Органы внутренних дел в системе исполнительной власти

Перечисленные подразделения призваны выполнять задачи, стоящие перед криминальной милицией, а в необходимых случаях оказывать по­мощь милиции общественной безопасности.

Начальники криминальной милиции назначаются на должность и осво­бождаются от нее начальником вышестоящего органа внутренних дел. На­чальники криминальной милиции одновременно являются заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел. Криминальная милиция финансируется за счет средств федерального бюджета.

В связи с тем, что деятельность криминальной милиции направлена на достижение целей, выходящих за рамки местных интересов, и нуждается в независимости от местных влияний, закон вывел криминальную милицию из подчинения местным органам власти, сохранив ее подчинение и подконтрольность только по вертикали - вышестоящему органу внутренних дел.

В отличие от криминальной милиции милиция общественной безопас­ности (МОЕ) призвана решать следующие основные задачи: обеспечение безопасности личности, общественной безопасности; охрана собственности, общественного порядка; выявление, предупреждение и пресечение престу­плений и административных правонарушений; раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно;

розыск отдельных категорий лиц, установление местонахождения которых отнесено к компетенции МОЕ.

Численный состав милиции общественной безопасности составляет примерно 60 % от общей численности милиции. В состав МОЕ входят:

дежурные части, подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения с дорожно-патрульной службой, подразделения патрульно-постовой службы, участковые инспектора милиции, подразделения милиции вневедомственной охраны, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых (ИВС), отряды милиции особого назначения (ОМОН)1, подразделения по предупреждению правонарушений несовер­шеннолетних, специализированные подразделения дознания, подразделения паспортно-визовой службы и некоторые другие.              -

Деятельность милиции общественной безопасности в большей степени призвана решать вопросы местного уровня, в связи с чем она подчиняется и подконтрольна не только вышестоящему органу внутренних дел, но и орга­нам государственной власти субъектов Федерации и органам местного са­моуправления, т. е. имеет двойное подчинение. Вместе с тем, исходя из требований закона, эти органы не вправе вмешиваться в уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную деятельность милиции и осуществляемое ею производство по делам об административных правонарушениях.

В настоящее время органы исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации вправе создавать, реорганизовывать и ликвидировать по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации подразделения милиции, содержащиеся за счет бюджета субъекта Федера­ции и местного бюджета. Органы государственной власти субъектов Феде­рации и органы местного самоуправления могут увеличивать в пределах имеющихся средств расходы на содержание милиции, а также устанавли­вать дополнительную штатную численность подразделений милиции обще­ственной безопасности.

Начальник милиции общественной безопасности является заместителем начальника органа внутренних дел. Начальник милиции общественной безопасности субъекта Федерации назначается (освобождается) органом исполнительной власти данного субъекта по представлению министра внутренних дел (начальника ГУВД, УВД). Начальник милиции обществен­ной безопасности города (района) назначается министром, начальником ГУВД, УВД по согласованию с соответствующим органом местного само­управления.

Таким образом, органы местного самоуправления получили ряд воз­можностей реально влиять на деятельность милиции общественной безопасности. И все же ее пока нельзя отождествлять с муниципальной милици­ей в ее «чистом виде», поскольку двойное подчинение и подконтрольность милиции общественной безопасности (не только органам местного само­управления, но и вышестоящему органу внутренних дел) сохраняется. За­метим к тому же, что большая часть милиции общественной безопасности содержится за счет бюджетов Российской Федерации и входящих в нее субъектов Федерации. Видимо, можно расценивать милицию общественной безопасности, учрежденную российским законом, как переходную ступень к муниципальной милиции, создание которой, скорее всего, явится задачей дальнейшего этапа развития местного самоуправления в Российской Федерации.

Учреждение в перспективе муниципальной милиции, подчиненной ор­ганам местного самоуправления, наряду с федеральной милицией, подчи­ненной Министерству внутренних дел Российской Федерации, позволит создать оптимальную модель полицейской системы, обеспечивающей в своей деятельности разумное сочетание интересов государства и местного самоуправления.


Иные структурные подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации

Полное представление о направлениях деятельности Министерства внут­ренних дел Российской Федерации не может быть достигнуто без освеще­ния других важных и достаточно крупных его структурных частей.

1. Следственный комитет при МВД Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. № 1422 «О мерах по совершенствованию организации предвари­тельного следствия в системе МВД Российской Федерации»2 является орга­ном, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законода­тельства об уголовном судопроизводстве и возглавляющим органы предва­рительного следствия в системе МВД РФ. Помимо обеспечения организа­ционно-методического руководства деятельностью подчиненных органов предварительного следствия СК при МВД РФ осуществляет также процес­суальный контроль за производством предварительного следствия, органи­зует расследование преступлений по наиболее сложным уголовным делам.

Возглавляет Следственный комитет начальник, который подчиняется непосредственно министру внутренних дел, являясь одновременно его пер­вым заместителем.

В составе Следственного комитета создаются подразделения зонального контроля и методического обеспечения предварительного следствия. Кроме них функционирует также следственная часть (на правах управления). В составе Следственного комитета и его следственной части создаются спе­циализированные подразделения (например, для расследования уголов­ных дел о преступлениях в сферах экономики, организованных преступ­ных формирований и др.). Во исполнение названного выше Указа Прези­дента РФ в составе СК при МВД РФ было образовано Региональное управление по расследованию организованной преступной деятельности на Северном Кавказе. Деятельность Следственного комитета осуществля­ется по предметно-зональному принципу на основе перспективных и те­кущих планов.

Основными задачами Следственного комитета являются:

- обеспечение в пределах компетенции защиты личности, ее прав и сво­бод, собственности, а также прав предприятий, учреждений и организаций от преступных посягательств путем всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, правильного применения закона и привлече­ния к ответственности виновных;

- совершенствование следственной работы на основе внедрения в прак­тику достижений науки и техники, передового опыта, прогрессивных форм организации и методов предварительного следствия;   

- осуществление контроля за соблюдением законности на предвари­тельном следствии; обеспечение процессуальной самостоятельности следо­вателей;                       

- подбор, расстановка и воспитание кадров; повышение профессиональ­ного мастерства следственных работников, оказание помощи в социально-бытовом обеспечении сотрудников.                   

В соответствии с возложенными на него задачами Следственный коми­тет имеет определенные функции, касающиеся: анализа и обобщения ин­формации о состоянии преступности, результатах деятельности следствен­ного аппарата; изучения следственной и судебной практики по делам о наиболее опасных и распространенных преступлениях по регионам Россий­ской Федерации; планирования следственной работы; организации работы органов предварительного следствия, контроля за их деятельностью, оказа­ния им методической и практической помощи; обеспечения взаимодействия следственных подразделений со службами и подразделениями криминаль­ной милиции и милиции общественной безопасности; изучения, обобщения и распространения положительного опыта работы; кадрового и ресурсного обеспечения деятельности органов предварительного следствия; других направлений работы.

Примерно аналогичны структурное построение и организация работы следственных управлений (следственных отделов) при МВД республик, ГУВД, УВД, УВДТ. Начальник следственного управления (отдела) под­чиняется непосредственно руководителю соответствующего органа внут­ренних дел (министру, начальнику управления), являясь одновремен­но его заместителем, а также начальнику Следственного комитета при МВД РФ.

Следственные подразделения при городских и районных органах внут­ренних дел и органах внутренних дел на транспорте расследуют основную массу уголовных дел о преступлениях общеуголовной подследственности, совершаемых на территории Российской Федерации. Начальники следст­венных подразделений при этих органах подчиняются непосредственно начальнику соответствующего органа внутренних дел, являясь одновремен­но его заместителями, а также начальнику вышестоящего следственного аппарата.

Руководители следственных подразделений при горрайлинорганах орга­низуют работу руководимых ими подразделений по выполнению следую­щих задач: быстрому и полному раскрытию преступлений, изобличению виновных и обеспечению правильного применения закона; принятию в ходе следствия мер по возмещению гражданам и юридическим лицам ущерба, причиненного преступлениями; осуществлению предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством мер по устранению причин и усло­вий, способствовавших совершению преступлений.

2. Главное управление Государственной противо­пожарной службы (ГУГПС) МВД Российской Федерации как само­стоятельное структурное подразделение МВД возглавляет систему Госу­дарственной противопожарной службы России. ГУГПС является федераль­ным органом государственного пожарного надзора в Российской Федера­ции, лицензирования и центральным органом сертификации в области по­жарной безопасности, а также государственным заказчиком на пожарную технику и пожарно-техническую продукцию. Основными задачами ГУГПС являются:

- руководство системой Государственной противопожарной службы;

- организация и осуществление: разработки государственных мер и нормативного регулирования в области пожарной безопасности; государст­венного пожарного надзора в Российской Федерации; единой научно-технической политики в области пожарной безопасности; лицензирования и сертификации в области пожарной безопасности; взаимодействия противо­пожарных служб министерств и ведомств, а также международного сотруд­ничества в области пожарной безопасности;

- организация тушения пожаров и проведение связанных с ними перво­очередных аварийно-спасательных работ; организация профессиональной подготовки кадров для Государственной противопожарной службы;

- содействие работе по совершенствованию социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы;

- противопожарная пропаганда, организация взаимодействия в установ­ленном порядке со средствами массовой информации;

- содействие укреплению и всемерному развитию добровольных проти­вопожарных объединений и формирований с целью привлечения граждан к участию в охране от пожаров населенных пунктов и предприятий.

ГУГПС возглавляет начальник, который по должности является глав­ным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору. Начальник и его заместители назначаются на должность и освобо­ждаются от должности министром внутренних дел. При ГУГПС создается Координационный совет по вопросам пожарной безопасности, положение о котором и его состав утверждаются министром.

В целях выполнения названных выше задач в структуре ГУГПС образо­ваны следующие структурные подразделения: организации госпожнадзора;

координации и правового обеспечения пожарной безопасности; организа­ционно-аналитическое; лицензирования и сертификации; противопожарной пропаганды, агитации и связи с общественностью; нормативно-техничес­кое; пожаротушения; пожарной охраны объектов; пожарной техники и воо­ружения и некоторые другие.

ГУГПС в своей работе наряду с" нормативными актами, касающимися деятельности МВД РФ, руководствуется и Федеральным законом «О по­жарной безопасности» от 21 декабря 1994 г.


Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации

В систему МВД Российской Федерации входят внутренние войска. Они состоят из округов, соединений, воинских частей, военных образователь­ных учреждений, учреждений обеспечения деятельности внутренних войск и органов управления ими.

В соответствии с Федеральным законом от 6 февраля 1997г. №27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федера­ции» внутренние войска предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и граж­данина от преступных и иных противоправных посягательств. В этих целях на внутренние войска возложены следующие задачи:

- участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;

- охрана важных государственных объектов и специальных грузов;

- конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу;

- участие в территориальной обороне Российской Федерации;

- оказание содействия пограничным войскам Федеральной пограничной службы РФ в охране Государственной границы.

Деятельность внутренних войск осуществляется на основе конституци­онных требований законности, соблюдения прав и свобод человека и граж­данина, а также организационных основ единоначалия и централизации управления.

Правовой основой деятельности внутренних войск являются Конститу­ция Российской Федерации, Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», федеральные зако­ны и нормативные акты федеральных органов государственной власти. Должностные и специальные обязанности военнослужащих внутренних войск и порядок их исполнения, кроме указанных актов, определяются также обще­воинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом внутренних войск МВД РФ и нормативными правовыми актами МВД РФ.

Комплектование внутренних войск осуществляется путем поступления граждан Российской Федерации на военную службу по контракту, а также путем призыва граждан на военную службу по экстерриториальному прин­ципу.

Законом регламентированы полномочия органов государственной вла­сти Российской Федерации и субъектов Федерации в сфере деятельности внутренних войск. В частности, полномочия Президента Российской Феде­рации заключаются в следующем: он осуществляет руководство внутрен­ними войсками; утверждает состав, численность и структуру внутренних войск; принимает решения о дислокации и передислокации внутренних войск; принимает решения о привлечении внутренних войск для участия совместно с органами внутренних дел в обеспечении режима чрезвычайно­го положения; назначает на должность по представлению министра внут­ренних дел главнокомандующего внутренними войсками и освобождает его от должности и др.

Соответствующие полномочия предоставлены в отношении внутрен­них войск Федеральному Собранию и Правительству РФ. Они относятся к законодательному регулированию деятельности внутренних войск, их финансовому, материально-техническому обеспечению и к решению дру­гих вопросов.

Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере деятельности внутренних войск включает полномочия и обязанности этих органов по вопросам содействия внутренним войскам в организации их деятельности. Органы государственной власти субъектов федерации в пределах своих полномочий: участвуют в рассмотрении пред­ложений МВД РФ по формированию воинских частей, созданию военных образовательных учреждений и учреждений внутренних войск; создают условия для их деятельности в соответствии с законодательством; органи­зуют призыв граждан на военную службу во внутренние войска в соответ­ствии с федеральным законом и обеспечивают потребности этих войск в комплектовании их гражданами, подлежащими призыву на военную служ­бу; привлекают в случаях, не терпящих отлагательства, личный состав со­единений и частей внутренних войск по месту их постоянной дислокации для ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бед­ствий, эпидемий и эпизоотии с обязательным уведомлением об этом мини­стра внутренних дел Российской Федерации.

Определенные обязанности предусмотрены законом и для федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц в части содействия внутренним войскам в их деятельности. Например, в отношении Министер­ства обороны РФ, Министерства путей сообщения РФ, Министерства транспорта РФ эти обязанности относятся к вопросам выделения транс­портных средств, вооружения, техники, осуществления воинских перево­зок. Порядок реализации обязанностей этих министерств и их должностных лиц определяется Правительством РФ.

Задачи государственного значения определены законом соединениям, воинским частям оперативного назначения и специальным моторизован­ным соединениям и воинским частям. В число их включены: участие со­вместно с органами внутренних дел в локализации и блокировании районов чрезвычайного положения и районов вооруженных конфликтов; участие в принятии мер по усилению охраны общественного порядка и общественной безопасности в различных регионах с чрезвычайными ситуациями; участие в пресечении массовых беспорядков в населенных пунктах и исправитель­ных учреждениях и др. Законом четко регламентирован порядок выполне­ния возложенных на внутренние войска задач.

Военнослужащим внутренних войск предоставлено право применять физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику. Законом предусмотрены случаи и порядок их применения.

Непосредственное руководство внутренними войсками возложено на министра внутренних дел Российской Федерации, который несет ответст­венность за правомерность выполнения возложенных на них задач. Его полномочия по руководству внутренними войсками определены Положени­ем о Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

Структурным подразделением центрального аппарата МВД РФ является Главное командование внутренних войск (ГКВВ МВД РФ). Управление внутренними войсками осуществляет главнокомандующий внутренними войсками, одновременно являющийся заместителем министра внутренних дел РФ и назначаемый на должность Президентом Российской Федерации.

Оперативно-территориальными объединениями внутренних войск явля­ются округа, в которые включаются соединения и воинские части, для лич­ного состава которых прямым начальником является командующий вой­сками округа внутренних войск.

В ГКВВ и в округах внутренних войск создаются военные советы, яв­ляющиеся постоянно действующими совещательными органами во внут­ренних войсках. Порядок их формирования и работы определен положе­ниями, утвержденными Президентом Российской Федерации.

Министры внутренних дел, начальники главных управлений (управле­ний) внутренних дел субъектов Федерации являются старшими оператив­ными начальниками в отношении командиров специальных моторизован­ных соединений и воинских частей внутренних войск, дислоцированных на территории соответствующих субъектов Федерации. Они вправе привле­кать эти соединения и части для участия совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка, осуществлять контроль за их деятель­ностью, а также имеют ряд других полномочий.

Государственный контроль за деятельностью внутренних войск осуще­ствляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Надзор за исполнением внутренними войсками законов осуще­ствляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.


















Заключение


Система органов внутренних дел - это большой институт состоящий из множества звеньев, главными из которых являются министерства внутренних дел (МВД) республик, главные управления внутренних дел (ГУВД) и управления внутренних дел (УВД) краев, областей и других субъектов Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транс­порте (УВДТ, ОВДТ), управления и отделы 8 Главного управления внут­ренних дел (на режимных объектах), региональные управления по борьбе с организованной преступностью (РУБОП). Кроме того, в структуру МВД входят также Следственный комитет при МВД РФ, главные следственные управления, управления (отделы, отделения, группы) при органах внутрен­них дел субъектов Федерации, городов, районов, а также на транспорте, Главное управление государственной противопожарной службы (ГУГПС), окружные управления материально-технического и военного снабжения (ОУМТиВС), образовательные учреждения (Академия управления, Санкт-Петербургский университет, институты, высшие школы, средние специаль­ные учебные заведения). Всероссийский научно-исследовательский инсти­тут (ВНИИ) и другие научно-исследовательские учреждения, а также иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел. В систему МВД Российской Федерации входят и внутренние войска.

Основной задачей всех этих ведомств является обеспечение безопасности граждан, а также борьба с преступностью.




Список используемой литературы


·        Божьев В.П. Правоохранительные органы Российской Федерации, М., 2001

·        Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Российский закон о милиции, М., 1992

·        Конституция Российской Федерации. М., 1995.

·        Гаджиев Г.А. Кряжков В.А. Конституционная юстиция в Российской Федерации. // Государство и право. 1993. N 7.



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты