Доклад: Иван 4

Доклад: Иван 4

Иван 4-й сформировал из преданных ему людей новое правительство , которое стали

называть Избранной радой. В его состав вошли некоторые дворяне и

старомосковские бояре, заинтересованные в возвышении Москвы. Руководителем

Избранной рады стал любимец царя дворянин Алексей Адашев.Большую роль в ней

играли придворный священник Сильвестр и сверстник Ивана, друг его детства,

князь Андрей Курбский.

Избранная рада проводила политику централизации государства, стремясь

примирить интересы всех бояр , дворян и духовенства.

В феврале 1549 года в кремлевском дворце собрались представители бояр , высшего

духовенства и московских дворян. На этом “соборе примирения” Иван 4-й

выступил с речью. Он обвинил бояр в злоупотреблениях и призвал всех к

совместной деятельности по укреплению единства Российского государства. Это был

первый Земский собор - собрание представителей сословий. В дальнейшем

Иван 4-й собирал Земские соборы для решения всех важнейших государственных

вопросов. Кроме бояр,дворян и духовенства, в них участвовали представители иных

сословий: купцы и ремесленники. В России установилась

сословно-представительная монархия.

Избранная рада провела ряд реформ.

· Она значительно расширила органы центрального управления, так называемые

приказы, изменила порядок управления городами и волостями. Раньше судом и

сбором налогов ведали наместники из бояр. Они не получали жалования, а

“кормились” за счет населения . Избранная рада отменила систему кормлений.

Она назначила во все города и земли воевод, которым государство платило

деньги, а сбор налогов и судебные дела поручила старостам, выбранным из числа

дворян.

· Был составлен новый судебник - сборник законов.

· Правительство Адашева обязало всех вотчинников и помещиков в случае войны

приходить с отрядами вооруженных конников.

· Кроме того , были созданы постоянные пехотные полки стрельцов , вооруженных

огнестрельными ружьями. Значительно усилилась артиллерия.

Реформы способствовали укреплению центральной власти, ограничивали

привилегии дворян и повышали роль дворян в управлении страной.

Опричнина

глубокие душевные потрясения , испытанные в детстве ,на всю жизнь лишили царя

доверия к подданным. Человек сложный, противоречивый и неуравновешенный, он в

периоды крайнего внутреннего напряжения , когда его необузданные страсти

выходили за нормы разумного , творил правый и неправый суд над своими

действительными и мнимыми противниками.

Политика Избранной рады не удовлетворяла феодалов. Бояре были недовольны

отменой кормлений и других привилегий, а дворяне тем , что не получили новых

поместий за счет вотчинников и монастырей. Положение усугублялось неудачами

во внешней политике . Бесконечные интриги, имевшие место вокруг государя ,

подорвали его психику.

Первый кризис , оставивший глубокий след в обостренном сознании Ивана

Васильевича , был связан с его внезапной и тяжелой болезнью после возвращения

из Казанскогопохода и составлением в марте 1553 года завещания в пользу

младенца Дмитрия (первого сына , рожденного от Анастасии). Царь потребовал

принесению присяги наследнику в пеленках , но у некоторых ближних бояр,

которые первыми целовали крест , появились сомнения , и они , сказавшись

больными , уклонились от присяги. Ходили слухи , что они “хотели ... на

государство” старицкого князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Ивана

4-го .

Больной царь говорил боярам: “Если вы сыну моему Димитрию креста не целуете , то

значит у вас другой государь есть... Я вас привожу к крестному целованию , велю

вам служить сыну моему Димитрию , а не Захарьиным ; вы души свои забыли , нам и

детям нашим служить не хотите , в чем нам крест целовали уже не помните ;а

кто не хочет служить государю - младенцу , тот и большому не захочет служить

...” На это отозвался князь Иван Михайлович Шуйский : ”Нам нельзя целовать

крест не перед государем; перед кем нам целовать , когда государя тут нет ?”

Прямее высказался окольничий Федор Адашев , отец царского любимца : “ Тебе

,государю, и сыну твоему , царевичу князю Димитрию , крест целуем , а

Захарьиным , Даниле с братьею , нам не служить ; сын твой еще в пеленках , а

владеть нами будут Захарьины , Данила с братьею ; а мы уж от бояр в твое

малолетство беды видали многие”. Но к вечеру поцеловали крест Димитрию

следующие бояре : князь И.Ф. Мстиславский , князь В.И.Воротынский ,

И.В.Шереметев , М.Я.Морозов , князь Дмитрий Палецкий , дьяк И.М.Висковатый и

др.[1]

Откровенно предпочитали служить Владимиру Андреевичу Старицкому князья

П.Щенятев , И.И.Пронский , C. Лобанов - Ростовский , Д.И.Немой , И.М.Шуйский,

П.С.Серебряный, С.Микулинский , Булгаковы. Бояре покорились только после

заявления царя , что к присяге он приводит сам и велит служить Дмитрию , а не

Захарьиным.[2]

По известию одной летописи , бояре насильно заставили присягнуть князя Владимира

Андреевича , обьявивши ему , что иначе не выпустят из дворца ; к матери его

посылали трижды с требованием , чтобы и она привесила свою печать к

крестоприводной записи.”И много бранных речей она говорила . И с тех пор

пошла вражда , между боярами смута , а царству во всем скудость “, -

говорит летопись.[3]

7 августа 1560г. после болезни умерла Анастасия. Ее смерть потрясла Ивана

Васильевича. Анастасия занимала особое место в его жизни - он любил ее и уважал

как самого близкого человека. Окружение Ивана 4-го воспользовалась состоянием

его полной растерянности тупого отчаяния и пустило слух ,что Анастасия умерла

не своей смертью, что “извели царицу своими чарами” Сильвестр и Адашев.

Этого было достаточно - царь решил судить оговоренных заочно.

Церковный собор осудил Сильвестра на заточение в Соловки (по видимому он там

и умер ). Алексей Федорович тоже не избежал печальной участи ; его взяли под

стражу, перевезли в Дерпт, где он и умер в заточении в 1561г.

Потом начались массовые казни. Сторонники Сильвестра и Адашева, все близкие и

дальние родственники Алексея Федоровича , многие знатные бояре и князья, их

семьи, включая детей - подростков, были либо физически уничтожены, либо

отправлены в заточение, несмотря на их заслуги в прошлом. Карамзин восклицал в

связи с этим:”Москва цепенела в страхе. Кровь лилась, в темницах, в

монастырях стенали жертвы!..”

Теперь у государя появились новые любимцы. Среди них особенно выделялись

боярин Алексей Данилович Басманов, его сын кравчий Федор Басманов , князь

Афанасий Иванович Вяземский и незнатный дворянин Григорий Лукьянович Малюта

Скуратов-Бельский. Этот последний был довольно колоритной фигурой. Малюта

ведал у Ивана Грозного сыском и пытками. Однако , несмотря на это, сам Малюта

был неплохим семьянином. Одна из его дочерей , Мария, была замужем за

выдающимся человеком того времени- Борисом Годуновым. Умер Малюта Скуратов на

поле боя - немцы изрубили его на стене крепости Витгенштейн в Ливонии во

время штурма в 1573 году.

... Массовые казни вызвали бегство многих московских бояр и дворян в чужие

земли. Ивана Грозного особенно поразило и вывело из себя предательство

Андрея Курбского, которого он ценил не только как заслуженного воеводу и

ближайшего государственного советника, но и как личного и доверенного друга. И

вот - неожиданная измена! И не просто измена , а позорное бегство русского

воеводы с поля боя в стан неприятеля в один из самых трудных для России

моментов в ее затянувшейся войне с Ливонией ! Польский король милостиво принял

Курбского , сохранил за ним все его высокие почести и пожаловал богатым

имением.

“Между царем и боярами шла глухая распря . Она превратилась в жестокое гонение

на бояр после бегства в Литву князя А. М.Курбского” (Платонов).

[4]

Сам Курбский впоследствии писал, что бежал , опасаясь готовящейся над ним

расправы. В письме к царю он осуждал его за разгон Избранной рады, за

самовластие. Иван Грозный истребил близких родственников Курбского,

брошенных им в Москве, отомстив недругу.

В ответе на гневное послание Курбского Иван 4 исчерпывающе и лаконично изложил

кредо самодержца : неограниченность воли монарха, власть которого

санкционирована церковью и Богом, и полное подчинение божественной воле монарха

всех подданных.

Иван Грозный говорит о своем праве на самодержавный престол, праве древнем ,

неизменном, неутраченном :” Самодержавства нашего начало от святого

Владимира : мы родились на царстве , а не чужое похитили “.

[5]

...Иван Грозный придумывает невиданное на Руси лицедейство-добровольно

оставляет трон и покидает царствующий град Москву. Эта царская игра имела

свой политический смысл.

В воскресенье 3 декабря 1564г. Иван со своими детьми и царицей под охраной и

в сопровождении большого обоза уехал из Кремля “неведомо куда бяше”. Он

отслужил молебен в Троице - Сергиевом монастыре , а затем отъехал в

Александрову слободу, где обосновался надолго.Через месяц Иван Васильевич

прислал в Москву гонца с двумя грамотами. Первая,” гневная” грамота была

направлена митрополиту Афанасию. В ней государь описывал все беззакония

боярского правления, перечислял вины бояр и обвинял митрополита и духовенство

в зловредном пособничестве боярам. Вторая, ”слезная”, грамота предназначалась

“посаду, всем людям” и читалась в собрании народа . В этой грамоте царь

заверял московских посадских людей в том , что зла и гнева на них не держит ,

явно стремясь заручиться их поддержкой.

Отъезд царя ошеломил столицу. Духовенство, бояре,сановники, приказные люди

просили митрополита умилостивить государя.Чтобы “ударить челом царю и

плакаться”, в Александрову слободу отправилась представительная делегация от

духовенства ,бояр, дворян, приказных людей, купцов и посадских. Выслушав этих

посланцев “всего народа”, Иван Грозный согласился вернуться в Москву, но на

определенных условиях.В самом общем виде они заключались в следующем:

отныне царь будет по своему усмотрению”невозбранно казнить изменников опалою,

смертию, лишением достояния”,без всяких претензий со стороны духовенства.

2 февраля 1565г. Иван Васильевич торжественно въехал в столицу , а на другой

день объявил духовенству, боярам и знатнейшим чиновникам об учреждении

опричнины.

Что же такое опричнина Ивана Грозного? Термин “опричнина”

происходит от старославянского “опричь”- кроме, поэтому опричников называли еще

кромешниками. В Древней Руси опричниной называли ту часть княжества , которую

после смерти князя выделяли его вдове “опричь” всех уделов. Царская реформа

включала три группы мероприятий:

1.В системе централизованного государства Иван Васильевич выделил “опричь” всей

земли значительные территории на западе, севере и юге страны, которые и

составили его особое личное владение- государев узел или опричнину.

Верховное управление и суд в государевом уделе осуществляла опричная Боярская

дума. В опричнину вошли города Можайск, Вязьма, Козельск, Перемышль, Суздаль,

Шуя, Галич, Юрьевец, Вологда, Устюг, Cтарая Русса и ряд высокодоходных

волостей. К опричнине отошли важные торговые пути на север и восток,

основные центры соледобычи и стратегически важные форпосты на западных и

юго-западных границах. Из всех городов, уездов, волостей и с

улиц, перешедших в государственный удел , надлежало насильственно выселить всех

князей, бояр, дворян и приказных людей, если они добровольно не записывались

опричниками.

2.Для своей охраны государь создал из князей , бояр, дворян и детей боярских

гвардию телохранителей. Первоначально опричный корпус не превышал 1000 человек,

но вскоре особое войско было доведено до 5000 человек. Отбор опричников

производил сам Иван Васильевич в торжественной обстановке в Большой палате

Кремлевского дворца. Каждый опричник отрекался от своих родных и обязывался

служить только царю.За все это государь жаловал всех отобранных имениями и

землей в тех городах и волостях, откуда выселялись князья, бояре, дворяне и

приказные люди, не пожелавшие вступить в опричнину...Опричники носили черную

одежду. К седлу они прикрепляли собачью голову и метлу. Это были знаки их

должности , состоявшей в том , чтобы выслеживать, вынюхивать и выметать измену

и грызть государевых злодеев - крамольников. Князь Курбский в своей

Истории царя Ивана пишет , что царь со всей Русской земли собрал себе

“человеков скверных и всякими злостью исполненных” и обязал их страшными

клятвами не знаться не только с друзьями и братьями , но и с родителями , а

служить единственно ему и на этом заставлял их целовать крест.

[6]

3.Та часть государства ,которая осталась за пределами государева удела-

опричнины , стала именоваться земщиной. Текущими государственными

делами здесь по прежнему занималась земская Боярская дума и приказы, но часть

дьяков царь взял в опричнину. Высшей инстанцией и в судебных делах, и в

области международных отношений , как и прежде ,был царь.

4 февраля 1565г.,т.е. на второй день после учреждения опричнины, началась

новая полоса жестоких расправ за “великие изменные дела” с теми , кто до сих

пор исправно служил государю. Одних бояр и князей казнили , других постригли

в монахи и сослали в отдаленные монастыри и т.д. Имущество всех опальных было

конфисковано. Опричники громили боярские дома , растаскивали имущество,

угоняли крестьян.

Есть все основания думать ,что опричники расправлялись с неугодными царю

лицами!..

Очевидно,царь видел в своем двоюродном брате Владимире Старицком главного

противника.В 1556 г. он отобрал у своего кузена в орпичнину значительную часть

его удела.Таким образом Иван Грозный лишил старицкого князя последней опоры -

поддержки старицких феодалов. Итак, главная цель ведения опричнины- борьба

с пережитками политической децентрализации.

Опричный террор наносил безжалостные удары не только по боярской и княженской

знати, но и по всему населению тех владений, куда врывались опричники, где они

бесчинствовали и грабили “всех и вся” без какого-либо разбора.

Опричнина была в руках царя мощной военно-карательной организацией.

Естественно ,что опричнина очень скоро вызвала недовольство и озлобление

против царя не только среди феодальных верхов , но и в массе простого

народа...

... Александрова слобода стала второй столицей Российского государства. В ней

Иван 4 прожил семнадцать лет, замаливая с опричниками грехи перед Богом и

продолжая чинить суд и расправу над своими противниками. Государь уничтожил

много честных, нужных России людей(дело боярина Федорова; убийство

митрополита Филиппа; убийство старицкого князя Владимира Андреевича и др.)

На Земском соборе в 1566 году группа князей и бояр обратилась к царю с

челобитной , в которой просила отмены опричнины . Грозный ответил на это

усилением кровавого террора. Около двухсот челобитчиков было казнено. Против

опричнины выступило высшее духовенство. Его недовольство было вызвано

стремлением царя полностью подчинить церковь государству и отнять у монастырей

часть их земельных владений. Митрополит Филипп открыто осуждал действия

опричников. Однажды в Успенском соборе он гневно спросил царя :”До каких пор

будешь ты без вины проливать кровь верных людей ? !..” По распоряжению

Грозного Филиппа сослали в монастырь. Через некоторое время он был задушен в

келье главарем опричников Малютой Скуратовым.

Братоубийство вызвало смутные толки в народе, и тогда очень кстати появился

безымянный донос о том, что новгородцы замышляют измену и намереваются

“отдасться под власть Литовского княжества”.

В конце 1568г. Иван Грозный с сыном Иваном возглавил карательную экспедицию в

Новгород. Втайне подготовленный поход 15 - тысячного опричного войска по родной

земле был отмечен проявлением крайней жестокости царя и бессмысленным кровавым

и разбойным разгулом его слуг- опричников. Были разграблены Клин ,Тверь и

Торжок. В самом Новгороде безудержная расправа над горожанами продолжалась 40

дней. За это время из церквей и монастырей были изъяты все ценности, опричники

избивали и грабили всех подряд, не разбирая правых и виноватых. Потом царь

направился в Псков. Псковичам посчастливилось избежать погрома , но не казней.

Царь ушел из Пскова, прихватив церковную казну . Новгородско- псковский

поход Грозного нанес большой урон наиболее развитым районам России и этим

ухудшил ее экономическое и военное положение. Самые скромные подсчеты числа

казненых в Новгороде говорят о 2-х - 3-х тысячах жертв.

Многие знатные новгородцы были под стражей отправлены в Александрову слободу.

5 месяцев велось следствие, результаты которого стали известны летом 1570г.,

и неожиданно в число обвиняемых по делу о “новгородской измене” попали многие

из руководителей самих опричников. Жестокой казни подверглись фактически глава

опричнины Алексей Данилович Басманов и его сын Федор, любимец царя и др. Тогда

в течение нескольких дней было казнено свыше 100 человек .

В годы опричнины и Ливонской войны положение главных производителей страны

крестьян - еще больше ухудшилось : возросла не только барщина , но наряду с ней

увеличился и оброк. Иначе и быть не могло! Опричная дубина , ударяя

одним концом по вельможной знати , еще сильнее ударила по крестьянину и

посадскому чеговеку, причинив им неисчислимые беды.

В конечном счете опричнина ликвидировала политическую раздробленность, но

вызвала в стране еще большее обострение противоречий. В 1572 г. Иван

Грозный отменил опричнину и даже запретил под страхам наказания кнутом

упоминать это ненавистное в народе слово. Опричные и земские территории ,

опричные и земские войска, опричные и земские служилые люди были объединены ,

восстановилось единство Боярской думы. Некоторые земские получили назад свои

конфискованные вотчины. Но казни продолжались и после опричнины.

Целая эпоха кровавых казней, которым русское общество подвергалось в период

опричнены, является карой несоответственно тяжкой. Ведь умели же дед и отец

Иоанна IV управлять державой без всяких массовых репрессий. А их внук и сын

использовал опричные порядки в качестве боевого топора, обрушившегося на

головы виновных и невинных порой без суда и следствия.

Опричнина оказалась страшной аномалией в жизни страны, зловеща переплетя новое

со старым . Политика укрепления центральной власти проводилась в весьма

архаичной форме , и нередко под лозунгом возврата к старине: ликвидация

последних удельных владений сопровождалась созданием нового , государева удела

- опричнины и системы дублирующих друг друга приказов и дум, что повлекло за

собой обособление земщины. Безудержное стремление Грозного к усилению

личной власти и его варварские методы борьбы с политическими противниками

накладывали на все мероприятия опричных лет ужасающий отпечаток деспотизма.

[1] С.М.Соловьев “Сочинения . История

России с древнейших времен .“ Книга 3. Том 6 .Глава 4. стр.509

[2] И.А.Заичкин, И.Н.Почкаев “Русская история (популярный очерк)”, стр.302

[3] С.М.Соловьев “Сочинения.История России

с древнейших времен .“Книга 3. Том 6 .Глава 4. стр.511

[4] C.Г. Пушкарев “ Обзор русской истории”, стр. 153

[5] С.М.Соловьев “Сочинения.История России

с древнейших времен .”Книга 3. Том 6 .Глава 4. стр.529

[6] В.О.Ключевский “

СОЧИНЕНИЯ В ДЕВЯТИ ТОМАХ (Курс русской истории, часть 2”,стр. 169 (лекция 19

)



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты