Правовое регулирование административной деятельности милиции общественной безопасности

Правовое регулирование административной деятельности милиции общественной безопасности

правоохранительная деятельность. Понятие


Конституция Российской Федерации исходит из того, что Россия будет развиваться эволюционным путём на базе согласия всех основных слоёв общества при полном и безусловном соблюдении прав и свобод граждан, которые названы в ней высшей ценностью, с возложением на государство обязанности их признания, соблюдения и защиты (ст. 2).

Таким образом, признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. В то же время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав,  - эта обязанность возлагается на правоохранительные органы.

Правоохранительные органы составляют определённым образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои чётко определённые задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, либо в наказании правонарушителя, либо в восстановлении нарушенного права и наказания одновременно.

#G0К правоохранительным органам относятся: суд, #M12291 820000206арбитражный суд#S, конституционный суд, прокуратура, органы внутренних дел, контрразведки, таможенного контроля, #M12291 820002057налоговой#S полиции, юстиции. В широком смысле понятие "П.о." включает также ряд негосударственных #M12291 820001460институтов#S: #M12291 820000056адвокатуру#S, третейский суд и др.

Деятельность правоохранительных органов характеризуется специфическими чертами, реализация которых призвана обеспечить полноту, всесторонность и объективность их выводов и решений. К таким чертам относятся:1

-       начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод - сообщение о совершении преступления или иного правонарушения, либо необходимость предупредить преступление или другое существенное правонарушение. Во всех иных случаях правоохранительные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность органов государства и организаций. (Лично я считаю, что сроки начала деятельности правоохранительных органов определить практически невозможно, так как эта деятельность начинается с момента их образования и поводом для неё является само существование права, которое нужно охранять от посягательств на нарушение его основ, что отражено в названии этих органов. И деятельность эта, должна быть направлена, прежде всего, на исключение, точнее, сведению к минимуму условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений и возникновению желаний совершить таковые.);

-       правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях – и в определённой процессуальной форме. Любые произвольные действия недопустимы. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность;

-       правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица. Состоящие на службе в правоохранительных органах, имеющих специальную, чаще всего юридическую, подготовку. Присвоение другими лицами права осуществлять правоохранительную деятельность является недопустимым и при определённых условиях расценивается как преступление;

-       законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами. Невыполнение их влечёт для правонарушителей дополнительные санкции;1

-       все связанные с преступлениями и иными правонарушениями решения правоохранительных органов, которые существенно влияют на права и свободы граждан, либо затрагивают интересы государства, государственных, общественных или частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Воспрепятствование осуществлению этого права является недопустимым и, при определённых обстоятельствах, может быть само по себе правонарушением.1

Таким образом, связав воедино вышесказанное, можно определить, что правоохранительная деятельность – это деятельность  #G0государственных#S органов, (основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью, а так же их предупреждение и профилактика – то есть правоохранительных), которая осуществляется только на основании закона и в соответствии с законом, лицами состоящими на службе в правоохранительных органах и имеющие специальную профессиональную подготовку. Решения,  принятые а процессе правоохранительной деятельности подлежат выполнению всеми физическими и юридическими лицами, независимо от формы собственности и, в свою очередь,  могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

А теперь перейдём к правоохранительным органам, имеющим непосредственное отношение к теме.


МилициЯ общественной безопасности

#G0Милиция общественной безопасности  является составной частью милиции Российской Федерации и входит в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации, министерств внутренних дел республик в составе Российской Федерации, управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Ленинградской обл., управлений внутренних дел на транспорте.1

«Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, а также оказание в пределах компетенции милиции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям. Иные задачи на милицию общественной безопасности могут быть возложены только законом.»1

В своей административной деятельности подразделения милиции общественной безопасности руководствуются Законом РФ «О милиции», Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, а так же Указами президента, постановлениями и инструкциями правительства, другими законами и правовыми актами.

Деятельность милиции общественной безопасности, если судить по её задачам, в большей степени призвана решать вопросы местного уровня, в связи с чем она подчиняется и подконтрольна не только вышестоящему органу внутренних дел, но и местной администрации, то есть имеет двойное подчинение. Вместе с тем, исходя из требований закона, местная администрация не вправе вмешиваться в осуществляемое ей производство по делам об административных правонарушениях (ст. 9 Закона РФ «О милиции»).2

Хотя на практике администрация способна влиять на деятельность  милиции общественной безопасности, содержащейся на средства местного бюджета, путём регулирования их поступления. То что, в соответствии со ст. 9 Закона РФ «О милиции») местная администрация содержит милицию общественной безопасности вполне естественно, так как МОБ решает именно те задачи, которые способствую оздоровлению криминальной и социальной обстановки на местах, повышению эффективности экономической деятельности террито-

риального образования, к тому же, в процессе производства дел об административных правонарушениях, значительно пополняет местный бюджет.

«#G0Подотчетность милиции общественной безопасности местным органам государственной власти и управления» так же не вызывает сомнения, так как, они имеют право знать, как отрабатываются полученные средства.1

Что же касается двойного подчинения, то здесь у меня возникают некоторые сомнения, зачастую распоряжения глав местной администрации противоречат Законам МВД РФ, что усугубляется материальной зависимостью милиции общественной безопасности от местной администрации. В связи с чем, хотелось бы, что бы МОБ, имела возможность использовать часть материальных средств полученных в процессе административной деятельности, на свои нужды, скажем на материально-техническое оснащение. Двойное подчинение  возможно, приемлемо в период постепенного перехода милиции общественной безопасности к муниципальной. Моё же мнение – МОБ должна подчиняться либо МВД, либо быть муниципальной и подчиняться органам власти местного самоуправления. К тому же, милиция общественной безопасности со своей разветвленной, экономически ёмкой инфраструктурой вряд ли в будет по карману местной администрации, к тому же при полном переходе МОБ на муниципальную основу, неизбежно снизится взаимодействие служб, которое просто необходимо, допустим ППСМ и уголовный розыск, участковые инспектора милиции и следствие и т.д.


АДМИНИСтративная деятельность милиции

общественной безопасности

 

К полномочиям милиции общественной безопасности в процессе производства по делам об административных правонарушениях, относятся обеспечение общественного порядка и общественной безопасности на улицах, площадях, объектах транспорта и других общественных местах, контроль за соблю-

дением установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в сфере безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию России и т.д.

Соответственно с Кодексом к ведению органов внутренних дел отнесено рассмотрение дел о незаконном обороте наркотических средств, нарушения правил, связанных с обеспечением безопасности и функционирования транспортных средств и объектов, нарушениях правил дорожного движения, нарушениях в сфере торговли, нарушениях общественного порядка и порядка управления и ряд других дел.1

 Протоколы об административной ответственности, чаще всего, составляют следующие подразделения милиции общественной безопасности: отдел ГИБДД, участковые инспектора милиции, отдел лицензионно-разрешительной системы (ЛРС), отдел паспортно-визовой службы (ПВС),  инспекция по делам несовершеннолетних (ИДН) и сотрудники дежурной части.

Административную деятельность милиции общественной безопасности рассмотрим на примере реального городского отдела внутренних дел.

Практика, необходимая для написания данного научно-практического реферата, проводилась при городском отделе внутренних дел г. Охи Сахалинской области с численностью личного состава 200 человек.

Для получения более полного представления о деятельности Охинского ГОВД, сообщаю краткие сведения о социально-демографической обстановке в районе. Охинский район, площадью почти 150 000 км2, расположен на севере острова Сахалин. В районе проложена ведомственная железнодорожная магистраль. Большая часть грузов поступает в район автомобильным грузовым транспортом, протяжённость автомобильных дорог составляет 952 км, в том числе 30 км с твёрдым покрытием. Район обладает пассажирским аэропортом малой авиации и морским портом Москальво.

На территории района расположены 1 город, 4 посёлка городского типа и 6 сельских населённых пунктов, в которых проживают 39633 человек, из них 73,5% в г. Оха. – 29138, численность населения от года в год устойчиво сокращается на начало 1998 г. в охинском районе было зарегистрировано 41546 чел.

Доля населения в трудоспособном возрасте составляет 42%.

Район обладает значительными запасами нефти и газа и других природных ресурсов, в частности рыбными. Поэтому топливно-энергетический комплекс и рыбная промышленность пользуются устойчивым интересом со стороны криминальных структур. Ведущее место занимает нефтегазовая промышленность, с помощью иностранных компаний и инвестиций ведётся активная разработка новых нефтегазовых месторождений. В районе имеется 2 завода, пище- и хлебокомбинат, 1  совхоз и 3 рыболовецких колхоза.

В 1998 г. ушло на пенсию 9963 человек, фактически каждый 4-й является пенсионером, из них 2700 продолжают работать.

На конец 1998 г. в Охинском районе зарегистрировано 453 предприятий различной формы собственности.

За 1998 г. в Охе и Охинском районе были выявлены 6748 административных правонарушения, что на 3,6% больше, чем в 1997 г. (6282), в том числе: за нарушение правил дорожного движения – 3740 (3550), за нарушения, связанные с приобретением, хранением и продажей оружия – 137 (139), за нарушение паспортного режима – 597 (358), за мелкое хулиганство – 984 (1505), за нарушение антиалкогольного законодательства – 822 (938), за злостное неповиновение сотруднику милиции – 174 (34), за нарушение правил торговли – 282 (215).(Рис.1).

Как видно, несмотря на снижение численности населения, общее количество административных правонарушений возросло на 7,4%, по сравнению с прошлым годом.

Количество правонарушений, предусмотренных ст. 158, 162 КоАП РФ, соответственно - «мелкое хулиганство» и «распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде», не отражают реальное положение вещей. Львиная доля вышеупомянутых правонарушений выявляется милиционерами патрульно-постовой службы милиции, которая в количественном отношении составила: в 1997 г. ст. 158 КоАП РФ – 583,   ст. 162   КоАП   РФ  – 738, соответственно в 1998 г. 452 и 516, что явилось

следствием сокращения штатов в отделении ППСМ на 30%, около 40% сотрудников из оставшегося личного состава, числятся за ППСМ, но выполняют другие функции,  в результате, служба не способна охватить всю патрулируемую территорию и большое количество правонарушений остаются невыявленными.

 

Доля каждого вида правонарушений в общем количестве в 1998 г.

Рис. 1


Складывается непонятная ситуация, с одной стороны, при постоянно возрастающем уровне уличной преступности, наличие укомплектованной, боеспособной патрульно-постовой службы милиции является необходимым условием оздоровления обстановки на улице и других общественных местах, с другой стороны – УВД Сахалинской области принимает решение о сокращении штатов, несмотря на то, что в соответствии со ст. 9 Закона РФ «О милиции», #G0численность подразделений милиции общественной безопасности не должна быть ниже нормативов, утвержденных Министерством внутренних дел РСФСР.

Исходя из нормативов штатной численности ППСМ  - 1 человек на 1 тыс. человек городского населения, подразделение должно иметь численность около 30 человек, реально же работают 10 – 12 человек.1

ГИБДД. То же самое можно сказать о численности инспекторов дорожно-патрульной службы ГИБДД, которая не соответствует  протяжённости дорог областного и местного значения и количеству, состоящих на учёте транспортных средств.

Несколько беспокоит тенденция роста количества лиц, задержанных за управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения.

Лица, задержанные за управление АМТ в состоянии алкогольного опьянения

Рис. 2.

В связи с тем, что степень тяжести ДТП, как правило, выше, если оно совершено лицами, находящимися в нетрезвом виде и число подобных происшествий от года к году возрастает, несмотря на постоянную миграцию населения с острова, вызывает сожаление отмена ст. 211 УК РСФСР которая предусматривала уголовную ответственность и лишение свободы «за управление транспортным средством  лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, совершённое повторно в течении года. 2


Для Сахалинской области, которая в результате близости Японии, наводнена большим количеством дешёвых импортных автомобилей, и которой, как любому региону РФ, приравненного к Крайнему Северу, характерно высокое потребление алкоголя на душу населения (субъективное мнение автора), эта проблема особенно актуальна.

Думаю, что неоправданно Законом РФ № 108 от 19.07.97 г. «О внесении изменений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 19.07.97 г.» отменено действие ст. 118 КоАП РФ «Систематическое нарушение водителями правил дорожного движения», которая, для учёта нарушений правил дорожного движения, предусматривала оценку нарушения в баллах, в зависимости от его степени опасности и вида и достаточно эффективно работала в наших условиях. На сегодняшний день, существует немногочисленная, но постоянно пополняющаяся, категория лиц с высокими доходами, для которых размер штрафа не играет никакого значения.1

На мой взгляд, необъективна, на сегодняшний день, привязка штрафов к минимальному размеру оплаты труда. Зачастую, размер налагаемого штрафа не отражает реальной степени вины правонарушителя  и последствий его противоправных действий.

Существуют некоторые, не учтённые нашим законодательством моменты, характерные для районов с низкой плотностью населения и большой удалённостью друг от друга населённых пунктов. Типичный представитель -   Охинский район Сахалинской области, где максимальное расстояние между населёнными пунктами достигает почти 200 км, а общая протяжённость дорог составляет 952 км. Район характеризуется высокой численностью автомототранспорта, 3 автомобиля на 10 человек.

Пример: сотрудник ДПС ГИБДД задерживает нарушителя Правил дорожного движения, управляющего транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, на дороге между населёнными пунктами, отстоящими друг от друга на 140 км, расстояние до ближайшего не менее 65 км. В соответствии с

Инструкцией «О порядке направления граждан на освидетельствование для установления состояния опьянения и проведения освидетельствования» сотрудник милиции должен произвести освидетельствование нарушителя с использованием индикаторной трубки в присутствии 2-х свидетелей, найти которых, в данных условиях проблематично, к тому же население старается всячески уклоняться от подобных актов.

Если же правонарушитель не согласен с результатами пробы, или в результате ДТП имеются пострадавшие и причинён существенный материальный ущерб, то он (правонарушитель)  направляется на освидетельствование в медицинское учреждение не позднее 2-х часов с момента совершения ДТП. Что так же не всегда представляется возможным из-за тех же больших расстояний и отсутствия, в ряде населённых пунктов, врача-нарколога, имеющего право проводить подобное обследование. 1

В результате, протокол об административном правонарушении может быть составлен с нарушением требований, что, при некотором усилии со стороны нарушителя, может привести к признанию данного протокола судебными инстанциями недействительным и нарушитель избежит заслуженного наказания.

В результате неоднозначного толкования ст. ст. 119, 120 КоАП РФ, возникает проблема с квалификацией правонарушения. Ст. 119 предусматривает ответственность за «управление транспортными средствами лицами, не имеющими права управления». К примеру: задержано лицо, лишённое права управления транспортным средством, что в соответствии с п.2 ст. 119 влечёт наложение штрафа в размере 0,5 – 1,0 минимального размера оплаты труда. Лицо не имеющее права управления транспортным средством, подвергается штрафу в размере 0,3 – 0,5 минимального размера оплаты труда (п.1 ст. 119).2

 

Если же лицо было лишено прав более 12 месяцев назад, оно считается лицом, не имеющего права управления транспортным средством, и соответственно размер штрафа регулируется п.1 ст. 119., хотя, с моей точки зрения, степень вины в этом случае самая высокая и наказание должно быть строже. Аналогичная ситуация со ст. 120 предусматривающей ответственность за «управление транспортными средствами лицами, не имеющими права управления и находящихся в состоянии алкогольного опьянения».1

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты