Актуальные вопросы воспитания личного состава вооруженных сил Российской Федерации
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Содержание
Введение.
1. Информационно-воспитательная работа.
2. Воинская дисциплина и пути ее укрепления.
3. Правовая и социальная защита подчиненных – основа воспитания военнослужащих.
4. Воинский этикет и культура общения военнослужащих.
Заключение.
Литература.
ВВЕДЕНИЕ
В традициях российских вооруженных сил командир для своих подчиненных всегда был не только начальником, но и старшим товарищем, наставником и воспитателем. Особая роль отводилась именно воспитанию, так как при всем понимании важности профессионализма воина, его специальной и физической подготовки, духовной составляющей личности солдата и матроса состоянию духа воинских коллективов российские военачальники придавали первостепенное значение.
В соответствии с руководящими документами система воспитательной работы со всеми категориями военнослужащих и гражданского персонала, членами их семей представляет собой важнейшее средство формирования здорового морального духа войск (сил), компонент строительства, подготовки и применения Вооруженных Сил. Поэтому министр обороны требует обеспечения единства и согласованности участия в воспитательной работе всех органов военного управления, а от командиров (начальников) всех степеней — считать воспитание личного состава одним из приоритетных направлений служебной деятельности. При этом каждый офицер, прапорщик и мичман несет ответственность за результаты воспитательной работы с подчиненными.
Главным содержанием воспитательной работы является проведение в войсках (силах) государственной политики, формирование у военнослужащих качеств гражданина-патриота, военного профессионала, надежного защитника Отечества, личной ответственности за выполнение поставленных задач.
1. ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Происходящие в мире и стране события убедительно свидетельствуют о возрастающей роли информации в жизни и деятельности каждого человека и общества в целом. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации национальные интересы России в информационной сфере выделены в отдельное направление и включают в себя такие вопросы, как защита национальных духовных ценностей, пропаганда национального культурного наследия, норм морали и общественной нравственности, обеспечение права граждан на получение достоверной информации и др. От качества решения этих вопросов самым непосредственным образом зависит стабильность нашего общества, настоящее и будущее Российской Федерации.
Вооруженные Силы Российской Федерации сегодня сталкиваются с теми же проблемами, что и общество в целом. Поэтому важнейшая роль в современном военном строительстве наряду с решением концептуальных научно-теоретических, оперативных, экономических, кадровых и других «опросов отводится информационной работе. Это направление деятельности органов военного управления, воспитательной работы, командиров и начальников всех степеней в современных условиях является важнейшей составной частью воспитательной работы с личным составом армии и флота.
Информационно-воспитательная работа как фактор боеготовности войск
Информационно-воспитательная работа всегда являлась одним из наиболее существенных направлений в подготовке войск, так как именно она во многом определяла и определяет боевой дух соединений и частей.
В настоящее время информационная работа становится все более мощным фактором обеспечения боевой готовности войск, повышения морально-психологической устойчивости личного состава, испытанным средством формирования у военнослужащих государственно-патриотической позиции, чувства долга, профессионализма и неукоснительного следования лучшим традициям российских армии и флота.
Для опытного командира совершенно очевидно, что качество выполнения задач его подчиненными во многом зависит от их настроя, убежденности в необходимости защиты Родины, готовности к самопожертвованию во имя Отечества. Это обусловлено усвоением каждым военнослужащим ценностей и интересов государства и общества, формированием их взглядов в области государственного развития и военного строительства, информированностью о вероятном противнике и многим другим.
Вот почему при организации информационной работы нужно в полной мере осознавать ее многоплановость и всевозрастающее значение как во всех сферах повседневной жизни армейских и флотских коллективов, так и в ходе ведения боевых действий.
Цели и задачи информационной работы
Под информационной работой понимается целенаправленное комплексное использование органами военного управления, военными СМИ, офицерами и прапорщиками средств и методов информационного воздействия на личный состав в целях успешного решения задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации.
Главная цель— способствовать укреплению убежденности воинов в необходимости и важности вооруженной защиты Отечества, формирование у каждого военнослужащего чувства ответственности за судьбу армии и флота, поддержание высокой боевой готовности, воинской дисциплины и правопорядка.
Информационная работа в ходе боевой подготовки
Боевая подготовка является важнейшей составляющей жизнедеятельности Вооруженных Сил. Изучение личным составом оружия и боевой техники, способов ведения вооруженной борьбы, формирование у воинов военного профессионализма, передача им военно-специальных знаний и навыков практических действий в соответствии со спецификой данного подразделения и части неразрывно связаны с развитием их мировоззрения, освоения ими исторического опыта и воинских традиций российских армии и флота, формированием морально-психологических и боевых качеств. То есть с воспитанием личности военнослужащего, вооруженного защитника Отечества.
В ходе занятий следует рассматривать весь учебный материал через призму проблем военного строительства, разъяснять личному составу цели и ожидаемые результаты шагов, предпринимаемых государством в целях укрепления обороны страны, развития Вооруженных Сил Российской Федерации, а также при необходимости связывать его с внешнеполитическими задачами России, ее национальными целями и интересами. Весь комплекс задач, решаемых в Ходе занятий по боевой подготовке, необходимо тесно увязывать с проблемами, стоящими перед данными соединением, частью и подразделением, соотносить с их спецификой и выполняемыми задачами.
Следует постоянно помнить, что на таких занятиях не может и не должно быть второстепенной информации. Вся информационная работа офицеров и прапорщиков должна способствовать повышению профессионализма каждого воина, его уверенности в своих возможностях, в своих товарищах, в оружии и боевой технике. Она должна оказывать позитивное воздействие на повышение слаженности, боевого мастерства расчетов, экипажей и подразделений и, в конечном счете, на боеготовность части и соединения.
Общественно-государственная подготовка – важнейшая форма информационно-воспитательной работы
Ключевую роль в информационно-воспитательной работе играет общественно-государственная подготовка (ОПТ). Она имеет четкую структуру, обладает содержательной глубиной и большими возможностями по воздействию на сознание личного состава. Целью общественно-государственной подготовки является формирование у личного состава готовности к защите Отечества, верности воинскому долгу, дисциплинированности, ответственности и гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, а также совершенствование психолого-педагогических и правовых знаний военнослужащих.
В сравнении с другими видами информационного воздействия общественно-государственная подготовка имеет наиболее разработанную учебно-методическую базу, позволяет убедительно и основательно довести до военнослужащих вопросы государственной политики, отечественной истории, права и др.
Она является наиболее эффективным каналом получения военнослужащими системы знаний, способствующих формированию у воинов чувства чести и достоинства, национальной гордости, ответственности за судьбу своего народа, убежденности в необходимости твердого отстаивания интересов Российской Федерации, т. е. всего того, что лежит в основе мировоззрения защитника Отечества.
Информирование
Другой эффективной формой информационного обеспечения задач, решаемых Вооруженными Силами, Российской Федерации, является информирование личного состава.
Информирование солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих службу по призыву, организуется 2 раза в неделю по 30 минут; прапорщиков (мичманов), курсантов (слушателей) военно-учебных заведений— 1 раз в неделю по 1 часу; офицеров—2 раза в месяц по 1 часу; гражданского персонала, членов семей военнослужащих—Не менее 1 раза в месяц.
Таким образом, информирование, являясь оперативной формой, позволяет своевременно разъяснить проводимые государственными органами мероприятия по военному строительству, укреплению обороноспособности страны, обеспечению безопасности российского общества и др.; факты успешного выполнения задач, стоящих перед армией и флотом, конкретными соединениями и частями; приказы и директивы министра обороны, командиров и начальников.
Информационная работа – постоянная забота командира
Наряду с названными формами в интересах информационного обеспечения повышения боевой готовности соединений и частей, постоянная забота укрепления воинской дисциплины и право порядка в воинских коллективах следует использовать культурно-досуговую работу с личным составом. В первую очередь имеются в виду тематические вечера, устные журналы, викторины, художественная самодеятельность и многое другое. Речь идет о тех мероприятиях, в проведении которых в войсках накоплен немалый опыт. Творческое их использование дает возможность сделать информационно-воспитательную работу не только более разнообразной, но и повышает ее эффективность, придает большую убедительность предлагаемой воинам информации, помогает более глубокому ее осмыслению.
Кроме перечисленных форм информационно-воспитательной работы, направленной на решение задач боевой подготовки и боевого дежурства, следует использовать и другие способы информационного воздействия на личный состав. Так, немаловажную роль в жизни воинского коллектива способна играть стенная печать. Различные формы ее использования позволяют влиять на настроения военнослужащих, способствуют формированию определенного отношения воинов к успехам и проступкам сослуживцев, дают возможность информационного воздействия на сознание и чувства подчиненных в интересах повышения боеготовности подразделений, укрепления правопорядка и воинской дисциплины. Однако в некоторых подразделениях значение стенной печати порой недооценивается. В этих условиях задача офицеров и прапорщиков заключается в том, чтобы превратить эту работу из необходимой формальности в значительное подспорье в информационно-воспитательной работе. Для этого необходим творческий подход к ней, правильная оценка и осознание командиром всех возможностей средств наглядной оперативной информации.
2. ВОИНСКАЯ ДИСЦИПЛИНА И ПУТИ ЕЕ УКРЕПЛЕНИЯ
Укрепление воинской дисциплины— задача, которую командир решает повседневно. Она состоит в обеспечении соблюдения подчиненными уставных норм поведения; организации службы и боевой подготовки личного состава л полном соответствии с требованиями уставов и Других руководящих документов; создании условий, стимулирующих проявление дисциплинированности каждым воином и воинским коллективом.
Внедряя уставные нормы поведения военнослужащих, командир получает возможность качественно и эффективно решать задачи обучения и воспитания личного состава и успешно вести боевые действия в военное время.
Сущность и функции воинской дисциплины
Поддержание и совершенствование воинской дисциплины строится на ряде уставных положений, которые определяют, каким воинской должен быть порядок в воинском подразделении и каким образом он обеспечивается.
В.Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации дисциплина определяется как «строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)». Это значит, что отправной точкой как в понимании дисциплины, так и в ее обеспечении являются правила поведения военнослужащих. Дисциплина начинается с правил. Без них дисциплины не бывает. Их необходимость, нерушимость и обязательность выполнения должны быть осознаны каждым военнослужащим. Одновременно благодаря деятельности командиров, специфической обстановке воинского коллектива происходят приобретение практического опыта и формирование привычки к порядку, который этими правилами определяется. Дисциплина существует только там, где внедрены четкие правила действий и взаимоотношений и где они надлежащим образом исполняются. Правила же фактически отсутствуют; если они четко не определены, если военнослужащие их не знают, неправильно толкуют или игнорируют, пользуясь бесконтрольностью попустительством.
Воинская дисциплина выполняет в жизни и деятельности подразделения и каждого воина важные функции. Во-первых, она гарантирует «уважение личности, национального достоинства, социальной и правовой защищенности военнослужащего». Дисциплина позволяет воину «быть уверенным в неприкосновенности его личности, уважении его чести». Она создает в подразделении здоровый психологический климат, в котором каждый воин чувствует себя комфортно, может полностью сосредоточиться на повышений боевого мастерства, решении служебных задач. Во-вторых, дисциплина обеспечивает ( высокую управляемость подразделения и тем самым определяет его боевые возможности. В-третьих, дисциплина дает возможность с наибольшей эффективностью использовать время, оружие, материальные ресурсы и человеческие силы для решения задач в мирное время и в бою.
Работа по укреплению воинской дисциплины
Требуемое состояние воинской дисциплины подразделении достигается усилиями командира, направленными на решение следующих конкретных задач:
формирование у военнослужащих моральных и боевых качеств, необходимых для успешного выполнения задач, стоящих перед Вооруженными Силами, в том числе чувства собственного достоинства, чувства личной ответственности за выполнение своих обязанностей и требований воинских уставов и готовности к беспрекословному выполнению приказов и распоряжений командиров (начальников);
четкая организация боевой подготовки и поддержание в подразделении уставного внутреннего порядка и распорядка дня;
постоянная забота о подчиненных, создание и совершенствование в подразделении материально-бытовых условий, благоприятствующих дисциплинированному поведению личного состава.
Решая эти задачи, командир должен быть требовательным к своим подчиненным, контролировать соблюдение ими уставных правил и выполнение полученных распоряжений, применяя в необходимых случаях меры убеждения, принуждения и общественного воздействия, справедливо поощряя достойных и взыскивая с нерадивых.
Надежная дисциплина, порядок в подразделении являются результатом общих усилий каждого военнослужащего в отдельности и коллектива в целом. Они зависят от командования подразделения, а также от подготовленности и ответственности младших командиров, качества несения службы суточным нарядом, работы общественных организаций. И чем эффективнее деятельность всех перечисленных субъектов, чем выше взаимопонимание между ними и теснее их взаимодействие, тем крепче в данном подразделении воинская дисциплина и уставной порядок, выше организованность.
Условия поддержания уставного порядка
Командир эффективно справляется с возложенной на него задачей по поддержанию твердого уставного порядка среди подчиненных, если ему удается соблюсти ряд необходимых условий.
Одним из важнейших условий является его личная дисциплинированность. Дисциплина подразделения начинается с дисциплины командира, поэтому всякое дисциплинарное мероприятие разумно начинать с себя. Молодому воину прежде всего необходимо сформировать в своем сознании образ дисциплинированного солдата, а это трудно сделать, не имея перед собой авторитетного, уважаемого человека, который образцово соблюдает законы, уставы, воинские традиции и приказания начальников.
Личная дисциплинированность командира — это своего рода стартовая площадка для эффективного выполнения дисциплинарных функций. Командир, допустивший личную недисциплинированность, утративший в глазах подчиненных авторитет справедливого и требовательного к себе начальника, теряет фактически и дисциплинарную власть над ними. Внушить мысль «делай то, что говорю, а не то, что делаю» — напрасный труд.
Личная дисциплинированность командира имеет две составляющие. Первая — это безукоризненное соблюдение общих обязанностей военнослужащих, т. е. тех дисциплинарных норм, которые в равной степени относятся ко всем — и начальникам, и подчиненным. Вторая — это дисциплина власти, которая означает, недопущение каких-либо злоупотреблений предоставленной властью, законность и справедливость требований, предъявляемых подчиненным.
Если требования начальника произвольны, капризны, своекорыстны, не согласуются с положениями законов и уставов, они не могут лечь в основу работы по укреплению дисциплины, поскольку противоречат ее духу. Предъявляющий подобные требования начальник сам является нарушителем дисциплины и может привлекаться к дисциплинарной и даже уголовной ответственности.
Другое условие - командирское управленческое искусство: умение распоряжаться, приказывать, ставить задачи. Принимать разумные и верные решения может тот командир, который хорошо изучил военное дело, имеет глубокие теоретические знания и практический опыт решения задач, стоящих перед подразделением и частью. При этом необходимо твердо знать функциональные обязанности подчиненных и морально-психологические возможности своего подразделения. Командирское искусство включает также умение конкретизировать задачу каждого должностного лица подразделения. Правильная постановка подчиненным задач предполагает умение командира становиться на точку зрения исполнителя. Искусство командира немыслимо без умения добиваться неукоснительного и точного выполнения своих приказаний, приказов вышестоящего командования.
Важным условием в работе по укреплению воинской дисциплины является опора на положительное. Необходимо чуткое отношение, своевременное и адекватное реагирование на проявления подчиненными высокой дисциплинированности. Так; например, заслуживают одобрения и поощрения действия рядового воина, направленные на предупреждение проступков со стороны своих сослуживцев. Личный вклад воинов в поддержание и восстановление порядка — это очень ценное проявление дисциплинированности. На это нацеливают и требования воинских уставов; всем военнослужащим предписывается «содействовать командирам (начальникам) в поддержании порядка и дисциплины» (статья 16 Устава внутренней службы; статья 8 Дисциплинарного устава).
Следует также поощрять самостоятельное изучение и глубокое знание уставов, заботливое отношение к своему внешнему виду, содержание в образцовом порядке оружия, техники, имущества. Внимательное отношение командира к подобным фактам позволяет добиться больших результатов в воспитании подчиненных. Также имеет значение активная общественная реакция на индивидуальные проявления дисциплинированности и тем более на факты нарушения уставных норм.
Страницы: 1, 2