Основные понятия, предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы"

В значительной мере содержание предмета уже раскрыто в предыдущих параграфах данной главы учебника. Он включает сведения в первую очередь о государственных органах, выполняющих правоохранительную деятельность, а равно некоторых негосударственных образованиях, призванных содействовать такого рода деятельности. Среди этих сведений центральное место, естественно, занимают те, которые дают представление не только о правоохранительной деятельности в целом, но и о конкретных ее направлениях (функциях), а равно о построении соответствующих органов или организаций, их структуре, взаимосвязи и соподчиненности, главных полномочиях и задачах, взаимодействии друг с другом и со всем государственным механизмом. Внимание фокусируется также на порядке подбора и расстановки кадров соответствующих органов, их ответственности.

С учетом этого дисциплину “Правоохранительные органы” можно было бы определить как такую, в рамках которой изучаются основы организации и наиболее существенные направления и задачи деятельности этих органов, их взаимодействие друг с другом и иными органами государства.

В учебные планы юридических вузов уже давно включаются дисциплины, дающие начинающим студентам-юристам исходные сведения о судах, прокуратуре, органах юстиции и расследования дел о преступлениях, адвокатуре и некоторых других учреждениях и организациях, связанных с осуществлением функций, направленных на укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, отдельных лиц. Их цель - предоставление минимума знаний об основных учреждениях, призванных обеспечивать реализацию правовых предписаний, а равно в целом о механизме правоприменения.

До революции 1917 г. в большинстве юридических учебных заведений эта дисциплина не преподавалась как самостоятельная. Данные о судах и иных связанных с ними органах, их основных полномочиях обычно сообщались студентам в рамкахдругих дисциплин - гражданского и уголовного процесса. Но уже тогда были попытки ввести для изучения данных такого рода самостоятельную дисциплину под названием “Судоустройство”.

В первые десятилетия после Октябрьской революции эта дисциплина получила широкое распространение. Называли ее по-прежнему - “Судоустройство”. И такое наименование в тех условиях было вполне оправданным, поскольку существовавшее тогда законодательство о судоустройстве комплексно регламентировало основы организации и деятельности не только судов, но и учреждений юстиции, прокуратуры, следствия и адвокатуры, а равно некоторых других органов. Такими были, например, Положения о судоустройстве РСФСР, принимавшиеся в 1922 и 1926 гг. Наименование дисциплины прямо отражало благие намерения хотя бы декларировать ведущую роль суда среди правоохранительных органов, а также тот факт, что в те времена следственный аппарат находился в ведении судов, а прокуроры при рассмотрении дел в судах выполняли лишь функцию обвинения и опротестования судебных решений.

Как известно, по мере формирования командно-административной системы с ее централизмом и подчинением всего государственного аппарата непосредственно Центру претерпели существенные изменения организация и полномочия прокуратуры. Она стала строго централизованным учреждением, уполномоченным надзирать и за деятельностью суда, влиять на его решения. В таких условиях все больше зрело мнение, что изложение данных об основах организации и деятельности прокуратуры в рамках дисциплины, именуемой “Судоустройством”, лишено логики. Поэтому предлагалось изменить это наименование и включить в него упоминание не только суда, но и прокуратуры. Это произошло в середине 50-х гг., когда вместо “Судоустройства” в учебные планы юридических вузов была включена дисциплина “Организация суда и прокуратуры в СССР”. Под таким заголовком дисциплина просуществовала до конца70-х гг., когда ее еще раз изменили и стали называть “Суд и правосудие в СССР”. Но на этом поиски самого удачного наименования дисциплины не закончились. В 1988 г. она получила еще одно название - “Правоохранительные органы в СССР”. В 1992 г. по известным причинам из него “исчезло” упоминание СССР, а в наши дни начались эксперименты по реставрации того названия, которое было в первые десятилетия советского периода, но без существенного изменения содержания этой дисциплины.

Предпринятым в 1988 г. изменением подчеркнута необходимость включения в рассматриваемую учебную дисциплину достаточно полных сведений не только о каком-то одном или двух правоохранительных органах - судах и прокуратуре, но и обо всех, поскольку все они взаимосвязаны. В результате в учебной программе и учебной литературе большее внимание вполне обоснованно стало уделяться органам юстиции, органам внутренних дел, другим органам, призванным выявлять и расследовать преступления.

Однако в целом система дисциплины существенно не изменилась. Как и прежде, в ее рамках рассматриваются некоторые общие вопросы, связанные с характеристикой и уяснением понятия и содержания правоохранительной деятельности, круга государственных и негосударственных организаций, создаваемых для выполнения этой деятельности, некоторых исходных идей, которые лежат в основе построения правоохранительных органов, их взаимодействия друг с другом и иными учреждениями.

В полном соответствии с признанием особой роли правосудия и иной деятельности судов в реализации замыслов, направленных на придание нашему государству правового облика, значительное внимание уделяется раскрытию понятия правосудия и его демократических основ (принципов), изложению сведений о построении судебной системы в целом, характеристике организации и главных полномочий всех звеньев общих, военных и арбитражных судов, Конституционного Суда РФ. Именно этим вопросам отведена большая часть тем.

Система дисциплины охватывает также темы, посвященные организационному обеспечению деятельности судов, прокурорскому надзору и иным направлениям работы прокуратуры, выявлению и расследованию преступлений, оказанию юридической помощи, а вместе с этим и построению органов и учреждений, выполняющих эти правоохранительные функции.

§ 4. Соотношение дисциплины “Правоохранительные органы” с другими юридическими дисциплинами

“Правоохранительные органы” - один из вводных предметов, дающих, как уже отмечалось выше, исходные сведения о правоохранительной деятельности и осуществляющих ее государственных органах и иных учреждениях. Эти сведения находятся в тесной связи и взаимозависимости со сведениями, которые даются студентам юридических вузов при изучении ряда смежных дисциплин.

К числу последних можно было бы отнести “Конституционное право”, в рамках которого наряду с освещением многих других проблем дается общая картина роли и места правоохранительных органов в системе всех органов государства, характеризуются взаимосвязи между ними, определяются основные (конституционные) принципы их построения и деятельности. Делается это, в частности, на базе положений Конституции РФ, конституций республик в составе Российской Федерации, других российских законов, в том числе положений, содержащихся в главах 11 и VII первого раздела Конституции РФ, специально посвященных правам и свободам человека и гражданина, правосудию.

Немало точек соприкосновения имеет рассматриваемая дисциплина и с дисциплиной “Административное право”, одной из задач которой является изучение закономерностей организации и функционирования всех органов государственного управления (исполнительных органов). Такие правоохранительные органы, как Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ и подчиненные им учреждения свои правоохранительные функции осуществляют одновременно с функциями управленческими (исполнительными). В связи с этим некоторые аспекты их организации и полномочий, преимущественно управленческие, получают необходимое освещение в курсе “Административного права”. Там же даются подробные сведения об основных правилах применения административной ответственности за соответствующие проступки.

Весьма тесно дисциплина “Правоохранительные органы” связана с дисциплиной “Уголовный процесс”, основное назначение которой - глубокий анализ содержания деятельности всех правоохранительных органов, связанной с производством по делам о преступлениях. Эта дисциплина дает представление о том, как должны действовать правоохранительные органы при раскрытии преступлений, изобличении лиц, виновных в их совершении, и определении мер правового воздействия на таких лиц, а равно при принятии решений о их реабилитации, если привлечение к уголовной ответственности было незаконным. Она также дает ориентацию, как должны строиться возникающие в ходе названной деятельности отношения между правоохранительными органами, между ними и гражданами, интересы которых так или иначе затронуты совершенным преступлением. Организация правоохранительных органов в значительной мере зависит от содержания выполняемой ими деятельности, порядка (процедуры) производства конкретных действий. И наоборот: содержание деятельности существенно зависит от решения организационных вопросов, т. е. от того, как, скажем, должны строиться и фактически строятся взаимоотношения между прокурором и следователем, прокурором и судом, адвокатом -защитником обвиняемого и следователем.

“Правоохранительные органы” как учебная дисциплина также тесно соприкасается с курсом “Гражданский процесс”, который тоже имеет дело преимущественно с содержанием деятельности суда, но такой, которая связана с рассмотрением и разрешением гражданских дел - дел об имущественных и некоторых неимущественных спорах (как будет показано ниже, речь идет об очень широком круге дел). Этот курс, в свою очередь, связан с учебной дисциплиной, в рамках которой изучается порядок разбирательства споров в арбитражных судах.

На старших курсах юридических вузов преподается также “Прокурорский надзор” - предмет, дающий сведения, которые существенно дополняют материал одной из тем дисциплины “Правоохранительные органы” - темы, посвященной прокуратуре и ее органам. Эти сведения значительно расширяют познания об основах организации прокуратуры, а главное – о содержании, формах и методах осуществления прокурорского надзора и других направлений деятельности прокуратуры.

Не изолирована дисциплина “Правоохранительные органы” и от таких юридических дисциплин, как “Общая теория государства и права” и “Отечественная история государства и права”. Познание многих вопросов организации и деятельности суда, органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, адвокатуры требует общетеоретического и исторического подходов, умения видеть конкретные правовые явления не в отрыве от других, не в статике, а в развитии, на фоне исторических событий, в сравнении с накопленным юридическим опытом как у нас в стране, так и за рубежом, как нашими современниками, так и предшественниками. Исходные сведения, необходимые для таких подходов, приобретаются именно при изучении основ теории государства и права, отечественной и зарубежной истории.

'Рекомендуемые правовые источники

Конституция РФ - ст. 7, 45, 71, 72 и 114.Закон о Конституционном Суде - ст. 1 (РГ. 1994. 23 июля).Закон о безопасности - ст. 1 и 10 (ВВС'. 1992. № 15. Ст. 769).Закон об арбитражном суде - ст. 1 (ВВС. 1991. № 30. Ст. 1013;1992. № 24. Ст. 1353, 1992. № 34. Ст. 1965; 1993. № 32. Ст. 1236).Закон о прокуратуре - ст. 1 и 2 (ВВС. 1992. № 8. Ст. 366).Закон РФ “Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации” от 13 марта 1992 г. - ст. 11 (ВВС. 1992.№ 33. Ст. 1912).

В последние годы это официальное издание неоднократно переименовывалось. До мая 1990 г. оно называлось “Ведомости Верховного Совета РСФСР”,до февраля 1992 г. - “Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР”, а до сентября 1993 г. - “Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации”. В апреле 1994 г. ему присвоено наименование “Собрание законодательства Российской Федерации”.

Почти двадцать лет после революции 1917 г. у него было еще одно название - “Собрание узаконений РСФСР”.

УПК - ст. 117 и 125.

Положение о Министерстве юстиции - п. 3 (РГ. 1993. 14 декабря).

16-29

Глава 2. Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах.

§ 1. Общая характеристика и классификация правовых актов о правоохранительных органах.

Познание основ организации и функций правоохранительных органов требует изучения значительного количества законодательных и иных правовых актов. Сколько их - точно определить невозможно. Но во всяком случае можно смело утверждать - несколько десятков. Невозможно также точно вычислить и объем таких актов: в некоторых из них содержатся многочисленные статьи, параграфы, пункты и т. д.

Такое обилие актов и содержащихся в них конкретных правовых предписаний в значительной мере объясняется тем, что учебная дисциплина “Правоохранительные органы” касается многих государственных и негосударственных организаций и должностных лиц. И все они призваны выполнять в высшей степени ответственную деятельность. В силу этого требуется особо тщательная правовая регламентация построения соответствующих организаций, их полномочий и полномочий должностных лиц. Требование тщательности обусловлено в первую очередь стремлением свести к минимуму или полностью исключить вероятность, скажем, судебных или следственных ошибок, которые порой калечат судьбы людей, наносят непоправимый ущерб их правам и свободам.

Для характеристики массива правовых актов о правоохранительных органах существенно также то, что в этом массиве сосуществуют акты разного юридического значения (разной юридической силы). В нем “соседствуют” и взаимодействуют положения Конституции РФ с положениями конституций республик в составе Российской Федерации, положения федеральных законов с положениями законов республик в составе Российской Федерации, указы Президента РФ с постановлениями Правительства РФ, положения международных соглашений с положениями ведомственных нормативных актов и т. д. У названных и других документов свой юридический статус, свое значение. И данное обстоятельство, естественно, существенно усложняет в целом изучение юридической базы, на которую опирается система правоохранительных органов.

Преодолению трудностей такого рода призвана содействовать классификация правовых актов, которые в совокупности образуют эту базу.

Осуществлять ее целесообразно, опираясь на два основания. Одно из них - предмет (содержание) группируемых актов независимо от их юридической силы. Другое - группировка актов по их юридическому значению.

§ 2. Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию

Всю сумму рассматриваемых правовых актов в зависимости от их содержания (предмета) можно подразделить на следующие группы актов:

-                      общего характера;

-                      о судебной власти, правосудии и судах;

-                      об организационном обеспечении деятельности судов и органах юстиции;

-                      - о прокурорском надзоре и органах прокуратуры;

-                      об организации выявления и расследования преступлений;

-                      о юридической помощи и ее организации.

К первой из названных групп относятся акты, которые по
своему содержанию имеют непосредственное значение для определения сути и направленности всех правоохранительных функций и устройства соответствующих органов.

Особое место в данной группе актов, разумеется, занимает Конституция РФ. В ней решены наиболее принципиальные вопросы государственной и общественной жизни. Действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием и является четвертой по счету российской Конституцией: первая появилась в 1918 г., вторая - в 1937 г., а третья - в 1978 г.

Для дисциплины “Правоохранительные органы” первостепенное значение имеют положения, содержащиеся в главах 2 (“Права и свободы человека и гражданина”) и 7 (“Судебная власть”). В первой из этих глав содержатся, к примеру, положения о судебном контроле за правомерностью ограничения неприкосновенности и свободы личности, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, о равноправии, об обеспечении правосудием прав и свобод человека и гражданина, о праве гражданина и человека защищать свои права и свободы всеми законными способами, о праве на квалифицированную юридическую помощь, о праве на обжалование действий всех государственных органов и должностных лиц, в том числе о праве жаловаться на решения высших судебных инстанций в международные или межгосударственные органы, о презумпции невиновности, о запрете понуждать граждан давать показания против себя, об обязанности государства возмещать ущерб, причиненный жертвам преступлений или злоупотреблений. Эти и ряд других конституционных предписаний, как будет показано ниже, самым непосредственным образом предопределяют содержание деятельности правоохранительных органов, ставят ее в определенные рамки, влияют на основы их организации.

Такую же направленность имеют предписания гл. 7 Конституции РФ, где сосредоточены основополагающие требования к порядку и условиям осуществления российской судебной власти, принципам организации органов, на которые возлагается реализация этой власти. Среди них положение о том, что правосудие может осуществляться только теми судами, которые организуются в соответствии с федеральным конституционным законом, что судьи независимы и подчиняются только закону, что разбирательство судебных дел должно быть открытым, состязательным и т. д.

Немало принципиальных конституционных предписаний содержится в других частях Конституции РФ. К их числу можно отнести те, которые есть в ст. 71, 72 и 77, определяющих пределы компетенции Федерации и ее субъектов, в том числе в правоохранительной сфере. Например, в ст. 72 сказано: “В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: ... б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон... л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат...” Заслуживают внимания в рамках дисциплины “Правоохранительные органы” и положения раздела второго Конституции РФ, особенно те, что сформулированы в его пунктах 5 и 6.

Значение конституционных предписаний заключается, наряду с прочим, в том, что они имеют по отношению ко всем правовым актам, издаваемым в Российской Федерации, высшую юридическую силу, являются обязательными не только для граждан и государственных органов, применяющих законы, но и для тех, кто издает их.

В последние годы все большее внимание уделяется повышению роли международных (межгосударственных) соглашений, в том числе по вопросам, связанным непосредственно с организацией и деятельностью судов и других правоохранительных органов. Среди них особо выделяются, пожалуй, два: Всеобщая декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и Международный пакт о гражданских и политических правах человека, одобренный тоже Генеральной Ассамблеей ООН восемнадцать лет спустя - 16 декабря 1966 г. Он ратифицирован и является обязательным к исполнению на всей территории Российской Федерации и всеми ее государственными органами.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты