Шпора: Ответы на ГАК по истории Кыргызстана

гражданская война была направлена в ос­новном на борьбу с басмачеством.

Началось массовое вступление добровольцев в Красную Армию. Для борьбы с

басмачами из дехкан Андижанского и Ошского уездов была создана так называемая

Крестьянская армия. 7 декабря 1919 г. в селе Беловодское под руководством

левых эсеров был поднят мятеж. Советская власть была свергнута, а ее

представители повешены. Но уже 29 декабря уезд был очищен от

контрреволюционеров. Для укрепления советской власти в Туркестане правительство

14 августа 1919 г. организовало Туркестанский фронт. Командую­щим был назначен

наш земляк М.В. Фрунзе. Связь между Ташкентом и Россией была

восстановлена. Но затем в г. Нарыне был совершен новый контрреволюционный

переворот и взято в плен коман­дование дислоцированного там 23-го полка.

Советские руководи­тели были убиты, 47 партийных и советских работников

аресто­ваны. Была объявлена царская власть и начата подготовка к походу на

Токмок и Пишпек. После ожесточенного сражения 16 ноября враг был раз­громлен.

Остатки мятежников бежали в Китай. К концу ноября Нарынский уезд был полностью

очищен от контрреволюционеров, советская власть восстановлена. Таким образом,

гражданская война в Кыргызстане была в конце 1920 г, завершена.

43. «Военный коммунизм» в Кыргызстане: сущность, задачи, последствия.

По Ленину, “своеобразный “военный коммунизм” состоял в том, чтобы фактически

брали от крестьян все излишки и даже иногда не излишки, а часть необходимого

для крестьянина продовольствия, брали для покрытия расходов на армию и на

содержание рабочих. Брали большей частью в долг, за бумажные деньги“.

Гражданская война вызывала необходимость чрезвычайных мер, это заключалось в

государственной монополии на важнейшие продукты питания и товары ширпотреба,

их нормированное распределение, трудовая повинность, твердые цены,

установление разверсточного метода отчуждения сельскохозяйственного продукта

от сельского населения. Субъективно “военный коммунизм” был вызван к жизни

стремлением новой власти продержаться до мировой революции, объективно он был

предопределен задачей ликвидации гигантского разрыва между хозяйственными

укладами города и деревни. Но "ножницы" между городом и деревней появились

еще до первой мировой войны и только лишь усугублялись, так как город не мог

предоставлять необходимые товары взамен сельскохозяйственной продукции.

44. Национально-государственное размежевание Тюркестана и образование

Кыргызстана. Становление кыргызской советской государственности в довоенный

период.

В 1919 г. была образована Туркестанская автономная советская республика,

которая включала несколько областей, где проживали кыргызы. И только в 1926 г

была образована Киргизская Автономная республика. В 1929 г. Была принята

первая конституция республики, которая закрепляла государственность. Однако

республика не была автономна и суверенна. В 1936 году была принята новая

конституция СССР, которая признала республики равноправными. И уже 1937 году

Кыргызская АССР была преобразована в союзную республику.

45. Новая экономическая политика (НЭП) в Кыргызстане: содержание, основные

черты, особенности. Земельно-водные реформы. Кооперация.

Новая экономическая политика советского правительства в Кыргызстане,

обуславливаясь его конкретной спецификой, сопровождалась спасением беженцев

восстания 1916 г. и решением аграрного вопроса, который затрагивал жизненные

интересы подавляющего большинства населения. В результате этой работы

численность населения в Каракольском уезде увеличилась на 195, а в Нарынском

- на 45%. Всего к апрелю 1920 г., в Семиречье возвратилось 300 тыс. кыргызов

и казахов. Следующим шагом аграрных преобразований, осуществленных в

Кыргызстане, стала земельно-водная реформа. В Кыргызстане 326 тыс. десятин

земли были определены как государственные. На этих землях позже создавались

колхозы и совхозы, часть была передана безземельным крестьянам. На свои нужды

крестьяне стали использовать и богатства. Для постройки дома и обустройства

хоз-ва крестьянам выделялись по сниженным ценам или бесплатно строительные

материалы. В результате земельно-водной рефромы начался массовый переход

кыргызов к оседлости, в результате земельно-водной реформы.

46. «Индустриализация» и «коллективизация» в Кыргызстане. Первые

пятилетки. Перевод кочевых хозяйств к оседлости.

Основной переход кыргызов к оседлости начался в 1931 году, и в конце 30-х

годов кыргызы стали оседлыми. Самым страшным мероприятием этих лет стала

коллективизация и раскулачивание. В 1935 году процесс коллективизации был в

основном завершен. С самого начала колхозы были поставлены в положение,

исключающее хозяйственную инициативу и бережливость. Средства производства и

производимая продукция фактически стали собственностью государства, и это

привело к истреблению скота, снижению урожайности сельскохозяйственных

культур и т. п. В 1932 г. В Кыргызстане начался голод. Положение не

поправилось даже к 1940 году. В предвоенные годы уровень развития

промышленности Кыргызстана, как и сельского хозяйства, был исключительно

низким и не давал никаких оснований для утверждений об успешном создании

экономической базы социализма.

47. Политическая жизнь в довоенном Кыргызстане: формирование

административно-командной системы. Репрессии.

В предвоенные годы в Кыргызстане проходило становление и дальнейшее упрочение

административно-командной системы управления, опирающейся на мощную

репрессивную машину. Так, 1929 - 1930 гг. - резкое повышение плановых заданий

в промышленности, уравниловка, партийная чистка. 1931- сер.1932 г. - борьба с

уравниловкой, движение хозрасчетных бригад, развертывание колхозной торговли.

Сер.1932- 1933 г.г. - принятие закона против хищений, создание политотделов,

партийная чистка. 1934-1936 г.г.- принятие реалистических директив по второму

пятилетнему плану, стабилизация положения в деревне, отмена продовольственных

карточек, стахановское движение на основе неограниченной индивидуальной

сдельщины, новая демократическая Конституция 1936 г. 1937-1938 г.г. -

"большой террор", партийная чистка, репрессивные законы в промышленности за

нарушение трудовой дисциплины.

48. Культурное строительство в довоенном Кыргызстане: образование, наука,

искусство, печать.

В 1929 году Пленум Киргизии принял решение о подготовке организации

Пединститута. Было начато создание первого кыргызского вуза, который принял

на 1932/33 учебный год 150 первых студентов 4-х факультетов-общественно-

экономического, литературно -лингвистического, физико-технического,

педагогического. В довоенные годы Пединститут интенсивно развивается как

базовое учреждение высшей школы, имеющее первостепенное значение для

Кыргызстана. Довоенный период профессионального искусства Кыргызстана можно

отметить произведениями народного художника СССР Семена Афанасьевича Чуйкова.

Его монументальные композиции "Киргизское восстание 1916 года" (1936 г.),

"Токтогул среди народа" (1939-1941 гг.), "Охотник с беркутом" (1938 г.) и

т.д. В 30-е годы начали работать Г.А. Айтиев, ныне народный художник

Киргизской ССР, и заслуженный деятель искусств Киргизской ССР С.М. Акылбеков

- первые профессиональные художники киргизы.

49. Кыргызстан в годы Великой Отечественной войны. Боевой и трудовой вклад

кыргызстанцев в победу над фашизмом.

22 июня 1941 г. стало для всего Советского Союза и Кыргызстана, в том числе

началом величайших испытаний. 360 тыс. кыргызстанцев участвовала в битвах с

фашисткой Германией. 1941-1945 г.г. - Кыргызстан стал одним из самых важных

бастионов единого военно-хозяйственного организма СССР. Сюда было

эвакуировано более 30 заводов и фабрик. Все они в кратчайший срок вступили в

строй. Была построена железная дороги Кант-Рыбачье. В годы войны Кыргызстан

принял в целом более 300 тысяч переселенцев разных национальностей (турков,

курдов, чеченцев, калмыков и т.д.)

50. Экономическое и общественно-политическое развитие Кыргызстана в первое

послевоенное десятилетие.

1946-1950 г.г. в Кыргызстане - время широкомасштабных работ по реализации

установок общесоюзных директивных органов. В эти годы был принят ряд

постановлений союзного правительства, имевших определяющее значение для

восстановления сельского хозяйства Кыргызстана. Кыргызстан в 1950 г. по

многим показателям вышел на уровень 1940 г. или заметно превысил его. Однако

если в животноводстве был превзойден довоенный уровень, то земледелие все еще

оставалось слабым местом сельскохозяйственного производства. В 1950 г.

валовой сбор зерновых был ниже, чем в 1940 г. на 35,4%, риса - на 80%,

сахарной свеклы - на 7%. Со смертью И. В. Сталина, закончилась целая эпоха

"социалистического развития по-сталински". Однако Хрущев, пришедший к власти,

был воспитанный этой системой, сформировавшийся как политик в ее руководящих

структурах, не видел возможности социалистического развития страны вне рамок

сложившейся системы управления государством. Некоторое оздоровление общества

началось уже 1953 г. И несколько усилилось после известного ХХ съезда КПСС

(февраль 1956г.) на котором Хрущев своим докладом "О культе личности и его

последствиях инициировал процесс, получивший название "разоблачение культа

личности Сталина".

51. Кыргызстан во времена «хрущевской оттепели». Попытка реформирования

советского строя.

Некоторое оздоровление общества началось уже 1953 г. И несколько усилилось

после известного ХХ съезда КПСС (февраль 1956г.) на котором Хрущев своим

докладом "О культе личности и его последствиях инициировал процесс,

получивший название "разоблачение культа личности Сталина". В эти годы в

Кыргызстане впервые было освоено производство таких видов продукции

машиностроения, как электродвигатели переменного тока, низковольтная

аппаратура, магнитные пускатели, автоматические и полуавтоматические линии,

кузнечно-прессовое оборудование, сельскохозяйственные машины и др. Интенсивно

развивалась и легкая промышленность. Были построены ряд тепловых и

гидроэлектростанций. Построены и задействованы такие крупные объекты как

Отуз-Адырская ирригационная система, Большой Чуйский канал и т.д. но,

несмотря на достижение восстановительного периода, развитие сельского

хозяйства отставало от развития промышленности. Осуществлялся комплекс

зоотехнических и ветеринарных мероприятий, что позволило снизить падеж скота.

До 1956 г. Расчет с колхозниками проводился 1 раз в год и в натуральной

форме, что не давало материальной заинтересованности для сельского населения.

И 1956 г. Вводится система ежемесячного авансирования колхозников. Колхозам

выдавали 25% денежных доходов и 50 % денежных средств, получаемых в виде

авансов по контрактации, закупкам и обязательным поставкам сельхозпродукции.

Вместе с тем кардинальное реформирование аграрного сектора в рамках

господствующей административно-командной системы было невозможным.

52. Партийно-государственная система и социально-экономическое положение

Кыргызстана в годы «брежневского застоя».

1961 году была принята третья Программа коммунистической партии в которой

планировалось построить коммунистическое общество за два десятилетия (1961-

1980 г.г.). роль партии в хозяйственных вопросах усиливалась, а также

партийные структуры росли. За период 1966-1985 г.г. в ЦК Компартии Киргизии

число ответственных работников увеличилось более чем в полтора раза.

Экстенсивные факторы в развитии экономики во второй половине 70-х в начале

80-х годов все более исчерпывали себя, роль их неуклонно снижалась. Темпы

роста национального дохода в 1976-1985 гг. Снизились почти вдвое против

темпов в предшествующее десятилетие, а интенсивность прироста населения

осталась прежней - в 2,4 раза выше среднесоюзной. Это обусловило заметное

снижение по сравнению с общесоюзным уровнем показателей экономического и

социального развития республики. К середине 80-х годов Советский Союз и

Кыргызстан оказались в преддверии экономического, социального и политического

кризиса.

53. Общий кризис советской коммунистической системы в Кыргызстане в период

«горбачевской перестройки».

В 1985 году к власти пришел М.С. Горбачев и в стране начался процесс с

названием "перестройка". В процессе падения авторитета партии, завершившимся

запрещением КПСС и развалом СССР, можно условно выделить несколько этапов. В

Кыргызстане первый этап прошел под лозунгом повышения функционального

значения кыргызского языка. На втором, был выброшен новый блок требований,

невыполнимых на практике. Третий этап (октябрь 1990- август 1991 г.)

сопровождался нарастанием инфляционных процессов, разрушением сложившихся

связей предприятий, дальнейшим снижением темпов экономического развития.

54. Крушение СССР и обретение Кыргызстаном государственной независимости.

К лету 1991 г. в СССР сложилась переломная ситуация. Назрел политический

взрыв. В ночь с 18-го на 19 августа был создан Государственный комитет по

чрезвычайному положению (ГКЧП) в СССР, который ввел чрезвычайное положение в

отдельных регионах страны, объявил расформированными структуры власти

действующие вопреки Конституции 1977 г., приостановил деятельность

оппозиционных партий и движений, запретил митинги и демонстрации, ввел войска

в Москву. Но уже 21 августа потерпел поражение. После августовского кризиса

стало ясно, что республики и центр не могут существовать вместе. Кыргызстан,

как и другие ближние и дальние соседи, декларировал свою независимость. 31

августа 1991 г. Верховный Совет Республики Кыргызстан принял "Декларацию о

государственной независимости" Республики Кыргызстан.

55. Экономический кризис 1991 – 1993 гг. и его последствия для Кыргызской

Республики.

Вследствие утраты финансовой поддержки из центрального бюджета Советского

Союза К. находится в экономическом кризисе, который доминирует в стране с

того момента, как республика добилась независимости. Чтобы сохранить прежние

достижения Кыргызстану потребуется значительная финансовая и техническая

помощь от международного сообщества. Глубокий экономический кризис, который

страны СНГ пережили вскоре распада Советского Союза - это следствие великой

постсоциалистической депрессии. В первые годы реформ по вполне понятным

причинам наши усилия фокусировались в основном на создании условий для

макроэкономической стабилизации и не рассматривали детально вопросы

формирования благоприятной микросреды для ведения бизнеса. С 2000 года во

многих странах СНГ и Кыргызстане произошло осознание необходимости проведения

нового этапа углубленных экономических реформ.

56. Изменение государственно-политической системы Кыргызской Республики.

Принятие новой конституции. Усиление процесса демократизации общества.

По инициативе Акаева в мае 1991 г. началась практическая работа по разработке

проекта новой Конституции Кыргызской Республики.

К тому времени стало очевидным, что частично подправленная в конце 80-х –

начале 90-х годов “советская” Конституция республики 1978 года не отвечает

потребностям взятого Кыргызстаном курса на реформы и демократизацию

общественной и государственной жизни. Концепция конст. предлагала закрепить

систему «сдержек и противовесов» против безраздельной власти Верховного

Совета, децентрализацию системы Советов, усиление института Президента и

исполнительной власти, избавление их от опеки представительного органа

власти, что не могло не понравиться Верховному Совету, который в связи с

упразднением КПСС фактически постепенно превращался в высший орган

государственной власти в республике.

57. Строительство рыночной экономики и изменения в социальной сфере.

Социальная и экономическая политики Правительства. Комплексная основа развития

(КОР) Кыргызской Республики.

В 1992 г. в Кыргызстане начался процесс системной трансформации,

ориентированный на создание рыночной экономики. Проводимые в Кыргызстане

преобразования сопровождались, как и во многих странах СНГ, небывалым

хозяйственным спадом. В течение 1992 -1995 г.г. произошло резкое падение

производства и снижение жизненного уровня населения. Основной причиной такого

мощного спада стали проблемы, накопившиеся в последние годы существования

Советского Союза, а именно диспропорции и неэффективность реального сектора

экономики. Все это привело к значительному спаду в первые годы переходного

периода, сопровождавшегося увеличением бюджетного дефицита, высокой инфляцией

и падением объемов основных факторов производства (основных фондов и трудовых

ресурсов). После четырехлетнего периода экономического спада, обусловленного

спецификой переходного периода, в стране удалось обеспечить относительную

макроэкономическую стабилизацию и выйти на путь экономического роста.

Национальная стратегия сокращения бедности - составная часть долгосрочной

программы Комплексной основы развития (КОР) Кыргызской Республики до 2010

года. В ходе ее реализации в рамках координируемой Министерством финансов

программы государственных инвестиций уже запущен ряд новых проектов при

поддержке доноров. Это проекты, финансируемые Азиатским банком развития и

Всемирным банком, по водоснабжению села. Реализуется и проект Всемирного

банка по здравоохранению. Ведется работа по улучшению электроснабжения в

отдельных областях.

58. Внешняя политика и международные связи Кыргызской Республики. Кыргызская

диаспора за рубежом. Всемирные курултаи кыргызов.

В российском городе Екатеринбурге образована первая в мире Ассоциация

киргизских диаспор за рубежом. На учредительной конференции решено создать в

15 российских городах представительские офисы Ассоциации. По существу это

консультативные штабы для киргизстанцев, работающих и проживающих за рубежом.

Они помогут установить точное число киргизских граждан, находящихся временно

и постоянно за пределами своей родины.

В 1992 г. был открыт I Всемирный курултай кыргызов. I курултай фактически

стал составной частью огромной праздничной программы в честь годовщины

независимости республики. Потому восторг всеобщего торжества охватывал в

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты