Значение комплексного методического обеспечения в процессе профессиональной подготовки студентов

Значение комплексного методического обеспечения в процессе профессиональной подготовки студентов

Значение комплексного методического обеспечения в процессе профессиональной подготовки студентов в условиях университетского комплекса

С.Б. Московский, Л.М. Шипитко

Сложившаяся в последнее десятилетие в Ярославской области региональная система двухступенчатого педагогического образования колледж-вуз, воплощенная в настоящее время в форме университетского комплекса, позволяет эффективно решать проблемы организации непрерывного педагогического образования, обеспечения преемственности в образовании педагогов на разных ступенях. Создание целостной региональной системы педагогического образования комплексно решает задачи повышения квалификации педагогических кадров, проведения мониторинга уровня подготовки специалистов, оказания помощи в профессиональной и социальной адаптации, аттестации кадров и др.

Ежегодно проводимый анализ успеваемости среди выпускников колледжей в группах первого года обучения в университете и филиалах показывает, что уровень их подготовки не ниже, чем у студентов соответствующих курсов на основных потоках университета.

Более чем десятилетний опыт совместной работы университета и педагогических колледжей по разработке и реализации согласованных образовательных программ повысил уровень профессионального педагогического образования в колледжах области, стимулировал развитие учебно-методической работы преподавателей этих учебных заведений.

Одним из способов решения проблемы совершенствования педагогического процесса в колледже является использование системы методического обеспечения образовательного процесса в виде учебно-методических комплексов по дисциплинам.

Проблема формирования учебно-методического обеспечения как средства совершенствования образовательного процесса в профессиональном образовании осознаётся в педагогической науке в качестве приоритетной. Однако её теоретическая разработка в основном осуществлена на основе поэлементного, а не системного подхода к образовательному процессу, а также применительно к системе высшего профессионального образования.

Вследствие этого актуальной является проблема выявления роли и возможностей учебно-методического обеспечения в педагогическом колледже, работающем по согласованным с педагогическим университетом образовательным программам, в частности - по программам профессиональной подготовки учителя начальных классов, отвечающей современным тенденциям развития начального образования.

В Ростовском педагогическом колледже, входящем в структуру университетского комплекса, учебный процесс при изучении курса «Теоретические основы начального курса математики» (ТОНКМ) строится на основе учебно-методического комплекса по предмету.

С 1994 по 2003 г. на базе колледжа (специальность «Преподавание в начальных классах») проводилось исследование, включавшее 3 этапа:

 на первом этапе (1994-1996) были проведены педагогический анализ и обобщение состояния исследуемой проблемы;

 на втором этапе (1997-1999) обосновывалась концепция учебно-методического обеспечения образовательного процесса в колледже и способы его реализации в практике математического образования в системе среднего профессионального образования;

 на третьем этапе (1999-2003) проводились опытно-экспериментальная работа, анализ, систематизация и обобщение ее результатов, внедрение полученных выводов в практику.

В результате проведенного эксперимента было установлено, что процесс профессиональной подготовки студентов в колледже осуществляется более эффективно, чем в массовом опыте, если:

- образовательный процесс в колледже организуется с использованием комплексного учебно - методического обеспечения учебных дисциплин;

- учебно - методическое обеспечение организовано на основе научно разработанной концепции данной проблемы;

- разработаны пути реализации концепции учебно - методического обеспечения в практике среднего специального учебного заведения;

- в системе целей математического образования в колледже одним из основных приоритетов является профессиональная направленность подготовки студентов, технологически представленная в форме учебно-методического комплекса.

Разработанная модель методического обеспечения по курсу ТОНКМ представляет собой методическое сопровождение всех элементов образовательной системы: целей образования, содержания образования, дидактических процессов, организационных форм.

Для проверки действенности комплексного методического обеспечения курса ТОНКМ и его эффективного использования при овладении студентами колледжа профессионально-значимыми умениями и навыками в указанный выше период проводилась серия педагогических экспериментов в двух направлениях:

1. общий анализ результатов итоговой аттестации студентов колледжа по математике;

2. сравнительный анализ результатов итоговой аттестации по математике студентов колледжа и выпускников лицея (подразделения общего среднего образования в структуре колледжа), продолживших обучение в колледже.

Рассмотрим результаты данных экспериментов.

Анализ результатов итоговой аттестации студентов колледжа по математике

Результаты государственной аттестации выпускников колледжа (табл.1) представлены за периоды обучения с 1993 по 2002 г. включительно, в течение которых обучение студентов ТОНКМ на специальности «Преподавание в начальных классах» проводилось с применением учебно-методического комплекса.

В выпускных группах колледжа 2002 г. обучение по предмету ТОНКМ в экспериментальной группе осуществлялось одним из авторов данного исследования в течение всех 3-х лет обучения студентов в колледже, а в контрольной - в течение 1 года на заключительном 3-м курсе. В течение первых двух лет предмет ТОНКМ преподавался в контрольной группе другим преподавателем.

Таблица 1

Итоги государственной аттестации по математике студентов Ростовского педагогического колледжа за период с 1997 по 2002 г.

Год выпуска




Реклама
В соцсетях