Статья: История развития Феминизма в России

дешевле. На какое-то время это стало модным. В Одессе появилось даже

"Общество ситцевых платьев".

На несколько десятилетий образованные женщины, с претензией на "другую"

жизнь, или как тогда говорили ^женщины с тенденциями^, оделись в своеобразную

униформу: черное шерстяное платье (в противовес светлому шелку аристократок)

без всяких украшений, иногда с белым воротничком и манжетами. Зачастую, как

нигилистки, стригли волосы. В таком внешнем облике нашло отражение и

материального положения и жизненные установки "новых" женщин

- стыдно тратить деньги на женские прихоти, гг. Их решимость, выраженная как

в их внешнем виде, так и в их деятельности - в частности, участие в

Слепцовской коммуне на Знаменской улице (1863 г.), в которой проживали

совместно и мужчины и женщины, их просветительская, литературная

деятельность, а иногда и ничегонеделанье - перепугали насмерть российскую

интеллигенцию, вызвали к жизни особую "антинигилистическую" литературу.

Это романы Н.С.Лескова "На ножах" (1870-1871), "Некуда" (1864), Клюшникова

В.П."Марево" (1869); Вс.В.Крестовского "Папургово стадо" (1869) - обличали

нигилизм, новую идеологию, ее носителей. Особенно в невыгодном свете решены

образы женщин, ищущих свой путь в жизни. Осуждался ими выбранный путь -

участие в "общем деле".

Одновременно предпринималась попытка идеализации традиционного женского

образа. Но она проходила с трудом. Положительные героини выходили весьма

условными и схематичными на фоне с блеском описанных барышень и барынь,

мучающихся скукой и впадающих в грех общественной активности.

Вопросы любви, семьи, брака, будущего русской женщины были настолько

актуальны, что мимо них не мог пройти ни один литератор. Писатели

вглядывались в окружающую действительность, фиксировали новые явления,

пытались их понять, дать оценку, зачастую противоречили себе, меняли свои

взгляды... Они исследовали женскую жизнь различных классов, социальных слоев,

социальных групп. Купечество -А.Н.Островский "Гроза" (1852) и др.

произведения; крестьянство - А.Д.Писемский "Горькая судьбина" (1859),

А.Н.Некрасов "Саша" (1855). Мещанская, чиновничья среда исследовалась

Н.Помяловским "Молотов" (1861), "Мещанское

счастье" (1861); А.Ф.Писемским "Тысяча душ" (1858), "Виновата ли она?"

(1855). Дворянская среда - И.С.Тургеневым "Рудин" (1856), "Накануне" (1860),

"Новь" (1878), Гончаровым

- "Обломов" (1857 - 1858) "Обрыв" (1860). Жизнь героинь всех этих романов

предстала перед

читателем полной неудовлетворенности. Они протестуют против тирании

патриархальной семьи, томятся от вынужденной бездеятельности, стремятся к

независимости, самостоятельности, служению "общему делу" . . .

Наметившееся с начала XIX в. в русской литературе "ядовитое презрение к

мужчине (еще с пушкинского "Евгения Онегина"), и уже не отвечавший духу

времени идеал женщины -Татьяны Лариной, привели к поиску идеала,

положительного образа женщины. В русской литературе появилась череда образов

мужчин, образованных, но слабых духом и женщин сильных духом, готовых к

действию, но скованных общественными установками, отсутствием знаний и

социального опыта, ищущих в мужчинах учителей и разочаровавшихся в них. Это

Обломов и Ольга Ильинская в "Обломове", помещик Агарин и Саша в "Саше"

Некрасова.

Литература фиксирует девальвацию ценностей брака и семьи в глазах женщин. Но

что взамен? Писатели не могли найти ответа. В поисках выхода они предлагают

решения малореальные, соединяя русских женщин узами брака с иностранцами и с

их помощью решают проблемы женщин. Елена Стахова из "Накануне" уезжает с

болгарином Инсаров служить чужой Отчизне, а Ольга Ильинская из "Обломова" в

браке с русским немцем Штольцем открывает в себе деятельную личность и

активно содействует делам мужа.

Влияние литературы на общественную жизнь России всегда было велико, так как

это был практически единственный канал распространения информации и новых

идей.

Художественная литература ввела термины, которые стали обозначать

представителей различных общественных движений, представителей того или иного

социального явления: "кисейная барышня", "нигилист", "нигилистка", "новые

люди".

"Тургенев создал слово "нигилист"... Помяловский создал выражение "кисейная

барышня", хотя и не пользующееся подобно слову "нигилист", всесветской

известностью, но всероссийской несомненно. Получить в 60-х гг. прозвание

"нигилист", "нигилистки" было почетно, "кисейная барышня" - позорно, " -

писала шестидесятница Е.А.Штакеншнейдер .

Конечно, такое отношение было лишь в среде людей, сочувствующих переменам,

содействующим им. Основное население страны с ужасом наблюдало

происходящее. "Все пошло в переборку" говорили в то время, имея ввиду, что

все подвергалось критическому переосмыслению начиная с основ российской

государственности, религиозных воззрений, моральных норм вплоть до проявлений

во внешнем облике.

В контексте идеи отмены рабства, ценности человеческой личности была поднята

проблема изменения отношений между мужчиной и женщиной в браке, семье,

вплотную подошли к постановке вопроса об общественной деятельности женщин.

Изменение положения женщин в обществе рассматривалось как необходимый шаг на

пути реформ.

Общий кризис отразился на состоянии семьи. Старая модель семьи -

патриархальная, тирания которой угнетала и мужскую и женскую личность,

вызвала к жизни мощный протест со стороны молодого поколения. Особенно

угнетенное положение в семье занимала женщина, зависимая экономически,

социально и психологически. Вся женская судьба находилась в прямой

зависимости от мужчины: отца, мужа, братьев.

Молодое поколение пересматривало морально-этические нормы, зафиксированные в

"Домострое" и перешедшие в

" Штакеншнейдер Е.А. "Дневники и записки" (1854-1886), М., Л., 1937, С.292.

официальную идеологию, частично в Свод законов Российской империи.

Разрыв молодого поколения со старым, проблема "отцов и детей" стала

характерной чертой 60-х гг. XIX в. Семья воспринималась молодежью обоего пола

как препятствие к личной свободе. "Мне то и дело приходилось быть

свидетельницей, как молодежь обоего пола уходила из-под родительского

крова", -вспоминала шестидесятница Е.Н.Водовозова^.

Об этом писала и С.Ковалевская: "Можно сказать, что в этот промежуток

времени, от начала 60-х до начала 70-х гг., все интеллигентные слои русского

общества были заняты только одним вопросом: семейным разладом между старыми и

молодыми. О какой дворянской семье ни спросишь в то время, о всякой услышишь

одно и то же: родители поссорились с детьми. И не из-за каких-нибудь

вещественных, материальных причин возникали ссоры, а единственно из-за

вопросов чисто теоретических, абстрактного характера. "Не сошлись

убеждениями!" - вот только и всего, но это "только" вполне достаточно, чтобы

заставить детей побросать родителей, а родителей отречься от детей. Детьми,

особенно девушками, овладела в то время словно эпидемия какая-то - убегать из

родительского дома. В нашем непосредственном соседстве пока еще, бог миловал,

все обстояло благополучно; но из других мест уже приходили слухи: то у того,

то у другого помещика убежала дочь, которая за границу - учиться, которая в

Петербург - к "нигилисткам"^. Толкали девушек на уход из дома не только

экономические причины, но и появившееся понимание права на собственное ^я",

и осознание ценности своей личности, и ощущение деспотизма патриархальной семьи,

протест против рутинной жизни в рамках этой семьи с необходимым подчинением как

определяющим моментом женской жизни. Кризис семьи вылился в пренебрежении к

официальному, единственно признаваемому законом, церковному браку.

Пренебрежительное отношение к закону, ценностям и нормам предшествующих

поколений мы можем видеть в массовом распространении среди молодежи

фиктивного брака, использовании церковного брака как средства высвобождения

женщин из плена семьи. То, что фиктивный брак стал только что не

разновидностью обычного брака в среде русской интеллигенции, свидетельствуют

многочисленные мемуары современников. "Фиктивные браки с целью освобождения

генеральских и купеческих дочек из-под ига семейного деспотизма... сделались

обыденным явлением жизни", -утверждал Скабичевский А.М/°

"Фиктивный брак был, конечно, мерой отчаянной", - писал Шелгунов. - "Он

являлся последним средством для выхода, когда не оставалось никаких других

средств. Конечно, он был явлением ненормальным, но ведь и порядок, вызвавший

его, был тоже ненормальным. . . " ^. Традиционный, иерархический брак

перестал

соответствовать изменившимся нормам жизни. Такие известные женщины, как

М.В.Трубникова, Е.И.Конради, В.Н.Фигнер,

» Водовозова Е.Н. К свету (из жизни людей 60-х годов). - Голос минувшего,

1916^4, с.5. ^ Ковалевская С. Воспоминания. Повести. М. 1974, с. 57. ^

Скабичевский А.М. Литературные воспоминания. М., Л., 1928, С.249-250. II

Шелгунов, Шелгунова, Михайлов. Воспоминания. М., Л., т. 1, с. 140.

княгиня-нигилистка З.С.Оболенская, писательница Е.В.Салиас де Турнемир,

О.Р.Скарятина^ были инициаторами разрыва с мужьями, прежде всего по

"несогласию во взглядах".

Уход женщины от мужа стал явлением возможным, почти что обыденным и

соответственно воспринимался современниками.

Поиски идеала супружеских отношений, новых форм брака шли в среде дворянской

и разночинной интеллигенции. Большинство соглашалось с мнением, что старая

семья с ее писанными и неписаными законами, нормами поведения, духом

подчинения себя изжила, что нужна новая, построенная на более разумных

началах.

В демократических рядах не было сомнений в необходимости реорганизации

семейно-брачных отношений. Проблема была разработана прежде всего

Чернышевским. По Чернышевскому, чтобы добиться свободы и равенства в будущем,

нужно бороться с проявлениями рабства, начиная с личной жизни, с семьи,

положения в ней женщины.

В своем дневнике Чернышевский писал: "По моим понятиям, женщина занимает

недостойное место в семействе. Меня возмущает кроме того неравенство. Женщина

должна быть равна мужчине. Но когда палка была искривлена в одну сторону, чтобы

выпрямить ее, должно много перегнуть в другую сторону. Так и теперь:

женщины ниже мужчин. Каждый порядочный человек обязан по моим понятиям ставить

свою жену выше себя - этот временный перевес необходим для будущего равенства."

т.е. Чернышевский предлагает "позитивную дискриминацию" женщин, необходимую

для их самоутверждения, психологической адаптации в обществе в новых ролях.

Равноправность женщины в браке - вот основополагающий принцип. Право женщины

следовать своему чувству - другой. Как безусловное составляющее пути

освобождения женщин - полная, безграничная свобода женщины в отношении самой

себя, по выражению Чернышевского "...о праве сердца быть всегда свободным."

Речь идет о свободе выбора в сексуальной сфере, в которой особенно сильно

табуирована жизнь женщины в традиционной культуре. В которой женщина была

скована моралью, традицией, обычаями и свободой мужчины.

Позиции различных общественных движений в отношении "женского вопроса" были

различны. Сторонники решения "женских" проблем, а это кроме консерваторов -

представители всех направлений в общественных движениях, были едины в том,

что надо выводить женщин из зависимого положения, поднимать их значение в

обществе.

возникновения ^Ж^Н^КЯХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДВТрК^НИЙ.

Новый общественный подъем начался в 1856 г. Смерть Николая 1, совпавшая с

поражением в войне, была воспринята как конец произвола. Начался процесс

активизации общественных сил страны. Определились направления в общественном

движении.

12 Павлюченко Э.А. Женщины в русском освободительном движении. М., 1988, с.

70-71.

Начальный этап либерального движения, в рамках которого зародилось женское

движение, пришелся на 1857 - 1 половину 1858 г. В это время формулируются

идеи движения, выделяются его центры, создаются различные кружки - в 50-х гг.

XIX в. в Москве и Санкт-Петербурге образовалось много кружков

единомышленников, в которых приняли участие женщины, создавшие затем и свои

кружки.

Из демократических рядов исходили идеи, что женщина должна активно

участвовать в жизни общества, что нельзя ограничивать ее сферой узкосемейных

интересов. Рупором этих идей был журнал ^Современник^ - печатный орган

революционно-демократических сил, один из наиболее популярных и читаемых

журналов той поры. Именно на его страницах и началась дискуссия по женскому

вопросу. Лагерь либералов продолжал эксплуатировать тему

общественного значения женщины как воспитательницы молодого поколения ". По

сути женщину ориентировали на выполнение все тех же традиционных ролей, но в

более расширенном виде, в более качественном исполнении.

Либеральная тенденция плавно переходила в охранительную. Женское мнение также

прозвучало в прессе. Первая русская феминистка, одна из первых в России

женщин - экономистов, публицист М.Н.Вернадская^ подняла вопросы женской

трудовой деятельности на страницах журнала "Экономический указатель". Она

ратовала за возможность выбора женщиной жизненной стратегии, считала, что

традиционная жизненная программа женщины обедняет ее жизнь: "Нельзя из каждой

женщины сделать хозяйку и воспитательницу"^.

Но в России, с ее феодально-сословным устройством, с барским пренебрежением к

труду со стороны привилегированных сословий, все эти призывы выглядели

утопично. Не удивительно, что русские женщины стремились исключительно к

умственному труду. Это был прорыв, который не оценили современники.

Вернадская рано умерла, не успев в полной мере раскрыться как исследователь.

Признанными теоретиками "женского вопроса^ стали прежде всего М.Л.Михайлов и

Д.И.Писарев.

В 1860 г. "Современник напечатал статью М.Л.Михайлова "Женщины, их воспитание

и значение в семье и обществе"^, которая создала Михайлову славу "творца

женского вопроса" и вывела "Современник^ в лидеры.

Михайлов объявлял процесс продвижения общества в сторону женской эмансипации

самой главной характеристикой переживаемого времени. Ратовал за

преобразование женского воспитания, обучения, предоставление женщинам доступа

ко всем видам деятельности, гражданских прав. Видел в этом путь выхода из

кризиса.

Возможно, что такой ярко выраженный феминистский взгляд на общественные

процессы сложился у Михайлова под влиянием французской феминистки Эжен

Д^Эрикур, с которой Михайлов

^ Письма к русской женщине А.Х-ва. - Журнал для воспитания, 1857, т.1

Кривошеий М. Значение женщины. - Светоч, 1860, М 7. Соколовский Н. Наша женская

литература. - Светоч, 1860, № 12.. ^ Вернадская Мария Николаевна (Шингарева),

1832-1861. ^ Там же, с.89. ^ М.Л.Михайлов. - Современник, 1860,

^ 4.

познакомился в Париже в 1858/59 гг. и которая утверждала, что ^Если мы хотим

освободить мужчин и вообще человечество, необходимо, чтобы женщины стали

свободны, образованны, начитаны и могли бы расцвести в соответствии с

собственным духом"".

"Современник" поднял тему поисков реальных путей решения. Журнал первым

поставил вопрос о необходимости высшего образования для женщин в России.

"Надо учиться, учиться в той же мере, в какой учится мужчина"", "Вы

сделаетесь умными, мыслящими и полезными людьми..."^, "Участие в труде и

промышленности, в науке и искусстве вообще должно быть доступно каждому

совершеннолетнему члену общества"^ - декларировали демократы.

С другой стороны революционные демократы - Чернышевский, Добролюбов, Писарев,

Слепцов связывали решение женский проблем с решением социально-

экономических проблем страны, рассматривали "женский вопрос" как один из

многих социальных вопросов, которые нужно решать одновременно. Это была

наиболее характерная точка зрения для русской общественной мысли.

Либеральный лагерь предлагал менее радикальный путь решения экономических

проблем женщин. Со стороны юристов (Кавелин, Любавский, Беляев, Мотовилов и

др.) раздавалось требование пересмотреть законы наследования в интересах

женщин, как один из путей нахождения средств к существованию женщин

привилегированных сословий^.

В либеральных кругах вызревала идея о необходимости социального призрения

определенных категорий женщин.

Появление в 1863 г. романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?" Не могла быть

расценена иначе, как появление учебника жизни, нового Евангелия для

прогрессистов, проповеди разврата - для консерваторов, тем более, что

появился он на страницах "Современника". Роман пользовался бешеным успехом,

имел длительное влияние на современников.

Вопросы положения женщины, образ "новой" женщины, вопрос о фиктивном браке,

как одном из путей выхода женщины из-под родительской опеки, о "новой" семье,

о новых взаимоотношениях между супругами, о труде женщин и его значение в

жизни женщины, о женских трудовых ассоциациях (артелях) основанных на новых

без эксплуатационных началах - вот круг проблем на которые роман давал ответ.

Н.Г.Чернышевский знал о существовании реальных женских артелей и по сути дела

в художественной форме распространял этот опыт.

Особенно важно было то, что главной героиней романа была женщина, которая

находила счастье в трудовой деятельности. Героиня Чернышевского знала выход -

это было занятие "неотступным делом". Через то она стала самодостаточной

личностью, главным действующим лицом в своей собственной жизни. Пример

вдохновляющий.

^ Шелгунов Н.В., Шелгунова Л.П., Михайлов М.Л. Указ.соч., т.2, с.76. ^ М.Л.

Михайлов. - Современник., 1861, №4. ^ Д.И.Писарев. Сочинения: в 4-х тт., М.,

1956, т.З, С.212. ^М.Л. Михайлов. Сочинения в 4-х тт., М, 1956, т.З, с. 428.

МЛ.Михайлов. - Современник, 1860, М 4, С.473. 21 Ограничения в наследовании д

ля женщин существовали до 1912 года.

Что же это за дело? Чернышевский рекомендовал своей героине и через нее всем

читающим женщинам заняться учением: медициной, присутствовать на операциях (что

было возможно в 60-е годы); создавать артели и трудиться в них не благо женщин

с более низким социальным статусом, выполняя в их среде роль наставницы,

учительницы жизни. Он увидел в реальной жизни новые формы социальной

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты