Шпора: История Мордовии
ИСТОРИЯ МОРДОВИИ
География расселения во многом определяет важные факторы его истории. Природа
формирует хозяйственный уклад жизни, а он оказывает влияние на формирование
антропологического типа народа. Мордовский народ исторически сложился на
территории Окско-Волжского междуречья, в лесостепной зоне, богатой лесами и
реками, с умеренно-континентальным климатом. Основной средой обитания для
мордовского народа был лес, он поставлял и строительный материал и пищу и
одежду, служил надежным убежищем от врагов. Здоровый климат и образ жизни,
плодородная земля и блага леса способствовали формированию здорового,
физически крепкого населения. Лес не только формировал антропологический тип,
но и уклад жизни мордвы, занимавшихся не только земледелием, но и охотой,
бортничеством, заготовкой пушнины, скотоводством. Важным фактором
формирования антропологического типа являлись и структура питания и тип
жилища. Растительная пища мордвы не отличалась от пищи русских, но животную
пищу они употребляли чаще, традиционно потребляли мед. Мордовские жилища
отличались от русских — раздельным помещением домов и дворов, и наличие бани
(древнего изобретения финнов).
Мордва принадлежит к финно-угорской группе уральской расы, их предки
подвергались европеизации под воздействием контактов с литовскими,
германскими, славянскими и др. племенами. История мордовских племен
прослеживается начиная с 1 тыс. до н.э. А в 1 тыс. н.э. из финно-угорской
общности выделились мордовские племена. Мокшанская группа селилась на юго-
восточных землях Сурско-Окско-Мокшанского междуречья, эрзянская на северо-
западе. Мордовская земля во все времена была относительно густо населена.
Кроме мордвы здесь жили и другие народы, оказывающие влияние на формирование
ее культуры и хозяйства. Это были татары, чуваши, русские, вторгались на
землю мордвы и гунны, и болгары, хазары, печенеги, половцы, монголы. Самое
крупное нашествие началось в 1237 г. — нашествие Батыевых орд, вслед за
которым установилось золотоордынское иго, прервавшее естественноисторическое
развитие.
В 1, начале 2 тыс. н.э. оформился хозяйственно-культурный комплекс и
религиозное мировоззрение мордвы. Об этом свидетельствуют раскопки в
Дубенском р-не (железные наконечники стрел, сохи, серпы, зерна культурных
растений, кости домашних лошадей, коров, свиней, овец, изделия из дерева,
глины, кожи и тканей, ювелирные украшения). С появлением в 1 тыс. железных
орудий труда, появлением излишков продуктов происходит расслоение общества и
распад родового общества. На смену родовой общине пришла соседская,
зарождаются раннефеодальные отношения. В условиях дальнейшего развития
производительных сил и феодальных отношений, а также под влиянием внешний
угрозы в начале 2 тыс. н.э. происходит процесс складывания единой мордовской
народности. Мордовский эпос пронизан мотивами общности судеб эрзи и мокши,
неразрывности их хозяйственной и духовной жизни, прославляется Тюштя — вождь
и правитель мордовского народа.
В начале 2 тыс. н.э. у мордвы стали оформляться государственные образования:
у мокши — в бассейне реки мокши и в Верхнем Присурье во главе с князем
Пурешом, у эрзи — в Окско-Сурском междуречье во главе с князем Пургасом (это
было еще до вторжения орд Батыя). После нашествия южно-мордовские земли
практически обезлюдели, заниматься землепашеством там было опасно. Наиболее
плотно были заселены мордвой земли по рекам Мокша, Алатырь и в районе Мурома.
В 14 в. лесостепная полоса, куда входили и мордовские земли, была житницей
ордынского государства. Являясь носителями высокой земледельческой культуры,
мордва связывала с земледелием многие религиозные языческие обряды. Перед
началом всех сельхозработ проводились моления, мордва верили в добрые и злые
духи. Поклонялись богам плодородия. Кроме земледелия занимались
скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством.
В конце 14 в. начался процесс вхождения мордовских земель в состав
московского княжества. После вхождения мордовских земель в Российское
государство русские князья уже оговаривали условия владения и наследования (в
документах времен Ивана3 от 1505 г. и Ивана4 от 1572 г.). Московское
княжество включало в 15 в. и мордовские земли. Становление статуса мордовских
князей произошло в период разложения первобытного общества. У мордовских
князей были свои владения, и они были относительно самостоятельными еще в 15-
16 вв. Экспансия русских и татарских князей вынуждала их формировать военные
дружины. В 1392 г. Нижегородское княжество, включавшее земли мордвы-эрзи
вошло в состав Московского. В 1393 г. Мещера населенная мордвой — мокшей и
эрзей добровольно признали власть Москвы. В договора от 1396 г. между
русскими князьями мордва уже не фигурирует как политический противник, потому
что мордовские князья несли службу у них, обороняя русскую территорию. К 15
в. право верховного распорядителя мордовскими землями присвоил себе
московский великий князь, который вершил судьбами не только населения, но
местных князей. Так в 15 в. мордовские и татарские князья стали вассалами
московских великих князей. В конце 15 в. сложилось Российское государство,
Иван3 с 1485 г. стал носить титул великого князя, а Иван4 с 1547 г. — титул
царя. В 16 в. сложились централизованные органы власти — приказы. Мордовским
краем управляло несколько приказов. Постепенно владения мордовских князей
преобразовывались в уезды. В 16 в. мордва проживала в Муромском,
Нижегородском, Арзамасском, Шацком, Темниковском, Алатырском уездах. В 16 в.
Российское государство предпринимало решительные меры против Казанского
ханства, активную роль в этом играла и мордва. Во взятии Казани отличились
многие представители мордвы, а позднее участвовали в охране границ Русского
государства. Мордва расселялась и уходила все дальше от своих исконных
территорий: в симбирский, саратовский, башкирский и другие края.
В 16-17 вв. в Мордовии оформилось четыре категории крестьян: дворцовые,
государственные, монастырские и помещичьи. В это время происходит изменение в
развитии крестьянских хозяйств всех категорий. Была проведена перепись и за
деревнями закреплялись определенные земли. Мордовские крестьяне прикреплялись
к записанным за ними землям. Ясак взимался в продуктово-денежной форме,
объектом обложения являлась земля. Кроме земледелия и животноводства
крестьяне занимались добычей пушнины, пчеловодством, шла торговля продуктами
деятельности. Центрами городской торговли и ремесел были Саранск, Темников,
Алатырь, Арзамас, Краснослободск, Инсар, Троицк и др. В 17 в. уже крепли
торговые связи с Москвой.
Крестьянские войны начала 17 в. были вызваны обострением противоречий
крестьянства и помещиком, усилением крепостного права в конце 16 в. Восстание
Болотникова в 1606-07 гг. охватили многие регионы России, в том числе и
Мордовию. Повстанцы заняли Алатырь, расправились с представителями власти,
громили дворянские усадьбы. Борьба в мордовских уездах приняла острый
характер, активно участвовали и русские и мордва. Со стороны власти
последовали карательные меры, которые не сломили восставших. Примерно через
год в 1609 г. они опять объединились в отряды и сражались с
правительственными отрядами. Крестьянская война была подавлена, но показала
силу народных масс.
Причиной крестьянской войны Разина 1670-71 гг. послужили дальнейшее
закрепощение, все возраставшие налоги. Мордовские земли в короткий срок
перестали быть вольным краем, как и все Поволжье они превращались в
территорию, откуда крестьяне бежали от феодального гнета. Еще до восстания
Поволжье стало местом крестьянских волнений. В 1670 г. войско Разина
двинулось вверх по Волге, к ним присоединились многие крестьяне Мордовии,
много мордвы сложило голову в боях. Крестьянская война под предводительством
Разина потерпела поражение. Карательные меры привели к сокращению мужского
населения и запустению многих крестьянских дворов. Совместная борьба
русских, мордвы и татар сыграла роль в укреплении дружественных отношений.
Таким образом, за время пребывания в составе России экономическое и правовое
положение мордовских крестьян и русских во многом сблизилось. В мордовских
землях многие дворяне получили земли, появились все категории крестьян.
Несмотря на прогрессивное и благотворное влияние русских на все стороны
жизни мордвы и социально-экономическое развитие, политика власти была
направлена на ассимиляцию. С укреплением феодальных отношений и усиления
гнета возникали крестьянские восстания, где активно участвовала мордва.
Мордва в отличие от других народов Поволжья не образует значительных
этнических массивов, а расселяется вперемешку с русскими и татарами. Хотя на
территории Мордовии большинство было одно-национальных селений. При создании
уездов этническая принадлежность не учитывалась. Были образованы Самарский,
Алатырский, Саранский, Темниковский уезды, на территории которых жила мордва
и русские и татары. В 18 в. растет численность населения, что способствовало
переходу на подушный сбор налогов. Новые поселения в 18 в. появлялись редко,
т.к. территория в основном уже была освоена. Одной из причин появления новых
сел была христианизация иноверцев, т.к. крещеные и некрещеные жили отдельно.
В 18 в. в мордовском крае были широко представлены такие отрасли
промышленности, как винокурение, поташное производство, металлургия и легкая
промышленность. В 17-18 вв., несмотря на тяжесть феодально-крепостнических
порядков и усиление национально-колониального гнета, в мордовском крае
ускоренно растет товарное производство, определилось лицо края в системе
всероссийского рынка. Одновременно росла имущественная дифференциация. Росло
социальное напряжение. Мордва имела богатый опыт ведения многоотраслевого
хозяйства, они отличались трудолюбием и упорством. Мордва при вхождении в
Россию получили возможность приобщиться к культуре в духовной и материальной
сфере. Этому способствовала массовая христианизация мордвы. Но были и
утрачены многие религиозные мировоззрения мордвы и многие культурные
ценности, хотя язык и культуру удалось сохранить.
Язык мордвы за свою историю развития приобрел много заимствований, но
сохранил свою основу. Язык принадлежит к волжской ветви финно-угорской группы
уральской семьи. После отделения от финноволжского праязыка единый мордовский
язык функционировал не менее полутора тысячи лет. Со второй половины 1-го
тыс. н.э. в нем начали образовываться территориальные диалекты, два из
которых эрзянский и мокшанский стали языками. В них имеются диалекты и
говоры, что обусловлено рассеянностью мордвы по огромной территории среди
русскоговорящего населения. Характерные черты мордвы (национальные качества)
— упорство, застенчивость, не расчетливость, невысокая коммуникабельность.
К началу 20 в. ареал мордовского народа охватывал всю Россию. Мордовские
поселения были отмечены в Иране и Турции, но большая часть жила в
Нижегородской, Тамбовской, Пензенской, Симбирской, Саратовской и Самарской
губерниях. Родным считали мордовский язык более 1 млн. человек (по переписи
1897 г.), численность составляла 1,2 млн. В основном от язычества они перешли
к православию. 98% мордвы были крестьянами, около 1% — мещанами, остальное —
духовенство, казаки, дворяне и купцы.
Мордовия к началу 20 в. была типичным аграрным районом России. По переписи
1911-1912 гг. 97% — крестьяне. Административно крестьяне объединялись в
сельские общества и волости. Внутриобщинная жизнь регулировалась
демократическими традициями, выработанными вековым опытом. Важные вопросы
решал сельский сход, выбирался староста, утверждались сотские и десятские (от
каждого сотого и десятого двора). Они помогали старосте выполнять
организационные, фискальные и полицейские функции. Основной административной
единицей управления в сельской местности была волость. Они организовывались
не по национальному признаку, а по территориальному. Во главе стояли
волостные старшины с избираемыми волостным сходом правлениями. Волостной сход
составляли волостное правление, старосты и наиболее зажиточные крестьяне (по
одному от десяти дворов). Волостной старшина утверждался земским начальником
и мог им быть отстранен. Волостной суд решал простые правовые вопросы и
споры. Жалование получали только волостной старшина и писарь.
Крестьянское хозяйство было достаточно эффективно без помощи государства в
условиях феодального государства. Работа в нем велась большую часть суток
летом, при любой погоде. Крестьянское хозяйство могло существовать только при
интенсивном ведении. Зимой было время для занятий промыслами. Из-за
малоземелья использовался каждый клочок земли, тягловая сила — лошадь.
Экономически крестьянское хозяйство было неустойчиво, т.к. в случае плохих
погодных условий случался неурожай, из-за падежа скота хозяйство разорялось.
Для обеспечения развивающегося капиталистического государства экономическая
система мелких индивидуальных хозяйств, объединенных в общины, основанных на
физическом труде мужчин-работников (т.е. экстенсивный способ ведения
хозяйств), становилась малоэффективной. Экономическое положение крестьян
определялось прежде всего землевладением и землепользованием. Лучше всего
землей были обеспечены бывшие государственные крестьяне из русско-мордовских
и мордовских общин — по 8,5 десятин на двор. Наименьшими наделами владели
русские бывшие помещичьи крестьяне — по 4,1 десятин. Обеспеченность рабочим
скотом по сравнению с большинством районов России было хорошее. Основными
сельскохозяйственными культурами являлись рожь и овес. В южных районах
возрастала доля пшеницы. Население Мордовии производило хлеб для своего
обеспечения и уплаты налогов. Товарное зерно выращивалось только на 10%
площадей, это шло на налоги. Для поддержания семьи приходилось подрабатывать
промыслами и работой на стороне. Только земледелием было невозможно
обеспечить средний уровень для семьи.
Первая мировая война обострила все социально-экономические противоречия в
крестьянской среде и это вылилось в первую русскую революцию 1905-07 гг. Это
вылилось на мордовской земле в основном в форме крестьянского движения,
направленного на ликвидацию удельного, казенного, монастырского и
помещичьего землевладения. В борьбе был и национально-освободительный аспект
— борьба мордовских крестьян против русских помещиков. Большую роль в
оформлении крестьянского движения в политическую силу сыграл 1 съезд
Крестьянского союза летом 1905 г. Массовые выступления крестьян нарастали,
основной силой в подавлении крестьянских бунтов были регулярная армия и
казачьи части. Результатом первой революции было радикальное изменение
политической ситуации: дворяне-помещики утратили свое превалирующее
положение, упал авторитет местных властей и самодержавия, крестьянская
община практически стала неуправляемой.
Аграрная реформа Столыпина не достигла социальных целей на мордовской земле.
Плохо организованное переселение мордовских крестьян за пределы своих земель
к 1912 г. вызвал возвращение многих из них, разоренных, лишенных земли и всех
средств к существованию. Кризис первой революции и массовых выступлений
перевернула национальное сознание мордвы — пропал страх перед властями,
русские помещики утратили свое влияние на них. Это одна из причин наравне с
социально-экономическими привела к революции 1917 г. После февральской
революции началась реорганизация системы управления, образуются волостные
управы и комитеты становились органами крестьянской власти, но Временное
правительство не смогло их подчинить себе.
В мордовском крае протекали те же социально-экономические процессы, что и во
всей России. Разрушение старого административного аппарата не сопровождалось
созданием нового. Осенью 1917 г. начинается новый подъем крестьянского
движения. Решение 2 Всероссийского съезда Советов о ликвидации частной
собственности на землю привели к усилению восстания под руководством органов
крестьянского самоуправления. Это было повторением пугачевщины. Были
разрушены и сожжены многие поместья, что привело к экономическому и
культурному ущербу. Но это движение не могло решить все наболевшие вопросы и
удовлетворить земельный голод. Уравнительный дележ земли часто вызывал споры
и столкновения между волостями и сельскими общинами, зачастую вооруженные.
Первые коллективные хозяйства стали возникать в 1917 г., к концу 1918 г. их
земли составляли 7% от всей площади. В них вступали в основном беднейшие
крестьяне и они играли скорее идеологическую, чем экономическую роль. После
1917 г. власть Советов устанавливается в Мордовии в январе-марте 1918 г. За
редким исключением Советы взяли власть на мордовской земле безболезненно.
Весной 1918 г. начали формироваться органы власти на селе — комбеды и
продотряды, но их создание натолкнулось на сопротивление значительной части
крестьянства, против выступили организации левых эсеров, пользующихся
поддержкой крестьян. Наличие на селе параллельных органов власти — комбедов и
волостных Советов вызывало конфронтацию. Комбеды занимались реквизированием
хлеба, перераспределением земли, сельхозинвентаря, организовывали артели и
коммуны. В тех волостях где комбеды брали власть в свои руки, они выполняли и
функции волостных Советов. Осенью 1918 г. было принято решение о перевыборе
Советов под контролем комбедов и роспуск последних. Таким образом
коммунистами была создана жесткая централизованная система управления.
Крестьянские Советы находились под неусыпным контролем местных партийных
ячеек и не имели полной самостоятельности. Мордва позволила большевикам
установить свою систему власти, поддержав Декларацию прав народов России,
обещавшую отмену национальной дискриминации.
Гражданская война стала настоящей трагедией для всех народов России. В
районах Пензы и Самаре происходили крупные события по подавлению мятежа чехов
и словаков, который закончился разгромом и расстрелом мятежников. Большую
роль в этом сыграла дивизия Чапаева — легендарного героя сына крестьянина-
мордвина. В его дивизии входило много мордвы. С другой стороны в белом
движении было тоже много представителей мордвы. В результате гражданской
войны и политики «военного коммунизма» производительные силы страны были
Страницы: 1, 2