2. Теплая встреча. На этом уровне подход строится на установлении дружеских отношений с бессознательным посредством поднятия на сознательный уровень его образов, ослабления отрицательного воздействия автономной энергии, перевода их в сознание и примирения этих образов с «Я» человека.
3. Восприятие духовного аспекта. Этот уровень похож на то, что люди называют «видениями» - это выброс того, что средневековые мистики называли полным проявлением сознания. Образ или цель событий, посредством способности человека к воображению, овладевает им с такой силой, что человек, на самом деле узнает и ощущает свое подлинное полное «Я». В течении какого-то мига человек видит истинное единство, красоту и смысл жизни.
В своей книге «Образная сфера человека» Гостев рассматривает мысленные образы как объекты психологического анализа различных состояний. Мысленный образ в самом широком своем понимании может быть определен как образ предметов и явлений внешней реальности, переживаемый как единица содержания сознания в отсутствии соответствующей актуальной стимуляции. (Информационный источник ОСф преимущественно является содержанием памяти, независимо от того, по каким каналам эта информация была в нее заложена. Вместе с тем, это не исключает возможности других способов «информационного питания» Осф)
В этом смысле он является вторичным образом. Образы памяти, как известно, - основа для образов воображения. Образная сфера входит в качестве подсистемы в систему сенсорно-перцептивной организации, которая является частью психологической макроструктуры человека – индивид, субъект, личность. Образная сфера, следовательно, - многоканальная система психического, являющаяся единой многогранной многоуровневой динамической саморегулирующейся системой, которая за счет возможности воссоздания непрерывного мысленного контакта с реальностью (мира и себя) обеспечивает адекватное отражение и регулирование.
Также Гостев рассматривает образы в зависимости от общего состояния бодрствования. Образы бодрствующего состояния сознания являются «строительным материалом» сознания. Образы различной модальности могут быть как произвольными, так и непроизвольными, иметь различную степень яркости, отчетливости. Гостев различает «образы-воспоминания» (соответствующие ситуативной памяти), «образы-воспроизведения» (соответствующие фактической памяти) и «образы-представления» (как обобщенные воспоминания имевших место событий и ситуаций). Основанием для их разделения является их различие в эмоциональном компоненте образа: эмоционально нейтральные образы воспроизведения и эмоционально окрашенные образы воспоминания.
Образы-воображения
Проблема воображения является одной из самых дискуссионных. В психологии воображение понимается как психический процесс, обеспечивающий создание новых образов на основе переработки и творческого преобразования имеющихся у человека образов действительности. Выделяются различные приемы трансформации образов:
¨ Агглюкинация;
¨ Акцентирование;
¨ Гиперболизация;
¨ Интерполяция;
¨ Экстраполяция.
Основная функция воображения заключается в том, что оно позволяет познавать то, что субъект не воспринимал, т.е. отсутствующее в опыте. Фантазия, соответственно, расширяет возможности познания, восполняет пробелы в знаниях, в частности, компенсирует интеллектуализацию в отражении реальности. Перекомбинация опыта в субъективно новые сочетания в фантазии дает возможнгость человеку выйти за рамки «одномерной логики» причинно-следственных связей обыденной реальности. Воображение тесно связано с опережающем отражением различного уровня. Оно необходимо, например, для предвидения и осознания перспектив общего развития.
Воображение является аспектом мышления. В частности, перекомбинирование информации, которой располагает субъект (суть фантазий), выступает как один из механизмов творческого мышления. Аристотель считал, что мышление частично является воображением, а частично суждением. Согласно Вундту, деятельность фантазии представляет собой мыщление в образах. Воображение выступает дополнительным механизмом творческого мышления, осуществляющим избыточное моделирование возможных состояний объекта.
В результате преобразования образов памяти за счет их смыслового расчленения, объединения, трансформации, возникают новые образы. В образах воображения мы имеем, следовательно, доминирование преобразования информации в отличие от репродуктивных образов, в которых происходит сохранение исходной информации. Воображение делится на активное и пассивное. И то, и другое может быть как произвольным, так и не произвольным. Активное воображение описывается обычно через такие разновидности, как воссоздающее антиципирующее и творческое и имеет дело с образами, произвольно формируемыми в соответствии с целями деятельности. Пассивное воображение это березоподобные образы, состоящие из воображаемых сцен, ситуаций, «удовлетворяющие» сокровенные желания, уводящие человека от действительности.
Опыт использования образов в психотерапии аккумулирован в подходе получившем название «психоимажинативной» терапии, которая направленно ищет развития и оживления как можно более широкого диапазона образного опыта, включая его приобретение за счет специальных упражнений. Психоимажитивная психотерапия (базируется на концепции Салливена) основывается на работе с воображаемыми ситуациями, образующими «окна» в глубокие аспекты внутреннего мира человека, и вскрывающими его психодинамику. Используется набор специальных упражнений, облегчающих терапевту интуитивное понимание появляющегося в потоке сознания невербального материала. Применяются а)произвольно заданные образы б)манипулирование символическими образами В)мысленное решение проблемы в воображении, г)спонтанные зрительные образы (непроизвольно выявляющие нужную информацию). Образы помогают найти релевантный терапевтический процесс в каждый данный момент времени. Неоспоримое преимущество использование образов в терапии заключается в том, что они позволяют «проигрывать варианты» в зависимости от хода сессии, могут быть использованы в любой форме, удовлетворяющей клиента.
Очень эффективна мысленная работа с телом, телесные образы. Она обладает высоким диагностическим и регулирующим потенциалом. Влияние воображения на организм хорошо иллюстрируется феноменом стигматов, появлением симптомов на основе воображаемой болезни, возможностью изменением физиологии. Например, образ тела в норме функционирует как специализированный центр неосознаваемой информации о теле, относительно окружающей среды, существующий в постоянной связи с текущими психическими процессами и поведением. Образы позволяют извлечь глубоко запрятанную информацию человека о себе. Они – эффективное средство самообозрения.
Кататимное переживание образов
Метод основан на том, что у лежащего в расслабленном состоянии на кушетке или удобно сидящего в кресле пациента психотерапевт может вызвать похожее на сновидения наяву представление образов – имагинации. Если предварительно задать некоторый неопределенный мотив представления, то это получается значительно легче. За первыми образами обычно очень скоро возникают последующие, которые преимущественно представлены образами ландшафта, животных и человека. При этом человек может прийти к почти реальному переживанию, расширенному до трехмерного пространства. Пациента просят сразу же сообщать о происходящем. Психотерапевт может оказать влияние на образы и структурировать их. Полное эмпатии сопровождение психотерапевта имеет особо важное значение в этом диалогическом методе.
В содержании сновидений наяву можно увидеть символическое представление бессознательных или предсознательных конфликтов. Компромиссные образования между аффективно-инстинктивными импульсами и защитными процессами отражают как актуальные эмоциональные проблемы, так и глубинные генетические формы конфликтов, восходящих вплоть до самого раннего детства.
Система КПО основывается на 2-х основных положениях:
1. Человек способен развивать в своем воображении фантастические представления, которые известны не только как ночные сновидения, но и как дневные фантазии. При помощи своей имагитивной способности человек может каждый раз заново создавать свой образ, исходя из самого себя, и познавать себя в ходе тонкого диалектического процесса.
2. В результате эмпирических наблюдений содержащих фантазии образов выработан ряд специфических правил и закономерностей. Они подчинены первичному процессу при помощи неинтерпретирующего воздействия.
Трансформация образа как метод изменения эмоционального состояния
В общем виде предлагаемый метод может быть выражен формулой: чувство – образ – трансформация – чувство. Терапевтический процесс может быть представлен как последовательность из 10 шагов:
1. Клиническая беседа
2. Прояснение симптома
3. Создание образа
4. Исследование образа
5. Проверка на фиксацию
6. Трансформация
7. Интегрирование образа с личностью
8. Ситуационная проверка
9. Экологическая проверка
1. Созерцание. Сосредоточение внимания на негативных качествах образа, созерцание его нежелательного качества для того, чтобы оно постепенно исчезло и вместе с ним исчезает негативное состояние. При этом необходимо различать негативные и позитивные качества образа. Позитивными характеристиками являются цвета, соответствующие природным реалиям (голубой, синий, серебристый, золотистый, белый, прозрачный). Негативные цвета – черный, коричневый. Грязно-желтый, серый и др. Позитивными следует считать все зрительные признаки, вызывающие приятное кинестетическое чувство: легкость, свежесть и т.д. негативными – тяжесть, жжение, давление и др.
2. Мысленное действие. Прежде всего, следует спросить клиента, что ему хочется с «этим» сделать, и во многих случаях найденное клиентом решение оказывается вполне адекватным. Избранный способ действия должен соответствовать структуре психологического конфликта.
3. Диалог. Разговор с образом как с реальной личностью, ведь он всегда выполняет для клиента определенные функции и воплощает те или иные чувства. Диалог может играть проясняющую роль, помогая выбрать правильную стратегию действий, но может служить и самостоятельным средством решения психотерапевтической задачи.
4. Взаимодействие противоположностей. Психологические проблемы связаны с наличием противоположных сил, причем одна из взаимоопределяющих друг друга сторон осознается, а вторая – нет.
5. Замена. В этом методе предлагается сначала найти образ, представляющий негативные чувства, а потом найти позитивный образ, который мог бы адекватно заменить его, после чего принять позитивный образ, отказавшись от негативного.
6. Передача чувства. Этот метод состоит в том, чтобы мысленно передать образу те чувства (негативные), которые он вызывает. По мере передачи чувств негативный образ тает, а с ним исчезает и негативное состояние.
7. Прослеживание судьбы образа. В этом подходе клиенту предлагается просмотреть процесс дальнейшего развития образа или его историю в обратном порядке вплоть до его возникновения. Как прошлое, так и будущее могут скрывать возможности избавления от негативного образа, а значит, и связанного с ним состояния. (подобный метод используется в НЛП)
8. Свободное фантазирование. Отталкиваясь от первично заданного образа, клиенты (особенно художественного склада) могут просмотреть целый фильм в своем воображении, что само по ходу является трансформацией личности.
9. Расширение осознания. Метод предполагает умение терапевта задавать вопросы, проявляющие скрытый смысл, содержащийся в образе. Цель его – более полное осознание клиентом своего проблемного поля.
10. Волшебство. Этот метод предполагает различные варианты волшебных изменений по желанию клиента под магическим воздействием терапевта. Он применяется при разрешении тупиков третьей степени, когда человек считает, что чувствовал себя так всегда и не находит способа изменить образ. При этом клиенту предлагается представить, что образ изменился в нужном русле и описать, как он себя при этом чувствует.
Беседа 1
30 мая 1999 года.
Клиент: Т.
Пол женский, 21 год.
Т: Мне страшно доверять людям. Я боюсь поверить кому-то, а потом ошибиться и расплачиваться за свои ошибки…
С: Где в теле ты чувствуешь этот страх?
Т: В сердце.
С: На что он похож?
Т: Это черный комочек, а в нём игла.
С: Как ты относишься к нему?
Т: Он неприятен мне.
С: А что игла делает этому комочку?
Т: Колет, вонзается туда-сюда, очень больно, и в сердце тоже.
С: Что тебе хочется сделать с этой иглой?
Т: Вытащить её.
С: Можешь сделать это. Вытащи её из комочка и поставь перед собой.
Т: Она стала такая огромная, тонкая, острая.
С: Я предлагаю тебе стать ею.
Т: Хорошо, я – игла (встает на её воображаемое место).
С: Игла, что ты делаешь Т?
Т (в роли иглы): Смеюсь над ней.
С: Зачем?
Т (игла): Мне хорошо от этого, просто кайф.
С: Танечка, стань, пожалуйста, собой и скажи, что ты чувствуешь, когда над тобой смеётся игла?
Т: Я чувствую, что падаю в глазах окружающих и, прежде всего, в своих глазах. Страдает моё самолюбие, я чувствую себя униженной. Я никому не доверяю…
С: Попробуй вспомнить, не приходилось ли тебе бывать в таких ситуациях, когда над тобой смеялись, и ты чувствовала, что ты – ничтожество?
Т: Да, в голову приходит мой учитель из начальной школы. Он был очень строгим и властным, подавлял. Это было в первом классе. Я плохо училась и чувствовала себя ни на что не способной. Это было невыносимо, и я решила доказать всем, что я лучше, №1 в классе.
С: Предлагаю тебе представить эту маленькую Танечку и учителя, как будто он стоит напротив тебя. Что ты чувствуешь по отношению к нему?
Т: Это ненависть, точно. Хочу его пинать ногами по почкам, хочу, чтобы его уволили!
С: Я разрешаю тебе сделать это.
Т: Да, я бью его, ненавижу!!!
С: Найди образ этого чувства, может быть, запах или звук.
Т: Это сверкающая молния, она пахнет жженой резиной, а звук как будто пилят по металлу.
С: Усиливай их, слушай и нюхай.
Т: Молния порождает огонь, он жжет…
С: Что он хочет жечь?
Т: Тот черный комочек.
С: Позволь ему сделать это.
Т: Он сгорает, его больше нет.
С: А что происходит с иглой?
Т: Теперь я чувствую её во всём теле.
С: Вытащи её и поставь рядом. Теперь давай немного отвлечемся и поговорим о твоем недоверии. Представь, пожалуйста, всех вместе тех, кому ты боишься довериться.
Т: О! Это огромный монстр. У него столько самомнения!
С: Где в нем оно располагается?
Т: Везде внутри него, оно заполняет его как воздух.
С: Вдыхай его.
Т (вдыхает): Он стал очень маленьким. А мне трудно дышать.
С: Почему?
Т: Очень много этого «воздуха»! Он переполняет меня!
С: Предлагаю тебе направить эту энергию на позитивные аспекты твоей жизни: на здоровье, работу, учебу.
Т: Да, очень хорошо, но все равно ещё что-то остаётся. Можно поделиться «этим» с другими?
С: Можно, если тебе этого хочется.
С: Давай вернемся к игле. Что ты чувствуешь к ней?
Т: Ничего.
С: Она ещё нужна тебе?
Т: Нет.
С: Скажи ей, что она уволена.
Т: Она испарилась.
С: Ты все ещё чувствуешь боль и страх в сердце?
Т: Нет, мне так непривычно…
С: Давай представим ситуацию: ты захотела кому-то довериться. Можешь ли ты сделать это, не боясь ошибиться?
Т: Мне кажется, что да.
От клиента исходил запрос на решение проблемы страха доверия людям, в частности, при более конкретном выяснении, стало понятно, что главная трудность заключается в доверии мужчинам.
Образ иглы в сердце как фаллический символ свидетельствовал о боли, обиде, причиненной мужчиной. Сначала я предположила, что это следствие несчастной любви или измены со стороны молодого человека. Но данная гипотеза не подтвердилась. Оказалось, что доверять не может «внутренний ребёнок», который в детстве был подвергнут унижению со стороны учителя. Чувство ненависти зафиксировалось в образе иглы. Также затрагивалась проблема самооценки, т.к. девочка чувствовала себя униженной, «не такой», неполноценной. Т. выразила злость по отношению к школьному учителю. Но игла исчезла только после того, как Т. вернула себе самоуважение, чувство собственной значимости или, по её словам, «самомнение».
4 июля 1999 года.
Клиент: Н.
Пол женский, 21 год.
Н: Я очень боюсь высоты. Даже когда встаю на стул, стоящий на столе, у меня ноги подкашиваются, появляется дрожь в коленях…
С: Представь, что ты сейчас стоишь на этом стуле. Где в теле ты испытываешь страх?
Н: В желудке и в животе, да, точно, в области живота.
С: Можешь ли ты извлечь его оттуда и представить на этом кресле? (пододвигаю кресло) Что это такое?
Н: Это множество маленьких коротеньких иголочек. Они разноцветные, красные и синие.
С: Как ты относишься к ним?
Н: Они мне не нравятся, раздражают. Они колют, мне очень неприятно.
С: Скажи им об этом. Расскажи, как они мешают тебе.
Н: Я делаю это, и они сворачиваются, закругляются. Они превратились в подковки.
С: Продолжай. Как они выглядят сейчас?
Н: Они стали синенькими.
С: Как ты теперь к ним относишься?
Н: Они мне нравятся. Мы договорились, что они будут помогать мне в те моменты, когда мне грозит опасность или может что-нибудь случиться.
С: Вернись, пожалуйста, в то состояние, когда ты стоишь на стуле.
Н: Мне страшно.
С: Что ты говоришь себе, когда себя запугиваешь?
Н: Со мной может случиться что-то плохое…
С: Например?
Н: Ну…я могу упасть и разбиться.
С: Давай пофантазируем и представим, что случилось страшное: ты упала и разбилась…Что дальше?
Н: Я лежу на полу, все кости переломаны и торчат. Приехала скорая, меня увезли. Вот мне сделали операцию, и я лежу в постели, ноги в гипсе и… я ужасно толстая!
С: Наверное, ты всегда боялась поправиться?
Н: Да, точно. В 8 классе я весила 70 кг (сейчас имеет прекрасную фигуру). Я очень склонна к полноте. Это просто ужасно, ведь я могу поправиться, если рожу ребенка, если буду вести неподвижный образ жизни или просто от переедания.
С: Представь, что ты поправилась. Ты толстая. Как ты себя чувствуешь?
Н: Отвратительно. Я никому не нравлюсь, в одежду не влезаю. Меня никто не хочет. Мне всё противно…
С: А может быть, в первую очередь ты сама?
Н: Да, я «такая» себе противна.
С: Где в теле ты чувствуешь это отвращение?
Н: В горле, меня тошнит.
С: На что похоже чувство отвращения?
Н: Это серый волосатый комочек. Он поднимается из желудка и через горло выкатывается наружу. Потом он превращается в кролика и убегает.
С: В каких ситуациях это происходит?
Н: Когда мне плохо.
С: Допустим, что тебе стало очень плохо.
Н: Он выкатился и убежал. Вообще-то это непрерывный процесс. У меня в животе огромное количество этих комочков, и каждый раз, когда мне плохо, они лезут наружу…
С: Позволь им всем вылезти наружу.
Н: Они выкатываются. О! Их столько!
С: Продолжай до тех пор, пока они не закончатся.
Н: (через 2 минуты) Всё, больше их нет. Но ведь они могут снова появиться…
С: Откуда?
Н: У меня в желудке посажены семена, наверное…
С: Кто посадил их? Давно ли это произошло?
Н: Это было всегда. Я не знаю, кто это сделал. (тупик 3-ей степени)
С: Представь, что комочек лежит на этом кресле. Что ты чувствуешь к нему?
Н: Мне от него плохо.
С: Скажи ему, что он портит тебе жизнь.
Н: (объясняет это комочку) Он всё понял и раскаялся. Теперь он такой розовый и пушистый, похож на шарик мороженого. Он классный.
С: Всегда ли он будет таким?
Н: Да нет. Как только мне станет плохо, он опять превратится в тот, серый…
С: Представь, пожалуйста, оба шарика перед собой. Стань серым противным комочком. Что ты чувствуешь, комочек?
Н: (в роли комочка) Я некрасивый, уродливый…
С: И тебя никто не хочет!
Н: (смеётся) Ага! А ещё я завидую.
С: Найди образ зависти.
Н: Это птичий глаз. Он всё время смотрит на меня, и мне очень неприятно.
С: Расскажи ему это.
Н: Он закрылся. Мне стало легче.
С: Он больше не беспокоит тебя?
Н: Нет, абсолютно.
С: Теперь ты чувствуешь зависть?
Н: Нет. Мне надо идти. Я ухожу. Может быть, и таким его тоже кто-нибудь полюбит…
С: Стань Н. Ты хочешь попрощаться с комочком? Как? Попробуй проявить к нему добрые чувства…
Н: Я обнимаю его, прижимаю к себе, мы прощаемся. Чувствую облегчение, спокойствие. Он ушел навсегда.
С: Как ты относишься к розовому шарику сейчас?
Н: Замечательно.
С: Я предлагаю тебе усилить его. Представь, что в космосе находиться огромный источник энергии. Передавай ему энергию, например, в виде луча.
Н: Он становиться больше и теплеет. Он во мне, везде, проходит по рукам и ногам, я чувствую тепло, мне хорошо.
С: Согласна ли ты принять его как часть своей личности? Где в теле он должен располагаться?
Н: Да. Он должен быть в животе.
С: Отлично. Давай представим, что тебе опять стало плохо. Как насчёт серых волосатых комочков? Что происходит?
Н: Ничего, их просто нет. Только в шее неприятно после того, что было.
С: Можно ли как-нибудь воздействовать на неё? Кто или что может помочь?
Н: Ну…(улыбается, сворачивается, обнимая себя) надо, чтобы её поцеловали…
С: Позволь это сделать. Как ты себя чувствуешь?
Н: Великолепно!
С: Давай вернемся в ту ситуацию, когда ты можешь потолстеть. Как ты себя ощущаешь?
Н: А ну и пусть! Мне всё равно. И вообще: с чего это вдруг я потолстею!
С: Прекрасно. А теперь ты стоишь на стуле. Что со страхом?
Н: Страх? Его нет. На самом деле мне всё равно!
Моя первоначальная гипотеза, которая подтвердилась по ходу работы, состояла в том, что за страхом высоты стоит страх перед будущим. Клиента пугала возможность повторения в будущем ситуации из детства.
Я предложила довести ситуацию «падения» до абсурда, чтобы Н. осознала истинный объект страха. Решающим моментом была проработка отвращения к своему телу. Девушке противно «всё», т.к. она спроецировала отношение к себе на окружающий мир. В данной ситуации важно было изменить отношение к себе, принять своё тело, полюбить себя любую. Выразив в образах зависть и отвращение, Н. избавилась от фиксации на страхе стать непривлекательной.
Беседа 3
21 июля 1999 года.
Клиент: М.
Пол женский, 18 лет.
М: Если я ложусь спать одна дома, то чувствую сильнейший страх. Мне кажется, что вот-вот в окно кто-то постучит, и я вся цепенею…
С: Как ты думаешь, кто это может быть?
М: Это мертвецы! Больше всего на свете я боюсь трупов…, моргов и кладбищ. Даже рядом с ними не могу находиться.
С: Представь, пожалуйста, что ты идешь по ночному кладбищу.
М: О, это ужасно…
С: В какой части тела ты чувствуешь ужас?
М: В сердце.
С: Перемести его на этот стул. Как он выглядит?
М: Это большой белый шар. Когда он рядом, мне страшно. Он ужасает меня. Я беззащитная…
С: Не напоминает ли тебе это состояние какую-нибудь ситуацию из прошлого?
М: (дрожащим голосом) Сейчас я вспомнила, что когда мне было 13 лет, мой старший брат закрыл меня в комнате с умершей бабушкой. Я очутилась одна в темноте, светила луна. Увидев её труп на столе, я закричала, но никто не услышал…
С: И с тех пор ты стала пугать себя мертвецами?
М: Так и есть. (грустно улыбается)
С: Вернёмся к белому шару. Стань им. Что ты хочешь от М, шар?
М (от лица шара): Пугать её, это моя роль.
С: Шар, что ты говоришь М?
М (в роли шара, громко восклицает): Не шляйся!!! (Мы обе смеёмся)
С: Чья это фраза?
М: Мамина. Точно, она всегда, запрещая мне поздно возвращаться домой, запугивала. Ведь я слушаюсь только тогда, когда мне страшно.
С: Стань, пожалуйста, М. Предлагаю тебе дать почувствовать шару то же, что чувствуешь ты, когда пугаешься. Представь, что он идет по кладбищу. Пусть твой страх из сердца лучом передается шару. Что с ним происходит?
М: Он уменьшается.
С: Отлично, продолжай этот процесс. Передай ему весь страх.
М: Мне уже жалко его…Он такой испуганный, несчастный…
С: Хочешь ли ты проявить к нему добрые чувства?
М: Да, очень. Я обнимаю его, жалею.
С: Продолжай столько, сколько тебе хочется.
М: Он радуется. А сейчас он прыгнул ко мне в сердце.
С: Он нравится тебе?
М: Очень.
С: Согласна ли ты всегда быть с ним и принять как часть себя?
М: Да. Теперь он будет действовать, только если мне действительно грозит опасность.
С: Хорошо, давай представим, что ты оказалась на кладбище ночью…
М: Это удивительно: мне совсем не страшно.
С: А как насчёт того, чтобы переночевать одной?
М: Я бы с удовольствием сейчас уснула одна в своей постели. Страх исчез. Спасибо.
17 сентября 1999 года.
Клиент: Л.
Пол женский, 20 лет.
Л: Я очень боюсь пауков, и, как назло, они постоянно попадаются мне на глаза.
С: Чем конкретно ты пугаешь себя с помощью этих насекомых? Что ты ожидаешь от них в воображении?
Л: Мне страшно, даже когда я их вижу, а если они начинают приближаться…
С: Что происходит?
Л: Паук может оказаться на моей руке, заползти мне под одежду – это ужасно!
С: Почему?
Л: У него такие противные лапы, их много, они все в мелких тонких волосках, противно ощущать их на теле.
С: Где в теле ты чувствуешь это отвращение?
Л: В желудке.
С: Что это такое?
Л: Это серые комочки с красными прожилками.
С: Как ты к ним относишься?
Л: Мне очень неприятно думать об этом…
С: Может быть, ранее ты оказывалась в таких ситуациях, в которых испытывала сходные чувства?
Л: Вообще-то, да. Около года назад я общалась с мужчиной, который, выпив, начинал приставать ко мне, распускать руки. Я чувствовала то же отвращение по отношению к нему.
С: Я предлагаю тебе представить здесь и сейчас этого человека, стоящим прямо перед тобой.
Л: Да.
С: Вот он снова начинает приставать к тебе. Что ты чувствуешь в это время?
Л (сначала равнодушно, а потом начинает повышать голос): Ну, хочется сказать «отстань»…достал, начинаю его ненавидеть, я бы врезала ему как следует, но он слишком сильный! Я злюсь на него!
С: На что похожа твоя злость?
Л: Это чёрное покрывало.
С: Где ты ощущаешь его?
Л: В голове.
С: Что бы ты хотела с ним сделать?
Л: Выпустить.
С: Сделай это. Что происходит?
Л: Оно вылетело и превратилось в чёрную кошку.
С: Она нравится тебе?
Л: Очень.
С: Хотела бы ты принять её, как часть своей личности?
Л: Да. Она прыгнула мне на шею и свернулась клубком, как тёплый шарфик.
С: Хорошо, а теперь давай снова представим этого мужчину, его действия…
Л: Мне всё равно…
С: Осталась ли злость?
Л: Нет.
С: А что произошло с серыми комочками?
Л: Их нет. Вместо них у меня есть кошка, которая теперь всегда будет защищать меня от «таких» людей. Если они попробуют причинить мне вред, она выцарапает им глаза!
С: Отлично! Теперь представь паука, ползущего к тебе. Чувствуешь ли ты страх?
Л: Нет. Теперь понятно, что насекомые здесь совсем не причём.
В данном случае страх насекомых стал проекцией страха перед мужчинами. Невыраженное чувство злости, держащее страх, выразилось в образе чёрного покрывала. Когда Л. изменила своё отношение к нему, проявила добрые чувства, она приняла ту часть своей личности, которую ранее подавляла. Она приняла решение о защите слабой части себя.