообразными физиологическими и психологическими маневрами или фармакологическими веществами, которое может субъективно распознаваться самим субъектом.

       В индийских древних источниках описываются четыре базовых эмоциональных состояния, причем можно про­вести параллели между этими описаниями в разных куль­турах, это:

·        готовность к действию, защите других, принятию ответственности;

·        удовлетворенность, расслабленно-милостивое состояние;

·        рефлексия и самоуглубленность;  

·        состояние всепоглощающего гнева, по­требности в разрушении

примерная классификация встречается в тибетской традиции, трансперсональной психологии.

      Также существуют локальные изменения восприятия. К ним относятся эф­фекты зрительных, аудиальных и кинестических агнозий.

       Изменение волевой составляющей психики человека проявляется и в так называемых автоматизмах - психиче­ских состояниях, в которых человек совершает действия, неподконтрольные воле, разуму или неосознаваемые вообще.

       Исследованиями ИСС занимались: Юнг, Р. Ассаджиоли, А. Мэслоу, Ч. Тарт, С. Грофф. Но до сих пор ИСС в системе религиозного опыта трудно вписываются в современной модели  психологии, и ИСС в системе религиозного опыта остаются одним из наименее изученных вопросов в психологии.



























ГЛАВА II. МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА



       Учитывая важность ИСС в системе религиозного опы­та, в рамках большинства религий были разработаны ме­тоды искусственного вызывания таких состояний. Можно выделить четыре группы подобных методов;

1. Медитативные практики.

2. Психосоматические методы.

3. Дыхательные практики.

4. Использование наркотических веществ.

       Медитативные практики

       Медитативные методы основаны на управлении функ­циями психики с помощью концентрации внимания (пас­сивная медитация) или воли (активная медитация). По­скольку не только методы, но и способы медитирования, вообще говоря, различны, остановимся кратко на типоло­гии медитаций по способу выполнения.

       В медитациях первого типа внимание концентрируется на сигналах, исходящих от объекта, причем делает это не­произвольно, когда пристально всматривается, прислуши­вается или принюхивается, а также «вчувствывается» в бо­левые симптомы или другие ощущения организма. Про­стейшими из наиболее известных медитаций данного типа являются тратака — концентрация взгляда на бле­стящем предмете, созерцание деревянного шарика, прак­тикуемое в Китае и др. Эти медитации обладают двояким эффектом. С одной стороны, сосредоточение на каком-либо внутреннем объекте приводит к его актуализации, т.е. сознательному его восприятию, что способствует рас­ширению сознания. А с другой - длительное сосредоточе­ние может привести к отключению внимания вследствие усталости и аутогипнозу .

       Медитации второго типа - это различные формы вну­шения, т.е. активное управление функциями организма с помощью воли. В зависимости от способа подачи волевой команды эти медитации можно разделить на визуализа­ции, словесные и кинестетические внушения . Наи­более часто практикуются первые две.

       При визуализации волевая команда передается подсоз­нанию в виде некоторых понятных ему визуальных обра­зов, картин, форм. Наиболее известными медитациями этого типа являются визуализация движения энергии в виде сияния определенного цвета, медитация на рисунках чакр, органах, мандалах и т.д. К словесным внушениям от­носятся медитации, при которых волевая команда подает­ся в словесной форме, как, например, в системе аутогенной тренировки И. Шульца («Моя правая рука тяжелеет») и самовнушении Э. Куэ («Мне с каждым днем становится все лучше и лучше во всех отношениях»). Практикующие ки­нестетическое внушение волевым усилием пытаются вы­звать в теле различные ощущения - тяжести, легкости, воздушности и т.д.

        В западной психологии предпочтение отдается исполь­зованию активных техник. В восточных традициях, наоборот, преобладают техники концентрации, спокойст­вия, созерцательного подхода, с помощью которых можно с успехом вызывать состояния восторга, молчания ума и транса. Но поскольку такие практики не подкрепляются исследованиями и наблюдениями, они не дают возможно­сти человеку глубже понять себя и не ведут к свободному просветлению. Чтобы до конца постичь себя, необходимо соединять концентрацию ума с осознаванием и исследова­нием.

        Учитывая все сказанное выше, следует отметить, что только медитация третьего типа, собственно говоря, и яв­ляется медитацией в полном смысле этого слова и пред­ставляет собой синтез обоих описанных выше типов уп­ражнений. Практикующий одновременно дает волевые
команды, направленные на изменение состояния, и созер­цает свое состояние, что позволяет контролировать ре­зультативность команд и корректировать их, а следова­тельно, повышает шансы достигнуть желаемого состоя­ния. 

        О существовании взаимосвязи между телом и душой человека известно очень давно. В глубокую древность ухо­дят своими корнями и попытки диагностировать особен­ности характера человека по тем или иным внешним при­знакам, таким как физиогномика - искусство определения характера и судьбы человека по его лицу, хирология - по линиям на ладони, френология - по особенностям строе­ния черепа и т.д. Однако в современной психологии дан­ная проблема была поднята сравнительно недавно» причем рассматривалась одновременно с трех сторон. В. Райх, У. Джеймс, А. Лоуэн и некоторые другие известные психо­терапевты, обнаружили, что психика человека проецирует­ся на его физическое тело в виде конституционных осо­бенностей, мышечных зажимов, контрактур. Верно и об­ратное: воздействуя на тело определенным образом, мож­но изменить состояние психики.

        К психосоматическим методам можно отнести статиче­ские позы, подобные упражнениям йоги, особые движе­ния, вибрации, пение повторяющихся звуковых сочета­ний, кружение на одном месте и другие методы, воздейст­вующие на сознание через систему психосоматических со­ответствий.

        Сформулируем следующий общий принцип взаимодей­ствия психики и физического тела: психика человека, в первую очередь его бессознательное, спроецировано на тело. Проективная сетка, связывающая психику и тело, напоминает чакральную систему и выглядит следующим образом.

        Горло и шея связаны с интеллектом, способностью формулировать свои мысли, правом иметь свои суждения, свои мнения, принимать самостоятельные решения. За­жимы в области горла зачастую связаны с тем, что человек «зажимает» желание высказать обиду или какую-либо дру­гую переполняющую его эмоцию. Это может вызывать заболевания щитовидной железы. Зажимы в задней части шеи, шейный остеохондроз связаны с повышенным гру­зом ответственности, который «взвален» на человека, иногда желанием «спрятаться», втянуть голову в шею, стать незаметным.

        Грудная клетка, область сердца связанны с чувственной сферой человека. Зажимы в этой области вызваны неуме­нием выражать искренне и свободно такие чувства, как любовь, неприязнь, симпатии и т.д. Наиболее распростра­ненным типом зажимов в этой зоне является неспособ­ность человека дышать полной грудью, т.е. с равномерным расширением грудной клетки во все стороны и поднятием ключиц (при ровном позвоночнике). Типичными болез­нями, возникающими вследствие этих эмоциональных проблем, являются заболевания сердца, остеохондроз. Не­способность искренне радоваться всем жизненным прояв­лениям приводит к легочным заболеваниям, невысказы­ваемые обиды - к астме.

        Область живота связана с потребностью в доминиро­вании, с властью, признанием, агрессией. Если соответст­вующие потребности фрустрированы - человек имеет сла­бый брюшной пресс, рыхлый живот, иногда заболевания брюшных органов. Напряжение поясничных мышц связа­но со страхом нападения.

        Область таза связана с потребностью в сексе и удоволь­ствиях. Люди с ригидным тазом, как правило, ограничи­вают себя в удовольствиях. С этой же проблемой связана и плохая растяжка ног. Характерными заболеваниями в по­добном случае является поясничный остеохондроз, забо­левания мочевого пузыря, внутренних подовых органов. Жадность, стремление сэкономить на себе приводит к за­порам и геморрою.

        Лицо, кроме волевого центра на лбу, содержит вторич­ные проекции всех проективных зон. Так, голова проеци­руется на лоб, горло - на нос, сердце - верхняя губа, жи­вот - зубы, таз - нижняя губа, руки - щеки, локти - желва­ки. Ригидность соответствующих зон лица свидетельствует о наличии зажимов в соответствующей части тела, и соот­ветствующих психологических проблем.

       Дыхательные методы

       Дыхательные методы достижения ИСС основываются на двух принципах воздействия.

       1. Изменение соотношений концентрации кислорода и углекислого газа в организме. Увеличение концентрации кислорода способствует процессам торможения и достига­ется за счет интенсивного дыхания, гипервентиляции лег­ких. Увеличение концентрации углекислого газа достигает­ся за счет задержек дыхания на различных фазах и приво­дит к возбуждению некоторых зон мозга. Первый тип ме­тодик использовался преимущественно в первобытных культах, второй - в индийских практиках. Комбинируя со­отношение длительностей: вдох-задержка-выдох-задерж­ка, можно добиваться строго определенного соотношения концентраций кислорода и углекислого газа в крови, тем самым достичь различных «калиброванных» состояний. Эффективность подобного метода увеличивается также за счет непосредственного ритмического воздействия на мозг через нервные окончания, расположенные в носоглотке. Методы ритмического дыхания использовались в магиче­ской практике нин-дзюцу, в даосских психопрактиках.

       2. Задействование в процессе дыхания различных групп мышц. Взаимосвязь между различными мышцами человека, в частности дыхательными, была отмечена А. Лоуэном. Он же предложил метод активизации психи­ческих функций посредством изменения типа дыхания, Однако в религиозных практиках подобные методы ис­пользовались достаточно давно. Так, в индийской йоге различали три базовых типа дыхания, в шаманизме ис­пользовались «дыхания силы» и т.д.

        Особую роль ИСС играют в формировании космогони­ческих представлений. Действительно, в отличие от запад­ной космогонии, всегда ориентировавшейся на описание физической реальности, космогония многих восточных религий является своеобразной картой измененных со­стояний сознания. Ярким примером этого может служить буддийская космогония, сферы (рупа) и миры (лока) кото­рой являются описаниями ИСС, последовательно дости­гаемых медитирующим. Так, первая сфера - сфера жела­ний - включает пять уровней (миров), соответствующих привязанностям к различным группам объектов, которые оставляются при прохождении соответствующего уровня. Вторая - сфера форм - достигается медитирующим при освобождении от эмоциональных, но не интеллектуальных привязанностей (привязанности ума к формам). Третья -сфера без форм - есть состояние пустоты ума, в котором исчезают все привязанности к внешнему миру.

        Подобную «внутреннюю космогонию» можно наблю­дать и в шаманских описаниях мира, космогонических об­разах типа мирового дерева, мировой горы и т.д.  Своеобразным методом картографирования ИСС являют­ся тибетские мандалы, которые построены по матричному принципу. Четыре сегмента мандалы соответствуют четы­рем базовым психоэмоциональным состояниям, которые по-разному проявляются на различных уровнях расшире­ния сознания, представленных концентрическими окруж­ностями. Используя подобную схему, практикующий или его учитель могли подобрать техники, способствующие достижению строго определенных состояний, необходи­мых для гармонизации психики, которые выражались за­полненной мандалой. Шаманская космогония представля­ла собой описание мира таким, каким видит его шаман, находясь в шаманском путешествии.

        Любопытным представляется взаимодействие реально­стей, порождаемых различными состояниями сознания, к ним можно отнести перенесение запредельного опыта в сферу реального. Так, уже описанные представления буд­дийской «медитативной космогонии» воспринимаются рядовыми буддистами как описания физического космоса. Подобное явление можно назвать псевдоинтеграцией опыта ИСС. Она характерна для тех культур, которые не уделяли или переставали уделять должное внимание про­блеме интеграции соответствующего опыта.

        Вопрос об использовании наркотических веществ для достижения ИСС - один из самых деликатных в религиоз­ной проблематике. С одной стороны, это вызвано непри­ятием данного метода различными морализаторствующими силами общества, а с другой стороны, тем, что господствующие религии настаивают на проведении четкой гра­ни между мистическими состояниями и состояниями, ис­кусственно вызываемыми с помощью наркотиков или дру­гих методов. Так, доктрина римского католицизма гласит, что мистический экстаз - дар благодати, а потому не мо­жет контролироваться человеком.

        Между тем использование наркотических средств все­гда являлось значимым элементом религиозной практики. Достаточно вспомнить пейот, использовавшийся корен­ной американской (индейской) церковью, и мексиканские священные грибы, известные более двух тысяч лет, индий­скую сому и коноплю зороастрийцев, греческий культ Диониса, кот. «везде... учил людей культуре ви­ноделия и мистериям поклонения ему и везде почитался как бог», бензоин в Юго-Восточной Азии, дзенский чай, пятая чашка которого очищает, а шестая «зовет в область бессмертия», питури австралийских аборигенов и вероят­но, мистический кикеон, который ели и пили во время за­вершения шестого дня элевсинских мистерий, христиан­ский ладан .

        В большинстве случаев подобные вещества использова­лись для того, чтобы вызывать ИСС, прежде всего видения религиозного характера.

        Как уже упоминалось, существует точка зрения, под­твержденная в ходе различных экспериментов, согласно которой психоделические состояния не являются подлин­но религиозными. Так, У. Панке  из Гарвардского уни­верситета провел следующий эксперимент: десяти студен­там-теологам и профессорам перед службой в страстную пятницу ввели псилоцибин. Эксперимент был «дважды закрытым», т.е. ни У. Панке, ни испытуемые не знали, кому ввели псилоцибин, а кому - плацебо. Результаты экспери­мента показали, что «испытуемые, получавшие псилоци­бин, пережили феномены, не отличающиеся или даже вполне тождественные... категориям, выявленным нашей типологией мистицизма».

       Итак, в рамках большинства религий были разработаны ме­тоды искусственного вызывания ИСС. Можно выделить четыре группы подобных методов: медитативные практики; психосоматические методы; дыхательные практики; использование наркотических веществ.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ


        Роль измененных состояний сознания в жизни человеческого общества не ограничивается только рамками религий. Опыт ИСС фор­мирует также многие другие аспекты культуры, такие как космогонические представления, философия, символизм. Общество может по-разному относиться к подобному опыту, поощряя одни наборы ИСС, интегрируя их в соци­альную систему, или, напротив, отказываясь санкциониро­вать некоторые формы такого опыта. Мы, например, жи­вем в относительно монофазном обществе, которое огра­ничивает опыт и знания узким диапазоном феноменоло­гических фаз. Для нашей культуры в целом единственным состоянием сознания, подходящим для получения инфор­мации о мире, является «нормальное бодрствующее созна­ние».

        А ведь сознание интересно тем, что в одно мгновение мы преодолеваем гигантские пространства и периоды времени, можем отбыть в свое младенчество или наглядно представить собственную старость, посетить разные исторические эпохи.

       По мнению многих религиозных деятелей, философов и современных психологов, сознание не замкнуто в себе самом, а имеет прямой выход в сферу Мирового Разума или Космического сознания. Чтобы подключиться к универсальному энерго-информационному полю, нужно идти не вовне, а внутрь. Не космическая ракета, а занятия медитациями, не устная работа с сознанием, погружение в глубинныеслои внутреннего мира позволяют нам установить контакт, если не с Богом, то по крайней мере, с “тонкими мирами”, с духовной иерархией бытия, которые не даны органам чувств и житейскому разуму. Таким образом, измененные состояния сознания в системе религиозного опята раскрывает себя как действительно особая реальность, где отсутствуют земные барьеры, и через которую можно соединиться с духовным началом всего мироздания.

      Анализируя различные религиозные источники, можно отметить, что практически все религиозные системы включают описания измененные состояния сознания. Между тем одним из наименее изученных вопросов психологии религий является роль и сущность измененных состояний сознания  в религиозной жизни.

ЛИТЕРАТУРА



1.     Большая энциклопедия Кирила и Мефодия www.KM.ru

2.     Верещак В. А. www/Levi/ru

3.     Готфруа Ж. Что такое психология. Т. 1, М., 1992

4.     Грофф С. За пределами мозга. - М.: Центр «Соцветие», 1992.

5.     Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. СПб. 1993.

6.     Людвиг А. М. Измененные состояния сознания. Архивы общей психиатрии 1966 www/pcihologiy/ru

7.     Религиоведение: Учебное пособие и словарь минимум по реригиоведению. – М.: Гардарики, 2002.- 536 с

8.     Сафронов А. Г. Психология религии: Монография.-К.: Ника-Центр, 2002.-204 с

9.     Столяренко «Основы психологии» Ростов н/д. изздательство «Феникс», 1997г.-736с.

10. Тарт Ч.  Состояния  сознания (в сборнике  "Магический  кристалл"). М.,1994.

11. Торчинов Е. Религии мира. Опыт запредельного. - СПб., 1998.







Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты