Актуальные вопросы воспитания личного состава вооруженных сил Российской Федерации

Актуальные вопросы воспитания личного состава вооруженных сил Российской Федерации

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Содержание

 

Введение.

1. Информационно-воспитательная работа.

2. Воинская дисциплина и пути ее укрепления.

3. Правовая и социальная защита подчиненных – основа воспитания военнослужащих.

4. Воинский этикет и культура общения военнослужащих.

Заключение.

Литература.


ВВЕДЕНИЕ

В традициях российских вооруженных сил командир для своих подчиненных всегда был не только начальником, но и старшим товарищем, наставником и воспитателем. Особая роль отводилась именно воспитанию, так как при всем понимании важности профессионализма воина, его специальной и физиче­ской подготовки, духовной составляющей личности солдата и матроса состоянию духа воинских коллективов российские вое­начальники придавали первостепенное значение.

В соответствии с руководящими документами система вос­питательной работы со всеми категориями военнослужащих и гражданского персонала, членами их семей представляет собой важнейшее средство формирования здорового морального духа войск (сил), компонент строительства, подготовки и примене­ния Вооруженных Сил. Поэтому министр обороны требует обеспечения единства и согласованности участия в воспитательной работе всех органов военного управления, а от командиров (начальников) всех степеней — считать воспитание лич­ного состава одним из приоритетных направлений служебной деятельности. При этом каждый офицер, прапорщик и мичман несет ответственность за результаты воспитательной работы с подчиненными.

Главным содержанием воспитательной работы является про­ведение в войсках (силах) государственной политики, формиро­вание у военнослужащих качеств гражданина-патриота, военного профессионала, надежного защитника Отечества, личной ответ­ственности за выполнение поставленных задач.


1. ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Происходящие в мире и стране события убедительно сви­детельствуют о возрастающей роли информации в жизни и деятельности каждого человека и общества в целом. В Кон­цепции национальной безопасности Российской Федерации национальные интересы России в информационной сфере вы­делены в отдельное направление и включают в себя такие во­просы, как защита национальных духовных ценностей, пропа­ганда национального культурного наследия, норм морали и общественной нравственности, обеспечение права граждан на получение достоверной информации и др. От качества реше­ния этих вопросов самым непосредственным образом зависит стабильность нашего общества, настоящее и будущее Россий­ской Федерации.

Вооруженные Силы Российской Федерации сегодня стал­киваются с теми же проблемами, что и общество в целом. По­этому важнейшая роль в современном военном строительстве наряду с решением концептуальных научно-теоретических, оперативных, экономических, кадровых и других «опросов отводится информационной работе. Это направление деятель­ности органов военного управления, воспитательной работы, командиров и начальников всех степеней в современных ус­ловиях является важнейшей составной частью воспитательной работы с личным составом армии и флота.

Информационно-воспитательная работа как фактор боеготовности войск

Информационно-воспитательная работа всегда являлась одним из наиболее существенных направлений в подготовке войск, так как именно она во многом определяла и определяет боевой дух соединений и частей.

В настоящее время информационная работа становится все более мощным фактором обеспечения боевой готовности войск, повышения морально-психологической устойчивости личного состава, испытанным средством формирования у военнослужа­щих государственно-патриотической позиции, чувства долга, профессионализма и неукоснительного следования лучшим тра­дициям российских армии и флота.

Для опытного командира совершенно очевидно, что качество выполнения задач его подчиненными во многом зависит от их настроя, убежденности в необходимости защиты Родины, готов­ности к самопожертвованию во имя Отечества. Это обусловлено усвоением каждым военнослужащим ценностей и интересов го­сударства и общества, формированием их взглядов в области го­сударственного развития и военного строительства, информиро­ванностью о вероятном противнике и многим другим.

Вот почему при организации информационной работы нужно в полной мере осознавать ее многоплановость и всевозрастающее значение как во всех сферах повседневной жизни армейских и флотских коллективов, так и в ходе ведения боевых действий.

Цели и задачи информационной работы

Под информационной работой понимается целенаправленное  комплексное  использование органами военного управления, военными СМИ, офицерами и прапорщиками средств и методов информационного воз­действия на личный состав в целях успешного решения задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации.

Главная цель— способствовать укреплению убежденности воинов в необходимости и важности вооруженной защиты Оте­чества, формирование у каждого военнослужащего чувства от­ветственности за судьбу армии и флота, поддержание высокой боевой готовности, воинской дисциплины и правопорядка.

Информационная работа в ходе боевой подготовки

Боевая подготовка является важнейшей составляющей жизнедеятельности Вооруженных Сил. Изучение личным составом оружия и боевой техники, способов ведения вооруженной борьбы, формирование у вои­нов военного профессионализма, передача им военно-специальных знаний и навыков практических действий в соот­ветствии со спецификой данного подразделения и части нераз­рывно связаны с развитием их мировоззрения, освоения ими ис­торического опыта и воинских традиций российских армии и флота, формированием морально-психологических и боевых ка­честв. То есть с воспитанием личности военнослужащего, воору­женного защитника Отечества.

В ходе занятий следует рассматривать весь учебный материал через призму проблем военного строительства, разъяснять лич­ному составу цели и ожидаемые результаты шагов, предприни­маемых государством в целях укрепления обороны страны, раз­вития Вооруженных Сил Российской Федерации, а также при необходимости связывать его с внешнеполитическими задачами России, ее национальными целями и интересами. Весь комплекс задач, решаемых в Ходе занятий по боевой подготовке, необхо­димо тесно увязывать с проблемами, стоящими перед данными соединением, частью и подразделением, соотносить с их специ­фикой и выполняемыми задачами.

Следует постоянно помнить, что на таких занятиях не может и не должно быть второстепенной информации. Вся информа­ционная работа офицеров и прапорщиков должна способство­вать повышению профессионализма каждого воина, его уверен­ности в своих возможностях, в своих товарищах, в оружии и боевой технике. Она должна оказывать позитивное воздействие на повышение слаженности, боевого мастерства расчетов, эки­пажей и подразделений и, в конечном счете, на боеготовность части и соединения.

Общественно-государственная подготовка – важнейшая форма информационно-воспитательной работы

Ключевую  роль  в  информационно-воспитательной работе играет общественно-государственная подготовка (ОПТ). Она имеет четкую структуру, обладает содержательной глубиной и большими возможностями по воздействию на сознание личного состава. Целью общественно-государственной подготовки является формирование у личного состава готовности к защите Отечества, верно­сти воинскому долгу, дисциплинированности, ответственности и гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, а также совершенствование психолого-педагогических и правовых знаний военнослужащих.

В сравнении с другими видами информационного воздействия общественно-государственная подготовка имеет наиболее разра­ботанную учебно-методическую базу, позволяет убедительно и основательно довести до военнослужащих вопросы государст­венной политики, отечественной истории, права и др.

Она является наиболее эффективным каналом получения во­еннослужащими системы знаний, способствующих формирова­нию у воинов чувства чести и достоинства, национальной гордо­сти, ответственности за судьбу своего народа, убежденности в необходимости твердого отстаивания интересов Российской Фе­дерации, т. е. всего того, что лежит в основе мировоззрения за­щитника Отечества.

Информирование

Другой эффективной формой информационного обеспечения задач, решаемых Воо­руженными Силами, Российской  Федера­ции, является информирование личного состава.

Информирование солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих службу по призыву, организуется 2 раза в неделю по 30 минут; прапорщиков (мичманов), курсантов (слушателей) во­енно-учебных заведений— 1 раз в неделю по 1 часу; офице­ров—2 раза в месяц по 1 часу; гражданского персонала, членов семей военнослужащих—Не менее 1 раза в месяц.

Таким образом, информирование, являясь оперативной фор­мой, позволяет своевременно разъяснить проводимые государст­венными органами мероприятия по военному строительству, ук­реплению обороноспособности страны, обеспечению безопасно­сти российского общества и др.; факты успешного выполнения задач, стоящих перед армией и флотом, конкретными соединениями и частями; приказы и директивы министра обороны, ко­мандиров и начальников.

Информационная работа – постоянная забота командира

Наряду с названными формами в интересах информационного обеспечения повышения боевой готовности соединений и частей, постоянная забота укрепления воинской дисциплины и право порядка в воинских коллективах следует использовать культурно-досуговую работу с личным составом. В первую очередь имеются в виду тематиче­ские вечера, устные журналы, викторины, художественная само­деятельность и многое другое. Речь идет о тех мероприятиях, в проведении которых в войсках накоплен немалый опыт. Творче­ское их использование дает возможность сделать информацион­но-воспитательную работу не только более разнообразной, но и повышает ее эффективность, придает большую убедительность предлагаемой воинам информации, помогает более глубокому ее осмыслению.

Кроме перечисленных форм информационно-воспитательной работы, направленной на решение задач боевой подготовки и боевого дежурства, следует использовать и другие способы ин­формационного воздействия на личный состав. Так, немаловаж­ную роль в жизни воинского коллектива способна играть стенная печать. Различные формы ее использования позволяют влиять на настроения военнослужащих, способствуют формированию оп­ределенного отношения воинов к успехам и проступкам сослу­живцев, дают возможность информационного воздействия на сознание и чувства подчиненных в интересах повышения боего­товности подразделений, укрепления правопорядка и воинской дисциплины. Однако в некоторых подразделениях значение стенной печати порой недооценивается. В этих условиях задача офицеров и прапорщиков заключается в том, чтобы превратить эту работу из необходимой формальности в значительное под­спорье в информационно-воспитательной работе. Для этого необходим творческий подход к ней, правильная оценка и осозна­ние командиром всех возможностей средств наглядной опера­тивной информации.

2. ВОИНСКАЯ ДИСЦИПЛИНА И ПУТИ ЕЕ УКРЕПЛЕНИЯ

Укрепление воинской дисциплины— задача, которую коман­дир решает повседневно. Она состоит в обеспечении соблюдения подчиненными уставных норм поведения; организации службы и боевой подготовки личного состава л полном соответствии с тре­бованиями уставов и Других руководящих документов; создании условий, стимулирующих проявление дисциплинированности ка­ждым воином и воинским коллективом.

Внедряя уставные нормы поведения военнослужащих, ко­мандир получает возможность качественно и эффективно ре­шать задачи обучения и воспитания личного состава и успеш­но вести боевые действия в военное время.

Сущность и функции воинской дисциплины

Поддержание  и  совершенствование   воинской дисциплины строится на ряде уставных положений,   которые   определяют,   каким воинской должен быть порядок в воинском подразделении и каким образом он обеспечивается.

В.Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации дисциплина определяется как «строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами коман­диров (начальников)». Это значит, что отправной точкой как в понимании дисциплины, так и в ее обеспечении являются правила поведения военнослужащих. Дисциплина начинается с правил. Без них дисциплины не бывает. Их необходимость, нерушимость и обязательность выполнения должны быть осознаны каждым воен­нослужащим. Одновременно благодаря деятельности командиров, специфической обстановке воинского коллектива происходят при­обретение практического опыта и формирование привычки к по­рядку, который этими правилами определяется. Дисциплина суще­ствует только там, где внедрены четкие правила действий и взаи­моотношений и где они надлежащим образом исполняются. Пра­вила же фактически отсутствуют; если они четко не определены, если военнослужащие их не знают, неправильно толкуют или иг­норируют, пользуясь бесконтрольностью попустительством.

Воинская дисциплина выполняет в жизни и деятельности под­разделения и каждого воина важные функции. Во-первых, она гарантирует «уважение личности, национального достоинства, социальной и правовой защищенности военнослужащего». Дис­циплина позволяет воину «быть уверенным в неприкосновенно­сти его личности, уважении его чести». Она создает в подразде­лении здоровый психологический климат, в котором каждый воин чувствует себя комфортно, может полностью сосредоточиться на повышений боевого мастерства, решении служебных задач. Во-вторых, дисциплина обеспечивает ( высокую управляемость подразделения и тем самым определяет его боевые возможности. В-третьих, дисциплина дает возможность с наибольшей эффек­тивностью использовать время, оружие, материальные ресурсы и человеческие силы для решения задач в мирное время и в бою.

Работа по укреплению воинской дисциплины      

Требуемое состояние воинской дисциплины подразделении достигается усилиями командира, направленными на решение следующих конкретных задач:

формирование у военнослужащих мораль­ных и боевых качеств, необходимых для ус­пешного выполнения задач, стоящих перед Вооруженными Сила­ми, в том числе чувства собственного достоинства, чувства личной ответственности за выполнение своих обязанностей и требований воинских уставов и готовности к беспрекословному выполнению приказов и распоряжений командиров (начальников);

четкая организация боевой подготовки и поддержание в под­разделении уставного внутреннего порядка и распорядка дня;

постоянная забота о подчиненных, создание и совершенство­вание в подразделении материально-бытовых условий, благопри­ятствующих дисциплинированному поведению личного состава.

Решая эти задачи, командир должен быть требовательным к своим подчиненным, контролировать соблюдение ими уставных правил и выполнение полученных распоряжений, применяя в не­обходимых случаях меры убеждения, принуждения и обществен­ного воздействия, справедливо поощряя достойных и взыскивая с нерадивых.

Надежная дисциплина, порядок в подразделении являются ре­зультатом общих усилий каждого военнослужащего в отдельно­сти и коллектива в целом. Они зависят от командования подраз­деления, а также от подготовленности и ответственности млад­ших командиров, качества несения службы суточным нарядом, работы общественных организаций. И чем эффективнее деятель­ность всех перечисленных субъектов, чем выше взаимопонима­ние между ними и теснее их взаимодействие, тем крепче в дан­ном подразделении воинская дисциплина и уставной порядок, выше организованность.

Условия поддержания уставного порядка 

Командир эффективно справляется с возложенной на него задачей по поддержанию твердого уставного порядка среди подчиненных, если ему удается соблюсти ряд не­обходимых условий.

Одним из важнейших условий является его личная дисципли­нированность. Дисциплина подразделения начинается с дисцип­лины командира, поэтому всякое дисциплинарное мероприятие разумно начинать с себя. Молодому воину прежде всего необхо­димо сформировать в своем сознании образ дисциплинированно­го солдата, а это трудно сделать, не имея перед собой авторитет­ного, уважаемого человека, который образцово соблюдает зако­ны, уставы, воинские традиции и приказания начальников.

Личная дисциплинированность командира — это своего рода стартовая площадка для эффективного выполнения дисципли­нарных функций. Командир, допустивший личную недисципли­нированность, утративший в глазах подчиненных авторитет справедливого и требовательного к себе начальника, теряет фактически и дисциплинарную власть над ними. Внушить мысль «делай то, что говорю, а не то, что делаю» — напрасный труд.

Личная дисциплинированность командира имеет две состав­ляющие. Первая — это безукоризненное соблюдение общих обя­занностей военнослужащих, т. е. тех дисциплинарных норм, ко­торые в равной степени относятся ко всем — и начальникам, и подчиненным. Вторая — это дисциплина власти, которая означа­ет, недопущение каких-либо злоупотреблений предоставленной властью, законность и справедливость требований, предъявляе­мых подчиненным.

Если требования начальника произвольны, капризны, свое­корыстны, не согласуются с положениями законов и уставов, они не могут лечь в основу работы по укреплению дисципли­ны, поскольку противоречат ее духу. Предъявляющий подоб­ные требования начальник сам является нарушителем дисцип­лины и может привлекаться к дисциплинарной и даже уголов­ной ответственности.

Другое условие - командирское управленческое искусство: умение распоряжаться, приказывать, ставить задачи. Принимать разумные и верные решения может тот командир, который хо­рошо изучил военное дело, имеет глубокие теоретические знания и практический опыт решения задач, стоящих перед подразделе­нием и частью. При этом необходимо твердо знать функциональ­ные обязанности подчиненных и морально-психологические воз­можности своего подразделения. Командирское искусство вклю­чает также умение конкретизировать задачу каждого должност­ного лица подразделения. Правильная постановка подчиненным задач предполагает умение командира становиться на точку зре­ния исполнителя. Искусство командира немыслимо без умения добиваться неукоснительного и точного выполнения своих при­казаний, приказов вышестоящего командования.

Важным условием в работе по укреплению воинской дисцип­лины является опора на положительное. Необходимо чуткое отно­шение, своевременное и адекватное реагирование на проявления подчиненными высокой дисциплинированности. Так; например, заслуживают одобрения и поощрения действия рядового воина, направленные на предупреждение проступков со стороны своих сослуживцев. Личный вклад воинов в поддержание и восстановле­ние порядка — это очень ценное проявление дисциплинированно­сти. На это нацеливают и требования воинских уставов; всем воен­нослужащим предписывается «содействовать командирам (началь­никам) в поддержании порядка и дисциплины» (статья 16 Устава внутренней службы; статья 8 Дисциплинарного устава).

Следует также поощрять самостоятельное изучение и глубо­кое знание уставов, заботливое отношение к своему внешнему виду, содержание в образцовом порядке оружия, техники, иму­щества. Внимательное отношение командира к подобным фактам позволяет добиться больших результатов в воспитании подчи­ненных. Также имеет значение активная общественная реакция на индивидуальные проявления дисциплинированности и тем более на факты нарушения уставных норм.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты