Доклад: Международные отношения в 1970-90 годах

Доклад: Международные отношения в 1970-90 годах

Международные отношения в 1970-80-е годы

Разрядка — термин, которым в 1970-е годы характеризовалось состояние

советско-американских отношений, политическое развитие в Европе. Разрядка

подразумевала не только снижение уровня напряженности в отношениях между

государствами двух противосто­ящих военных блоков, но и развитие между ними

торгово-экономических, научно-технических, гуманитарных связей на

взаимовыгод­ной основе. В то же время разрядка не означала отказа от

соперниче­ства между блоками за влияние на третьи страны, на мировое

обще­ственное мнение.

Начиная с конца 1960-х годов США и СССР приступили к осуще­ствлению

согласованных мер по понижению риска ядерной войны. Были установлены системы

прямой связи между столицами ядерных держав, достигнуты договоренности о

сотрудничестве в деле нераспространения ядерного оружия (1970), уменьшавшие

риск появления новых ядерных держав.

В 1972 году СССР и США пришли к соглашению об ограничении числа носителей

ядерного оружия. Впервые было признано существова­ние паритета (равенства)

стратегических сил, подтверждено, что его со­хранение является основой

устойчивых мирных отношений. Во имя со­хранения паритета СССР и США

согласились на ограничение систем противоракетной обороны (ПРО). Соглашение

по ПРО имело особое значение. Оно позволяло предотвратить новый раунд гонки

вооруже­ний, при которой СССР и США начали бы наперегонки создавать сотни

противоракетных комплексов и тысячи новых средств доставки ядер­ного оружия.

Договор об основах взаимоотношений между СССР и США 1972 года зафиксировал,

что эти державы исходят из недопустимости возникновения ядерной войны. В 1979

году был подписан второй дого­вор по ограничению стратегических вооружений

(ОСВ-2), установив­ший ограничения на качественные параметры

совершенствования ядер­ного оружия.

Улучшение отношений между сверхдержавами сочеталось со сни­жением уровня

напряженности в Европе, где противостояли основные силы военных блоков.

Предпосылкой этого стало подписание в 1971 году со­глашения по Западному

Берлину, в котором учитывалось, что СССР не признает этот город частью ФРГ. В

1972 году были установлены дипло­матические отношения между ГДР и ФРГ, что

снизило остроту противо­речий в центре Европы. В 1975 году в Хельсинки был

подписан Заключи­тельный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в

Европе. Этот документ зафиксировал взаимные обязательства стран Европы, США и

Канады уважать целостность существующих в Европе границ государств, их

суверенитет, базовые права человека, принимать меры по укреплению

безопасности и взаимного доверия в Европе, развивать взаимовыгодное

сотрудничество.

Разрядка напряженности в Европе не остановила соперничество меж­ду СССР и

США. Попытки СССР укрепить свое влияние на политику стран Африки и Азии и

Центральной Америки в 1970-е годы были расце­нены в США как противоречащие

духу разрядки. Поводом к ее срыву послужил ввод войск СССР в

неприсоединившееся государство — Афга­нистан, где пришедшие к власти лидеры

попытались осуществить модер­низацию общества с опорой на советскую помощь.

Оказав такую помощь, СССР был вовлечен во внутриафганскую гражданскую войну,

которая вскоре приобрела характер освободительной войны против пребывания в

Афганистане советских войск.

Пришедшая к власти в Вашингтоне в 1980 году республиканская администрация Р.

Рейгана сочла, что действия СССР требуют, чтобы США прибегли к политике

ядерного устрашения. Были прерваны переговоры по вопросам ограничения

вооружений, закрыта линия прямой воздушной связи между СССР и США. В Европе

началось развертывание новых ра­кет средней дальности, нацеленных на

территорию СССР. В 1983 году Р. Рейган объявил о начале работ по концепции

«Стратегической оборон­ной инициативы» (СОИ) — системе космических

вооружений, призван­ных обеспечить США эффективной защитой от ракетно-

ядерного оружия.

Ухудшение отношений с США и их союзниками в начале 1980-х годов поставило

лидеров СССР перед выбором: идти по пути наращива­ния военной мощи либо

искать новые подходы к отношениям с Западом. Первый путь сулил новые витки

гонки вооружений и большие сложности для советской экономики. Кроме того,

руководство СССР болезненно ре­агировало на критику по адресу политики обеих

сверхдержав, отказав­шихся от разрядки, со стороны неприсоединившихся стран,

общественно­сти Западной и Восточной Европы.

Поиск новых возможностей диалога начался со встреч лидеров СССР и США, М. С.

Горбачева и Р. Рейгана, в Женеве в 1985году и в Рейкьяви­ке в 1986 году. Хотя

они и не завершились конкретными договоренностя­ми, все же было подтверждено

стремление сторон к исключению риска ядерной войны из жизни народов.

Президентом СССР М. С. Горбачевым в 1987 — 1988 годах была предложена концепция

нового политического мышления, позволившая завершить «холодную войну».

Во-первых, эта концепция предполагала, что поскольку ядерная вой­на будет

катастрофой для всего человечества, то угрозы применения ядер­ного оружия,

равно как и обладание им, перестали служить достижению разумных политических

целей. Этот вывод стал основой выдвижения да­леко идущих предложений о

сокращении вооружений, вплоть до ликвида­ции ядерного оружия к 2000 году.

Во-вторых, высшей ценностью новое политическое мышление опре­деляло

обеспечение выживания человечества, которому угрожала нере­шенность огромного

количества проблем, начиная с ядерной угрозы и кончая ухудшением состояния

экологии. Учитывая, что эти проблемы могли быть решены только объединенными

усилиями ведущих стран мира, главной целью политики становилось обеспечение их

сотрудничества.

В-третьих, взаимодействие на основе доверия требовало отказа от логики и

идеологии противостояния. Новое мышление предполагало на­хождение баланса

интересов на основе взаимных уступок, строгого со­блюдения

международно-правовых норм.

Выдвижение новой концепции само по себе не могло обеспечить пре­кращения

«холодной войны». Первоначально она была воспринята в стра­нах Запада как

тактический ход, призванный предоставить СССР и его союзникам выигрыш времени

для решения внутренних проблем. Однако односторонние шаги СССР вскоре

показали, что речь идет о реальных пе­ременах в советской политике. В 1987 —

1990 годы СССР пошел на круп­ные односторонние сокращения численности

советских вооруженных сил.

Еще более существенные сдвиги произошли в сфере взаимоотноше­ний СССР с

союзными ему режимами. СССР вывел войска из Афганиста­на, обязался на деле

уважать свободу социального и политического выбо­ра народов, что сняло

преграды на пути демократических революций в странах Восточной Европы,

объединения Германии.

Большое влияние на общий международный климат оказала позиция, занятая СССР в

1990 году в связи с нападением Ирака на Кувейт. Дипло­матия СССР поддержала в

Совете Безопасности ООН решение о санкциях, включая военные, прбтив Ирака как

страны, совершившей агрессию. Это был первый случай со времени

антигитлеровской коалиции, когда СССР признал правомерным использование

Соединенными Штатами военной силы против третьей страны. Итогом стала

проведенная США в 1991 году операция «Буря в пустыне», приведшая к

освобождению Кувейта.

Завершение периода военно-блокового противостояния в мире оз­начало

прекращение «холодной войны». С развитием процессов демо­кратизации в СССР,

тем более с его распадом, в мировом развитии стали формироваться новые

тенденции, закономерности и противоречия.

Россия в системе международных отношений в 1990-е годы

С начала 1990-х годов было очевидно и широко признано, что систе­ма

международных отношений, основанная на противоборстве и взаимо­действии двух

«центров силы» прекращает свое существование. Это под­разумевало, что

произойдут далеко идущие перемены в правовых, инсти­туциональных основах

миропорядка. Те институты и международно-пра­вовые нормы, которые были

порождены условиями глобальной биполярности, будут адаптированы к новой

реальности.

Тогда еще нельзя было определить, какой будет роль России в новой системе

международных отношений. На основе учета ее значи­тельного военного

потенциала, природных и людских ресурсов пред­полагалось, что она будет

выступать одним из «грандов» мировой по­литики, равноправным партнером

«семерки» наиболее развитых стран. При этом большинство аналитиков делало

оговорку, что характер интересов Российской Федерации еще не оформился

полностью, что идет процесс самоидентификации, который предполагает

необходи­мость осмысления новой роли России в мире, определения того, как

будут складываться ее отношения с соседями по СНГ, другимикрупными державами.

С этой точки зрения, большая часть доктриальных установок, касавшихся внешней

и оборонной политики России 1990-х годов, не была ориентирована на

долгосрочную стратегичес­кую перспективу, фиксировала лишь общие принципы и

текущие при­оритеты соответствующих направлений деятельности.

С середины 1990-х годов Россия достигла такой же степени вовле­ченности в

систему мирохозяйственных связей, как и большинство стран с рыночной

экономикой — и европейских, и афро-азиатских. Однако ха­рактер участия России

в системе международных экономических связей более соответствует модели

зависимой страны начала XX века, чем со­временного государства, решающего

задачи модернизации. На мировой рынок Россия поставляет сырье и особенно

энергоносители, составляю­щие 45% ее экспорта, выступая импортером товаров

народного потреб­ления, в том числе продукции сельского хозяйства.

Многие развивающиеся страны зависят от импорта продовольствия, поставляют на

мировой рынок не восполняемые природные ресурсы, но им, как правило,

свойственно стремление к изменению сырьевой ориента­ции экономики,

привлечению в страну ведущих производителей высоких технологий, что

впоследствии позволяет переходить к созданию собствен­ных центров их

разработки и производства. В России эти центры, унасле­дованные от СССР,

напротив, приходят в упадок, не получая достаточно­го финансирования,

сталкиваясь с проблемой «утечки мозгов», мораль­ного старения и физического

износа оборудования.

Функционирование экономики России зависит не только от конъюн­ктуры мирового

рынка, особенно газа и нефти, но и от устойчивости кур­са российской валюты,

способности РФ решать проблему внешней задол­женности. Подобно беднейшим

странам мира, Россия использовала зай­мы не для модернизации экономики, а для

покрытия текущих бюджетных дефицитов. Между тем капиталы, которые были

вывезены из России за последние годы, при их должном налоговом обложении, тем

более — ис­пользовании в стране, позволили бы не только покрыть задолженности

по бюджетным выплатам, но и модернизировать экономику. К вывозу капи­талов в

прошлом прибегали наиболее развитые страны, но в современ­ном мире отток

капиталов идет в первую очередь из тех стран с низким и средним уровнем

развития, где условия для инвестиций признаются меж­дународным бизнесом

наименее благоприятными. В их числе находится и Россия.

Из-за оттока капитала объективно Россия была не способна в пол­ном объеме

оплачивать проценты по своим долгам и находилась под по­стоянной угрозой

провозглашения ее государственного банкротства.

В условиях, когда экономика страны жестко привязана к доллару, это вызвало

бы, как минимум, дестабилизацию банковской системы, подрыв платежеспособности

на мировых рынках со всеми вытекающими послед­ствиями. Возможность

предотвращения этой угрозы в большой мере за­висела от политики и расчетов

зарубежных банков, МВФ, от способности правящей элиты России найти с ними

общий язык.

С 1992 года начала ежегодно проводиться реструктуризация долга СССР, выплату

которого взяла на себя Россия. Это подразумевало перевод краткосрочных

долговых обязательств в средне- и долгосроч­ные, перерасчет многосторонних

финансовых обязательств. В 1995 году Лондонский клуб частных банков

согласился на дополнительную ре­структуризацию российских долгов на сумму в

30,2 млрд. долл. В 1996 году Парижский клуб банкиров принял решение об

отсрочке пла­тежей по долгу на сумму 40,2 млрд. долл. не на год, как ранее, а

сразу на трехлетний период — до апреля 1999 года. По истечении этого сро­ка

начались переговоры о новой реструктуризации долгов России, од­нако

добиваться согласия на каждую новую отсрочку платежей стано­вится все

сложнее.

Среди новых интересов, развитие которых было обусловлено углуб­лением

рыночных реформ, состоянием международных связей России, выделяются

следующие.

Во-первых, сформировалась довольно многочисленная прослойка населения,

объективные интересы которой, в той или иной мере, связаны с осуществлением

внешнеэкономической деятельности.

Основание этой прослойки составляют, по сути дела, все россияне, привыкшие

уже к изобилию импортных товаров, продуктов питания и, в той мере, в какой им

это позволяют доходы, являющиеся их потребите­лями. Средний уровень данной

прослойки — сотрудники многочислен­ных фирм, армия «челноков» и торговцев,

играющих роль посредников между зарубежными товаропроизводителями и

российскими потребите­лями, оплата труда которых в виде зарплаты или прибыли

тем выше, чем больше Россия закупает продукции за рубежом. Наконец, вершину

пирамиды составляет малочисленная, но влиятельная часть населения, обладающая

недвижимостью за границей, вкладами в иностранных бан­ках, фактически

интегрировавшаяся в транснациональную финансовую олигархию. Интересы этой

группы в наибольшей степени пострадают, если отношения России с центрами

международного финансового капи­тала серьезно ухудшатся.

Во-вторых, выделился слой новой предпринимательской элиты Рос­сии,

развившийся из дельцов «теневой экономики» советского периода,связанный с

чиновничеством, вышедшим из административно-команд­ной системы. Эта прослойка,

которая не видит грани между криминаль­ным и легальным бизнесом, обогатилась

благодаря нечеткости правовых норм, слабости контроля над их выполнением,

хаосу, воцарившемуся на территории бывшего СССР, существовавшей долгое время

возможности ввозить и вывозить любую продукцию куда угодно через страны СНГ. Во

внутренней политике этот слой предпринимателей противодействует упо­рядочению

развития этих стран, созданию современной системы правово­го регулирования

предпринимательской деятельности, введению четких правил игры для бизнеса,

соответствующих модели, сложившейся в усло­виях зрелой демократии.

Магнаты полукриминального сектора российского бизнеса освоили современные

технологии операций на международном финансовом рын­ке, но не учли, вывозя

капиталы, что современный «регулируемый» капи­тализм принципиально отличается

как от того общества, которое было описано в трудах политэкономов XIX века,

так и от российского «дико­го» капитализма. Приток капиталов из России,

ищущих наиболее при­быльные сферы приложения, создал угрозу дестабилизации и

без того не­устойчивой мировой валютно-финансовой системы, побудил к защитным

мерам прежде всего те страны, которые играют в этой системе особую роль (США,

Швейцария). Сомнительное происхождение вывезенных из России капиталов

определяет правовую уязвимость их владельцев перед лицом жестких действий

спецслужб и органов охраны правопорядка стран Запада.

В-третьих, при многообразии условий, существующих на терри­тории

Российской Федерации, стала расти дифференциация положения ее субъектов. У них

сформировались особые интересы, связанные с от­дельными географическими

направлениями внешнеэкономических свя­зей, приоритетами внешнеполитической

деятельности. Так, для населе­ния дальневосточных регионов России реальностью

выступает демо­графическое давление со стороны стран Азиатско-Тихоокеанского

ре­гиона, в то же время экономические связи с ними воспринимаются в качестве

приоритетных. Своя специфика интересов у нефтедобываю­щих субъектов Федерации,

столичных городов, областей, которые ста­ли зонами экономического упадка.

Возможности защиты этих интере­сов в рамках Совета Федерации гарантированы

Конституцией и широ­ко используются на практике.

В-четвертых, роль особой группы давления стал играть военно-про­мышленный

комплекс России. С его функционированием еще в начале 1990-х годов было связано

благосостояние примерно 20% населения страны. В СССР, особенно в период так

называемого застоя, влияние ВПК на распределение ресурсов, принятие решений

было почти безграничным. В результате — истощение экономики, утрата динамики ее

развития.

Расплатой за этот перекос стали упадок влияния и подрыв авторите­та военных,

которые с развитием гласности и демократизации почти впер­вые в отечественной

истории XX века стали объектом критики. Процессы демилитаризации общества,

начавшиеся в СССР со второй половины 1980-х годов и продолжавшиеся после его

распада, привели к значитель­ному сокращению уровня расходов на военные цели.

Они приблизились к 4% объема ВНП, что близко к показателям индустриально

развитых стран (еще в 1994 году военные расходы России, по оценке ООН,

составляли 9,6% от ее ВНП. По милитаризированности своей экономики она

уступа­ла лишь таким странам, как Северная Корея, Ирак, ряд нефтедобываю­щих

государств Ближнего Востока).

К концу 1990-х годов низшая точка падения влияния ВПК оказа­лась пройдена.

Хотя многие оборонные предприятия находятся в крайне сложном положении, с

трудом осваивая выпуск гражданской продукции, некоторые из них начинают

приспосабливаться к условиям рыночной эко­номики, необходимости бороться за

контракты на мировом рынке.

В-пятых, важным фактором, сказывающимся на всех сторонах жиз­ни

российского общества, стало углубление его социальной поляризации. Важнейшим

показателем в этом плане принято считать соотношение уров­ня доходов между 10%

наименее и наиболее обеспеченных семей (иногда учитывается 20%), на основании

чего определяется так называемый «коэф­фициент Джини». По этому показателю уже

в 1993 году положение в Рос­сии было почти вдвое хуже, чем в странах Восточной

Европы, приближа­лось к существующему в государствах Латинской Америки. За

последние годы разрыв между бедными и богатыми еще более возрос. При этом, в

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты