Прокурорский надзор за исполнением законодательства о налогах и сборах

Прокурорский надзор за исполнением законодательства о налогах и сборах


СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………………………    3


1.Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением налогового законодательства………………………………………………………………………………..  4



2.Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением налогового законодательства………………………………………………………………………………    6


3.Полномочия прокурора по надзору за исполнением налогового законодательства……..  7



Заключение…………………………………………………………………………………….  24


Задачи…………………………………………………………………………………………..  25


Список использованной литературы……………………………………………………        28

Введение


Цель данной работы- определить сущность, задачи, предмет  прокурорского надзора за исполнением  налогового законодательства.

В данной работе следует:

установить полномочия прокурора в ходе исполнения надзора за исполнением налогового законодательства.

 исследовать полномочия, используемые в ходе проверки объектов надзора.

установить характерные нарушения налогового законодательства.

меры реагирования прокурора на выявленные нарушения.



1.Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением налогового законодательства.


 Налоги являются экономической основой существования государства, основополагающим источником бюджетов, служат для обеспечения задач и функций государства.

Виды налогов и порядок, и срок их перечисления содержатся в законах о налогах и сборах. Налоговое законодательство служит целям налогового регулирования, закрепляет правовые основы функционирования налоговой системы, правовое положение субъектов налоговых правоотношений, основания и виды ответственности за нарушение налогового законодательства. В зависимости от правильного и своевременного исполнения законодательства зависит поступление налоговых платежей в  бюджет. Контроль за своевременным перечислением налоговых платежей осуществляет Министерство по налогам и сборам РФ через территориальные подразделения.

 Несмотря на повышение собираемости налогов, нарушения налогового законодательства  по-прежнему допускают как налогоплательщики, так и должностные лица, об этом свидетельствуют многочисленные отчеты  прокуратуры в  СМИ по проверкам налогового законодательства. Во всех субъектах РФ остается значительным число юридических и физических лиц, уклоняющихся от налогового учета и уплаты налогов, скрывающих объекты налогообложения, в результате государство недополучает значительные денежные средства, так необходимые для своевременных выплат и реализация общественнозначимых программ.

Надзор прокуратуры за исполнением налогового законодательства входит в деятельность прокуратуры по надзору за исполнением законов и является по указанию Генерального прокурора РФ одним из ведущих направлений деятельности прокуратуры за исполнением законодательства.  

Сущность надзора прокуратуры за исполнением налогового законодательства можно определить как деятельность органов прокуратуры по приему, анализу и оценке поступающей информации об имеющих место фактах нарушения законов, ущемления прав и свобод и интересов граждан, общества и государства, а также проведение в необходимых случаях прокурорских проверок и принятию мер прокурорского реагирования в целях устранения выявленных нарушений законов.


     


Основные задачи в данном направлении определены в Приказе Генерального прокурора от 11 февраля 2003 г. №9 «О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах».


  • обеспечение законности взыскании и перечислении налоговых платежей в бюджеты всей уровней,
  • обеспечение  экономических интересов государства и прав налогоплательщиков,
  • своевременное  выявление и безотлагательное реагирование на все факты нарушений в сфере налогообложения,
  • привлечение виновных к ответственности,
  • неуклонное исполнение требований закона в ходе уголовного преследования.

Надзор за исполнением налогового законодательства должен способствовать системному характеру деятельности прокуратуры в данном направлении, своевременному определению актуальных проблем и применению мер прокурорского реагирования, а также координации деятельности всех контролирующих органов в сфере исполнения налогового законодательства.




2.Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением налогового законодательства.


Содержание прокурорского надзора обычно определяют через его объект, предмет, пределы, полномочия и средства.

Объекты указанны в п. 1 ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ».

В объекты прокурорского надзора за исполнением налогового законодательства входят

Федеральные министерства, государственные комитеты службы, представительные  и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ органы местного самоуправления органы управления коммерческих и некоммерческих организаций.

Пределы прокурорского надзора позволяют определить предмет прокурорского надзора.

В  предмет  входит  надзор а) за созданием законов и подзаконных актов соответствующих Конституции и федеральному законодательству о налогах и сборах; б) исполнение законов о налогах ,  то есть проведение их в жизнь в соответствии с законом.

в) надзор за точным и единообразным исполнением законодательства о налогах г)ответственность за допущенные нарушения налогового законодательства. [1]


            При осуществлении надзора за исполнением законов прокурорам надлежит правильно определять пределы реализации своих  полномочий, с тем чтобы, с одной стороны не оставлять без реагирования выявленные нарушения законов, затрагивающие общественные интересы или существенно ограничивающие права и свободы гражданина и человека, а с другой не подменять собой контролирующие органы.



 


3.Полномочия прокурора по надзору за исполнением налогового законодательства.


Несколько лет назад принято направление деятельности прокуратуры по надзору за исполнением налогового законодательства, что потребовало  создание Управлений, отделов в рамках прокуратуры РФ наделением полномочий. В своей, деятельности, прокуроры руководствуются законом «О Прокуратуре  Российской Федерации» от 17 января 1992 , где определены их полномочия и Приказом Генерального прокурора от 11 февраля 2003 г. №9 «О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах», а также Налоговым Кодексом РФ и федеральными законами о различных налогах и сборах.

Прокурор имеет  в соответствии с законом  «О Прокуратуре  Российской Федерации» следующие полномочия:

Рассмотрим 1 группу  полномочий по выявлению правонарушений  в процессе осуществления прокурорского надзора за исполнением налогового законодательства и законностью правовых актов.

       Прокурор вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, указанных в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, то есть на территорию и в помещения федеральных министерств, государственных комитетов, служб, иных федеральных органов исполнительной власти,  представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля коммерческих и некоммерческих организаций. Право беспрепятственного входа прокурора на территории и в помещения указанных объектов реализуется прокурором при наличии у него информации о нарушении законов на данной территории и в помещениях.

Прокурор вправе иметь доступ к документам и материалам объектов надзора. Это полномочие означает право проверяющего прокурора, находящегося в организациях и учреждениях указанных объектов надзора, получить интересующие его документы и материалы для ознакомления с ними, изучения, анализа и любого другого исследования в целях выявления правонарушения (установления, обнаружения, доказывания), информация о котором ранее поступила в прокуратуру. «Под документами и материалами в данном случае понимаются любые правовые акты, изданные и имеющиеся на данном объекте (приказы, распоряжения, инструкции), счетно-бухгалтерская документация (отчеты, балансы, платежные требования, ведомости и т.д.).  Пределом требований прокурора в таких случаях является относимость документов и материалов к правонарушению, возможность с помощью их изучения установить и доказать совершенное правонарушение»[2]

Прокурор вправе  проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. На практике это полномочие называют проверкой исполнения законов на месте.

Проведение проверки означает применение прокурором целого ряда полномочий, в виде беспрепятственного входа на территорию или помещения, доступа к документам и материалам, а также требований о выделении специалистов, получении объяснений от руководителей и других должностных лиц указанных органов и других полномочий. Организация проверки, так называемое проведение исполнения налогового законодательства заключает в себе три определённых этапа: во-первых, - это подготовительный этап, во-вторых, - собственно сама проверка, и, в-третьих, - мера реагирования по результатам проверки.

  Чтобы проверка исполнения данного законодательства была достаточно полной, прокурор в ходе проверки устанавливает: во-первых, - характер различных нарушений, во-вторых, - какой правовой акт и содержащаяся в нём норма, когда нарушение закона было совершено, когда и кем выявлено, если нарушение было длящимся, то возникает вопрос очень простой: когда возникло, какова его продолжительность, каковы размеры причинённого материального ущерба, возмещен ли частично или полностью материальный ущерб, кто является нарушителем закона, кто попустительствовал нарушителю закона, каковы обстоятельства, способствовавшие нарушению закона.

 Проверке подвергаются объекты прокурорского надзора. Ежемесячно, выявляются очень многие нарушения со стороны территориальных органов МНС РФ и по коммерческим банкам, органов местного самоуправления. Рассмотрим итоги проверок налоговых инспекций, в ходе которых благодаря использованию своих полномочий прокурорам удалось обнаружить правонарушения. Приведенные примеры являются наиболее характерными нарушениями налогового законодательства. Повсеместно органы ГНИ не выполняют требований о систематическом проведении проверок налогоплательщиков один  раз в два года. В Марий Эл вскрыты нарушения при учете налогоплательщиков и формировании Единого государственного реестра налогоплательщиков, привлечения виновных лиц к налоговой, административной ответственности, процедуры проведения выездных налоговых проверок, принудительного обращения взыскания на имущество налогоплательщика и др.

 Похожие нарушения налогового законодательства были выявлены в ходе  проверки в 2002 в Свердловской области:   «Допускается повсеместно, как это было в Чкаловском районе, регистрация большого количества юридических лиц по одному адресу, нередко - на одно и то же лицо. Неудовлетворительно организован учет налога на землю, приватизированное жильё, автотранспорт. В городе Ревда, в Свердловской области не соблюдались требования ст.89,100 НК РФ, т.е. выездные проверки, проводили без решения налогового органа, но на основании определённого поручения. В г. Екатеринбурге нарушался порядок оформления результатов проведения выездных налоговых проверок, а результаты оформлялись справкой, что ни в коей мере не допустимо, потому что результат проверки оформляется решением. Из 20 проверок 16 справок. А справки оформить, - есть основание еще проверить.»[3]. Несмотря на имеющиеся случаи несвоевременного предоставления налогоплательщиками налоговых деклараций, несвоевременной уплаты налогов и других обязательных платежей, налоговые органы практически не пользуются, или в очень редких случаях мало пользуются своим правом приостановления операций по счетам нарушителей, согласно требованиям ст.136НКРФ.  При проверках в г.Серове выявили, что во многих случаях данные налоговые органы, установив факты сокрытия или занижения прибыли и предоставление налоговых деклараций, отчетов, - не применяют к виновным финансовые санкции, незаконно освобождают правонарушителей от ответственности.

 В Кемеровской области результаты проведенных прокурорами городов и районов проверок  показывают, что на момент выявления налоговой инспекцией фактов неуплаты налогов и других обязательных платежей у налогоплательщиков имелось ликвидное имущество и денежные средства, однако ко времени принудительного взыскания это имущество переводилось на иных лиц, а расчетные счета были «пустыми». [4]
  Подобные факты были вскрыты в Калининградской, Нижегородской, Свердловской областях.

Также зафиксированы случаи нарушения сроков обращения взыскания недоимки на имущество должников, Так инспекцией Министерства по налогам и сборам РФ по Центарльному району г.Хабаровска в течение года после наложения ареста на имущество ОАО «Дальэлектросетьстрой» не были приняты меры по обращению взыскания на арестованное имущество с целью погашения задолжности по налогам. В последующем применение такой меры стало невозможным из-за инициирования процедуры банкротства данного предприятия.[5] Подобный случай зафиксирован в Красноярском крае, когда был наложен арест на АО Сибирьэнергоцветмет в счет погашения недоимки на сумму 8 млн, рублей. По истечении 18 месяцев арестованное имущество так и не было реализовано, а сумма задолжности возросла до 35 млн. рублей. Так и в Вологодской области не были приняты меры по реализации арестованного имущества Волжского подшипникового завода на сумму 200 млн.руб.,а в Ростовской не реализовано около 300 т угля на сумму свыше 1 млн. рублей арестованного в счет погашения недоимки предприятия Ростовуголь.

В ходе проверки налоговых органов Тюменской области  зафиксированы случаи  наложения ареста на имущество налогоплательщиков без учета требований законодательства об очередности. Так при обращении взыскания на имущество торгового предприятия «Тарманы» арест наложен на здание предприятия, что фактически парализовало его деятельность, в то время как на складе хранилась готовая продукция на сумму, превышающую размер недоимки.[6]

При проверках в налоговых органах  Вологодской, Магаданской, Тюменской областях прокурорами зафиксированы  факты утраты и незаконной реализации собственником арестованного имущества.

Прокурорам при проверке следует проверит соблюдают ли налоговые органы нормы закона о  основания уменьшения и увеличения штрафов (ст.114 НК РФ). Штрафы должны взыскиваются за: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; уклонение от постановки на учет в налоговом органе; нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке; непредставление налоговой декларации; нарушение

правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения и т.д. (ст.116-129НКРФ).

При проверке прокурору следует проверить  у налоговых органов обоснованность предоставления отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов, законность   изменения срока оплаты налога и сбора (гл. 9 НК РФ), предоставления различных льгот. Например, некоторые ГНИ по г.Москве и Кабардино-Балкарской Республике, в нарушение Закона Российской Федерации "О плате за землю" предоставляли льготы по земельному налогу лицам, награжденным медалью "За оборону Москвы", сотрудникам органов внутренних дел, лицам, работавшим в тылу во время Великой Отечественной войны.[7]
               При проверке  налоговых  органов контролируют  ли они исполнение юридическими лицами обязанности по уплате налогов при ликвидации и реорганизации юридического лица (ст.ст. 49, 50 НК РФ). правильно применяют нормы закона о реорганизации. К примеру  «инспекцией МНС России по Ленинскому району г.Чебоксары в нарушение п.8 ст.50 Налогового Кодекса РФ производилось начисление и взыскание задолжности по налоговым платежам в размере 5441 тыс. руб с ЗАО Чебоксарское РСУ №1 тогда как взыскание должно быть обращено на имущество реорганизованного юридического лица ЗАО Чувашгражданстрой. По результатам рассмотрения представления прокуратуры республики налоговая инспекция прекратила необоснованное начисление задолжности ЗАО «Чебоксарское РСУ №1».[8]

Прокурорам также следует при проверках  проверять законность осуществления налоговыми органами зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм (ст.78, ст.79 НК РФ). Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности). Случаи неправильного зачета и возврата зафиксированы в Тульской, Орловской, Смоленской областях.

Кроме того, следует проверять финансовую деятельность самих налоговых органов. Следует  установить количество их счетов в банках, источники поступающих средств и законность их расходования.
            При прокурорских проверках  встречается, тот факт, что  налоговые органы слабо контролируют  в банках документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени, а также работе по предъявлению в суды общей юрисдикции или арбитражные суды исков.
При осуществлении надзора за налоговыми органами следует  постоянно   проверять  привлечение юридических и физических лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Довольно часто встречаются  факты незаконного привлечения граждан и предпринимателей к административной ответственности, грубого нарушения порядка административного производства. Так инспекцией по железнодорожному району г.Хабаровска незаконно возбуждено дело об административном правонарушении в отношении бухгалтера одного из предприятий,       не являющегося в силу должностных обязанностей субъектом административной ответственности за несообщение в налоговый орган по месту учета сведений об открытии или закрытии счетов предприятия. В последующем судьей Железнодорожного района  в нарушение законодательства по делу было вынесено постановление о привлечении бухгалтера  к ответственности за правонарушение предусмотренное ст.154 КоАП РФ. Права бухгалтера восстановлены в результате вмешательства прокуратуры края. По протесту прокурора постановление по делу краевым судом было отменено. [9]

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты