Предпринимательская Тайна

Предпринимательская Тайна

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

1.       Долгополов Ю.Б.,“Предпринимательство и безопасность”,       “Универсум”, М., 1991 г.


2.       Казакевич О.Ю. и др. “Предприниматель в опасности: способы         защиты (практическое руководство для предпринимателей и         бизнесменов)”, Объединение УППИКС, М, 1992 г.


3.       Кавеладзе И.Т., “Практика защиты коммерческой тайны в США         (руководство по защите вашей деловой информации)”, “ЭКО-  консалтинг”, М., 1992г.


4.       Раевский Г. “Угрозы экономической безопасности предприятия и     задачи службы безопасности по их нейтрализации”, журнал   “Частный сыск” №4, “Ось-89”, М., 1994


5.       “Гражданский кодекс  Российской Федерации”, часть      первая        (действует с 1          января 1995 г.), “ИНФРА-М”, М, 1995г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

 

1.       ВВЕДЕНИЕ


2.       ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ    ИНФОРМАЦИИ.


3.       СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ          ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.


4.       ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОРЯДКУ       ОТНЕСЕНИЯ СВЕДЕНИЙ К КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ        ПРЕДПРИЯТИЯ.


5.       РЕЖИМНЫЕ МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА   ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ УТЕЧКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ        ИНФОРМАЦИИ.


6.       КОММЕРЧЕСКИЙ ШПИОНАЖ.  


























 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

 им. С. ОРДЖОНИКИДЗЕ


КАФЕДРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 по дисциплине

 

“ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА”

 

на тему:

        

“ Предпринимательская тайна.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                      Выполнил: студент

                                                                                              третьего курса

                                                                                              факультета управления в                                                                                                           машиностроении

                                                                                  Цыганков М.А.

                                                                                       Проверила : Тубочкина М.И.                        

Москва 1996 г.

 


1. В В Е Д Е Н И Е.

 

 

         По мнению западных теоретиков-экономистов, успешное развитие предпринимательство существенно зависит от той политико-экономической среды (командно-административной или рыночно-конкурентной), в которой оно осуществляет свою деятельность. Представляется, что подобный взгляд в области хозяйствования следует признать в качестве основополагающего фактора.

         Однако не менее важным фактором, постоянно сопутствующим определенной экономической среде, является криминогенная и иная, затрудняющая или сводящая на нет действия предпринимателя, обстановка. Наличие условий, при которых создается реальная угроза причинения вреда (ущерба) субъектом хозяйствования, ставит в ряд первоочередных и долговременных задач, требующих оперативного решения, проблему обеспечения экономической безопасности.

         Многие вопросы предпринимательской деятельности регулируются и обеспечиваются гражданским, административным, трудовым,, авторским, уголовным и другим законодательством. Вести же речь о том, что с помощью только правового регулирования и охраны можно решить все проблемы, связанные с обеспечением безопасности предпринимательства, не только преждевременны, но и, как показывает практика, не осуществимы в обозримом будущем.

         В новых рыночно-конкурентных условиях возникает масса проблем, связанных с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и предпринимательской (коммерческой) информации, как вида интеллектуальной собственности. Для защиты предпринимательских информационных потоков от различного рода посягательств используются как правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаях комплексное их применение.

         Совокупность сведений, циркулирующих в предпринимательской деятельности, в целях их уяснения, можно условно сгруппировать по направлениям:

1.       Предпринимательская (коммерческая) информационная система (сведения о состоянии экономической системы, факторах, положительно или отрицательно влияющих на ту сферу хозяйствования и коммерции, в которой действует предприниматель);

2.       Правовая информационная система (сведения о действующем законодательстве, регулирующем и охраняющем деятельность предпринимательских (коммерческих) структур);

3.       Специально-оперативная информационная система (сведения о способах, силах и средствах обеспечения безопасности предпринимательской информации от доступа третьих лиц).

         Первые две информационные системы предполагается рассмотреть в разделе “Общие вопросы защиты предпринимательской информации”, а третью - в разделе “Специальные вопросы защиты предпринимательской информации”.


2. ОБЩИЕ  ВОПРОСЫ  ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ         

                                                ИНФОРМАЦИИ.




         Предпринимательская (коммерческая) деятельность тесно взаимосвязана с получением, накоплением, хранением, обработкой и использованием разнообразных информационных потоков. Возникает вопрос: вся ли эта информация подлежит защите или только отдельные ее группы? Если же для защиты выделяется только определенная группа информации, то по каким критериям (свойствам) ?

         Отвечая на поставленные вопросы, следует подчеркнуть, защите подлежит не вся информация, а только та, которая представляет ценность для предпринимателя. При определении ценности предпринимательской информации необходимо руководствоваться такими критериями (свойствами), как полезность, своевременность и достоверность поступивших сведений.

         Полезность информации состоит в том, что она создает субъекту выгодные условия для принятия оперативного решения и получения эффективного результата.

         В свою очередь, полезность информации зависит от своевременного их доведения (получения) до субъекта предпринимательства. Например, из-за несвоевременного поступления полезных по своему содержанию сведений упускается возможность заключить выгодную торговую или иную сделку. Результат - время упущено, информация теряет свою полезность.

         Критерии полезности и своевременности тесно взаимосвязаны и взаимозависимы с критерием достоверности оцениваемой информации. Недостоверные сведения сводят к нулевому эффекту своевременность и кажущуюся их полезность для субъекта предпринимательства. При этом сам факт (например, желание конкретного лица заключить договор купли-продажи) может существовать реально, тогда как сведения о нем содержат искаженное представление. Причины возникновения недостоверных  сведений различны:  неправильное восприятие (в силу заблуждения, недостаточного опыта или профессиональных знаний) источникам факта или умышленное, с определенной целью, искажение о нем сведений. Как правило, сведения, представляющие интерес для предпринимателя, а также источник их поступления должны подвергаться перепроверке.

         Можно сослаться еще и на такой критерий, как полнота информации. Однако вести речь о том, насколько полна информация о конкретном объекте (факте) и где ее границы, довольно затруднительно и, к тому же, малоэффективно. В предпринимательской деятельности этот критерий особой роли не играет.

         В итоге, субъект оценки предпринимательской информации, ее владелец (собственник), на основании совокупности перечисленных критериев, определяется ценность поступивших сведений для своей хозяйственной деятельности и принимает по ним оперативное решение.

         Кстати, в зарубежной экономической литературе предпринимательская информация рассматривается не в качестве средства достижения положительного результата (прибыли), а прежде всего условия, способствующего или препятствующего его наступлению. Особо подчеркивается наличие стоимостного фактора предпринимательской информации, т.е. выступать в качестве предмета купли-продажи. Например, отдельные ведомства командно-административной системы достаточно профессионально учитывали и использовали фактор стоимости информации в своих интересах.

         Определение стоимости тех или иных сведений требует дифференцированного подхода. В одних случаях, дешевле обойдется метод собственных проб и ошибок, в других же, целесообразнее получить (купить) информацию о том, как избежать подобных ошибок, а в-третьих, как сохранить ценную информацию от доступа посторонних лиц, чтобы не потерять ее стоимость, а следовательно, ожидаемую от нее результативность. Факт утечки информации напрямую связан с падением ее ценности для лица, из владения которого она вышла.

         Важное значение в условиях развития многообразных форм собственности имеет вопрос определения принадлежности  информации на правах интеллектуальной собственности конкретному субъекту предпринимательства, а в итоге наличия у него правомочий на ее защиту.

         Закон РФ регламентирующий предпринимательскую деятельность предусматривает, что владельцами (собственниками) предпринимательской информации, как интеллектуальной собственности, могут быть граждане России, граждане иностранных государств, лица без гражданства, а также объединения граждан - коллективных предпринимателей.

         В области внешнеэкономической деятельности предпринимательство осуществляется в форме смешанных предприятий (СмП) - участвуют предприятия двух и более стран на долевом формировании капитала; совместные предприятия на территории Российской Федерации (СП) - участвуют одно или несколько отечественных предприятий и одна или несколько иностранных компаний. Предполагаются и другие формы совместного предпринимательства.

         Обширны и направления предпринимательской деятельности. Это внутренние и внешние экономические сферы производственной, посреднической, коммерческой, научно-технической, инвестиционной, сервисной деятельности.

         Если подвести итог краткому анализу, то можно убедиться, что субъекты предпринимательства, формы и направления их деятельности далеко не равнозначны, а следовательно, и информационные потоки, циркулирующие в этих сферах, не равноценны.

Так, государственные предприятия, занимающиеся предпринимательской деятельностью, могут обладать сведениями, определяемыми как государственные или служебные секреты.

         Информация государственных режимных предприятий (учреждений), в зависимости от степени важности (ценности), подразделяется на сведения, составляющие:

-        государственную тайну;

-        военную тайну;

-        служебную тайну;

-        иные сведения, не составляющие тайны, но представляющие интерес для иностранных спецслужб.

         Наряду с режимными мерами, безопасность государственных секретов обеспечивается также нормами уголовного закона.

          Уголовная ответственность за посягательство на государственные и другие средства предусмотрена: ст.64, 65, 75, 76-1, 259(кроме п.”д”) УК РСФСР.   (Здесь и далее рассматривается ныне действующий - “старый” - Уголовный кодекс, так как  “новый” Уголовный кодекс вступает в действие с 1 января 1997 года).

         Защита государственной секретной информации возложена на сотрудников режимных служб и правоохранительных органов (ст. 126 УПК РСФСР).

         Обеспечение безопасности государственной интеллектуальной собственности под грифом “сов. секретно”, “секретно” не имеет прямого отношения к защите частной предпринимательской информации. Однако следует указать на некоторые исключения. В случае, если спецслужба иностранного государства проявит интерес к получению определенной предпринимательской информации, то наряду с другими мерами оказывать ей противодействие будет и контрразведка. Под защиту специальных органов государства может быть взята предпринимательская информация, оцененная как особо важная не только для ее частного собственника, но государства, когда не исключено, что к ней может проявить интерес иностранная спецслужба. Вопрос о подобной защите должен решаться на договорной основе между предпринимателем и органом федеральной безопасности с обозначением пределов и функций профессиональной деятельности последних.

         Что касается основной массы предпринимательской информации, то она подобной уголовно-правовой, оперативно-следовательной и режимной защитой не обладает и не пользуется.

         В гражданском законодательстве, тем не менее, предпринята попытка узаконить предпринимательскую (коммерческую)  информацию в качестве защищаемой.

         Воспроизведем статью 139 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, называющейся: “Служебная и коммерческая тайна”:

         “1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

         2. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами.

         Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско - правоввому договору”.

         По существу в пункте 1 вышеизложенной статьи законодатель дал определение понятию “коммерческая тайна”.

         Подводя итоги изложенному, можно сделать следующие выводы:

-        субъектом оценки предпринимательской (коммерческой) информации является ее владелец (собственник);

-        поступившие сведения и их источник подлежат обязательной перепроверке;

-        ценность информации определяется с помощью  таких критериев (свойств), как полезность, своевременность и достоверность;

-        предпринимательская информация в зависимости от ценности имеет свою стоимость;

-        информация подлежит защите при условии, что ценность информации зависит от сохранности в тайне от третьих лиц, доступ к информации закрыт на законном основании, обладатель информации принимает надлежащие меры по ее охране;

-        использование правовой системы позволяет предпринимателю правильно отделять частную информацию от сведений, составляющих государственные секреты, и не допустить конфликта с действующим уголовным правом.

3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ   ВОПРОСЫ 

ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ   ИНФОРМАЦИИ.

 


         Приступая к рассмотрению третьей группы сведений, относящихся к специально-оперативной (т.е. наличия способности быстро что-либо осуществить на практике) информационной системе, следует отметить, что она направлена на защиту не всей предпринимательской информации, как отмечалось уже выше, а только к особо выделенным, ценным сведениям.

         Предпринимательская информация, циркулирующая в рыночно-конкурентной  сфере деятельности, подразделяется на техническую, организационную, коммерческую, финансовую, рекламную, о спросе-предложении, конкурентах, криминальной обстановке и др. Прежде чем принимать меры к защите определенной информации, необходимо уточнить следующие вопросы:

1.       Какие сведения нельзя скрывать, защищать от доступа к ним (от кого?);

2.       Какие сведения невыгодно скрывать (почему?);

3.       Какие сведения подлежат охране (кем и от кого ?).

         Ответ  на первый вопрос дало российское правительство в своем постановлении “О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну”. К ним относятся:

-        организационные сведения (устав и учредительные документы предприятия, регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);

-        финансовые сведения (документы об исчислении и уплате налогов, других платежей, предусмотренных законом, документы о состоянии платежеспособности);

-        сведения о штате и условиях деятельности (число и состав работающих, их заработная плата, наличие свободных мест, влияние производства на природную среду, реализация продукции, причиняющей вред здоровью населения, участие должностных лиц в предпринимательской деятельности, нарушение антимонопольного законодательства);

-        сведения о собственности (размерах имущества, денежных средствах, вложениях платежей в ценные бумаги, облигации, займы, в уставные фонды совместных предприятий).

         не вполне определенным остается вопрос о том, кому предприниматель обязан предъявлять по требованию перечисленные сведения? Вместе с тем, исходя из характеристики информации, можно предполагать, что претендовать на ознакомление с этими сведениями могут в пределах своей компетенции:

-        прокурор в порядке надзора и в других случаях, предоставленных ему законом;

-        правоохранительные органы по возбужденному уголовному делу;

-        налоговые службы (управления);

-        аудиторские фирмы (по просьбе самого владельца);

-        профсоюзы;

-        государственные предприятия (учреждения);

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты