Сертификация товаров легкой и текстильной промышленности
p>Схема 6 оправдана также при наличии у изготовителя системы испытаний, позволяющей проверить соответствие всех характеристик изделия, предусмотренных правилами системы сертификации однородной продукции. Для импортируемой продукции эта схема может оказаться целесообразной при наличии у поставщика сертифицированной системы обеспечения качества, а сертификат может быть признан в соответствии с российскими правилами.

Схема 7, 8 рекомендуются в ситуациях разовых поставок партии или единичного изделия.

Схемы 9 - 10а подходят для сертификации в сфере мелкого предприниматель- ства, малых предприятий, индивидуальных предпринимателей. Обязательное условие их применения - наличие у заявителя всех требуемых документов, подтверждающих соответствие объекта сертификации заявленным требованиям.
При невыполнении этого условия орган по сертификации предлагает заявителю провести сертификацию товара по другой схеме.

Схему 9 рекомендуется использовать при сертификации единичной партии небольшого объема импортируемой продукции, выпускаемой фирмой, зарекомендовавшей себя на мировом или российском рынках как производителя продукции высокого уровня качества; а также при сертификации единичного изделия (комплекта изделий) целевого назначения, приобретаемых для оснащения отечественных производственных (или иных) объектов. Применение схемы возможно при условии, что в технической документации имеется информация, дающая представление о безопасности этого товара.

Схема 9а предназначена для продукции, выпускаемой нерегулярно, при колеблющемся характере спроса, когда нецелесообразен инспекционный контроль. Это могут быть товары отечественных производителей, в том числе индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавших свою деятельность в индивидуальном порядке.

Схемы 10 и 10а применяются для сертификации продукции, производимой небольшими партиями, но в течение продолжительного периода времени.

Схемы 1а, 2а, 3а, 4а, 9а и 10а рекомендуется выбирать в таких ситуациях, когда у органа по сертификации отсутствуют данные о стабильности характеристик выпускаемой продукции, подтвержденные испытаниями. Правила по применению этих схем сертификации оговаривают обязательное условие: в сертификации должны участвовать эксперты, имеющие право заниматься вопросами анализа производства.

Это условие не действует, если у изготовителя имеется сертификат соответствия на систему обеспечения качества, потому что при этом не проводится анализ состояния производства. Таким образом, дополнительные схемы 9 - 10а учитывают международный опыт по подтверждению соответствия, а именно представление изготовителем заявления-декларации.

В схемах сертификации могут быть использованы документальные доказательства соответствия, полученные заявителем другим путем, помимо данной сертификации, что воспринимается положительно как способ сокращения объема проверок. Дополнительными документами, в зависимости от вида конкретной продукции, могут быть: протоколы приемочных, периодических или других испытаний, гигиенический сертификат, заключение о санитарно- гигиеническом состоянии производства, сертификат пожарной безопасности, сертификаты или декларации субпоставщиков, ветеринарный сертификат, сертификат происхождения, протоколы испытаний в зарубежных лабораториях и другие.

При обязательной сертификации решение о предоставлении изготовителем тех или иных документов принимает орган по сертификации.

IV Контроль и надзор за соблюдением правил обязательной сертификации

Контроль в области сертификации осуществляется по трем направлениям:

. за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;

. за соблюдением правил обязательной сертификации;
(проверка, осуществляемая с целью установления, что деятельность органов по

сертификации и испытательных лабораторий продолжает соответствовать правилам системы)

. за сертифицированной продукцией.

(контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления, что продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации).

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией осуществляют органы, проводившие сертификацию этой продукции. Общие правила инспекционного контроля за конкретными видами сертифицированной продукции установлены в документах, определяющих правила аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий и правила сертификации однородных групп продукции.

Государственный контроль и надзор в области сертификации продукции осуществляют Госстандарт России и другие государственные органы управления в пределах своей компетенции. Целью государственного надзора является государственная защита прав потребителей и интересов государства.

При проведении контроля продукции, подлежащей обязательной сертификации, проверяются наличие, подлинность и правильность оформления сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом; наличие документов, подтверждающих проведение и результаты инспекционного контроля; правильность применения знака соответствия; правильность доведения до потребителя информации о сертификации продукции; своевременность извещения органа по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию или технологический процесс производства сертифицированной продукции.

V Ответственность за нарушение правил обязательной сертификации

В законе РФ “О сертификации продукции и услуг” (статья 20) предусмотрена уголовная, административная либо гражданско-правовая ответственность, которую несут в соответствии с действующим законодательством юридические и физические лица, а также органы государственного управления, виновные в нарушении правил обязательной сертификации. Ответственность за нарушение этих правил устанавливается также для органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).

Административная ответственность за указанные нарушения устанавливается
Административным кодексом, а уголовная - Уголовным кодексом РФ и Законом РФ
“О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской
Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю”.
Этот Закон направлен на защиту прав и интересов потребителей, а также государства путем внесения в отдельные статьи Уголовного кодекса РФ и
Уголовно-процессуального кодекса РФ дополнений и изменений. В частности, по вопросам сертификации соответствия внесены следующие изменения.

- В ст. 157 (УК РФ) предусматривается уголовная ответственность за выпуск и продажу товаров, оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. При этом виновные лица наказываются лишением свободы до трех или штрафом от 100 до 150 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).
Те же действия, совершенные лицом, ранее судимым за такое же преступление, или повлекшие смерть человека, тяжкие телесные повреждения либо иные тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на пять лет.

- Статья 146 предусматривает ответственность за продажу товаров ненадлежащего качества (не соответствующего требованиям стандартов, ТУ, образцов) или с нарушением санитарных правил и влечет наложение штрафа от
3 до 25 МРОТ. Торговля продовольственными товарами в нарушение санитарных правил либо без сертификата соответствия, удостоверяющего их безопасность для жизни и здоровья потребителей, влечет предупреждение либо наложение штрафа от 5 до 150 МРОТ с конфискацией товара или без таковой.

В дополнение к законам органы государственного управления - Госстандарт,
Госсанэпиднадзор, Госторгинспекция и другие - разрабатывают свои нормативные документы, устанавливающие определенные правила выдачи предписаний и применения штрафов.

Органы Госстандарта могут выдавать следующие предписания: 1. О прекраще- нии выпуска и реализации товаров; 2. О снятии с производства товаров; 3. Об изъятии из оборота и отзыве от потребителей товаров.

Госстандарту предоставлено право налагать штрафы на изготовителей
(продавцов) за следующие нарушения: за уклонение от исполнения или несвоевременного исполнения предписаний; за причинение ущерба потребителем товарами - в размере суммы ущерба. Факт причинения ущерба и сумма ущерба должны быть подтверждены вступившими в законную силу решениями суда, арбитражного суда.

Причинение ущерба потребителям товарами может быть результатом: продажи товаров с просроченными сроками годности; реализации товаров без разработанных изготовителем или не доведенных продавцом до сведения потребителя специальных правил, соблюдение которых требуется для безопасного их использования; реализации товаров, подлежащих обязательной сертификации, без сертификата и др.


Сертификация продукции текстильной и легкой промышленности

(ТЛП)


Правила сертификации продукции текстильной и легкой промышленности (ТЛП) установлены государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации. Постановление № 13 от
21 августа 1996 г. регламентирует правила и процедуру проведения сертификации продукции отраслей текстильной и легкой промышленности бытового назначения.

Объектом сертификации является продукция ТЛП, предназначенная для реализации на товарном рынке РФ, а также поставляемая на экспорт.
Обязательная сертификация продукции ТЛП проводится на соответствие требованиям, установленным законами, государственными стандартами, санитарными нормами и правилами, обеспечивающими безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя.
Необходимым условием для проведения сертификации является соответствие сертифицируемой продукции показателям качества, обеспечивающим ее функциональное использование. Необходимым условием для выдачи сертификата соответствия на продукцию ТЛП является наличие положительного гигиенического заключения, выдаваемого в порядке, установленном Законом
РСФСР “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” от 19 апреля
1991 года.
Добровольную сертификацию проводят на соответствие требованиям, представленным заявителем и согласованным с органом по сертификации.

Структура системы сертификации продукции текстильной и легкой промышленности (ЛТП).


В структуру Системы сертификации ТЛП входят:

- Центральный орган Системы (ЦОС);
- Совет Системы - консультативный орган при ЦОС;
- комиссия по апелляциям при ЦОС;
- органы по сертификации (ОС);
- аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ);
- заявители.

Порядок проведения работ по сертификации продукции текстильной и легкой промышленности (ЛТП)


Сертификация продукции ТЛП включает следующие процедуры:

- предоставление заявки в орган по сертификации;
- рассмотрение представленных заявителем документов и проведение первичной

идентификации продукции ТЛП;
- принятие решения по заявке, в т.ч. выбор схемы сертификации;
- формирование групп однородной продукции для выбора типового представителя;
- выбор аккредитованной испытательной лаборатории;
- отбор образцов от однородных групп и их идентификация;
- проведение испытаний;
- анализ состояния производства (в соответствии со схемой сертификации);
- сертификация производства или системы качества (в соответствии со схемой

сертификации);
- анализ полученных результатов испытаний и проверок и принятие решения о возможности выдачи или отказе в выдаче сертификата соответствия;
- оформление и выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия и внесение сертифицированной продукции ТЛП в государственный реестр;
- осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (в

соответствии со схемой сертификации);
- разработка и контроль выполнения корректирующих мероприятий при выявлении несоответствий продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия.


Для проведения работ по сертификации заявитель направляет в аккредитованный орган по сертификации продукции ТЛП заявку. (см. Приложение 1).

К заявке должны быть приложены копии документов, подтверждающих происхождение поставляемой продукции и содержащих сведения об ее ассортименте, качестве и количестве, копии документов, по которым осуществляется выпуск продукции, и гигиеническое заключение на продукцию (в случаях, предусмотренных Законом РФ).

Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее семи дней после ее получения направляет заявителю решение. (см. Приложение 3).
В случае отрицательных результатов рассмотрения заявки заявителю направляется решение об отказе в проведении сертификации с аргументирован- ным изложением причин отказа и, при необходимости, рекомендаций по проведению мероприятий, необходимых для повторного предоставления заявки.

Идентификацию продукции ТЛП осуществляет орган по сертификации на соответствие:
- заявленному наименованию;
- документам, подтверждающим происхождение поставляемой продукции и содержащим сведения об ее ассортименте, качестве и количестве;
- принадлежности к данному изготовителю;
- требованиям, обеспечивающим функциональное использование продукции.

Идентификация проводится органолептическими и (или) инструментальными методами с учетом информации, предоставленной заявителем.
При недостаточных основаниях для суждения о соответствии продукции установленным требованиям орган по сертификации предлагает заявителю провести соответствующие испытания в присутствии своего представителя или включить определение этих показателей в программу испытаний.

Орган по сертификации формирует группы однородной продукции, проводит отбор образцов от них и оформляет акт. (см. Приложение 2).

Отбор образцов оформляют актом, который подписывают представители организации, осуществляющей отбор, и представитель заявителя.

Орган по сертификации направляет образцы в испытательную лабораторию с сопроводительным письмом, где указывает наименование продукции и номенклатуру показателей, по которым следует провести испытания, без указания наименования заявителя.

Испытательные лаборатории проводят сертификационные испытания продукции по методам, установленным в нормативных документах.

Результаты испытаний оформляют в виде протоколов испытаний.
(см. Приложение 4). Протоколы испытаний подписывают руководитель испытательной лаборатории, исполнитель и представитель органа по сертификации (если это необходимо). Копии протоколов подлежат хранению в лаборатории на срок не менее 3 лет. Протоколы испытаний направляют в орган по сертификации.

На основе анализа материалов заявки и протоколов испытаний орган по сертификации проводит заключительную идентификацию продукции ТЛП, в том числе ее возрастной адресованности. Орган по сертификации проводит анализ результатов испытаний сертифицируемой продукции ТЛП, а также состояния производства (если это предусмотрено схемой сертификации) и принимает решение о возможности выдачи сертификата или в отказе в выдаче сертификата.

В случае положительного решения выдается сертификат соответствия, в случае отрицательного решения заявителю направляют аргументированное решение об отказе.

Орган по сертификации оформляет сертификат по форме и правилам, установленным Госстандартом России. Срок действия сертификата на серийно выпускаемую продукцию устанавливает орган по сертификации в зависимости от состояния производства, результатов испытаний, с учетом срока действия гигиенического заключения (сертификата), но не более трех лет или срока действия гигиенического заключения (сертификата).

Сертификат регистрируют в государственном реестре и выдают заявителю.

При проведении обязательной сертификации продукции ТЛП орган по сертификации одновременно с сертификатом выдает заявителю лицензию на право применения знака соответствия согласно “Правилам выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации и применения знака соответствия” от 26 мая 1994г. №12.
Продукцию ТЛП, прошедшую обязательную сертификацию, маркируют знаком соответствия по ГОСТ Р 50460 - 92 “Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования”. Место проставления знака соответствия указывают в лицензии.

Практическая часть

Сертификация женских костюмов на примере органа по сертификации продукции и услуг Сахалинского ЦСМ, расположенного по адресу: пр. Победы, 5А.

Существует документ “Правила по сертификации продукции легкой промышленности”, где перечислены: все виды изделий легкой промышленности, подлежащие обязательной сертификации; все показатели, по которым сертифицируется продукция; все документы, устанавливающие требования к конкретной продукции - ГОСТы, СанПиН 42-125-4390-87 МЗ СССР и другие нормативные документы; документы по отбору образцов.

Предприниматель привез 50 женских костюмов. Для реализации необходим сертификат соответствия. Для этого необходимо обратиться в ЦСМ, в отдел, который занимается сертификацией текстильных изделий. Предприниматель заполняет заявку на проведение сертификации, где указывается вся информация о заказчике и продукции. (см. Приложение 1).

После эксперт по сертификации текстильных изделий вместе с заказчиком выезжает для осмотра партии. Если партия костюмов идентична, эксперт производит отбор образцов продукции по ГОСТ 20 566 - 75 “Ткани и штучные изделия текстильные. Правила приемки и методы отбора проб”. Отбор оформляется актом. (см. Приложение 2).

Для того, чтобы определится по какому ГОСТу сертифицировать, необходимо знать сырьевой состав изделия. Если он указан на этикетке (100% полиэфирное волокно), то по правилам сертификации будет использован ГОСТ 29223-91
“Ткани плательные, плательно-костюмные и костюмные из химических волокон”.
Если на изделии нет этикетки, необходимо определить сырьевой состав изделия. Это можно сделать в лаборатории ЦСМ или СЭС, а затем уже определиться по каким ГОСТам и показателям испытывается изделие.

Эксперт заполняет “направление” в лабораторию, где указано по каким показателям будет проверен костюм. (см. Приложение 3).

В лаборатории изделию присваивается номер (для данного костюма - № 981), т.е. образец кодируется и отдается в работу.

Костюм состоит из верха и подклада, а у них разный сырьевой состав. Для верха - состав указан на этикетке. Для подклада необходимо определить сырье- вой состав, согласно ГОСТ 25 617 - 83 “Ткани и изделия льняные, полульняные, хлопчато-бумажные и смешанные. Методы химических испытаний.” В этом документе подробна описана методика проведения испытаний, реактивы и оборудование.

Далее верх изделия и подклад под номерами 981 и 981а соответственно испытываются по всем необходимым для сертификации показателям:

1. устойчивость окраски к воздействию “пота” по ГОСТ 9733.6 - 83. Образцы определенное по ГОСТу время выдерживаются в определенных по ГОСТу реактивах, промываются, высушиваются и с помощью специального эталона фиксируется изменение окраски по сравнению с первоначальной.

2. устойчивость окраски к действию дистиллированной воды по ГОСТ 9733.5-83.

Образец установленное по ГОСТу время выдерживается в дистиллированной воде, высушивается и так же с помощью эталона фиксируется изменение окраски по сравнению с первоначальной.

3. устойчивость окраски к глажению по ГОСТ 9733.7 - 83. Образец (в зависимости от сырьевого состава устанавливается максимальная температура) подвергается глажению с запариванием, высушивается и с помощью эталона фиксируется изменение окраски по сравнению с первоначальной.

4. устойчивость окраски к действию органических растворителей по

ГОСТ 9733.13 - 83. Образец, согласно ГОСТа, выдерживается определенное время в определенных ГОСТом растворителях (перхлорэтилен), промывается, высушивается и сравнивается с эталоном для определения изменения окраски по сравнению с первоначальной. Эталоном является - “серая шкала для оценки изменения окраски” по ГОСТ 9733.0 - 83, которая была получена от

Госстандарта. Она имеет диапазон оценки от 1 до 5 баллов.

Все результаты испытаний заносятся в протокол испытаний.(см. Приложение
4), и вместе с актом на списание образцов (см. Приложение 5) передаются в орган по сертификации, где эксперт, сравнивая результаты испытаний с допустимыми уровнями, указанными в ГОСТе 23433 - 79 “Ткани и штучные изделия из

химических волокон. Нормы устойчивости окраски и методы ее определения”, решает возможно ли выдать сертификат на данную партию костюмов. Если все показатели соответствуют, то выписывается решение о выдаче сертификата.
(см. Приложение 6).

Сертификат отдается заказчику, а пакет документов (заявка, решение по заявке, протокол испытаний, решение о сертификации, копия сертификата) хранится в ЦСМ. Оплата за проведенную работу договорная, но с учетом норм времени и стоимости рабочего времени, утвержденными плановым отделом ЦСМ.


-----------------------
[1] Данные на конец 1996 г.



Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты