Анализ зависимости социометрического статуса от типа темперамента

Групповые привычки в системе межличностных отношений формируются точно так же, как и любые другие групповые ритуалы поведения. Не следует забывать, что привычка относится к форме социального контроля и направляет поведение конкретных индивидов и группы в целом.

Итак, важнейшими характеристиками системы внутригрупповых предпочтений выступают: социометрический статус, взаимность выбора, наличие устойчивых групп межличностных предпочтений и система отвержений. Несмотря на равную значимость всех характеристик, особое внимание уделяется статусу субъекта. Это обусловлено тем, что, во-первых, статус имеет относительную социальную устойчивость и субъект часто переносит его из одной группы в другую. Во-вторых, именно динамика статусной иерархии ведёт за собой и соответствующие изменения в системе отвержений и отношениях между микрогруппами. Кроме того, понимание человеком своего статуса в системе межличностных отношений оказывает существенное влияние на самооценку личности. При соответствующей подготовке каждый учитель имеет возможность изменить социометрический статус ученика. В целом, педагогические возможности изменения социометрического статуса ученика несколько ограничены тем, что учитель занимает позицию руководителя и находится вне группы. Однако если он работает с активным меньшинством и учитывает межличностное влияние в процессе деятельности и общения, то вполне можно стать инициатором такого изменения.

Для того чтобы повысить социометрический статус ученика, необходимо предоставить ему возможности для проявления и реализации своих способностей. В настоящее время школа нацелена прежде всего на интеллектуальные и социальные способности. Наиболее успешные в учебной деятельности и общественной работе учащиеся без труда приобретают уверенность в своих силах, привлекающую к ним внимание, интерес и симпатии одноклассников. Что касается экспрессивных, инструментальных и физических способностей, то они явно недооценены в современной системе образования. Учащимся, обладающим данными способностями, довольно трудно реализовать себя. Поэтому при попытке изменения статуса ученика учитель должен организовать различные виды деятельности, чтобы молодые люди имели возможность проявить свои способности перед сверстниками.

Среди педагогов и психологов хорошо известен приём, который называется «отсвет от звезды». Суть его заключается в том, что высокостатусному члену группы поручается какое-то дело совместно с низкостатусным. В данном случае важно продумать мотивировку сотрудничества, чтобы оно воспринималось ребятами как необходимое для решения соответствующей задачи. При успешном взаимодействии популярность высокостатусного члена группы частично передаётся низкостатусному и отношение окружающих становится более благожелательным.

Своевременное информирование учащихся об успехах их одноклассника в каких-либо других группах также позволяет повысить его статус. Поэтому учителю необходимо знать о внешкольной деятельности учащихся и использовать данную информацию для улучшения межличностных отношений в классе. Если, несмотря на педагогические усилия, статус ребёнка остаётся низким, необходимо провести системный психологический анализ причин отверженности или изолированности. Следует понять, в чём причина, и попытаться работать с ней. Например, причиной низкого статуса может быть неумение общаться со сверстниками или даже неопрятный внешний вид. Профессионализм, внимание и деликатность учителя при известной заинтересованности в решении проблемы обеспечат эффективность применения того или иного метода.

Проявляя заботу о социально-психологическом состоянии класса, учитель должен помнить о том, что неизменность социометрического статуса ученика может негативно влиять как на общее состояние группы, так и на конкретного человека. Поэтому необходимо планировать некоторую динамику социометрических отношений, позволяющую каждому члену группы побывать на разных уровнях социометрической структуры и, соответственно, учиться вырабатывать разные стратегии поведения в социальной жизни.

Совокупность межличностных отношений человека в различных социальных группах с близкими и не очень близкими людьми представляет собой уникальную социальную систему, центром которой является сам человек, его потребности и мотивы, доминирующие индивидуальные особенности, социальные качества, цели и типичные шаблоны поведения.


2. Характеристика выборки, методов и методик исследования


2.1 Описание выборки


Исследование проводилось в средней общеобразовательной школе № 31 города Осинники. Всего в классе 29 человек, 13 мальчиков и 16 девочек. Во время проведения тестов отсутствовали 3 человека, следовательно, в исследовании участвовали 26 человек (11 мальчиков и 15 девочек). Средний возраст составляет 12-13 лет. По словам классного руководителя в классе нет явного лидера. Взаимоотношения между учениками дружеские, конфликты происходят крайне редко. Существует несколько микрогрупп, сформированных по интересам, по месту жительства и т.п.

Во время проведения исследования имена и фамилии учеников будут обозначаться в виде цифр.


2.2 Характеристика методов и методик исследования


В качестве методов исследования были проведены: анализ методической литературы, тестирование и социометрия.

Информация о темпераменте была взята из литературы по психологии, учебников, методичек, материалов из интернета.

Тестирование - психологический метод, использующий стандартизированные задачи и вопросы - тесты, имеющие определенную шкалу значений. Применяются для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Позволяют с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.п. (в данном случае темперамента). Тестирование предполагает, что обследуемый отвечает на заданные в опроснике вопросы. В процессе тестирования происходит определенное испытание, на основании результатов которого делаются выводы о наличии, особенностях и уровне развития тех или иных свойств. Тесты - это стандартные наборы заданий и материала, с которым работает испытуемый. Процедура оценки результатов также стандартна. Такая стандартизация позволяет сопоставить результаты различных испытуемых.

Социометрия - это и психологическая теория общения и внутригрупповых отношений, и одновременно метод, применяемый для оценки межличностных отношений. Американский психолог Джекоб Морено, разработавший всемирно известную теорию социометрии, полагал, что психологическая комфортность и психическое здоровье человека зависят от его положения в неформальной структуре отношений в малой группе. Если человека окружают люди, испытывающие к нему симпатии, то ему будет легче преодолевать жизненные трудности. Более того, недостаток симпатий уже порождает жизненные трудности. Он считал также необходимым определить положение индивида в структуре неформальных отношений, чтобы понять его проблемы.

В качестве методик исследования были взяты тест-опросник Г. Айзенка (см. приложение 1) и методика по определению социометрического статуса (см. приложение 2).

Методика социометрии была получена из учебников по социологии, социальной психологии и психодиагностике.

Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы. Социометрия - это система некоторых приёмов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Социометрический метод предполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд поставленных вопросов различного типа и характера, например: "С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?"; "…готовиться вместе к контрольной работе?" и т.д.

Тест Айзенка включает две шкалы - экстра-интроверсии и нейротизма. С помощью данных шкал тест Айзенка позволяет в полном объеме диагностировать характерологические и темпераментологические особенности личности.

В тесте Айзенка код опросника имеет шкалу лжи, в связи с этим часть бланков пришлось признать недействительными (6 бланков). В результате измерения показателей темперамента и социометрического статуса мы получаем т.н. первичные значения показателя, которые представлены неупорядоченной последовательностью чисел. Для удобства необходимо провести специальную обработку.

Было проведено подробное разъяснение правил по ответам на тестовые вопросы. Два теста проводились друг за другом. После тестового опроса бланки были собраны и обработаны исследователем.


3. Взаимодействие типа темперамента и социометрического статуса в группе


3.1 Выявление типа темперамента


Тип темперамента исследовался при помощи теста-опросника Айзенка. (см. приложение 1).

Опросник составлен английскими психологами Айзенком в 1964 году. Это и сегодня наиболее распространенный тест для оценки основных свойств личности. Из 57 вопросов 24 направлены на выявление степени интровертности или экстравертности человека. Оба эти понятия введены швейцарским психологом К. Г. Юнгом. Термины образованы от латинских корней "экстра" - "вне", "интра" - "внутрь" и "верто" - "обращаю".

Экстраверты - это личности, в силу организации их нервных процессов обращенные наружу, требующие постоянной стимуляции со стороны внешней среды. Им свойственна тяга к новым впечатлениям, такие люди нуждаются в компании; для них характерна раскованность поведения, они общительны, беззаботны, разговорчивы и в то же время импульсивны, иногда даже агрессивны. Их чувства и эмоции не всегда поддаются контролю.

Интроверты обращены внутрь. Им не нужна значительная внешняя стимуляция, и это свойство формирует специфику поведения такого человека. Он малообщителен, друзей у него немного, но он предан им надолго. Интроверт избегает шумных компаний, медлителен, серьезен, планирует свои действия и поступки, достаточно хорошо контролирует эмоции.

"Чистых" экстравертов и интровертов практически не бывает, но все мы занимаем в этом диапазоне позицию ближе к тому или иному полюсу.

Также опросник выявляет эмоциональную неустойчивость или, напротив, стабильность, уравновешенность. В тест входят 9 вопросов, позволяющих оценить, искренность ответов на тест.


Таблица 3.1. Результаты теста-опросника Айзенка

Экстраверсия-интроверсия

Нейротизм

Тип темперамента

1

14

9

Сангвиник

2

9

9

Флегматик

3

15

18

Холерик

4

14

11

Сангвиник

5

18

10

Сангвиник

6

17

14

Холерик

7

22

22

Холерик

8

14

16

Холерик

9

11

9

Флегматик

10

14

8

Сангвиник

11

14

8

Сангвиник

12

8

8

Флегматик

13

6

14

Меланхолик

14

15

7

Сангвиник

15

14

7

Сангвиник

16

7

15

Меланхолик

17

15

10

Сангвиник

18

14

5

Сангвиник

19

20

7

Сангвиник

20

10

12

Меланхолик


По результатам теста-опросника рассчитаем процентное соотношение типов темперамента


Таблица 3.2.

Тип темперамента

Кол-во человек

%

Сангвиники

10

50%

Холерики

4

20%

Флегматики

3

15%

Меланхолики

3

15%


Отобразим данную таблицу в виде диаграммы:


Рис. 3.1. Процентное соотношение типов темперамента в группе


3.2 Выявление социометрического статуса


Социометрический опросник (см. приложение 2) был роздан сразу после прохождения методики Айзенка. Социометрический опрос проводился по параметрическому методу, т.е. с ограничением количества выборов. В опроснике было предложено сделать три «положительных» и три «отрицательных» выбора на поставленные вопросы. После раздачи опросников следовали четкие инструкции по заполнению.

Обработка и представление полученных социометрических данных предусматривает построение социоматрицы (см. приложение 3). Социоматрица представляет собой таблицу, куда включаются положительные и отрицательные выборы, сделанные всеми членами изучаемой группы.

Строится социоматрица по следующему принципу: в горизонтальных строках и вертикальных столбцах, которых в каждом случае столько же, сколько членов группы, соответственно указывается, кто выбирает и кого выбирают. В местах пересечения строк и столбцов ставят знаки «+» в случае положительного выбора и « - » в случае отрицательного.

Личная позиция каждого члена группы может быть представлена количественно и определяется как алгебраическая сумма отдельных значений i-го столбца таблицы. Это дает возможность установить популярность каждого из членов группы (т.е. степень привлекательности для окружающих).

Персональный индекс социометрического статуса индивида вычисляется по формуле:



где Ci - социометрический статус индивида группы;

∑ - знак суммирования по вертикали;

Bi+ - число положительных выборов, полученных членом группы (со знаком плюс);

Bi- - число отрицательных выборов, полученных членом группы (со знаком минус);

N - количество членов в группе.

Для удобства дальнейшей работы с результатами, итоговые числа социометрического статуса были умножены на 100.

По данным социоматрицы, построенной после обработки бланков, можно составить таблицу:


Таблица 3.3. Количество положительных и отрицательных выборов и социометрический статус

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

+

5

2

1

4

2

5

3

5

1

2

2

3

2

3

4

6

1

3

5

2

-

0

2

8

2

2

1

8

7

2

1

2

0

3

1

2

7

3

3

0

5

Ci

26

21

47

32

21

32

58

63

16

16

21

16

26

21

32

68

21

32

26

37

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты