Доклад: Реформы Александра II

Доклад: Реформы Александра II

Образовательные реформы

В 1863г. был утвержден университетский устав, возвращавший университетам

автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров,

университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные

и административно-финансовые вопросы. В 1864 г. вводилось новое положение о

начальных народных училищах, согласно которому, образованием народа совместно

должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). В

том же году был утвержден устав гимназий, провозглашавший доступность среднего

образования для всех сословий и вероисповеданий.

В начале своего царствования император Александр II отменил те

стеснительные меры, которые были приняты в отношении учебных заведений в

последние годы императора Николая I. Преподавание в университетах

получило больше свободы; комплекты студентов были уничтожены; мало того,

был открыт доступ в университеты вольнослушателям. В университетских

аудиториях появилась посторонняя публика, мужская и женская.

В университетскую жизнь было внесено такое же оживление, какое царило тогда

во всем обществе. Новизна и сложность возникшего положения скоро привели

студенчество к волнениям и беспорядкам (1861). В связи с ними последовали

некоторые ограничения университетской свободы. В 1863 г. дан был общий устав

университетов, по которому профессорская корпорация получила самоуправление.

Совет профессоров в каждом университете избирал всех университетских

должностных лиц и заведовал хозяйством университета; попечителю учебного

округа принадлежало только наблюдение за законностью действий совета. Но

учащиеся в университете студенты рассматривались как отдельные посетители,

не имеющие права на корпоративное устройство; посторонние же лица и вовсе не

допускались к посещению лекций. Такое положение учащихся давало им частые

поводы к неудовольствию и "студенческим беспорядкам", составлявшим одно из

частых и печальных явлений той эпохи.

Под влиянием общественного брожения и студенческих беспорядков задумана была

министром народного просвещения графом Д. А. Толстым реформа средней

школы. В начале царствования императора Александра II (при министре А. В.

Головине) доступ в гимназии был открыт для детей "всех состояний без

различия звания и вероисповедания". Самые гимназии были двоякого типа:

классические (с древними языками) и реальные (без древних языков, с

преобладанием естествознания). Граф Толстой (поддерживаемый М. Н. Катковым)

находил, что реальное образование есть "одна из важных причин так сильно

охватившего наше учащееся юношество материализма, нигилизма и самого

пагубного самомнения". Единственным средством борьбы с этим злом министр

считал установление строго классической системы образования в гимназиях. В

1871 г. он составил новый устав гимназий, одобренный государем. Классическая

гимназия сделана была единственным типом общеобразовательной и всесословной

средней школы, питомцы которой одни имели право поступления в университеты.

Реальные гимназии были заменены "реальными училищами"; цель их была в том,

чтобы доставлять учащемуся юношеству всех состояний общее образование,

приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических

познаний. Реформой гр. Толстого было создано полное преобладание

классической школы в государстве. К сожалению, школьному классицизму придан

был внешний формальный характер: дело ограничивалось грамматическим

изучением древних языков при очень большом числе учебных часов на этот

предмет. За отсутствием достаточного числа русских преподавателей латыни и

греческого языка пришлось выписывать специалистов из-за границы

(преимущественно чехов); их преподавание не могло нравиться по незнанию ими

русского языка и русской школы. Реформа графа Толстого вообще не вошла в

нравы нашего общества и возбудила против себя прямую ненависть, хотя в

основе своей имела правильную мысль о высоком воспитательном значении

классицизма.

Одновременно с реформой мужской средней школы шли мероприятия в области

женского образования. До времени императора Александра II для девиц

суще-ствовали только институты и частные пансионы; в них получали образование

почти исключительно дворянки. С конца 50-х годов начинают возникать женские

гимназии для приходящих учениц всех сословий. Сначала эти гимназии

основывались в ведомстве учреждений императрицы Марии (по почину Н. А.

Вышнеградского), а затем и в ведомстве Министерства народного просвещения.

Параллельно с ними в духовном ведомстве, для дочерей лиц духовного звания,

стали открываться женские епархиальные училища с соответствующим курсом.

Таким образом, в царствование императора Александра дело женского

образования было поставлено широко. Естественно рождалась мысль о

возможности и высшего образования для женщин. Первую попытку в этом

направлении сделал начальник петербургских женских гимназий Н. А.

Вышнеградский; по его мысли, при женских гимназиях были основаны

"педагогические женские курсы" для приготовления преподавательниц (1863).

Затем кружком передовых женщин, при содействии профессора К. Н.

Бестужева-Рюмина (1878), были открыты "Высшие женские курсы" ("Бестужевские")

в Петербурге. Наконец, в Петербурге же существовали некоторое время (с

1872 г.) медицинские женские курсы для женщин-врачей. По примеру Петербурга

и в других университетских городах стали возникать по частному почину

высшие женские курсы. Таким образом вопрос о высшем образовании женщин

получил успешное разрешение, несмотря на то что правительство с большой

осторожностью относилось к делу разрешения женских курсов.

В отношении низшего, начального или народного образования в царствование

императора Александра II достигнуты были большие результаты.

Создан был, кроме старого типа начальных народных училищ церковноприходских

школ, новый тип светской начальной школы, перешедшей на попечение земств. К

концу царствования Александра II народные школы считались уже десятками тысяч

и составляли одну из самых важных забот земства. Для приготовления учителей в

начальные школы как Министерство народного просвещения, так и земства

устраивали "учительские семинарии".

Несмотря, однако, на ряд усилий поднять народную грамотность, в эпоху реформ

она стояла еще на низком уровне.

Военная реформа.

Уроки Крымской войны, вскрывшей военно-техническую отсталость русской армии,

показали, что военная машина крепостнической России явно не в состоянии

противостоять передовым армиям буржуазных государств. Необходима была

коренная пе­рестройка всей военной системы. Замена одного военного министра

на другого — В.А. Долгоруко­ва на Н.О. Сухозанета — особых выгод не принесла.

Правда, при последнем были несколько сокра­щены военные расходы и

ликвидированы военные поселения. Однако эти меры не вели к преобразо­ваниям

российской армии. Военное ведомство нуж­далось в иных подходах, иных людях,

ином руководстве.

В 1861г. на пост военного министра был назначен 46-летний генерал Дмитрий

Алексеевич Милютин, брат Н.А. Милютина, высокообразованный военный и госу-

дарственный деятель, известный своими либеральными взглядам. Кадровый выбор

Александра II оказался точен. Окончив в 1836 г. Военную академию, Дмитрий

Алексеевич дослужился до профессора Академии генерального штаба, написал ряд

крупных трудов по военной истории, среди них «Итальянский поход Суворова». В

конце 50-х годов был назначен начальником штаба Кавказской армии, участвовал

в разработке опе­рации по пленению Шамиля, что послужило окончанию военных

действий в этом регионе. Имея ве­ликолепную теоретическую подготовку,

необходимый боевой опыт и навыки, обладая к тому же вы­дающимися личными

дарованиями, Д.А. Милютин, как никто другой, соответствовал исторической

необходимости реорганизовать военную систему Рос­сии.

Д.А. Милютин прежде всего добился сокращения срока солдатской службы с 25 до

16 лет. Затем была запрещена отдача в солдаты за преступления, отменены

телесные наказания, широко применявшиеся в дореформенной армии, введено

обучение солдат грамоте. В 1864 г. им была осуществлена реформа военного

управления на основе создания военных округов, Новая система руководства

устраняла чрезмерную централизацию и способствовала быстрому развертыванию

армии в случае во­енных действий. Тогда же была осуществлена реорганизация

Военного министерства с приданием больших полномочий военному министру.

Заметным явлением в армейских преобразованиях стала военно-судебная реформа,

в основу которой были положены гуманные начала судебной реформы 1864 года.

Тогда же, в середине 60-х годов была проведена реформа военно-учебных

заведений, позволившая значительно улучшить качественный состав русского

офицерства.

Однако кардинальная реорганизация военного дела требовала более радикальных

мер, а именно, введения новой системы комплектования армии -замены старой

рекрутчины всеобщей воинской по­винностью. Прототипом этой системы послужила

реорганизация армии, которая была выработана после Тильзитского мира для

Пруссии генералом Шарнгорстом. Генерал предложил прежнюю архаичную

долгосрочную повинность заменить всеоб­щей трехлетней повинностью, при

которой каждый солдат по окончании службы зачислялся в запас, изредка

призываясь на краткосрочные сборы. Таким образом, создавалась возможность в

короткие сроки провести через армию значительную часть населения, которую

всегда можно было мобилизовать в случае войны. Такой подход к формированию

вооруженных сил позволял сэкономить значительные средства и что немаловажно,

серьезно облегчить солдатскую службу, поскольку солдат теперь не отрывался на

всю жизнь от своей семьи, а возвращался домой после краткосрочной трехлетней

службы.

Эта идея и легла в основу всеобщей воинской повинности, принятой в первой

половине XIX века в большинстве европейских стран.

Впервые мысль о введении в России всеобщей воинской повинности, правда в

завуалированной форме, была высказана Д.А. Милютиным еще в 1862 г. в докладе

императору. Отклика не последовало. Между тем, дальнейший рост вооружений и

развитие военной техники в Европе, усиление милитаристских настроений среди

крупнейших держав континента практически не оставляли России иного выбора. В

России же введению новой системы ме­шало не только яростное сопротивление

высшего генералитета и сановной аристократии, которые видели во введении

всеобщей воинской повиннос­ти попытку уравнять дворянство с «мужичьем» в

военной области. Были причины и иного порядка. Введение всеобщей воинской

повинности могло быть эффективным лишь при условии быстрой мобилизации

воинских резервистов, а это, в свою очередь, требовало наличия развитой

системы путей сообщения. Такая система в начале 60-х годов в России

отсутствовала. Рост железнодорожного строительства, создание сети железных

дорог к началу 70-х годов, позволили завершить военную реформу по

европейскому образцу. «Вовремя» подоспела и франко-прусская война 1870-1871

гг. Современников поразила та слаженность и быстрота, с которой была

отмобилизована прусская армия. П.А. Валуев, оказавшийся свидетелем победного

марша пруссаков на Париж, вернувшись в Россию, в беседе с Милютиным прямо

высказался за введение всеобщей воинской повинности.

Больше медлить было нельзя. Разработанный комиссией под руководством Д.А.

Милютина проект нового воинского устава, несмотря на жесткую позицию

реакционеров, прошел-таки в Государственном совете и 1 января 1874 г. был

утвержден Александром II.

По новому воинскому уставу отменялись рек­рутские наборы и вводилась всеобщая

воинская по­винность, которая распространялась на все мужское население

страны, достигшее 20-летнего возраста, независимо от сословий. Срок

действительной служ­бы в пехоте был установлен в 6 лет и 9 лет пребыва­ния в

запасе, на флоте — 7 лет действительной служ­бы и 3 года в запасе. Были

установлены многочис­ленные льготы. Сроки действительной службы со­кращались

для лиц, получивших образование: для окончивших начальную школу — до 3-х лет,

окон­чивших гимназию — до полутора лет, а выпускни­ки высших учебных

заведений могли служить всего 6 месяцев. От действительной службы

освобожда­лись: единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье,

не подлежали военному призыву представители духовенства, народы Средней Азии

и Казахстана, некоторые народности Кавказа и Крайнего Севера.

С введением нового воинского устава Россия получила возможность иметь в

мирное время срав­нительно небольшую армию, а в случае военных действий,

призвав резервный запас, а иногда и ополчение, создать массовую армию,

располагающую необходимыми резервами. Существенные изменения произошли и в

вооружении армии. Старая артил­лерия заменялась современными системами

орудий. На вооружение поступила винтовка. Велось строительство парового

военного флота.

Военные реформы 1861-1874 гг. сыграли важ­ную роль в повышении боеспособности

русской армии, что было убедительно продемонстрировано в ходе русско-турецкой

войны 1877-1878 гг.

Д.А. Милютин пробыл на посту военного ми­нистра двадцать лет, получив в

отличие от дру­гих реформаторов возможность не только разра­ботать реформу,

но и осуществить ее на практи­ке. В 1881 г. Д.А. Милютин был вынужден уйти в

отставку, посвятив оставшееся время литератур­ной деятельности. Умер Дмитрий

Алексеевич в 1912 г., в возрасте 96 лет, едва ли не последним из славной

плеяды российских реформаторов 60-70-х годов XIX века.



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты