Диплом: Происхождение древних славян

севернее их и менее подвергшиеся разрушению, стали расселяться на юг, причем

эта волна расселения была более мощной, чем некогда на север. В области

Среднего и Верхнего Поднепровья праславянские группировки, объединившие

известных по летописи северян, полян, бужан, и уличей, в третьей четверти

первого тысячелетия н.э. создают одно из древнейших восточно-славянских

государственных объединений, получившее в источниках название "Русская

земля", в которую не вошли лежавшие рядом западные земли древлян, дреговичей,

волынян (дулебов), хорватов.

В сложных условиях формировались северные восточно-славянские племена

вятичей, кривичей, словенов новгородских. Они также были потомками

зарубинецких племен, однако включали в себя элементы как славянские, так и

балтские.

Вопрос о том, откуда и какими путями продвигались славяне, осевшие в

Новгородской земле в середине первого тысячелетия н.э. на археологическом

материале, как утверждает В.В. Седов, пока не сможет быть решен.

Можно утверждать, что обширные пространства Верхнего Поднепровья и Полоцко-

Витебского Подвинья вплоть до 7 века были заселены племенами днепровских

балтов. Отметим немаловажный факт, что славяне, расселившиеся в бассейне озер

Ильмень и Псковского, какое-то время были отрезаны от основной массы

славянства. Подобная картина расселения славян наблюдается и в начале

средневековья в некоторых других регионах Европы.

В 6-7 веках, можно сказать, завершается период праславянской истории.

Расселение славян на обширнейших пространствах, их активное взаимодействие с

иноэтничными племенами привели к культурной дифференциации славянского мира и

членению единого языка на отдельные славянские языки. Происходит складывание

современных славянских народов, у которых образуются общественные классы с их

противоречиями и начинают возникать первые государственные образования:

княжества Само в Моравии и Чехии, Прикарпатское на Волыни, Болгарское

государство на Дунае, в междуречье Днестра, Днепра и Волги - государство

Киевская Русь или "Русская земля". Так в 8-9 вв. наступает новый этап

славянской истории, расширение племенных союзов и образование государств.

Налицо были тенденции к индивидуализации, к выделению в 8 -9 веках из массы

общинников отдельных лиц. Вероятно, первыми пытались обособиться

представители общинной знати. Началось выделение индивидуальных семей.

Исследуя закономерности перехода различных обществ от варварства к

цивилизации, сегодня ученые отмечают, что военно-демократические структуры не

перешли прямо в государственные, а сменились другими, догосударственными, но

основанными уже на изоляции большинства населения от управления обществом.

Именно этот период исследователи называют "вождество". Для общества на этой

стадии характерным является то, что в нем уже существует социальное и

имущественное неравенство, но еще отсутствует легализированный аппарат

принуждения. Так вот, этническая общность восточных славян 8-9 вв. накануне

образования у них государственности, по мнению современных историков, вполне

может быть реконструирована как общность периода "вождества".

На самом рубеже между доклассовым и классовым обществами (напомним, что

основой деления общества на классы является частная собственность) сородичи,

принося вождю дань из продуктов своего труда, еще ожидали от него поддержки в

случае нужды. От этой системы взаимоотношений остался только шаг к тому

моменту, когда знать стала обладать (узурпировала) правом собирать и

распределять в своих целях часть прибавочного продукта: "...натуральные

повинности общинников в пользу общины превратились в феодальные повинно

Формирование государства у славян шло двумя основными путями: 1) В Великой

Моравии, на Руси, в Польше и Чехии - через подчинение одному союзу племенных

княжеств других союзов) в Сербии, Хорватии, Словении - в пределах одного

союза племенных княжеств. Особым путем формировалось Болгарское государство.

Здесь произошло объединение славянского союза племенных княжеств с

иноэтнической общностью - протобалгарами.

За исключением территории к югу от Дуная, отнятых славянами у Византийской

империи, славянские государства возникли в областях, не входивших в зону

античной цивилизации, и феодальные отношения у них в отличие от Западной

Европы складывались "бессинтезным", а потому замедленным путем.

Процесс распада первобытнообщинных и возникновение феодальных отношений у

славян к IX столетию зашел столь далеко, что неизбежно должно было возникнуть

государство, ибо государство возникает там, где создаются условия для его

появления в виде деления общества на классы.

Имущественное и социальное расслоение среди общинников привело к выделению из

их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть

общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания

своего господства в государственных структурах.

Процессы разложения первобытнообщинного строя и раскол общества на классы

предшествуют образованию древнерусского государства и протекают имманентно,

конечно в связи со внешним миром, свидетельством чего являются и внешняя

торговля, и монеты, и клады, но без решающего участия его во внутренней жизни

славянского населения Центральной Европы.

Рассказывая об истории Чехии раннего средневековья, мы не раз прибегнем к

"Чешской хронике", составленной в 1113 г. Козьмой, деканом пражской церкви.

Пражская церковь, или пражский капитул, была основана одновременно с пражской

еписко-пией в 973 г. Хроника Козьмы Пражского является древнейшим из

сохранившихся сводом древнечеш-ской истории, и ее свидетельства трудно

переоценить. Козьма так пишет о прошлом чешских земель: "В те времена

поверхность этой страны покрывали большие леса, не населенные людьми; их

наполнял шум роившихся там пчел, пение различных птиц. Лесов было бесконечное

множество, подобно песку у моря или звездам на небе; леса беспрепятственно

простирались, и стадам животных едва хватало земли. Табуны лошадей можно было

бы сравнить только разве с саранчой, скачущей летом по полям. Там было много

прозрачной воды, пригодной для употребления человеком, а также рыбы, вкусной

и полезной для еды. Удивительно, насколько высоко расположена эта область. В

этом легко можно убедиться, ибо ни одна чужая река не втекает сюда, но все

потоки, малые и большие, беря начало в различных горах, поглощаются одной

большой рекой, под названием Лаба, и текут отсюда в Северное море".

Девственность чешских лесов, свежесть речных долин и чистота вод и во времена

Козьмы не были легендой, хотя топор и плуг уже вовсю преобразовывали

ландшафт, а молотки каменщиков без устали украшали его рукотворными

памятниками.

О первом поселении чехов в бассейне реки Влтава (левый приток Лабы) Козьма

пишет: "Люди расположили свои первые поселения возле горы Ржип, между двумя

реками, а именно, между Огржей и Влтавой; здесь они основали свои первые

жилища..."

Гора Ржип имеет высоту 456 м. Она высится над левым берегом Лабы, между

устьями рек Влтава и Огрже, в 30 км севернее Праги.

К востоку от русла Лабы в долинах северо-востока Чехии в раннем средневековье

жили представители славянского союза хорватов. В V—VI вв. часть славян,

населявших долины Карпат, выдвинулась к западу и югу от верхней Лабы. То была

эпоха расцвета археологической культуры Прага — Корчак. В ту пору славяне шли

на берега голубого Дуная.

Долина Лабы в районе горы Ржип приглянулась славянам неспроста. Славян

привлекли плодородие почв, обилие воды и богатство лесных промысловых угодий.

Козьма вложил такие слова в уста славянского старейшины: "Это та, именно та

страна, которую я, как помню, часто обещал вам: никому не подвластная, полная

зверя и птиц, меда и молока; воздух, как вы сами убедитесь, приятный для

жительства. Со всех сторон много воды, изобилующей рыбой".

Согласно преданию, приведенному Козьмой, славяне назвали страну именем своего

предводителя: "... и если твое имя Чех, то пусть и страна будет названа

Чехией". Таким образом был назван чешским и союз славян осевших вокруг горы

Ржип в V — VII вв. Древнейшего названия союза славян, из недр которого вышли

чехи, мы не знаем. Вероятнее всего то были хорваты, ибо именно хорваты в

эпоху летописания занимали северо-восток Чехии. Хотя чехи могли идти и от

сербов, сидевших к северу от Чехии, на берегах средней Лабы.

Любопытно свидетельство Козьмы о выделении родовой знати, позже

переродившейся в феодалов: "... если только ... в составе рода оказывался

кто-либо, обладающий лучшими нравами и более уважаемый за свое богатство,

люди добровольно обращались к тому человеку без его вызова, без свидетельства

с печатью и с полной свободой толковали о своих спорных делах и о тех обидах,

которые им нанесены. Среди таких людей выделился некий человек, по имени

Крок, его именем назван град, заросший теперь уже деревьями и расположенный в

лесу, что близ деревни Збечно".

В VIII — IX вв. лидеры славянских родов, подобные рассудительному,

добронравному и состоятельному Кроку, стали обзаводиться собственными

дружинами, собиравшими дань с окрестных селений. И не так важно, реальна ли

фигура Крока или выдумана Козьмой, важна характеристика зачатков расслоения в

некогда достаточно однородном, имевшем избиравшихся лидеров, обществе славян

древнейших эпох. Хотя едва ли и в древнейшие эпохи славяне не делились как

минимум на три слоя — аристократию, духовных апологетов и простых общинников.

Но все же славяне из числа наиболее достойных именно выбирали лидера и всегда

могли его заменить.

Согласно хронике у Крока были три дочери. Старшую звали Кази. Она искусно

врачевала людей, знала свойства трав и была прорицательницей. Кази была

погребена под курганом. Курган насыпали "... на берегу реки Мжи (совр. р.

Бероун-ка) у дороги, которая ведет в область Бехин и проходит по горе Осек".

Область Бехин расположена на юге Чехии. Ее отождествляют с краем, занятым

союзом дудлебов (дулебов). То были ближайшие сородичи дулебов в VI в., живших

на Волыни. Возможно, часть дулебов в VI—VII вв. бежала от притеснений авар с

Волыни в Чехию под защиту государства Само. Местоположение горы Осек не

понятно.

Вторую дочь Крока звали Тэтка. Это была "женщина тонкого вкуса, свободно, без

мужа жила". Тэтка выстроила город на берегу реки Мжи (р. Бероунка) и назвала

его своим именем Тэтин. Он расположен вблизи современного города Бероун.

Тэтин был поставлен на вершине крутой горы и надежно защищен природой. Козьма

пишет, что Тэтка научила народ поклоняться лесным и водяным нимфам.

Тут Козьма, бывший христианином, досадует: "До сих пор многие крестьяне

поклоняются язычникам: один почитает огонь и воду, другой поклоняется рощам,

деревьям и камням, а третий приносит жертвы горам и холмам и просит глухих и

безмолвных идолов, которых он сам же создал, защитить его и его дом".

Третью дочь Крока звали Либуша. Она превосходила сестер мудростью. Либуша

обладала даром прорицания и после кончины отца была избрана в судьи. Либуша

основала город Либушин [около Смечны на Сланску). "Очень мощный град возле

леса, который тянется до деревни Збечно".

Однажды Любуша была оскорблена земледельцем, заявившим, что "у всех женщин

волос долог, а ум короток. Лучше мужчинам умереть, чем терпеть подобное".

Чехи потребовали князя-мужчину. Либуша посоветовалась с сестрами и, созвав

собрание, с высокого престола возвестила народу: "Вон за теми горами...

находится небольшая река Билина, на берегу которой расположена деревня,

известная под названием Стадице. А в ней имеется пашня в 12 шагов длиной и во

столько же шагов шириной (древнечешская мера земли). Как ни удивительно, но

пашня эта хотя расположена среди стольких полей, тем не менее она не

относится ни к какому полю. На этой пашне на двух пестрых волах пашет ваш

князь... приведите его себе в князья, а мне в супруги. Имя же этому человеку

Пржемысл, он выдумает много законов, которые обрушатся на ваши головы и шеи,

ибо по латыни это имя означает "наперед обдумывающий" или "сверх

обдумывающий". Потомки же его будут вечно править в этой стране".

Деревня Стадице расположена на севере Чехии, в долине реки Билины (левый

приток Лабы), вблизи города Усти над Лабой. В раннем средневековье данная

местность населялась славянским союзом лемузов. Чешские короли подчеркивали

свое уважение к преданию о Стадицах и выделяли в долине Билины наделы,

считавшиеся фамильной собственностью Пржемысловичей. На берегу Билины селили

"дедичей". Это были земледельцы, обладавшие особыми привилегиями,

гарантированными королями.

Но вернемся к хронике Козьмы. Либуша дала послам, не ведавшим дороги, коня и

сказала: "Что же вы медлите? Идите спокойно, следуя за моим конем: он поведет

вас по правильной дороге и приведет обратно, ибо уже не раз доводилось ему

ступать по ней".

Пржемысл пас волов, когда посольство приблизилось к Стадице. Выслушав от

пришедших призвание в князья, Пржемысл отобедал с послами и сделал такое

заявление: "... Знайте, из нашего рода многие родятся господами, но

властвовать будет всегда один. И если бы госпожа ваша не спешила столь с этим

делом, выждала бы некоторое время веление рока и не прислала бы столь быстро

за мной, то земля ваша имела бы столько господ, сколько природа может

создавать благороднорожденных".

Затем Пржемысл облачился в княжеские одежды, сел на коня и взял с собой в

поход навстречу короне лапти, сплетенные из лыка. Поздний чешский хронист

Пулькава сообщает о том, что лапти и сума Пржемысла сохранялись церковью при

короле Карле, и всякий раз при коронации выносились духовенством для показа

народу. Недаром Козьма пишет, что лапти и сума "хранятся в Вышеграде в

королевских палатах до ныне и во веки".

Сам Пржемысл так объяснил свой приказ сохранять лапти и суму: "Я приказал и

приказываю их сохранить вечно для того, чтобы наши потомки знали, откуда они

ведут свой род, чтобы они всегда жили в страхе и настороженности и чтобы

людей, посланных им богом, они не угнетали, не обращались с ними

несправедливо по причине надменности, ибо все мы созданы равными по природе".

Кроме того, Пржемысл сказал и такие мудрые слова: "... бывает так, что земное

достоинство, которое некогда вело к славе, будучи утеряно, ведет к бесчестью,

а бедность, побежденная добродетелью, не прячется под волчьей шкурой, а

возвышает победителя до звезд, в то время как раньше увлекало его в

преисподнюю".

Время жизни Пржемысла, Крока и его дочерей относят ко второй половине VIII в.

Во второй половине VIII в. на войну с франками поднялся князь Людевид,

сидевший в долине реки Савы (приток среднего Дуная). Не могли не ощутить

опасности, шедшей с берегов Рейна, и славянские союзы, в VIII в. сидевшие на

землях исторической Чехии. На этих землях не могли не помнить о государстве

Само VII в. Во второй половине VIII в. чехам действительно требовался

мужественный князь, способный оборонять страну.

Козьма сообщает о пророчестве Либуши о великом граде на реке Влтава. Сказала

мудрая Либуша и название будущего града — Прага. На чешском языке prah

означает порог. От этого же слова произошло название пригорода Варшавы —

Праги, стоящего над порогами на Висле. В Х в. тем же словом именовали и

днепровские пороги.

Княжеской власти союза чехов требовался собственный центр, и таковым

оказалась Прага—владычица и краса Чехии. Старые центры славянских союзов и

родов не отвечали новым требованиям. Новая власть облекалась в новые формы.

Кроме Праги Козьма указывает на строительство города Девин. По преданию этот

город выстроили воинственные девы, стремившиеся ни в чем не уступать

мужчинам. Юноши же на скале в лесной чащобе построили свой город Вышеград,

называвшийся поначалу Храстен от слова чаща. Он отстоял от Девина не далее

расстояния, позволяющего слышать звук рога.

Пржемыслу наследовал Незамысл. Незамыслу наследовал Мнат. Ему же наследовал

Воен. После его кончины Чехией правил Внислав. Вслед за ним вокняжился

Кржесомысл. Ему наследовал Неклан. Вслед за ним на высокий престол сел

Гостивит.

Все эти князья правили Чехией в IX в. Козьма о той эпохе говорит: "Не было в

то время человека, который (смог бы) с помощью письма сохранить в памяти

людей их деяния".

Сыном князя Гостивита был Борживой, супруг Людмилы, в Х в. жившей в том самом

граде Тэтин, который в VIII в. основала дочь Крока Тэтка. Город расположен в

30 км к юго-западу от Праги.

Тут мы вынуждены погрузиться в пучину европейской политики, в IX в.

захватившей Чехию в свой водоворот.

В начале IX в. Карл Великий возложил ежегодную дань на Чехию, в то время уже

в достаточной степени объединенную. Размер дани определялся 500 гривнами

серебра и 120 быками. С самого начала германцы ощутили известную

несговорчивость славян Чехии. И в 805 — 806 гг. Карл Великий послал в Чехию

войска. Славяне встретили войска в высшей степени негостеприимно.

В 846 г. Лудвиг Немецкий, возвращавшийся из похода в Моравию, где им на место

Моймира был посажен Ростислав, в Чехии потерпел сокрушительное военное

поражение. И тут Германия вместо меча в ход пустила латинский крест. Годом

ранее, в 845 г., в городе Регенсбурге вблизи рубежей Чехии были крещены

четырнадцать князей чешского, лучанского и иных западнославянских союзов. Но

этого было недостаточно для христианизации и олатынивания Чехии.

После 846 г. Чехия вступила в тесный союз с Великой Моравией, и в 890 г.

Арнульф отказался от притязаний на Чехию в пользу Святополка

Великоморавского.

Союз с Моравией имел для Чехии еще одно важное следствие. Мы помнимо том, что

в 862 г. князь Ростислав пригласил в Моравию Кирилла (Константина) и Мефодия.

И именно под эгидой первоучителей из Солуни в Чехии было принято

христианство.

Очевидно, к 863 г. славяне центра Европы ощутили острую необходимость в

духовном объединении под эгидой сложившейся в VII — IX вв. на Балканах греко-

славянской церкви. Византия служила духовным и культурным противовесом Риму,

а следовательно, и латинской Германии.

Козьма Пражский поместил в хронике бесценное свидетельство об организации

одного из западнославянских союзов IX в., именуемого лучанским.

Князь Неклан, сын Кржесомысла и отец Гостивита, а следовательно, и дед

крестившегося Борживоя, вел объединительную политику. Центром выступал союз

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты