Финансирование предпринимательства
p> В современных условиях хозяйствования распределение и использование амортизационных отчислений и прибыли на предприятиях не всегда сопровождается созданием обособленных денежных фондов. Амортизационный фонд как таковой не формируется, а решение вопроса о распределении прибыли в фонды специального назначения оставлено в компетенции предприятия, но это не меняет сущности распределительных процессов, отражающих использование финансовых ресурсов предприятия.

Поскольку финансы предприятия как отношения являются частью экономических отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности, принципы их организации определяются основами хозяйственной деятельности предприятий. Исходя их этого, принципы организации финансов можно сформулировать следующим образом: самостоятельность в области финансовой деятельности, самофинансирование, заинтересованность в итогах финансово - хозяйственной деятельности, ответственность за ее результаты, контроль за финансово - хозяйственной деятельностью предприятия.

2.4 Банковский кредит

Банковский кредит очень важный источник финансирования предпринимательской деятельности.

Банковский кредит - это одна из наиболее распространенных форм кредитных отношений в экономике, объектом которых выступает процесс передачи в ссуду непосредственно денежных средств. Предоставляется исключительно специализированными кредитно-финансовыми организациями, имеющими лицензию на осуществление подобных операций от центрального банка.
В роли заемщика могут выступать только юридические лица, инструментом кредитных отношений является кредитный договор или кредитное соглашение.
Доход по этой форме кредита поступает в виде ссудного процента или банковского процента, ставка которого определяется по соглашению сторон с учетом ее средней нормы на данный период и конкретных условий кредитования.
Классифицируется по ряду базовых признаков.
Итак, далее речь пойдет о классификации по такому признаку, как сроках погашения.
По срокам погашения выделяют онкольные ссуды, краткосрочные ссуды, а так же среднесрочные и долгосрочные. Поговорим немного подробнее о каждом из этих видов отдельно.

Онкольные ссуды, подлежащие возврату в фиксированный срок после поступления официального уведомления от кредитора. В настоящее время они практически не используются не только в России, но и в большинстве других стран, так как требуют относительно стабильных условий на рынке ссудных капиталов и в экономике в целом.

Краткосрочные ссуды, предоставляемые, как правило, на восполнение временного недостатка собственных оборотных средств у заемщика.

Совокупность подобных операций образует автономный сегмент рынка ссудных капиталов — денежный рынок. Средний срок погашения по этому виду кредита обычно не превышает шести месяцев. Наиболее активно применяются краткосрочные ссуды на фондовом рынке, в торговле и сфере услуг, в режиме межбанковского кредитования.

В современных отечественных условиях краткосрочные кредиты, получившие однозначно доминирующий характер на рынке ссудных капиталов, характеризуется следующими отличительными признаками: а) более короткими сроками, обычно не превышающими одного месяца; б) ставкой процента. Обратно пропорциональной сроку возврата ссуды; в) обслуживанием в основном сферы обращения, так как недоступны из-за цен для структур производственного характера.

Среднесрочные ссуды, предоставляемые на срок до одного года (в отечественных условиях — до трех-шести месяцев) на цели как производственного, так и чисто коммерческого характера. Наибольшее распространение получили в аграрном секторе, а также при кредитовании инновационных процессов со средними объемами требуемых инвестиций.

Долгосрочные ссуды, используемые, как правило, в инвестиционных целях.
Как и среднесрочные ссуды, они обслуживают движение основных средств, отличаясь большими объемами передаваемых кредитных ресурсов. Применяются при кредитовании реконструкции, технического перевооружения, нового строительства на предприятиях всех сфер деятельности. Особое развитие получили в капитальном строительстве, топливно-энергетическом комплексе, сырьевых отраслях экономики. Средний срок их погашения обычно от трех до пяти лет, но может достигать 25 и более лет, особенно при получении соответствующих финансовых гарантий со стороны государства.

В России на стадии перехода к рыночной экономике практически не используются как из-за общей экономической нестабильности, так и меньшей доходности в сравнении с краткосрочными кредитными операциями (например, в
1994 г. удельный вес ссуд продолжительностью более одного года в среднем коммерческом банке России не превышал 5—7% от общей стоимости выданных кредитов).

Так же выделяют и классификацию по способу погашения. В этой классификации выделяют следующие виды ссуд.

Ссуды погашаемые единовременным взносом (платежом) со стороны заемщика. Традиционная форма возврата краткосрочных ссуд, весьма функциональная с позиции юридического оформления, так как не требует использования механизма исчисления дифференцированного процента.

Ссуды, погашаемые в рассрочку в течение всего срока действия кредитного договора. Конкретные условия (порядок) возврата определяются договором, в том числе — в части антиинфляционной защиты интересов кредитора. Всегда используются при долгосрочных ссудах и, как правило, при среднесрочных.

По способу взимания ссудного процента так же различают следующие виды банковских кредитов.

Ссуды, процент по которым выплачивается в момент ее общего погашения.
Традиционная для рыночной экономики форма оплаты краткосрочных ссуд, имеющая наиболее функциональный с позиции простоты расчета характер.

Ссуды, процент по которым выплачивается равномерными взносами заемщика в течение всего срока действия кредитного договора. Традиционная форма оплаты средне- и долгосрочных ссуд, имеющая достаточно дифференцированный характер в зависимости от договоренности сторон (например, по долгосрочным ссудам выплата процента может начинаться как по завершении первого года пользования кредитом, так и спустя более продолжительный срок).

Ссуды, процент по которым удерживается банком в момент непосредственной выдачи их заемщику. Для развитой рыночной экономики эта форма абсолютно нехарактерна и используется лишь ростовщическим капиталом.
Из-за нестабильности экономической ситуации активно применялась в период
1993 — 1995 гг. многими российскими коммерческими банками, особенно по сверхкраткосрочным (до пяти рабочих дней) ссудам.

Вообще, необходимо отметить, что классификаций очень много. Скажу лишь кратко, банковские кредиты делят еще и по наличию обеспечения, и по целевому назначению и еще по многим параметрам.

По наличию обеспечении делят на доверительные ссуды, обеспеченные, ссуды под финансовые гарантии третьих, лиц.

По целевому назначению делят банковские кредиты на ссуды общего характера, целевые ссуды.
Так же существуют аграрные ссуды, коммерческие ссуды и другие.

2.5 КОММЕРЧЕСКИЙ КРЕДИТ

Итак, далее речь пойдет о коммерческом кредите.

Одна из первых форм кредитных отношений в экономике, породившая вексельное обращение и тем самым активно способствовавшая развитию безналичного денежного оборота, находя практическое выражение в финансово- хозяйственных отношениях между юридическими лицами в форме реализации продукции или услуг с отсрочкой платежа. Основная цель этой формы кредита — ускорение процесса реализации товаров. а следовательно, извлечения заложенной в них прибыли.
Инструментом коммерческого кредита традиционно является вексель, выражающий финансовые обязательства заемщика по отношению к кредитору. Наибольшее распространение получили две формы векселя — простой вексель, содержащий прямое обязательство заемщика на выплату установленной суммы непосредственно кредитору, и переводный (тратта), представляющий письменный приказ заемщику со стороны кредитора о выплате установленной суммы третьему лицу либо предъявителю векселя. В современных условиях функции векселя часто принимает на себя стандартный договор между поставщиком и потребителем, регламентирующий порядок оплаты реализуемой продукции на условиях коммерческого кредита.
Коммерческий кредит принципиально отличается от банковского: в роли кредитора выступают не специализированные кредитно-финансовые организации, а любые юридические лица, связанные с производством либо реализацией товаров или услуг; предоставляется исключительно в товарной форме; ссудный капитал интегрирован с промышленным или торговым, что в современных условиях нашло практическое выражение в создании финансовых компаний, холдингов и других аналогичных структур, включающий в себя предприятия различной специализации и направлений деятельности; средняя стоимость коммерческого кредита всегда ниже средней ставки банковского процента на данный период времени; при юридическом оформлении сделки между кредитором и заемщиком плата за этот кредит включается в цену товара, а не определяется специально, например, через фиксированный процент от базовой суммы.

В зарубежной практике коммерческий кредит получил исключительно широкое распространение. Например, в Италии до 85% от суммы сделок в оптовой торговле осуществляются на условиях коммерческого кредита, причем средний срок по нему составляет около 60 дней, что существенно превышает срок фактической реализации товаров непосредственным потребителям. В России эта форма кредитования до последнего времени была ограничена сферой обращения. В других отраслях ее распространению объективно препятствовали такие факторы, как высокие темпы инфляции, кризис неплатежей, ненадежность партнерских связей, недостатки конкретного права.
В современных условиях на практике применяются в основном три разновидности коммерческого кредита: кредит с фиксированным сроком погашения; кредит с возвратом лишь после фактической реализации заемщиком поставленных в рассрочку товаров; кредитование по открытому счету, когда поставка следующей партии товаров на условиях коммерческого кредита осуществляется до момента погашения задолженности по предыдущей поставке.

Глава 3

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Государственное регулирование и поддержка играют исключительно важную роль в развитии предпринимательства, именно по этой причине я включил этот вопрос в свою курсовую работу. К тому же существенную роль в финансировании предпринимательской деятельности играет именно государство.

Анализ нормативных актов в этой сфере с позиции их влияния на развитие предпринимательства в России позволяет определить, что механизм государственного воздействия включает организационно-управленческие и экономические меры.

Организационные структуры поддержки бизнеса сегодня представлены в первую очередь Государственным комитетом РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, региональными фондами, агентствами, центрами и др. Все более активно действуют на федеральном и региональном уровнях союзы, ассоциации, и другие общественные объединения малых предприятий.
Существенно укрепилась система торгово-промышленных палат, обладающая значительным потенциалом в сфере поддержки мелких предпринимателей.

Вторую группу мер поддержки предпринимательства составляют различные фонды, источники их финансирования, рычаги и стимулы как межотраслевого, так и регионального воздействия.

В развитии предпринимательства существенную роль играет региональная система регулирования и поддержки малого предпринимательства. Формы и методы реализации региональной политики в отношении малого предпринимательства исходят, с одной стороны, из мер, принимаемых на государственном уровне, с другой - определяются задачами развития и спецификой каждого конкретного региона.

Большое значение в системе управляющего воздействия имеют конкретные формы и методы взаимоотношений администрации с предпринимательством, механизм его поддержки. Одна из основных форм помощи в развитии предпринимательства, особенно на начальной стадии, - предоставление субъектам предпринимательства кредитов. Кредиты могут предоставляться непосредственно администрацией из бюджета и внебюджетных средств, либо через банки, в том числе в порядке долевого участия, исходя из целесообразности развития на территории той или иной сферы предпринимательства.[9]

Важной сферой регулирования является применение финансовых методов в отношении тех рыночных структур, которые работают с предприятиями малого бизнеса. Здесь может применяться снижение ставки налогообложения организаций, кредитующих малые предприятия, предоставление им со стороны местной администрацией финансовых гарантий. В качестве гарантий администрацией могут быть использованы финансовые средства бюджета, объекты муниципальной собственности, недвижимости.

Деятельность субъектов предпринимательства во многом зависит от действий федеральных органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие предпринимательства невозможно. ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации» от 12 мая 1995 г.: закрепляет реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности; определяет общие положения в области государственной поддержки и развитии предпринимательства в РФ; устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. [10]
Государственная поддержка предпринимательства сдерживается макроэкономическими условиями. Основные мероприятия данных программ направлены, прежде всего, на разрешение проблем, сдерживающих развитие предпринимательства, таких, как:[11] несовершенство системы налогообложения; нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства; неразвитость механизмов финансово - кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования
(кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.); ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий; отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей; организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами; административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.
Целью программ является обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. При этом необходимо выделить первоочередные меры, обеспечивающие достижение этих целей:[12] открытость как при формировании государственной политики поддержки предпринимательства, так и при ее реализации: наличие полной и гласной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки, установление открытых процедур распределения средств, публичная отчетность об использовании выделенных на поддержку предпринимательства средств и деятельности соответствующих государственных институтов; учет национальных, региональных и исторических особенностей; поощрение ремесел, народных промыслов, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности, самозанятости; постепенный переход от государственного регулирования отдельных аспектов деятельности предпринимательства к саморегулированию через предпринимательские союзы и объединения; значительное расширение прав и возможностей субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в сфере государственной поддержки предпринимательства при сохранении единства стратегических целей, правовой базы и информационного пространства; ускоренное освоение современных кредитно-инвестиционных механизмов - лизинга, франчайзинга, специализированных инвестиционных институтов венчурного инвестирования; использование имущества неэффективных и неплатежеспособных предприятий в качестве источника ресурсного обеспечения предпринимательства и создания объектов его инфраструктуры; формирование информационной сети, расширение информационного поля для предпринимателя; создание доступной любому предпринимателю глобальной информационной сети, содержащей сведения делового характера о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка; организация систематических исследований по проблемам предпринимательства с целью объективной оценки состояния этого сектора экономики, тенденций его развития и подготовки рекомендаций по корректировке государственной поддержки предпринимательства; существенное улучшение системы учета и государственной статистики предпринимательства; обеспечение защиты предпринимателей от воздействия криминальных структур; организация пропагандистской и образовательной кампании, направленной на стимулирование деятельности предпринимательства, подготовку населения к занятию собственным бизнесом, объединение предпринимателей по отраслевым, региональным, профессиональным и другим признакам, формирование соответствующего общественного мнения о предпринимателях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существующая правовая система России все еще не может обеспечить защиту прав и интересов предпринимателей. Официальное право оказалось оторванным от реальных процессов, происходящих в социально-экономической жизни России. Именно поэтому большая часть экономической, в том числе предпринимательской деятельности, осуществляется за ее пределами. “Вакуум права”, отсутствие эффективных правовых норм, поддерживающих современные социально-экономические процессы, с одной стороны, приводят к правовому нигилизму, недоверию людей к государству вообще. С другой стороны, этот
“вакуум” быстро заполняется неформальными и, как правило, незаконными методами ведения деятельности и разрешения споров.
Для обоснованного определения направлений первоочередного внимания государства к предпринимательству следует обратиться к принципам предпринимательской деятельности. Отталкиваясь от их сути, можно выделить следующие направления приоритетного приложения усилий: стимулирование развития передовых технологий, обеспечивающих конкурентный уровень средств и технологий производства, (включая интеллектуальные управленческие технологии) с целью повышения интенсивности, качества и, в целом, эффективности производственного процесса; развитие соответствующих образовательных и обучающих программ, программ информационной и консультационной поддержки; развитие конкурентной среды, стимулирующей процессы своевременного запуска процедур санации и банкротства с целью освобождения «места под солнцем» для более эффективных предприятий (т.е. обеспечение необходимых условий для более эффективного разделения труда «по горизонтали» (следствие принципа
2); развитие взаимовыгодных и хорошо согласованных отношений между различными уровнями по вертикали (город/район, регион, центр), стимулирующих их взаимно эффективное партнерство в области создания нормативно-правовой базы, исключающей противоречия и разрывы на различных уровнях – для более эффективного разделения труда «по вертикали»; развитие комплекса внешних инфраструктурных условий (как физических – коммуникации, связь, производственные мощности, так и не физических – политических, правовых, экономических, социальных, культурных, технологических).

Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации. - М.: 1996 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. -
М.:Контракт, 1996г.
3. Федеральный закон РФ "О несостоятельности (банкротстве)" //от 08.01.98 г.//Собрание законодательства РФ, 1998, № 2, ст. 222//.
4. Федеральный закон РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" от 14.07.95 г. № 88-ФЗ .//Собрание законодательства РФ, 1995, №25, ст. 2343//.
5. Федеральный закон РФ "О некоммерческих организациях" от 12.01.96 г. № 7-
ФЗ //Собрание законодательства РФ, 1996, № 3, ст. 145//.
6. Постановление Правительства РФ от 28.10.96 г. № 1045 "О государственном
Комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства" //Собрание законодательства РФ, 06.11.95 г., № 45, ст.
4320//.
7. Андреев В.К., Степанюк Л.Н. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. - М.: 1996.
8. Бакшинскас В.Ю. Правовое регулирование предпринимательской деятельности.
Основы права для бухгалтера и аудитора. - М.: ИНФРА-М, 1997.
9. Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право. - М.:
Юриспруденция, 1999.
10. Рассолов И.М. Управление в сфере предпринимательства. - М.: ИКАР, 1998.

11. Гражданское право России: Курс лекций, часть-первая / Отв. ред. О.Н.
Садиков. - М.: Юридическая литература, 1996.
12. Гражданское право России: Курс лекций, часть первая / Отв. ред. О.Н.
Садиков. - М.: "БЕК". 1997.
13. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, часть первая /
Отв. ред. О.Н. Садиков. / - М.: 1997.
14. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, часть вторая /
Отв. ред. О.Н. Садиков. / - М.: 1997.
15. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Под ред. В.В.
Лаптева. - М.: 1995.
16. Право (под ред. Тепловой Н.А., Малинкович М.В.) - М.: ЮНИТИ, 1998.

-----------------------
[1] Безопасность личности и бизнеса. Справочник // Информационное агенство
AT. СПб.. 1998.
[2] Очередько В.П. Государственно-правовое регулирование безопасности предпринимательства // СПб., 1998.

[3] Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права. - М., 1994, с. 61.
[4] И.В. Ершова, Т.М. Иванова, Предпринимательское право, М., 2000 года, стр. 302
[5] И.В. Ершова, Т.М. Иванова. Предпринимательское право, учебное пособие,
Москва, 2000 год, стр. 303
[6] Там же, стр. 304
[7] СЗ РФ. 1999. № 19. Ст. 2302. См. также Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденное Указом
Президента РФ от 8 апреля 1ЭЭ7 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд»//СЗРФ 1997 №15. Ст 1756

[8] Экономика и жизнь. 1999, № 47
[9] Колесникова Л.А. Планирование и оценка эффективности программ развития предпринимательства // Предпринимательство в России. М., 1997 №4(11).

[10] Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 года //
Интернет.

[11] Федеральная программа поддержки малого предпринимательства в
Российской Федерации на 2000-2001 гг. // Интернет.

[12] Федеральная программа поддержки малого предпринимательства в
Российской Федерации на 2000-2001 гг. // Интернет.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты