Современные методы решения экологических проблем на предприятии (на примере ООО Волготрансгаз - дочерней структуры ОАО ГАЗПРОМ)
p> Стимулирующая функция введения платы за пользование, в том числе на охрану и восстановление природных ресурсов посредством изъятия у предприятий рентных доходов через систему платежей за природопользование реализуется государственная форма собственности на природные ресурсы и своевременно обеспечивается выравнивание условий хозяйствования предприятий, использующих природные ресурсы разного богатства и местоположения.

В экономической литературе рекомендуется определять дополнительный доход (дифференциальную ренту) от использования природного ресурса данного качества, местоположения и продуктивности (ценности), одним из двух способов: как разность между оптовой ценой продукции и нормальными затратами на ее получение при использовании данного природного ресурса; величиной общественно необходимых затрат, требуемых для воспроизводства полезного результата, приносимого данным природным ресурсом, по мере его исчерпания или истощения.

На основе этих способов определения дифференциальной ренты предложены конкретные методы установления ставок платежей за природопользование, учитывающие специфику отдельных видов природных ресурсов.

В основе формирования платежей за воспроизводство природных ресурсов лежат следующие принципиальные положения: следует обеспечить максимально возможный полный возврат на воспроизводство важнейших видов природных ресурсов при определении сумм платежей по видам ресурсов, в том числе необходимо ввести также платежи при использовании сельскохозяйственных земель (исходя из различных бюджетных ассигнований на их качественное улучшение и охрану); источником возмещения затрат на воспроизводство природных ресурсов является приносимая ими дифференциальная рента.

При установлении новых цен необходимо иметь в виду средний уровень оптовых цен на минерально-сырьевые ресурсы: он должен быть достаточен как минимум для формирования цены воспроизводства данного специализированного природного ресурса за счет выручки от реализации всего объема произведенной
(добываемой) продукции данного вида. Необходимая сумма в целом по отрасли
(под отрасли) должна быть включена в проектируемый уровень цены. При этом ее распределение предприятиям-производителям следует не включать в нормативную себестоимость, как это делалось ранее, а определять по предприятиям пропорционально образующемуся у них дифференциальному рентному доходу. В этих условиях предприятия, использующие относительно худшие специализированные ресурсы частично или полностью освобождаются от платежей за их воспроизводство с перераспределением недобираемой части фонда на предприятия, использующие относительно лучшие источники природных ресурсов.

Для обеспечения функционирования такого механизма, во-первых, необходимо начинать определение платежей за воспроизводство природных ресурсов с сопоставления расчетной выручки от реализации данного вида минерально-сырьевых ресурсов в разрабатываемых ценах с суммой нормативных затрат на добычу (переработку) и включаемых в систему нормативных накоплений. В величину нормативных накоплений включают все удорожания
(удешевления) в установленном порядке, а также проектируемые плата за природные ресурсы универсального назначения, кроме платежей за воспроизводство соответствующего специализированного ресурса.

Если размер дифференциального дохода от эксплуатации данного специализированного отраслевого ресурса, рассмотренный при проектируемом уровне оптовых цен, недостаточен для возмещения в полном объеме затрат на его воспроизводство на величину разницы должен быть повышен проектируемый средний уровень цены.

Во-вторых, следует рассматривать как нижний предел уровня оптовых цен
(расчетной выручки от реализации) по одному виду минералъно-сырьевого ресурса сумму, включающую нормативные затраты на добычу данного вида минерально-сырьевого ресурса, платежи за природные ресурсы универсального назначения, используемые при его добыче, платежи за воспроизводство данного специализированного ресурса, нормативные накопления, учитываемые в цене.

При необходимости установления требуемых ценовых пропорций между взаимозаменяемыми видами минерально-сырьевых ресурсов и стимулирования ресурсосбережения проектируемый уровень оптовой цены может быть повышен по сравнению с ее нижним пределом. В этом случае возникает дополнительный рентный доход, который в полном объеме подлежит отчислению в федеральный и региональные бюджеты в форме платежей из прибыли природоэксплуатирующих предприятий.

Рентные платежи по своей экономической пользе представляют собой форму изъятия у предприятий дифференциальной ренты, которая образуется в результате устойчивых и незначительных колебаний индивидуальных издержек, объясняемых различиями в природно-географических условиях производства. Они должны устанавливаться для предприятий и групп предприятий) природоэксплуатирующих отраслей в случаях, когда у соответствующих предприятий (групп) при установленном уровне оптовых (закупочных) платежей за универсальные природные ресурсы и платежей за воспроизводство специализированных природных ресурсов образуется избыточный доход за счет использования относительно более благоприятных природных источников.

В систему платежей за использование природных ресурсов включаются три их вида: платежи за использование природных ресурсов универсального назначения; платежи за воспроизводство специализированных природных ресурсов; рентные платежи за использование относительно более благоприятных видов специализированных ресурсов.

Эти виды платежей должны устанавливаться, как правило, из расчета на единицу расходуемого (применяемого) природного ресурса (1 т погашенных запасов, 1 га земли, 1 м2 воды) и дифференцироваться с учетом рентообразующих факторов.

Рассмотренные платежи за использование природных ресурсов (в пределах установленных норм и лимитов) нельзя осуществлять со штрафными платежами
(санкциями) за нарушение установленных нормативов и лимитов природопользования.

Платежи за загрязнение окружающей природной среды.

Платежи за загрязнения осуществляются предприятием, и при этом размеры платежей зависят от объемов выбросов загрязняющих веществ и размещаемых в окружающей природе твердых отходов. Очевидно, что выбросы предприятий и значительные объемы отходов не позволяют своевременно предотвратить загрязнение, а тем более улучшить состояние окружающей природной среды.
Введение платежных пропорций соответствующих уровню загрязнений, поставит в тяжелое финансовое положение производственные предприятия. Поэтому для постепенного достижения нормативного уровня предельно допустимых выбросов
(сбросов) загрязняющих веществ в природную среду необходимо устанавливать и утверждать для каждого предприятия лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, объемов размещаемых твердых отходов.

Объемы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах лимитов определяются как допустимые на планируемый период. Допустимый уровень выбросов определяется с учетом экологической обстановки района
(территории), размещения предприятий и экономических возможностей предприятий, утверждение лимитов выбросов осуществляется на основе заданий долгосрочных Государственных программ охраны природной среды и рационального использования природных ресурсов на период до 2005 г.

Конкретная экологическая ситуация территории, на которой размещено предприятие, определяет причину допустимого уровня выбросов (сбросов) загрязняющих веществ: чем более загрязнена территория, тем выше должны быть установлены предельно допустимые уровни выбросов (сбросов) -- ПДВ (ПДС).
Порядок установления допустимых уровней выбросов для отдельных предприятий не разработан, а для размещения твердых отходов лимит определяется между планируемыми объемами образования и использования отходов. Размеры платежей за загрязнение определяются на основе двух видов нормативов платы: за допустимые, в пределах установленных лимитов, объемы выбросов; за превышение допустимых объемов выбросов.


1.3. Экономические стимулы комплексного использования природных ресурсов.

Эффективность экономического механизма комплексного использования природных ресурсов во многих отраслях сейчас снижается из-за отсутствия стройной системы стимулирования повышения комплексности освоения ресурсов.

Разработана методика стимулирования комплексного и рационального использования полезных ископаемых, позволяющая в большей степени экономически заинтересовывать трудовые коллективы предприятий в эффективном использовании сырья. При определении степени выполнения реализации товарной продукции с учетом обязательств по ставкам предлагается попутную продукцию учитывать по номенклатуре и в объемах, распределяемых в централизованном порядке.

1.4. Экономическое стимулирование экономии сырьевых и материальных ресурсов.

Затраты на мероприятия по экономии материальных ресурсов на производстве в целом сводятся к ограничению добычи топлива, сырья и других материальных ресурсов. Причем эффективность таких затрат возрастает. К основным направлениям организации работы по ресурсосбережению в промышленности относятся экономическое стимулирование рационального использования материальных ресурсов, разработка прогрессивной нормативной базы, создание системы управления материальными ресурсами разработка и внедрение научно-технических мер регулирования.

В современных условиях существенно возрастает роль экономического стимулирования в обеспечении процесса ресурсосбережения. Расширение хозяйственной самостоятельности основного звена промышленности - предприятия - открывает принципиально новые возможности для повышения действенности экономического стимулирования на снижение материальных затрат. В настоящее время конкретные виды материальных ресурсов, на экономию которых могут выплачиваться премии, определяются непосредственно на предприятиях и объединениях.

Существует специальная шкала размеров доли экономии или перерасхода материальных затрат, на которую увеличиваются (или уменьшаются) фонды поощрения. Шкала позволяет нивелировать разную стоимость материальных ресурсов на неодинаковую сумму экономии, приходящейся на 1 руб. заработной платы. При таком премировании большие требования предъявляются к научной обоснованности расхода материальных ресурсов, обеспечению их систематического обновления, а также становится недопустимым применение технически необоснованных норм.

В целях усиления экономических стимулов для предприятий и повышения материальной заинтересованности их коллективов в более полном использовании производственных отходов, вторичных ресурсов установлено, что прибыль практически полученная от реализуемых товаров и изделий производственно- технического назначения, изготовленных из отходов производства, остается в распоряжении предприятий независимо от их формы собственности. Размер отчислений зависит от уровня рентабельности (к издержкам производства при рентабельности до 25 % - полностью, а в части, превышающей 25 %,- в размере прибыли при условии, если стоимость отходов, израсходованных на производство указанных товаров и изделий, составляет 50 % от стоимости всего сырья и материалов, не считая вспомогательных материалов).

Кроме фонда заинтересованности существуют и другие специальные фонды премирования, например, за сбор, хранение, и отгрузку лома, отходов черных и цветных металлов.

Результативность материального стимулирования зависит от достоверности первичной информации. Одно из прогрессивных направлений решения этой задачи
- внедрение на предприятиях нормативного метода учета затрат на производство.

Наряду с разработкой и внедрением системы материального стимулирования экономии сырья, топлива, материалов и энергии предусмотрены санкции за нерациональное их использование. Так введена имущественная ответственность предприятий за перерасход сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов и за использование их не по назначению.

Под перерасходом материально-технических ресурсов понимается потребление их в производственных целях и размерах, превышающих потребность по нормам, установленным отраслевыми министерствами или ведомствами, а также самими предприятиями. К перерасходу не относится повышенный расход материальных ресурсов, вызванный проведением мероприятий по повышению технических характеристик выпускаемой продукции.

На предприятия, допустившие перерасход материалов (природных ресурсов), возлагается обязанность перечислить в бюджет двукратную стоимость израсходованных ресурсов в месячный срок по истечении квартала, в котором допущен перерасход. С момента совершения платежа в бюджет предприятие вправе потребовать возмещения убытков поставщиками и снабженческо-сбытовой организацией, поставка продукции которой с отступлениями от условий договора послужила причиной допущенного перерасхода и применения мер хозяйственной ответственности.

При использовании предприятием выделенных ему материальных ресурсов не по назначению оно уплачивает в бюджет трехкратную стоимость.

2. Экологическая политика ОАО «ГАЗПРОМ»

Газпром принял экологическую политику и неуклонно следует ее основным принципам, уточняя конкретные действия с учетом специфики экологической ситуации на предприятиях Общества.

Сохранение окружающей среды при удовлетворении потребностей в газе и продуктах его переработки - наш долг перед современниками и потомками.

В России проблема экологической безопасности приобрела особую остроту. В течение многих десятилетий интенсивное промышленное развитие гигантских территорий проводилось без учета состояния окружающей среды. В результате были превышены все допустимые пределы загрязнения. К 90-м годам
XX века в полный рост встала проблема пересмотра принципов развития общества в сторону "тотальной гуманизации" отношений россиян с природой.

Газпром в полной мере разделяет ответственность за сохранение природной чистоты нашей страны. В равной степени это касается и территорий тех государств, на которые и через которые осуществляются поставки газа.
Снабжая планету экологически чистым топливом, мы вносим свой вклад в сохранение мирового природно-климатического комплекса.

Газпром постоянно решает задачи сохранения здоровой среды обитания в зоне строительства своих предприятий и обеспечения в дальнейшем их безопасной эксплуатации. Уровень сложности этих задач можно должным образом оценить, вспомнив о количестве и масштабах наших объектов. С учетом этого и была разработана экологическая политика Компании.

Для ее практической реализации осуществляется ряд экологических проектов на территориях, где производится транспортировка или добыча газа, а также на предприятиях по его переработке и хранению. Постоянно проводятся научно-исследовательские работы в области экологии. Кроме того, мы производим оборудование для собственных нужд, отвечающее самым высоким экологическим стандартам.

Газпром не ограничивается природоохранными мероприятиями на своих предприятиях. Важным для Компании является развитие общих научных разработок в этой области и финансирование программ экологического образования и просвещения, особенно для молодежи. Для реализации этих программ были созданы соответствующие экологические фонды, представляющие свои гранты и стипендии.

2.1. Приоритеты ОАО «Газпром» в области охраны окружающей природной среды и рационального природопользования
- Cохранение природной среды в зоне размещения объектов газовой промышленности;
- Обеспечение промышленной и экологической безопасности строительства и эксплуатации объектов добычи, переработки и транспорта углеводородного сырья;
- Охрана здоровья работников отрасли;
- Участие в обеспечении экологической безопасности регионов, в которых размещены объекты ОАО «Газпром» (организационное, техническое, финансовое).

Основные направления работ по реализации экологической

политики ОАО «Газпром»
- Cоблюдение требований природоохранного законодательства, норм и правил;
- Cокращение величин выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
- Cокращение количества отходов производства и своевременная их утилизация;
- Ресурсосбережение на предприятиях отрасли;
- Обеспечение сохранности и восстановления нарушенных земель в зоне воздействия объектов газовой промышленности;
- Обеспечение безопасной эксплуатации объектов;
- Обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий работы персонала;
- Содействие увеличению доли природного газа как экологически чистого вида топлива в топливно-энергетических балансах регионов России;
- Повышение экологической чистоты товарной продукции отрасли, сертифицирование ее на соответствие международным стандартам ИСО 9000;
- Создание системы управления природоохранной деятельностью отрасли на основе международных стандартов ИСО 14000;
- Создание системы производственного экологического мониторинга.

2.3. Пути к совершенствованию системы экологического управления

Экологическое управление - составная часть общей системы управления деятельностью ОАО «Газпром». Функции и задачи экологического управления определены отраслевым «Положением о системе управления природопользованием». В настоящее время осуществляется совершенствование этого положения на основе международных стандартов ИСО 14000.
Важными составными частями системы обеспечения экологической приемлемости строительства и эксплуатации объектов газовой промышленности являются:
- административная деятельность, включая как деятельность центральных структур, так и работу экологических служб предприятий;
- оценка воздействия строительства и эксплуатации объектов на окружающую среду (ОВОС);
- экологический мониторинг - инструмент проверки эффективности природоохранных мероприятий;
- техническая диагностика - средство обеспечения безопасной эксплуатации оборудования и трубопроводов.

Научно-исследовательские работы в отрасли

Заботясь о сохранении природы, наша компания постоянно ведет исследования в области охраны воздушной и геологической сред, водных ресурсов и земель, разрабатывает методы обезвреживания и утилизации твердых отходов, защиты человека от шумового воздействия. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, дочерние предприятия Общества затратили в 2000 г. на исследовательские и конструкторские работы в области экологии более 5,5 млн. рублей собственных средств. Общие затраты на НИР и ОКР по экологической проблеме, с учетом централизованного финансирования составили около 300 млн. рублей.

К выполнению работ привлекаются видные российские ученые, специалисты отраслевых научно-исследовательских и учебных организаций.

3. Практическая часть

3.1. Характеристика объекта эколого-экономического исследования

Использование в народном хозяйстве природного газа как основного вида топлива позволяет решить целый ряд проблем coxpaнeния эколoгичecкoro бaлaнca зa cчeт тoгo, чтo в pезyльтaтe cгopaния гaзa выдeляeтcя знaчитeльнo мeньшee кoличecтвo зaгpязняющиx вeщеcтв, чeм пpи cгopaнии тaкиx тpaдициoнныx видoв тoпливa кaк мaзyт, yroль, дpoвa и д.р. Зaменa дaнныx видов тoпливa нa экoлoгичecки чиcтoe тoпливo - гaз - вeдет к знaчитeлыюмy yлyчшению и оздоровлению oкpyжaющeй пpиpoднoй cpeды, yлyчшeнию ycлoвий жизни нacеления и coциaльнo-зкoнoмичecкиx ycлoвий paзвития peгиoнa в целoм.

Одной из стратегических задач ООО «Волготрансгаз» является, увеличение протяженности сети магистральных газопроводов, а именно строительство газопроводов – отводов, газораспределительных станций (ГРС), с целью газификации населенных пунктов находящихся на территории производственной деятельности газотранспортного предприятия.

Одним из этапов решения этой задачи является стpoительcтвo гaзoпpoвoдa-oтвoдa и ГPC c цeлью гaзификaции нaceленныx пyнктoв
Kpacнобаковского района Нижегородской области.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты