Доклад: А.В. Суворов

Доклад: А.В. Суворов

Доклад

По историии

Суворов

Александр

Васильевич

Суворов Александр Васильевич [13(24).11.1729 или 1730, Москва, - 6(18).

5.1800, Петербург, похоронен в Александро-Невской лавре], граф Рымникский

(1789), князь Италийский (1799), русский полководец и военный теоретик,

генералиссимус (1799). В детстве под руководством отца генерала Василия

Ивановича Суворова (1705-75), соратника Петра I, изучал артиллерию,

фортификацию, военную историю и иностранные языки, закалял свой слабый от

рождения организм физическими упражнениями. В 1742 записан солдатом в

лейб-гвардии Семёновский полк, в котором в 1748 начал службу капралом. В 1754

произведён в офицеры и направлен поручиком в Ингерманландский пехотный полк. В

1756-1758 служил в Военной коллегии. Во время Семилетней войны 1756-63с 1758 на

штабных и командных должностях, участвовал в Кунерсдорфском сражении 1759, во

взятии Берлина (1760) и Кольберга (1761). В 1762 произведён в полковники и

назначен командиром Астраханского пехотного, а в 1763 - Суздальского пехотного

полка (до 1769). В 1764-65 составил и ввёл в действие так называемое "Полковое

учреждение" - оригинальное наставление о воинском распорядке, правилах обучения

и воспитания офицеров и солдат. В 1768-1772, командуя полком, бригадой и

отдельными отрядами в корпусе генерала И. И. Веймарна, действовал в Польше

против войск Барской конфедерации, нанёс им поражения под Ореховом (1769),

Ландскруной, Столовичами (1771) и овладел Краковским замком (1772). В 1770

произведён в генерал-майоры. В 1772 командовал Санкт-Петербургской дивизией. В

1773 по личной просьбе направлен на театр русско-турецкой войны в 1-ю армию

генерала-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского. В мае - июне 1773 отряд С.

дважды форсировал Дунай и разбил турок у Туртукая. В сентябре 1773 руководил

обороной Гирсово и отбросил турецкие войска. В июне 1774 вместе с генералом М.

Ф. Каменским нанёс поражение 40-тысячному турецкому корпусу при Козлудже. В

августе 1774 по приказу императрицы Екатерины II направлен с войсками для

подавления Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева, но

восставшие были разбиты до прибытия С., которому пришлось лишь сопровождать

захваченного в плен Пугачева в Симбирск. В 1774-86 командовал дивизиями и

корпусами в различных районах России; руководил сооружением Кубанской

укрепленной линии и усилением обороны Крыма, предотвратил в 1778 высадку

турецкого десанта в Ахтиарской бухте, чем была сорвана попытка Турции развязать

новую войну в невыгодной для России международной обстановке. В 1786 С. был

произведён в генерал-аншефы. В начале русско-турецкой войны 1787-91 командовал

30-тысячным корпусом, оборонявшим побережье в районе Херсон - Кинбурн, и

уничтожил турецкий десант около Кинбурна (октябрь 1787). В 1788 участвовал в

осаде Очакова, где был ранен (всего за время боевой деятельности С. получил 6

тяжёлых ранений). В 1789 командовал дивизией в Молдавии и, руководя действиями

русских и союзных австрийских войск, разгромил превосходящие силы турок в

сражениях при Фокшанах (июль 1789) и Рымнике (сентябрь 1789). В 1790 С.,

командуя 30-тысячным осадным корпусом под Измаилом, в течение 2 недель

подготовил штурм этой сильнейшей крепости и 11(22) декабря 1790 овладел ею. В

1791-94 командовал различными соединениями в Финляндии и на Юге России,

руководил строительством укреплений на границах России. В августе 1794 назначен

командующим русскими войсками, направленными для подавления Польского восстания

1794. В сентябре - октябре С. нанёс поражения войскам повстанцев (при

Крупчицах, под Брест-Литовском, Кобылкой и др.), его войска штурмом овладели

предместьем Варшавы Прагой и заняли Варшаву; при этом С. проявил гуманное

отношение к "мятежникам" (отпустил пленных, запретил реквизиции, требовал не

допускать "обид жителям" и т. д.). Екатерина II, произведя С. в фельдмаршалы, в

октябре 1795 отозвала его из Польши. Приняв в 1796 командование войсками на юге

(в Тульчине), С. написал знаменитое произведение "Наука побеждать", обобщавшее

многолетний опыт обучения и воспитания войск. "Наука побеждать" явилась прямым

протестом на новый воинский устав императора Павла I, заимствованный у прусской

армии. Критика павловского устава и отказ С. выполнить приказ императора

привести подчинённые ему войска "в мой порядок" повлекли за собой увольнение С.

из армии [6(17) февраля 1797] и ссылку в с. Кончанское Новгородской губернии. В

связи с образованием 2-й антифранцузской коалиции с участием России Павел I по

просьбе союзников в феврале 1799 назначил С. главнокомандующим русскими

войсками, направленными в Италию; С. были подчинены и австрийские войска. В

ходе Итальянского похода Суворова 1799 русско-австрийские войска под его

командованием в апреле - августе разгромили в ряде сражений французские войска,

освободив от них всю Северную Италию. Блестящие победы С. были одержаны вопреки

интригам и вмешательству австрийского гофкригсрата (придворного военного

совета), который крайне затруднял его действия. Разработанный С. стратегический

план дальнейших военных действий, предусматривавший наступление его армии

вместе с воссоздаваемой пьемонтской армией на Гренобль - Лион - Париж во

взаимодействии с австрийской армией эрцгерцога Карла, которая должна была

наступать из Швейцарии, был сорван Австрией. Её правительство стремилось

развязать себе руки для захвата Италии и добилось согласия Павла I на

переброску войск С. в Швейцарию. "Меня прогнали в Швейцарию, чтобы там

уничтожить", - писал С. Однако в беспримерном в военной истории Швейцарском

походе Суворова 1799 русские войска в сентябре преодолели исключительные

трудности и вышли из окружения. В октябре 1799 Павел I разорвал союз с Австрией

и отозвал войска С. в Россию. С. вновь подвергся царской опале за нарушения

"высочайшего устава" и вскоре умер.

Cуворов, опираясь на вековые военные традиции России, возродил и развил

прогрессивные черты петровской армии в области организации, боевой подготовки

и военного искусства. С. был одним из самых образованных военных деятелей 18

в.; он знал математику, философию, историю, владел немецким, французским,

итальянским, польским, турецким языками, а также немного арабским, персидским

и финским языками; в совершенстве знал фортификацию; изучал состояние

современных иностранных армий, внимательно следил за ходом военных и

политических событий в Западной Европе, будучи постоянным подписчиком многих

иностранных газет, журналов, научных изданий. Политическим идеалом С. была

"просвещённая монархия". Являясь сторонником самодержавия, представителем и

защитником классовых интересов дворян-помещиков, С. в то же время осуждал

"тиранство" самодержцев (Екатерины II, Павла I), резко критиковал придворные

нравы (фаворитизм, протекционизм, праздность, угодничество, карьеризм),

насаждавшиеся при Павле I прусские военные порядки и "бесполезную жестокость

в войсках". Независимость суждений С., его огромный авторитет в армии

вызывали недоверие к нему со стороны правительства и были поводом для

постоянных унижений, опал и тайного надзора.

Патриотизм С. был основан на идее службы отечеству, глубокой вере в высокие

боевые способности русского воина ("в свете храбрее россиянина нигде нет"), в

военный талант своих подчинённых и учеников (М. И. Кутузова, П. И.

Багратиона, М. И. Платова, М. А. Милорадовича и др.). С. проявлял гуманное

отношение к мирному населению и пленным ("не меньше оружия поражать

противника человеколюбием"), сурово преследовал мародёрство.

Военно-теоретическая и практическая деятельность С. отражена в его огромном

литературном, документальном и эпистолярном наследии, включающем "Полковое

учреждение", "Науку побеждать", различные наставления, инструкции, приказы,

диспозиции, памятные записки, переписку с военными и государственными

деятелями. Оно характеризует С. как выдающегося военного теоретика, стратега

и тактика, глубоко понимавшего проблемы военного дела, во многом опередившего

своё время, создавшего оригинальную систему взглядов на способы ведения войны

и боя, обучения и воспитания войск, основавшего свою прогрессивную школу

военного искусства. Одержав множество побед над сильными противниками, С.

снискал славу непобедимого и обогатил военную практику блестящими примерами

успешных действий в трудных условиях, а военную науку - новыми идеями и

положениями, составившими в совокупности суворовскую "науку побеждать". В

области стратегии С. считал, что война должна быть по возможности

скоротечной, для чего необходимы своевременная и энергичная мобилизация всех

сил и средств для её успешного ведения с учётом международной обстановки, сил

и намерений противника, постановка перед вооружёнными силами решительных

целей, быстрота наступательных действий с целью разгрома прежде всего живой

силы противника. С. был решительным противником господствовавшей в то время в

европейских армиях кордонной стратегии. Он рассматривал маневр войск на

театре военных действий не как самоцель, а как средство уничтожения

источников снабжения и пополнения противника, сосредоточения своих сил против

его "слабого пункта" для решительного удара в полевом сражении. Следуя

принципу "держать по возможности все силы свои в совокупности", С.

предвосхитил стратегическую идею массирования сил, обычно приписываемую

Наполеону I. С. учил, что успех сражения обеспечивают тщательная разведка

(войсковая, агентурная), скрытность замыслов и действий, внезапность удара.

Громадное значение придавал он фактору времени: "расчёт времени есть главное

правило ведения войны", "от единого иногда мгновения разрешается жребий

сражения". Непримиримый враг догматизма и шаблона, С. учил: "все кампании

различны между собой", "никакой баталии в кабинете выиграть не можно и теория

без практики мертва". Резко критикуя систему руководства боевыми действиями с

помощью составляемых "для проформы" "примерных планов кабинетов" без учёта

постоянно изменяющейся обстановки, С. считал, что главнокомандующий должен

обладать полнотой власти. Он строго учитывал обстановку и характер театра

военных действий (топография, климат, время года, сырьевые ресурсы, речные

системы, дороги и др.), особенности противника, возможности привлечения в

свою армию местного населения (славян и греков в русско-турецких войнах,

итальянцев и швейцарцев в войне с Францией). Большое внимание С. уделял

задачам обеспечения армии людскими и материальными резервами, транспортными

средствами, чёткой работе квартирмейстерской и штабной служб. Считая

наступление главной формой боевых действий, С. не пренебрегал обороной и

"великим принципом": "никогда не надо слишком удаляться от своих ресурсов".

Тактика С. была органически связана с его наступательной стратегией и носила

решительный характер. С. применял в бою различные боевые порядки: линии,

каре, колонны (полковые, батальонные, взводные и другие) и их сочетания. Ещё

в 1778 он пришёл к выводу о преимуществе применения колонн: "... колонна та

гибче всех построениев, быстра в её движении, ежели без остановки, то всё

пробивает". Действия колоннами сочетались с действиями пеших и конных егерей

в рассыпном строю перед фронтом и на флангах боевого порядка. С. нередко

проводил бои ночью. При действиях против крепостей отдавал предпочтение

решительному и тщательно подготовленному штурму перед длительной осадой. В

1799 С. разработал "Правила ведения военных действий в горах". Тактическим

приёмом С. являлась быстрота движения войск в наступлении с целью сократить

потери в зоне действительного огня и сохранить силы для штыковой атаки. В то

же время С., увеличив запас ружейных патронов до 100 на солдата, требовал

прицельной стрельбы. С. тщательно и детально разрабатывал диспозиции

сражений, осад, штурмов крепостей. Вместе с тем после отдачи общего приказа

он предоставлял командирам дивизий и корпусов право действовать "наилучшим

образом" по их усмотрению "в зависимости от местных условий". Большое

внимание С. уделял боевой подготовке войск. Он обучал своих солдат "во всякое

способное время" в мирной и военной обстановке, настойчиво проводя свой

принцип: "легко в ученье - тяжело в походе, тяжело в ученье - легко в

походе". С. ввёл в боевой подготовке "сквозные атаки", то есть двусторонние

манёвры армии, во время которых отрабатывались наступление, оборона,

встречный бой, действия на пересечённой местности, преследование и т. д.

Воспитывая войска в духе "смелой нападательской тактики", С. всеми мерами

развивал у подчинённых инициативу. Не только офицерам, но и унтер-офицерам и

солдатам сообщалось о плане предстоящих действий, так как "каждый воин должен

понимать свой маневр". Инициативу, предприимчивость, храбрость С. поощрял

боевыми наградами, способных (в том числе солдат и унтер-офицеров) продвигал

по службе. С. постоянно заботился о высоком морально-боевом духе войск,

воодушевлял солдат в трудном походе своим красноречием и юмором. С.

воспитывал у них чувство товарищества, профессионального достоинства,

заботился о военной выправке, опрятности и нравственности солдат, выступал

против бессмысленной муштры и жестокого обращения с ними. От подчинённых

требовал грамотности и сообразительности, не терпел "леноумия" и

"немогузнайства". С. поддерживал строгую военную дисциплину, но всегда

считался с обстоятельствами, смягчающими вину нарушителя. Он проявлял

неустанную заботу о здоровье и физической закалке солдат, санитарном

состоянии казарм и лагерей, хорошем питании, обеспечении удобным и тёплым

обмундированием и обувью; ввёл весьма передовые для своего времени "Правила

медицинским чинам". В результате в войсках С. резко сократились заболевания,

которые были бичом армий 18 в. В дореволюционной России лишь передовые

военные деятели и писатели признавали заслуги С., в некоторых официальных

трудах его военное наследие либо оставлялось без внимания, либо искажалось. В

СССР было положено начало подлинно научному изучению военного наследства С.,

изданы его труды. 29 июля 1942 Президиумом Верховного Совета СССР был

учрежден военный орден Суворова 3 степеней; 21 августа 1943 пост. СНК СССР и

ЦК ВКП (б) были созданы Суворовские училища. В СССР существуют музеи С. в

Ленинграде, Новой Ладоге, Очакове, Измаиле, Кобрине, с. Кончанском

(Новгородская область), с. Тимановке (Винницкая область), с. Ундол

(Владимирская область). Памятники С. воздвигнуты: в Ленинграде (скульптор М.

И. Козловский, 1801), Новой Ладоге (В. А. Вернер. 1948); в Очакове (1907),

Измаиле (1945), Тульчине (1954) - все Б. В. Эдуарде; в Кобрине (М. Е.

Роберман), Херсоне (Е. Н. Рукавишников, 1950), с. Тимановке, Симферополе,

Калининграде, Кончанском, а также в Рымнике (Румыния). В честь С. названы

населённые пункты - с. Суворово (Пензенская область), с. Кончанское-Суворово

(Новгородская область), с. Суворове (близ Козлуджа, Болгария).



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты