Особенности расследования преступлений, связанных с профессиональной деятельностью )

При проведения допроса необходимо, для предотвращения сговора или оказывания давления, принять меры, исключающие общение между собой лиц, вызванных для допроса по одному делу, а также целесообразно по интересующему следствие эпизоду допросить в один день всех лиц, имеющих к этому отношение. Время допроса устанавливается следователем с учетом обстоятельств дела и требований закона, которым не допускается допрос в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства (ст. 150 УПК РСФСР).

По делам о хищениях в качестве свидетелей могут быть допрошены: свидетели-очевидцы; лица, имеющие прямое отношение к составлению отчетности; лица административно-технического персонала, заверяющие документы по выполнении определенной работы (бригадиры, начальники участков); рабочие и служащие, непосредственные участники и исполнители производственных процессов и работ, во время которых происходили хищения; работники охраны и пропускной системы; лица, не имеющие отношения к служебной деятельности (родные, близкие, знакомые); работники, осуществляющие руководство и контроль за работой организации, где допущено хищение (проводившие инвентаризацию, ревизии, проверки).

В свою очередь, следователь для эффективного использования допроса осуществляет систему тактических приемов, комбинаций, в зависимости от сложившейся ситуации.


Судебные экспертизы


Расследование хищений, совершенных путем присвоения, растраты или злоупотребления служебным положением невозможно без судебных экспертиз, когда требуется получить заключение беспристрастного специалиста, обладающего специальными познаниями.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда СССР «О судебной экспертизе по уголовным делам»: «Суды и органы дознания и предварительного следствия в соответствии с законом проводят экспертизу для установления обстоятельств, имеющих важное значение, когда необходимы специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле»[31].

Чаще других проводятся судебно-бухгалтерские, технологические, планово-экономические, товароведческие, химические, строительно-технические, криминалистические, почерковедческие экспертизы.

Рассмотрим данные экспертизы.

Судебно-бухгалтерская экспертиза назначается в случаях, когда без применения специальных познаний в области бухгалтерского учета следователь не может разрешить возникшие по существу дела вопросы. Основания для ее назначения определяется конкретными обстоятельствами дела, она может быть назначена как по материалам ревизии, так и по документам и записям учета, представленным следователем. Эксперту-бухгалтеру представляются для работы материалы ревизии (если они имеются), документы, необходимые для установления наличия или отсутствия недостачи (первичные сводные счета, оперативно-технические и др.); протоколы обысков, выемок, изъятия документов; протоколы осмотра документов, которые по определенным обстоятельствам (например, проведение почерковедческой экспертизы) не приобщены к делу; заключения других экспертиз.

Приняв решение назначить судебно-бухгалтерскую экспертизу, следователь обязан сформулировать вопросы эксперту и изложить их в постановлении.

Другим видом судебной экспертизы, получившем распространение в следственной практике, является планово-экономическая, при которой эксперты-экономисты могут выявить характерные признаки экономических несоответствий, проявляющихся в нарушении сопряженности показателей, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность в целом.

С помощью планово-экономической экспертизы определяются отрицательные экономические последствия и их объем, выясняются условия, которые привели к злоупотреблениям.

Товароведческая экспертиза назначается для разрешения вопросов точности определения качества продукта, товара, их соответствие нормам ГОСТа, образцам, установление сортности, цены, стандартности упаковки товара и соответствие этих показателей записям, содержащимся на ярлыках, этикетках, накладных, обоснованность списания отходов и естественной убыли.

При этом (документы данные атрибуты) данные документы должны иметь не только соответствующие атрибуты частного характера: определенную форму, подпись, дату и т.п., но и необходимые свойства и реквизиты, придающие им официальный характер: регистрационный (входящий) номер, штамп или иную отметку о принятии документа, резолюцию компетентного должностного лица и т.п.[32]

Данная экспертиза назначается при расследовании хищений в промышленности, торговле.

Технологическая экспертиза исследует процессы изготовления и хранения продукции, взаимосвязь между изменениями в технологии и конечными результатами, размере экономии сырья и полуфабрикатов.

С ее помощью можно установить фактические затраты сырья, энергии, дополнительные компоненты при производстве продукции; обоснованность норм расхода; мощность производства и возможности производства; реальность выпуска качественной продукции и определенного количества; достоверность технологической документации; резервы своевременного обнаружения неисправности оборудования.

Строительно-техническая экспертиза разрешает следующее: проводились ли определенные строительные работы и в каком объеме; правильно ли отражены объем и характер работы в документах; точно ли применены расценки и определена стоимость работ; какие материалы и в каком количестве израсходованы; соответствуют ли выполненные работы проектно-сметной документации; обоснована ли технически проектно-сметная документация и др.

Весьма распространенными при расследовании хищений являются криминалистические экспертизы исследования документов. При возникновении необходимости в установлении конкретного лица, которое выполняло рукописный текст в различных документах: накладных, нарядах, счетах, служебных письмах, договорах. В указанных случаях назначается судебно-почерковедческая экспертиза.

Также может назначаться судебно-техническая экспертиза. К ее предмету относятся:

1)      установление способов подделки документов;

2)      определение последовательности исполнения фрагментов документа (дописок), а также давность документа;

3)      восстановление первоначального содержания документа;

4)      дифференциация и идентификация материалов письма (бумаги, чернил, карандашей и других красителей, которые применялись при изготовлении документа);

5)      идентификация пишущих машинок по тексту;

6)      определение способов подделки оттисков печатей и штампов и последующая их идентификация.


К заключению эксперта прелагается оставшиеся после исследования вещественные доказательства, образцы, а также: фотоаблицы, схемы, графики, документы и другие иллюстративные материалы, подтверждающие вывод эксперта. Каждое приложение сопровождается пояснительными надписями и подписывается экспертом[33].

Целесообразно предварительное ознакомление, а затем тщательное изучение предварительного заключения. При этом проверяется соблюдение экспертом процессуальных норм, его компетентность, полнота исследований, научная обоснованность, соответствие выводов и заключений исследовательской части и др. Для разъяснения, уточнения и дополнения заключения разрешается допрос эксперта. При наличии обоснованных сомнений в правильности заключения или его полноте назначается повторная или дополнительная экспертиза.

Оценив заключение эксперта, следователь решает вопрос о его доказательственном значении и возможности использования полученной информации в процессе расследования.


2.3. ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА,

СВЯЗАННОГО С ХИЩЕНИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

И ОБЩЕСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА


Расследование взяточничества связанного с хищениями государственного и общественного имущества имеет ряд особенностей. Важнейшая из них состоит в том, что следователю для установления факта дачи-получения взятки нередко приходится выяснять обстоятельства последней и таким образом применять двойную методику расследования.

Наиболее часто взятки имеют место при хищениях имущества, не оприходованного по документам, путем изготовления неучтенной продукции из нелегально приобретенных на стороне или создаваемых на предприятии скрытых от учета резервов сырья и полуфабрикатов. Взяточничество при этом носит многоканальный разветвленный характер. Часто взятки передаются расхитителями систематически, поскольку реализация преступных замыслов планируется на продолжительное время.

В качестве взяткополучателей могут выступать должностные лица той отрасли народного хозяйства, где совершается хищение, стоящее на различных ступенях служебной лестницы, а также лица иных ведомств, от которых в той или иной зависит сама возможность организации, дальнейшая судьба преступной деятельности и безопасность дельцов-расхитителей.

Обсудив судебную практику по делам о взяточничестве Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что особую опасность представляют случаи получения взяток должностными лицами, действующими по предварительному сговору с расхитителями государственного и общественного имущества, валютчиками, спекулянтами и др. преступниками, создающими систему подкупов и круговой поруки[34].

Для успешного решения задач выявления, раскрытия и расследования взяточничества большое значение имеют признаки, которые могут свидетельствовать о взяточничестве. Среди этих признаков имеются такие, которые по своему характеру и содержанию в равной степени позволяют судить о том, что взятки могли передаваться должностным лицам как предприятия, где совершалось хищение, так и вышестоящих организаций, контролирующих органов: установление фактов ненадлежащего реагирования со стороны тех или иных компетентных должностных лиц на сигналы о совершаемых хищениях, прежде всего на официальные материалы о задержании расхитителей с поличным, выявленных у них недостатков, пересортицах, не оприходованных изделиях и сырья и т.п.; обнаружение в служебных кабинетах, по месту проживания должностных лиц и в иных местах их пребывания крупных сумм денег, ценностей, явно превышающих возможность их законного накопления (приобретения); установление фактов ремонта квартир, личного транспорта, строительство личных гаражей, дач, и выполнение иных работ в интересах должностных лиц силами или за счет средств подконтрольных, подведомственных и т.п. предприятий; обеспечение должностных лиц, членов их семей, близких путевками в дома отдыха или санатории, квартирами и т.п. благами из фондов предприятий, в которых совершались хищения.

На возможность дачи расхитителями взяток должностным лицам своих или вышестоящих предприятий и контролирующих органов могут указывать также такие обстоятельства как:

-         произвольное по своему усмотрению изменение установленного порядка учета и отчетности на предприятии, что однако не нашло отражения в актах проведенных ревизий, проверок;

-         назначение на руководящие должности или прием на работу с материальной ответственностью лиц, в прошлом судимых за корыстные преступления или иным образом серьезно скомпрометировавших себя;

-         использование расхитителями завышенных норм расхода сырья, в том числе норм, утвержденных не вышестоящим органом, а самим предприятием;

-         поверхностное проведение ревизий, инвентаризаций, нарушение сроков проведения или не проведение их вовсе;

-         систематическое проведение ревизий одним и тем же составом ревизоров;

-         установление фактов незаконных увольнений или иных нарушений прав и интересов лиц, которые вскрывали недостатки в деятельности предприятия, где совершалось хищение, выступали с критикой расхитителей или иным образом реагировали на ставшие им известными случаи хищения или злоупотреблений.


Первоначальные следственные действия


На первоначальном этапе следствия, когда информация о взяточничестве еще предположительна и признаки, указывающие на ее совершение недостаточно четко определены, должны планироваться версии общего характера. Известно, что признаки, указывающие на взяточничество внешне выглядят:

1)  либо как обстоятельства, способствовавшие хищениям (бесконтрольность, неналаженность учета и т.п.);

2)  либо как допущенные тем или иным должностным лицом неисполнения служебного долга, нарушение установленных правил, инструкций, приказов и других актов.


Рассмотрим особенности расследования взяточничества, связанного с хищениями по признакам первой группы.

Распространенность такого рода взяточничества на предприятиях неравномерно, из-за того, что взяточничество, связанное с хищениями, распространенность его выше там, где больше совершаются хищений (таковыми являются предприятия и организации государственной системы).

Круг должностных лиц, которым даются взятки, во многом зависит от способа хищений и отрасли хозяйства. При всем многообразии способов на промышленном предприятии хищения в основном осуществляются за счет изготовления неучтенных изделий. Тоже самое и в предприятиях общественного питания: излишки создаются за счет фальсификации продуктов, а хищения влекут за собой взятки, обманы потребителей. В торговле наряду с обманом покупателей, зачастую расхитители занимаются незаконным списанием товаров на порчу, бой, уценку, принимают и реализуют левый товар, растрачивают денежные средства[35].

Пока изделие выйдет из производства промышленного предприятия и будет реализовано, оно проходит длительный путь изготовления и на всем его протяжении несколько контрольных «пунктов» (лаборатория, ОТК, склад, плановый отдел, бухгалтерия и ревизионный аппарат, охрана). И для того, чтобы преодолеть этот путь с неучтенными изделиями расхитителям приходится принимать меры к устранению указанных препятствий: подкупать должностных лиц указанных контрольных подразделений.

В свою очередь, работники бухгалтерии для сокрытия махинаций втягивают во взяточничество ревизоров вышестоящей организации, а директор (если он замешан в преступлении) обычно ищет покровителя среди должностных лиц вышестоящей организации, при этом платит за «благосклонность» начальства любыми подачками (выпивкой, деньгами и т.п.).

Последствия действий взяточников, создающих условия для хищений могут мало чем отличаться от имеющихся иногда в организациях криминогенных недостатков, поэтому следователю необходимо:

1)  принять все меры для изобличения расхитителей, установления каналов сбыта похищенного, целей использования денежных средств;

2)  выяснить, что способствовало хищению, и кто должен был устранить недостатки, которыми пользовались расхитители, и почему не выполнил свои обязанности: не устранил нарушения, не воспрепятствовал преступной деятельности.


Активное изобличение расхитителей создают у них представления, что взяточничество тоже будет раскрыто и если часть средств они передавали должностным лицам, то далеко не каждый будет скрывать это, а взять на себя вину означает, самому возместить полностью ущерб от хищения.

Чтобы раскрыть взяточничество, связанное с хищениями неучтенной продукции на промышленном предприятии, следователь должен выяснить, каким образом создавались излишки. Наиболее часто это делается за счет использования завышенных норм расхода сырья и материалов на единицу изделия. Кроме того, за счет списания их в отходы и брак, естественную убыль, ухудшение качества и т.п.

Обнаружив подобные факты, следует допросить работников отдела технического контроля по вопросам допущенных нарушений при маркировке и выяснить, не кроется ли за этим взятка какому-либо из должностных лиц. Выявив круг взяточников, следователь должен обратить внимание на осуществление контроля со стороны вышестоящей организации и выяснить, почему стало возможным хищение. При этом нужно отметить, что изготовление и сбыт неучтенной продукции происходит на глазах рабочих, поэтому из их числа и нужно искать свидетелей происходящих событий, знающих о связях расхитителей со взяточниками.


Основные следственные действия


Для раскрытия взяточничества одним из наиболее ответственных следственных действий является допрос расхитителей и тех должностных лиц, которым по предположению следователя и имеющимся материалам передавались взятки. Изобличение взяточника на допросе нужно производить с использованием данных о его правах и обязанностей, совершенных им грубых нарушениях, причастности к хищениям, заинтересованности в делах расхитителей и т.д.

В числе результативных следственных действий является также обыск, ибо обнаружение у подозреваемого в получении взяток изделий, вырабатываемых на предприятии, где совершались хищения, а также денег, сберегательных книжек, может служить важной уликой преступления.

Также эффективным средством изобличения взяточников является внезапное проведение проверок и задержание с поличным, так как когда виновный оказывается при внезапной проверке застигнутым врасплох, он зачастую бывает не готов к ложным показаниям и вынужден признаться в хищении, совершаемом с ведома директора, а нередко в дачи взяток ему из похищенных средств.

Длительность хищений с предприятия и не выявления его дают следователю основания для выдвижения и проверки версии о взяточничестве ревизоров, членов инвентаризационных комиссий. При расследовании такого дела необходимо выяснить, имелись ли какие-либо сомнительные документальные операции, которые остались вне поля зрения ревизора. Для этого нужно осмотреть приходно-расходные документы. Особое внимание следует обратить на инвентаризационные ведомости, товарные, кассовые отчеты с целью выявления пологов, подчисток, исправлений, неправильных записей. В случае необходимости следует назначить повторную или дополнительную ревизию, судебно-бухгалтерскую экспертизу данные которых можно использовать для изобличения подозреваемого во взяточничестве ревизора[36].

О поведении, инвентаризаторов во время проведения проверок следует допросить работников торгового предприятия, материально ответственных лиц, деятельность которых проверялась, и самого подозреваемого. Анализируя документы, ход производившихся подозреваемым ревизий, инвентаризаций, оперируя свидетельскими показаниями и др. данными с точки зрения установления различий между ошибкой и злоупотреблением ревизора необходимо, при наличии оснований, доказать виновнику, что имеет место не ошибка, а совершение преднамеренных действий. Это поможет и выявлению взяточничества.

Тактическое выявление взяточничества ревизоров, инвентаризаторов производится с учетом конкретной ситуации, личности подозреваемых, свидетелей, их взаимоотношений, обстоятельств события, имеющихся доказательств и т.д.

Для этого, прежде всего, допрашиваются члены коллектива, где работал предполагаемый взяткодатель, затем, в зависимости от показаний и собранных данных, производится допрос ревизора, инвентаризатора и при этом выясняется, как проводилась ревизия, проверка, какие и почему были допущены нарушения, что выявлено и осталось не выявленным в работе материально ответственного лица, направлять допрос на выявление данных, характеризующих проверяемого и его деятельность, связанную с хищением, образование недостачи, сокрытием следов преступления и т.д. Для следствия важно, если ревизор даст какие-либо изобличающие или контрастирующие данные в отношении материально ответственного лица. При допросе последнего они нередко являются крайне результативным средством раскрытия фактов дачи взяток ревизору, членам инвентаризационных комиссий и во всех случаях в дополнение к этим показаниям следует собрать подтверждающие их доказательства для использования на допросе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты