Использование компьютерных технологий в деятельности ОВД

Учет этих преступлений реализуется по форме как набор специализированных информационно-поисковых подсистем (за­дач). Все подсистемы криминалистического учета преступлений с характерным способом совершения в ФБКИ ГИЦ информационно объединяются между собой и с подсистемой «Досье» в интегрированную базу данных.

В ФБКИ предусмотрено поэтапное создание подсистем для накопления и обработки данных о следующих видах особо опасных преступлений:

·        насильственные преступления;

·        квалифицированные кражи имущества;

·        хищения из металлических хранилищ;

·        угоны автотранспорта;

·        хищения грузов на транспорте;

·        организация преступной деятельности;

·        преступления против общественной безопасности, об­щественного порядка и здоровья населения;

·        преступления против правосудия;

·        фальшивомонетничество и подделка документов;

·        хищения производственных ресурсов и сырья;

·        хищения в финансово-кредитной системе, внешнеэкономи­ческой деятельности и других отраслях народного хозяйства;

·        финансовые и валютные аферы;

·        наркобизнес;

·        использование снотворных и отравляющих веществ;

·        контрабанда.

Централизованный криминалистический учет хищений цен­ностей из металлических хранилищ реализуется в ФБКИ с по­мощью подсистемы «Сейф», ранее функционировавшей самостоя­тельно, как Автоматизированная информационная система «Сейф». Основным ее назначением является централизованное информационное обслуживание раскрытия и расследования се­рийных хищений любых ценностей из металлических хранилищ (сейфов, шкафов, ящиков), совершаемых преступниками, в пер­вую очередь рецидивистами и гастролерами. Подсистема «Сейф» ведется совместно ГИЦ, ЭКЦ и ГУ УР[9] МВД России.

«Учет лиц пропавших без вести, неопознанных трупов, неизвестных больных и детей» - объектами данного централизо­ванного учета являются граждане Российской Федерации, а также иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации. Данный учет производится в ГИЦ путем ведения автоматизированного информационного банка данных (АИПС «Опознание»). Учету подлежат:

·        лица, исчезнувшие без видимых к тому причин, место­нахождение и судьба которых остаются неизвестными,

·        лица, потерявшие связь с родственниками;

·        несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов, детских домов и других учреждений, а также бежавшие из детских приемников-распределителей, спецшкол и спецучилищ;

·        психически больные, а также лица, находящиеся в беспомощном состоянии и ушедшие из дома или медицинских уч­реждений;

·        неопознанные трупы граждан;

·        лица, находящиеся в психоневрологических и других лечебных стационарах, домах инвалидов и престарелых, детских домах и интернатах, которые в силу состояния здо­ровья или возраста не могут сообщить о себе никаких данных.

Основанием для постановки на учет является заведение уголовного дела, розыскного дела или дела по установлению личности.

Инфор­мационный массив данного вида учета составляет порядка 83 тыс. опознавательных карт. С мест ежегодно поступает также свыше 1 тыс. запросов. За 3 месяца 1998 г. поставлено на учет 3,1 тыс. без вести пропавших и неопознанных трупов граждан, исполнено 894 запроса, установлена личность 63 по­гибших.

Учет лиц, объявленных в федеральный розыск предназна­чен для обеспечения мероприятий федерального розыска лиц, скрывающихся от органов власти.

На учет берутся лица:

·        совершившие противоправные действия и скрывшиеся от следствия и суда;

·        бежавшие из-под стражи и из мест лишения свободы;

·        уклоняющиеся от выплаты денежных сумм по искам предприятий и организаций (госдолжники), либо граждан (неплательщики алиментов);

·        исчезнувшие без видимых к тому оснований (без вести пропавшие).

Основанием для постановки на учет разыскиваемого лица является заведение его розыскного дела.

Учет утраченного и выявленного нарезного огнестрельного оружия осуществляется в целях обеспечения розыска утраченного, установления принадлежности выявленного оружия и содействия в раскрытии преступлений, совершенных с его применением.

Учету подлежит утраченное (похищенное, утерянное) и выявленное (изъятое, найденное, добровольно сданное) вооружение следующих видов:

·        боевое;

·        служебное;

·        гражданское (охотничье и спортивное);

·        нарезное огнестрельное (стрелковое) оружие всех моделей;

·        гранатометы;

·        огнеметы;

·        портативные ствольные и реактивные артиллерийские;

·        взрывные устройства дистанционного, электромеханического и ручного управления.

Вооружение, сдаваемое предприятиями, учреждениями и отдельными гражданами, находившееся в их распоряжении на законных основаниях, на учет не ставится.

Учет разыскиваемого и бесхозного автотранспорта предназначен для сбора, систематизации, хранения и обработки информации о разыскиваемых и бесхозных транспортных средствах и прицепах.

Учет используется при проведении розыскных мероприя­тий, а также при регистрации транспортных средств в подраз­делениях ГАИ. Формирование учета ведется в рамках АИПС[10] «Автопоиск», которая является составной частью ФБКИ ГИЦ. При введении в действие подсистем межрегиональной специальной заградительной системы контрольных постов милиции порядок прохождения и использования информации о разыскиваемом тран­спорте приводится в соответствие с нормативными актами, регламентирующими функционирование АИПС «Розыск» (ГУ ГАИ[11] МВД РФ).

Федеральному централизованному учету подлежит легковой и грузовой автотранспорт, автобусы, прицепы, полуприцепы отечественного и иностранного производства.

Система «Автопоиск» в настоящее время содержит данные о более чем 220 тыс. похищенных автомобилях. Из всех эксплуатируемых в ГИЦ автоматизированных систем «Автопоиск» является самой эффективной и наиболее используемой органами внутренних дел АИПС.

Учет похиценных предметов антиквариата и культурных ценностей организован в целях обеспечения розыска похищенных предметов антиквариата и культурных ценностей и со­действия в раскрытии преступлений, связанных с их хищением. Учету подлежат следующие категории утраченных и выяв­ленных предметов, представляющих историческую, художествен­ную, научную ценность:

·        исторические ценности, в том числе связанные с исто­рическими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности личностей (государственных, полити­ческих, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);

·        предметы и их фрагменты, полученные в результате ар­хеологических раскопок;

·        художественные ценности, в том числе:

·        картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых ма­териалов, в том числе рельефы;

·        оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;

·        художественно оформленные предметы культового назна­чения, в частности иконы;

·        гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные пе­чатные формы;

·        произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дере­ва, металла, кости, ткани и других материалов;

·        изделия традиционных народных художественных про­мыслов;

·        составные части и фрагменты архитектурных, истори­ческих, художественных памятников и памятников монументаль­ного искусства;

·        старинные книги, издания, представляющие особый ин­терес (исторический, художественный, научный и литератур­ный), отдельно или в коллекциях;

·        редкие рукописи и документальные памятники;

·        архивы, включая фото-, фоно-, кино- и видеоархивы;

·        уникальные и редкие музыкальные инструменты;

·        почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;

·        старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;

·        редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как мине­ралогия, анатомия и палеонтология;

·        другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану, как памят­ники истории и культуры.

 

Информация о похищенных и изъятых предметах искусства и старины, представляющих культурную или историческую цен­ность, сосредоточена в АИПС «Антиквариат», на учете которой состоит 42,5 тыс. объектов. Учет активно используется пра­воохранительными органами для розыска похищенного и уста­новления принадлежности предметов антиквариата, изымаемых при обыске или задержании.

Учет похищенных и изъятых документов общегосударственного обращения и номерных вещей осуществляется в целях обеспечения розыска похищенных и изъятых документов, вещей, имеющих индивидуальные инвентарные номера или характерные признаки, содействия раскрытию преступлений, связанных с ними. На централизованный учет в ГИЦ ставятся похищенные и изъятые номерные вещи, а также документы и ценные бумаги общегосударственного обращения в связи с совершенными преступлениями, подлежащими регистрации в федеральном банке криминальной информации.

Учет лиц, представляющих оперативный интерес, по приз­накам внешности на базе видеозаписей (видсобанки и видеотеки лиц)включает в себя федеральный учет видеозаписей «воров в законе», авто­ритетов уголовной среды и других лиц, представляющих особый оперативный интерес для органов внутренних дел.

Федеральный учет видеозаписей информационно связывается (интегрируется) в ГИЦ с федеральной фототекой особо опасных преступников, разыскиваемых граждан и неопознанных трупов. Регистрация визуальной информации о лицах служит для опознания граждан в ходе оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Федеральный учет видеозаписей в ГИЦ формируется на основе информации, поступающей из ИЦ МВД, ГУВД, УВД, из видеотек экспертно-криминалистических подразделений (ЭКП) соответствующих органов внутренних дел. [12]

-2-

С конца 80-х гг. начались активные попытки внедрения в деятельность ОВД автоматизированных информационных дактилоскопических систем (АДИС) на основе персональных компьютеров, с помощью которых можно автоматически кодировать отпечатки и следы пальцев рук, сохранять их изображение в памяти и производить качественный сравнительный анализ. Однако при создании таких систем возникли трудности, так как следы и отпечатки пальцев рук очень трудны для машинной обработки: в них нет устойчивости признаков ни по наименованию, ни по размерам, ни по топографическим и геометрическим параметрам. Вначале этот процесс был неорганизован, хаотичен; многие подразделения органов внутренних дел на свой страх и риск приобретали неапробированные дактилоскопические си­стемы, неся ненужные при этом материальные и трудовые затраты. Этот период по­казал, что импортные дактилоскопические системы слишком дороги, некоторые из них (например, «Дермалог») очень требовательны к качеству следов и отпечатков пальцев рук. Многие отечественные АДИС оказались недоработанными и на практике приносили мало пользы. Лишь с начала 90-х гг. процесс начал приобретать первые признаки организованности: в 1992 - 1993 гг. по инициативе ЭКЦ МВД России было впервые проведено конкурсное тестирование более десятка АДИС. Тестирование в полном объеме прошли лишь четыре отечественные си­стемы, которые приказом МВД России от 3 августа 1993 г. № 365 были представ­лены к проведению опытных испытаний в ряде УВД. В мае 1994 г. на научно-методическом совете в ЭКЦ МВД России были выделены особо две из этих четы­рех систем:

·        «Папилон», разработчик - ТОО «Системы Папилон» (г. Миасс Челябинской области);

·        «Сонда-Фрес», разработчик - СП «Совиндейта» (г. Миасс Челябинской области).

После годичной опытной эксплуатации систем было проведено их окончатель­ное тестирование, результаты которого подтвердили вывод научно-технического совета. В настоящее время проходит активное внедрение этих систем в деятельность ОВД Российской Федерации. Полученный в ходе этого опыт, а также опыт внедрения АДИС в других областях Российской Федерации позволил выявить некоторые тенденции, сложности и проблемы.

В ГОРОВД не имеется полного дактилоскопического учета на тех лиц, которые уже формально подлежат постановке на учет. Системности в постановке и снятии с учета подучетных лиц, как правило, нет. И одной из первых проблем, возникающих в ходе внедрения АДИС, оказывается недостаток дактилокарт для введения в память ЭВМ. Основная часть областной базы данных в АДИС - дактилокарты, поступившие из следственных изоляторов, на лиц, находящихся под следствием или ранее судимых.

Еще одна проблема - низкое качество дактилоскопирования. Отпечатки пальцев рук на дактилокартах «забиты» типографской краской или, наоборот, не пропечатаны. Часто они перепутаны по расположению на дактилокарте, накладываются один на другой, выполнены со сдвигом в процессе прокатки пальца. Бумага, на которой производится дактилоскопирование, рыхлая, волокнистая, не чисто белого цвета. Записи о данных дактилоскопируемого лица выполнены небрежно, неполно. Такие важные для поиска и постановки на учет установочные данные, как Ф. И. О. и год рождения, читаются неоднозначно. Только около 10—30% дактилокарт, поступающих из ГОРОВД, удовлетворяют требованиям, предъявляемым к качеству дактилоскопирования подучетных лиц.

Следующая проблема - отработка следов рук, изымаемых с мест преступлений, по отпечаткам потерпевших, материально ответственных и других лиц, следы которых могли быть оставлены вне связи с преступлением. Следотеки в значительной степени «засорены» подобными следами.

Многие оперработники не владеют информацией о наличии следов преступника по конкретным нераскрытым преступлениям и по этой причине не используют их при отработке подозреваемых. Вместо этого представляют в экспертные подразделения массу дактилокарт (в основном - ранее судимых) для проверки по всей следотеке «на всякий случай», что, как правило, не дает результата и загружает экспертов бесполезной работой.

Не проводится проверка по дактилоучетам на предмет установления причастности к ранее совершенным преступлениям лиц, привлекаемых за совершение корыстных преступлений: лиц, находившихся в розыске; трупов, в том числе некриминального характера; лиц, проходящих по делам оперативного учета и административного надзора при их заведении и прекращении и т. д.

Не практикуется негласное дактилоскопирование криминогенных категорий при отсутствии к тому формальных оснований.

В немалой степени отлучение оперработников от формирования дактилоучетов происходило из-за неопределенности в решении вопроса о месте дактилоучетов. Во все времена дактилоскопический учет преступного элемента в низовых подразделениях был привилегией оперативных аппаратов. И это правильно, так как только они могут определить контингент лиц, подлежащих постановке на данный вид оперативного учета, обеспечить своевременную постановку и снятие с него.

Многие из перечисленных проблем могут быть сняты принятием единого нормативного документа, регламентирующего порядок формирования и использования дактилоскопических учетов и оперативно-розыскной, следственной и архивной работе. Уже сам факт его издания послужит мощным импульсом к наведению порядка в этом важном деле.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты