Здоровый образ жизни как научная проблема

   При ранжировании составляющих здорового образа жизни педагоги и студенты в первую очередь отмечали отсутствие вредных привычек, полноценное и правильное питание, но меньше внимания уделяли занятиям спортом.

На первое место большинство учителей (25 % опрошенных) поставили «Вести осмысленную жизнь» (табл. 1). Вероятно, это связано с тем, что он был задан после варианта «Не вести беспорядочную половую жизнь» и противовес ему – «Вести осмысленную жизнь». Большинство студентов (28,5 %) на первое место поставили «Не употреблять наркотики». Явное отражение бытующих представлений в студенческой среде, возможно связанное, в том числе, с интенсивной антинаркотической пропагандой. Но отношение к таким вредным привычкам, как курение и употребление алкоголя, не всегда отрицательное. Если у педагогов вариант ответа»не пить» связан с ЗОЖ (3-е место), то к курению учителя относятся более благосклонно. Студенты курение и употребление алкоголя слабо связывают с ЗОЖ – 8-9 места соответственно

Гармоничные отношения в семье больше волнуют студентов (9,5 %), чем у учителей (1,6 %).

Позитивное отношение к себе, по мнению студентов, вообще не связанного со здоровым образом жизни. Учителя больше внимания уделяют позитивному отношение к себе (6-е место). Но удивительно, что ни один педагог и все студенты – будущие педагоги, не считают, что доброжелательное отношение к другим людям связано со здоровым образом жизни.

Сама процедура ранжирования предложенных составляющих здорового образа жизни расширила представления респондентов о нем. Такого типа исследования выступают еще и фактором формирования более полных представлений о здоровье и факторов его определяющих.

В иерархии ценностей здоровье у всех участников исследования стоит на первом месте, семья – на 2-м (табл. 2). В этом проявляется понимание того, что семья – это источник поддержки и сил для любого человека.

В системе первое место традиционно занимает здоровье. Но выявилось противоречие: с возрастом ценность здоровья, по нашему мнению, должна возрастать в связи с появлением возрастных проблем со здоровьем. Здоровье же оказалось наиболее значимо для каждого второго студента, и только около 40 % опрошенных педагогов поставили здоровье, как ценность, на первое место.

По отношению к семье мнения также совпали: практически каждый пятый опрошенный поставил семью, как ценность, на первое место.

Уверенность в себе важна для 16,0 учителей, но не имеет значения для студентов. Для них более значимым является творчество – 3-е ранговое место.

Студенты оказались более стереотипными в выборе. Ценности, занявшие первые два места, выбрали трое из четырех опрошенных студентов, учителя – около 60 %.

Любовь имеет первоочередное значение для 8,0 % студентов и 8,9 педагогов. Очевидно, с одной стороны, любовь для женщин, как ценность, менее значима (4-е место), с другой - 16 –я и любовь оказались слабо связанными друг с другом. На наш взгляд, выявлена особенность, которая требует дополнительных социально-психологических исследований: семья как ценность значима практически для каждого пятого опрошенного педагога и студента, но отношения в семье почти не основаны на любви и слабо связаны со здоровьем.

Это может, по нашему мнению, указывать на тенденцию к возрастанию индивидуалистических, в большей степени «западных» ценностей, к отходу от свойственной российской ментальности общинности, стремления к коллективизму, любовь ближнему. Но стремление к удовольствиям – «американизированная» ценность, менее значимо для российских учителей и студентов. «Развлечение», как ценность, заняло 6-е ранговое место у молодых студентов и не имеет значения для педагогов.

Познание и развитие мало значимы для учителей и будущих учителей – студентов. Эти ценности заняли соответственно 5-е и 7-е место у педагогов и не значимы для студентов. Полученный результат согласуется с изучением готовности к саморазвитию учителей начальных классов, проведенной нами в городской гимназии. На вопрос «Хочу знать себя и могу совершенствоваться?» ответили утвердительно только 18,2 % опрошенных педагогов. «Хочу знать себя» - 63,6 %, «Не хочу знать себя» - 9,1 % и «Не могу измениться» - 36,4 % педагогов.

Очевидно, именно поэтому ценность «Образование» заняла 5-е и 6-е места соответственно у студентов и учителей.

Низкий рейтинг ценности «Интересная работа», как для учителей, так и для студентов, вероятно, отражает отношение к профессиональной работе как рутинной, неинтересной, но обязательной деятельности. Альтруизм не свойствен опрошенным студентам и счастье других не является для них первостепенной ценностью. Но эта ценность значима для 3,6 % педагогов.

Материальная обеспеченность не является ценностью для учителей и только на 7-м месте у студентов. При этом творчество для педагогов и тем более для студентов, оказалось более значимым, чем материальная обеспеченность.

Удивительно единодушным оказалось безразличное отношение к дружбе и красоте. Ни один из опрошенных не поставил эти базовые для человека ценности на первое место.


Таблица 1.

Варианты ответов ранговые места

Студенты

Учителя

%

Место

%

Место

Не пить

1,9

8

13,3

3

Не курить

1,4

9

3,3

7

Заниматься спортом

7,1

6

10,0

4

Питание

19,0

2

13,3

3

Не употреблять наркотики

28,5

1

16,6

2

Не вести беспорядочную половую жизнь

0,9

10

-

-

Вести осмысленную жизнь

14,2

3

25,0

1

Жить полноценной духовной жизнью

4,7

7

6,6

5

Позитивное отношение к себе

-

-

5,0

6

Доброжелательное отношение к другим людям

-

-

-

-

Гармоничные отношения в семье

9,5

4

1,6

8

Саморазвитие, самосовершенствование

7,6

5

5,0

6


Таблица 2

Варианты ответов

Студенты

Учителя

%

Место

%

Место

Образование

2,8

5

3,6

6

Здоровье

50,0

1

39,6

1

Семья

23,8

2

19,6

2

Дружба

-

-

-

-

Красота

-

-

-

-

Любовь

8,0

4

8,9

4

Познание

-

-

5,3

5

Развитие

-

-

1,8

7

Уверенность в себе

-

-

16,0

3

Творчество

9,5

3

3,6

6

Интересная работа

0,9

7

-

-

Материальная обеспеченность

0,9

7

-

-

Счастье других

-

-

3,6

6

Развлечение

1,4

6

-

-


Таким образом, ценность здоровья и зависимость от него качества жизни подчеркивает большинство опрошенных, общая неуверенность учителей, снижает стремление к красоте и совершенству, снижает мотивацию к здоровому образу жизни. Осознание важности здорового образа жизни для эффективности жизнедеятельности и самореализации на когнитивном уровне при весьма ограниченных стереотипных представлениях о нем и глубинных несформированных установках приводит к тому, что в большинстве случаев лишь экстремальные ситуации могут побудить к реализации здорового образа жизни. Очевидно, это и является одной из причин проблем со здоровьем педагогов и будущих учителей – студентов, а в последующем и у школьников.


3. Правильное питание как фактор здорового образа жизни


Питание и здоровье. Когда человек молод, здоров, он меньше всего обращает внимание на сохранение своего здоровья. Есть очень хорошая мудрая пословица: «Что имеем – не храним, потеряем – плачем».

О здоровье в любой возрастной период можно судить по способности организма нормально функционировать во внешней среде и при ее изменениях, сохранять трудоспособность. Наряду с субъективной оценкой здоровья существует перечень объективных данных (т.е. результатов обследования), которые позволяют сделать заключение о состоянии здоровья.

Одним из факторов этих данных является питание. При правильном рациональном питании человек меньше подвергается заболеваниям легче с ними справляется. Рациональное питание способствует и предупреждению преждевременного старения.

Неправильное питание приводит к нарушению здоровья постепенно, но, как правило, однозначно.

Режим, ритм и эстетика питания. Человек должен знать, сколько калорий в день ему необходимо, каково среди этих калорий должно быть соотношение белков, жиров, углеводов, минеральных солей, сколько раз в день надо есть, каковы принципы составления меню, не забывать об эстетике питания. У здоровых людей потребность в калориях зависит от интенсивности труда (профессионального, домашнего), возраста, антропометрических данных.

Целесообразно придерживаться определенного режима питания. Режим питания включает кратность приема пищи, интервалы между приема пищи, распределение энергетической ценности суточного рациона.

Большинство специалистов сходится на том, что наиболее целесообразным является 4-х разовое питание, так как оно обеспечивает равномерную нагрузку пищеварительного тракта и полную обработку пищи.

Ритм питания может быть индивидуальным. Но необходимо помнить, что соблюдение ритма очень важно. Организм имеет свои «биологические часы». ( В течение суток ритм всех жизненных процессов циклически меняется. Эти изменения отмечаются в деятельности пищеварительных желез: в определенные часы они активизируются, в другие затормаживаются. При их активизации испытывается чувство голода. Поэтому, когда человек принимает пищу в одно и то время, органы пищеварения рефлекторно начинают усиливать свою деятельность. При изменении времени приема пищи выделяющийся желудочный сок при не поступающей пищи и определенных условиях может повредить слизистую оболочку желудка.)

Процесс пищеварения связан с биоритмами – безусловным рефлексом и временем принятия пищи человеком – условным рефлексом.

При слишком больших перерывах в приеме пищи в организме может развиться гипоглекмия, то есть значительно уменьшается количество сахара в крови. Недостаточное его поступление в головной мозг снижает работоспособность, могут появиться сонливость и раздражительность. В связи с этим, формируя свой ритм питания, следует помнить, что после сна необходимо «завести» органы и системы организма путем утренней гимнастики и гигиенических процедур, затем позавтракать.

Следует обращать внимание и на пережевывание пищи. В последнее время, когда настолько вырос темп жизни, многие продукты тщательно переработаны, все меньше работают наши челюсти. А ведь известно, что снижение этой активности способствует развитию ряда заболеваний десен зубов. Поэтому в рацион питания следует включать (морковь, яблоки и др.), продукты, активизирующие жевательную работу.

Немаловажное значение имеет эстетика питания. Хорошо накрытый стол, не просто нарезанные помидоры, огурцы и т.п., а умело украшенные зеленью, сметаной поднимают настроение, повышают аппетит. Нужно, чтобы все было красиво и с любовью приготовлено – тогда и пища усваивается гораздо лучше

Пища, которую следует избегать. Пол С. Брэгг в своей работе, которая называется «Формула совершенство», так определяет значение питания: «Для счастливой жизни нужен спокойный ум, инструментом которого является мозг – физического тела. Невозможно иметь спокойный ум, если мозг испытывает недостаток питания … Мы то, что едим … Для того, чтобы избавиться от стресса и нервного напряжения, угрожающих нашей жизни, необходимо есть натуральные продукты, которые дают организму важные питательные вещества, необходимые для создания сильного ума и сильного тела».

Центральная нервная система создается и поддерживается пищей, которую мы едим. И когда мы лишаем нашу ежедневную пищу витаминов и минеральных веществ, следовательно, мы ослабляем центральную нервную систему.

Недостаток витаминов приводит к нервозности, хронической усталости. И никакие искусственные «возбудители» типа пилюль «бодрости», кофе, крепкого чая и т.п. не поддержат, а только истощат нашу нервную систему. И в результате люди становятся физически сломленными, страдающими от нервного истощения.

Обратимся опять же к работе Поля С. Брэгга, чтобы посмотреть, какие продукты он рекомендует исключить из рациона нашего питания, чтобы беспрепятственно создать мощную нервную систему.

Итак, пища, которой нужно избегать (по теории Брэгга):

·      рафинированный сахар и продукты, содержащие его (джем, желе, мармелад, мороженое, шербет, пирожное, кекс, торты, жевательные резинки, лимонад, пироги, печенья, фруктовые концентраты, засахаренные фрукты …);

·      приправы – кетчуп, горчица, мясные и рыбные соусы, маринады и др.;

·      насыщенные жирами продукты (как гидрогенизированное растительное масло, например. Излишки жиров оказывают пагубное влияние на сердце, печень …);

·      сухие злаки (например, кукурузные хлопья. Они полностью очищены, то есть, лишены жизненной силы, и почти всегда в них есть соль, и сахар);

·      масло арахиса, содержащее гидрогенные масла;

·      маргарин, гидрогенизированный;

·      кофе – включая кофе, очищенной от кофеина. Это один из злейших врагов нервов. Это стимулятор. Не нужно пить даже слабый кофе, не нужно «подстегивать» свои нервы;

·      чай, который содержит кофеин, теин, танин. Все они мощные стимуляторы нервной системы;

·      алкогольные напитки – смертельный яд для нервной системы (когда у человека возникает желание выпить, это значит, что его нервам не хватает витамина В, кальция и др. питательных веществ … );

·      копченая рыба и подобные продукты;

·      табак – в любом виде – смертельный яд для нервов. И сигареты, и сигары, и просто нюхательный табак;

·      свежее свинина и продукты из нее;

·      копченое мясо – ветчина, бекон, колбасы;

·      закусочное мясо – к нему относятся сосиски, солонина, продукты, содержащие нитраты или азотистый натрий;

·      сушеные фрукты, которые содержат сильные химические вещества;

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты