Доклад: Восток и Запад в Средневековой Японии

Доклад: Восток и Запад в Средневековой Японии

Введение.

От городской суеты делового современного Токио до безмятежности классического

Киото, от северных границ снежного Хоккайдо до отчетливо красочного Кюсю и

Окинавы Япония – страна разительных контрастов и частых противоположностей:

гейши и бейсбол, театр Кабуки и громадные сети супермаркетов, небоскребы из

стекла и стали и ландшафтные сады из песка и скал . Сочетание древности и

современности уникальна и удивительна.

Японцы экстраординарные люди. Их стиль жизни – это потрясающее соединение

древних традиций и самых прогрессивных технологий современной городской

жизни. Если добавить к небольшой территории, где пейзажи разнообразны и

красочны, аккуратные и приятные глазу земельные участки

высокопроизводительного сельского хозяйства, удивительные объекты богатого

культурного наследия и динамическое развитие индустриально-информационного

общества - мы получим современную Японию . Какой бы эта страна ни была – все

это достижения ее жителей, которые сделали Японию выдающейся. У них

необычная и интересная история изолированных островов на восточных окраинах

известного тогда людям мира. Земледельческая цивилизация, владеющая бронзой и

железом начала проникать на эти острова с близлежащего континента более двух

тысяч лет назад и к VI в. н.э. создала объединенное государство, занимающее

2/3 западной части страны.

Повышенное внимание к Японии мирового сообщества объясняется, по моему

мнению, ее экстраординарной контрастностью, основанной на гармоничном

сочетании культур Востока и Запада – именно этого не хватает в условиях

противоборства западного и восточного мира и всемирной глобализации.

Возможно, именно в Японии, ее двухтысячелетней историей выработана концепция

решения важных проблем для мирового содружества на современном этапе. Именно

так я объясняю актуальность этой темы и мою заинтересованность в ней.

Часть I

Формирование японской цивилизации. Фундамент японского

феодального общества. Япония в V- середине VIII вв.

Японская цивилизация не является первичной. Она сформировалась в результате

переселения коренного населения из Китая, Индокитайского полуострова,

островов Малайзии и Индонезии. Самыми древними предками японцев считаются

племена эбису, заселившие восток острова Хонсю во II – III веках н.э. В это

время центром Востока является Китай, наподобие европейскому Риму. Именно

китайская цивилизация, которая посредством «великого шелкового пути» имела

тесные экономические и культурные контакты с Европой, стала базисом японской

государственности, экономического уклада, культуры. Однако уже с начала

раннесредневекового развития (IV век) Япония начинает приобретать черты

колоритности, самобытности, в которых и отразятся традиции Востока и Запада.

1. Началом японской государственности можно считать образование

общеплеменного союза племени ямато в Ш – середине IV в., что свидетельствует

об этапе военной демократии основывающейся на общинном строе. Община играла в

дальнейшем важную экономическую и политическую роль, т.к. Япония была

преимущественно аграрной цивилизацией, а раннее возникновение земледелия в

Японии, о чем свидетельствуют мифы и традиции, является важным подкреплением

данного факта. Приоритет земледелия наблюдается и в Европе, что говорит о

западной черте хозяйствования, учитывая большое количество леса и в Японии, и

в Европе. Однако в Японии (особенно в IV- VI веках) производительность

земледельческого труда была выше, о чем свидетельствует большое количество

бронзовых и железных орудий труда (тогда как в Европе преобладали деревянные

орудия труда с железными или бронзовыми наконечниками). Следует отметить

благоприятные климатические условия и существование систем орошения в Японии

(строительство оросительной системы на реке Иодо, близ Нанива (нынешний

Осака)), что говорит о восточной черте хозяйствования. IV – VI вв стали

важным шагом в становлении феодального уклада: формирование полусвободного

населения («бэ»); развитие технологий, ремесла и создание ремесленных

корпораций; оживление торговли, кораблестроения и как следствие внешних

контактов; распространение китайской иероглифической письменности. Важно

остановить внимание на феномене рабства в японском раннефеодальном обществе:

на самом начальном этапе мощной производительной силой являлись «бэ» -

несвободные полурабы, труд которых применялся в аграрном и в ремесленном

производстве. Они состояли из местного населения и из корейских и китайских

переселенцев, их положение было ближе к положению колонов, а не рабов. «Бэ»

прикреплялись навечно к земле (владения царя или знати) или к определенному

ремеслу, их нельзя было ни продавать, ни убивать. Однако существовало

патриархальное рабство, представители которого («яцуко») трудились в домашнем

хозяйстве. Среди «бэ» были и интеллигентные «грамотеи» (фухито), умевшие

читать и писать по-китайски. Позже они составят костяк чиновничества

японского государства (похожая ситуация наблюдалась в поздней Римской

империи). При этом община не оставалась в стороне, которая по-прежнему была

консолидирующей силой крестьянства, превратившись из кровнородственной в

земледельческую. На вновь колонизуемых землях при образовании новых поселений

и новых хозяйств основное значение приобретало внеродовое объединение. Нахожу

важным отметить, что с начала VII века с распространением буддизма начинается

становление монастырского хозяйства, которому приписывались значительные

земельные угодья, зависимые крестьяне, выполнявшие определенные повинности в

пользу монастыря ( к сведению: к 624 году в Японии уже насчитывалось 46

буддийских храмов, 816 монахов и 569 монахинь). Все выше сказанное в

определенной степени напоминает синтезный путь развития раннефеодальной

Европы, однако не зеркально отражает. Удивляет сходство и географическая

отдаленность экономических укладов. В Европе, как и в Японии существовали

свободные производители в контексте семьи (аллодисты или члены семейной

общины), на которых позднее распространилась феодальная эксплуатация

наподобие населения «бэ».

2. На базе общественного разделения труда происходил рост имущественного

неравенства, выделялись аристократические роды К IV-VI вв усилилась власть

общеплеменного вождя, всё более приобретавшего функции царя. Его власть

основывалась на присвоении значительных пространств земли, обложение

общинников податями, захвате рабов и использовании земледельцев и

ремесленников «бэ». Цари облагали пошлиной торговый обмен с Кореей и Китаем.

Вокруг царского дома собирались знатные роды. Представители каждого рода

выполняли свои строго определенные функции в государственном управлении. Эти,

ставшие наследственными должности аристократических родов приобретали

значения титулов и с развитием феодальных отношений превратились в различные

ранги и степени феодальной иерархической лестницы. Выше сказанное говорит о

формировании сюзеренно-васалитетной системы.

Сильные политические изменения в Японии происходят в 592 году, когда в

результате борьбы свободного и закрепощенного населения к власти пришел род

Сога. С этого времени можно заметить еще одинг политический инструмент –

религию, что напоминает всевозможные манипуляции церковью или наоборот в

средневековой Западной Европе. В Японии буддизм был призван стать

идеологическим орудием в создании сильной верховной власти. Про это

свидетельствует «закон из 17 статей», обнародованный в 604 году сторонниками

представителя рода Сого Сётоку-Тайсё. Где сочетались и отразились как

буддийское, так и конфуцианское влияние: «Государь — это небо, — говорится в

одной из статей, — под­данные— это земля. Когда небо покрывает сверху, а

земля простирает­ся .внизу—в порядке следуют друг за другом четыре времени

года, развертывается Движение всех сил. Если земля захочет покрыть собою

небо, то этим только будет достигнуто разрушение. Поэтому когда госу­дарь

говорит — подданные слушают; когда наверху действуют — внизу склоняются. В

государстве нет двух государей. У народа нет двух гос­под... Весь народ в

государстве почитает своим господином государя. Все должностные лица только

слуги государя».

В эпоху правления рода Сога интенсивнее и продуктивнее становятся отношения с

Китаем и Кореей, куда едут японцы, чтобы учиться и знакомиться с порядками

заморских стран, и откуда приезжают монахи, мастера-скульпторы, строители и

просто переселенцы. Однако в 645 году происходит «переворот Тайка», во главе

которого стоят представители «царского дома» Наканоэ и член старинного

жреческого рода Накатоми – Каматори. На престол был возведен Кару из рода

Сумэраги.

Законодательные мероприятия феодального государства после «пе­реворота Тайка»

закрепили власть новых феодальных хозяев Японии — в своем подавляющем

большинстве потомков родовых старейшин, пре­вратившихся в феодальную

аристократию и закрепивших за собой все экономические и политические

привилегии.

Высшим правительственным органом стал дадзёкан — род государ­ственного совета

при императоре. Центральному правительству подчи­нялись восемь ведомств,

руководивших отдельными отраслями управ­ления. Страна была поделена на

крупные административные районы — провинции, подразделявшиеся на более мелкие

— уезды. В этих адми­нистративных единицах 'были созданы органы управления с

губернаторами и уездными начальниками во главе. Провинциальная администра­ция

подчинялась центральной власти.

Весь этот порядок складывался в течение 'более полувека. Одновре­менно шла

законодательная работа, подробно фиксировавшая все сто­роны нового

государственного устройства и социальный порядок. Ее па­мятником является свод

законов «Тайхорё», составление которого, как указывалось, было закончено в 701

г. В 710 г. была отстроена столица государства — Нараг первая

постоянная столица Японии.

Важно отметить, что в привелегии аристократии находятся не только большие

земельные владения, но и институт «кормовых пожалований», заключавшийся в

передаче этим лицам львиной доли доходов приписанных им крестьянских дворов

(к сведению: число приписанных крестьян­ских дворов колебалось соответственно

рангам от 100 до 800, соответ­ственно должностям от 300 до 3 тыс). Крестьяне

приписанных дворов должны были отдавать половину зернового налога в казну, а

другую половину феодалу, к которому они были приписаны. Подать и рабочая

повинность с крестьян целиком шли феодалу.

Выше написанное напоминает западноевропейские «иммунные грамоты» крупных

феодалов, которые приобретали значительную политическую и экономическую

власть. Однако с учетом восточной консервативности и патриархальности в

Японии роль крупных феодалов выполнила аристократия, бывшая родоплеменная

знать.

3. Складывание феодальных аграрных отношений происходило в ус­ловиях так

называемой надельной системы. Ее официальное введение в Японии относится к

VII веку. Основные принципы этого раннефеодального аграрного строя были

зафиксированы в составленном в 701 г. ко­дексе «Тайхорё». Вся земля

объявлялась принадлежащей государству,. представителем и главой которого

являлся император.

Каждый крестьянский двор получал во временное пользование па­хотную землю

соответственно числу членов семьи, считая с шестилетне­го возраста. Размер

надела мужчины равнялся двум танам 2, женщина получала 2

/3 этой площади. Систематически, раз в шесть лет, должны были

происходить переделы земли в соответствии с появлением новых податных в семье

или с их смертью. Кроме того, за крестьянской семь­ей закреплялись на правах

собственности садовый и усадебный участки. Такое наделение землей подрывало

древние общинно-родовые свя­зи. Надельное крестьянство превращалось в сословие

феодального об­щества. Типично феодальные — по форме и существу—институты

эксплуа­тации трудового населения в ту пору воплощались в зерновом налоге,

подати продукцией крестьянского промысла или ремесла и трудовой по­винности.

«Переворот Тайка» способствовал более быстрому развитию фео­дальных отношений,

установлению системы государственного закрепо­щения крестьян. Ранее лично

свободные общинники и полурабы «бэ» составили сословие закрепощенного

крестьянства, прикрепленного к земле и захваленного феодалами. Термин «бэ»

сохранился лишь в при­менении к ограниченной группе ремесленников,

обслуживавших цар­ский двор. Однако рабство отнюдь не было отменено.

Кодекс «Тайхорё» не только признавал рабство, но и обставлял ра­бовладение рядом

юридических гарантий, устанавливая функции неко­торых категорий рабов (яцуко).

Кроме того, этот закон делал владение рабами одним из средств дополнительного

получения земли: по кодек­су на каждого государственного раба выдавался такой

же надел, как и на свободного, на каждого раба, принадлежавшего частному лицу,

Доклад: Восток и Запад в Средневековой Японии надела

свободного.

Такие обстоятельства способствовали увеличению числа рабов и «бэ». Но к концу

VIII — середине IX века в связи с начавшимся кризисом надельной системы и

недостатком рабочих рук рабский труд стал при­меняться все реже, а

использование рабов в земледелии совершенно прекратилось. Крупная

аристократия, как уже было сказано выше, получала большие земельные угодья

(от 8 до 250 тё, что больше крестьянских наделов в 40 и 1250 раз) и право

«кормовых пожалований». При этом земли, пожалованные императором или данные

за заслуги перед государством напоминают западноевропейские бенефиции, но

правом на крупное землевладение в Японии обладала только аристократия.

Таким образом, в Японии сложился аграрный строй надельной системы, которая

строго регламентировала количество и качество землевладения, налоговой

системы, политические права. Определенно, это был первый шаг к формированию

четкого института частной собственности и этот процесс аналогичен для

Западной Европы. Однако в Японии для крестьянства главным критерием

оставалась семья, тогда как в Европе феодалы отвечали за раздачу земли

крестьянам. Такой особый статус семьи, при котором семья являлась главной

ячейкой политической и социальной структуры, экономического уклада,

проявления культуры, остался и по сей день. Этот факт является главным

фактором Востока в Японии.

4. О влиянии на культуру раннесредневековой Японии со стороны Запада говорить

не имеет смысла, т.к. в это время европейцы даже и не знали о существовании

страны Восходящего Солнца. Не наблюдается также и общих черт. Факт

самобытной культуры, находящейся только под влиянием Востока (Китая), в

последствии позволит Японии сохранить свой суверенитет, национальный дух и

спокойствие в адаптации к новым условиям развивающегося мира.

В это время в Японии особенно активно развивается архитектура, т.е.

интенсивно отстаиваются города по блестящему образцу китайской империи. Ярким

примером является отстраивание в 710 году столицы Нара, в создании которой

активное участие принимали китайские мастера. Про это свидетельствует

структура города по всем восточно-азиатским канонам: центральные ворота

(«Судзакумои», т.е. ворота красной птицы) и центральный проспект

(«Судзакуодзи», т.е. проспект красной птицы). «Красная птица – одно из

божеств четырех стран света китайской мифологии и в то же время -

наименование «южного созвездия», господствующего над всей южной стороной

неба. В столице находилось семь крупных буддийских монастырей. Главным среди

них был «Храм торжества Закона», первый монастырь в Японии, основанный в 608

году. Друним знаменитым монастырем столицы был Тодайдзи («Великий храм

Востока»). Уже само название монастыря говорит о том значении, которое ему

хотели придать основатели: они мечтали, что он станет оплотом буддизма на

всем Востоке. Соответственно этому замыслу главный храм монастыря был

посвящен самому Вайрочане, Будде «Всеозаряющий свет» - важнейшему божеству

буддийского пантеона.

Развивается оригинальный жанр японской поэзии, который по сей день выделяет

японскую литературу среди других и придает ей колоритность и окраску Востока.

Во второй половине VIII века был составлен «Манъёсю» - первый свод японской

поэзии. В VIII веке составлен сборник песенной народной и литературной поэзии

«Собрание мириада лепестков». В раннефеодальную эпоху творили выдающиеся

поэты: автор элегий Хитомара, представитель любовной лирики Ямамоти, Окура,

отразившие в своих стихотворениях особенности мировосприятия японцев средних

веков и их душевное состояние. Таким образом период раннего средневековья

стал временем заложения ориентального фундамента японской культуры.

В раннее средневековье начались процессы гармоничного взаимодействия Востока

и Запада в японском обществе, что взрастило у японцев чувство гармонии,

присущее скорее восточному мировоззрению, однако так не хватающего

европейцам. Эта картина напоминает полюсный мир, и, вспоминая слова Джона

Леннона в песне “Imagine”, я понял почему ему понравилась Япония, ведь нам

так необходимо чувство единства и семьи человечества.

5. Подводя итоги общественно-экономического развития Японии раннего

средневековья, можно заметить некоторые параллели с Западной Европой, однако

не влияние. Данный факт, возможно, связан с одной общей чертой исторического

развития: историческим вызовом, например в Месопотамии - была река, в

Киевской Руси – степь, а в Западной Европе и Японии – леса, однако в Японии

это ещё и море, что определило в дальнейшем гармоничное сочетание традиций

восточной мудрости и европейского динамизма в общественном развитии.

У японцев и у европейцев, как ни странно, сложилась и общая черта в

мировосприятии – «свой-чужой». В Западной Европе это связано с влиянием

католической церкви, с прикрепленностью людей к земле, а в Японии понимание

«свой-чужой» сложилось по причине главенствующего положения семьи в жизни

человека, когда, например, соседское поле, люди из другой семьи или

политического клана воспринимались чужими.

Общим итогом периода V – VIII вв стало заложение феодального фундамента в

дальнейшем продвижении Японии к более прогрессивным формам хозяйствования и

организации общества.

Часть II

Оформление и расцвет японского феодального мира (IX – XV вв)

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты