Предпринимательство: сущность, виды, субъекты

В то же время в 1992 г. в общей структуре российского малого предпринима­тельства произошло резкое уменьшение доли МП в сфе­ре материального произ­водства.

По широко распространенному мнению, модель шоковой тера­пии была  мало­конструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в ча­стности, сферы малого предпринимательст­ва. Но следует признать, что в условиях активизации рыночных ре­форм МП продемонстрировали и свои позитивные воз­можности. Важ­нейшими функциями МП в условиях шоковой терапии стали соци­альное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предос­тавление возможности полу­чения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.

Вместо своего рода кормушки с сильным криминальным оттенком, что было присуще периоду перестройки, в сфере МП стала образовы­ваться нормальная кон­курентная прорыночная среда, характеризующа­яся борьбой малых предприятий за выживание на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг. Сказан­ное, правда, не озна­чает, что криминальные структуры оставили малый бизнес в покое.

Феноменальный рост числа МП в 1992 г. имеет свое объяснение. Бурное разви­тие торгово-посреднического малого предприниматель­ства стало ответной реак­цией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней тор­говли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благо­приятные условия для любой торговой деятельности.

Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое пред­принимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но пользовав­шихся ажиотажным спросом у российс­кого потребителя. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капи­талов превращала их в капиталы средних размеров. Более того, мел­кая торговля быстро реагировала на нарастающую социально-эконо­миче­скую дифференциацию российского общества, группируясь в ни­шах обслуживания как массовых потребителей, так и потребителей с высоким уровнем доходов. Дос­таточно быстро рядом с мелкими тор­говыми палатками стали возникать элитные магазины, владельцы и работники которых нередко начинали с "челночной" дея­тельности. К позитивной роли торговой и посреднической деятельности МП сле­дует отнести и их участие в создании новых хозяйственных связей. Инициирован­ная либерализацией цен рядом других факторов (сдача позиций ВПК, утрата рын­ков стран Восточной Европы и пр.) полная "закупорка" ранее сложившихся каналов взаимосвязей между производителями, поставщиками и торговлей от­крыла широкое поле для деятельности малых фирм по снабжению и сбыту продук­ции. Конечно, для новых хозяйственных связей в полном объеме нужен новый тех­нологический каркас экономики с соответствующими ры­ночными, высокоэффек­тивными каналами движения товаров от про­изводителей к потребителям. В стратегическом плане задача созда­ния такого каркаса малому бизнесу не по силам, так как требует многих лет и огромных капитальных вложений.

Однако малый бизнес смог сыграть роль катализатора первых шагов движения к новой системе внутри кооперационных связей в российской экономике. Кроме того, он выполнял роль демпфера, спа­сающего многие предприятия от немедлен­ного краха из-за разрыва прежних, хотя и неэффективных, но все же работавших хозяйствен­ных связей.

Рывок малого предпринимательства в сторону торговой и по­среднической дея­тельности стал также закономерной реакцией на введенный правительством нало­говый прессинг. В бывшем СССР не было и в принципе не могло быть налоговой системы, адекватной рыночным условиям. Поэтому введение в практику хозяйст­венной жизни даже элементов нормальной налоговой ответственности долж­но было вызвать у не привыкших к этому предпринимателей есте­ственную реакцию отторжения. Но дело в том, что на эту реакцию наложился явный экстремизм пра­вительственной налоговой политики, направленной на изъятие до 70-90% доходов малых предприятий. При этом правительство и не рассчитывало на то, что кто-либо 6удет сразу же платить налоги в полной мере. Предпринимателей тем самым подталкивали к тому, чтобы искать и находить способы сокры­тия доходов от нало­гообложения. Торговля и посредничество, ориен­тированные на работу с трудно контролируемыми наличными сред­ствами, открывали большие возможности для ухода от налогов.   

В целом ситуация 1992 г. может быть охарактеризована обще­принятым терми­ном "грюндерство". Малое предпринимательство было составным элементом этого массового процесса учредительства. Бир­жи, банки, страховые фирмы, крупные ча­стные и полугосударствен­ные акционерные предприятия возникали по всей России в невероят­ных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу для са­мо­стоятельной предпринимательской деятельности, право занимать­ся финансовым планированием, что ранее было абсолютной монопо­лией государственных струк­тур и их чиновников. Такие мотивации в сочетании с развалом государственных, прежде всего бюджетных пред­приятий и организаций, с надеждой на получение высоких доходом от достаточно простых видов работ и услуг не могли не породить крупномасштабного грюндерства. Подобное грюндерство объясняется не столько экономическими причинами, сколько общими законам социальной психологии в их приложении к очевидной для Росси ситуации кардинального общественного перелома

Иллюстрацией к вышесказанному может служить массовое по­явление эфемер­ных фермерских хозяйств в суровых климатических зонах и на низкокачественных почвах, где с точки зрения экономи­ческой целесообразности таких хозяйств в принципе не может быть даже в самой развитой рыночной стране. Многие малые предприятия появлялись на свет не в силу экономической целесообразности, не имея какой-либо программы долговременного развития, а только из общей наде­жды, мечты их организаторов на достаточно абстрактную " лучшую жизнь" (в ос­новном в стиле привлекательных трафаретов общества свободного предпринима­тельства и всеобщего потребления). В определенном смысле психологические ожидания скорого процве­тания доминировали над трезвым экономическим расче­том и даже здравым смыслом.

Именно этим объясняется феномен бурного появления много­численных част­ных мелких научных фирм в условиях очень быстро­го свертывания какого-либо спроса на научную продукцию из-за ост­рейшего инвестиционного кризиса, спада инновационной активности и фантастического дефицита бюджетов всех уровней. Психологичес­ки это явление объясняется еще и тем, что научная деятельность, личность исследователя в течение многих предшествовавших десяти­летий были в состоянии явной невостребованности. Новые условия давали бывшим научным со­трудникам надежду на самостоятельный выход из того тупикового положения, в котором они находились в государственных академических, отраслевых и прочих научных уч­реждениях в 70-е и в 80-е годы.

Грюндерство, как показывает исторический опыт, всегда ограни­чено во вре­мени. Уже к 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической дея­тельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преиму­щественно торгово-посреднической или, напри­мер, научно-консуль­тационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была ге­нериро­вать новые тенденции в развитии российского малого пред­принимательства. Обо­значился очередной, третий этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, со­провождавшийся, как было отмечено выше, зна­чительным сокраще­нием прироста числа МП.

Главными причинами приостановки роста числа малых предпри­ятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой до­ходностью, исчерпание психологичес­ких ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоя­тельной предпринимательской деятельности. В нормаль­ной рыноч­ной экономике малое предпринимательство в большинстве случаев и о доходности, и по границам потенциальных возможностей уступает среднему и крупному бизнесу. Оно идет вслед за ними в роли хотя и вполне достойного, но все же аутсайдера. Если в России еще в 1992-94 гг. вся экономика, включая малый бизнес, жила по стохастическим законам первоначального на­копления капиталов, то к 1995 г. все четче стали действовать закономерности цивилизованной рыноч­ной системы. Реже встречались слу­чаи, когда какое-либо малое предприятие легко скупало дорогостоя­щие здания и даже средние производственные предприятия. Нормой становился доход на одного занятого в МП на уровне, колеблющемся во­круг средней заработной платы по стране.

В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыноч­ной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной дея­тельности. Получил развитие процесс погло­щения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприя­тия оказываются первой жертвой таких поглощений. Например, в Москве на месте еще недавно многочисленных индивидуальных тор­говых ларьков возникли хорошо оформленные торговые павильоны, принадлежа­щие той или иной крупной фирме. Менее рентабельные МП также не выдержи­вают экономической конкуренции со средними и крупными фирмами и вынуж­дены свертывать свою деятельность. В этом смысле на нынешнем этапе российских реформ процессы цент­рализации и концентрации капиталов также противостоят увеличе­нию численности МП. Но в дальнейшем, как мы полагаем, новые крупные и средние предприятия будут самым активным образом сти­мулиро­вать создание новых МП в структуре формируемых новых хозяйственно-технологи­ческих цепочек.

На кардинальное замедление прироста числа МП в 1994-1995 гг. повлияло и завершение перерегистрации малых предприятий, создан­ных еще по законам быв­шего СССР. Действующие МП в ходе перере­гистрации принимали новые органи­зационные формы, а прекратившие свою работу - просто ликвидировались. По­скольку величина числивших­ся зарегистрированными, но реально не функциони­ровавших МП была достаточно велика, их официальная ликвидация внесла существен­ный вклад в общее замедление темпов роста числа малых предприятий России. Фактор перерегистрации и ликвидации не работающих пред­приятий в полной мере проявил себя в 1995 г. в связи с введением в практику хозяйственной деятельности нового Гражданского кодекса (ГК). В соответствии с положениями его первой части малые предпри­ятия, имеющие форму товариществ (а это очень распространенная хозяйственная форма малых предприятий), должны переофор­мить свои учредительские документы, приняв другие, предусмотренные ГК хозяй­ственные формы. Если учесть, что даже по официальным оценкам Госкомстата РФ, более трети зарегистрированных малых предприятий либо не приступали к хозяйственной деятельности, либо приостановили ее, не ликвидировавшись, то очевидно, что начавшаяся в 1995 г. перерегистрация и соответственно официаль­ная ликвидация реально не функционирующих малых предприятий должны привести к дальнейшему существенному снижению числа малых предприятий в России. А с учетом того, что в ряде российских регионов реально действует чуть более половины зарегистрированных МП (по данным Госкомстата РФ), перереги­страция внесет определенные коррективы и в региональную структуру малого предпринимательства страны.

Замедление роста числа новых малых предприятий объясняется еще и тем, что не проявил свою силу - и в экономическом, и в социальном плане - такой мощный фактор увеличения малых предприя­тия, как рост безработицы. Несмотря на все прогнозы ее бурного увеличения, вплоть до 1996 г. официальная безработица оста­валась на уровне 2-3% экономически активного населения. Реальная безра­ботица может быть на порядок выше, на что указывают альтернатив­ные расчеты экспертов профсоюзных объединений, международных организаций и пр. Но тем не менее официальный статус работающих (пусть даже на "полуживых" предприятиях), пока он действует, со­здает социально-психологический эффект, при котором люди от­ка­зываются заниматься иной самостоятельной деятельностью, в том числе пробо­вать свои силы в сфере малого бизнеса. Более распространен­ным оказывается слу­чайный, часто нигде не регистрируемый вспомо­гательный заработок от мелких пе­репродаж или выполнения подсоб­ных работ. Но как только правительство России на деле, а не на словах пойдет на банкротства многочисленных нерентабельных пред­приятий, рост официальной безработицы, несомненно, вызовет но­вую волну увеличения числа МП.

Наиболее существенным негативным моментом была и остается криминализа­ция малого предпринимательства. В этой связи очень показателен наиболее ти­пичный ответ на вопрос выборочных обсле­дований руководителей малых предпри­ятий о влиянии на их деятель­ность криминальных структур. Значительная часть респондентов от­вечают, что они вообще ничего не знают о криминальных структу­рах. В нынешней ситуации такой ответ указывает не на преодоление зави­симости МП от криминальных структур, а как раз наоборот - на особо сильную их зависи­мость от этих структур и даже на прямую вовлеченность в эти структуры и страх перед ними. Криминальность продолжает оставаться существенным фактором, препятствующим нор­мальному развитию российского малого предприниматель­ства,

Резкий спад темпов прироста числа МП по-разному нашел отра­жение в от­дельных отраслях. Хотя и несколько замедлившись, но впервые за несколько про­шедших лет опережающими темпами увели­чилось количество МП в строительстве и на транспорте (на 18 и 19% в 1995 г.). В торговле и сфере общественного пита­ния число МП уменьшилось примерно на 10%. В общей коммерческой деятельно­сти по обеспечению функционирования рынка, в науке и научном обслу­живании произошло абсолютное сокращение числа малых предприя­тий (-18,7 и -5,6%).

Динамика числа МП в региональном разрезе показывает некото­рое опережение роста числа малых предприятий в регионах Северного Кавказа и Севера Европей­ской части России. Хотя существенных изме­нений в региональной структуре МП не произошло, все же можно за­метить позитивный процесс постепенного более равномерного распре­деления малых предприятий по различным экономическим районам России.

В 1995 г. среднесписочная численность занятых в МП по сравне­нию с 1994 г. уве­личилась на 0,8% Конечно, величина прироста неве­лика, но она подтверждает данные социологических опросов, в ходе которых руководители МП высказывали мнение о необходимости увеличения численности персонала предприятий. И, что очень важ­но, они указывают на то, что настало время перехода от полулегаль­ной занятости к нормальной, адекватной действующим законам.

Особо надо отметить усиление инвестиционной активности МП. Общий объем их капитальных вложений за 1995 г. возрос в 4 раза, причем в промышлен­ности -в 7,4 раза.

Можно констатировать, что в 1994-1995 гг. проводимая россий­ским прави­тельством политика умеренно-жесткой финансовой стаби­лизации, с одной сто­роны, сопровождалась значительным замедле­нием темпов роста количества МП , но с другой стороны, имела выраженный санационный эффект. В стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой МП на­ча­ли играть роль, характерную для малого предпринимательства в нор­мальной ры­ночной экономике.

Политика государственной поддержки МП осуществлялась на базе налоговых льгот, создания (хотя еще и в незавершенном виде) цивилизованного законода­тельного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, формиро­вания сети бизнес-парков, нала­живания эффективной координации в этой области между федераль­ным центром и субъектами Федерации, а также с местными орга­нами власти.

Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоя­тельно при­спосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности МП активно диверсифицируют хозяйствен­ную и инвестиционную деятельность. Более чем половина МП нетор­гового профиля помимо основной деятельности в 1995 г. занималась еще и торговлей как несложной, но относительно прибыльной дея­тельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов. А торго­вые капи­талы все чаще устремляются в производство, хотя и в самых простых его формах.

В целом мы полагаем, что новый рывок в динамике числа МП, в увеличении их макроэкономического веса по всем показателям неиз­бежен. Его следует ожи­дать по мере накопления предпосылок для формирования целостной системы ры­ночного хозяйствования, реши­тельных шагов в области демонополизации эконо­мики, дебюрократизации управления и, конечно, общего перехода к фазе оживле­ния и подъема производства и производственного инвестирования.

Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенден­ций роста россий­ского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его деятель­ности требуется активизация государ­ственной поддержки МП на всех уровнях. В первую очередь в под­держке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизне­са, стимулирования его инвестиционной активности. Настоятельной необхо­димостью является декриминализация малого бизнеса. Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной деятель­ности МП в интересах развития всех сфер российской экономики. Начало реального подъема в экономике позволит пе­рейти к четверто­му этапу по-настоящему рыночного развития российского малого пред­принимательства.

Глава III       Программа государственной поддержки развития малого предпринимательства в Российской Федерации .

"Считаю поддержку малого бизнеса непременным условием  дальнейшего развития экономики, становления среднего класса и в конечном итоге - успеха реформ".

                                                                                                                                       Б.Ельцин

Предпринимательство как особая форма экономической ак­тивности, как конкретная форма обеспечения самозанятости ча­сти населения и создания новых рабочих мест пользуется пра­вительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах (в остальных странах большое распространение полу­чает так называемое уличное предпринимательство). Суть пра­вительственной (государственной) поддержки сводится чаще всего к выработке конкретных мер по трем направлениям:

•   консультационное сопровождение процесса создания и функционирования вновь созданных фирм на начальном этапе (1-3 года с момента образования фирмы); в США, к примеру, с этой целью на территории страны действуют ре­гиональные отделения правительственного "Агентства по малому бизнесу";

•   оказание определенной финансовой поддержки вновь созда­ваемой структуре или предоставление такой структуре опре­деленных льгот (обычно в сфере налогообложения);

•   оказание технической, научно-технической или техноло­гической помощи маломощным в финансовом отношении предпринимательским структурам (в Нидерландах, к примеру, созданы региональные научно-технические бю­ро, которые на безвозмездной основе по заявкам малых предприятий участвуют в разрешении их научно-техни­ческих и технологических проблем, связанных с произ­водственным процессом).

Наше государство , также как и другие пытается поддерживать малый бизнес. Так например , 1995 году был принят Закон Российской Федерации "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". А на основании этого закона  Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 1995 года был образован Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Согласно Закону Фонд определен государственным заказчиком Федеральной программы государственной поддержки развития малого предпринимательства в Российской Федерации .

Основной задачей Фонда является финансовое обеспечение федеральной политики в области  государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и создание эффективно действующего финансового механизма для реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, участие в финансировании региональных (межрегиональных) программ, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства.

Во исполнение этой задачи реализуются основные направления деятельности:

1.Выработка финансовой стратегии по привлечению российского и международного банковского капитала, а также других кредитно-финансовых организаций под государственные гарантии Правительства Российской Федерации для обеспечения развития малого бизнеса в Российской Федерации.

2.Содействие формированию льготного налогового режима для работающих в сфере малого бизнеса.

3.Формирование системы лизинга как одной из наиболее перспективных возможностей создания и развития производственного базиса малого и среднего предпринимательства.

4.Содействие развитию внешнеэкономической активности субъектов малого предпринимательства.

5. Подготовку и переподготовку кадров для работы в структурах малого предпринимательства.

6.Создание условий для успешного развития предпринимательской деятельности путем формирования благоприятной инфраструктуры.  

7.Информационное и нормативно-правовое обеспечение деятельности малых предпринимателей.

8.Развитие рекламно-выставочной и издательской деятельности в сфере малого предпринимательства.

9.Развитие инновационной деятельности в предпринимательских структурах, содействие в освоении новых технологий и изобретений. 

Для реализации мероприятий Федеральной программы государственной поддержки малого  предпринимательства при участии Фонда созданы 76 региональных фондов и центров. Они находятся под реальным контролем местных органов власти. Региональные фонды начинают брать на себя ключевую роль по проектному и финансовому управлению региональными программами развития малого  предпринимательства на основе использования ресурсов Федерального фонда и регионов.

Одним из результатов деятельности Федерального фонда поддержки малого предпринимательства , утвержденная 7 июня 1996 года постановлением Государственной Думы № 444-II ГД , Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской  Федерации на 1996-1997 годы . Основные разработчики проекта Минэкономики России, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, ГКРП России, ГКАП России, Миннауки России, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Институт малого предпринимательства Высшей школы экономики Минэкономики России и Госкомвуза России.

Целью Программы является обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства в  производственной, инновационной и других сферах как неотъемлемой части новой структуры экономики, важнейшего направления создания новых рабочих мест и эффективных институциональных преобразований.

Задачи Программы

¨      Создание правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития малого   предпринимательства в качестве важнейшего условия подъема и структурной перестройки российской  экономики,  т.е. дальнейшее развитие системы нормативно-правового обеспечения предпринимательской деятельности, отражение в законодательных и других нормативных актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации интересов малого предпринимательства и особенностей субъектов малого предпринимательства с целью устранения их менее благоприятного положения в экономике по сравнению с более крупными предприятиями, содействия проявлению и развитию их конкурентных и социально-экономических преимуществ;

¨      целенаправленное формирование системы государственной и общественной поддержки малого  предпринимательства. Предусматривается соединение созданных в рамках Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994-1995 годы отдельных звеньев и элементов инфраструктуры федерального и регионального уровня в систему, включающую разветвленную сеть инфраструктурных объектов (фонды, центры и агентства поддержки предпринимательства, выставочные и демонстрационно-дилерские центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, информационные, консалтинговые и       учебно-деловые центры, лизинговые компании, центры ремесел и т.д.).;

¨      создание новых рабочих мест, открытие и поддержка малых предприятий в производственной, инновационной и социальной сферах для обеспечения рынка отечественными товарами и услугами, поддержание деловой и инвестиционной активности, развитие конкуренции на рынке товаров и услуг. Реализация мероприятий по обеспечению производственной и инновационной поддержки малых предприятий позволит создать условия для увеличения выпуска пользующейся спросом конкурентоспособной продукции, поддержки отечественных товаропроизводителей, повышения технического уровня производства и качества продукции субъектов малого предпринимательства, усиления их роли в развитии производственного потенциала рыночной экономики и ее научно-технической базы, интенсивного развития   всех видов деятельности в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, освоения и передачи в сферу малого предпринимательства  новых технологий, патентов и лицензий. Осуществление указанных мероприятий позволит создать значительное количество новых малых предприятий, особенно в кризисно-депрессивных районах, и новых рабочих мест, прежде всего для женщин, молодежи, уволенных в запас военнослужащих, вынужденных переселенцев. Для обеспечения действенной защиты предпринимателей и работников малых предприятий будет осуществлен комплекс мер по борьбе с рэкетом, коррупцией, создана и расширена сеть фирм, обеспечивающих  безопасность функционирования малых предприятий и производящих специальные охранные средства.;

¨      инициирование финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, а также новых источников финансирования предпринимательской деятельности, прежде всего за счет собственных возможностей   эффективно развивающихся малых предприятий. В 1996-1997 годах финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства должна сочетать оптимизацию налоговых льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата с участием специализированных фондов и других финансовых институтов. Сочетание мер прямой и косвенной поддержки должно способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых, а также развитию существующих малых предприятий и  преодолению негативной тенденции ухода этих предприятий от налогообложения. В 1996-1997 годах будут сохранены установленные действующим законодательством налоговые льготы для субъектов малого          предпринимательства. Предстоит упростить систему учета и отчетности субъектов малого  предпринимательства в целях получения основной информации, необходимой для решения вопросов налогообложения. В ходе реализации Программы предусматривается формирование гарантийного и лизингового фондов, способствующих в условиях повышенных рисков кредитованию и инвестированию в  наиболее эффективные проекты и предприятия.   Должен быть разработан порядок, при котором не менее 20 процентов средств, поступающих от приватизации в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, используется для осуществления   региональных инвестиционных программ. Будет введен в действие механизм размещения среди субъектов малого предпринимательства не менее 15 процентов объемов заказов на производство и поставку продукции, товаров и услуг для федеральных государственных нужд. ;

¨      широкое распространение типовых элементов инфраструктуры, созданных в рамках программных разработок в 1994-1995 годах. Практически в каждом регионе Российской Федерации будут созданы и начнут действовать новые   информационные центры, что позволит значительно улучшить информационное обеспечение малого  предпринимательства. Будут реализованы меры по широкой пропаганде и популяризации возможностей и  достижений в сфере малого предпринимательства, оказана необходимая помощь средствам массовой  информации, освещающим эти вопросы. В ходе выполнения соответствующих мероприятий предполагается завершить в целом работу по созданию системы государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях,  отработать и внедрить механизм координации и обмена опытом по осуществлению программ поддержки    малого предпринимательства, реализуемых при техническом содействии международных организаций.  При усилении значения государственных органов поддержки предпринимательства должна возрастать роль общественных организаций в отстаивании законных интересов предпринимателей, создании благоприятного  климата в обществе, привлечении средств массовой информации, использовании конкретных позитивных  результатов деятельности малых предприятий.

Механизм реализации Программы

Программа направлена на создание условий поддержки малых предприятий на федеральном уровне путем инициирования разработки и создания правовой базы, гибкого финансово-кредитного механизма, целостной системы информационного и кадрового обеспечения, единой статистической базы, типовых программных решений по объектам инфраструктуры в тесной увязке с мероприятиями региональных программ поддержки малого предпринимательства.

Отличительной особенностью Программы является более четкое разграничение полномочий и ответственности Российской Федерации и ее субъектов за решение вопросов поддержки и регулирования   малого предпринимательства.

Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства осуществляют контрольные функции, позволяющие установить зависимость между затратами на осуществление Программы и конечными  результатами, и обеспечивают тем самым эффективное использование средств, выделяемых на реализацию  Программы.

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, а также общественных объединений предпринимателей по выполнению мероприятий Программы осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства,    который определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений    Программы и наличия средств в Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства.

Программа предусматривает поэтапное выполнение намечаемых мероприятий, более тесную увязку основных элементов государственной политики в области малого предпринимательства с основными механизмами реформирования российской экономики.

Программа должна в максимальной степени интегрировать интересы и возможности всех структур   федерального и регионального уровней, занимающихся поддержкой малого предпринимательства.

Оказание субъектам Российской Федерации финансовой поддержки будет осуществляться Федеральным  фондом поддержки малого предпринимательства только при наличии у них утвержденных программ  поддержки малого предпринимательства и выделении из соответствующих бюджетов средств на их   реализацию.

Подводя итог вышеизложенному в этой главе , хочу сказать ,что правительство начинает принимать меры для повышения темпов  развития малого предпринимательства . Очень радует тот факт , что наконец-то был принят закон о развитии   предпринимательства т.е. появился первый государственный  документ давший начало развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Начавший свою деятельность Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства  явился первым  государственным органом занимающимся исключительно вопросами поддержки малого бизнеса ( причем имеющим реальное финансирование так например на реализацию мероприятий Федеральной программы в 1996 году Фонду выделено из бюджета 386,6 млрд. рублей, собственные средства Федерального фонда составляют в настоящее время около 60,0 млрд. рублей) . Разработанная им целевая программа поддержки уже в прошлом 1996 году принесла реальные результаты : общий доход от использования собственных средств в 1996 году составил более 14,5 млрд. рублей. Так же произошли некоторые позитивные изменения в области финансово-экономической и информационной поддержки российского малого предпринимательства, формирования его инфраструктуры. Все это позволяет сделать вывод: начавшиеся изменения в сфере предпринимательства , показывают что меры государственной  поддержки малого бизнеса и дальнейшем будут способствовать его развитию и процветанию .





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время многое говорится о возрождении рос­сийского предпринимательства. Однако, если быть точным, то, что сегодня происходит в социально-экономической жизни Рос­сии, есть попытка вторичного возрождения предпринимательства в нашей стране. Первая попытка (после октября 1917 г.) была предпринята в процессе реализации так называемой но­вой экономической политики (НЭП), единственной — как пред­ставлялось в то время — формы вывода России из экономиче­ского и социального кризиса.

Наличие в любом обществе условий для предприниматель­ства, существование в таком обществе предпринимательского корпуса — это не только дань моде. Это и показатель уровня экономической свободы граждан, и отражение понимания про­грессивного характера предпринимательства со стороны пред­ставителей властных структур, определяющих, разрабатыва­ющих и реализующих экономическую политику, в том числе и в отношении предпринимательства.

Видимо, было бы неверно соглашаться с распространенным тезисом о том, что будущее России — за предпринимательством. Будущее России — за всеми нами и во многом будет опреде­ляться нашей способностью выработать эффективную концеп­цию бытоуложения. Но будущее России — и за предпринима­телями. Поэтому требуется профессиональный подход каждо­го, кто решил заняться этой формой экономической деятельно­сти, к исполнению своих предпринимательских функций.





Чудинов   С.Ю.

13 ноября 1997

Литература :

1.    Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. -М., 1991. Введение и гл. 1, с. -15.

2.    Бусыгин А. Предпринимательство : Основной курс . ,1997 -М.,1997

3.    Виленский А. Этапы развития малого бизнеса. Вопросы  экономики . 1996 . -№7 . - С.38-41.

4.    Грачев И. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит . 1997 . -№1 .-С.15-21.

5.    Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия .   - М., 1996

6.    Иващенко А. А. Товарная биржа. - М., 1991.

7.    Карлоф Б. Деловая стратегия.   -М., 1991, с. 121-125.

8.    Котлер Ф. Основы маркетинга. -М„ 1990, с. 339-405, 468-473, 477-479.

9.    Курс экономики : Учебник . Основы предпринимательства . - М.,1997

10.Кадзума Татеис и. Вечный дух предпринимательства. Прак­тическая философия бизнесмена. -М., 1990.

11.Маршалл А. Принципы политической экономии. - М., 1984, т. III, гл. Ш, с. 53—73.

12.Паловкин П.,Савченко В. Проблемы определения экономической сущности и содержания предпринимательства . Вестник МГУ , сер.6, Экономика . 1996 . - №2. -С.3-15.

13.Прохоров В. Развитие малого бизнеса // Экономика и жизнь . 1996 . -№34 . -С.1-3.

14.Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России             ( спецкурс )  // Российский экономический журнал . 1997 . - №5-6,7. -С.84-101,83-99 .

15.Шумпетер И. Теория экономического развития. -М., 1982 с. 184-194,211-225.

16.Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или как заве­сти собственное дело и добиться успеха. вып. 1. М., гл. 1, с. 11-50.

17.Хоскинг А. Среда предпринимательства . Курс предпринимательства . -М. , 1993 .               - С.22-25



[1] Хизрич Р, Питере М. Предпринимательство. Вып. 1. М., 1991, с. 20.


[2] См. Там же

[3] *Хоскинг А. Курс предпринимательства. М., 1993, с. 28. **См.: Предпринимательство в конце XX века. М., 1992, с. 20.


[4] Виленский А. Малый бизнес : трудности роста .

[5] Виленский А. Малый бизнес : трудности роста . (см.табл1)


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты