Государственное регулирование деятельности малого бизнеса

Программно-целевой метод требует максимального учета региональной специфики при реализации конкретных мероприятий. При этом сама программа действия в области МП должна быть самым тщательным образом увязана с дру­гими целевыми программами, прямо или косвенно имеющими отношение к кругу затрагиваемых социально-экономических отношений, в данном случае - к сфере малого предпринимательства.

В настоящее время программно-целевой метод практического осуществле­ния мер государственной поддержки МП представлен двумя формально завер­шенными федеральными программами (1994-1995 гг., 1996-1997гг.; создана аналогичная программа на 1998-1999гг.), а также значительным числом региональных программ на уровне субъектов Федерации. По последним дан­ным, таковые программы имеет примерно 70 субъектов Российской Федерации. В ряде регионов России, имеющих прочные экономико-правовые основы мест­ного самоуправления, апробируются возможности разработки аналогичных программ на местном уровне (например, на уровне административных округов г. Москвы). Указанные программы не покрывают собой всю совокупность мер государственной поддержки МП (например, установленные законом налоговые и иные льготы для МП действуют независимо от каких-либо программ, хотя программы часто интегрируют в себя задачу обоснования и вынесения на рас­смотрение соответствующих органов власти и управления предложений по со­вершенствованию налоговой и иной политики в отношении малого бизнеса). Однако можно предположить, что неудовлетворительный характер мер госу­дарственной поддержки МП на федеральном и, особенно, на региональном уровне - сегодня это на 2/3 проблема несовершенства соответствующих целевых программ и, в частности, их межуровневого взаимодействия.

В принципе, основные требования к государственным программам под­держки МП изложены в ст. 7 Федерального закона «О государственной под­держке малого предпринимательства в Российской Федерации». Здесь содер­жится такое важное, но по сути так и не реализованное требование, как внесе­ние Правительством РФ данной федеральной программы на рассмотрение Фе­дерального собрания перед представлением федерального бюджета на соот­ветствующий год. Законом установлен ряд важных требований к государствен­ным программам поддержки МП. Таковые должны содержать:

·          меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки МП на соот­ветствующем программе уровне;

·          приоритетные виды и перспективные направления деятельности МП;

·           предложения по изменению действующих/установлению новых налоговых льгот МП, а также по выделению средств соответствующих бюджетов на под­держку малого предпринимательства;

·          меры по обеспечению передачи субъектам МП незавершенных строительст­вом и пустующих объектов; мощностей нерентабельных и убыточных предпри­ятий;

·          меры по массовому вовлечению людей в предпринимательскую деятельность, в том числе, с особым акцентом на расширение указанных возможностей для социально-незащищенных слоев населения и многое другое.

Однако такие установки носят чрезвычайно общий характер. В результа­те, на сегодня не сложилось целостного представления о необходимом содер­жании и, главное, формах взаимодействия государственных федеральных и ре­гиональных программ поддержки МП пока не существует. Формальным являет­ся и отсылка закона к обязательности финансирования названных программ, бесконечная корректировка которых по критерию их реального финансирования деструктивно воздействует на всю систему взаимодействия в области государ­ственной поддержки МП на федеральном и региональном уровне.

   Необходимо, на мой взгляд, рассказать и об относительно новом ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 3 июля 1998 г. N 697 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1998 - 1999 ГОДЫ

правительства РФ. Некоторые данные по программе:



Наименование Программы - Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998 - 1999 годы.

Наименование решения о - Федеральный закон "О государственной разработке Программы поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

Государственный заказчик - Государственный комитет Российской Программы Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Основные разработчики - Государственный комитет Российской Программы Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства Министерство экономики Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации Министерство труда и социального развития Российской Федерации Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации.

Цель Программы - создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий путем совершенствования нормативно - правовой базы, развития инфраструктуры поддержки, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства.

Задачи Программы - преодоление административных барьеров, максимальная легализация деятельности субъектов малого предпринимательства, ускорение освоения новых кредитно - инвестиционных механизмов, создание региональных центров поддержки предпринимательства, развитие международного сотрудничества и экспортного ориентирования малых предприятий, укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей.

Сроки реализации - 1998 - 1999 годы.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методы государственной поддержки малого предпринимательства.


Фонды поддержки малого предпринимательства и система его налогообложения.


     Фондом поддержки малого предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов, мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путем аккумулирования средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

    Фонд поддержки малого предпринимательства является юридическим лицом. Основными направлениями деятельности фонда поддержки малого предпринимательства являются:

-             содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и  мероприятий в области малого предпринимательства;

-             участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест;

-             участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства;

-             поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;

-             содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;

-             организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства.


Порядок  налогообложения,  освобождения  субъектов   малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их упла­ты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством. В случае если изменения  налогового  законодательства  создают менее  благоприятные  условия  для  субъектов  малого   предпринима­тельства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то  в  тече­ние первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты  подле­жат налогообложению в том же порядке, который действовал  на  момент их государственной регистрации.

Законами Российской Федерации и законами субъектов  Россий­ской Федерации устанавливаются льготы по  налогообложению  субъектов малого предпринимательства,  фондов  поддержки  малого  предпринима­тельства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и  страхо­вых организаций, а также предприятий, учреждений и организаций, соз­даваемых в целях выполнения работ для субъектов малого  предпринима­тельства и оказания им услуг.

Существуют общие льготы для всех малых предприятий  и  спе­циальные для определенной категории малых предприятий.

Для всех малых  предприятий  установлены  следующие  налоговые льготы :

- согласно п.7 постановления Совмина РСФСР от 18 июня 1991г. N 406 " О мерах по поддержке и развитию малых  предприятий  в  РСФСР"  малые предприятия в первый год эксплуатации могут списывать  дополнительно как амортизационные отчисления до  50  процентов  от  превоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше 3 лет, а также проводить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов. - налог на добавленную стоимость уплачивается  малыми  предприятиями ежеквартально в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за от­четным кварталом.

- они освобождаются от уплаты авансовых взносов налога на прибыль в течение квартала. Суммы налога вносятся по  квартальным  расчетам  в 5-дневный срок  со  дня,  установленного  для  предоставления  квар­тальной бухгалтерской отчетности.

В условиях инфляции данная льгота предоставляет  определенные преимущества. Кроме того, облегчается ведение бухгалтерского учета;

- уплаченные малыми предприятиями при приобретении основных средств и нематериальных активов согласно п.50 Инструкции ГНС РФ N 1 " О  НДС " Суммы НДС вычитаются в полном объеме при вводе в эксплуатацию  ос­новных средств и нематериальных активов;

- в соответствии с Законом РСФСР от 20 декабря 1991г. "Об  инвести­ционном налоговом кредите" малые предприятия  имеют  право  получить инвестиционный налоговый кредит. Под инвестиционным налоговым креди­том, понимается отсрочка налогового платежа, предоставляемая органа­ми государственнми органами государственной  власти  или  налоговыми органами.

Помимо перечисленных общих ранее льгот, действующих для всех  ма­лых предприятий, законодательством представлена специальная  льгота, применение  которой  обусловлено  наличием  определенных  критериев, предъявляемых к малым предприятиям.

Согласно п.22 Инструкции ГНС РФ N 4 "О  налоге  на  прибыль"  в первые два года освобождаются от уплаты налога на прибыль вновь соз­данные малые предприятия отвечающие следующим требованиям.

Во-первых, осуществляющие:

- производство и переработку сельскохозяйственной продукции;

- производство продовольственных товаров;

- производство товаров народного потребления (при отнесении  промыш­ленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного  потреб­ления следует руководствоваться Методическими рекомендациями по  от­несению промышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам  на­родного потребления , утв. Минэкономики  РФ  и  Госкомстатом  РФ  от 27.07.1993г.);

- производство медицинской техники, лекарственных средств и  изделий медицинского назначения;

- технических средств профилактики и реабилитации инвалидов;

- строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения( включая ремонтно-строительные работы).

Во-вторых, выручка от указанных видов деятельности должна пре­вышать 70 % общей суммы выручки от реализации продукции  (работ,  услуг).

В-третьих, в  случае  прекращения  малыми  предприятиями  дея­тельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые  льго­ты, до истечения 5-летнего срока (начиная со дня  его  государствен­ной регистрации ) сумма налога на прибыль подлежит внесению  в  бюджет РФ в полном размере за весь период деятельности.

В третий и четвертый год работы малые  предприятия  уплачивают налог в размере 25 % и 50 % от основной ставки, если выручка от  пере­численных видов деятельности составляет  свыше  90  процентов  общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг).

Льготы по указанным малым предприятиям в части снижения  нало­говых ставок  применяются  предприятиями  по  результатам  их  дея­тельности, начиная с 1 января 1994г. Перерасчет сумм налога до 1  ян­варя 1994г. не производится.

Настоящая льгота не распространяется на предприятия,  созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их  филиалов и структурных подразделений, в том  числе  созданных  в  результате приватизации государственных и муниципальных предприятий. Льгота  не распространяется также на малые предприятия, в уставном капитале ко­торых доля государственной, муниципальной  собственности  обществен­ных объединений составляет более 25 процентов.

При определении доли выручки от указанных видов деятельности в общей сумме выручки от реализации продукции в общую сумму  не  вклю­чается выручка по видам деятельности, доходы от которой  облагаются в соответствии с положениями, предусмотренными в разделе 6 Инструк­ции ГНС РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", а  также выручка, полученная от продажи основных фондов и иного имущества.  К доходам для которых установлен особый порядок налогообложения, отно­сятся :


1.      дивиденды, проценты, полученные по акциям, облигациям и иным цен­ным бумагам, принадлежащим предприятиям;

2.      доходы об долевого участия в других  предприятиях,  созданных  на территории РФ;

3.      доходы ( включая доходы от аренды и иных видов использования) ка­зино, иных игорных заведений и от другого игорного бизнеса;

4.      доходы видеосалонов (от видеопоказа) от проката видео и аудиокассет и записи на них.

Малые предприятия, помимо налога на прибыль, уплачивают  нало­ги с перечисленных видов доходов (по установленным ставкам,  отлич­ным от общеустановленных) вне зависимости  от  того,  имеют  ли  они льготу по налогу на прибыль или нет, поскольку действующее законода­тельство не устанавливает  специальной  льготы  при  налогообложении данных видов доходов.



Проблемы развития малого бизнеса в России

     Сложность ситуации заключается в том, что принципы управления, свойственные го­сударству федеративного типа, конечно, не позволяют Центру диктовать субъ­ектам Федерации когда и какие законы принимать. Однако, возможны меры иного свойства. Так, неоднократно предлагалось пойти на свертывание или за­метное сокращение всех форм федеральной помощи регионам в реализации их программ поддержки МП, если в указанных регионах отсутствуют соответст­вующие законы, четко обозначающие права и ответственность региональных органов государственной власти и управления в деле развития и государствен­ной поддержки МП. Разумеется, столь жесткие меры целесообразно было бы подкрепить включением в федеральную программу пункта о разработке силами экспертов и специалистов некоего «модельного варианта» закона субъекта РФ «О развитии и государственной поддержки МП» и ее апробации в нескольких республиках и регионах России.

К числу значимых методологических проблем относится и усиление ком­плексного характера осуществляемых мер поддержки малого бизнеса через систему государственых программ. Речь в данном случае идет о преодолении ситуации, когда поддержка оказывается не комплексно, «однобоко» и, как след­ствие, - весьма часто малорезультативно. Например, значительные средства - как на федеральном, так и на региональном уровне - тратились и по-прежнему тратятся на обучение предпринимателей. Однако часто такие усилия не дают должной отдачи, т.к. действующие программы поддержки не содержат идеи «автоматического» подкрепления полученных знаний предпринимателей необ­ходимым им минимумом «стартового капитала», возможностью получения ли­зинговых услуг или приобретения франчайзы, возможностью достаточно льгот­ной аренды производственного/торгового помещения и пр. Реализация ком­плексного характера поддержки требует качественно нового подхода к сбалан­сированности и взаимоувязке различных блоков государственных программ с учетом реальной потребности тех или иных категорий малых предпринимателей - как действующих, так и потенциальных - в тех или иных мерах (формах) под­держки.     При этом, если ранее приоритет неизменно отдавался поиску стартового капитала, то теперь все более актуализируется проблема так назы­ваемой «имущественной поддержки» МП путем выделения им нежилых поме­щений, перераспределения территорий и помещений предприятий за счет раз­укрупнения или реструктуризации фактически бездействующих предприятий ли предприятий-банкротов, конверсионных предприятий, путем создания на их основе специальных производственных баз и технопарков и пр.

Организационно-институциональные проблемы государственных про­грамм поддержки МП порождены отсутствием на сегодняшний день единой полномочной и ответственной исполнительной вертикали осуществления госу­дарственной политики в отношении малого бизнеса, в том числе и в плане реа­лизации целевых программ поддержки МП. На сегодняшний день структура ор­ганов власти и управления, обеспечивающих государственную поддержку и взаимодействие с МП в различных регионах России весьма неодинакова. В сис­теме исполнительной власти субъектов Российской Федерации этими вопроса­ми занимает множество органов с различным статусом, функциями, полномо­чиями и ответственностью. Более того, часто эти органы формально представ­ляют разные направления социально-экономической деятельности (а именно, министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы и пр.). Это приво­дит к неопределенности на местах статуса заказчика/исполнителя региональных программ развития и поддержки МП, а также негативно влияет на возможности взаимодействия специализированных федеральных и региональных органов поддержки МП, в частности, в процессе согласования и взаимодействия соот­ветствующих федеральных и региональных программ. Примерно такая же си­туация складывается и с юридическим (организационно-правовым) статусом ре­гиональных фондов поддержки МП (специализированные региональные фонды сейчас имеются примерно в 3/4 всех субъектов Федерации), что затрудняет их рабочее взаимодействие с Федеральным фондом поддержки, а также местными финансово-кредитными институтами, так или иначе действующими в интересах малого бизнеса.

Особой проблемой в финансовом аспекте реализации целевых государст­венных программ поддержки МП является усиление роли банковских институ­тов. Речь идет об их участии в финансировании (точнее - софинансировании) государственных программ поддержки МП с общей перспективой замещения «фондовой» модели финансово-операционного обеспечения указанных про­грамм (рассчитанной преимущественно на бюджетную «подпитку» программ, а в целом - только на начальный этап формирования всей практики государствен­ной поддержки малого бизнеса) преобладающей ролью специализированных банков. Нынешнее же взаимодействие МП с банковско-кредитным сектором экономики следует расценить как неудовлетворительное. Это взаимодействие банков “заморозилось” на уровне преобладающего значения краткосрочного кредитования, причем преимущественно сферы торгово-посреднеческих операций МП. Роль банков как источника инвестиционной деятельности МП, их реструктуризации незначительна. Это связано с причинами, лежащими как на стороне банков, так и вне их.

Ряд интересных возможностей заключен в усилении взаимного кредитования предприятий малого бизнеса, которые уже активно действуют во многих регионах России.


    

     На мой, пока еще не профессиональный взгляд, помощь правительства малому бизнесу, должна стать неотъемлемой частью его работы. Состояние малого бизнеса мне представляется чем-то вроде индикатора экономики страны в целом, являясь одной из самых незащищенных частей экономики, малый бизнес тяжелее всего переносит кризисы, которые в нашей стране происходят с завидным постоянством и поддержка государства ему просто необходима.

Список литературы:

 

·      Мартьянов В.А. Федеральный фонд – не мешок с деньгами, а инструмент реализации программы развития малого бизнеса в России. – “Бизнес для всех”, 1995, N 14.

·      Малый бизнес в России (справочник), 1994

·      Ткаченко “Крупный и малый бизнес: силы притяжения”.

·      Форд Генри “Сегодня и завтра”

·      Хокен Пол “Я начинаю свое дело”

·      Васильев В.И. “Опыт созданный деятельностью мелких и средних предприятий в развитых капиталистических странах”

·      Кодацкий В.П. “Ваша прибыль в условиях рынка”

·      Власова В.М. “Основы предпринимательской деятельности”

·      Робертс Элизабет “Дневник молодого бизнесмена”

·      ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1998 - 1999 ГОДЫ



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты