Использование механизма следообразования при раскрытии преступлений

Одним из способов является вырезание (алмазом, стеклорезом) или выдавливание стекла форточки, окна или двери. Чтобы избежать шума от падающих осколков, используется так называемый пластырь. На кусок ткани наносится какое-либо липкое вещество, за счет которого ткань прилипает к стеклу и осколки не рассыпаются.

Следы от орудий взлома осматривают и фиксируют по общим правилам, излагавшимся ранее. Все следы должны быть тщательно описаны в протоколе. Нельзя ограничиваться осмотром и фиксацией только тех из них, которые находятся непосредственно возле места взлома. Необходимо осматривать и фиксировать следы также в месте незавершенного взлома. Положение замка, следы взлома на нем и на преграде следует фиксировать методом масштабной фотосъемки. Взломанные замки, части дверей, окон и других объектов, имеющих следы орудий взлома, рекомендуется изымать в натуре и только в крайнем случае делать слепки. С места происшествия необходимо изымать все вещественные доказательства взлома - щепки, опилки, осколки и т.п.

На трассологическую экспертизу с целью установления способа взлома, групповой принадлежности и индивидуального отождествления орудий взлома представляются:

при экспертизе замка - замок (в том виде, в каком он был обнаружен на месте происшествия), предполагаемое орудие взлома (вскрытия) замка (ключ, отмычка, ножницы или их части);

при экспертизе взломанных преград - части преград со следами или слепки следов и предполагаемое орудие взлома.

Кроме того, на экспертизу по возможности представляются фотоснимки и схемы расположения следов.

7. Следы транспортных средств

Следы транспортных средств - это материально фиксированные отображения отдельных частей транспорта (чаще всего колес), по которым можно выяснить ряд обстоятельств расследуемого дела, относящегося как к самому транспорту, так и к особенностям его использования.

В следственной практике чаще всего встречаются следы колесного транспорта, реже - санного и гусеничного.

Следы колесного транспорта по механизму образования относятся к следам качения. В зависимости от свойств следовоспринимающей поверхности (грунт, асфальт, бетон и др.) они могут быть объемными и поверхностными: первые образуются за счет деформации мягкого грунта и отображают рельеф поверхностей колес, вторые являются отпечатками смоченной или загрязненной поверхности колес.

Колеса транспортных средств при торможении образуют динамические следы.

Следы транспортных средств изучают для установления групповой принадлежности и индивидуальной идентификации транспортного средства, оставившего их, а также обстоятельств использования транспорта - направления движения, мест остановок, торможений и т.п.

Следы механического колесного транспорта и особенно автомобилей, мотоциклов, мотороллеров являются наиболее частыми объектами исследования. Эти транспортные средства имеют пневматические шины с рельефными рисунками (рисунками протектора), которые отображаются в следах. Они характеризуются также числом осей и количеством колес на каждой оси (по одному колесу на двух осях у мотоциклов и мотороллеров, по два колеса на двух осях у легковых автомобилей, два колеса на передней оси и четыре на задней у легких грузовиков и т.д.).

Механизм образования следов автотранспортных средств имеет особенности. Число и расположение оставляемых следов обычно не соответствует количеству осей и колес. Это объясняется тем, что при прямолинейном движении транспортного средства следы передних колес обычно полностью или частично перекрываются задними (исключение составляют грузовые мотороллеры с одним колесом на передней оси и двумя на задней).

Следы передних и задних колес двухосного транспорта удается различать лишь на поворотах, где они не совпадают. При движении на поворотах трехосных транспортных средств различаются только следы колес передней и задней осей, а следы колес средней оси перекрываются следами колес задней.

Групповую принадлежность (вид, марку, модель) автомототранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображаемым в следах, и сравнения этих данных с данными специальных таблиц, характеризующими ходовые части автомототранспортных средств, которые имеются в специальной литературе.

По ширине колеи устанавливают расстояние между колесами, находящимися на одной оси. Эта величина постоянна для отдельных марок автотранспортных средств.

Различают ширину колеи от колес передних и задних осей. Она определяется измерением расстояния между центрами следов одинарных колес, между средними линиями следов сдвоенных колес либо между отпечатками аналогичных частей рисунков протекторов шин правого и левого колес.

По следам колес определяется модель шины. Для отдельных видов, марок и моделей автомототранспортных средств предназначаются определенные модели пневматических шин. Шина характеризуется внешним (наружным) диаметром, внутренним диаметром, шириной, высотой профиля, шириной и рисунком протектора.

Внешний диаметр шины определяется приблизительно по длине окружности колеса, которая примерно соответствует длине следа одного оборота колеса. Она устанавливается путем измерения расстояния между двумя последовательными отпечатками какой-либо одной особенности протектора в следе.

Длина окружности колеса несколько изменяется от нагрузки, давления в шине, вида и состояния грунта, скорости движения.

Ширина следа протектора при обычных условиях следообразования (протектор не очень изношен, нормально накачана шина и т.п.) соответствует ширине беговой части шины.

Чаще всего шина каждой модели имеет особый рисунок протектора. Некоторые модели шин, впрочем, могут иметь одинаковый рисунок, который тем не менее у разных моделей шин имеет разные размеры.

Для определения модели пневматической шины результаты измерений и изучения рисунка сравнивают с данными соответствующих таблиц. Затем по моделям пневматических шин, ширине колеи передних и задних осей, количеству колес определяют возможную марку автомототранспортного средства, оставившего следы. При этом также используют данные специальных таблиц.

По следам колес гужевого транспорта можно судить о его устройстве. Для этого по следам нужно определить вид шины колеса (пневматическая, монолитная резиновая, железная), количество колес, осей, их ширину, длину окружности колеса.

По следам гусеничного транспорта, в которых отображаются траки (звенья гусеницы), тоже можно судить о виде и модели транспортного средства. Следы гусениц обычно четко отображают размеры, устройство и мелкие характерные особенности траков.

Следы саней и лыж для установления обстоятельств расследуемого события используются редко. По ним удается установить только ширину и профиль полозьев (лыж). При этом следует учесть, что при движении полозья или лыжи раскатываются, то есть скользят не только по ходу движения, но и в стороны и следы получаются несколько шире статического положения полозьев (лыж). По следам саней можно определить и ширину колеи.

Следы животных. Наибольшее практическое значение имеют следы подков лошади. Они могут быть поверхностными (на асфальте, бетоне) и объемными (на мягком, мелкозернистом грунте). Объемные следы подков позволяют выяснить не только размеры и устройство подковы, но и произвести ее индивидуальное отождествление, так как шипы подковы, гвоздевая дорожка, шляпки гвоздей обычно характеризуются большим количеством индивидуальных признаков. Отождествление неподкованной лошади по следам копыт практически затруднено из-за быстрой изнашиваемости копыт.

Для обнаружения, осмотра и фиксации следов транспорта применяются общие правила осмотра и фиксации трассологических объектов. Следы колес фотографируют панорамным способом, с масштабом. С отдельных участков таких следов, содержащих наибольшее количество частных признаков, изготовляют гипсовые слепки. Целесообразным является вычерчивание схемы следов транспортных средств с указанием необходимых размеров. Если следы оставлены на листе бумаги, одежде потерпевшего и т.п., то после фотографирования объекты со следами изымаются.

При авариях, наездах следы могут быть оставлены не только колесами, но и другими частями транспортного средства - бампером, решеткой радиатора, выступающими частями кузова и др. - на теле и одежде человека, заборах, столбах, частях другого транспорта, участвовавшего в происшествии. Определить по ним вид, модель и марку транспортного средства хоть и трудно, но иногда тем не менее удается установить групповую принадлежность детали машины, оставившей след, и даже ее индивидуальное тождество.

Направление движения транспорта, места стоянок и торможений определяются по следующим признакам:

При переезде луж, канав, жидкой грязи образуются брызги, летящие в сторону движения. Об этом же можно судить по поверхностным следам на сухих участках пути, образованным влажными колесами после переезда луж.

Тонкая ветка, палка, стебель травы при переезде их колесом ломаются, образуя угол, открытый в сторону движения.

Падающие с движущегося транспортного средства капли жидкости (масла, бензина и пр.) на дороге оставляют пятна, лучи, неровные края которых направлены в сторону движения.

Места торможений определяются по следам скольжения колес, которые образуются ввиду прохождения транспортом некоторого расстояния при застопоренных колесах. Такие следы имеют вид полос, в которых рисунок протектора не отображается. При торможении на грунтовой дороге в результате смещения грунта в конце следа может образоваться валик, указывающий направление движения транспорта.

Места стоянок автомототранспорта с известной степенью вероятности можно определить по следам потеков масла, воды, горючего.

На трассологическую экспертизу с целью отождествления транспортного средства по его следам направляются копии следов (слепок, масштабный фотоснимок), схему расположения следов, а также шины, которые могли оставить эти следы. При невозможности или затруднительности предоставления шины направляются отпечатки рисунков протекторов шин, сделанные при помощи типографской краски на белой бумаге. Длина такого отпечатка должна составлять полторы длины окружности шины.

8. Следы зубов и ногтей

Следы зубов обнаруживаются обычно на продуктах питания (сыр, масло, шоколад, яблоки и т.п.), а иногда на теле потерпевшего или преступника. По ним можно судить о некоторых обстоятельствах происшествия, например, о характере борьбы потерпевшего с преступником; иногда по ним возможна и индивидуальная идентификация личности.

Зубы по внешнему строению индивидуальны. Их форма, размеры, взаиморасположение, характерные особенности могут четко отображаться в следах.

На практике чаще всего встречаются следы передних зубов, особенно верхних. Они бывают двух видов: надкуса (когда в следе отображаются режущие или жевательные поверхности зубов) и откуса (когда след образуется передними поверхностями зубов. Следы надкуса имеют вид вдавленных площадок, а откуса - ряды последовательно расположенных трасс (валиков и желобков).

Эти следы фиксируются по общим правилам, но с учетом характера следовоспринимающего объекта. Использование силиконовых паст расширяет возможности получения копий с таких следов. Следы зубов на теле человека фиксируются и изымаются с помощью специалиста в области судебной медицины.

Следы ногтей встречаются чаще всего на теле человека. Идентификационное их значение невелико. Поскольку ногти не имеют ярко выраженных частных признаков, а кожа человека очень эластична, такие следы обычно не содержат ярко выраженных особенностей. Однако место расположения следов, их число и характер могут давать некоторое представление об обстоятельствах происшествия, например, о характере борьбы жертвы с преступником. Поэтому следы ногтей рекомендуется тщательно описывать и фотографировать.

Если у задержанного под ногтями сохранились частички кожи или какого-либо постороннего вещества, захваченного с тела жертвы, из-под ногтей вычищают содержимое, а сами ногти остригают и все это направляют на экспертное исследование.

9. Практические примеры

Приведем несколько примеров из следственной практики, описанных в литературе.

К главе 4:

В квартире дома по улице Л. был найден труп молодой женщины А. При осмотре места происшествия понятым пригласили ее соседа Б., который повел себя неестественно, чем и навлек на себя подозрение в причастности к преступлению.

Наряду с другими вещественными доказательствами следователь изъял с места происшествия бутылку из-под пива "Жигулевское", на которой отчетливо виднелись жирные следы ладони. Однако на допросе Б. заявил, что до приезда на осмотр оперативно-следственной группы он из любопытства со своим другом В. заходил в квартиру А. и переставил бутылку с пола на стол. Объяснить, зачем он это сделал, Б. не смог. В. подтвердил показания товарища, заметив, что так и не понял, зачем тот зазвал его в квартиру убитой и, взяв с пола пивную бутылку, поставил ее на стол.

Обнаруженные в этом случае на бутылки отпечатки пальцев, кажется, не могли иметь доказательственного значения. На это и рассчитывал преступник. Однако в ходе дактилоскопической экспертизы удалось установить, что Б. брал эту бутылку в правую руку не один раз, а трижды. Об этом свидетельствовал механизм образования следов пальцев и ладони, их взаимное расположение и прочие характерные признаки.

Прочитав экспертное заключение, Б. сознался, что в тот день был в гостях у А., распивал с ней спиртное, а затем задушил из ревности.

К главе 4:

В городе Н. ограбили столовую. След пальца преступника был обнаружен на разорванной пополам фотокарточке кассира, лежащей вместе с выручкой в ящике взломанного кассового аппарата. След остался на глянцевой стороне, причем частично на черном, а частично на белом фоне.

Чтобы сфотографировать его, что было необходимо для раскрытия преступления, следователю К. пришлось проявить немалую изобретательность, поскольку ни один из известных способов съемки не позволял получить четкое изображение папиллярных линий на столь необычном фоне. После нескольких экспериментов была применена следующая оригинальная методика. След пальца преступника опылили цветным магнитным порошком "Агат", а затем наложили на него ватный тампон, смоченный раствором ослабителя по Фармеру. Черный фон обесцветился, и это позволило получить отчетливый след пальца на белом фоне, сфотографировать его и поместить в картотеку следов рук, изъятых с нераскрытых преступлений.

Сравнивала этот отпечаток с другими ЭВМ, работавшая по специальной программе. Она отобрала самые похожие. В результате экспертизы было установлено, что отпечаток на фотографии оставлен большим пальцем правой руки вора-рецидивиста М., который вскоре был задержан.

К главе 5:

В кустах на пустыре в городе Д. нашли едва живую восьмилетнюю Т. Придя в себя в больнице после операции, девочка вспомнила, что во время прогулки ее позвал посмотреть на зайчиков какой-то дядя, одетый в спецовку. Он завел ее в кусты, где вдруг больно схватил руками за шею. Больше Т. ничего не запомнила и описать внешность преступника не смогла.

Единственное, что могло помочь в розыске, это четкая дорожка следов на влажном снегу, описанная следователем в протоколе осмотра места происшествия. На снегу хорошо отпечатались подошвы поношенных кирзовых сапог 43-го размера, которые следователь сфотографировал и с которых снял объемные гипсовые слепки-копии.

Два месяца велись интенсивные поиски, выдвигались, проверялись и отбрасывались самые различные версии, но затраченные  усилия не дали сколь-нибудь ощутимого результата. Расследование по делу было приостановлено, однако розыскную работу милиция не прекращала.

Минул год. Преступление почти забылось жителями города, начала забывать о нем и Т. Только родители ребенка, следователь прокуратуры и сотрудники уголовного розыска не имели права забыть о преступнике, до сих пор разгуливающем на свободе. И они нашли его.

В поле их зрения попал некий Р., в сарае которого при обыске были найдены под кучей мусора поношенные кирзовые сапоги 43-го размера. В них подозреваемый, как выяснилось, еще недавно ходил на работу. Р. отрицал свою причастность к преступлению, утверждая, что видит Т. впервые, а в день совершения преступления лежал дома больной. Последнее обстоятельство подтвердила его жена. В бумагах бухгалтерии предприятия, на котором работал Р., нашлось и документальное подтверждение его болезни - листок нетрудоспособности. Сама потерпевшая не смогла его опознать в группе других мужчин. В такой ситуации решающее "слово" принадлежало сапогам, которые могли подтвердить, был ли Р. в момент происшествия на пустыре.

При сопоставлении подошв сапог с хранившимися в уголовном деле гипсовыми слепками и фотоснимками эксперт-криминалист выявил многочисленные совпадения. Одинаковыми были размеры подметки и каблука, ширина выступающего ободка и промежуточной части, длина и форма переднего среза каблуков, места расположения и размеры потертостей на них. Аналогичным оказалось и количество гвоздей, их утопление в подметки, другие характерные особенности. Хотя Р. еще целый год после совершения преступления носил сапоги, сохранилось большое количество идеально совпадающих признаков. Это позволило сделать обоснованный вывод, что следы на месте происшествия были оставлены именно этой парой сапог.

Отождествление сапог Р. по оставленным на месте происшествия следам явилось решающим доказательством его виновности в нападении на Т. Преступник предстал перед судом и получил по заслугам.

К главе 6:

Заведующий складом авторемонтного завода заявил в милицию, что неизвестными лицами выдернут пробой из косяка двери склада и некоторые запасные части похищены. При осмотре места происшествия оперативно-следственными работниками было установлено, что дверь и косяк на внешних своих сторонах никаких следов взлома не имеют. Замок в закрытом состоянии висит на пробое открытой двери, а второй пробой находится в дужке замка, что невозможно при взломе двери или косяка при закрытом замке. Продолжая осмотр, они заметили, что на том месте косяка, где ранее находились загнутые концы пробоя, имеются следы какого-то твердого предмета, а на полу, под косяком, валяются щепочки, цвет краски на которых похож на цвет краски двери и косяка. Это позволило предположить, что концы пробоя сначала были отогнуты изнутри, и лишь затем пробой был выдернут снаружи при открывании двери.

Изучив форму и размеры следов на косяке, оперативные работники предприняли поиски предмета, которым могли быть отогнуты концы пробоя. Их внимание привлекла отвертка на рабочем столе заведующего складом, принадлежащая, по его словам, ему. Перед экспертом-трассологом были поставлены вопросы: не образованы ли следы на косяке двери в местах крепления пробоя данной отверткой, не являются ли найденные щепочки отщепками от косяка?

Эксперт ответил на оба вопроса утвердительно. Со следов на косяке с помощью специальных полимерных материалов он снял копии. Трассы, отобразившиеся в следе и на копии, были сфотографированы. Затем изъятой у зав.складом отверткой были оставлены экспериментальные следы - с разной силой нажима, под разным углом наклона лезвия отвертки. Эти следы также были сфотографированы. После этого эксперт стал сравнивать фотоснимки подлинных и экспериментальных следов. Один из последних совпал во всех деталях со следом на косяке. Такое совпадение могло означать только одно: оба следа оставлены одним и тем же орудием - отверткой. О том, что щепочки были отломаны именно от косяка двери, свидетельствовало их совпадение с косяком по линии отщепа.

Когда заключение эксперта было предъявлено заведующему складом, тот признался в совершении инсценировки кражи.

К главе 8:

При осмотре помещения в городе К., из которого была совершена кража, следователь обнаружил на куске шоколадного масла следы зубов человека. С помощью полимерной пасты с них был сделан слепок. Вскоре по подозрению в совершении преступления был задержан некто Л. Слепок с зубов на масле и слепок с зубов Л., полученный с помощью зубного техника, были направлены трассологу. Следы на куске масла и на экспериментальном слепке совпали, и эксперт с уверенностью дал заключение, что след на масле оставлен зубами Л. Преступник был наказан.

Как видно, знание механизмов следообразования, правильное применение этих знаний на практике способно зачастую оказать весьма большую помощь в раскрытии преступлений и установлении истинных обстоятельств происшествия.

10. Литература

1.              Белкин Р.С.: Ведется расследование. - М.: "Советская Россия", 1976.

2.              Ищенко Е.П., Любарский М.Г.: В поисках истины. - М.: "Юридическая литература", 1986.

3.              Криминалистика: Учебник для вузов МВД России. Т.2; Техника, тактика, организация и методика расследования преступлений/ Отв. редактор Б.П.Смагоринский. - Волгоград: ВСШ МВД России, 1994.

4.              Криминалистика: Учебник/Под ред.И.Ф.Пантелеева, Н.А.Селиванова. - М.: "Юридическая литература", 1984.

5.              Практика криминалистической экспертизы. Сборник 1-2.- М., 1961.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты