Диплом: Культура ставропольцев в XIX ВЕКЕ

советское время педагогического института (ныне Ставропольский

государственный университет). В этой библиотеки охраняться ценнейшие редкие

издания старинных книг, особенно местных кавказских периодических изданий и

журналов.

Сельские школы имели, разумеется, библиотеки с более скромными фондами. Часто

учеников снабжали литературой учителя, которые не жалели денег из своих

скромных зарплат на приобретение книг.

В конце XIX в. в Ставрополе было пять массовых библиотек. Одну из них –

бесплатную народную библиотеку им. В.Г. Белинского – открыло “Общество для

содействия распространению народного образования” в г. Ставрополе.3

Торговлей книг занимались две лавки и четыре книжных магазина. Имелись в

Ставрополе и свои типографии, выпускавшие свои книги и газеты.

Расцвету, культуры в губернии помогали и приезжавшие в нее на жительство или на

отдых многие крупные деятели литературы и искусства. Так, в частности, созданию

библиотек в школах губернии помогала жившая несколько лет в Ставрополе

знаменитая украинская писательница Марко Вовчок.4

I-III. Гимназия.

К концу XVIII – началу XX вв. в Ставропольской губернии большое внимание стали

уделять образованию. Так в 1804г. появляется первая школа. Возникла она по

приговору городского общества. Первому учителю Полякову из общественных средств

было назначено жалование 50 руб. в год, кроме того, он мог собирать с каждого

ученика по 1 руб. за обучение “азбуки с букварем”.1 В конце

1815г. школа была преобразована в приходское училище и перешла в ведение

учебного начальства. Обучалось в ней 69 мальчиков. В 1811г. в Ставрополе

открыто уездное училище, в котором насчитывалось всего 25 учеников.2

В 1837г. это училище стало называться – мужская гимназия, которая играла

значительную роль в просвещении населения. В 1839г. в ней обучалось 129

человек, из них дети дворян и офицеров составляли 75,2%, а дети купцов – 14,7%,

дети мещан и разночинцев – 10,1%. 3

Ставропольская мужская гимназия со временем стала центром образования для

всего Северного Кавказа. В 1842г. в Ставрополе было открыто подготовительное

отделение и создан пансион для горской молодежи; гимназия начинала приобщать

к передовой русской культуре горские и кочевые народы. Здесь стала

формироваться местная интеллигенция, как славянских, так и коренных народов.

В ставропольской гимназии работали замечательные и прогрессивные педагоги. В

1850—1861 гг. её директором был Януарий Михайлович Неверов, выдающийся

педагог и просветитель. Выпускник Московского университета, он был близко

знаком со многими выдающимися людьми того времени — В. Г. Белинским, А. И.

Герценом, Н. В. Станкевичем и разделял их взгляды. Неверов стремился

воспитывать у учащихся способность размышлять, работать не памятью, а умом.

При нём в гимназии были созданы два дополнительных класса — университетский,

для подготовки к поступлению в высшие учебные заведения, и педагогический,

для подготовки учителей. Неверов был сторонником распространения просвещения

среди горских народов. При нём в гимназии сложилась замечательная традиция:

ежегодно проводить конкурс лучших сочинений на русском языке. Нередко высших

наград удостаивались кавказцы. Так, в 1853 г. высшей награды были удостоены

сочинения абазина Адиль-Гирея Кешева на тему “О сатирическом направлении в

русской литературе” и осетина Тхостов “Кавказ по сочинениям Марлинского,

Пушкина и Лермонтова”. Выпускник Ставропольской гимназии, выдающийся

осетинский писатель Коста Хетагуров посвятил памяти Неверова стихотворение:

Мы шли за ним доверчиво и смело,

Забыв вражду исконную и месть, —

Он нас учил ценить иное дело

И понимать иначе долг и честь...

Он нам внушил для истинной свободы

Не дорожить привольем дикарей...

Большое влияние на воспитанников гимназии оказывала атмосфера общественной и

культурной жизни Ставрополя, которая создавалась под влиянием тех

замечательных людей.

К.Л. Хетагуров писал в 70-х гг. XIXв.: «Ставрополь был в то время одним из

самых культурных городов на Северном Кавказе, и школьное дело было поставлено

там сравнительно хорошо».

Для улучшения просвещения в Ставрополе было создано “Общество для содействия

распространению народного образования”, а для лучшего развития искусства –

“Кружок любителей изящных искусств”, отделение Русского музыкального

общества. Все это говорит о достаточно высоком уровне развития культуры среди

интеллигенции города.

В 70-егг. количество школ стало быстро расти. Так, за 1872г. в селах

Ставрополья было открыто 10 сельских училищ, а за 1873- уже 16 сельских и 6

городских училищ, а всего в губернии стало 74 училища; через год их уже было

90.4 Если первые училища подчас не имели собственных зданий,

а ютились в церковных сторожках, крестьянских избах (даже семинария и гимназия

в Ставрополе помещались в приспособленных помещениях), то во второй половине

XIXв. Для учебных заведений стали строить специальные здания, часто

создаваемые лучшими архитекторами губернии.

Важно отметить, что к середине XIXв. в Ставропольской губернии уделялось

большое внимание женскому образованию.

В 1838г. жена учителя гимназии Крупье открыла в Ставрополе частный пансион для

воспитания девушек дворянского происхождения. В 1849г. было открыто среднее

учебное заведение – женское училище св. Александры., целью которого, как

говорилось в его уставе, было «воспитание набожных девиц, хороших матерей

семейств, скромных и попечительных хозяек». В начале 50-х гг. здесь обучалось

100 человек – «благородных девиц и дочерей купцов и почетных граждан».5

В 1855г. было начато собственного дома для училища, которое позже стало

гимназией. Деньги на строительство пожертвовал коллежский регистратор Л.Е.

Павлов. Этот очень богатый человек много сделал для развития просвещения,

культуры; он завещал свое состояние родному городу на пользу народного

образования и помощи бедным.

В 70-е-80-е гг. Ставрополь был центром просвещения и духовной жизни всего

Северного Кавказа. В его гимназии обучались русские, украинцы, осетины,

армяне, карачаевцы, кабардинцы, абазины и дети других народов Кавказа. В ней

получили образование такие деятели культуры, как Коста Хетагуров, Адиль-Гирей

Кешев, такие борцы за свободу, как Герман Лопатин, М.Ф. Фроленко, А.Ф.

Михайлов, М.И. Бруснев и другие прославившиеся люди, учащиеся издавали свой

рукописный журнал и создавали тайные кружки, читали запрещенную литературу,

готовили себя к просветительской и революционной деятельности.

В Ставрополе было две женских (позже две мужских и три женских), казачье

юнкерское училище, духовная семинария, епархиальное училище, пять начальных

училищ, три церковно-приходских и одно духовное училище.

Глава II. Православная церковь в жизни ставропольцев в XIX в.

II-I. Ставропольская духовная семинария.

Северный Кавказ одна из древнейших территорий распространения веры

Хри­стовой. Об этом свидетельствуют не только летописи (начиная с Повести

вре­менных лет, рассказывающей о пребывании на Кавказе святого апостола

Анд­рея Первозванного), но и многочисленные материальные памятники,

относя­щиеся к первому тысячелетию до Рождества Христова, а также

существова­ние среди местных народов, ныне преимущественно мусульманских,

например, кабардинцев, из древне христианских родов.

Учреждение Ставропольской Духовной Семинарии на Северном Кав­казе в1846 г.

было закономерным шагом на пути распространения и утвер­ждения Святого

Православия в этом многонациональном и неспокойном ре­гионе России.

Недостаток в образованных пастырях стал ощущаться с мо­мента основания первых

приходов. Особенно печальная ситуация склады­валась на окраинах Кавказской

области.

Преосвященный Иеремия (Соловьев) епископ Кавказский и Черно­морский (1843-

49), вступив в начале 1843 г. в управление новообразован­ной Кавказской

Епархией, нашел свою паству не в лучшем духовном со­стоянии. Среди населения

широко распространялись учения раскольников и сектантов, со стороны же

духовенства не было особенного религиозно-нравственного этому противодействия

по причине малочисленности и ма­лообразованности.

Считая открытие Семинарии в Кавказской епархии делом самой на­стоятельной

необходимости, Владыка Иеремия, в декабре 1843 г. посылает пространную

докладную записку по этому поводу в Священный Синод. В ней Преосвященный

указывает на отдаленность ближайших к Кавказской епархий Семинарий (Воронеж,

Астрахань и Екатеринослав) и на необходи­мость подготовки собственных

миссионерских кадров, в том числе, и из представителей коренных народностей

края: как для проповеди Правосла­вия среди местных народов, так и для

противодействия сектантам и рас­кольникам.

Особую помощь в организации Семинарии оказал наместник Кавказа, князь М. С.

Воронцов. Во время своей встречи с Преосвященным Иереми­ей, выразил ему свое

сочувствие и желание помочь в деле открытия Семи­нарии. Незадолго до этого об

открытии в Ставрополе Духовной Семинарии перед наместником ходатайствовал

экзарх Грузии митрополит Исидор.

Желая ускорить решение вопроса об открытии Семинарии, Владыка Иеремия, от лица

«неизвестного покровителя», пожертвовал 10000 рублей из личных сбережений в

пользу строительства будущей Семинарии.1

20 июля 1846 г. Постановление Священного Синода об открытии в Ставрополе

Кавказской Семинарии было Высочайше утверждено.

В план учебных занятий, разработанный на основе опыта Тифлисской Духовной

Семинарии, включены были следующие дисциплины: Пасхалия, История Церкви,

Библейская история, Литургика, Геометрия, Алгебра, Риторика, Поэзия,

греческий, латинский и немецкий языки, факультативно, местные языки

(калмыцкий, татарский, осетинский). На низшем отделении, как, впоследствии, и

на двух других (среднем и высшем) обучение составляло двухгодичный курс.

Учебным планом предполагалось шесть учебных дней в неделю, по четыре урока в

день. Рекомендовано было также открыть класс иконописи.

Резолюцией Священного Синода от 23 августа 1846 г. Ректором Семинарии был

определен инспектор Казанской Духовной Академии, профессор богословия

архимандрит Серафим. На должность Инспектора был определен наставник Тверской

Семинарии профессор, магистр богословия, иеррмонах Герасим.2

В сентябре 1846 г. Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Москов­ский, направил

письмо епископу Иеремии, в котором выразил горячую под­держку его начинаниям.

Официальное открытие Кавказской Семинарии со­стоялось 13 ноября, в день памяти

святителя Иоанна Златоуста. В Привет­ственном Слове Владыка Иеремия сказал, что

в Святителе Иоанне Злато­усте будущие воспитанники Семинарии «должны видеть

идеал пастыря Церкви», «в нем предуказанна цель, к достижению которой должны

быть устремлены все их силы».3

В первый год существования Кавказской Духовной Школы в ней было 5 наставников:

Ректор, Инспектор и три преподавателя. На низшее отделение Семинарии было

принято 55 учащихся.4 Воспитанникам вменялось в обязанность

посещение воскресных и праздничных богослужений.

В первые годы своего существования Кавказская Семинария была поставлена в

более благоприятные условия, чем подобные учебные заведе­ния внутренних

губерний: штатные оклады были достаточно значительны, наставниками были

определены люди молодые и энергичные. Кавказская Семинария была открыта,

главным образом, для удовлетворения местных церковных нужд, здесь получали

образование выходцы из Закавказья и Се­верного Кавказа: грузины, осетины,

абхазцы, калмыки, адыги и другие. Так Кавказская Духовная Школа служила делу

утверждения Православия, хри­стианской культуры и нравственности в этом

сложном, во многих отноше­ниях, регионе России.

Большое значение для развития Семинарии имела деятельность Свя­тителя Игнатия

(Брянчанинова), епископа Кавказского и Черноморского, (1857-61). В 1860 г., по

его просьбе, Семинарии были выделены 3 дома, на­ходившиеся рядом с Андреевской

церковью (ныне - Кафедральный собор Святого Апостола Андрея Первозванного).

Богослужения здесь соверша­лись по монастырскому уставу: каждодневное участие в

богослужении Свя­тителем определялось как обязательное для воспитанников школы.

В деле воспитания будущих пастырей Владыка Игнатий был строг, но рассудите­лен.

Мудрый воспитатель, - по словам Святителя, - «должен более внима­ния обращать

на нравственную сторону взысканий, развивая в детях и юношах совестливость, как

более гарантирующую их поведение».5

Особое внимание среди светских дисциплин, изучавшихся в Семина­рии, Святитель

Игнатий уделял философии и логике. Само же преподава­ние считал необходимым

доверять лишь «зрелым мужам, изучившим поло­жительные науки, философию и

писания отцов Церкви». В 1861 г. Владыка Игнатий передал в дар Семинарии 180

томов из личной библиотеки.

В 1871 г. Кавказскую Семинарию посетил с ревизией член Училищного Совета при

Священном Синоде С. В. Керский. Он с положительной стороны отмечал сам

характер учащегося Кавказской школы, «резко отличавшийся от того

оригинального типа, который характеризует семинаристов цен­тральных

губерний... В воспитанниках Кавказской Семинарии нет того горь­кого,

разъедающего чувства недовольства и озлобления, какое обыкновен­но

вырабатывает тип бурсака; напротив, в них преобладает довольство на­стоящим и

спокойный взгляд на будущее. Никаких следов антиправославно­го направления в

них нет, нет и других грубых пороков, или же последние слишком редки и

исключительны».

Первым зданием, в котором размещалась Семинария, был дом город­ского Головы,

купца И. Г. Гониловского (ныне — Вечерняя школа-лицей: пр. К. Маркса, 46).

Здесь Семинария находилась до начала 60-х гг. Вторым по­мещением Семинарии

был дом на Александровской площади купца Я. Н. Крутицкого. Сейчас там

располагается Краевой телерадиоцентр.

29 декабря 1878 г. Указом Священного Синода Преосвященному Гер­ману разрешено

было построить здание для Кавказской Семинарии. В 1880 г., после Божественной

литургии в Андреевской церкви, Преосвященным Германом была торжественно

совершена закладка первого камня здания Кавказкой Духовной Семинарии. Через

три года постройка была завершена. В самом здании был устроен семинарский

храм во имя Святителя Димитрия Ростовского. Ныне здание Семинарии занимает

Ставропольский Государ­ственный Университет, а в храме Святителя Димитрия

Ростовского - спор­тивный зал.

В 1885 г. на Кавказе были учреждены две новые епархии: Владикав­казская и

Сухумская. По причине изменения границ епархии, Кавказская епархия была

переименована в Ставропольскую. Соответственно, и Семи­нария стала

именоваться Ставропольской.

В 1896 г. Духовная Школа торжественно отметила 50-летие. За полвека своего

существования она действительно стала центром христианского просвещения на

всем Юге России, рассадником благочестия, воспитав множество достойных

пастырей и служителей Церкви, учителей, наставников и других деятелей,

послуживших Отечеству, как на гражданском, так и на военном поприще.

Некоторые преподаватели Ставропольской (Кавказской) Семинарии известны своими

литературными и учеными трудами. Наиболее известны труды: инспектора

семинарии священника Н. П. Малиновского "Православ­ное догматическое

богословие" (по этой книге и по сей день учатся семина­ристы), "Практическое

руководство для пастырей" и "Православная христи­анская литургика" Ф. Д.

Хорошунова, "Опыт нравственного богословия" и "Введение в православное

богословие" И. Г. Пятницкого. В свое время пре­подавал в семинарии и

известный северокавказский краевед Г. Прозрите-лев.

Последующие 25 лет своего существования Ставропольская Семина­рия действовала

под архипастырским руководством Архиепископа Ставро­польского и

Екатеринодарского Агафодора. За это время количество церк­вей и духовенства в

епархии удвоилось.

В связи с революционными событиями в Ставрополе, дважды - с ок­тября 1905 по

январь 1906 г., и с ноября 1906 по январь 1907 г. - занятия в Духовной

Семинарии прекращались. По ходатайству владыки Агафодора перед Священным

Синодом, с января 1907 г. занятия были возобновлены.

В 1918 г. Семинария была закрыта большевистскими властями и не плодоносила 28

лет. В 1946 г. (юбилейном) она была открыта вновь. В но­ябре 1946 г.

преподавателей и первых 12 студентов возрожденной Духов­ной Школы приветствовал

Владыка Антоний (Романовский).6 Ставрополь­ская Духовная

Семинария в суровые послевоенные годы в богоборческом Советском Союзе была

первой возрожденной Духовной Школой в которой

нашли приют маститые преподаватели дореволюционных Академий Рус­ской

Православной Церкви. Ректором семинарии был назначен протоиерей Иоанн

Богданович, кандидат Богословия Московской Духовной Академии, инспектором -

Александр Иванович Преображенский, также кандидат Бого­словия.

Семинария разместилась в помещениях, прилегающих к Крестовоздвиженской (тогда

кафедральной) церкви г. Ставрополя. Церковный Ус­тав, Литургику, Церковную

историю и Священную историю Ветхого Завета вел отец Ректор; Катехизис,

Сравнительное и Догматическое богословие читал кандидат богословия

Санкт-Петербургской Духовной Академии И. А. Самойлович; Священное Писание

Ветхого и Нового Заветов, греческий язык - Петр Николаевич Евладов; славянский

язык и церковно-славянское чтение - кандидат богословия Павел Сергеевич

Харламов; Раскол и сек­тантство - Иван Иванович Зеленицкий; Основное и

Нравственное богосло­вие - кандидат богословия Санкт-Петербургской Духовной

Академии архи­мандрит Амвросий (Богданов). Ректор семинарии протоиерей Иоанн

Богда­нович одновременно был настоятелем Крестовоздвиженской церкви. В 1950 г.

состоялся первый выпуск возрожденной Ставропольской Духовной Семинарии. В этом

г. ее окончило 10 человек.7

В 1953 г. Ставропольскую Духовную Семинарию окончил наш Владыка Ректор

Митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон. В 1947 г. Владыка, тогда

Александр Докукин, напутствованный мамой, блаженнопо-чившей старицей

Матроной, поступил в Семинарию.

Всего 14 лет просуществовала семинария после своего возрождения. В 1960 г. ее

закрыли вновь. Но за эти четырнадцать лет она дала Церкви около 200

священнослужителей, многие из которых и по сей день плодо­творно трудятся на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты