Правоохранительные органы России

2.       Утверждает (по представлению председателя Верховного суда) составы судебных коллегий и секретаря пленума Верховного Суда.

3.       Утверждает (по представлению его же)  научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ.

4.       Решает вопросы о внесении представлений в порядке осуществления законодатедльной инициативы, о толковании законов.

5.       Заслушивает сообщения о работе президиума и отчеты председателей коллегий о их (коллегий) деятельности.

Созывается не реже 1 раза в 4 месяца. Заседание пленума правомочно при наличии не менее 2\3 его состава.  Постановления принимаются открытым голосованием большинством голосов. Иногда для подготовки проекта постановления  Пленум образует редакционную комиссию из числа членов пленума. Секретарь пленума осуществляет организационную работу по подготовке заседаний, ведет протоколы.  Пленум не обладает судебными полномочиями.

17   РАЙОННЫЙ (ГОРОДСКОЙ) СУД КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ.

В системе общих судов районный суд ( он же  городской, народный, окружной, межмуниципальный) является основным звеном. Это обусловлено его широкой компетенцией и очень большим объемом работы. В его компетенции находятся дела об административных правонарушениях, дела по жалобам на законность и обоснованность ареста или продления срока содержания под стражей. Он не рассматривает лишь те уголовные и гражданские дела, которые относятся к ведению других судов. В связи с этим и определяется его наименование - народный, т.к. население обращается со своими проблемами как правило, именно в этот суд.

Организация -   народный суд действует в каждом районе или городе, не имеющем районного деления. В районе создается 1 народный суд , но возможно создание 1 народного суда на район и город. Возможна организация межрайонных судов с учетом объема работы и других факторов. Право образовывания районных судов принадлежит местной администрации по представлению министра юстиции.  Надзор за деятельностью районных судов осцществляют суды субьектов РФ. Организационное обеспечение деятельности районных судов возложено на министерства юстиции республик, отделы юстиции краевых, областных и городских администраций.

18  ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВОСУДИЯ.  ИХ СИСТЕМА.

Принципы правосудия -  это общие, руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. В совокупности эти принципы составляют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных законодательных предписаний, регулирующих правосудие.  Предписания такого рода не могут противоречить принципам, т.к. принципы закреплены в законах, имеющих высшую юридическую силу. Законность - все обязаны соблюдать конституцию РФ и законы. Осуществление правосудия только судом -  никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию, иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

Независимость судей -  надо обеспечить судьям такие условия, в которых суд имел бы возможность принимать решения без постороннего вмешательства. Равенство всех перед законом и судом - все равны между собой перед законом, перед судом, мужчина и женщина тоже равны и т.д.

Также есть “Обеспечение права граждан на судебную защиту”, “Состязательность и равноправие сторон”, “Презумпция невиновности”, “Гласность”,

“Национальный язык судопроизводства”, “Участие представителей народа в оправлении правосудия”.

19   ЗАКОН  “О ПРОКУРАТУРЕ”.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Этот закон был принят Президентом РФ, Борисом Ельциным 17 ноября 1995 года.№ 168-ФЗ.

В главе 1 разъясняются общие положения об органах прокуратуры. Дается определение органов прокуратуры, их место в системе государственных органов, правовые основы деятельности пркуратуры, основные направления прокурорской деятельности. Во 2 разделе рассматривается система и организация прокуратуры РФ.  В главе 3 рассматривается тема надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Также есть тема кадров органов прокуратуры (кого и как принимать на должности прокуроров, следователей, как  производить оплату труда работнииков прокуратуры, Раздел 6 посвящен особенностям организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры. 

20   СУДЫ. РАССМАТРИВАЕМЫЕ ДЕЛА В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА.

Надзорная инстанция - это подразделения судов, наделенные правом проверять законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений , вступивших в законную силу. В системе общих судов в таком качестве могут выступать президиумы судов среднего звена (суды субъектов РФ), а также коллегии и президиум Верховного Суда РФ. Для военных судов такой инстанцией будут суды среднего звена ( в их составе президиумов нет), Военная коллегия Верховного суда РФ , а для арбитражных судов - пленумы (президиумы)  Высших арбитражных судов республик, надзорная коллегия и Пленум Высшего арбитражного суда РФ.

21   ПУБЛИЧНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ПРАВОСУДИЯ.

Публичность - это участие представителей народа в оправлении правосудия. Этот принцип закреплен в конституции.  Участие народа выражается в привлечении представителей народа к разбирательству гражданских и уголовных дел , принятию решений по ним  и к выполнению иных функций.

Народные заседатели - избираются или назначаются из числа граждан, достигших 25 летнего возраста и отвечающих нравственным требованиям, предъявляемым судьям. Гражданство Росии обязательно . Избрание происходит на собрании коллективов по месту жительства (работы).  Срок полномочий - до 5 лет. Народные заседатели пользуются почти равными  с судьями правами.

Присяжные заседатели -  привлекаются к разбирательству только уголовных дел. Их отбирают из числа граждан РФ , достигших 25 лет,  путем случайной выборки кандидатов из числа избирателей. На последующих стадиях отбор производится аппаратом суда и судьями.  Присяжные вправе принимать решение по вопросу виновности подсудимого.  Общественные обвинители и общественные защитники - это тоже привлечение народа .

22   ОРГАНЫ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА

Судейское сообщество - это тот же судейский корпус, но обладающий определенными организационными началами.  В него входят как активные судьи, так и судьи в отставке. Они не просто числятся в сообществе, но и обязаны выполнять некоторые требования. Через свои органы судейское сообщество активно влияет на процессы, непосредственно связанные с организацией судов и их функционированием.

1.       Всероссийский съезд судей - вершина органов судейского сообщества. В 1991 году этот съезд избрал Совет судей.

2.       Совет судей является высшим органом самоуправления сообщества в перерывах между съездами.

3.       Собрания судей Верховного и Высшего арбитражного суда РФ.

4.       Конференции судей субъектов РФ.

Все органы ссообщества обязаны действовать, неукоснительно соблюдая требование принципа невмешательства в судебную деятельность. К ведению органов судейского сообщества относится:  Обсуждение вопросов судебной практики и совершенствования законодательства, экспертиза проэктов законов и иных нормативных актов, касающихся судов и судей, рассмотрение актуальных проблем работы судов, представление интересов судей в гос. Органах и общ. Объединениях, избрание квалификационных коллегий судей.

23    ЗАКОН  “ОБ АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ  РФ”  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Закон был пдписан Б.Ельцыным 23 апреля 1995 года и вступил в силу 1 июля 1995 года.

В главе 1 отражены общие положения, в которых сформулированы система арбитражных судов, их основные задачи, основные принципы деятельности.

Глава 2 объясняет полномочия, порядок образования и деятельности Высшего арбитражного суда РФ. В главе 3 то же самое, но только про федеральные арбитражные суды округов. В главе 4 то же самое, но только про арбитражные суды субъектов РФ. Глава 5 - заключительные положения.. Организационное обеспечение деятельности судов, финансирование,символы и местопребывание судов. Глава 6 - переходные положения. В главе 7 говорится об условиях вступления в силу данного закона.

24  ДЕЙСТВУЮЩАЯ СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИИ.

Судебная система -  это совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.  Судебная система РФ устанавливается конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание черезвычайных судов не допускается.

Судебная система делит все существующие суды на 3 блока:

1.       Конституционный суд РФ. Ему напрямую не подчиняются никакие суды, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судебных органов страны  и этот суд т.о. влияет на судебную практику.

2.       Верховный суд и те суды общей юрисдикции, в отношении которых он осуществляет свой надзор. К ведению этих судов относится рассмотрение подавляющего большинства дел.  В этот блок входят военные суды.

3.       Арбитражные суды.

Каждый из этих блоков судов делится в свою очередь на звенья. Это 3-х звенная структура (у общих и военных судов) и 2-х звенная (у арбитражных).

Также суды делятся на инстанции (1-я инстанция, 2-я кассационная и надзорная).

25   ИСТОРИЯ ПРОКУРАТУРЫ РОССИИ (ДО РЕВОЛЮЦИИ).

Петр - 1 создал институт прокуроров для надзора за соблюдением законности в Сенате. Сначала генерал-прокурор должен был присматривать за законностью в Сенате, потом  еще и в других гос-органах.  При обнаружении противозаконности генерал-прокурор обязан был предложить исправить ошибку, а при неподчинении он мог применить свою власть. Постепенно роль прокуроров становилась все важнее и начал складываться прокурорский корпус. Они осуществляли контроль за деятельностью центральных и местных учереждений и, если что, приносили сначала устный, а при неподчинении письменный протест и применение власти. В 1864 году прокуратура получает функцию по надзору за судами.  В это же время начинается организация прокуратуры как единоначального и независимого не от каких гос. Органов института. Полномочия прокуроров регламентировались уставами уголовного и гражданского судопроизводства. Так, по этому уставу прокуроры могли надзирать за судебными следователями , давать следователям указания, после предварительного следствия прокурор отправлял в суд обвинительный акт, а сам выступал на суде в роли обвинителя.  Но судебные уставы регламентировали лишь деятельность прокуроров в суде, остальные их функции по общему надзору были забыты.  В таком виде прокуратура просуществовала до революции 1917 года, когда декретом о суде №1 она была ликвидирована.

26    СТАНОВЛЕНИЕ ПРОКУРАТУРЫ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА.

20 декабря 1917 года прокуратура была упразднена декретом №1 о суде. Ее не было 4 года.  Но вскоре Сов. Власть увидела необходжимость в создании органа, который наблюдал бы за соблюдением законов.  НарКом юстиции начал подготавливать проект возрождения российской прокуратуры. Но нашлись противники, которые выступали против независимости прокуратуры от местных органов власти (губисполкомов) и проект НКЮ не был принят. Ленин в 1922 году предложил свой проект прокуратуры и он был принят. Созданная прокуратура не была самостоятельным органом (она находилась в составе НКЮ). В 1933 году было принято постановление “Об учереждении пркуратуры СССР”. В положении были определены ф-ции прокуратуры и порядок их осуществления (общий надзор, надзор за законностью действий ОГПУ и милиции, за предварительным расследованием, за правильным применением законов и т.д.).  В преиод репрессий деятельность правоохранительных органов была деформирована (на 1-й план вышли карательные учереждения).  В 1955 г. Было принято “Положение о прокурорском надзоре”, где были определены задачи и полномочия прокуроров, средства реагирования на нарушение законов. Были преобразованы и органы военной прокуратуры (но уже в 1966 г.) - она вошла в подчинение к Генеральному пркурору СССР. В 1979 был принят закон о прокуратуре . Он ничего особо не изменил.  В 70-80 гг. На прокуроров навалили много обязанностей и их главная ф-ция (надзор за законностью) отошла на 2-й план. Последний закон о прокуратуре был принят в 1992 году. Он существенно ограничил объем и полномочия прокурорского надзора.

28  ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ. ЕЕ СТРУКТУРА.

Генеральную прокуратуру РФ возглавляет генеральный прокурор, который имеет 1-го зама и замов, назначаемых по его представлению. Распределение обязанностей между замами осуществляется Генеральным прокурором. В генпрокуратуре имеются управления и отделы, начальники и замы начальников, которые назначаются на должность и уволняются генпрокурором и являются, соответственно его старшими помощниками. Генпрокурор имеет также помощников по особым поручениям. В управлениях и отделах имеются старшие прокуроры и прокуроры, старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам. Они, а также главный бухгалтер генпрокуратуры назначаются и увольняются генпрокурором.

29   ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАВЕДУЮЩЕГО ЮК.

Юридические консультации создаются президиумами коллегий адвокатов для организации работы адвокатов по оказанию юридической помощи.

ЮК руководит заведующий, назначаемый президиумом коллегии адвокатов из числа членов коллегии. Его права и обязанности :

Организация работы ЮК, заключение договоров об оказании юридической помощи.Назначение адвокатов для осуществления защиты по требованию суда.Распределяет работу между адвокатами .Устанавливает размер оплаты адвокату за выполненную работу. Осуществляет контроль за качеством работы адвокатов, направляет адвокатов на стажеровку.Возбуждает перед президиумом вопрос о поощрении адвокатов.Рассматривает жалобы на действия адвокатов, организует ведение справочной работы по зак-ву и судебной практике.принимает на работу и увольняет технический персонал .

Распоряжается средствами ЮК.Ведет статистическую и финансовую отчетность.

30   СУДЕБНЫЙ ИСПОНИТЕЛЬ ПРИ РАЙОННОМ СУДЕ. ЕГО КОМПЕТЕНЦИЯ.

Судебный исполнитель облечен властными полномочиями по принудительному исполнению судебных и иных актов. Его требования обязательны для всех организаций, должностных лиц, и граждан на всей территории РФ. В своей деятельности судебный исполнитель руководствуется  гражданско-процессуальным зак-вом и соответствующими инструкциями. Судебные исполнители назначаются на должность и увольняются начальниками краевых, городских и окружных отделов юстиции по представлению председателя народного суда. При наличии в суде нескольких судебных исполнителей обязанности между ними обычно распределяются по зональному признаку. Это дает возможность каждому судебному исполнителю систематически контролировать исполнение решений в организациях и предприятиях той зоны , на которой он закреплен.  Деятельность судебных исполнителей контролируется судьями.

31   ЗАДАЧИ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДВОКАТУРЫ

Задачи адвокатуры -  содействие охране прав и законных интересов всех физических и юридических лиц , осуществление правосудия, соблюдение и укрепление законности, воспитание граждан в духе закона.

Направления деятельности адвокатуры -  дача консультаций и разъяснений по юридическим вопросам, осуществление представительства в судах по гражданским и административным делам, составление заяв и телег, участие при производстве дознания и предварительного следствия, в суде по уголовным делам в каччестве защитников, оказание правовой помощи всем органам, ведущим борьбу с правонарушениями, участие в правовой пропаганде и разьяснение зак-ва населению, консультирование по вопросам применения зак-ва, советы по судебным делам, Юридическое обслуживание предприятий, учериждений, участие в уголовном судопроизводстве.

32   ПРИНЦИП ГЛАСНОСТИ.

Разбирательство дел во всех судах открытое (ст.123 Конституции). Суть етого принципа состоит в том, чтобы обеспечить возможность всем гражданам (не имеющим отношения к судебному процессу) присутствовать при его разбирательстве.  Это - своеобразная форма народного контроля за правосудием. Но из этого правила допускаются исключения - в зал, где проходит заседание по уголовному делу не допускаются лица моложе 16 лет, также могут не пустить из-за ограниченности полощади зала. Закрытые заседания суда проводятся в целях охраны государственной тайны . Также могут выгнать из зала при слушании дел о преступлениях несовершеннолетних, о половых преступлениях и т.п. Принятые решения и приговоры во всех случаях оглашаются публично.

33 СУДЕБНЫЕ СОСТАВЫ , РАССМАТРИВАЮЩИЕ ДЕЛА ПО 1-Й ИНСТАНЦИИ.

Судом 1-й инстанции называют суд, который уполномочен принимать решения посуществу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. По уголовным делам это вопросы виновности-невиновности, по гражданским - это вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска. В качестве суда 1-й инстанции может выступать любой суд, в том числе и высшие суды.

Состав народного суда -  это все судьи и народные заседатели данного суда во главе с председателем.

Суды среднего звена  состоят из председателя, его замов, председателей судебных коллегий, членов суда и народных заседателей.

Состав арбитражного суда - председатель, его замы, председатели коллегий и судьи.

36 АППАРАТ РАЙОННОГО (ГОРОДСКОГО) СУДА.

Аппарат суда под руководством председателя обеспечивает работу суда по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, систематизации и пропаганде законодательства , также выполняет другии фенкции суда. В аппарат суда входят: судебный исполнитель (обеспечивает исполнение постановлений и распоряжений суда),  консультант суда (ведет справочную работу по законодательству и судебной практике),  заведующий канцелярией (ведет делопроизводительство - записи о ведении дел в суде), секретари (ведут делопроизводство по судебным делам, подлежащим рассмотрению конкретными судьями), секретарь судебного заседания (ведет протокол заседания).

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты