: Военная реформа Милютина 1860-1870 гг.

управления армии, уточнены взаимоотношения главнокомандующего и военного

министра. Однако имелся и целый ряд существенных недостатков: Возможное

наличие нескольких главнокомандующих с одинаковыми правами; Не

предусматривалось создание отдела военных сообщений.

Вопрос организации полкового хозяйства в течении длительного времени

являлся предметом обсуждения в Военном министерстве. Первые полковые хозяйства

стали внедряться с 1863 г. С 1867 г. полковые командиры были лишены права

пользоваться хозяйством полка, как личным. В связи с этим командирам полков

было увеличено денежное содержание с 720 до 1200 руб. в год, а командирам

отдельных батальонов на 360 руб. Кроме того начальники дивизий могли выдавать

полковым командирам ежегодно, в виде пособия, определенную часть экономии,

полученной от ведения полкового хозяйства.

ВЫВОДЫ:

n На протяжении первых 8 лет Военному министерству удалось осуществить

значительную часть намеченных реформ в области организации армии и управления

войсками.

n В области организации армии была создана система, способная в случае

войны увеличить численность войск, не прибегая к новым формированиям.

n Уничтожение армейских корпусов и сохраненное деление пехотных батальонов

на стрелковые и линейные роты имело отрицательное значение в смысле боевой

подготовки войск.

n Реорганизация Военного министерства обеспечила относительное единство

военного управления.

n В результате проведения военно-окружной реформы были созданы местные

органы управления, устранена излишняя централизация управления,

обеспечивалось оперативное управление войсками и их мобилизация.

2. Перевооружение армии.

Одним из важнейших вопросов военных преобразований являлось перевооружение

армии. Развитие военной техники, обусловившее переход от гладкоствольного к

нарезному вооружению, влекло за собой изменение всей боевой подготовки,

требовало иных тактических принципов.

В 1856 г. был разработан новый вид пехотного вооружения 6-линейная,

заряжающаяся с дула, нарезная винтовка. В 1862 г. ей были вооружены более 260

тыс. чел. Значительная часть винтовок выпускалась в Германии и Бельгии.

К началу 1865 г. вся пехота была перевооружена 6-линейными винтовками.

Перевооружение армии в первую очередь зависело от сталелитейного

производства. В 1855 г. Обухов разработал проект производства орудий из литой

стали, и лишь в 1857 г. в Златоусте началось строительство сталепушечного

завода. В конце 1860 г. в Петербурге были произведены испытания 12-фунтовой

пушки Обухова. Пушка выдержала 4000 выстрелов, а анализ стали показал, что

она содержит в своем составе 99,81% железа, в то время, как сталь Круппа -

98,54% при цене в 3 раза меньшей, чем Германская. В 1862 г. пушка Обухова

заняла первое место на всемирной выставке в Лондоне. Таким образом к началу

60-х годов в России были созданы все условия для развития отечественного

сталепушечного производства. В 1863 г. началось строительство сталепушечных

заводов в С-Петербурге и Перми, начали отливать орудия в Петрозаводске и

Александровском заводе.

Введение нарезных, заряжающихся с дула орудий было начато в 1860 г. На

вооружение полевой артиллерии были приняты 4-фунтовые нарезные пушки калибром

3,42 дюйма, превосходящие ранее выпускаемые, как по дальности стрельбы, так и

по точности.

В первой половине 60-х годов большое внимание уделялось вопросу изготовления

орудий, заряжающихся с казенной части. В 1863 г. в Германии было закуплено

100 полевых пушек, заряжающихся с казенной части. В течении ряда лет группа

ученых артиллеристов - Маиевский, Гадолин (профессоры МАА) разрабатывала

улучшенные системы орудий, пытаясь устранить недостатки, присущие немецким

орудиям.

В 1866 г. было утверждено вооружение для полевой артиллерии, по которому все

батареи пешей и конной артиллерии должны иметь нарезные, заряжающиеся с

казенной части орудия. 1/3 пеших батарей должна быть вооружена 9-фунтовыми

пушками, а все остальные батареи пешей и конная артиллерия - 4-фунтовыми.

Для перевооружения полевой артиллерии требовалось 1200 орудий. В связи с тем,

что заводы не могли в короткие сроки перейти к массовому выпуску стальных

стволов, было принято решение добиться выпуска бронзовых орудий, заряжающихся

с казенной части. Во второй половине 60-х начале 70-х годов под руководством

А.С.Лаврова проводились дальнейшие опыты по улучшению артиллерийской бронзы.

К 1870 г. перевооружение полевой артиллерии было полностью завершено, а к

1871 г. в запасе имелось 448 орудий.

В 1870 г. на вооружение артиллерийских бригад были приняты скорострельные 10-

ствольные картечницы Гатлинга и 6-стволльные Барановского со

скорострельностью 200 выстрелов в минуту. В 1872 г. была принята на

вооружение 2,5 дюймовая скорострельная пушка Барановского, в которой были

осуществлены основные принципы современных скорострельных орудий. За границей

такие орудия были изобретены лишь в начале 1890-х годов.

Опыт франко-прусской войны 1870-1871 гг. привел к необходимости увеличения

количества батарей полевой артиллерии. В 1873 г. было принято решение усилить

состав артиллерийских бригад до 6 батарей (две вновь формируемых батареи

вооружались 9-фунтовыми орудиями). В 1870 г. профессором Маиевским была

спроектирована 4-фунтовая утяжеленная пушка с начальной скоростью 1700 футов

в сек. (против 1000 у обычной). Но на вооружение она принята не была, в связи

с отсутствием финансирования. По ее образцу на заводах Круппа для германской

армии выпускалось аналогичное орудие.

Таким образом, на протяжении 12 лет (с 1862 по 1874 гг.) количество батарей

выросло с 138 до 300, а количество орудий с 1104 до 2400. В 1874 г. в

запасе находилось 851 орудие, был осуществлен переход от деревянных лафетов к

железным.

Большое значение в совершенствовании тяжелой крепостной и осадной артиллерии

имело изобретение в начале 70-х годов полковником Семеновым железных поворотных

и башенных лафетов. Несмотря на ряд мер, предпринятых Военным правительством,

дело перевооружения крепостной артиллерии производились крайне медленно. На

1.01.1875 г. количество крепостных орудий составляло лишь 72% к штату.

.

Рождение русского винтового флота в годы Крымской войны было связано с

развитием тесных отношений верфями и заводами Петербурга и Москвы с Морским

министерством. В 1859 г. морское ведомство заключило контракт на изготовление

двух двигателей мощностью по 800 л.с. для фрегатов “Дмитрий Донской” и

“Александр Невский”.

Послевоенное сотрудничество военно-морского ведомства с частной

промышленностью, в 1860-е годы переросло в тесный союз, т.к. в этот период

морское министерство оказалось перед очередным переворотом в военно-морской

технике - строительстве броненосцев. В октябре 1861 г. была спущена на воду

270-тонную канонерку “Опыт”, с 4,5-дюймовой носовой броней, которая была

выплавлена в Англии. Первый 3277-тонный броненосец “Первенец” был построен в

Лондоне, где группа русских морских инженеров, посланная для надзором за

постройкой, одновременно и вела разведку с целью ознакомления с новейшей

технологией постройки броненосцев. В 1862-63 гг. был заключен контракт с

английским кораблестроителем Митчелом на постройку двух броненосцев “Не тронь

меня” и “Кремль” уже в России. За три года Морское министерство смогло

перейти от закупок броненосцев за рубежом к постройке их в России. В 1864 г.

Морское министерство приняло программу на строительство 8 броненосных

кораблей с завершением в 1869 г. В 1870-е годы был построен броненосный

корабль “Петр Великий” общей стоимостью 5,5 млн. руб., после чего ,

вследствие скудности флотских ресурсов и финансового кризиса в государстве,

броненосцы сооружались лишь в малом количестве.

В начале 60-х годов в армиях Европы возник вопрос о переходе к нарезному

стрелковому оружию, заряжающемуся с казенной части. Таким образом перед

Военное министерство, едва закончив к середине 60-х годов перевооружение армии

нарезным оружием заряжающимся с дула, вынуждено было снова изыскивать новые

системы стрелкового вооружения. Первоначально было принято решение на переделку

стоящих на вооружении 6-линейных винтовок. В 1866 г. этот образец, (со

скорострельностью 5-6 выстрелов в мин.) принимается на вооружение, как

временный.

Наряду с изготовлением новых и переделкой старых 6-линейных ружей, в конце

1868 г. на вооружение принимается малокалиберная винтовка системы Бердана,

усовершенствованная полковником Горловым и капитаном Гуниусом, калибром 4,2

линии. К 1874 г. оружейные заводы окончательно освоили производство

малокалиберных ружей, однако к началу русско-турецкой войны лишь третья часть

пехоты была перевооружена на малокалиберные винтовки.

В Ы В О Д Ы :

n Преобразования в области перевооружения ставили своей задачей обеспечить

армию современным оружием и были рассчитаны на создание отечественной военной

промышленности.

n Изобретения и открытия русских ученых и инженеров Обухова, Гадолина,

Маиевского, Чернова, Лаврова, Горлова и др. В значительной степени

способствовали реализации программы перевооружения.

n Однако, экономическая отсталость страны, являлась непреодолимым

препятствием в деле перевооружения. Эти трудности усугублялись преклонением

Александра II и придворных перед иностранным, в ущерб развития собственной

промышленности.

n В силу этих обстоятельств, к середине 70-х гг. перевооружение армии

далеко не было закончено. Многосистемность вооружения, отсутствие должного

количества тяжелой и осадной артиллерии, а также дальнобойных орудий полевой

артиллерии, представляли серьезный недостаток, обнаружившийся во время войны

1877-1878 гг.

3. ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК.

Неудачи в Крымской войне вызвали серьезную критику существующей системы

боевой подготовки войск. Следовало изменить систему подготовки солдат:

готовить их к действиям на местности, а не только к парадам на плацу, нужно

было учить их грамоте, чтобы они исполняли службу более осмысленно.

Вследствие этого с конца 50-х годов в отдельных частях войск боевая

подготовка принимает несколько иной характер. В 1858 г. были сформированы

учебные батальоны для подготовки учителей “искусной стрельбы”, вошло в

практику прикомандирование к артиллерийским частям офицеров и солдат пехоты,

для обучения их стрельбе из орудий. Обращена было внимание на физическую

подготовку солдат, в этих целях в Петербурге и Москве в 1858 г. создаются

учебные фехтовально-гимнастические школы для подготовки инструкторов

гимнастики и фехтования.

Были приняты меры для распространения грамотности в войсках. В 1858 г. помимо

войск гвардии, обучение письму, чтению и арифметике осуществлялось в

гренадерском, 4,5 и 6 АК.

В 1863 г. издается специальный приказ военного министра об обучении рекрут, в

котором указывалось на необходимость обучения рекрут строго практическим

целям - обучению тому, что необходимо на войне, с главным упором на

осмысленном усвоением солдатами приобретаемых ими знаний.

Большое развитие получает новая отрасль военного образования - обучение

саперному делу. С этой целью к саперным бригадам прикомандировывались на

месячный срок команды для обучению саперному делу инструкторов.

На протяжении 60-х годов были разработаны и изданы новые уставы. Основные

положения боевой подготовки войск наиболее полно были раскрыты в учебнике

тактики проф. Драгомирова, в основу которого были положены три условия

обучения: 1.Учить войска в мирное время только тому, что необходимо на войне.

2. Учить солдат боевому делу необходимо в той последовательности, чтобы они

получали ясное понятие о назначении предмета обучения. 3. Учить преимущественно

примером. Придавалось большое значение одиночной подготовке солдата.

Устанавливалось 2 вида боевого построения войск: рассыпной (при применении

огнестрельного оружия) и сомкнутый (при применении холодного оружия).

“Устав строевой пехотной службы” был разработан в 1866 г. Общий характер

этого устава определялся новыми тактическими принципами ведения боя: развитии

огня пехоты в сочетании с действием холодным оружием, совершенствованием

рассыпного строя, развитием гибкости построения рот и батальонов.

Строевые уставы пешей и конно-артиллерийской служб были изданы в 1859 г.

В этих уставах по-прежнему большое внимание уделялось плац - парадным приемам.

Тактической единицей являлось орудие. Командир батареи лишь определял дистанцию

для первого выстрела, а далее наводчик самостоятельно вводил поправки. Этот

принцип, оставшийся от гладкоствольной артиллерии, явно не соответствовал новым

видам вооружений.

Однако более чем недоработанные уставы, подготовке артиллеристов

препятствовали непрерывные изменения в материальной части артиллерии,

отсутствие должного количества боеприпасов и отсутствие разработанной теории

стрельбы из нарезных орудий. Лишь в 1874 г. был принят способ пристрелки

путем захвата цели в “вилку”. Причиной невысокого уровня огневой подготовки

являлся так же недостаток строевых офицеров - артиллеристов (так в Виленском

военном округе некомплект офицеров - артиллеристов составлял 72%). Несмотря

на все эти недостатки, общая тактическая подготовка артиллерии значительно

повысилась. Наиболее серьезным недостатком являлось отсутствие должного

взаимодействия с пехотой.

Устав о кавалерийской строевой службе был издан в 1869 г. По которому

состав полка определялся 4 эскадронами и 5-м резервным. Эскадрон делился на 4

взвода, по 16 рядов в каждом. Главное внимание в уставе отводилось одиночному

обучению всадников, был значительно расширен раздел “Об атаке”. Как недостаток

можно отметить то, что значение оружейного огня для кавалерии по-прежнему

отрицалось. Новый устав был направлен на обучение кавалерийских частей тому,

что необходимо на войне, однако плац - парадные традиции, действовавшие в

кавалерии сильнее, чем в пехоте, являлись серьезным тормозом внедрения новой

системы обучения, что обуславливало слабую подготовленность отдельных частей

кавалерии к действиям в боевых условиях.

Распространение грамотности являлось “вспомогательной отраслью военного

образования”. Приток в армию новых командных кадров, окончивших военные и

юнкерские училища, и подготовка значительного количества грамотных

унтер-офицеров, способных обучать солдат чтению и письму - обусловило в конце

60-х, первой половине 70-х годов определенные успехи в распространении

грамотности в войсках. Во всех полках, бригадах и батальонах в начале 70-х г.

создаются ротные библиотеки, в ряде частей были открыты солдатские чайные.

Успех обучения войск зависел в первую очередь от качества подготовки

офицерского и унтер-офицерского состава. В 1867 г. создаются учебные

команды при штабах полков и отдельных батальонов для подготовки унтер-офицеров

в пехоте и кавалерии со сроком обучения 2 года. В команды выделялись по 4-5

чел. от каждой роты и эскадрона ежегодно.

В 1874 г. было принято решение о создании учебных команд в артиллерийских и

инженерных частях. Учебные команды в артиллерии создавались 2-х типов: при

батареях, парках и крепостных ротах - для подготовки бомбардиров, наводчиков

и лаборатористов - со сроком подготовки 1 год (в программу подготовки

включались строевое образование, знание караульной службы, гимнастика,

грамота, арифметика и артиллерия). В учебных командах этого типа обучались

10% состава батарей. И второго типа - при артиллерийских бригадах и крепостях

для подготовки фейерверкеров со сроком обучения 2 года (в программу

подготовки включались русский язык, арифметика, геометрия, артиллерия,

фортификация, коневодство). В эти команды включались 50% успешно окончивших

батарейные команды.

Для сокращения некомплекта унтер-офицеров в 1871 г. было принято положение о

приеме на сверхсрочную службу чинов унтер-офицерских званий. В 1874 г. им

было увеличено денежное содержание : фельдфебелям и ст. вахмистрам - 84 р.,

унтер-офицерам - 60 р.

В качественном отношении состав офицерского корпуса, в середине 60-х годов

был чрезвычайно низок. Большинство офицеров не имело никакого военного

образования (около 70%). В 1872 г. Военным министерством был принят ряд мер к

улучшению материального положения офицеров (значительное увеличение

жалования, установление квартирных окладов, выдача жалования ежемесячно, а не

3 раза в год). Вместе с этим вводятся офицерские собрания и устраиваются

библиотеки. Эти меры, в сочетании с регулярными занятиями с офицерами,

введенными в 1873 г. способствовали уменьшению некомплекта и повышению

образованности офицеров.

В Ы В О Д Ы :

n Серьезным препятствием в деле боевой подготовки являлось недостаточное

финансирование Военного министерства.

n Второй причиной, значительно влияющей на боевую подготовку являлось

отсутствие казарм (в них было размещено чуть больше четверти солдат, а

остальные расквартировывались среди населения и собирались в свои части

только во время летних лагерей)..

n Реформы в области обучения войск являлись следствием развития новых

тактических принципов, внедрения новых образцов вооружения и были направлены

на обучение войск тому, что необходимо на войне.

РЕФОРМЫ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.

В 1862 г. существовало четыре военных академии - Николаевская Генерального

штаба, Артиллерийская, Инженерная и Медико-хирургическая.

Серьезные изменения в программе АГШ произошли в 1865 г. На первое место были

вынесены вопросы подготовки высокообразованных офицеров Генерального штаба,

хорошо знакомых со всеми сторонами военной организации. Число принимаемых

слушателей было ограничено 50 офицерами в год. Приему подлежали офицеры,

прослужившие в войсках не менее 4-х лет, причем не менее 2-х из них на

строевых должностях.. Продолжительность обучения составляла 2,5 года.

В 1863 г. Артиллерийская и Инженерная академии были переподчинены соответственно

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты