Зрительная образная память у дошкольников с нарушениями зрения

Дети, имеющие средний уровень развития памяти, выполняли растяжки, телесные упражнения и упражнения, развивающие мелкую моторику, по словесной инструкции. Дыхательные и глазодвигательные упражнения не вызывали затруднений. Дошкольники со средним уровнем развития стали более внимательными и усидчивыми. Они принимали и удерживали задачу запомнить-припомнить на протяжении всего занятия. Дети меньше нуждались в помощи взрослого в процессе применения мнемических приёмов, т.е. они были способны открыто вербализировать при помощи взрослого, стали применять ассоциации, синестезические комплексы, цепной метод. Максимальное количество запоминаемых объектов составляло до 7. Увеличился контроль за собственной деятельностью: в некоторых случаях дети способны самостоятельно находить ошибки.

Третьим этапом было исследование динамики зрительной образной памяти с нарушениями зрения по результатам контрольного эксперимента.

 Цель данного этапа состояла в оценке эффективности проведенного формирующего эксперимента. Соответственно ведущей цели были определены задачи контрольного этапа эксперимента:

1.                Определить уровень развития зрительной образной памяти у испытуемых после завершения формирующей работы.

2.                Оценить и сравнить степень эффективности апробированных систем по развитию зрительной образной памяти у детей 5-6 лет с нарушенным зрением.

Диагностическое обследование проводилось по тем же методикам, что и на начальном этапе. Сравнительные результаты уровня развития памяти констатирующего и контрольного экспериментов по методикам «Изучение уровня развития произвольной образной памяти» и «Узнавание фигур» представлены в табл. 5,6.

Заключение


Исследование было направлено на изучение зрительной образной памяти у детей с нарушением зрения.

В первой главе изучались теоретические аспекты исследования зрительной образной памяти у старших дошкольников с нарушениями зрения. Здесь рассматривались такие понятия, как определение видов памяти, определили основные классификации памяти, а также рассматривались вопросы методологического анализа основных концепций развития зрительной образной памяти у слабовидящих детей.

Проблема памяти на современном этапе является хорошо изученной, однако она продолжает активно разрабатываться. Имеется огромное количество направлений и теорий, которые освещают отдельные стороны памяти. Такие из них как процессы памяти (П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов и др.), её функции (З.И. Истомина, Ж. Пиаже и др) раскрыты наиболее полно. В достаточной степени освещен вопрос психолого-педагогических условий формирования мнемической деятельности. Вместе с тем, недостаточность информации отмечается в области специальной психологии: в изучении особенностей функционирования зрительной образной памяти, выявлению наиболее оптимальных путей её развития.

Во второй главе также были представлены особенности развития зрительной образной памяти в норме и с нарушением зрения. Также описывались особенности развития произвольной и непроизвольной памяти. Исследование, направленное на изучение процессов запоминания, сохранения и забывания у детей дошкольников с нарушением зрения.

В третьей главе представлены основные методы исследования образной зрительной памяти, на основании которых была составлена комплексная батарея методик, включающая не только использование методик, но и программ для развития зрительной образной памяти.

Также были представлены результаты математико – статистической обработки показателей достоверности положительных изменений по критерию х2. И сравнительная оценка по методикам на констатирующем и контрольном этапах. Здесь также была описана коррекционная программа, проведенная по результатам диагностического материала.

Выводы и рекомендации

Выводы:

1.       Уровень развития зрительной образной памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения можно повысить при специально организованной деятельности в форме дидактических игр и упражнений, направленной на развитие памяти получило подтверждение.

2.       Результаты контрольного эксперимента показали, что произошли незначительные количественные и качественные изменения в контрольной группе при более отчетливых в экспериментальных. Это выражается в достижении более легкого овладения детьми приёмами запоминания, умении их сочетать и использовать в новых условиях.

3.       После проведения формирующей работы воспитанники дополнительно овладели цепным методом, синестезическим комплексом, абстрагированием от деталей и воспроизводящим повторением.

4.       Изменился характер воспроизведения (ребенок свободно меняет при воспроизведении порядок названных ему предметов, объединяет их по назначению, вызывает образ предмета не только внешними предметными сигналами, но и произнесённым словом); сформировалась четкая структура зрительных образов и развилась способность связывать образы с прошлым опытом;

5.       Повысился уровень самоконтроля и самоорганизации при запоминании материала, увеличилась концентрация внимания и его распределение, повысился позитивный фон настроения при выполнении упражнений, улучшилась дифференцировка схожих признаков.

6.       Гипотеза об эффективности развития зрительной образной памяти у детей с нарушениями зрения, возрастающая при условии сочетания дидактических игр и упражнений, направленных на развитие памяти, с упражнениями, активизирующими и стабилизирующими работу полушарий головного мозга, получило подтверждение.

Рекомендации:

1.       Используя программу, направленную на развитие зрительной образной памяти посредством игр, развивается мнемическая деятельность, активизируется и стабилизируется работа мозгового субстрата.

2.        Может быть рекомендована для использования психологами коррекционных учреждений в целях развития зрительной образной памяти и активизации полушарий мозга со стабилизацией их работы детей 5-6 лет с нарушениями зрения.

3.       Рекомендуется провести дополнительное изучение особенностей использования цвета на работу полушарий с целью определения влияния на улучшение показателей формирования зрительной образной памяти у дошкольников.

4.        Психологу коррекционного учреждения провести дополнительное исследование с целью определения состояния выраженности нарушений зрительной образной памяти и на основе полученных данных провести групповую психокоррекционную работу с дошкольниками.


Список литературы

1.     Айрапетянц В.А. Сравнительное изучение функциональной асимметрии у детей на разных этапах онтогенеза // Взаимоотношения полушарий мозга. – Тбилиси, 1982.

2.     Аминев Г.А. О соотношении между скоростью воспроизведения заученной вербальной информации и потенциалами коры больших полушарий мозга // Вопросы психологии. – 1977. - № 5. – С. 13.

3.     Безруких М.М. Леворукий ребёнок в школе и дома. – Екатеринбург, 1998.

4.     Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребёнок левша. – М., 1994.

5.     Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х томах / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1979.

6.     Бондарь А.Т., Отмахова Н.А., Федотчева А.Н. Онтогенетические особенности двигательной асимметрии в школьном возрасте // Вопросы психологии. – 1989. - №2. – С.110 – 113.

7.     Васильева Н.Н. Проблема диагностики бинокулярных зрительных функций у дошкольников // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – Чебоксары. 2000. - № 5. – С. 153-155.

8.     Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. – М., 1973.

9.     Велиева С.В. Связь психических состояний и здоровья детей дошкольного возраста // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – Чебоксары. – 2004. - № 4. – С. 91-99.

10.           Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А.А.Смирнова. М., 1967.

11.           Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб., 2003.

12.           Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. – Собр. соч.: В 6-ти томах. – М., 1981. – Т.2.

13.           Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – М., 1990.

14.           Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломенского, Е.Н. Панько. – М., 1982.

15.           Дудкин К.Н. Зрительное восприятие и память. – Л., 1985.

16.           Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения, - М., 2000.

17.           Ермаков В.П., Якунин Г.Я. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. – М., 1990.

18.           Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. – М., 2002.

19.           Житникова Л.М. Учите детей запоминать. – М., 1983.

20.           Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения. – М., 1973.

21.           Зинченко П.И. и др. Функциональная структура зрительной памяти. – М., 1980.

22.           Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб., 2002.

23.           Зотов А.И. Очерки теории зрительных ощущений. – М., 1971.

24.           Зотов А.И., Зотов Л.А. Сравнительное изучение соотношения типов и видов памяти у слепых, слабовидящих и нормальновидящих. В кн. Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников. – Л., 1981.

25.           Изюмова С.А. Уровни памяти человека и их психофизиологические характеристики// Вопросы психологии. – 1984. – № 6. – С. 110 – 117.

26.           Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте // Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А.А.Смирнова. – М., 1967.

27.           Истомина З.М. Развитие памяти. – М., 1978.

28.           Коновалов В.Ф., Отманохова Н.А. Особенности межполушарных взаимодействий при запечатлении информации // Вопросы психологии. – 1984. - № 4. – С.96-101.

29.           Котик Б.С., Тиреева О.П. Асимметрия позы у новорожденных. – В.кн: Взаимоотношения полушарий мозга. – Тбилиси, 1982.

30.           Крутецкий В.А. Психология. – М., 1986.

31.           Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М., 1979.

32.           Литвак А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих: учебное пособие. – М., 1972.

33.           Литвак А.Г. Практикум по тифлопсихологии // А.Г.Литвак, В.Н. Сорокин, Г.П.Головина. – М., 1989.

34.           Литвак А.Г. Тифлопсихология. - М., 1985.

35.           Лонина В.А. Особенности запоминания у слабовидящих учащихся младших классов // Проблемы психического развития аномального ребенка. - М., 1966.

36.           Лурия А.Н. Нейропсихология памяти. – М., 1968.

37.           Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М., 1994.

38.           Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – М., 1963.

39.           Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971.

40.           Люблинская А.А. Очерки психического развития ребёнка. – М., 1965.

41.           Матюгин И.Ю., Чикаберия Е.И. Зрительная память. – М., 1992.

42.           Немов Р.С. Психология: В 3-х томах. – М., 1995.

43.           Николаенко Н.Н., Черниговская Т.В. Опознание сложных цветовых образов и функциональная асимметрия мозга // Вопросы психологии. – 1989. № 1. – С.107 – 112.

44.           Подугольникова Т.А., М.Ф. Носова. Оценка уровня развития кратковременной зрительной памяти у дошкольников с нарушениями бинокулярного зрения // Дефектология. - № 1. – 2003.

45.           Проблемы психологии памяти / Под ред. А.А. Смирнова. – М., 1966.

46.           Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, - М., 1999.

47.           Психологический словарь / Под. ред. Айрапетянц А.Т., Анохин П.К. и др., - М., 1983.

48.           Психология памяти/ под ред. Ю.Б.Гиппенрейтера, - М., 2000.

49.           Рогов Е.И. Общая психология. Курс лекций. – М., 1985.

50.           Роговин М.С. Проблемы теории памяти. – М., 1977.

51.           Розов А.И. Память. – М.: Знание, 1970.

52.           Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.

53.           Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий / Под ред. А.Р.Лурия. – М., 1978.

54.           Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М., 1985.

55.           Сиртюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М., 2003.

56.           Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М., 1966.

57.           Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста М., 1997.

58.           Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М., 1980.

59.           Суварова В.В. Функциональная асимметрия полушарий как проблема дифференциальной психофизиологии // Вопросы психологии. – 1975. - № 5. – С.26 – 33.

60.           Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. – М., 1972.

 

Приложение 1


Индивидуальные показатели состояния зрительных функций детей

Контрольная группа

№Испыт.

Нарушение

1

Расходящиеся монолатеральное косоглазие

2

Расходящиеся монолатеральное косоглазие

3

Сходящиеся монолатеральное косоглазие

4

Амблиопия высокой степени

5

Сходящиеся аккамадационное косоглазие

6

Сходящиеся монолатеральное косоглазие

7

Сходящиеся монолатеральное косоглазие

Экспериментальная группа I

1

Сходящиеся монолатеральное косоглазие

2

Сходящиеся монолатеральное косоглазие

3

Амблиопия высокой степени

4

Амблиопия слабой степени

5

Сходящиеся монолатеральное косоглазие

6

Сходящиеся монолатеральное косоглазие

7

Сходящиеся монолатеральное косоглазие

Экспериментальная группа II

1

Амблиопия высокой степени

2

Амблиопия высокой степени

3

Расходящиеся монолатеральное косоглазие

4

Расходящиеся монолатеральное косоглазие

5

Сходящиеся монолатеральное косоглазие

6

Сходящиеся монолатеральное косоглазие

7

Сходящиеся монолатеральное косоглазие


Приложение 2


Показатели развития зрительной образной памяти детей 5-6 лет с нарушениями зрения на констатирующем этапе


группы

№ Испытуемым.

Методики

«Изучение уровня развития произвольной образной памяти»

«Узнавание фигур»

Уровень

Кол-во баллов

Приемы запоминания

Уровень

Кол-во рисунков

Приемы запоминания

Контрольная группа

1

высокий

22

вербализация

высокий

9

вербализация

2

средний

17

вербализация

средний

6

вербализация

3

высокий

21

вербализация

высокий

7

группировка

ассоциации

4

средний

18

вербализация

средний

5

вербализация

5

средний

20

вербализация

средний

7

вербализация

6

средний

17

вербализация

средний

5

вербализация

7

высокий

22

вербализация

высокий

8

вербализация

ассоциации

Экспериментальная группа I

1

средний

17

вербализация

средний

4

вербализация

2

высокий

21

вербализация

высокий

7

ассоциации

3

средний

18

вербализация

средний

5

вербализация

4

высокий

23

вербализация

высокий

8

вербализация

ассоциации

5

средний

18

вербализация

средний

5

вербализация

6

средний

19

вербализация

средний

6

вербализация

7

высокий

22

вербализация

высокий

8

вербализация

ассоциации

Экспериментальная группа II

1

высокий

21

вербализация

высокий

8

вербализация

2

средний

20

вербализация

средний

6

вербализация

3

высокий

22

вербализация

высокий

7

вербализация

группировка

ассоциации

4

средний

17

вербализация

средний

4

вербализация

5

средний

17

вербализация

средний

4

вербализация

6

высокий

21

вербализация

средний

6

вербализация

7

средний

18

вербализация

средний

5

вербализация

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты