Особенности расследования налоговых преступлений

Особенности расследования налоговых преступлений

Содержание

Введение……………………………………………………………. 2-3

Глава 1. Криминалистическая характеристика налоговых преступлений……………………………………………………... 4-17

§ 1 Субъект налоговых преступлений………………………………… 7-8

§ 2 Способы совершения налоговых преступлений……………….. 8-11

§ 3 Выявление налоговых преступлений………………………….. 11-17

Глава 2. Методика расследования налоговых преступлений……………………………………………………. 18-24

§ 1 Возбуждение уголовного дела о налоговом преступлении….. 18-20

§ 2 Первоначальные и последующие действия………………… 20-23

§ 3 Назначение и проведение экспертиз…………………………… 23-24

Глава 3. Проблемы расследования налоговых преступлений……………………………………………………. 25-30

Заключение…………………………………………………………. 31

Список использованной литературы……………………………. 32

Введение

Актуальность данной работы обусловлена тем что, налоговые преступления непосредственно посягают на экономическую безопасность государства, являются "экономическим базисом" общеуголовной и насильственной преступности, поскольку большая часть сокрытых доходов оседает в криминальном секторе экономики. Это повышает общественную опасность как правонарушений в области налогового законодательства, так и налоговых преступлений в особенности. И в то же время большая часть населения страны не считает эти преступления опасными. В обществе нет негативного отношения к нарушителям налогового законодательства. Законопослушные налогоплательщики не уверены, что их налоги направляются на благие дела - обеспечение безопасности жизни и здоровья, социальные нужды, развитие экономики, разумное управление государством, издание справедливых законов. Получается противоречие - государство в устанавливаемых им законодательных актах требует беспрекословного подчинения при уплате налогов, в то же время не обеспечивает надежными гарантиями осуществления свободной экономической деятельности.

Современное состояние экономической преступности, теневой экономики, проникновение криминального капитала практически во все сферы деятельности человека с необходимостью ставят вопрос об изучении тех преступных деяний и способов их совершения, а также источников, которые питают криминальную среду. Важность и актуальность теоретических исследований и практических мероприятий в этой области вытекает из Послания Президента России В.В. Путина Федеральному собранию 26 мая 2004 года: «Налоговая система должна быть такой, которая не позволяла бы уклоняться от уплаты налогов важно разграничить правомерную практику налоговой оптимизации от случаев криминального уклонения от налогов»

Целью данной работы является изучение методики расследования налоговых преступлений. Для достижения данной цели перед автором ставятся следующие задачи:

во-первых, дать криминалистическую характеристику налоговых преступлений;

во-вторых, описать методику расследования налоговых преступлений;

в-третьих, выявить проблемы расследования налоговых преступлений;

Проблема способов раскрытия налоговых преступлений изучалась рядом авторов — Алексеевым Н. С., Лукашевичем В. 3., Бабаевым В. К., Белкиной Р. С., Кучеровым И. И., Но некоторые вопросы ещё недостаточно изучены. В частности, в работах по данной теме скудно освещена методика расследования налоговых преступлений. Особенно мало внимания уделяется тактике проведения отдельных следственных действий, хотя данный вопрос требует пристального внимания, так как от этого зависит успех следствия.

С развитием экономики совершенствуется и налоговая система, а вместе с ней «совершенствуются» и правонарушители, использующие в своей деятельности все более изощренные способы совершения налоговых преступлений.


Глава 1. Криминалистическая характеристика налоговых преступлений


Под налогом понимается обязательный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и или муниципальных образований.[1]

Плательщиками налогов являются физические и юридические лица, которые в соответствии с законодательством обязаны уплачивать налоги.

Если рассматривать налоговые преступления с криминалистической точки зрения, то можно сказать, что в их основе лежит конфликт между государством в лице налоговых органов и налогоплательщиками.[2]

Процессы детерминации и причинности налоговой преступности не только в значительной степени отличаются от аналогичных процессов, связанных с общеуголовной преступностью, но и имеют свою специфику по сравнению с другими преступными проявлениями в экономической сфере. В качестве основных причин можно выявить следующие:

·       экономические, порожденные коренными изменениями в экономической жизни страны ( падение производства, перевод рублевой денежной массы в накопление иностранной валюты, вывоз капитала за границу)

·       правовые, включающие в себя нестабильность и несовершенство налогового законодательства.

·       психологические, выразившиеся в том, что для большинства граждан характерно негативное отношение к налоговой системе и четко выраженная налоговая мотивация.

В 2000 году органами налоговой полиции самостоятельно и совместно с налоговыми и иными государственными органами выявлено 44 290 нарушений налогового законодательства, в том числе почти 28 572 – в крупном и особо крупном размере. В 2001 году было возбуждено свыше 36 000 уголовных дел о налоговых и иных экономических преступлений (дела о непосредственно налоговых преступлениях составили 70%).[3]

При рассмотрении криминалистической характеристики преступлений важным является элементный состав этой категории. Диапазон мнений ученых по вопросу элементного состава криминалистической характеристики преступлений достаточно широк. Вместе с тем, большинство считает необходимым включение в состав криминалистической характеристики сведений о способе совершения преступления, обстановке, личности преступника.

Применительно к криминалистической характеристике налоговых преступлений особенно трудно говорить о построении какой-либо жесткой системы элементов. Для того чтобы криминалистическая характеристика отвечала предъявленным к ней требованиям, необходимо, чтобы в ее основании лежал достаточный фактический и экспериментальный материал. Трудность заключается в том, что в отличии от других видов преступных посягательств налоговые преступления – один из новых видов преступлений. В настоящий момент еще не накоплен достаточный фактический материал, на основании которого можно было бы построить законченную систему элементов, подлежащих включению в криминалистическую характеристику налоговых преступлений.

Для того чтобы определить оптимально необходимое количество элементов криминалистической характеристики налоговых преступлений, место и значение каждого из элементов для максимальной эффективности разработанной на основе этой характеристики методики, нужно использовать принцип полноты расследования. При строгом ограничении количества элементов криминалистическ5ой характеристики построенная на ее основе методика расследования не сможет обеспечить соблюдение этого принципа, и какие то важные вопросы останутся невыясненными. В тоже время необоснованное расширение круга элементов криминалистической характеристики загромождает частную методику. Анализ изложенного свидетельствует о многовариантности структуры криминалистической характеристики в зависимости от вида преступлений, о возможности включения в ее различного количества элементов с учетом их иерархии. Применительно к криминалистической характеристики налоговых преступлений могут быть сформулированы некоторые принципы ее построения, в том числе:

·       типичность, подтвержденная следственной практикой;

·       относимость элементов к преступлению;

·       наличие в составе криминалистической характеристики следующих элементов – способа и обстановки совершения налогового преступления, его субъекта, мотива и цели преступного поведения, места и времени совершения преступления;

·       доминирующее криминалистическое значение способа соверше5ния преступления.

 

§ 1. Субъект налоговых преступлений

Налоговые преступления могут быть совершены довольно широким кругом лиц. Часто преступления этой категории совершаются по предварительному сговору группой лиц. Кроме того, у непосредственных исполнителей есть, как правило, пособники, в том числе невольные, не осознающие в полной мере преступного характера осуществляемой деятельности. Поэтому большое значение для расследования уголовных дел о налоговых преступлениях имеет своевременное ограничение круга лиц, могущих иметь непосредственное отношение к совершению преступления. Это избавляет следователя от выполнения впоследствии большого объема ненужной работы.

Субъектами налоговых преступлений являются граждане Российской Федерации и иностранные граждане, а также лица без гражданства, достигшие 16 лет, если они имеют налогооблагаемый доход и обязаны в соответствии с законодательством представлять в налоговый орган декларацию о доходах для исчисления и уплаты налогов. Либо должностные лица организаций, подписывающие соответствующие бухгалтерские документы, поступающие в налоговую инспекцию, или бухгалтерские документы, не представляемые, но хранящиеся в организации (первичные документы). Это – руководители этих организаций, главные бухгалтера или просто бухгалтера. Возможно, виновными могут быть и другие сотрудники организации, не принимавшие участие в оформлении бухгалтерских документов, однако по каким-то причинам их создавшие. Доказывание виновности таких лиц очень затруднительно.[4]

Для должностных лиц характерно достаточно высокое их служебное (а следовательно и социальное) положение, сознательная установка на достижение цели уклонения от уплаты налогов, обширные деловые и личные связи в различных сферах жизни, нередко в том числе связи с криминогенным элементом, четкое распределение ролевых функций и др. Следует напомнить про зарубежный опыт, который показывает, что привлечение к уголовной ответственности за налоговые преступления долгое время являлось основным способом борьбы с главарями организованных преступных группировок.[5]

Данные следственной и судебной практики и научные исследования показывают, что в 74% случаев преступниками являются мужчины. Средний возраст злостных неплательщиков налогов составляет 38 лет. По делам данной категории лица, виновные в совершении преступлений, моложе 20 лет не встречаются. Лицами в возрасте от 21 года до 30 лет совершено 20% налоговых преступлений, от 31 года до 40 лет – 36%, от 41 года до 50 лет – 36%, и старше 51 года – 8%. 58% осужденных имели высшее, неполное высшее образование или ученую степень, а 22% среднее специальное образование. Число ранее судимых среди налоговых преступников не велико – 7%. В 82% случаев инициатива совершения налоговых преступлений исходила от руководителей, которые зачастую являлись и владельцами предприятий.[6]

 

§ 2. Способы совершения налоговых преступлений


Данные о способе совершения преступления, соответствующих ему типичных следах, механизме образования следов, их сокрытии представляют собой важнейший элемент криминалистической характеристики преступлений. Это объясняется в первую очередь тем, что способ преступления определенным способом детерминирован, что позволяет установить его взаимосвязи с признаками, относящимися к другим элементам криминалистической характеристики.[7]

Наиболее распространенными способами уклонения от уплаты подоходного налога физическими лицами являются:

заполнение налоговой декларации ненадлежащим способом (например, неуказание всех мест работы);

1)                          ненадлежащие оформление первичных документов на выплату денежных средств на предприятиях (платежных ведомостей). В этом случае фактическое количество выплаченных денег работнику может не совпадать с денежной суммой, за которую он расписался в платежной ведомости. Это может достигаться включением в штатную ведомость «мертвых душ», т.е. людей, фактически не работающих на предприятии, но числящихся в его штатном расписании. В этом случае при формально правильном заполнении налоговой декларации налицо полное несоответствие между реальным и учтенным доходом субъекта налогообложения, а следовательно, прямой уход от уплаты налогов;

2)                          полное отсутствие какого-либо оформления выплаченных денежных средств физическому лицу. В этом случае налоговая декларация может не заполняться вообще, так как операция по выплате наличных денежных средств не нашла отражения в бухгалтерских документах;

3)                          выплата наличных денег не из кассы предприятия, а через страховые фирмы. Это достигается путем заключения мнимых договоров, предусматривающих выплаты страховых возмещений физическим лицам, которые (страховые возмещения) в действительности являются не чем иным, как денежным вознаграждением, или реальным доходом физического лица;

4)                          предоставление работникам безвозмездных ссуд, с последующим открытием депозитных счетов и размещением этих денег на указанные счета.[8]  

Разнообразны приемы и способы уклонения от уплаты различных налогов юридическими лицами:


1)            отсутствие надлежащего юридического оформления хозяйственной деятельности. Это означает, что, будучи незарегистрированной, в установленном законодательством Российской Федерации порядке как юридическое лицо, хозяйственная единица не осуществляет постановку на учет в налоговые органы, что порождает полное отсутствие контроля  за оборотом денежных средств и доходов, фактически ее получаемые;

2)            отсутствие бухгалтерского оформления хозяйственных операций или даже отдельных видов деятельности хозяйствующим субъектом;

3)            необоснованное списание товарно-материальных ценностей при фактической их продажи без оприходования выручки, что приводит к возникновению «черных» денег, возникновению неправомерных убытков хозяйствующего субъекта, занижению выручки, и, соответственно, неуплате налогов;

4)            полное неоприходование выручки за фактически реализованную продукцию с последующем неотражением ее в бухгалтерских документах;

5)            частичное неоприходование выручки характерно в случаях необоснованного фиктивного занижения цен на реализуемую продукцию с осуществлением реальных расчетов наличными деньгами. Следствием является недоплата тех же налогов (НДС и других налогов, базой для взимания которых является выручка от реализации, а так же налога на прибыль);

6)            исползование в хозяйственном обороте внеооборотных активов, не состоящих на балансе организации. В результате образования неучтенных денежных средств, они могут быть использованы на покупку дорогостоящей техники для предприятия без отражения этой операции в бухгалтерском учете. В результате этого возникает неоприходованое имущество, следствием чего является уход от уплаты налога на имущество;

7)            отнесение на себестоимость продукции затрат, которые не имели место в действительности путем составления поддельных документов на отпуск материалов в производство (например, с использованием при этом материалов заказчика);

8)            завышение стоимости приобретаемых товарно-материальных ценностей путем использования поддельных первичных документов;

9)            отнесение на себестоимость продукции затрат, не связанных с производством продукции или осуществленных в непроизводственной сфере (работы по благоустройству городов);

10)        отнесение на себестоимость затрат сверх установленных законодательством нормативов (например, командировочные расходы);

11)        подмена реального договора на оказание услуг, налогообложение по которому предполагается более жестким другим договором с более льготным налогообложением (например, договор о совместной деятельности, вместо договора аренды);

12)        осуществление сделок с партнерами через счета третьих лиц (могут быть и подставные фирмы), при том, что последние пользуются налоговыми льготами;[9]



§ 3. Выявление налоговых преступлений

 

Исследование практики выявления налоговых преступлений показывает, что от качественной подготовки материалов, передаваемых органом дознания подразделению предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, во многом зависит эффективность уголовно-процессуальной деятельности правоохранительных органов по этой категории дел.[10]

Несмотря на наличие по данному направлению соответствующих ведомственных инструкций, по-прежнему остаются невыясненными отдельные вопросы применения ст.198 и 199 УК РФ, что вызывает необходимость выработки методических рекомендаций, содержащих критерии правовой оценки поступающих органу предварительного расследования сообщений о преступлениях, совершенных в сфере налоговых правоотношений.

Деловая активность организаций и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица выражается в различных хозяйственных операциях: приобретение и использование сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, производство из них продукции, выполнение работ, оказание услуг, перевозка товаров, сопровождаемых получением кредитов, ссуд, осуществлением платежей и т.д. Эти операции изменяют состояние экономических показателей хозяйствующих субъектов и должны отражаться в бухгалтерском учете.[11]

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты