управления армии, уточнены взаимоотношения главнокомандующего и военного
министра. Однако имелся и целый ряд существенных недостатков: Возможное
наличие нескольких главнокомандующих с одинаковыми правами; Не
предусматривалось создание отдела военных сообщений.
Вопрос организации полкового хозяйства в течении длительного времени
являлся предметом обсуждения в Военном министерстве. Первые полковые хозяйства
стали внедряться с 1863 г. С 1867 г. полковые командиры были лишены права
пользоваться хозяйством полка, как личным. В связи с этим командирам полков
было увеличено денежное содержание с 720 до 1200 руб. в год, а командирам
отдельных батальонов на 360 руб. Кроме того начальники дивизий могли выдавать
полковым командирам ежегодно, в виде пособия, определенную часть экономии,
полученной от ведения полкового хозяйства.
ВЫВОДЫ:
n На протяжении первых 8 лет Военному министерству удалось осуществить
значительную часть намеченных реформ в области организации армии и управления
войсками.
n В области организации армии была создана система, способная в случае
войны увеличить численность войск, не прибегая к новым формированиям.
n Уничтожение армейских корпусов и сохраненное деление пехотных батальонов
на стрелковые и линейные роты имело отрицательное значение в смысле боевой
подготовки войск.
n Реорганизация Военного министерства обеспечила относительное единство
военного управления.
n В результате проведения военно-окружной реформы были созданы местные
органы управления, устранена излишняя централизация управления,
обеспечивалось оперативное управление войсками и их мобилизация.
2. Перевооружение армии.
Одним из важнейших вопросов военных преобразований являлось перевооружение
армии. Развитие военной техники, обусловившее переход от гладкоствольного к
нарезному вооружению, влекло за собой изменение всей боевой подготовки,
требовало иных тактических принципов.
В 1856 г. был разработан новый вид пехотного вооружения 6-линейная,
заряжающаяся с дула, нарезная винтовка. В 1862 г. ей были вооружены более 260
тыс. чел. Значительная часть винтовок выпускалась в Германии и Бельгии.
К началу 1865 г. вся пехота была перевооружена 6-линейными винтовками.
Перевооружение армии в первую очередь зависело от сталелитейного
производства. В 1855 г. Обухов разработал проект производства орудий из литой
стали, и лишь в 1857 г. в Златоусте началось строительство сталепушечного
завода. В конце 1860 г. в Петербурге были произведены испытания 12-фунтовой
пушки Обухова. Пушка выдержала 4000 выстрелов, а анализ стали показал, что
она содержит в своем составе 99,81% железа, в то время, как сталь Круппа -
98,54% при цене в 3 раза меньшей, чем Германская. В 1862 г. пушка Обухова
заняла первое место на всемирной выставке в Лондоне. Таким образом к началу
60-х годов в России были созданы все условия для развития отечественного
сталепушечного производства. В 1863 г. началось строительство сталепушечных
заводов в С-Петербурге и Перми, начали отливать орудия в Петрозаводске и
Александровском заводе.
Введение нарезных, заряжающихся с дула орудий было начато в 1860 г. На
вооружение полевой артиллерии были приняты 4-фунтовые нарезные пушки калибром
3,42 дюйма, превосходящие ранее выпускаемые, как по дальности стрельбы, так и
по точности.
В первой половине 60-х годов большое внимание уделялось вопросу изготовления
орудий, заряжающихся с казенной части. В 1863 г. в Германии было закуплено
100 полевых пушек, заряжающихся с казенной части. В течении ряда лет группа
ученых артиллеристов - Маиевский, Гадолин (профессоры МАА) разрабатывала
улучшенные системы орудий, пытаясь устранить недостатки, присущие немецким
орудиям.
В 1866 г. было утверждено вооружение для полевой артиллерии, по которому все
батареи пешей и конной артиллерии должны иметь нарезные, заряжающиеся с
казенной части орудия. 1/3 пеших батарей должна быть вооружена 9-фунтовыми
пушками, а все остальные батареи пешей и конная артиллерия - 4-фунтовыми.
Для перевооружения полевой артиллерии требовалось 1200 орудий. В связи с тем,
что заводы не могли в короткие сроки перейти к массовому выпуску стальных
стволов, было принято решение добиться выпуска бронзовых орудий, заряжающихся
с казенной части. Во второй половине 60-х начале 70-х годов под руководством
А.С.Лаврова проводились дальнейшие опыты по улучшению артиллерийской бронзы.
К 1870 г. перевооружение полевой артиллерии было полностью завершено, а к
1871 г. в запасе имелось 448 орудий.
В 1870 г. на вооружение артиллерийских бригад были приняты скорострельные 10-
ствольные картечницы Гатлинга и 6-стволльные Барановского со
скорострельностью 200 выстрелов в минуту. В 1872 г. была принята на
вооружение 2,5 дюймовая скорострельная пушка Барановского, в которой были
осуществлены основные принципы современных скорострельных орудий. За границей
такие орудия были изобретены лишь в начале 1890-х годов.
Опыт франко-прусской войны 1870-1871 гг. привел к необходимости увеличения
количества батарей полевой артиллерии. В 1873 г. было принято решение усилить
состав артиллерийских бригад до 6 батарей (две вновь формируемых батареи
вооружались 9-фунтовыми орудиями). В 1870 г. профессором Маиевским была
спроектирована 4-фунтовая утяжеленная пушка с начальной скоростью 1700 футов
в сек. (против 1000 у обычной). Но на вооружение она принята не была, в связи
с отсутствием финансирования. По ее образцу на заводах Круппа для германской
армии выпускалось аналогичное орудие.
Таким образом, на протяжении 12 лет (с 1862 по 1874 гг.) количество батарей
выросло с 138 до 300, а количество орудий с 1104 до 2400. В 1874 г. в
запасе находилось 851 орудие, был осуществлен переход от деревянных лафетов к
железным.
Большое значение в совершенствовании тяжелой крепостной и осадной артиллерии
имело изобретение в начале 70-х годов полковником Семеновым железных поворотных
и башенных лафетов. Несмотря на ряд мер, предпринятых Военным правительством,
дело перевооружения крепостной артиллерии производились крайне медленно. На
1.01.1875 г. количество крепостных орудий составляло лишь 72% к штату.
.
Рождение русского винтового флота в годы Крымской войны было связано с
развитием тесных отношений верфями и заводами Петербурга и Москвы с Морским
министерством. В 1859 г. морское ведомство заключило контракт на изготовление
двух двигателей мощностью по 800 л.с. для фрегатов “Дмитрий Донской” и
“Александр Невский”.
Послевоенное сотрудничество военно-морского ведомства с частной
промышленностью, в 1860-е годы переросло в тесный союз, т.к. в этот период
морское министерство оказалось перед очередным переворотом в военно-морской
технике - строительстве броненосцев. В октябре 1861 г. была спущена на воду
270-тонную канонерку “Опыт”, с 4,5-дюймовой носовой броней, которая была
выплавлена в Англии. Первый 3277-тонный броненосец “Первенец” был построен в
Лондоне, где группа русских морских инженеров, посланная для надзором за
постройкой, одновременно и вела разведку с целью ознакомления с новейшей
технологией постройки броненосцев. В 1862-63 гг. был заключен контракт с
английским кораблестроителем Митчелом на постройку двух броненосцев “Не тронь
меня” и “Кремль” уже в России. За три года Морское министерство смогло
перейти от закупок броненосцев за рубежом к постройке их в России. В 1864 г.
Морское министерство приняло программу на строительство 8 броненосных
кораблей с завершением в 1869 г. В 1870-е годы был построен броненосный
корабль “Петр Великий” общей стоимостью 5,5 млн. руб., после чего ,
вследствие скудности флотских ресурсов и финансового кризиса в государстве,
броненосцы сооружались лишь в малом количестве.
В начале 60-х годов в армиях Европы возник вопрос о переходе к нарезному
стрелковому оружию, заряжающемуся с казенной части. Таким образом перед
Военное министерство, едва закончив к середине 60-х годов перевооружение армии
нарезным оружием заряжающимся с дула, вынуждено было снова изыскивать новые
системы стрелкового вооружения. Первоначально было принято решение на переделку
стоящих на вооружении 6-линейных винтовок. В 1866 г. этот образец, (со
скорострельностью 5-6 выстрелов в мин.) принимается на вооружение, как
временный.
Наряду с изготовлением новых и переделкой старых 6-линейных ружей, в конце
1868 г. на вооружение принимается малокалиберная винтовка системы Бердана,
усовершенствованная полковником Горловым и капитаном Гуниусом, калибром 4,2
линии. К 1874 г. оружейные заводы окончательно освоили производство
малокалиберных ружей, однако к началу русско-турецкой войны лишь третья часть
пехоты была перевооружена на малокалиберные винтовки.
В Ы В О Д Ы :
n Преобразования в области перевооружения ставили своей задачей обеспечить
армию современным оружием и были рассчитаны на создание отечественной военной
промышленности.
n Изобретения и открытия русских ученых и инженеров Обухова, Гадолина,
Маиевского, Чернова, Лаврова, Горлова и др. В значительной степени
способствовали реализации программы перевооружения.
n Однако, экономическая отсталость страны, являлась непреодолимым
препятствием в деле перевооружения. Эти трудности усугублялись преклонением
Александра II и придворных перед иностранным, в ущерб развития собственной
промышленности.
n В силу этих обстоятельств, к середине 70-х гг. перевооружение армии
далеко не было закончено. Многосистемность вооружения, отсутствие должного
количества тяжелой и осадной артиллерии, а также дальнобойных орудий полевой
артиллерии, представляли серьезный недостаток, обнаружившийся во время войны
1877-1878 гг.
3. ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК.
Неудачи в Крымской войне вызвали серьезную критику существующей системы
боевой подготовки войск. Следовало изменить систему подготовки солдат:
готовить их к действиям на местности, а не только к парадам на плацу, нужно
было учить их грамоте, чтобы они исполняли службу более осмысленно.
Вследствие этого с конца 50-х годов в отдельных частях войск боевая
подготовка принимает несколько иной характер. В 1858 г. были сформированы
учебные батальоны для подготовки учителей “искусной стрельбы”, вошло в
практику прикомандирование к артиллерийским частям офицеров и солдат пехоты,
для обучения их стрельбе из орудий. Обращена было внимание на физическую
подготовку солдат, в этих целях в Петербурге и Москве в 1858 г. создаются
учебные фехтовально-гимнастические школы для подготовки инструкторов
гимнастики и фехтования.
Были приняты меры для распространения грамотности в войсках. В 1858 г. помимо
войск гвардии, обучение письму, чтению и арифметике осуществлялось в
гренадерском, 4,5 и 6 АК.
В 1863 г. издается специальный приказ военного министра об обучении рекрут, в
котором указывалось на необходимость обучения рекрут строго практическим
целям - обучению тому, что необходимо на войне, с главным упором на
осмысленном усвоением солдатами приобретаемых ими знаний.
Большое развитие получает новая отрасль военного образования - обучение
саперному делу. С этой целью к саперным бригадам прикомандировывались на
месячный срок команды для обучению саперному делу инструкторов.
На протяжении 60-х годов были разработаны и изданы новые уставы. Основные
положения боевой подготовки войск наиболее полно были раскрыты в учебнике
тактики проф. Драгомирова, в основу которого были положены три условия
обучения: 1.Учить войска в мирное время только тому, что необходимо на войне.
2. Учить солдат боевому делу необходимо в той последовательности, чтобы они
получали ясное понятие о назначении предмета обучения. 3. Учить преимущественно
примером. Придавалось большое значение одиночной подготовке солдата.
Устанавливалось 2 вида боевого построения войск: рассыпной (при применении
огнестрельного оружия) и сомкнутый (при применении холодного оружия).
“Устав строевой пехотной службы” был разработан в 1866 г. Общий характер
этого устава определялся новыми тактическими принципами ведения боя: развитии
огня пехоты в сочетании с действием холодным оружием, совершенствованием
рассыпного строя, развитием гибкости построения рот и батальонов.
Строевые уставы пешей и конно-артиллерийской служб были изданы в 1859 г.
В этих уставах по-прежнему большое внимание уделялось плац - парадным приемам.
Тактической единицей являлось орудие. Командир батареи лишь определял дистанцию
для первого выстрела, а далее наводчик самостоятельно вводил поправки. Этот
принцип, оставшийся от гладкоствольной артиллерии, явно не соответствовал новым
видам вооружений.
Однако более чем недоработанные уставы, подготовке артиллеристов
препятствовали непрерывные изменения в материальной части артиллерии,
отсутствие должного количества боеприпасов и отсутствие разработанной теории
стрельбы из нарезных орудий. Лишь в 1874 г. был принят способ пристрелки
путем захвата цели в “вилку”. Причиной невысокого уровня огневой подготовки
являлся так же недостаток строевых офицеров - артиллеристов (так в Виленском
военном округе некомплект офицеров - артиллеристов составлял 72%). Несмотря
на все эти недостатки, общая тактическая подготовка артиллерии значительно
повысилась. Наиболее серьезным недостатком являлось отсутствие должного
взаимодействия с пехотой.
Устав о кавалерийской строевой службе был издан в 1869 г. По которому
состав полка определялся 4 эскадронами и 5-м резервным. Эскадрон делился на 4
взвода, по 16 рядов в каждом. Главное внимание в уставе отводилось одиночному
обучению всадников, был значительно расширен раздел “Об атаке”. Как недостаток
можно отметить то, что значение оружейного огня для кавалерии по-прежнему
отрицалось. Новый устав был направлен на обучение кавалерийских частей тому,
что необходимо на войне, однако плац - парадные традиции, действовавшие в
кавалерии сильнее, чем в пехоте, являлись серьезным тормозом внедрения новой
системы обучения, что обуславливало слабую подготовленность отдельных частей
кавалерии к действиям в боевых условиях.
Распространение грамотности являлось “вспомогательной отраслью военного
образования”. Приток в армию новых командных кадров, окончивших военные и
юнкерские училища, и подготовка значительного количества грамотных
унтер-офицеров, способных обучать солдат чтению и письму - обусловило в конце
60-х, первой половине 70-х годов определенные успехи в распространении
грамотности в войсках. Во всех полках, бригадах и батальонах в начале 70-х г.
создаются ротные библиотеки, в ряде частей были открыты солдатские чайные.
Успех обучения войск зависел в первую очередь от качества подготовки
офицерского и унтер-офицерского состава. В 1867 г. создаются учебные
команды при штабах полков и отдельных батальонов для подготовки унтер-офицеров
в пехоте и кавалерии со сроком обучения 2 года. В команды выделялись по 4-5
чел. от каждой роты и эскадрона ежегодно.
В 1874 г. было принято решение о создании учебных команд в артиллерийских и
инженерных частях. Учебные команды в артиллерии создавались 2-х типов: при
батареях, парках и крепостных ротах - для подготовки бомбардиров, наводчиков
и лаборатористов - со сроком подготовки 1 год (в программу подготовки
включались строевое образование, знание караульной службы, гимнастика,
грамота, арифметика и артиллерия). В учебных командах этого типа обучались
10% состава батарей. И второго типа - при артиллерийских бригадах и крепостях
для подготовки фейерверкеров со сроком обучения 2 года (в программу
подготовки включались русский язык, арифметика, геометрия, артиллерия,
фортификация, коневодство). В эти команды включались 50% успешно окончивших
батарейные команды.
Для сокращения некомплекта унтер-офицеров в 1871 г. было принято положение о
приеме на сверхсрочную службу чинов унтер-офицерских званий. В 1874 г. им
было увеличено денежное содержание : фельдфебелям и ст. вахмистрам - 84 р.,
унтер-офицерам - 60 р.
В качественном отношении состав офицерского корпуса, в середине 60-х годов
был чрезвычайно низок. Большинство офицеров не имело никакого военного
образования (около 70%). В 1872 г. Военным министерством был принят ряд мер к
улучшению материального положения офицеров (значительное увеличение
жалования, установление квартирных окладов, выдача жалования ежемесячно, а не
3 раза в год). Вместе с этим вводятся офицерские собрания и устраиваются
библиотеки. Эти меры, в сочетании с регулярными занятиями с офицерами,
введенными в 1873 г. способствовали уменьшению некомплекта и повышению
образованности офицеров.
В Ы В О Д Ы :
n Серьезным препятствием в деле боевой подготовки являлось недостаточное
финансирование Военного министерства.
n Второй причиной, значительно влияющей на боевую подготовку являлось
отсутствие казарм (в них было размещено чуть больше четверти солдат, а
остальные расквартировывались среди населения и собирались в свои части
только во время летних лагерей)..
n Реформы в области обучения войск являлись следствием развития новых
тактических принципов, внедрения новых образцов вооружения и были направлены
на обучение войск тому, что необходимо на войне.
РЕФОРМЫ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.
В 1862 г. существовало четыре военных академии - Николаевская Генерального
штаба, Артиллерийская, Инженерная и Медико-хирургическая.
Серьезные изменения в программе АГШ произошли в 1865 г. На первое место были
вынесены вопросы подготовки высокообразованных офицеров Генерального штаба,
хорошо знакомых со всеми сторонами военной организации. Число принимаемых
слушателей было ограничено 50 офицерами в год. Приему подлежали офицеры,
прослужившие в войсках не менее 4-х лет, причем не менее 2-х из них на
строевых должностях.. Продолжительность обучения составляла 2,5 года.
В 1863 г. Артиллерийская и Инженерная академии были переподчинены соответственно